Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-08-20 | 247 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Нартовские сказания — богатейшее культурное наследие народов Северного Кавказа — стали предметом всестороннего научного исследования сравнительно недавно, хотя первые публикации сказаний (в частности, осетинских) относятся к середине прошлого столетия. Начиная с 30-х годов нашего века, замечается усиление интереса к нартовским сказаниям как на самом Кавказе, так и за его пределами. За это время было опубликовано большое количество текстового материала; создан целый ряд ценных трудов, освещающих широкий круг проблем: генезис и развитие нартовского эпоса, историзм содержания, разбор отдельных циклов, образов и сюжетов, сравнительнофольклорные параллели, особенности поэтической формы и поэтики.
Однако далеко не все стороны привлекли должное внимание ученых и стали предметом специального исследования. К числу таких незаслуженно оставшихся в тени вопросов относится в первую очередь вопрос о напевах нартовских сказаний и об их музыкальных особенностях.
В самом деле, если обратиться к имеющейся литературе, то в ней либо вовсе не указывается на принадлежность нартовского эпоса к музыкально-песенному творчеству, что в известной мере стало традицией, дезориентирующей читателя, либо даются весьма скудные сведения о манере их исполнения. Даже наиболее пространные высказывания, касающиеся традиции их бытования, не идут далее описания чисто внешних, формальных особенностей и не дают достаточно ясного представления о характере напевов, об их структурном, мелодическом и ритмическом строении. «Выразительны и лаконичны мелодии нартских песен, — пишет о кабардинских сказаниях Т. К. Шейб- лер, — ритмика запева в них нередко меняется в зависимости от числа слогов при неизменном размере (и неизменном припеве хора)... песни поются медленно, затем темп ускоряется, приближаясь к плясовому. Иногда добавляется инструментальный подголосок, варьирующий основной напев (подголосок исполняется на прямой пастушьей флейте — «бжами»). Все это дополняется еще протянутыми басами хора, ритмическими восклицаниями исполнителей, ударами трещотки «пхацыча», наконец ударами в ладоши. Большинство нартских песен исполняется ныне двухголосно» *.
|
Об абхазских нартовских сказаниях читаем следующее: «Нартский эпос абхазцев имеет смешанную стихотворно-прозаическую форму со значительным преобладанием прозаического повествования. Отдельные фрагменты его исполняют в песнях, играя на народном двухструнном смычковом музыкальном инструменте апхярце. Но только в немногих своих частях эпос дошел в форме песенного повествования, неотделимого от голоса и музыки (существует особая нартская мелодия), а иногда (например, в «Песне о матери нартов») сопровождаемого танцами» [651].
Крайняя скудость имеющегося материала о напевах нартовских сказаний объясняется прежде всего тем, что фольклористика до настоящего времени все еще не располагает музыкальными записями. Те единичные записи, которые имеются в нотных публикациях («Осетинский музыкальный фольклор». М., 1948, стр. 23—29; В. Ахо- бадзе, И. Кор ту а. Абхазские песни, М., 1957,стр. 326) не обладают достаточной точностью фиксации и не сопровождаются словесными подтекстовками. Такие нотные образцы не представляют научной ценности и не могут быть предметом исследования.
Необходимость фиксации музыкального материала напевов нартовских сказаний является одним из вопросов первостепенной важности не только потому, что именно в них заключена та эмоциональная сфера, которая лежит за пределами выразительных возможностей словесной поэзии. Без напевов невозможно понять закономерности соотношения музыки и текста, нельзя разобраться в особенностях ритмического строения сказаний.
|
В живом исполнении нартовские сказания бытуют в такой форме, которая предполагает одновременное изложение текста и напева, но почти никогда не использует эти элементы изолированно друг от друга, разве только за отсутствием талантливых певцов-сказителей. Не случайно все собиратели единодушны в том, что наиболее впечатляющее исполнение нартовских сказаний связано с пением и музыкальным сопровождением. В этом смысле текстовые записи представляют собой известный суррогат.
«Много потеряли «Сказания о нартах» со стороны художественной, — писал известный осетинский поэт И. Джанаев (Нигер), —по той причине, что они были записаны не непосредственно от сказителей в момент передачи ими сказаний под аккомпанемент скрипки» [652].
«... Нартовские образы, в особенности если сказания исполняются выдающимся певцом, производят сильное и незабываемое впечатление»[653].
В последнее время все чаще встает вопрос о национальном своеобразии нартовского эпоса у каждого из народов, его имеющих. Для разрешения этого важного вопроса вовсе недостаточно разобраться в сюжетах, мотивах, образах, в особенностях поэтики. Весьма существенным элементом национального своеобразия, как известно, является художественная форма произведения, в которой, наряду с поэтическим изложением, большую, если не важнейшую, формообразующую роль играет напев. Национальная самобытность и оригинальность нартовских сказаний при этом не менее ярко может проявляться в характере и форме напевов, особенностях внутрифразо- вого интонирования, в манере исполнения, которая, кстати, имеет у народов Северного Кавказа далеко не одинаковую традицию. Так, утверждают, что у некоторых народов (в частности, у черкесов, кабардинцев и абхазов) бытует хоровая традиция исполнения. Обратимся для примера к отдельным высказываниям.
«Пение хором (народное пение) с древних времен занимало видное место у народа адыге... хор создавал особый музыкальный фон, на котором певец-сказитель декламировал слова былинных и героических повествований»[654]. Для кабардинских сказаний характерно, когда «запев производится речитативом на фоне унисонной хоровой мелодии (без слов), повторяющейся на каждом стихе»[655].
|
Отсутствие йотированных записей напевов адыгских сказаний не дает возможности составить отчетливое представление об исполнительской традиции нартовского эпоса у этих народов. Но публикации абхазских материалов (правда, очень скудных) позволяют утверждать, что сольно-хоровая традиция исполнения по крайней мере у абхазов — явление новое и привилось сказаниям под влиянием манеры исполнения столь распространенных в Абхазии (как и у других северо-кавказских народов) героических песен, во многом отличающихся от эпоса.
В сборнике «Абхазские песни», составленном В. Ахо- бадзе и И. Кортуа (М., 1957), приводится «Песня о нарте» («Сказание о Сасрыкве»), которая была записана авторами-составителями в селении Дурипши Гуда- утского района в 1956 г. В нотации запечатлено хоровое исполнение сказания без инструментального сопровождения. В этом же сборнике приведены записи двух сказаний «Нарт Сасрыква» и «Песня о нарте», выполненные К. Ковачем в 20-х годах[656]. Примечательно, что эти нотации отражают именно сольное исполнение в сопровождении двухструнного смычкового инструмента «апхярца»..Таким образом, сольное исполнение, требующее от певца большого поэтического и музыкального дарования, умения аккомпанировать себе на музыкальном инструменте, было характерно для исполнительской традиции абхазских эпических повествований еще три десятилетия назад.
Нам известно, что и в настоящее время в Абхазии среди талантливейших храпителей эпоса имеет распространение сольная традиция исполнения с инструментальным сопровождением, что является типичным для нартов- ских сказаний в отличие от хорового исполнения героических и некоторых других песен.
Среди отдельных исследователей фольклора народов Северного Кавказа существует тенденция объединять нартовские сказания и героические песни в один общий эпический жанр[657]. Между тем в отношении к осетинским героическим песням и нартовским сказаниям это совершенно не подходит.
В богатом й разнообразном музыкально-поэтическом творчестве осетинского народа нартовские сказания занимают особое место. Своеобразие идейного содержания, поэтических и музыкальных стредств выразительности, наконец манера исполнения резко отличают эпические сказания от героических песен, не говоря уже о других песенных жанрах. Не случайно народ издавна выработал терминологию, строго разграничившую нартовское сказание (кадаег) от песни (зараег).
|
Словом «зараег» народ называет самые различные песни, среди которых наибольший удельный вес в осетинском народном творчестве приходится на песни героические. Но даже героические песни, которые, казалось бы, по общему эмоциональному тонусу и героическому духу могли бы иметь «контакт» с эпическими сказаниями, в действительности никак с ними не связаны, ни по музыкально-поэтическим особенностям, ни по манере исполнения. Никогда «зараег» не поется как «кадаег» и обратно. Имеется, стало быть, два типа исполнителей: рассказчик и певец-сказитель.
Большинство осетинских песен (мифологические, героические, застольные, шуточно-сатирические — песни преимущественно мужского репертуара) исполняются, как правило, хором и без инструментального сопровождения. На различных празднествах и народных торжествах, при стечении большого количества народа, число исполнителей может быть неограниченным. Каждый присутствующий, обладающий достаточными слуховыми данными, может включиться в число поющих если не в качестве солиста, то как подпевающий втору (басовую партию) [658].
Сольно-хоровая традиция исполнения этих песен, при которой солист ведет основную мелодическую линию и излагает текстовую канву, в то время как хор поет в унисон втору, основанную на длительно выдержанных тонах, никогда не была и не является характерной для пения осетинских эпических сказаний. Такой тип хорового пения имеет распространение и у ряда соседних народов: абхазов, кабардинцев, чеченцев, но насколько оно имеет отношение к их нартовским сказаниям, судить трудно.
Под словом «кадгег» осетины подразумевают только лишь эпическое сказание. При этом понятие «кадзег» включает в себя и манеру исполнения — соло с инструментальным сопровождением. Рассказчика сказаний, как бы он ни был искусен, никто не назовет «кадэеггэз- нгег» (сказителем), если он не поет их и не сопровождает свое пение игрой на музыкальном инструменте.
«Рассказывать о нартах, — писал художник М. Туга- нов, собиратель и исследователь нартовских сказаний, — мог всякий рядовой осетин, слышавший с самого детства напевы сказителей, но именоваться сказителем... мог не всякий: лучших сказителей народ знал хорошо и поэтому они на всех «кувдах» (пиршествах. — К. Ц.), свадьбах и общественных празднествах пользовались особым почетом и уважением» [659] .
|
В противоположность песням (зарзег) нартовские сказания (кадаег) не принадлежат к категории общедоступных, массово-обиходных жанров. Исполнение нартовских сказаний является достоянием особо одаренных певцов- мастеров, обладающих отличной памятью, незаурядным поэтическим и музыкальным дарованием и способностью играть на каком-либо музыкальном инструменте.
«Игра на двух- и двенадцатиструнном фандыре и длинные повествования под их аккомпанемент были исключительной привилегией наиболее даровитых мужчин» [660].
В старину осетинские сказители аккомпанировали себе на двенадцатиструнном щипковом инструменте «дууадаестанон» (тип арфы, ныне вышедший из обихода) или на двухструнном смычковом «хъисын фандыр» (род скрипки). Современные сказители, когда под рукой не оказывается национального инструмента «хъисын фан- дыра», легко приспосабливают для сопровождения обыкновенную общеизвестную скрипку, натянув две жильные струны и настроив ее соответствующим образом.
Напевы осетинских нартовских сказаний, сохранившиеся до нашего времени, представляют собой яркие образцы древнейших пластов народной музыкальной культуры. На это указывает их исключительная лаконичность, ограниченность звукового объема мелодий, изменчивость внутрифразрвой ритмики, теснейшим образом связанной с импровизационностью поэтического текста[661]. Напевная декламационность, сочетаемая с речитативпо-скорогово- рочными элементами, является наиболее характерным мелодическим складом большинства напевов. Им совершенно не свойственны широкие мелодические распевы, ибо на каждый слог текста приходится, как правило, один звук.
Каждый сказитель имеет один или несколько (обычно не более двух-трех) напевов, с которыми он исполняет любые сказания эпоса, независимо от их содержания. Не исключены случаи, когда певец исполняет одно и то же сказание то с одним напевом, то с другим и, наоборот, целый ряд сказаний — на один напев. Утверждения некоторых исследователей о существовании для каждого из героев эпоса специальных напевов лишены достаточных оснований. Во всяком случае на практике это до сих пор не подтвердилось [662]. Лишь сравнительный анализ мелодических вариантов одних и тех же сказаний, записанных от разных исполнителей, может дать ясную картину. К сожалению, наука еще не располагает достаточным количеством йотированных записей, чтобы ответить не только на этот вопрос, но разрешить целый ряд проблем, встающих перед исследователем напевов осетинских нартовских сказаний, равно как и эпических сказов соседних народов. Йменно поэтому данная статья не может претендовать на исчерпывающее и окончательное освещение всех проблем, касающихся средств выразительности: музыкально-интонационного и ладо-гармонического строя, ритмического склада, соотношения музыки и поэтического текста. В ней изложены некоторые замечания по отдельным музыкально-выразительным сторонам напевов, основанные частью на слуховом опыте, частью на имеющихся дешифровках магнитофонных записей[663]..
При первом же знакомстве с напевами эпических повествований осетин, имеющихся в обиходе современных сказителей, а также сказителей недавнего прошлого, бросается в глаза разнообразие форм как в структурном, так и в мелодико-ритмическом отношении. Однако при всем разнообразии напевов, их можно условно поделить на две группы.
К первой группе относятся напевы, мелодические контуры которых при повторении не подвергаются вариационному изменению и сохраняются на протяжении всего повествования. Такие напевы отличаются краткостью изложения, логической и структурной завершенностью и,
как правило, соответствуют одной стихотворной строке. Эта особенность находится в тесной связи со стиховой, но не строфической структурой самих текстов. В музыкальной фольклористике эти напевы получили название однострочных или стиховых [664].
Напевы такого рода служат сказителю ритмическим мерилом, которого он, несмотря на импровизационность текста, с явной иеравнослоговостью стиховых строчек, обязательно придерживается. Сказитель стремится к тому, чтобы уместить словесное содержание каждой стиховой строки в хронометрические рамки напева.
Музыкальная форма эпических повествований, исполняемых с однострочными напевами, сводится к многократному повторению лаконичного (продолжительностью в 4—5 тактов) напева. Примечательно, что при повторении с каждой новой строкой текста, напев сохраняет не только мелодические контуры, но, что в данном случае очень важно, свою временную протяженность.
Однако каждое повторение всегда сопровождается вариантным изменением внутритактовой ритмической структуры напева. В данном случае это не может быть объяснено изменчивостью мелодической линии, ибо она устойчива. Варьирование напева органически связано с резкой иеравнослоговостью стиховых строк поэтического текста и, соответственно, неустойчивостью расстановки слоговых времен. Увеличению и уменьшению числа слогов сопутствует раздробление долгих тонов напева на более краткие длительности, либо, наоборот, слияние нескольких коротких длительностей в один более долгий звук. Из сказанного следует заключить, что внутритактовое ритмическое строение напевов (соотношение ритмических долей) в каждом последующем проведении (повторении) трансформируется под влиянием соответствующего данному проведению поэтического текста.
Важно отметить также, что напевам этой группы свойственна равномерность акцентуации, в силу чего они свободно укладываются в рамки единого тактового размера. Под влиянием четкой и равномерной акцентуации напевов тексты приобретают форму тонического стихосложения с определенным количеством ударений в стиховой строке.
Все особенности, характеризующие первую группу напевов, наглядно представлены в сказаниях «О парте Урызмаге» и «О семи нартах».
Напевы, которые условно отнесены нами ко второй группе, наряду с изменчивостью внутрифразовой ритмики, характеризуются существенным изменением их интонационно-мелодической структуры. В основе этих напевов обычно лежит один (иногда два-три) мелодический оборот, повторяемый певцом в варьированном виде, благодаря чему он производит впечатление непрерывной импровизации.
Свободное мелодическое развертывание не стесняется в них какими-либо метрическими рамками, как это присуще напевам первой группы. Увеличению или уменьшению слогов сопутствует не только изменение расстановки слоговых времен внутри фразы, но также известное расширение или сокращение временной протяженности по- певки.
Акцентуация в напевах весьма неравномерная и подчинена логической речевой акцентировке, что обусловливает частую смену тактовых обозначений.
Одним из примеров такого типа является напев «Сказания о Сырдоне», опубликованный в сборнике Б. А. Га- лаева «Осетинские народные песни» (М., 1964, стр. 191).
Вся музыкальная ткань вокальной партии сказания о Сырдоне строится тта одной довольно развернутой мелодической попевке в объеме сексты, соответствующей одной стиховой строке. В зависимости от изменения количества слогов в строке, временная протяженность по- певки, как было сказано выше, расширяется или сокращается. Однако это происходит не в прямой пропорции с текстом. Хронометрические рамки напева все же не поддаются резкому изменению в сторону сокращения или расширения и в этом отношении напев оказывается сдерживающим элементом при импровизации текстов, прида-, вая им определенную композиционную оформленность. Эту особенность напевов можно проследить на следующем схематическом изображении временной протяженности повторов 16:
16 В скобках указана протяженность инструментальной интерлюдии.
Мелодическая линия напева имеет речитативный (декламационный) склад, заключительный звук которой, в противоположность другим, всегда растягивается во времени. Попевка в процессе исполнения подвергается существенному интонационному и ритмическому варьированию, изменяется каждый раз и заключительный тон, сообщая напеву ту или иную ладо-тональную окраску (ладовый склад основан на терцовой переменности; из ля бемоль мажора мелодия переинтонируется в до минор).
При внимательном прослеживании ладо-гармонических сдвигов напева, сообщающих ему внутреннюю динамику, наблюдается четкая периодичность, которая соответствует трехкратному вариационному проведению напева (первое проведение с остановкой на второй ступени ля бемоль мажора, второе — на основном звуке той же тональности и третье — на тонике фригийского до минора). В результате образуется строфовой напев, состоящий из трехкратного повторения основной попевки. Этот строфовой напев соответствует трем стиховым строчкам текста и является тем музыкальным мерилом, который позволяет текстовой материал эпического повествования, приближающийся к прозе, расчленить на законченные по смыслу строфы.
Таковы некоторые особенности напевов, сопровождающих осетинские эпические сказания о нартах.
Многие исследователи поэтических текстов осетинских нартовских сказаний указывали на то, что все они, за очень редким исключением, имеют форму прозаических рассказов. Это отчасти происходит, по словам В. И. Абаева, из-за того, что «большинство записывающих само просит сказителя не петь, а рассказывать, так как в последнем случае сказителя можно останавливать, переспрашивать, просить повторить, что при пении совершенно исключается» 17.
Однако тексты, записанные вместе с напевом, тоже мало чем отличаются от прозаического изложения. Лишь в сочетании с напевом оживает их внутренний ритмический пульс стихосложения. Напевы оказываются тем неотъемлемым и важным элементом, который сдерживает импровизацию «прозаического» текста и придает ему определенную в каждом данном случае композиционную оформленность.
«Народный размер» сказаний, по поводу которого полемизировал И. Джанаев в своей работе «Сказания о нартах» 18, заключен в самих напевах, и только исследование этих напевов в тесной взаимосвязи с поэтическим текстом даст ключ к пониманию композиционного и ритмического строения нартовских сказаний, а также раскроет ряд сторон, определяющих национальную особенность героического нартовского эпоса.
В. И. Абаев. Указ. соч., стр. 114.
Иван Джанаев. Указ. соч., стр. 30.
А. Н. Гогуа
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!