Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-08-20 | 285 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Осетинские нартские сказания содержат обширный этнографический материал, который представляет большой научный интерес и является ценным дополнением для познания культуры осетинского народа и многих элементов его быта в далеком прошлом.
В этнографической науке нартский эпос, в частности осетинский его вариант, еще не стал объектом серьезного научного исследования. Правда, в трудах В. Ф. Миллера [240] и В. И. Абаева [241] даны примеры использования эпического материала в качестве одного из важных нарративных источников этнографической науки. Так, в статье В. Ф. Миллера «Черты старины в сказаниях и быту Осетии», на основе данных нартского эпоса рассматривается этническая преемственность некоторых черт осетинской культуры. В. Ф. Миллер впервые обратил внимание на то, что в сказаниях о нартах нашли отражение не только элементы материальной и духовной культуры алан-осетин, их мировоззрение, нравы, обычаи и т. д., но и некоторые отголоски и следы скифского быта (известные, например, по описанию Геродота).
Между тем осетинский нартский эпос содержит данные для воспроизведения тех важных сторон мировоззрения осетин, народного быта, нравов и обычаев, многие из которых давно утрачены.
Этнографические данные, которые содержатся в осетинском эпосе, могут быть серьезным подспорьем при определении территории формирования эпоса.
Некоторые сказания осетинского эпоса сложились еще в I тыс. до н. э., хотя в целом в эпосе нашли отражение черты многих эпох. Однако основное ядро его создавалось, как уже известно из работ В. И. Абаева, в период средневековья в пределах центральной части Северного Кавказа. Об этом свидетельствует, например, наличие в нем ряда конкретных топонимических названии равнинной и горной полосы: Татартуп, река Кума, Кумекая равнина Адаихох (гора Ада) и др., которые встречаются под теми же названиями и на ныне существующих картах этого края. О формировании главных частей эпоса в предгорьях Северного Кавказа говорят также многократные упоминания в нем: гор, перевалов и т. д.
|
Наличие в осетинских сказаниях монгольских черт (привнесенных, по-видимому, ордами Тимура, вторгнувшимися в горы Западной Осетии и т. д.) может служить также, как нам кажется, аргументом, свидетельствующим о формировании основного ядра эпоса в пределах Центрального Предкавказья в период средневековья. Но вместе с тем в осетинских сказаниях о нартах отражена прежняя территория расселения алан; об этом свидетельствует постоянное упоминание в эпосе рек и морей, в том числе Черного моря. Известно, что современная Осетия не имеет больших рек и находится далеко от морей. Тем не менее в осетинской мифологии значительную роль играют такие божества, как владыка морей Донбеттр и рек — Гатаг, занесенные на Центральный Кавказ, по-видимому, предками осетин из прежнего места их обитания. В осетинском эпосе отводится исключительно большое место Донбеттру. Достаточно отметить, что от него ведет свое начало род нартов, он является отцом выдающихся нартских героев — Батрадза и Сырдона. «Связь нартов с водной стихией и ее властителями — Донбеттрами, — пишет В. И. Абаев, — проходит настойчиво через весь эпос»3. Все это свидетельствует о том, что некоторые сказания складывались тогда, когда предки осетин находились вдали от современной Осетии и населяли низовья Дона, побережья Черного и Азовского морей. Однако наиболее ярко в нартских сказаниях запечатлелись территория расселения алан в эпоху позднего средневековья и их * соседство со многими современными кавказскими народами. В эпосе говорится о том, что нарты живут в окружении многочисленных соседей; с одними они враждуют, не раз вторгаясь в пределы их территории с целью грабежа, угона скота, а с другими находятся в дружбе и даже совершают совместные военные походы. Можно составить представление и о размере страны нартов (стоит нартам совершить двухдневный поход, как они оказываются на территории соседнего народа). Во всем этом нетрудно усмотреть упоминания о расселении алан в эпоху средневековья в центральной части Северного Кавказа, где они близко соседствовали с абхазами, с адыгскими племенами, с современными горцами Грузии, народами Дагестана и Чечено-Ингушетии. Арабский географ X в. Масуди, совершивший путешествие по Северному Кавказу, отмечает наличие у алан такого соседства. К числу народов, близко примыкавших к аланам, Масуди относит и абхазов. «Рядом со страною аланов, — пишет он, — живут абхазы, исповедующие христианскую религию, и в наше время у них есть царь (царь аланов сильнее их, и область их простирается до гор Кабхль)»4. Аланская территория отличалась в эту пору густой населенностью. Для аланских сел и хуторов на равнине Центрального Предкавказья было, по-видимому, характерно смешанное родовое поселение; это подтверждается и.данными нартского эпоса осетин, где говорится о том, что в нартском селении было три рода (фамилии), каждая из которых занимала определенный квартал. Однако в горах у алан, как и у осетин, несомненно, преобладало родовое поселение. Известно, что каждый из пяти древних осетинских родов, вышедших (по данным средневековой грузинской надписи в известной нузальской церкви XIII в.) из селения Нузал, имел сначала здесь же, в Алагирском ущелье, свое родовое селение. Позже от этих родов образовались, по преданию, многие осетинские роды, которые переселились в другие районы горной Осетии. Однако о поселениях алан в горах в эпосе ничего не говорится. Это, на наш взгляд, еще раз свидетельствует о том, что осетинские нартские сказания формировались главным образом в пределах степной полосы Центрального Предкавказья.
|
4 Н. А. Караулов. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане. — СМОМПК, вып. XXXI. Тифлис, 1902, стр. 54.
В осетинских сказаниях довольно точно отразился тип поселения алан на плоскости. Во многих сказаниях встречается упоминание о том, что в селении нартов живут три рода: в верхнем квартале располагается род Ахсар- таггата, в среднем — Алагата и в нижнем —род Бората. Каждый из этих родов имел свои особенности: нарты из рода Бората были счастливы и богаты, род Ахсартаггата отличался мужеством, а род Алагата — храбростью и ловкостью. Эти особенности уже есть свидетельство классового расслоения в нартском обществе; подобные явления наблюдались и у алан, а позже и у осетин, у которых имелись сильные и слабые, знатные и незнатные роды.
|
Важную роль в общественной жизни нартов играл нихас — древнейший орган управления родо-племенных организаций создателя эпоса. В осетинском эпосе нихас встречается часто под названием «большой нартский нихас», что дает возможность предполагать наличие в нартском селении и фамильных нихасов, на которых обсуждали и решали вопросы, касающиеся отдельных родов. Видимо, «большой нихас» был органом управления племен или нескольких родов, что мы видим и у нартов. Судя по некоторым фольклорным и этнографическим данным, нихас у алан, как и у осетин, в далеком прошлом представлял собой совет родо-племенных старейшин. Позже у осетин на нихасе уже могли присутствовать все взрослые мужчины, хотя решающим голосом пользовались по-прежнему только родовые старейшины. Отметим также, что до присоединения к России и введения русской администрации, в период так называемого Особа, когда Осетия распадалась на несколько самостоятельных обществ, на нихасе решались важнейшие общественные дела, вопросы войны и мира, суда, рассматривались всякие действия как отдельного члена общества, так и целого аула. Здесь же созревали планы походов («балцев»). Однако значение нихаса этим не ограничивалось. На нихасе проводились упражнения в стрельбе, в рубке, в красноречии; здесь сказители создавали лучшие произведения народного творчества. С установлением царской административной власти на Кавказе некоторые функции нихаса были упразднены, и все же он продолжал играть в общественной жизни осетин важную роль (теперь на ни- хасе распределяли подворные земские повинности, расходы на общественные постройки и т. д.) [242]. Анализ этнографического и фольклорного материала дает возможность предполагать, что нихас (мужские собрания), ведущий свое происхождение от родового строя, имел распространение также и у некоторых народов Северного Кавказа (у адыгских народов он известен под названием «хаса»). Нихас был важнейшим общественным учреждением у алан-осетин и в период средневековья. Наличие нихаса у алан подтверждается и некоторыми памятниками материальной культуры, сохранившимися в ряде мест горной Осетии. К числу таких, например, относится так называемый Нартский нихас в селении Лац Куртатинского ущелья Северной Осетии. Судя по археологическим раскопкам, село это было основано аланами после гуннского вторжения. По-видимому, тогда же возник и ныне существующий здесь нихас, как неотделимая часть любого аланского села. Нихас этот находится в центре поселения и представляет собой небольшую площадь; на одной стороне ее расположены полукругом большие камни для сидения, причем некоторые из них имеют вид кресла; на них, по преданию, садились именитые нарты: Урызмаг, Сослан, Батрадз и др. Учитывая, что нартский нихас в селении Лац — единственный памятник своего рода в Осетии, можно полагать, что он основан не современными осетинами — позднейшими поселенцами этих мест, а их предками — аланами.
|
Нихас как родо-племенной совет у алан-осетин имел, несомненно, много сходных черт с подобными учреждениями у соседних кавказских народов — ингушей, чеченцев, кабардинцев и др. Вместе с тем, как показывает анализ этнографического материала, истоки нихаса, возможно, ух:одят и в скифо-сарматский мир. В этом аспекте нельзя не заметить большого сходства между осетинским иихасом и михман-ханой (домом для гостей) горных таджиков, в частности ягнобцев, которые близки осетинам по языку. В отличие от других народов Средней Азии, у ягнобцев до наших дней сохранились специальные постройки, куда собирались мужчины селения для об суждения общественных дел или проведения свободного от работы времени[243].
Нартский эпос содержит интересный материал и для выяснения вопросов, характеризующих хозяйственную деятельность населения края от древнейших времен до эпохи раннего средневековья. В сказаниях • о нартах нашли отражение почти все виды занятий обитателей предгорьев Центрального Кавказа: охота, рыболовство, скотоводство, ремесла, земледелие. Охотились нарты главным образом на оленей[244]. Упоминание о других диких животных, в том числе и о самых распространенных в современной Осетии — турах, в эпосе встречается весьма редко. Широкое распространение оленей в древности на Северном Кавказе подтверждается и археологическими раскопками. Так, во многих скифских городищах (VI—IV вв. до н. э.) не обнаружено костей других диких животных, кроме оленя и кабана[245]. На археологических раскопках в кобанских и особенно скифских могильниках, найденных на территории Северного Кавказа, Поволжья, Средней Азии и горного Кавказа, встречаются два вида изображения оленей: так называемого «скифского» оленя и благородного оленя. Из них первое изображение считается более древним, способствовавшим появлению и развитию второго вида изображения. По мнению некоторых исследователей[246], проникновение скифского
|
«звериного» стиля, в частности изображения «скифского» оленя, в кобанскую культуру находит здесь богатую почву, что способствовало развитию местного изобразительного искусства, в котором особое место отводится благородному оленю.
Все это не случайно. Как известно, олень считался тотемным животным у скифов, и все изображения, связанные с ним, имеют, по-видимому, тотемическое происхождение. Как доказано В. И. Абаевым, одно из больших племен скифов Сака, обитавшее в Средней Азии, носило тотемное название — саг (в переводе с осетинского означает — «олень»). Это же слово повторяется во многих скифских личных именах и племенных названиях 10. И хотя в нартском эпосе олень уже не является тотемным животным, пережитки тотемизма обнаруживаются еще во многих его сказаниях.
Охота занимала значительное место в хозяйстве осетин и в более позднее время. Богом охоты и покровителем охотников и диких животных, особенно оленей, туров и коз, считался Афсати, занимающий среди персонажей эпоса далеко не последнее место. Этому божеству охотники молились в надежде убить «хоть какого-нибудь самого последнего невзрачного оленя, козу или другое животное» 11; ему посвящали песни, в которых Афсати рисуется покровителем «бедных охотников». Одна из таких песен была обработана Коста Хетагуровым и стала самой популярной народной песней в Осетии. В ней, в частности, говорится, что из «белых рогов оленя сделана для Афсати кровать» 12. О важности охоты в жизни осетин говорит и наличие у них особого «охотничьего языка», которым пользовались во время охоты.
Приведенные этнографические сведения об Афсати находят многие аналогии в осетинском эпосе о нартах 13. В сказании «Чем небожители одарили Сослана», напри-, мер, говорится, что «все благородные звери в горах и на равнинах» находятся под охраной Афсати, который сторожит их и не пропускает к ним «земных людей». Когда Сослан попросил Афсати пожалеть бедных людей и дать им ласть своего скота, тот согласился, но потребовал от нартов, чтобы они, отправляясь на охоту, брали с собой три пирога и упоминали его имя, а также отдавали правую лодыжку убитого зверя первому, кто встретится им на охоте 14. Указанные обычаи свято соблюдались в Осетии почти всеми охотниками.
В. И. А б а е в. Осетинский язык и фольклор. М.—-Д., 1949, стр. 37, 179, 198.
Г. Ц а г о л о в. Охотничий язык и обряды у осетин (этнографические заметки). —«Терские ведомости», 1895, № 53.
Коста Хетагуров. Собр. соч. в пяти томах, т. I, М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 96.
«Осетинские нартские сказания», стр. 79.
В эпосе Афсати наделен волшебной свирелью, при помощи которой он созывает «свой скот» 15.
Анализ археологического, этнографического и фольклорного материала дает возможность предположить возникновение образа этого божества в глубокой древности в пределах Центрального Предкавказья. В осетинской мифологии Афсати является одним из древнейших элементов кавказского субстрата, восходящих к кобанской эпохе. Многочисленные кобанские привески в виде оленей, туров, медведей и других животных, а также изображения сцен охоты, найденные в могильниках Северной Осетии 16, свидетельствуют не только о важном значении охоты в хозяйстве древних кобанцев, но и, по-видимому, о глубоком почитании ими культа божества Афсати. Ареал распространения Афсати охватывал, кроме осетин, и ряд других народов Центрального и Западного Кавказа. При этом у балкарцев, карачаевцев, сванов и абхазов имя его — Апсай — сходно с осетинским — Афсати На основании этого некоторые авторы заключают, что культ божества Афсати проник к этим народам из Осетии 18, Абхазское божество охоты имеет очень много сходных черт с осетинским19; абхазы, как и осетины, широко пользовались охотничьим языком.
В отличие от осетинского эпоса, в абхазском 20 и адыгском 21 его вариантах божество охоты почти не запечатлено.
14 Там же, стр. 166.
16 Там же.
Е. И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, стр. 374.
В. И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. I. М., 1958, стр. 374.
«Материалы и исследования по балкарской диалектологии, лексике и фольклору». Нальчик, 1962, стр. 146.
Ш. Д. Инал-Ипа. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухуми, 1960; Г. Ц а г о л о в. Указ. соч.
«Нарты. Кабардинский эпос». М., 1951.
«Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев». М., 1962.
Все это позволяет предположить, что первоначально образ мифического божества Афсати зародился у древних кобанцев. Аланы-осетины, смешавшиеся с носителями кобанской культуры, восприняли это божество и сохранили его в своем быту и в устной народной цоэзии.
Наряду с охотой в осетинских сказаниях отразилось и рыболовство; оно было вторым подсобным занятием древних обитателей Северного Кавказа. Видимо, не случайно, что в осетинском, адыгском и абхазском эпосе о рыболовстве упоминается почти исключительно в цикле Сосруко— Сослана, который исследователи считают самым древним пластом эпоса. Фольклорные свидетельства о рыболовстве как об одном из древних занятий племен Северного Кавказа находят особенно яркое подтверждение в памятниках кобанской культуры, среди которых немало предметов с изображением рыбы[247]. Данными археологии установлено, что в эпоху бронзового века и в более поздний период рыболовство получило особенно большое развитие в бассейнах Кубани и Дона[248], а также в Керченском проливе, где находились крупные рыбные промыслы Воспорского царства. Археологические сведения довольно убедительно подкрепляются материалом нартского эпоса: в ряде сказаний говорится о том, что нарты ловили рыбу исключительно в больших реках или в море. Так, в одном из осетинских сказаний рассказывается, что во вррмя путешествия Сослан встретил на берегу «большой реки» трех братьев-великанов, занимавшихся рыболовством. Удилищем для каждого из них служило огромное дерево, а вместо червяка — крупное животное[249]. В осетинском эпосе, в отличие от адыгского и абхазского, довольно часто упоминается повелитель рыб — Хиандон-алдар или Кафты-сар-хиандон-алдар, который относится к нартам то враждебно, то дружелюбно. Так, в сказании «Смерть Сослана», он предложил знаменитому нарту, преследуемому
колесом Бальсага, убежище, но тот категорически отказался, заявив, что от него «рыбой воняет». В другом сказании Хиандон-алдар характеризуется иначе: прибывших к нему нартских героев Урызмага, Хамыца и Сослана он встречает без всяких почестей и даже поселяет их в своем курятнике[250].
По объяснению В. И. Абаева, имя Кафты-сар-хиандон- алдар[251] означает «глава рыб, владетель пролива»; в этом названии он видит правителя Боспорского царства, владевшего Боспорским проливом с его огромным рыбным богатством. «Отношения нартов к «Алдару пролива», — пишет В. И. Абаев, — напоминают отношение скифов к боспорским царям, когда расчетливая дружба нередко сменялась открытой враждой и взаимная помощь военной силой легко переходила во взаимные распри» [252].
Известный востоковед В. Ф. Минорский в своей последней работе [253] считает интерпретацию В. И. Абаева вполне убедительной. Известно, что в глубокой древности из Боспора, < имевшего огромные рыбные промыслы, экспортировали рыбу в большом количестве в Грецию, а затем в Рим. Скифы называли Азовское море «Карба- лукь» — «Гигантская рыба, осетр». Само название города Пантикапей В. И. Абаев объясняет как иранское «понти- капа» (путь рыб) и отождествляет Кафты-сар с властителем Пантикапея.
Таким образом, в осетинском эпосе запечатлелся не только древний рыболовный промысел, но и некоторые данные о взаимоотношениях скифов с другими народами. В современной осетинской мифологии сохранилось старое скифское название Каф (большая рыба —осетр), относящееся, по определению В. И* Абаева, к группе восточноиранских слов[254].
Отметим также, что еще до недавнего времени в горах Северной Осетии, в некоторых селах, там, где нет даже и речек, жители ежегодно устраивали празднества в честь покровителя рыб — Донбеттра, для чего накануне праздника они отправлялись в город или в казачьи станицы и закупали там рыбу. Этот факт свидетельствует о том, что у предков осетин было широко развито рыболовство; отголоски его сохранились в осетинском быту до недавнего времени (праздник в честь покровителя рыб) [255].
Основу хозяйства нартов составлял мелкий и крупный рогатый скот и табуны лошадей. В сказаниях, действие которых происходит в пределах предгорной равнины, говорится о том, что нарты разводили в основном крупный рогатый скот и лошадей. В этом упоминании довольно точно отразился характер занятий населения Центрального Предкавказья с древнейших времен до наших дней. До свидетельству Е. И. Крупнова, из 88 экземпляров костей животных, найденных здесь в скифских поселениях, 44 принадлежали крупному рогатому скоту и 4 кости — лошадям[256]. В отличие от равнинных районов, в горах разводили главным образом овец и коз. В ряде осетинских сказаний упоминается об отарах «черных овец», содержавшихся в горах. Развитие скотоводства и особенно овцеводства привело к заселению еще в I тыс. до н. э. самых высокогорных районов Кавказа[257]. К этому же периоду относится и появление здесь отгонной системы скотоводства, которое также упоминается в некоторых сказаниях эпоса. Основным занятием горцев (алан) было отгонное овцеводство, летом — на высокогорные пастбища, а зимой — в Прикумские малоснежные степи[258].
Отгонное скотоводство широко бытовало у горцев Главного Кавказского хребта и в более позднее время. Однако в осетинском нартском эпосе в основном нашел отражение быт алан и их хозяйственная деятельность в период средневековья. В этом убеждают нас свидетельства о наличии у нартов табунов лошадей, разведением которых могли заниматься аланы, владевшие обширными просторами Центрального Предкавказья. Глубокое социальное расслоение, происходившее в их среде до начала монгольского нашествия, вызвало выделение крупных табунщиков и скотоводов. Это зафиксировано и в эпосе, где в одном из сказаний говорится о крупном владельце стад, имевшем большое количество крупного и мелкого рогатого скота и «множество одинаковых коней серой масти» [259].
Из всех домашних животных нарты больше всего любили и ценили коня. В сказании повествуется о том, что когда нарты однажды переживали суровую зиму, в которой глубокие снега скрыли все их пастбище, они больше всего боялись за судьбу своих коней.
По-видимому, аланы предпочитали разводить для своей конницы лошадей так называемой «северокавказской породы», известной ныне под названием кабардинской [260]. Превосходные качества аланского коня воплощены в образе знаменитого Арфана — коня Урызмага. Арфану не страшны даже грозные снежные обвалы, он переходит их смело, разбрасывая «тучи летящего снега своей могучей грудью» [261]. После монгольского нашествия, когда аланы-осетины были оттеснены в горы, они из-за ограниченности территории и сурового климата уже не имели возможности содержать табуны лошадей; постепенно у них исчезла эта порода коней.
В эпоху средневековья аланам-осетинам был известен и колесный транспорт: это подтверждается и данными фольклора. Так, в одном осетинском сказании говорится о том, как красавица Агунда, вышедшая замуж за Аца- маза, была доставлена в дом своего супруга на серебряной колеснице, запряженной семью оленями, а вещи невесты были привезены на семи нагруженных повозках[262].
Конь играл большую роль и в других, в частности погребальных, обрядах алан-осетин в период раннего средневековья. По данным археологии, аланы продолжали соблюдать, вплоть до VIII в., а может быть и до монгольского нашествия, древний погребальный обычай скифов захоронения коня с покойником[263]. У них существовал и другой обычай, по которому в могилу покойника клали снаряжение его коня39. Поселившись в горах, осетины сохранили древние погребальные традиции своих предков: они посвящали коня покойнику, устраивали скачки в честь умершего, изображали коня на многих могильных камнях и на древних усыпальницах и т. д.
Таким образом, конь играл важную роль во многих областях жизни алан-осетин.
Вторым после скотоводства важнейшим занятием нартов было земледелие: в эпосе упоминаются почти все виды хлебных злаков, чаще всего — просо, одна из древнейших и наиболее распространенных культур степной полосы Центрального Предкавказья. По определению лингвистов, современное осетинское название проса (йау) идет из скифского языка, что свидетельствует о возделывании этой культуры еще скифо-сарматскими племенами Северного Кавказа40. После монгольского периода культура проса совершенно исчезла из быта алан-осетин, поселившихся в горах. Она была заменена более морозоустойчивыми зерновыми злаками, в частности ячменем, из которого нарты, как и аланы-осетины, приготовляли пиво.
Важное значение в хозяйстве алан-осетин в период средневековья получило развитие ремесел и кузнечного дела: это подтверждается многими сказаниями эпоса.
Судя по данным археологии, в предгорьях Центрального Кавказа, по-видимому, было несколько крупных ремесленных центров вроде Верхнего Джулата41, в которых располагались компактно гончары, мастера по обработке металла, кузнецы и др. Упоминания о таких «специализированных» селениях находим в одном из нартских сказаний. В нем говорится, что, когда нарты захватывали чужие селения, они старались «сохранить кварталы кузнецов» 42. Особенно большого развития у алан достигла обработка металла. Наиболее распространенным видом металла у осетин-алан были железо и сталь, из которых они делали вооружение, сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода.
«Археологические раскопки в районе станицы Змейской в Северной Осетии». Орджоникидзе, 1961.
В. И. Абаев. Осетинский язык и фольклор, стр. 198.
«Археологические раскопки в районе станицы Змейской в Северной Осетии», стр. 129—135.
«Памятники народного творчества осетин», вып. I. Владикавказ, 1925, стр. 41.
Слава о высоком мастерстве аланских оружейников была известна далеко за пределами Алании. Так, византийский историк VI в. Халкен- дилас писал: «Аланы простираются до горы Кавказа... они делают превосходные кольчуги... из меди изготовляют оружие, называющееся аланским» [264]. Находки образцов оружия и украшения конской сбруи и костюма алан- осетин в змейских катакомбах говорят о широком использовании в то время многих видов металлов, в том числе золота и серебра, которые применялись главным образом для украшений. Среди находок в змейских могильниках имеется 13 сабель, большая часть которых местного, аланского производства, много бронзовых золоченых бляшек, височных колец и т. д.[265]
Данные письменных источников и археологии о высоком развитии ремесла и оружейного дела у алан находят убедительное подтверждение в осетинском фольклоре. Так, в нартских сказаниях упоминаются многие виды оружия[266] нартов: меч (кард), копья (арц), секирообразные топоры (цирхь), луки (ардын), стрелы (фат), щиты (уарт), кольчуга (зьар), шлемы (така) [267] и т. д. В эпосе говорится также об изготовлении нартами предметов домашнего обихода и сельскохозяйственных орудий из железа, в частности лемехов для плугов и серпов (археологи нередко находят их в аланских катакомбах). Значительное применение имела у нартов и медь, из которой делали котлы для варки пива. Производство медных пивоварных котлов было развито у осетин, по-видимому, с древнейших времен и до недавнего прошлого. С ростом производства металлов развивалось и кузнечное дело. Наличие двух богов — кузнецов Курдалагона и Сафа —в осетинском нартском эпосе свидетельствует о важном значении кузнечного дела в хозяйстве алан-осетин в эпоху средневековья. Небесный кузнец Курдалагон «не только ковал оружие для героев, но и закалял самих героев» [268].
Наиболее яркие параллели в материальной культуре осетин и в сказаниях о нартах находим в описании их жилищ и оборонительных сооружений — башен и замков.
В. эпосе представлены почти все формы жилища обитате-* лей степной полосы и горных районов Центрального Предкавказья. Так, в сказании «Как появился фандыр» упоминается один из древнейших типов жилья — землянка, которая была тайным домом Сырдона. По данным археологии, подобного рода жилища были широко распространены в древности на Украине и в степных и предгорных районах Северного Кавказа. В землянках жили древние кобанцы, скифы, а также, по-видимому, и часть алан. Интересно отметить, что в цредгорных районах Юго-Осе- тии еще в начале XX в. многие осетины иногда использовали землянки в качестве жилья. В нартских сказаниях часто упоминаются шалаши, строившиеся просто из веток, а иногда из звериных шкур. В сказании «Красавица Дзерасса» говорится о том, что Ахсар имел свой шалаш из звериных шкур на берегу моря. Кстати, кочевым аланским племенам были известны только кибитки48. Однако в эпосе об этой форме жилья нет никаких упоминаний и говорится только о шалашах. Для древних обитателей гор жилищем служили также пещеры, которых так много по обоим склонам Главного Кавказского хребта. В качестве жилья пещеры использовались и героями нартских сказаний: в одной из таких пещер, например, жила дочь солнца Ацырухс, оберегаемая семью великанами. Чаще всего в пещерах жили великаны, охранявшие огромные отары овец.
Наряду с древними формами жилища в эпосе упоминаются жилища горцев и более позднего происхождения, прежде всего горский каменный дом с плоской земляной крышей, состоящий из одного или двух ярусов. Жилая часть такого дома называлась хадзар. В сказаниях подчеркиваются огромные размеры хадзара: во время свадебного пиршества ворвавшийся сюда на коне смельчак мог устроить джигитовку. В одном из нартских сказаний говорится, что Батрадз вскочил на своем коне в Большой Нартский дом (т. е. хадзар), проджигитовал по всему дому, затем, хлестнув коня, выскочил в дымовое отверстие^9. Вся крыша осетинского хадзара держалась на огромных столбах, находившихся в центре помещения.
ВДИ, 1949, № 12, стр. 304.
«Осетинские нартские сказания», стр. 316.
Согласно другому сказанию, тот же Батрадз, ворвавшись в «Большой дом» Бората, схватил «столб, на котором держалась крыша», и поднял его [269]. Или: от крика Батрадза с порога «Большого дома Бората содрогнулись потолочные балки» хадзара и «многолетняя сажа посыпалась на пирующих» [270]. Хадзар считался самым почетным местом в доме. Здесь устраивались пиршества в честь родовых и патронимических богов, отмечались семейные празднества и т. д. В хадзаре находился неугасающий очаг, над которым свисала с потолка очажная цепь, считавшаяся святыней осетинской семьи. С очажной цепью прощалась девушка, выходившая замуж. Вокруг очага обводили молодую невесту, чтобы приобщить ее к новой семье. Очаг, располагавшийся большей частью в центре хадзара, делил его на две половины — на мужскую (правая) и на женскую (левая). Все эти характерные черты, связанные с хадзаром и уходящие в глубь веков, упоминаются в ряде сказаний эпоса.
Большой интерес представляют также приводимые в эпосе сведения о башнях и замках, появление которых у алан-осетин относится к эпохе раннего средневековья. Однако количество этих оборонительных сооружений особенно выросло в Осетии после монгольского периода и оттеснения алан-осетин в горы, когда строительство башен стало необходимостью в связи с начавшейся межплеменной и межродовой борьбой. Сооружение башен, которые подразделялись на жилые, боевые и сторожевые, продолжалось в Осетии почти до начала XVIII в. Башни строились до семи ярусов высотой; они были собственностью не только родов, но и отдельных больших семейств. Жилая башня состояла обычно из трех ярусов; первый служил помещением для скота, второй —для жилья, а третий—для обороны. В одном из осетинских сказаний говорится о том, как Урызмаг и Хамиц, найдя своего деда Уархага, привели его в старинную давно заброшенную жилую башню их рода. Они поднялись на второй ярус, где находился хадзар, «то священное место, где пылает огонь» [271]. В старину в качестве жилья у осетин не редко использовались и семиярусные башни (в одном из сказаний говорится о том, что Урызмаг и Сатана жили в семиярусной башне) [272]. В далеком прошлом, когда в горах Осетии еще продолжалась междоусобная борьба, в нижнем ярусе боевой башни обычно держали военнопленных. Упоминание об этом находим в сказании «Последний поход Урызмага». Урызмаг, захваченный в плен черноморским алдаром, был заключен в нижнем ярусе башни[273]. В нартском эпосе упоминаются различные типы башен, даже железная и летающая башни, в которых жили нартские красавицы Акола и Косер [274].
Приведенные данные о башнях, содержащиеся в нартских сказаниях, свидетельствуют о том, какое значение придавалось этому виду оборонительных сооружений в жизни алан-осетин в средние века и особенно после монгольского периода их жизни. В этой связи уместно заметить, что еще в первой половине XIX в. при заключении брака у осетин родственники невесты давали свое согласие лишь в том случае, если семья жениха или его род имели свою башню.
Не менее важную роль в жизни алан-осетин играли замки (галуаны), строившиеся, по-видимому, и в предгорных районах Центрального Предкавказья. Об этом свидетельствуют данные археологии и письменные источники. По данным Масуди, в центральной части Северного Кавказа находилась не только столица Алании Масс, но и ряд крепостей[275]. Галуаны представляли собой комплекс оборонительных, жилых и хозяйственных построек, обнесенных высоким каменным забором. В период феодализма галуаны были принадлежностью осетинских алдаров, ба- дилат, а также некоторых зажиточных горцев. В нартском эпосе галуаны изображаются неприступными крепостями наподобие крепости Хиаи, которой посвящается отдельное сказание [276]. К древним горным постройкам Осетии относятся также заппадзы (усыпальницы), которые подразделяются на три группы — на подземные, полуподземные и надземные. Появление заппадзов в горах Кавказа было вызвано острой земельной теснотой, стремлением горцев использовать «каждый мало-мальски пригодный земельный участок под пашню, а не под могильник» 58. В нартских сказаниях упоминаются главным образом надземные склепы, датируемые VI в. н. э. Их распространение охватывает только северный склон Главного Кавказского хребта от горной Чечни до Балкарии. Надземные склепы, принадлежавшие обычно отдельным родам, сооружались высотой до трех ярусов. Особенно много таких склепов встречается в известном «Даргавском мертвом городе» в Северной Осетии по р. Гизельдон. И в осетинских нартских сказаниях основной формой погребения являются именно надземные склепы, в которых были похоронены выдающиеся нартские герои Батрадз, Сослан и Дзерасса и где родилась знаменитая Сатана. Многоярусные надземные склепы имели обычно несколько отверстий в стенах. Назначение этих окон довольно четко поясняется в одном из сказаний: умирающий Сослан позвал своих братьев Урызмага и Хамица и велел им построить для него склеп с тремя окошками. Одно из них он просил поставить на восточной стороне склепа, чтобы по утрам его озаряли солнечные лучи, другое — над ним в середине стены, «чтобы солнце светило ему в полдень», а третье —на западной стороне, «чтобы вечером оно прощалось с ним». Данные этнографии подтверждают наличие большого количества склепов в горной Осетии с подобным расположением окошек59. Более того, в рассматриваемой форме захоронения нашли отражение древние погребальные традиции алан-осетин эпохи средневековья, связанные с верой в продолжение жизни в потустороннем мире. Небезынтересно отметить также, что к числу надземных склепов в эпосе относится и небесный склеп Софии, где был похоронен, по указанию бога, Батрадз. Много пришлось потрудиться духам и даугам, чтобы оттащить туда стальное тело нартского героя: двенадцать пар волов не могли сдвинуть его с места. И когда им, наконец, удалось доставить тело Батрадза, они никак не могли внести его в склеп. Когда его проносили головой, он упирался локтями, когда же вносили ногами, они расходились и застревали в проходе.
Е. И. Крупнов. Галиатский могильник. — ВДИ, 1938, № 2 (3).
В. В. Бунак. Черепа из склепов горного Кавказа в сравнительно-антропологическом освещении. —- «Сборник Музея антропологии и этнографии», т. XIX, 1953.
Так продолжалось до тех пор, пока бог не уронил три слезы, из которых образовались в горной Осетии три самых популярных полуязыческих-полу- христианских святилища: Таранджелос, Мыкалгабыр и Реком.
Эпизод этот можно объяснить исторически как отражение борьбы у алан-осетин христианства
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!