Тот момент в эстрадном номере , который вызывает взрьп комический эффект и который выражен через слово , — есть приза . — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тот момент в эстрадном номере , который вызывает взрьп комический эффект и который выражен через слово , — есть приза .

2021-03-17 125
Тот момент в эстрадном номере , который вызывает взрьп комический эффект и который выражен через слово , — есть приза . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По преимуществу реприза является принадлежностью р вых жанров. «Практически девяносто пять процентов малой матургии, — писал В. Ардов, — относятся к комическим жан Происходит это потому, что зритель требует от разговорных; ров эстрады и цирка развлекательности, занимательности и,i всего, смеха <...> Мы предлагаем момент, вызывающий смех звать комическим узлом. Реприза — это один-единственный мический узел, так сказать, в чистом виде»1.

Реприза является принадлежностью многих жанров, только речевых. Так, словесная реприза часто используется в упаде, в оригинальных жанрах. Поэтому глава о репризе п< щена в первый раздел как касающаяся общих вопросов ре) суры эстрадного номера, характерных для многих жанровых новидностей эстрады.

Вообще изначально «реприза* — музыкальный термин, торый в переводе означает повтор музыкальной фразы, как то фрагмента, нечто вроде рефрена в куплете. В цирковой микологии реприза — это клоунское антре, интермедия ме номерами циркового представления. В концертном конфер;

96


5. Реприза пак вербальный компонент (омического в эстрадном номере

— краткий юмористический сюжет, «заход» на следую-

или -8ВЫХОД» из предыдущего.

эиза — неотъемлемое свойство разговорных жанров эст-'.Она может находиться внутри как монолога, так и парно-еранса, она может быть разыграна как маленькая, совсем 1ая сценка. Но даже разыгранная, она всегда содержит вербальный момент, что и делает ее собственно репри-г, к примеру, одна из известных реприз В. Гущинского:

«Гущинский вдруг распахивал полы пиджака, так, чтобы всем па видна подкладка. А там — господи! — у него, как на витрине,! веревочках висели колбасы, окорока, сосиски, из одного внут-инего кармана торчали бутылки водки, из другого куры... словом, пиджак, а Елисеевский магазин. Выждав, пока ошеломленная;мублика все это как следует разглядит, он говорил:

—   Я молчу, потому что у меня все есть. А вы чего молчите?*5

г Реприза может звучать в куплете или музыкальном фелье-. К таким репризам часто прибегал известный конферансье 1уравский:

«Как будто невзначай прервав фельетон, Муравский с ирони­ческой улыбкой застенчиво говорит:

—   Сейчас я буду петь.

И дальше — после короткой паузы:

—   А что вы удивляетесь? Теперь все поют. Голоса не надо»3.

Реприза может существовать и самостоятельно в виде от-ьной реплики конферансье.

Некоторые известные деятели и исследователи искусства эс-(в частности В. Ардов) считают, что репризу в обязатель-1 порядке характеризует следующее качество: она смешна сама»себе вне контекста номера.

За я шутка и острота, любой действенный трюк, способные выз - • смех аудитории вне дальнейшего или предшествующего кон - кета или действия, называется репризой... Реприза — это не вся - i комический узел, а лишь тот, который имеет самостоятельность (теме, в сюжете» 4.

Это действительно так. Но ведь мы знаем немало примеров, t когда реприза успешно встраивается в сюжетный и смысловой контекст происходящего.

97


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

Определение репризы как самостоятельной смеховой единицы верно, но не ограничивает возможности ее использования только отдельной ее подачей, вне общего контекста.

Конечно, реприза — это в какой-то степени есть игра слов. Однако если она остается только игрой слов, то может превра­титься в весьма плоскую, глупую, а зачастую и пошлую шутку. Настоящая реприза — это в первую очередь — игра ума, которая находит выражение в игре слов. Ведь именно от выражения «ос­трый ум» и происходит понятие «остроумие». Когда публика слышит хорошую репризу, она в первую очередь ценит в ней интересную мысль, поданную при помощи игры слов, неожидан­но, с интересным поворотом, с остроумным сочетанием слов. Поэтому здесь действует общее правило: вначале мысль, потом — слово.

Чистое же зубоскальство, которое, к сожалению, имеет мес­то на эстраде, как бы оставляет качество ума за скобками. Зна­менитое «на улице идет дождь, а у нас идет концерт» есть при­мер такой формальной игры слов, за которой нет никакого смыс­ла (поэтому эта реприза и использовалась в «Необыкновенном концерте» С. Образцова в качестве пародийной). При таком по­строении «репризы» очень трудно соблюсти хороший вкус.

Режиссеру важно понимать:

Слово не может быть комичным само по себе. Оно становится та­ ким только тогда, когда отражает черты духовной жизни.

Чаще всего для построения репризы используются три вида словесных комических конструкций: каламбур, парадокс, ирония.

Каламбур

Каламбур представляет собой один из видов остроты. В «Словаре русского языка» Ожегова находим следующее опре­деление:

«Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слое» 5. Каламбур стро­ится на «звуковом сходстве при различном смысле» '.

98


••• a S. Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номере

Именно двусмысленность во многом и вызывает смеховой ект. Вот пример одной студенческой шутки:

ВОПРОС: Что общего между Остапом Бендером и белкой? ОТВЕТ: То, что стул у них ореховый.

Здесь обыгрывается одинаковое по звучанию, но разное по «слу в данном контексте слово «стул*. Возникает двусмысли-. И вот здесь-то сочинителя каламбуров подстерегает серьез-[ опасность. Этот пример был приведен как раз, для того что-i эту опасность продемонстрировать: двусмыслица очень час-тянет нас на дурновкусие, а этого артист эстрады должен чески избегать. Подобная реприза может вызвать смех, но при ом как-то неловко становится за артиста, который ее произно-г. Вместе с тем, множество каламбуров основано на простова-1 народном юморе: «Мне неоднократно приходилось слы-гь, замечает И. Виноградский, — что каламбур — это низший, юмора. Не желая обсуждать сам вопрос о праве навешивать шки на то или иное реально существующее в жизни явление, ачу обратиться к самой сути дела. Даже беглый взгляд показы-Евает, что игра слов, принимающая на себя ту или иную смысло-Гвую нагрузку, существовала во все времена в любом языке. Что: касается русского народного творчества — песен, частушек, анек-| дотов, сказок — то их просто не существовало бы без каламбу­ров, перевертышей самого различного рода»7.

В каламбуре проявляется важное качество остроумия вооб­ще — умение быстро находить и применять узкий, конкретный, буквальный смысл слова и заменять им более обширное и ши­рокое значение.

Чаще всего каламбур не преследует цели вскрыть какие-то недостатки. Это скорее безобидная шутка. Однако каламбур мо­жет иметь не только характер добродушной шутки, но может стать резким и чрезвычайно действенным орудием. Как насмешка каламбур способен убивать. Он может иметь и оскорбительный характер, чего артист эстрады не может себе позволить.

Сам по себе каламбур не может быть ни нравственным, ни безнрав­ ственным: все зависит от способа его употребления, от личностной позиции каламбуриста, от того, на что направлен каламбур.

99


Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

Так, направленный против отрицательных явлений жизни, он становится острым и метким оружием сатиры. Еще одно важное обстоятельство:

Как бы ни был каламбур - реприза хорош сам по себе, он должен соответствовать обстановке, времени и происходящему событию.

Вот пример того, как при несоблюдении этого условия ка­ламбур выглядит совершенно неуместным.

«Петр Андреевич Каратыгин. — пишет М. Шевляков, — бу­квально никогда и нигде не мог обойтись без остроты или калам­бура. Даже при похоронах своего брата, знаменитого трагика В. А. Каратыгина, несмотря на всю печальную обстановку, он не мог удержаться от каламбура и сказал, пробираясь сквозь толпу наро­да: „Позвольте, господа, добраться до братцах"»".

Парадокс

Второй вид эстрадной репризы — реприза-парадокс, которая довольно близко примыкает к каламбуру. Но есть и отличие.

Парадокс — это такое суждение, в котором сказуемое противоре­ чит подлежащему или определение определяемому.

«Все умники дураки, и только дураки умны*-. На первый взгляд, такие суждения лишены смысла. Но часто оказывается, что путем парадокса как бы зашифрованы некие особо тонкие мысли. Вот примеры парадоксов О. Уайльда (которые, кстати, показывают, насколько парадокс близок к каламбуру):

«Все говорят, что Чарльз — ужасный ипохондрик, А что это, собственно говоря, значит? — Ипохондрик — это такой человек, который чувствует себя хорошо только тогда, когда чувствует себя плохо.

Холостяки ведут семейную жизнь, а женатые — холостую.

Ничего не делать — самый тяжкий труд.

Эта женщина и в старости сохранила следы изумительного своего безобразия.

Самая большая опасность — быть совращенным на путь доб­родетели.

Лучшее средство избавиться от искушения — поддаться ему»9.

100



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.