Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-08-20 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Образы великанов в кавказском эпосе представляют его древнейший пласт, занимая в нем исключительное место.
Великаны фигурируют не только в героических сказаниях. Мы встречаем их и в сказках волшебных и богатырских, и в генеалогических преданиях и легендах типа «legendes des origines», и в древних сказаниях о богатырях. Надо сказать при этом, что жанровое оформление образов не всегда является их доминирующим признаком, хотя и зависит от него определенным образом.
В нашем исследовании мы не затрагиваем вопроса о центрах происхождения и формирования нартского эпоса, потому что он требует еще более глубоких комплексных изысканий со стороны историков, археологов и лингвистов. Из этого, однако, не следует, что мы стоим на позициях равномерного и пропорционального распространения нартского эпоса на Кавказе. Бесспорно, что у осетин и адыгов нартиада сохранилась значительно лучше, чем у других народов. Абхазские сказания о нартах представляют еще одно архаическое разветвление нартиады. Вхместе с тем даже признание определенных центров формирования нартского эпоса не исключает более широких представлений о богатой эпической традиции и сложных процессах ее внутреннего развития у многих кавказских народов. Героико-эпическая традиция, на наш взгляд, не всегда укладывается в рамки циклов нартской эпопеи, имея более широкие границы своего выражения.
Остановим внимание на некоторых вопросах, имеющих отношение к художественной специфике нартского
эпоса. В данном случае мы имеем в виду художественную организацию эпических сюжетов в нартском эпосе вообще. -
Применение сравнительно-исторического метода исследования эпических произведений различных кавказских народов приводит к убеждению, что в эпосе —в ого до- циклической и циклической формах (и в богатырской сказке) — довольно часто встречаются общие места — так называемые «loci communes».
|
Здесь выделяются устойчивые по своей конструкции сюжетные комплексы мотивов, деталей, эпизодов. Те или иные сюжетные комплексы как общие места в эпосе подчинены общей динамике повествования. В силу известной направленности его в сторону героической разработки сюжетов и образов обозначенные сюжетные комплексы имеют довольно постоянные эстетические функции, выступая в роли своеобразных определителей героических объектов эпоса. Однако при всей внутренней устойчивости здесь они подвержены довольно частым перемещениям. Перемещаемость и определенная текучесть наблюдаются как внутри эпического жанра, так и вне его границ, как внутри национальных версий нартского эпоса, так и за их пределами. Вопрос этот очень сложен, и мы не ставим себе цели подробно рассмотреть его, а лишь фиксируем само явление, характерное для определенных эпических форм (в конкретном случае для нартских сказаний).
Приведем некоторые примеры.
В нартском эпосе широко извёстен мотив рождения героя из камня. Этот мотив признается исследователями очень древним, рождение из камня почти всегда, во всех национальных версиях, связано с именем Сосруко — Сасрыквы — Сослана. Вместе с тем в осетинском эпосе подобное рождение приписывается другому знаменитому нартскому герою — Батрадзу, а в ином случае и Сырдону.
Вместе с тем в осетинском же эпосе есть вариант, где Сосруко рождается не из камня, а является сыном Сасана и даже принимает участие в рождении «своей неродив- шёй матери» (см. сказание «Как родилась Сатана». — В. Миллер. Осетинские этюды, ч. 1). В некоторых же вариантах осетинского эпоса Сосруко, как и Урызмаг и Хамыц, т- сын Дзерассы. Во всех подобных случаях имеет место явление художественного перемещения — нарушение определенной устойчивости, отнесение черт одного героя к другому, поглощение признаков одного героя другим. Сам же мотив рождения из камня может расцениваться как один из определителей эпического богатырства, когда «каменная природа» героя есть примета его несокрушимости и мощи. В таком случае этот мотив мог быть использован сказителем для характеристики героев вообще. Еще более заметно перемещение сюжетного комплекса в другом примере. Имеется в виду мотив спасения от смерти старого мужа. Обычно это спасение Урызмага в осетинских вариантах, Уазырмеса — в адыгских. В состав рассматриваемого сюжетного комплекса постоянно входят эпизоды о «чаше с отравленным напитком», наполненной ядовитыми змеями, гадами; о стальных усах героя, совершающего подвиг в спасении «старого мужа». В адыгских вариантах стальные усы героя и подвиг спасения старого мужа обычно приписаны Сосруко или Бадыноко. В осетинском эпосе подвиг прон- зания гадов стальными усами героя отнесен и к Хамыцу и к Батрадзу одновременно. В. И. Абаев замечает, что в батрадзовском цикле кое-где «проглядывают признаки того, что Хамыц и Батрадз — одно и то же лицо. В дигор- ских вариантах имя Хамыц встречается часто с эпитетом Болат «стальной» (Болат-Хамыц). Между тем тело из стали является отличительным признаком Батрадза, а не Хамыца... В частности, когда герой концами своих стальных усов пронзает гадов в чаше, то этот подвиг приписывается то Хамыцу, то Батрадзу»!. В. И. Абаев склонен объяснять эту двойственность лингвистически от монгольского Хабичи-Батыр, которое в аланском превратилось в Хамыц и Батрадз. Приведенные нами примеры перемещения не составляют исключения. Многие черты и свойства осетинского Сыр дона, как и сопровождающие этот образ сюжетные комплексы, повторяются, например, в чечено-ингушских вариантах, где все это отнесено к Батоко-Ширтга; его сын, как и сын Сырдона, оказывается сваленным в кипящем котле; лошади Батоко- Ширтга, как и лошади Сырдона, режут губы. Оба они мстят нартам, а затем выручают их из беды и т. д. (см. ССКГ, вып. V, стр. 38—39).
|
1 В. Абаев. Нартовский эпос. — ИСОНИИ, т. X, вып. 1. Дзауджикау, 1945, стр. 62.
Вместе с тем текучесть «общих мест», их национальное варьирование как явление художественного перемещения «определителей героизма» от одного героя к другому, из одного национального варианта в другой не только свидетельство общности и национального многообразия нартского эпоса. Это явление мы склонны рассматривать как в известной мере закономерное, связанное с особенностями устного народного словесного эпического искусства, где канонический текст сказания почти исключается, где возможны самые непредвиденные, конечно в пределах эпической традиции (но не в пределах жанра!), художественные варьирования.
|
В этой связи обратим внимание еще на одно иррациональное с точки зрения логики эпического повествования явление. В нартском эпосе всех народов без исключения Сатана — Сатаней — Села-Сата и т. д. почти всегда выступает в роли «неродившей матери» Сосруко — Сослана — Сасрыквы — Сеска-Солсы. Однако в осетинском сказании о рождении Сатаны от мертвой Дзерассы, так же, как в древнем ингушском мифе о рождении Села- Саты, Сослан и Сеска-Солса фигурируют до рождения своей неродившей матери. Именно они караулят умершую, от которой, после осквернения трупа небожителем родится Сатана — Села-Сата.
Указывая на явление передвижения определенных сюжетов, мотивов и деталей повествования, либо на иррациональное смещение сюжетно-логических структур, устоявшихся в эпосе, мы должны оговориться, что все это не исключает представления о наличии в нем довольно стойких характеристик эпических героев. Однако сам факт вариативности противодействует односторонности суждений об эпических образах как первозданных, вечно устойчивых и будто бы неизменных в своей древней основе.
Благодаря указанному явлению перемещаемости, те или иные сюжетные комплексы входят и в эпическую поэму, и в самостоятельные сказания, и в сказку, преимущественно богатырскую. Естественно, что в эпосе они звучат в буквальном значении, т. е. как эпическая быль. В художественной атмосфере сказки эпические элементы теряют тенденцию к «достоверности» повествования.
Не ставя себе задачи определить генетическое соотношение сказки и сказания, мы вместе с тем отмечаем важность изучения эпоса не только в пределах его жанра, но и в более широких границах.
|
У дагестанских народов нет нартского эпоса, подобного сказаниям их соседей* Однако весьма распространенными здесь являются так называемые нартские сказки, в которых, как мы уже отмечали, сохранились эпические сюжеты, типичные для кавказского богатырского эпоса. Это следует сказать и о богатырских сказках чеченцев и ингушей в наиболее архаической их редакции.
Здесь, по-видимому, мы встречаемся не столько с явлениями деформации эпического рассказа и перерождения его в сказку, сколько с фактом одновременного сосуществования эпических сюжетов в разных повествовательных жанрах. Вполне можно предположить, что дагестанские сказки о великанах-богатырях, как и сказания, в которых фигурируют богатырские образы и присутствуют другие эпические компоненты, исходят из одного общекавказского фольклорного фонда.
Что касается циклического эпоса, то в сравнении с разрозненными сказаниями он представляет собой более позднюю по времени и сложную по своей системе художественную форму. В эпических циклах, а тем более эпической поэме, очевиден процесс переработки и художественной организации ранее разрозненных героических сюжетов в конгломерате сложных исторических, эпических, географических, языковых, эстетических и прочих образований.
Все это полностью относится и к нартиаде.
Не случайно В. Ф. Миллер, ссылаясь на известное положение Г. Герланда[155] и В. Гримма[156] по поводу древнегреческого эпоса об Одиссее о том, что вся «Одиссея» составилась из отдельных эпических сказаний, связанных в одно целое, в свою очередь, указывал на «переработку в нартском эпосе древних сказочных сюжетов» и на процесс «вовлечения в круг богатырских сказаний отдельных сказок» [157].
Кстати, в рассуждениях по поводу сказания об одноглазом великане в кавказском эцосе В. Ф. Миллер писал; «Осетины ввели сюжет о похождениях с одноглазым людоедом в цикл своего национального эпоса, приурочив к своему богатырю Урызмагу. Таким образом, заключил ученый, «сказка» переходит в былину» [158].
Но наблюдениям В. И. Абаева, в нартском эпосе имеется много пережитков начальной стадии становления эпоса. Ученый справедливо считает, что на данной стадий отдельные сюжеты гг мотивы, до того как они определились в циклы, имели «разрозненное и самостоятельное существование» [159]. Эта фрагментарность — явление первичного состояния эпоса в его разрозненном виде.
С другой стороны, наблюдается фрагментарность вторичного состояния эпоса. Она—-результат такого видоизменения эпоса, которое обусловлено известной степенью его деформации на поздней ступени бытования.
|
В богатырских сказках и героических сказаниях многих народов Кавказа наблюдаются и первое, и второе состояния нартской эпопеи.
О втором следует сказать, что отдельные части, как осколки нартской эпопеи, возвращались на родственную основу общекавказской эпической традиции, сложившейся у народов Кавказа в развитой форме. Здесь известные сюжеты знаменитого нартского эпоса соприкасались с не менее древними эпическими комплексами местного происхождения, которые, со своей стороны, тоже воздействовали на него.
Изучение древних сказаний, преданий и богатырских сказок позволяет определить несколько типов великанов, встречающихся в кавказском фольклоре:
мифические великаны-чудовища;
одноглазые великаны-людоеды;
великаны-богатыри. Сюда относятся:
а) исполины, выступающие в роли древних насельников Кавказа и предшественников нартов;
б) великаны-силачи, по-своему олицетворяющие трудовую мощь человека: могучие рыболовы, пахари, косари, способные совершать колоссальную работу;
в) богатыри-родоначальники, легендарные основоположники отдельных фамилий и родов;
г) великаны — защитники народа.
Следует заметить, что великаны первой и второй групп (мифические чудовища и одноглазые людоеды) и в сказках и в сказаниях всегда оцениваются как персонажи сугубо отрицательные. Великаны же — богатыри в большинстве случаев воспринимаются как положительные образы.
В процессе анализа упомянутых образов великанов мы не будем ограничиваться пределами их жанровой градации. В данном случае мы придерживаемся того мнения, что вопрос о первичности либо вторичности того или иного жанрового осмысления образов и сюжетов не всегда является основпым критерием их художественной оценки. Это, однако, не исключает важности и жанрового разграничения идейно-эстетических функций великанов там, где они выявляются достаточно определенно.
Выяснение идейно-художественной сущности образов кавказских великанов и их характеристика проливают свет на многие стороны эпического творчества народов Кавказа. Это дает не только возможность проследить эволюцию эпических образов, выяснив генетическое соотношение древних великанов с героями нартского эпоса, но показать общие истоки их формирования на Кавказе в условиях древней эпической традиции.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!