Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу

2020-08-20 285
Некоторые этнографические параллели к осетинскому нартскому эпосу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Осетинские нартские сказания содержат обширный этнографический материал, который представляет боль­шой научный интерес и является ценным дополнением для познания культуры осетинского народа и многих эле­ментов его быта в далеком прошлом.

В этнографической науке нартский эпос, в частности осетинский его вариант, еще не стал объектом серьезного научного исследования. Правда, в трудах В. Ф. Миллера [240] и В. И. Абаева [241] даны примеры использования эпического материала в качестве одного из важных нарративных источников этнографической науки. Так, в статье В. Ф. Миллера «Черты старины в сказаниях и быту Осе­тии», на основе данных нартского эпоса рассматривается этническая преемственность некоторых черт осетинской культуры. В. Ф. Миллер впервые обратил внимание на то, что в сказаниях о нартах нашли отражение не только элементы материальной и духовной культуры алан-осе­тин, их мировоззрение, нравы, обычаи и т. д., но и неко­торые отголоски и следы скифского быта (известные, например, по описанию Геродота).

Между тем осетинский нартский эпос содержит дан­ные для воспроизведения тех важных сторон мировоззре­ния осетин, народного быта, нравов и обычаев, многие из которых давно утрачены.

Этнографические данные, которые содержатся в осе­тинском эпосе, могут быть серьезным подспорьем при определении территории формирования эпоса.

Некоторые сказания осетинского эпоса сложились еще в I тыс. до н. э., хотя в целом в эпосе нашли отражение черты многих эпох. Однако основное ядро его создава­лось, как уже известно из работ В. И. Абаева, в период средневековья в пределах центральной части Северного Кавказа. Об этом свидетельствует, например, наличие в нем ряда конкретных топонимических названии равнин­ной и горной полосы: Татартуп, река Кума, Кумекая рав­нина Адаихох (гора Ада) и др., которые встречаются под теми же названиями и на ныне существующих картах этого края. О формировании главных частей эпоса в пред­горьях Северного Кавказа говорят также многократные упоминания в нем: гор, перевалов и т. д.

Наличие в осетинских сказаниях монгольских черт (привнесенных, по-видимому, ордами Тимура, вторгнув­шимися в горы Западной Осетии и т. д.) может служить также, как нам кажется, аргументом, свидетельствующим о формировании основного ядра эпоса в пределах Цен­трального Предкавказья в период средневековья. Но вместе с тем в осетинских сказаниях о нартах отражена прежняя территория расселения алан; об этом свидетель­ствует постоянное упоминание в эпосе рек и морей, в том числе Черного моря. Известно, что современная Осетия не имеет больших рек и находится далеко от морей. Тем не менее в осетинской мифологии значительную роль играют такие божества, как владыка морей Донбеттр и рек — Гатаг, занесенные на Центральный Кавказ, по-види­мому, предками осетин из прежнего места их обитания. В осетинском эпосе отводится исключительно большое место Донбеттру. Достаточно отметить, что от него ведет свое начало род нартов, он является отцом выдающихся нартских героев — Батрадза и Сырдона. «Связь нартов с водной стихией и ее властителями — Донбеттрами, — пишет В. И. Абаев, — проходит настойчиво через весь эпос»3. Все это свидетельствует о том, что некоторые сказания складывались тогда, когда предки осетин нахо­дились вдали от современной Осетии и населяли низовья Дона, побережья Черного и Азовского морей. Однако наиболее ярко в нартских сказаниях запечатлелись тер­ритория расселения алан в эпоху позднего средневековья и их * соседство со многими современными кавказскими народами. В эпосе говорится о том, что нарты живут в окружении многочисленных соседей; с одними они вра­ждуют, не раз вторгаясь в пределы их территории с целью грабежа, угона скота, а с другими находятся в дружбе и даже совершают совместные военные походы. Можно составить представление и о размере страны нартов (стоит нартам совершить двухдневный поход, как они оказываются на территории соседнего народа). Во всем этом нетрудно усмотреть упоминания о расселении алан в эпоху средневековья в центральной части Северного Кавказа, где они близко соседствовали с абхазами, с адыг­скими племенами, с современными горцами Грузии, наро­дами Дагестана и Чечено-Ингушетии. Арабский географ X в. Масуди, совершивший путешествие по Северному Кавказу, отмечает наличие у алан такого соседства. К числу народов, близко примыкавших к аланам, Масуди относит и абхазов. «Рядом со страною аланов, — пишет он, — живут абхазы, исповедующие христианскую рели­гию, и в наше время у них есть царь (царь аланов силь­нее их, и область их простирается до гор Кабхль)»4. Аланская территория отличалась в эту пору густой насе­ленностью. Для аланских сел и хуторов на равнине Цен­трального Предкавказья было, по-видимому, характерно смешанное родовое поселение; это подтверждается и.дан­ными нартского эпоса осетин, где говорится о том, что в нартском селении было три рода (фамилии), каждая из которых занимала определенный квартал. Однако в горах у алан, как и у осетин, несомненно, преобладало родовое поселение. Известно, что каждый из пяти древних осе­тинских родов, вышедших (по данным средневековой гру­зинской надписи в известной нузальской церкви XIII в.) из селения Нузал, имел сначала здесь же, в Алагирском ущелье, свое родовое селение. Позже от этих родов обра­зовались, по преданию, многие осетинские роды, которые переселились в другие районы горной Осетии. Однако о поселениях алан в горах в эпосе ничего не говорится. Это, на наш взгляд, еще раз свидетельствует о том, что осетинские нартские сказания формировались главным образом в пределах степной полосы Центрального Пред­кавказья.

4 Н. А. Караулов. Сведения арабских писателей о Кав­казе, Армении и Азербайджане. — СМОМПК, вып. XXXI. Тифлис, 1902, стр. 54.

 

В осетинских сказаниях довольно точно отразился тип поселения алан на плоскости. Во многих сказаниях встре­чается упоминание о том, что в селении нартов живут три рода: в верхнем квартале располагается род Ахсар- таггата, в среднем — Алагата и в нижнем —род Бората. Каждый из этих родов имел свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата — храбростью и лов­костью. Эти особенности уже есть свидетельство классо­вого расслоения в нартском обществе; подобные явления наблюдались и у алан, а позже и у осетин, у которых имелись сильные и слабые, знатные и незнатные роды.

Важную роль в общественной жизни нартов играл нихас — древнейший орган управления родо-племенных организаций создателя эпоса. В осетинском эпосе нихас встречается часто под названием «большой нартский ни­хас», что дает возможность предполагать наличие в нарт­ском селении и фамильных нихасов, на которых об­суждали и решали вопросы, касающиеся отдельных ро­дов. Видимо, «большой нихас» был органом управления племен или нескольких родов, что мы видим и у нартов. Судя по некоторым фольклорным и этнографическим данным, нихас у алан, как и у осетин, в далеком прошлом представлял собой совет родо-племенных старейшин. Позже у осетин на нихасе уже могли присутствовать все взрослые мужчины, хотя решающим голосом пользова­лись по-прежнему только родовые старейшины. Отметим также, что до присоединения к России и введения рус­ской администрации, в период так называемого Особа, когда Осетия распадалась на несколько самостоятельных обществ, на нихасе решались важнейшие общественные дела, вопросы войны и мира, суда, рассматривались вся­кие действия как отдельного члена общества, так и це­лого аула. Здесь же созревали планы походов («балцев»). Однако значение нихаса этим не ограничивалось. На ни­хасе проводились упражнения в стрельбе, в рубке, в крас­норечии; здесь сказители создавали лучшие произведения народного творчества. С установлением царской админи­стративной власти на Кавказе некоторые функции нихаса были упразднены, и все же он продолжал играть в об­щественной жизни осетин важную роль (теперь на ни- хасе распределяли подворные земские повинности, рас­ходы на общественные постройки и т. д.) [242]. Анализ этнографического и фольклорного материала дает возмож­ность предполагать, что нихас (мужские собрания), веду­щий свое происхождение от родового строя, имел рас­пространение также и у некоторых народов Северного Кавказа (у адыгских народов он известен под назва­нием «хаса»). Нихас был важнейшим общественным учреждением у алан-осетин и в период средневековья. Наличие нихаса у алан подтверждается и некоторыми памятниками материальной культуры, сохранившимися в ряде мест горной Осетии. К числу таких, например, относится так называемый Нартский нихас в селении Лац Куртатинского ущелья Северной Осетии. Судя по архео­логическим раскопкам, село это было основано аланами после гуннского вторжения. По-видимому, тогда же воз­ник и ныне существующий здесь нихас, как неотделимая часть любого аланского села. Нихас этот находится в центре поселения и представляет собой небольшую площадь; на одной стороне ее расположены полукругом большие камни для сидения, причем некоторые из них имеют вид кресла; на них, по преданию, садились имени­тые нарты: Урызмаг, Сослан, Батрадз и др. Учитывая, что нартский нихас в селении Лац — единственный памятник своего рода в Осетии, можно полагать, что он основан не современными осетинами — позднейшими поселенцами этих мест, а их предками — аланами.

Нихас как родо-племенной совет у алан-осетин имел, несомненно, много сходных черт с подобными учрежде­ниями у соседних кавказских народов — ингушей, чечен­цев, кабардинцев и др. Вместе с тем, как показывает ана­лиз этнографического материала, истоки нихаса, воз­можно, ух:одят и в скифо-сарматский мир. В этом аспекте нельзя не заметить большого сходства между осетинским иихасом и михман-ханой (домом для гостей) горных таджиков, в частности ягнобцев, которые близки осети­нам по языку. В отличие от других народов Средней Азии, у ягнобцев до наших дней сохранились специальные постройки, куда собирались мужчины селения для об­ суждения общественных дел или проведения свободного от работы времени[243].

Нартский эпос содержит интересный материал и для выяснения вопросов, характеризующих хозяйственную деятельность населения края от древнейших времен до эпохи раннего средневековья. В сказаниях • о нартах нашли отражение почти все виды занятий обитателей предгорьев Центрального Кавказа: охота, рыболовство, скотоводство, ремесла, земледелие. Охотились нарты глав­ным образом на оленей[244]. Упоминание о других диких животных, в том числе и о самых распространенных в современной Осетии — турах, в эпосе встречается весьма редко. Широкое распространение оленей в древ­ности на Северном Кавказе подтверждается и археологи­ческими раскопками. Так, во многих скифских городищах (VI—IV вв. до н. э.) не обнаружено костей других ди­ких животных, кроме оленя и кабана[245]. На археологиче­ских раскопках в кобанских и особенно скифских могиль­никах, найденных на территории Северного Кавказа, По­волжья, Средней Азии и горного Кавказа, встречаются два вида изображения оленей: так называемого «скиф­ского» оленя и благородного оленя. Из них первое изобра­жение считается более древним, способствовавшим появ­лению и развитию второго вида изображения. По мнению некоторых исследователей[246], проникновение скифского

«звериного» стиля, в частности изображения «скифского» оленя, в кобанскую культуру находит здесь богатую почву, что способствовало развитию местного изобрази­тельного искусства, в котором особое место отводится благородному оленю.

Все это не случайно. Как известно, олень считался то­темным животным у скифов, и все изображения, связан­ные с ним, имеют, по-видимому, тотемическое происхожде­ние. Как доказано В. И. Абаевым, одно из больших племен скифов Сака, обитавшее в Средней Азии, носило тотем­ное название — саг (в переводе с осетинского означает — «олень»). Это же слово повторяется во многих скифских личных именах и племенных названиях 10. И хотя в нарт­ском эпосе олень уже не является тотемным животным, пережитки тотемизма обнаруживаются еще во многих его сказаниях.

Охота занимала значительное место в хозяйстве осе­тин и в более позднее время. Богом охоты и покровите­лем охотников и диких животных, особенно оленей, туров и коз, считался Афсати, занимающий среди персонажей эпоса далеко не последнее место. Этому божеству охот­ники молились в надежде убить «хоть какого-нибудь са­мого последнего невзрачного оленя, козу или другое животное» 11; ему посвящали песни, в которых Афсати рисуется покровителем «бедных охотников». Одна из таких песен была обработана Коста Хетагуровым и стала самой популярной народной песней в Осетии. В ней, в частности, говорится, что из «белых рогов оленя сде­лана для Афсати кровать» 12. О важности охоты в жизни осетин говорит и наличие у них особого «охотничьего языка», которым пользовались во время охоты.

Приведенные этнографические сведения об Афсати находят многие аналогии в осетинском эпосе о нартах 13. В сказании «Чем небожители одарили Сослана», напри-, мер, говорится, что «все благородные звери в горах и на равнинах» находятся под охраной Афсати, который сто­рожит их и не пропускает к ним «земных людей». Когда Сослан попросил Афсати пожалеть бедных людей и дать им ласть своего скота, тот согласился, но потребовал от нартов, чтобы они, отправляясь на охоту, брали с собой три пирога и упоминали его имя, а также отдавали пра­вую лодыжку убитого зверя первому, кто встретится им на охоте 14. Указанные обычаи свято соблюдались в Осе­тии почти всеми охотниками.

 

 В. И. А б а е в. Осетинский язык и фольклор. М.—-Д., 1949, стр. 37, 179, 198.

 Г. Ц а г о л о в. Охотничий язык и обряды у осетин (этно­графические заметки). —«Терские ведомости», 1895, № 53.

 Коста Хетагуров. Собр. соч. в пяти томах, т. I, М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 96.

 «Осетинские нартские сказания», стр. 79.

В эпосе Афсати наделен волшебной свирелью, при помощи которой он созывает «свой скот» 15.

Анализ археологического, этнографического и фольк­лорного материала дает возможность предположить возникновение образа этого божества в глубокой древ­ности в пределах Центрального Предкавказья. В осетин­ской мифологии Афсати является одним из древнейших элементов кавказского субстрата, восходящих к кобанской эпохе. Многочисленные кобанские привески в виде оле­ней, туров, медведей и других животных, а также изобра­жения сцен охоты, найденные в могильниках Северной Осетии 16, свидетельствуют не только о важном значении охоты в хозяйстве древних кобанцев, но и, по-видимому, о глубоком почитании ими культа божества Афсати. Ареал распространения Афсати охватывал, кроме осетин, и ряд других народов Центрального и Западного Кав­каза. При этом у балкарцев, карачаевцев, сванов и абха­зов имя его — Апсай — сходно с осетинским — Афсати На основании этого некоторые авторы заключают, что культ божества Афсати проник к этим народам из Осе­тии 18, Абхазское божество охоты имеет очень много сходных черт с осетинским19; абхазы, как и осетины, широко пользовались охотничьим языком.

В отличие от осетинского эпоса, в абхазском 20 и адыг­ском 21 его вариантах божество охоты почти не запечатлено.

14 Там же, стр. 166.

16 Там же.

 Е. И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, стр. 374.

 В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетин­ского языка, т. I. М., 1958, стр. 374.

 «Материалы и исследования по балкарской диалектологии, лексике и фольклору». Нальчик, 1962, стр. 146.

 Ш. Д. Инал-Ипа. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми, 1960; Г. Ц а г о л о в. Указ. соч.

 «Нарты. Кабардинский эпос». М., 1951.

 «Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев». М., 1962.

 

 Все это позволяет предположить, что первоначально образ мифического божества Афсати зародился у древних кобанцев. Аланы-осетины, смешавшиеся с носителями кобанской культуры, восприняли это божество и сохра­нили его в своем быту и в устной народной цоэзии.

Наряду с охотой в осетинских сказаниях отразилось и рыболовство; оно было вторым подсобным занятием древ­них обитателей Северного Кавказа. Видимо, не случайно, что в осетинском, адыгском и абхазском эпосе о рыбо­ловстве упоминается почти исключительно в цикле Со­сруко— Сослана, который исследователи считают самым древним пластом эпоса. Фольклорные свидетельства о ры­боловстве как об одном из древних занятий племен Се­верного Кавказа находят особенно яркое подтверждение в памятниках кобанской культуры, среди которых немало предметов с изображением рыбы[247]. Данными археологии установлено, что в эпоху бронзового века и в более позд­ний период рыболовство получило особенно большое раз­витие в бассейнах Кубани и Дона[248], а также в Керчен­ском проливе, где находились крупные рыбные промыслы Воспорского царства. Археологические сведения довольно убедительно подкрепляются материалом нартского эпоса: в ряде сказаний говорится о том, что нарты ловили рыбу исключительно в больших реках или в море. Так, в одном из осетинских сказаний рассказывается, что во вррмя пу­тешествия Сослан встретил на берегу «большой реки» трех братьев-великанов, занимавшихся рыболовством. Удилищем для каждого из них служило огромное дерево, а вместо червяка — крупное животное[249]. В осетинском эпосе, в отличие от адыгского и абхазского, довольно часто упоминается повелитель рыб — Хиандон-алдар или Кафты-сар-хиандон-алдар, который относится к нартам то враждебно, то дружелюбно. Так, в сказании «Смерть Со­слана», он предложил знаменитому нарту, преследуемому

колесом Бальсага, убежище, но тот категорически отка­зался, заявив, что от него «рыбой воняет». В другом сказании Хиандон-алдар характеризуется иначе: прибыв­ших к нему нартских героев Урызмага, Хамыца и Со­слана он встречает без всяких почестей и даже поселяет их в своем курятнике[250].

По объяснению В. И. Абаева, имя Кафты-сар-хиандон- алдар[251] означает «глава рыб, владетель пролива»; в этом названии он видит правителя Боспорского царства, владевшего Боспорским проливом с его огромным рыб­ным богатством. «Отношения нартов к «Алдару про­лива», — пишет В. И. Абаев, — напоминают отношение скифов к боспорским царям, когда расчетливая дружба нередко сменялась открытой враждой и взаимная помощь военной силой легко переходила во взаимные распри» [252].

Известный востоковед В. Ф. Минорский в своей последней работе [253] считает интерпретацию В. И. Абаева вполне убедительной. Известно, что в глубокой древности из Боспора, < имевшего огромные рыбные промыслы, экспортировали рыбу в большом количестве в Грецию, а затем в Рим. Скифы называли Азовское море «Карба- лукь» — «Гигантская рыба, осетр». Само название города Пантикапей В. И. Абаев объясняет как иранское «понти- капа» (путь рыб) и отождествляет Кафты-сар с властите­лем Пантикапея.

Таким образом, в осетинском эпосе запечатлелся не только древний рыболовный промысел, но и некоторые данные о взаимоотношениях скифов с другими народами. В современной осетинской мифологии сохранилось ста­рое скифское название Каф (большая рыба —осетр), от­носящееся, по определению В. И* Абаева, к группе вос­точноиранских слов[254].

Отметим также, что еще до недавнего времени в горах Северной Осетии, в некоторых селах, там, где нет даже и речек, жители ежегодно устраивали празднества в честь покровителя рыб — Донбеттра, для чего накануне празд­ника они отправлялись в город или в казачьи станицы и закупали там рыбу. Этот факт свидетельствует о том, что у предков осетин было широко развито рыболовство; от­голоски его сохранились в осетинском быту до недавнего времени (праздник в честь покровителя рыб) [255].

Основу хозяйства нартов составлял мелкий и круп­ный рогатый скот и табуны лошадей. В сказаниях, дей­ствие которых происходит в пределах предгорной рав­нины, говорится о том, что нарты разводили в основном крупный рогатый скот и лошадей. В этом упоминании довольно точно отразился характер занятий населения Центрального Предкавказья с древнейших времен до на­ших дней. До свидетельству Е. И. Крупнова, из 88 экзем­пляров костей животных, найденных здесь в скифских поселениях, 44 принадлежали крупному рогатому скоту и 4 кости — лошадям[256]. В отличие от равнинных районов, в горах разводили главным образом овец и коз. В ряде осетинских сказаний упоминается об отарах «черных овец», содержавшихся в горах. Развитие скотоводства и особенно овцеводства привело к заселению еще в I тыс. до н. э. самых высокогорных районов Кавказа[257]. К этому же периоду относится и появление здесь отгон­ной системы скотоводства, которое также упоминается в некоторых сказаниях эпоса. Основным занятием горцев (алан) было отгонное овцеводство, летом — на высокогор­ные пастбища, а зимой — в Прикумские малоснежные степи[258].

Отгонное скотоводство широко бытовало у горцев Глав­ного Кавказского хребта и в более позднее время. Однако в осетинском нартском эпосе в основном нашел отраже­ние быт алан и их хозяйственная деятельность в период средневековья. В этом убеждают нас свидетельства о на­личии у нартов табунов лошадей, разведением которых могли заниматься аланы, владевшие обширными просто­рами Центрального Предкавказья. Глубокое социальное расслоение, происходившее в их среде до начала монголь­ского нашествия, вызвало выделение крупных табунщиков и скотоводов. Это зафиксировано и в эпосе, где в одном из сказаний говорится о крупном владельце стад, имев­шем большое количество крупного и мелкого рогатого скота и «множество одинаковых коней серой масти» [259].

Из всех домашних животных нарты больше всего лю­били и ценили коня. В сказании повествуется о том, что когда нарты однажды переживали суровую зиму, в кото­рой глубокие снега скрыли все их пастбище, они больше всего боялись за судьбу своих коней.

По-видимому, аланы предпочитали разводить для своей конницы лошадей так называемой «северокавказ­ской породы», известной ныне под названием кабардин­ской [260]. Превосходные качества аланского коня вопло­щены в образе знаменитого Арфана — коня Урызмага. Арфану не страшны даже грозные снежные обвалы, он переходит их смело, разбрасывая «тучи летящего снега своей могучей грудью» [261]. После монгольского нашествия, когда аланы-осетины были оттеснены в горы, они из-за ограниченности территории и сурового климата уже не имели возможности содержать табуны лошадей; посте­пенно у них исчезла эта порода коней.

В эпоху средневековья аланам-осетинам был известен и колесный транспорт: это подтверждается и данными фольклора. Так, в одном осетинском сказании говорится о том, как красавица Агунда, вышедшая замуж за Аца- маза, была доставлена в дом своего супруга на серебря­ной колеснице, запряженной семью оленями, а вещи не­весты были привезены на семи нагруженных повозках[262].

Конь играл большую роль и в других, в частности погребальных, обрядах алан-осетин в период раннего средневековья. По данным археологии, аланы продолжали соблюдать, вплоть до VIII в., а может быть и до монголь­ского нашествия, древний погребальный обычай скифов захоронения коня с покойником[263]. У них существовал и другой обычай, по которому в могилу покойника клали снаряжение его коня39. Поселившись в горах, осетины сохранили древние погребальные традиции своих предков: они посвящали коня покойнику, устраивали скачки в честь умершего, изображали коня на многих могиль­ных камнях и на древних усыпальницах и т. д.

Таким образом, конь играл важную роль во многих областях жизни алан-осетин.

Вторым после скотоводства важнейшим занятием нар­тов было земледелие: в эпосе упоминаются почти все виды хлебных злаков, чаще всего — просо, одна из древ­нейших и наиболее распространенных культур степной полосы Центрального Предкавказья. По определению лингвистов, современное осетинское название проса (йау) идет из скифского языка, что свидетельствует о воз­делывании этой культуры еще скифо-сарматскими племе­нами Северного Кавказа40. После монгольского периода культура проса совершенно исчезла из быта алан-осетин, поселившихся в горах. Она была заменена более морозо­устойчивыми зерновыми злаками, в частности ячменем, из которого нарты, как и аланы-осетины, приготовляли пиво.

Важное значение в хозяйстве алан-осетин в период средневековья получило развитие ремесел и кузнечного дела: это подтверждается многими сказаниями эпоса.

Судя по данным археологии, в предгорьях Центрального Кавказа, по-видимому, было несколько крупных ремеслен­ных центров вроде Верхнего Джулата41, в которых распо­лагались компактно гончары, мастера по обработке ме­талла, кузнецы и др. Упоминания о таких «специализи­рованных» селениях находим в одном из нартских сказа­ний. В нем говорится, что, когда нарты захватывали чу­жие селения, они старались «сохранить кварталы кузне­цов» 42. Особенно большого развития у алан достигла обработка металла. Наиболее распространенным видом ме­талла у осетин-алан были железо и сталь, из которых они делали вооружение, сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода.

 «Археологические раскопки в районе станицы Змейской в Северной Осетии». Орджоникидзе, 1961.

 В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор, стр. 198.

 «Археологические раскопки в районе станицы Змейской в Северной Осетии», стр. 129—135.

 «Памятники народного творчества осетин», вып. I. Влади­кавказ, 1925, стр. 41.

 

Слава о высоком мастерстве аланских оружейников была известна далеко за преде­лами Алании. Так, византийский историк VI в. Халкен- дилас писал: «Аланы простираются до горы Кавказа... они делают превосходные кольчуги... из меди изготов­ляют оружие, называющееся аланским» [264]. Находки образ­цов оружия и украшения конской сбруи и костюма алан- осетин в змейских катакомбах говорят о широком исполь­зовании в то время многих видов металлов, в том числе золота и серебра, которые применялись главным образом для украшений. Среди находок в змейских могильниках имеется 13 сабель, большая часть которых местного, аланского производства, много бронзовых золоченых бля­шек, височных колец и т. д.[265]

Данные письменных источников и археологии о высо­ком развитии ремесла и оружейного дела у алан находят убедительное подтверждение в осетинском фольклоре. Так, в нартских сказаниях упоминаются многие виды ору­жия[266] нартов: меч (кард), копья (арц), секирообразные топоры (цирхь), луки (ардын), стрелы (фат), щиты (уарт), кольчуга (зьар), шлемы (така) [267] и т. д. В эпосе говорится также об изготовлении нартами предметов до­машнего обихода и сельскохозяйственных орудий из же­леза, в частности лемехов для плугов и серпов (археологи нередко находят их в аланских катакомбах). Значитель­ное применение имела у нартов и медь, из которой делали котлы для варки пива. Производство медных пивоварных котлов было развито у осетин, по-видимому, с древней­ших времен и до недавнего прошлого. С ростом произ­водства металлов развивалось и кузнечное дело. Наличие двух богов — кузнецов Курдалагона и Сафа —в осетин­ском нартском эпосе свидетельствует о важном значении кузнечного дела в хозяйстве алан-осетин в эпоху средне­вековья. Небесный кузнец Курдалагон «не только ковал оружие для героев, но и закалял самих героев» [268].

Наиболее яркие параллели в материальной культуре осетин и в сказаниях о нартах находим в описании их жилищ и оборонительных сооружений — башен и замков.

В. эпосе представлены почти все формы жилища обитате-* лей степной полосы и горных районов Центрального Пред­кавказья. Так, в сказании «Как появился фандыр» упо­минается один из древнейших типов жилья — землянка, которая была тайным домом Сырдона. По данным архео­логии, подобного рода жилища были широко распростра­нены в древности на Украине и в степных и предгорных районах Северного Кавказа. В землянках жили древние кобанцы, скифы, а также, по-видимому, и часть алан. Интересно отметить, что в цредгорных районах Юго-Осе- тии еще в начале XX в. многие осетины иногда исполь­зовали землянки в качестве жилья. В нартских сказаниях часто упоминаются шалаши, строившиеся просто из ве­ток, а иногда из звериных шкур. В сказании «Красавица Дзерасса» говорится о том, что Ахсар имел свой шалаш из звериных шкур на берегу моря. Кстати, кочевым алан­ским племенам были известны только кибитки48. Однако в эпосе об этой форме жилья нет никаких упоминаний и говорится только о шалашах. Для древних обитателей гор жилищем служили также пещеры, которых так много по обоим склонам Главного Кавказского хребта. В ка­честве жилья пещеры использовались и героями нартских сказаний: в одной из таких пещер, например, жила дочь солнца Ацырухс, оберегаемая семью великанами. Чаще всего в пещерах жили великаны, охранявшие огромные отары овец.

Наряду с древними формами жилища в эпосе упоми­наются жилища горцев и более позднего происхождения, прежде всего горский каменный дом с плоской земляной крышей, состоящий из одного или двух ярусов. Жилая часть такого дома называлась хадзар. В сказаниях под­черкиваются огромные размеры хадзара: во время свадеб­ного пиршества ворвавшийся сюда на коне смельчак мог устроить джигитовку. В одном из нартских сказаний гово­рится, что Батрадз вскочил на своем коне в Большой Нартский дом (т. е. хадзар), проджигитовал по всему дому, затем, хлестнув коня, выскочил в дымовое отвер­стие^9. Вся крыша осетинского хадзара держалась на огромных столбах, находившихся в центре помещения.

 ВДИ, 1949, № 12, стр. 304.

 «Осетинские нартские сказания», стр. 316.

 Согласно другому сказанию, тот же Батрадз, ворвавшись в «Большой дом» Бората, схватил «столб, на котором держалась крыша», и поднял его [269]. Или: от крика Бат­радза с порога «Большого дома Бората содрогнулись по­толочные балки» хадзара и «многолетняя сажа посыпа­лась на пирующих» [270]. Хадзар считался самым почетным местом в доме. Здесь устраивались пиршества в честь родовых и патронимических богов, отмечались семейные празднества и т. д. В хадзаре находился неугасающий очаг, над которым свисала с потолка очажная цепь, счи­тавшаяся святыней осетинской семьи. С очажной цепью прощалась девушка, выходившая замуж. Вокруг очага обводили молодую невесту, чтобы приобщить ее к новой семье. Очаг, располагавшийся большей частью в центре хадзара, делил его на две половины — на мужскую (пра­вая) и на женскую (левая). Все эти характерные черты, связанные с хадзаром и уходящие в глубь веков, упоми­наются в ряде сказаний эпоса.

Большой интерес представляют также приводимые в эпосе сведения о башнях и замках, появление которых у алан-осетин относится к эпохе раннего средневековья. Однако количество этих оборонительных сооружений осо­бенно выросло в Осетии после монгольского периода и оттеснения алан-осетин в горы, когда строительство башен стало необходимостью в связи с начавшейся межплемен­ной и межродовой борьбой. Сооружение башен, которые подразделялись на жилые, боевые и сторожевые, продол­жалось в Осетии почти до начала XVIII в. Башни строи­лись до семи ярусов высотой; они были собственностью не только родов, но и отдельных больших семейств. Жи­лая башня состояла обычно из трех ярусов; первый слу­жил помещением для скота, второй —для жилья, а тре­тий—для обороны. В одном из осетинских сказаний говорится о том, как Урызмаг и Хамиц, найдя своего деда Уархага, привели его в старинную давно заброшен­ную жилую башню их рода. Они поднялись на второй ярус, где находился хадзар, «то священное место, где пы­лает огонь» [271]. В старину в качестве жилья у осетин не­ редко использовались и семиярусные башни (в одном из сказаний говорится о том, что Урызмаг и Сатана жили в семиярусной башне) [272]. В далеком прошлом, когда в го­рах Осетии еще продолжалась междоусобная борьба, в нижнем ярусе боевой башни обычно держали военно­пленных. Упоминание об этом находим в сказании «По­следний поход Урызмага». Урызмаг, захваченный в плен черноморским алдаром, был заключен в нижнем ярусе башни[273]. В нартском эпосе упоминаются различные типы башен, даже железная и летающая башни, в которых жили нартские красавицы Акола и Косер [274].

Приведенные данные о башнях, содержащиеся в нарт­ских сказаниях, свидетельствуют о том, какое значение придавалось этому виду оборонительных сооружений в жизни алан-осетин в средние века и особенно после монгольского периода их жизни. В этой связи уместно заметить, что еще в первой половине XIX в. при заклю­чении брака у осетин родственники невесты давали свое согласие лишь в том случае, если семья жениха или его род имели свою башню.

Не менее важную роль в жизни алан-осетин играли замки (галуаны), строившиеся, по-видимому, и в пред­горных районах Центрального Предкавказья. Об этом сви­детельствуют данные археологии и письменные источ­ники. По данным Масуди, в центральной части Северного Кавказа находилась не только столица Алании Масс, но и ряд крепостей[275]. Галуаны представляли собой комплекс оборонительных, жилых и хозяйственных построек, обне­сенных высоким каменным забором. В период феодализма галуаны были принадлежностью осетинских алдаров, ба- дилат, а также некоторых зажиточных горцев. В нартском эпосе галуаны изображаются неприступными крепостями наподобие крепости Хиаи, которой посвящается отдельное сказание [276]. К древним горным постройкам Осетии отно­сятся также заппадзы (усыпальницы), которые подразде­ляются на три группы — на подземные, полуподземные и надземные. Появление заппадзов в горах Кавказа было вызвано острой земельной теснотой, стремлением горцев использовать «каждый мало-мальски пригодный земель­ный участок под пашню, а не под могильник» 58. В нарт­ских сказаниях упоминаются главным образом надземные склепы, датируемые VI в. н. э. Их распространение охва­тывает только северный склон Главного Кавказского хребта от горной Чечни до Балкарии. Надземные склепы, принадлежавшие обычно отдельным родам, сооружались высотой до трех ярусов. Особенно много таких склепов встречается в известном «Даргавском мертвом городе» в Северной Осетии по р. Гизельдон. И в осетинских нарт­ских сказаниях основной формой погребения являются именно надземные склепы, в которых были похоронены выдающиеся нартские герои Батрадз, Сослан и Дзерасса и где родилась знаменитая Сатана. Многоярусные надзем­ные склепы имели обычно несколько отверстий в стенах. Назначение этих окон довольно четко поясняется в одном из сказаний: умирающий Сослан позвал своих братьев Урызмага и Хамица и велел им построить для него склеп с тремя окошками. Одно из них он просил поставить на восточной стороне склепа, чтобы по утрам его озаряли солнечные лучи, другое — над ним в середине стены, «чтобы солнце светило ему в полдень», а третье —на за­падной стороне, «чтобы вечером оно прощалось с ним». Данные этнографии подтверждают наличие большого ко­личества склепов в горной Осетии с подобным располо­жением окошек59. Более того, в рассматриваемой форме захоронения нашли отражение древние погребальные традиции алан-осетин эпохи средневековья, связанные с верой в продолжение жизни в потустороннем мире. Небезынтересно отметить также, что к числу надземных склепов в эпосе относится и небесный склеп Софии, где был похоронен, по указанию бога, Батрадз. Много при­шлось потрудиться духам и даугам, чтобы оттащить туда стальное тело нартского героя: двенадцать пар волов не могли сдвинуть его с места. И когда им, наконец, удалось доставить тело Батрадза, они никак не могли внести его в склеп. Когда его проносили головой, он упирался лок­тями, когда же вносили ногами, они расходились и застревали в проходе.

 Е. И. Крупнов. Галиатский могильник. — ВДИ, 1938, № 2 (3).

 В. В. Бунак. Черепа из склепов горного Кавказа в срав­нительно-антропологическом освещении. —- «Сборник Музея ант­ропологии и этнографии», т. XIX, 1953.

 

 Так продолжалось до тех пор, пока бог не уронил три слезы, из которых образовались в гор­ной Осетии три самых популярных полуязыческих-полу- христианских святилища: Таранджелос, Мыкалгабыр и Реком.

Эпизод этот можно объяснить исторически как отра­жение борьбы у алан-осетин христианства


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.