Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-08-20 | 792 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Само исполнение осетинских сказаний о нартах певцами и рассказчиками, само восприятие слушателями подчеркивают одну из привлекательнейших особенностей нартского эпосасвоеобразное слияние глубокой первобытности и вместе с тем свежести. Исследователи давно отмечали то особое благоговейное внимание, с каким осетины слушают рассказы о подвигах своих излюбленных героев — нартов. Однако нельзя не подчеркнуть, что в высшей степени серьезное по своей сути отношение к героям и событиям нартского эпоса сочетается в слушателях с каким-то интимным восприятием их, как будто эти герои далекой старины—-в то же время близкие их знакомцы. Живости восприятия содействует и характер исполнения. Эпическое повествование нередко прерывается возгласами самого певца —прямым обращением к аудитории. Особенно часто это бывает в рассказе о схватке с врагом. Повествуя о том, как Батрадз при встрече с обидчиком нартов — наглецом Алафом раздробил ему руку мощным пожатием, народный певец выражает пожелание, обращенное прямо к слушателям: «Всем вашим недругам такого пожатья!» («Батрадз и сын кривого уаига» !). Подобного рода эмоциональные обращения к слушателям можно найти в сказании о битве нартов с сыном владетеля Хызовской крепости, а также во многих других сказаниях. И надо видеть, как живо откликается аудитория на эти прямые обращения к ней!
1 «Нартские сказания. Осетинский народный эпос». М., 1949. Все дальнейшие цитаты даются по этому изданию.
Жизненность и острота восприятия осетинских нартских сказаний поддерживаются еще и тем, что на территории Северной Осетии есть множество мест, связанных по своим названиям с нартами. В Куртатинском ущелье есть древнее кладбище, носящее название Нартского кладбища, и, конечно, когда певец передает своим слушателям рассуждения старого Урызмага о том, что нарт, бесславно кончающий свою жизнь, неспособный совершать подвиги, «на нартском кладбище недостоин лежать», — то все сказание «Последний поход Урызмага» и образ состарившегося нарта воспринимаются особенно наглядно и остро благодаря ассоциации с Нартским кладбищем Куртатинского ущелья, местом, где многие бывали и о котором многие слышали. Тдм же, в Куртатинском ущелье, есть и другое место, связанное преданием с нартами и именуемое Нартским нихасом. Те, кто видел Нартский нихас или же знает о его существовании, может особенно наглядно представить себе, например, как в сказании об Ацамазе и Агунде, нарты, сошедшиеся на собрание — нихас, любуются оттуда молодым Ацамазом, идущим со своей свирелью на Черную гору, к красавице Агунде. Величие и прелесть горной природы, занимающей столь большое место в художественном мире этого сказания, воспринимаются при таких условиях с особенной жизненностью. Точно так же и трагическая гибель нарта Сослана может соединяться в восприятии слушателей с представлением о Могиле Сослана, как называется один старинный надземный склеп около селения Нар, — а ведь в сказании о Сослане могиле умершего нарта отведено очень большое значение даже в чисто сюжетном плане. На этой могиле юный Харафырт, отомстивший за своего родича Сослана его погубителю — страшному колесу Бальсага, укрепляет побежденное колесо в виде надгробия. Там же, на могиле, свершается й посмертная месть Сослана своему обидчику Сырдону: мертвый Сослан через отверстие в гробнице поражает Сырдона, пришедшего глумиться над его прахом. Наличие в Осетии «нартских» местностей и памятников материальной культуры — не только свидетельство былой широкой распространенности нартского эпоса, но и немаловажный фактор его современной жизни, его современного восприятия.
|
|
Интерес к нартскому эпосу оживляется отчасти и благодаря тому, что он впитал в себя многие особенности повседневной народной жизни, народной психологии.
Нартских героев не назовешь обыкновенными людьми. Они обладают сверхчеловеческой силой. Они связаны своим происхождением с миром фантастических существ, постоянно общаются и даже сражаются с ними. И все- таки это люди. Жизнь нартов, с ее повседневным бытом, с хозяйственными заботами и дружескими пирами, с мирными беседами и жестокими распрями — это человеческая жизнь, всякому понятная. Герои нартского эпоса не отпугивают своим величием, хотя и совершают необыкновенные подвиги.
Идеализация нартских образов не убивает в них чисто человеческого обаяния. Нарты — не воплощение различных доблестей, но живые люди, со своеобразными чертами характера. Скупо, но метко обрисованы в нартских сказаниях эти герои — одного нарта не спутаешь с другим. В художественном сознании осетинского народа необычайную четкость сохраняют все основные персонажи нартского эпоса: выносливый и предусмотрительный,
^склонный к раздумью старый Урызмаг; горячий и прямодушный Батрадз; изворотливый и озорной Сырдон, спокойная, не теряющаяся ни при какой опасности Сатана, чувствительный и вспыльчивый Ацамаз.
Нарты не лишены слабостей и недостатков. Даже Урызмаг, полный мудрости и благородства, лучший из нартских мужей, как вынуждены признать все нарты в сказании «Урызмаг и кривой уаиг», — и тот, например, оказывается способным поддаться раздражению и решает развестись с Сатаной, за что и получает от нее урок супружеской привязанности. Сослан, при всем своем уме, бывает опрометчив и часто забывает об осторожности, — в этом его недостатке отдает себе отчет его жена Бедоха.
Слишком ты неистов, уж очень ты яростен, —
При ярости такой легко ли уцелеть! —
говорит она Сослану, и опасения Бедохи оправдываются.
Нечего и говорить о Сырдоне — это злоязычник, выдумщик всяческих козней, и поделом подвергается он суровым наказаниям со стороны своих же нартов.
Разнообразны характеры нартов, разнообразны и их интересы, не сосредоточенные на одних только схватках с врагами. В каком-то радостном самозабвении предаются нарты своей излюбленной пляске — симду; Сослан, состязаясь в пляске с Челахсартагом, пляшет на круглом столе —фынге, не роняя с фынга ни крошки на землю, затем пляшет по краям чаши, пляшет с полным кубком на голове. Такое же большое место в жизни нартов занимает и музыка. Батрадз, подвергаясь длительной закалке в небесной кузнице, просит кузнеца Курдалагона дать ему фандыр, чтобы, наигрывая на нем, скоротать время. Владыка зверей Афсати дарит нарту Аца, в благодарность за его гостеприимство, вечную свирель, а юноша Ацамаз, получив эту свирель по наследству, так чудесно играет на ней, что вся природа — леса, луга, звери — пробуждается от зимнего сна к весенней радости. Сауай, сын Кандза, наигрывает на фандыре у дома Урызмага, давая этим знать о своем приходе. В «Сказании о том, как появился фандыр» говорится, как Сырдон после гибели своей семьи изливает скорбь, играя на фандыре.
|
Большую человечность и простоту придают обликам нартов и бытовые детали, во множестве рассыпанные по* нартскому эпосу. Нарты заботятся о добывании пищи, о подыскании новых пастбищ для своего скота, строят хадзар (дом) для нартских собраний. Хамыц запасает ткани себе на одежду. Сырдон выманивает у кого-то кусок сукна для своих нужд. К Сырдону на угощение набиваются его приятели, под предлогом поминок по его родичам, а то и ссылаясь на наступающий конец света. Сатана, обращаясь за помощью к чудесному ястребу, обещает ему в награду лучшую курицу из своего курятника. Сослан, даже возвращаясь из Страны мертвых, не забывает о бытовых нуждах и при виде клубка пряжи, валяющегося на земле, хочет подобрать его для Сатаны. Подобные бытовые черточки не раз уютно смягчают суровую монументальность нартских образов.
Смягчает ее и шутка, которую так любят нарты. Сырдон то и дело подшучивает над остальными героями нартского эпоса, он остер на язык, проказлив, умеет иг^ рать на слабых струнках своих врагов или приятелей, — недаром до сих пор в Осетии часто дают прозвище Сырдон какому-нибудь завзятому остроумцу и шутнику. Да и другие нарты непрочь пошутить, посостязаться с Сырдо- ном в остроумии и всяческих проказах, одурачить даже самого Сырдона. С такого одурачивания начинается, например, сказание «Поездка нартов», в котором безлошадный Сырдон опрометчиво согласился отправиться в путь с нартами, положившись на обещание: «Ты пешком — мы верхом, мы верхом, ты — пешком», не заметив, что такая, с виду великодушная, формула ничего, кроме возможностей пешего хождения, ему не сулит.
|
На лукавой игре словами построена в этом же сказании и проделка почтенного Урызмага. Переплывая на своем коне через реку, а Сырдону разрешив держаться при этом за конский хвост,—Урызмаг как бы невзначай спрашивает Сырдона, где следует остригать себе ногти, и воспользовавшись его разъяснением — «Где вспомнишь про ногти, так тут же и стриги», — буквально «тут же», остановив коня среди реки, стрижет себе ногти на руках и ногах, предоставив Сырдону плескаться меж тем в холодной воде.
Даже прямодушный Батрадз —и тот не отказывает себе в удовольствии посмеяться над своим противником и, учтиво приветствуя Алафа (в сказании «Батрадз и сын кривого уаига»), жмет ему руку с такою силой, что рука раздробилась:
Как яйцо воронье скорлупкой хрустнуло!
Нартские женщины не отстают от мужчин в способности бросить, когда придется кстати, задорное и острое словцо, потешиться над своим собеседником. Красавица Акола, завлеченная хитростью Урызмага на вершину горы, где нарты пляшут симд, отплачивает нартам за этот обман, находя для каждого приглашающего ее к танцу ядовитый и меткий ответ. Да и степенная Сатана, придравшись к тому, что ее супруг Урызмаг в сердцах велит ей взять с собою все, что ей хочется, но только покинуть его дом, — проявляет незаурядное остроумие и увозит с собою самого Урызмага, предварительно его напоив. Веселые шутки нартов друг над другом, порою бесхитростные, а порою тонкие и прихотливые; изобретательные издевки, находчивые ответы, хитрые выдумки, неистощимое балагурство, лукавые замечания, попадающие не в бровь, а прямо в глаз, остроумные и неожиданные решения, игра словами, шутейные перебранки — все это своеобразно расцвечивает тот мир героических подвигов,1 куда уводят сказания о нартах. Ирония и юмор переливаются в нартском эпосе всеми своими гранями, искрятся и сверкают всеми своими красками. По смелому привлечению комического начала в героические сюжеты нартский эпос занимает совершенно особое место в эпическом творчестве народов.
Однако в целом нартский эпос отнюдь не создает впечатления «приземлеиности» — напротив, он глубоко патетичен. Ни бытовые подробности повествования, ни человеческие слабости персонажей и даже отрицательные качества и неблаговидные поступки некоторых из них (особенно Сырдона), ни обилие комических элементов не снижают общего высокого тона нартских сказаний. Как ни развлекательны повествования о нартах, народ ищет в них не одного только развлечения. И для рассказчиков, и для слушателей нартский эпос — это своего рода святыня. Недаром эпитет «нартский» и сейчас служит в народном словоупотреблении лучшей похвалой, означая высшую степень какого-либо достоинства -г* силы, ума, храбрости, щедрости.
|
Живой интерес народа к нартскому эпосу, то значительное место, которое занимают нарты в народном сознании, отчасти, конечно, объясняются обаянием седой старины. От многих нартских сказаний веет дыханием древности. Хотя за многовековую свою жизнь этот эпос и вобрал в себя многие приметы все новых и новых времен, хотя его сюжеты и образы, несомненно, подвергались все новым и новым осмыслениям, хотя многие идейно-художественные особенности его не могли избегнуть существенных, коренных перемен, — однако, и в нынешнем своем виде он сохранил явственные черты древности. Безоговорочное почтение, с каким нарты относятся к мудрой Сатане, привыкнув обращаться к ней за помощью в самых трудных обстоятельствах, ее деятельность рачительной хозяйки, распространяемая на всех нартов, ее спокойная властность, весь ее величавый образ восходят еще ко временам матриархата. Глубокая древность чувствуется и в трактовке других персонажей нартского эпоса. Так, несомненно древнее происхождение величественных образов старцев, занимающих столь видное место в сказаниях о нартах, — седобородого Урызмага, всегда готового прийти на помощь нартам в трудную годину, мудрого наставника и заступника нартов; старого Аца, имя которого произносят с почтением не только нарты, но даже небожители; Магуйрага, дряхлого старца со слезящимися глазами, умеющего, однако, быть справедливым судьей и недаром приглашаемого Ацамазом и его братьями для раздела наследства.
Нартский эпос донес до нашего времени немало черт далекой старины, сохранил память о семейных отношениях, о повседневном труде, о хозяйственных заботах давних поколений; отразились в нартских сказаниях и древние верования, религиозные обряды, заклинания и т. п. В этом плане нартские сказания — своего рода «художественная археология».
И все же, если нартский эпос и сохраняет явственную генетическую связь с древними временами, когда он был создан, то интерес осетинского народа к своему эпосу определяется далеко не одной только любовью к родной старине. Нартский эпос — не исторический. Сюжеты и герои его овеяны дыханием старины, но сами по себе — это не исторические сюжеты и не исторические герои. Названия народов, с которыми нарты вступали бы в борьбу, почти не встречаются в осетинском эпосе,— в виде редких исключений можно указать на агуров, упоминаемых в сказании «Симд нартов» (о женитьбе Батрадза), да еще народ Терк-Турк.
Изображенные в нартском Эпосе события и персонажи во многих случаях фантастичны. Нарты сражаются с одноглазыми уаигами, с семиголовым чудищем Кандзар- гасом, с бесами-кадзиями, с небожителями зэдами и дуа- гами; они проникают в подводное царство Донбеттров, даже в Страну мертвых — к владыке мертвых Барастыру, даже на самое небо — к небесному кузнецу Курдалагону и к пребывающему в небесах богу домашнего очага! Сафе. Нарты и сами обладают сверхъестественными' свойствами— не только необычайной силой, которую надо рассматривать как типичную народно-поэтическую гиперболу, но и способностями колдовского характера: так, Сатана (в «Последнем походе Урызмага») своими заклинаниями поднимает снежную бурю, Сырдон не раз действует как оборотень, превращаясь то в кучу золота, то в шапку («Сослан в Стране мертвых»), то в старика, тб в старуху («Женитьба Сослана на Бедохе»). Несомненно, что основой многих фантастических персонажей мог здесь в свое время послужить и исторический материал, как это наблюдается в эпосе других народов —в частности, например, в русских былинах с их Змеем Горынычем или Идолищем поганым — собирательными образами врага, с которым борется народ. Однако вскрывать эту историческую основу — дело исследователей. Восприятие слушателей нартских сказаний, да н представления самих исполнителей, не осложняются, в огромном большинстве случаев, никакими конкретно-историческими толкованиями. Равным образом, как ни велико место, занимаемое в нартских сказаниях фантастикой, основной смысл сюжетов нартского эпоса не в полете фантазии. Как ни фантастичен мир, с которым общаются нарты, мир враждебный или дружественный им, какими чудесными свойствами или колдовскими способностями ни обладают они сами, нарты — люди, а не фантастические существа; жизнь нартов, с ее заботами, чувствами, интересами — это человеческая жизнь, только переведенная в некий идеальный план, насыщенная высоким нравственным пафосом.
Именно этот нравственный пафос нартского эпоса и придает ему поразительное единство. Нартские сказания в целом представляют собою как бы наглядный кодекс нравственных идей. Разнообразны и, казалось бы, разно- природны сюжеты нартского эпоса: повествование напоминает то сказку («Яблоко нартов», «Как Урызмаг и Хамыц разыскали своего деда Уархага»), то героическое предание («Последний поход Урызмага», «Батрадз и уаиг Пестрая Борода»), то новеллу («Как Урызмаг разводился с Сатаной», «Поездка нартов», «Как Сырдон обманул нартов»), то поэму («Ацамаз и красавица Агунда») или же в большинстве случаев — прихотливое сочетание нескольких жанровых форм. В нартском эпосе нет и событий, связующих все сказания в одно целое. Сказания объединяются в циклы, но и в пределах цикла, посвященного одному из героев (Урызмагу, Сослану, Сырдону, Батрадзу и др.), взаимная связь между событиями разных сказаний едва намечена, и в плане изображаемых событий каждое из сказаний представляет собою нечто самостоятельное и законченное.
Откуда же возникает впечатление единства всего нартского эпоса? Конечно, некоторое значение имеют здесь родственные связи между нартами (Батрадз —сын Хамыца, Ахсар и Ахсартаг — дети Уархага; Урызмаг и Хамыц — братья, они —внуки Уархага и т. п.). Некоторое значение имеет и то, что в рассказе о приключениях и подвигах основного героя цикла изображаются и другие нарты («Как Урызмаг и Хамыц разыскали своего деда
Уархага», «Как Батрадз спас именитых нартов», «Как появился фандыр» и мн. др.); основной эпизод, посвященный главному герою цикла, может предваряться или завершаться изображением нартского нихаса. Именно на нихасе задумывает Урызмаг свой последний поход, глядя на нартских юношей, для которых он уже перестал быть образцом силы и доблести. На нартский нихас приходит Сырдон после гибели своей семьи и поет нартам песню, играя на фандыре. А иногда действие начинается с общей нартской охоты, похода или пиршества. Таким образом, для фигуры основного персонажа сказания создается широкий фон нартской жизни, и основной персонаж, не переставая быть основным, все же выступает и как один из нартов. Можно поэтому говорить о наличии в эпосе, помимо отдельных героев, еще и коллективного героя — всех нартов в целом.
Герои нартских сказаний даже в одиноких своих поездках, в сраженье с врагом один-на-один или при добывании себе в жены какой-нибудь красавицы, всегда помнят о том, что они —нарты, всегда озабочены тем, чтобы быть достойными называться нартами. Урызмаг замышляет свой последний поход не только потому, что хочет вернуть себе утраченную из-за старости славу, но и потому, что - Кто бесславно влачит годы последние, На нартском кладбище не достоин лежать.
Сырдон постоянно враждует с нартами, некоторых из нартов он ненавидит, особенно Сослана и Хамыца, — нарты часто платят ему тою же монетой. Цикл сказаний, повествующих о Сырдоне, изобилует описаниями этой взаимной вражды, всевозможных злых шуток, подстраиваемых Сырдоном над нартами или нартами над Сырдо- ном. И все же Сырдон просит нартов не изгонять его из своей среды («Как появился фандыр»), все же и он дорожит тем, что он нарт.
Отдельные, на первый взгляд как бы замкнутые в себе, сюжеты многочисленных сказаний о нартах еще в большей степени, чем родственными связями между персонажами или совместным участием их в различных деяниях, объединяются именно этим понятием «нарт». Нарты, взятые порознь, могут отличаться всякими недостатками и слабостями, испытывать низменные чувства, совершать недостойные поступки; нарты как единое целое — это носители высоких достоинств, высокой нравственности. Разрозненные сюжеты нартского эпоса идейно скрепляются прежде всего заветами богатырства, лежащими в основе понятия «нарт».
Первый из этих заветов богатырства— любовь к своему народу, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиту. Правда, нарты, герои осетинских сказаний, — не народ в подлинном смысле этого слова, — глубокая древность нартских сказаний не допускает подобной модернизации, но те подвиги нартских героев, которые они предпринимают для защиты чести и жизни «всех нартов», современный слушатель и читатель воспринимают не иначе, как подвиги во имя чести и жизни народа. Основное призвание осетинских эпических героев—борьба с врагами «всех нартов», будь эти враги одноглазыми чудовищами-уаигами, коварными кадзиями или жадными князьями-алдарами. Старый Урызмаг, рискуя жизнью во время своего последнего похода, проникает в крепость черноморского алдара, чтобы истребить исконного врага нартов в самом «гнезде ворона». Другой славный нарт — юный Батрадз, охраняя нартские стада, отважно побеждает жестокого великана по прозванию Пестрая Борода, нагло похищавшего нартских овец и не дававшего проходу самим нартам. Батрадз вступает в бой и с другим нартским недругом — Тыхы-Фыртом, угнавшим к себе, в качестве дани, девушек и женщин нартского селения.
Если нартские мужи защищают нартов прежде всего как воители, на поле боя, то мудрейшая из нартских женщин Сатана всегда готова помочь нартам своими советами: так, когда Урызмаг, перехитрив Черноморского алдара, который заточил его в башню, передает нартам через алдарских гонцов якобы приказ прислать за него выкуп, а в действительности — призыв напасть на крепость врага, смысл такого иносказания раскрывает нартам догадливая Сатана. Она же, как заботливая хозяйка, с материнской предусмотрительностью накапливает в своих обширных кладовых запасы пищи, чтобы в нужное время прийти на помощь всем нартам и спасти их от голода.
Второй завет богатырства, проходящий через весь нартский эпос — деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам, соратникам. Когда два славнейших нарта — Урызмаг и Хамыц — попадают в ловушку к великану Афсарону, Батрадз слышит с горных высот глумливую песню Афсарона, в которой тот описывает нападение клыкастых псов на двух заблудившихся вепрей, тем самым намекая на близкую гибель своих пленников, — и булатиогрудый герой, разгадав страшный смысл песни, тотчас бросается на помощь нартам и уничтожает великана-одноглаза со всем его отродьем («Батрадз и кривой уаиг»). Когда один алдар похищает в отсутствие Сослана его жену, за оскорбленного супруга вступаются все нарты («Как Батрадз сокрушил Хызовскую крепость»). На пиру у небожителей Сослан, видя, что они расчувствовались, пользуется случаем, чтобы выпросить у них всевозможные дары, — но не для себя, а для всех нартов («Какие дары получил Сослан у дуагов»).
Третий завет богатырства в нартских сказаниях — воинская доблесть. Герои нартского эпоса сильны, выносливы, отважны, находчивы и изворотливы в борьбе с врагами. Нарты в буквальном смысле слова закаляют себя для предстоящих им подвигов. Булатногрудый Батрадз проходит всяческие испытания для того, чтобы закалить свое тело в горниле небесного кузнеца Курдалагона («Как нарт Батрадз закалил себя»). Нарта Сослана тоже закаляют, погружая при этом в корыто, наполненное молоком волчиц («Рождение и закалка Сослана»). Если для одоления врагов мало одной телесной силы, нарты достигают победы своей изобретательностью, и, когда, например, нартам не удается взять приступом вражескую крепость, Батрадз велит привязать себя к огромной стреле и вместе со стрелой проникает за крепостные стены («Как Батрадз сокрушил Хызовскую крепость»). Уже упоминавшееся здесь раньше сказание «Последний поход Урызмага» все направлено к прославлению воинского разума, как необходимого спутника физической силы и физической храбрости: ведь именно благодаря своему высокому воинскому разуму и военной хитрости Урызмаг, даже оскудевший силою, отважно проникает во вражескую крепость и победоносно из нее выходит. И уж конечно, находчивый и хитрый на выдумку Сырдон, в своих распрях с нартами умеющий так ловко пользоваться слабостями своих противников, еще с большим блеском проявляет свою изобретательность в борьбе с общими нартсними врагами. Когда нарты попадают по своей доверчивости в дом к людоедам и, предназначенные на съедение, покорно ждут своей участи, так как оказались приклеенными к скамьям, на которые их коварно усадили хозяева, — один только Сырдон находит выход из положения: он не только с самого начала разгадывает коварный умысел людоедов, но и спасает всех нартов, ловко заставив людоедов перессориться между собою и в драке истребить друг друга.
Четвертый завет богатырства, воплощенный в нарт- ском эпосе, — забота о своей чести, высокое сознание своего достоинства. В наиболее ярком виде этот завет выражен в сказании «Гибель нартов», где он подчиняет себе весь замысел как основная идея произведения. Недаром идея эта и выражена в лапидарной формуле самым мудрым из нартов — Урызмагом:
Лучше славу в веках по себе оставить,
Нежели оставить бесславных потомков!
Бессмертная слава вечной жизни ценней.
Вспомним, что и в раздумьях о своей старческой судьбе мудрый Урызмаг больше всего огорчен тем, что старость нанесла урон его былой нартской славе; свой последний поход он предпринимает именно затем, чтобы ее восстановить, а не ради богатой военной добычи, — она лишь сопутствующее обстоятельство его подвига.
Конечно, и сам герой, и все нарты радуются захваченным у врага богатствам, но прежде всего им дорога сама победа:
Радуются нарты победе над недругом,
Богатства алдара раздали поровну.
А в словах Урызмага радость по поводу торжества общенартской чести и славы сочетается с радостью по поводу восстановления и своей собственной чести и славы:
На что-нибудь, видно, и старый сгодится, —
Хоть стара голова, зато испытана.
Все эти заветы богатырства, составляющие идейную основу нартского эпоса, — постоянная готовность прийти
на помощь всему нартскому племени, верность своим товарищам, воинская доблесть, забота о нартской чести, — скрепляют между собою прежде всего боевые эпизоды нартских сказаний, но в виде отголосков —- упоминаний о подвигах нартов, их характеристик, даже только постоянных эпитетов (Батрадз Булатногрудый, храбрый Сослан, мудрый Урызмаг) -г* встречаются и в бытовых, семейных, охотничьих и прочих сюжетах, что отчасти способствует объединению боевых и небоевых эпизодов эпоса. Однако между этими двумя видами эпизодов есть еще более крепкая, еще более существенная связь. Нартские заветы богатырства — не только правила поведения в бою; в них явственно осуществляется высокая идея душевного благородства. Эта идея и роднит между собою боевые и небоевые сюжеты нартских сказаний, преодолевая их тематическое и жанровое разнообразие. Казалось бы, весьма далеки одно от другого по жанровому характеру своих сюжетов сказание — новелла «Как Урызмаг разводился с Сатаной» и героическое сказание «Батрадз и Тыхы-Фырт Мукара», но они сближаются между собой общей идейной, нравственной направленностью, прославлением душевного благородства. Если Батрадз достигает высокой цели благодаря своей храбрости и воинской хитрости* то Сатана прибегает к кротости и женскому лукавству, чтобы в семейной жизни осуществись задачу, тоже по-своему высокую — возвеличить супружескую любовь, содействовать ее победе над домашними дрязгами и мелкими ссорами повседневной жизни. Уловки, на которые пускается Сатана, чтобы вернуть себе любовь своего мужа Урызмага, придают повествованию легкий комический характер. Комизм все нарастает по мере того, как Урызмаг, поссорившийся с Сатаной и приказавший ей уехать из его дома, все более и более пьянеет на прощальном ПИРУ> устроенном Сатаной для нартов, затем, сонный, увозится ею вместе со всем ее добром и просыпается, к своему удивлению, где-то далеко от своего дома, в повозке, рядом с Сатаной, погоняющей быков. В остроумном ответе Сатаны на недоуменный вопрос Урызмага комизм повествования достигает высшей степени, но н&д ним все же господствует внезапно возникшая из-под спуда домашней повседневности патетическая тема супружеской любви: напомнив, что сам Урызмаг позволил ей взять с собою «любые сокровища, что будут по-сердцу», лишь бы только она уехала от него, Сатана восклицает:
А что мне полюбится больше Урызмага?
Больше Урызмага что будет по-сердцу?
Вот тебя и взяла, —т как же тут не понять!
Женское лукавство Сатаны здесь на службе у ее мудрости, комизм новеллистического сюжета способствует утверждению высокого понятия о благородстве, и проделки хитрой жены оказываются достойными занять в нартском эпосе место наряду с боевыми подвигами героев.
Единая идейная основа боевых и небоевых сюжетов нартского эпоса непосредственно ощущается в сказании «Как узнали, кто лучший из молодых нартов» («Собрание нартов»). Здесь лучшим нартом все признают Батрадза, — и, характерно, не только за его подвиги в борьбе с нартскими врагами, но и за его достойное поведение на пирах, за его достойное отношение к жене.
Сказание «Сослан в Стране мертвых» прославляет подвиг Сослана, бесстрашно вторгшегося в Страну мертвых, куда нет доступа живым, чтобы добыть у владыки мертвых Барастыра волшебное дерево. Этот эпизод относится к добыванию овдовевшим Сосланом себе новой жены (волшебное дерево составляет часть выкупа за нее), но не его деяния занимают здесь центральное место,— они служат рамкой для многофигурной картины загробного мира: проезжая по Стране мертвых, Сослан видит ряд странных сцен, загадочных образов, смысл которых ему потом разъясняет его покойная жена Бедоха. И смысл этот — нравственный, связанный с различными областями человеческой жизни, начиная с домашнего быта, повседневного поведения, семейных отношений и кончая правосудием, вопросами богатства и бедности и т. п. Женщина с большою иглой, зашивающая горные трещины, непрестанно бегая взад и вперед, подвергается этому наказанию в Стране мертвых за то, что нобрежно относилась к своему мужу, шила ему одежду кое-как, крупными стежками, —
Теперь и стегает через все ущелье:
Ты крупно стегала, стегай еще крупней.
Исполнитель осетинскою нартского^ эпосас национальным инструментом — двенадцатиструнной арфой (дууадзестанон).
На пастбище вол, пренебрегая травою, жует бороду у старика, — так наказан старик за то, что при жизни кормил вола, своего супряжника, впроголодь, одною только ржавой соломою. Другой старик осужден сидеть на пустынном острове, в яичной скорлупе за то, что при жизни сторонился людей. У тех, кто любил полакомиться украдкою от своих домашних, съеденные куски отрыгаются в царстве мертвых горящими угольями. Тот, кто всякими неправдами оттягивал себе соседскую землю, принужден теперь таскать в гору песок дырявою корзиной. Неправым судьям, охладевшим к своему долгу, неравно судившим богачей и бедняков, норовя урвать с каждого хоть клок, — здесь, в Стране' мертвых; ледяные бритвы снимают полбороды, притом не бреют, а рвут по волоску. Недобросовестные кормилицы, морившие голодом младенцев, вороватые швеи, отхватывающие для себя кусок чужого сукна, строптивые дети, сварливые супруги, скряги, предатели — все получают возмездие, которое наглядно напоминает об их пороках. К такому обозрению людских порогов присоединяются и символические образы, толкуемые мудрою Бедохой как весть о будущем времени: простая обувь побеждает в состязании сафьяновую — так народ возьмет верх над знатью; платок и шапка после долгой борьбы мирно укладываются рядышком — так мужчина и женщина перестанут спорить из-за первенства, будут равны; клубок разноцветных ниток разматывается, но никак не может размотаться — так без конца будут раскрываться перед разумом тайны вселенной. Отрицательные и положительные образы согласно служат здесь одной цели — утверждению нравственного идеала.
По жанровому характеру, по сюжету, где центральное место занимает обозрение, по образному составу, отмеченному дидактической символикой, сказание «Сослан в Стране мертвых» сильно отличается и от героических сказаний, и от сказаний-новелл, входящих в нартский эпос. Ближе всего оно в этом смысле к сказанию «Смерть Сослана», — точнее, к той его части, где нарт, преследуемый своим врагом, просит помощи у природы, обращаясь к полю и к деревьям разных пород, а затем, уже умирающий, говорит с орлом, ястребом, ласточкой, медведем и другими птицами и животными.
Отличаясь в жанровом и стилевом отношении от большинства сюжетов нартского эпоса, сюжет сказания «Со*
слан в Стране мертвых», тем не менее органически связан с ними, дорисовывая собирательный образ идеального нарта, господствующий над всем эпосом.
Сложнее обстоит дело с сюжетом-обозрением, входящим в «Смерть Сослана», — там речь идет не о людях, живых и мертвых, не об их взаимоотношениях, нравах и т. п., а о природе и ее явлениях. Обозрение это носит своего рода мифологический характер — объясняет различные свойства полей и гор, птиц и зверей в зависимости от того, как они относились к Сослану, погибающему от Колеса Бальсага. Так, поле, не пожелавшее остановить Колесо, за которым гнался Сослан, с тех пор каждый восьмой год ничего не родит; по горе, не преградившей путь Колесу, с тех пор каждый год ползут оползни; дерево, не задержавшее Колесо своими ветвями, с тех пор выращивает только цветы, а не плоды; дуб, тоже не пришедший на помощь нарту, приносит желуди, годные только свиньям. Ласточка, согласившаяся снести нартам весть о том, что Сослан умирает, с тех пор получила свойство быть для каждого милой; ворон, не пожелавший клевать тело умирающего героя, был наделен после этого необычайной зоркостью, чтобы всегда <находить себе поживу, а медведь, тоже отказавшийся притронуться к телу умирающего, получил дар великого терпения, так что способен проводить пять месяцев без еды, лежа в пещере, и т. п. Все это объясняется в сказании как последствие проклятий или благословений, посылаемых нартом, но они выражают не столько чувство мести или благодарности, сколько нравственный приговор, а полная драматического величия смерть героя придает этому приговору особенную силу, — он звучит в устах Сослана как исповедование верности нартскому идеалу благородства. Так и это сказание — миф, по подбору персонажей стоящее особняком, органически входит в нартский эпос по идейно-художественной целеустремленности своего сюжета, по отношению к нравственному идеалу, составляющему смысл и пафос основных нартских сюжетов.
Как же складывается в этих сказаниях образ идеального нарта, господствующий над всей сюжетикой эпоса? Если его ни один из героев не воплощает в себе полностью, даже такие, как славный Урызмаг, «наставник нартов», или Батрадз, превзошедший всех молодых нартов не только силой, но и разумом, и храбростью, п благородством, — то уместен вопрос, как же складывается в разви-. тии нартской сюжетики высокое понятие «нарт», к кото- рому обращается и Урызмаг, стремясь поддержать в себе дух перед последним своим подвигом, и Бедоха, упрекающая Сослана в недогадливости: «Эх, Сослан, ты же нарт,— как не догадался!»—и старики, беседующие на своем нихасе о том, когда нартов можно воистину назвать нартами, и другие персонажи.
Многие из сказаний славят излюбленных героев нартского эпоса. Однако такое прославление героя редко проходит через весь сюжет сказания, — оно обычно сосредоточено на главном, кульминационном эпизоде. Сослан умирает, как подлинный герой, его смерть — это апофеоз нартского благородства, но навлек он на себя смерть тем, что, возвращаясь из Страны мертвых, позарился на старую облезлую шапку, валявшуюся на дороге, — а этой шапкой обернулся злокозненный Сырдон и, попав за пазуху к Сослану, подслушал из его разговора с конем, в чем гибель Сослана. В зачине сказания о последнем походе Урызмага старый нарт являет собою довольно жалкий образ, сам называет себя «примером славы, ставшей бесславием», — в основном же эпизоде сказания, как контраст доживающему свой век старику изображен мудрый и смелый воитель — все тот же старый Урызмаг, но в момент высшего проявления своего нартского духа. Такое совпадение кульминации сюжета со своего рода нравственной кульминацией героя особенно заметно в сказании «Как появился фандыр». Если и в других сказаниях отсутствует сплошной панегирик герою, то уж Сырдон изображен в начале этого сказания совсем в негероическом виде; Хамыц угощает его здоровым толчком, насильно приводит его к новому хадзару, построенному для нартских собраний, и заставляет высказать свое мнение о хадзаре. Обида Сырдона на Хамыца и его мес
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!