Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-08-20 | 314 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа АН Грузинской ССР на протяжении последних трех десятилетий систематически проводит фольклорные экспедиции, в работе которых особое внимание уделяется собиранию героического нартского эпоса.
И хотя нартские сказания привлекли внимание фольклористов значительно позже, чем другие жанры устного народного творчества абхазов, в настоящее время в институте собран значительный эпический материал.
Отмечая достижения в этой области, исследователи единодушно подчеркивают, что со сбором абхазского нартского эпоса мы опоздали'. Об этом свидетельствуют и современные абхазские сказители.
Известный 86-й летний абхазский сказитель Дамей Тания. с тревогой говорил участникам фольклорной экспедиции АБНИИ в 1963 г.: «Вы, наши грамотные сыновья и дочери, с собиранием нартских сказаний опоздали минимум настолько, сколько мне лет. Мой покойный отец Закяри, который скончался на 120 году, мог рассказывать о нартах круглые сутки, так много сказаний он знал. Кое- какие сказания, что сейчас припоминаю, я выучил от отца, но они не составляют и сотой доли того, что знал Закяри».
Такие справедливые упреки не раз приходилось выслушивать нам от многих сказителей. Зтй замечания абхазских сказителей свидетельствуют о традиции быто-
вания нартского эпоса у абхазов до наших дней. Наглядным подтверждением этого является издание сводного текста абхазского нартского эпоса на абхазском и русском языках [428].
4 Широкое бытование нартского эпоса у абхазов было отмечено известным нартоведом В. И. Абаевым. В 1945 г. он писал: «Особо следует остановиться на распространении в Абхазии нартских сказаний... Мы не предполагали, что северокавказский эпос пользуется у абхазов такой популярностью. Когда в селе Ачандара мы спросили у старого кузнеца Авидзба Лумана, знает ли он что-либо о нартах, он ответил: «Нартов знают все». И это было недалеко от истины...
|
Абхазский вариант нартских сказаний представляет несомненный интерес и заслуживает серьезного внимания» [429].
Неоспоримая популярность нартских сказаний и песен в самых широких слоях абхазского народа особо была подчеркнута и на Всесоюзной конференции нартове- дов 1963 г.
Широкое бытование нартских сказаний и других жанров устной поэзии у абхазов исторически обусловлено. Известно, что до Великой Октябрьской социалистической революции абхазы, как и некоторые другие народы Кавказа, не имели своей письменной художественной литературы; ее функцию выполняло устное народное творчество.
Чрезвычайно богато, красочно и разнообразно устное народное творчество абхазов. Оно сохранилось во всей своей полноте до наших дней, хотя в истории абхазского народа было немало мрачных страниц, когда под угрозу было поставлено само существование этого народа. Одним из мрачных периодов истории абхазов было насильственное выселение их в 1864 г. в султанскую Турцию — ма- хаджирство. Но через все невзгоды пронесли они свой язык, культуру, устное художественное творчество. Ныне абхазский народ процветает в братской семье народов Советского Союза. Успешно развивается национальная художественная литература, созданная только после Великого Октября. Но устное народное творчество абхазов сохраняет силу своего художественного обаяния, а его носители — прославленные сказители — вместе с маститыми учеными выступают на всесоюзных конференциях, где обсуждаются проблемы устного народного творчества.
У абхазского нар^а были и есть прославленные народные певцы и сказители, имена которых известны всем абхазам. Творчество их пользуется большой любовью народа. В трудные времена меткое и острое слово талантливых певцов и сказителей имело и имеет огромное значение, вдохновляет на героические подвиги, умножает патриотические чувства, разжигает ненависть к врагу. Наиболее популярными и талантливыми абхазскими сказителями являются Жана Ачба, Чацв Чагу, Куарчей Сей- дык, Амтон Пилиа, Арстаа Кастей, Маадан Саканиа, Ада- миз Константин, Таниа Дамей и др.
|
Абхазские сказители донимают большое воспитательное значение образов эпических богатырей — «художественно совершенных типов героев, созданных фольклором» (А. М. Горький), Подрастающее поколение они воспитывают на примере этих благородных народных героев — таких, как нарт Сасрыква, Абрскил, Аджыр-ипа Данакей, Пшькяч-ипа Манча, Сатаней-Гуаша, Апхазоу-пха Ха- нифа, Кудх Капыт, Инапха Кягуа, Кяхь Хаджарат и др., в которых сказители, как и весь народ, видят носителей высоких человеческих идеалов.
Складывавшаяся веками традиция устного художественного творчества живет и в наши дни, приобретая некоторые новые черты.
Нартские сказания являются самым популярным жанром фольклора абхазов. Там, где рассказывают о нартах, всегда бывает многолюдно.*
Исполняются абхазские нартские сказания по-разному. Манера исполнения их обусловлена формой различных сказаний. Прозаический текст (наиболее распространенная форма бытования абхазского нартского эпоса) излагает один сказитель. Текст целиком стихотворный поется одним или группой сказителей, либо исполняется на национальных музыкальных инструментах апхярце, авимаа, или ахымаа (арфы) или же на ачарпыне (свирель). Весьма редко встречаются сказания смешанной стихотворно-прозаической формы. Специальные хороводные нартские танцы исполняются обычно стариками.
Традиционным местом исполнения нартских сказаний у абхазов являются сельские сходы, свадебные пиршества, спортивные соревнования, торжественные приемы, устраиваемые в честь дорогого гостя.
Нартские сказания, как и произведения других жанров фольклора, исполняются во врешг «ачапшьара» [430] и на пастушеских стоянках в любое время суток [431].
Исполнению нартских сказаний обычно предшествуют предварительные приготовления. Устраивают большой круг, по кругу садятся старики и пожилые люди, а за их спиной становятся те, кто помоложе. Вначале выступают шуты, которые развлекают присутствующих забавными выходками и остротами, потом приглашаются лучшие сказители героических сказаний, главным образом знатоки нартского эпоса. Им предоставляется самое почетное место.
|
Как правило, сказитель сам не вызывается исполнить рассказ о нартах, а делает это по просьбе присутствующих. Когда собравшиеся получают согласие сказителя, устанавливается абсолютная тишина. Стремясь привлечь внимание слушателей, сказитель, прежде чем приступить к рассказу, делает значительную паузу, как бы уходя в атмосферу нартской среды, а затем, не торопясь, начинает повествование. В процессе рассказа особый акцент делается на те картины, где раскрываются образы главных героев, подчеркивается их мужество и отвага. Во время исполнения эпоса внимание аудитории целиком принадлежит сказителю.
Как правило, перед большой аудиторией выступают самые признанные сказители. Но здесь же присутствуют и другие сказители; они строго следят за повествованием. Если кто-либо обнаружит какие-то отклонения от традиционных форм сказа, то он тут же вежливо задает во-
Группа абхазских сказителей поет песни о нартах под аккомпанемент апхяри,ы (апхъари,а).
просы, которые порой переходят в своеобразное состязание на лучшее исполнение нартских сказаний.
Такие реплики, поправки и. дополнения имеют целью не допустить никакого отступления от традиционно сложившихся устойчивых форм эпоса, свидетельствуя о бережном отношении народа к своему художественному творению. Выступления сказителей происходят не только на больших народных собраниях, но и в узком кругу слушателей. Нередко отдельные жители села по случаю какого-нибудь семейного торжества или в честь дорогого гостя приглашают к себе сказителя.
Иногда группа сказителей, договорившись, собирается в одном из домов, где обсуждение различных житейских дел сменяется исполнением интересных сказов из абхазского героического эпоса, пением народных песен о нартах под аккомпанемент абхазского музыкального инструмента апхярцы. Такие встречи проходят очень интересно, увлекательно.
|
Сам сказитель, после трудового дня, в своей семье, пока хозяйка готовит ужин, нередко исполняет сказания,о нартах или других народных героях. Если он умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, то время от времени он исполняет на этом инструменте героические песни, подпевая речитативом. В таких случаях вся семья, затаив дыхание, слушает сказителя — главу семьи. Часто бывает так, что и соседи вечером собираются с наслаждением послушать своего мудреца.
Любят слушать и рассказывать о нартах пастухи, особенно' в горах, когда они находятся на высоких летних альпийских пастбищах, днем где-нибудь на возвышенной лужайке, откуда можно наблюдать за стадом, а вечером у костра. Между прочим, очень часто из пастухов выходят талантливые сказители и знатоки нартского эпоса.
В наше время наряду с вышеприведенными формами бытования и исполнения героических сказаний и песен возникли новые формы, порожденные новым бытом нашего общества — общества строителей коммунизма.
Героические сказания о нартах в наши дни можно слышать на таких торжествах, которые посвящены, например, вручению правительственной награды или присвоению звания Героя Социалистического Труда, окончанию высшего учебного заведения и т. д. Такие события в современном абхазском селе — не редкость. Здесь обычно присутствует большинство жителей данного села, а иногда и гости из соседних сел.
Нартские сказания звучат также на встречах сказителей с комсомольцами и пионерами, устраиваемых руководителями культурно-просветительных учреждений и учебных заведений.
Дом народного творчества Министерства культуры Абхазии проводит большую работу по записи и популяризации народного творчества вообще и нартского эпоса в частности. При Доме народного творчества организован хор и танцевальный коллектив столетних абхазских стариков, в репертуар которых входят и нартские песни и танцы. Дом народного творчества ежегодно устраивает районные и республиканские слеты сказителей, в программе которых предусматривается соревнование стариков на лучшее исполнение героических сказаний и песен.
На слетах сказителей всегда бывает очень много людей, которые с наслаждением слушают лучшие сказания героического абхазского эпоса.
Любители нартских сказаний могут услышать их и во время записи образцов устного народного творчества фольклористами. Они проводятся, как правило, в клубе сельсовета или в школе, куда приглашают сказителей.
Весть о приезде экспедиции или отдельных собирателей в селение быстро облетает весь район. Тогда любители слушать героические сказания, отложив все свои дела, устремляются в сельсовет. Таких любителей много. В том случае, когда собиратели фольклора производят запись в доме сказителя, который по причине весьма преклонного возраста не в состоянии выходить из дому, любители нартского эпоса тотчас собираются у него.
|
Иногда сами сказители приглашают к себе фольклориста, предлагая записать все, что они знают из героического эпоса. В 1963 г. я получил такое приглашение от жителя селения Дурипш Гудаутского района Абхазии Таркила Махты.
Как видно, формы бытования героического эпоса «Нарты» весьма разнообразны в наше время.
Широкое бытование нартского эпоса среди абхазского населения в наши дни подтверждается материалами фольклорных экспедиций, проводимых Абхазским институтом на протяжении последних лет.
Участниками этих экспедиций было выявлено значительное количество сказаний на неизвестные до сих пор сюжеты («Как нарт Сасрыква уничтожал болезни», «Девяносто девять нартов», «Как Сасрыква уничтожил нартов», «Поминки по нартам» и т. д.).
Наблюдения над современным состоянием бытования нартского эпоса у абхазов свидетельствуют о том, что следы живой традиции его бытования видны во всем. Многие абхазы знают имена основных героев эпоса и содержание большинства сказаний, могут назвать имена лучших знатоков нартских сказаний, нередко не только своего, но и из соседних сел. Сказители хорошо знают ДРУГ друга.
Список популярных абхазских сказителей в последнее. время пополнился новыми именами, которые до сих пор не были известны. Это Таниа Дамей, Барцыц Смел, Папба Чич, Хуарцкиа Темыр и другие талантливые исполнители эпоса.
А. И. Алиева ПОЭТИКА НАРТСКОГО ЭПОСА АДЫГОВ
Художественная структура сказаний о нартах чрезвычайно специфична, что связано с историческим своеобразием возникновения и существования этого уникального памятника культуры, сохранившего отражение многих особенностей мироощущения и общественного сознания людей глубокой древности.
Изучение поэтики эпоса о нартах позволяет объяснить его бессмертие и неувядаемую силу его обаяния.
К сожалению, долгое время эта проблема оставалась вне поля зрения большинства исследователей нартского эпоса. Были беглые наблюдения над отдельными особенностями поэтики эпоса, без попыток рассматривать ее целостно [432] . Между тем лишь комплексное исследование всех компонентов поэтики может позволить нам приблизиться к нашей цели. Свои заметки о поэтике нартского эпоса мы решили начать с характеристики сюжетосложе- ния. И это должно быть понятно, ибо, как известно, повествование об истории (героя, племени, народа) является тем фундаментом, на котором подымается все «сооружение» народного эпоса. Поэтому и «цепь» действий, их сцепление и единство, выраженные в сюжете, являются главным, цементирующим компонентом поэтики эпоса. Именно в сюжете сказания мы находим все то сокровенное, что хотел поведать миру безымянный, коллективный творец эпоса.
Как писал А. Н. Веселовский, «сюжеты — это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действительности, положительная или отрицательная» [433].
В нартском эпосе адыгов отразилась борьба народа против враждебных сил на всем протяжении его истории. Как установлено исследователями, исторический, период, отраженный в нартском эпосе, огромен — от эпохи поздней бронзы и раннего железа до феодализма[434]. Этим обусловлено и разнообразие его сюжетного состава. От дого- сударственной поры унаследованы сюжеты о борьбе с мифическими чудовищами — иныжами, олицетворяющими стихийные силы природы. Глухие отзвуки эпохи межплеменных битв, борьбы за консолидацию племен слышны в сказаниях о борьбе с чинтами (или кинтами) — эпическим племенем, в котором, вероятно, надо видеть воспоминание о синдах, входивших в синдо-меотский племенной союз. В адыгском эпосе отразились и обычаи древних эпох: в сказаниях о Батарезе и Ашамезе сюжет строится на одном из широко распространенных обычаев эпохи первобытно-общинного строя — обычае кровной мести.
Адыгским материалом подтверждается наблюдение, сделанное на материале восточнороманского эпоса: «... развитие исторической действительности сопровождалось обогащением и обновлением сюжетного состава песен. Художественные открытия, которыми знаменуется развитие эпоса в каждую эпоху, получают выражение в виде сюжетов, ранее эпосу не известных» [435].
Древнейшие сюжеты о борьбе Сосруко с чудовищем иныжем за возвращение огня нартам, о добывании героем жены сменяют сюжеты о битвах Бадыноко против чинтов, постоянных врагов нартского общества.
Отличительная черта адыгского эпоса (как и других на циональных версий нартских сказаний) состоит в том, что в нем, даже по мере отражения позднейших исторических эпох, нет нарастания исторической конкретности. Невозможно установить связь даже самых поздних сюжетов с конкретными историческими событиями. Сказания о Бадыноко, например, содержат упоминания о межплеменной борьбе в весьма обобщенной форме, без той конкретности, которая характерна для изображения патриотической борьбы в более поздних произведениях Эпоса. В силу этого историзм адыгского эпоса состоит прежде всего в правдивом воспроизведении нравов, обычаев, деталей быта, психологии данного народа.
Один из важнейших элементов сюжетосложения — социальные мотивы. Логично было бы ожидать, что социальные мотивы получат наибольшее отражение в сказаниях о героях, воплотивших представления поздних исторических эпох. На самом деле это не так. В цикле сказаний о Сосруко — самом древнем герое адыгского эпоса — социальные мотивы звучат наиболее отчетливо. Больше того, сложность взаимоотношений Сосруко с нартами, их конфликты и в конечном итоге гибель Сосруко в сказаниях объясняются как итог неприятия нартским обществом «низкорожденного» героя, «лапотника», «сына пастуха нартских коров», как нередко презрительно именуется Сосруко.
Главное содержание адыгского эпоса — борьба и победа. Чаще всего сюжетом служит описание боя. Чтобы спасти нартов от гибели, Сосруко должен добыть огонь в борьбе с чудовищем иныжем; чтобы предотвратить гибель старика-отца от расправы нартов, Бадыноко приходится проявить незаурядную силу и храбрость. Таким образом, сюжеты, в которых герой рисуется в столкновении с врагами, занимают основное место в эпосе. Наряду с ними известны сюжеты, в которых объясняется непобедимость героя, его необыкновенные качества и вместе с тем — его гибель (рождение и закалка Сосруко, его богатырское детство, смерть). Сюжеты этой группы как бы разъясняют те сюжеты, в которых речь идет о борьбе и победе. Они помогают понять силу, могущество героя и вместе с тем причину его гибели. Вероятно, сюжеты о борьбе и победе древнее «пояснительных» сюжетов. Подтверждением этому служит и тот факт, что в цикле сказаний о самом древнем и главном герое адыгского эпоса — Сосруко — сюжеты второй группы разработаны в самостоятельные устойчивые сказания, известные в большом числе вариантов (в нашем распоряжении имеется, например, около 60 вариантов сказания о рождении Сосруко).
Аналогичные сюжеты о героях более поздних только намечены, но почти никогда не разработаны в самостоятельные сказания. Рассказ о рождении, богатырском детстве, подготовке к подвигам в сказаниях о Батарезе и Ашамезе, например, всегда излагается очень кратко, как своеобразное введение к повествованию о главном подвиге этих героев. Зато детально разработанными оказываются сюжеты о борьбе и победе (соперничество Сосруко и Бадыноко, борьба Батареза с тли Маруко, битва Ашамеза с Тлебыцей).
Отличительной чертой адыгского эпоса является стремление к детальной разработке одного эпизода из жизни эпического богатыря в самостоятельное сказание. Каждое адыгское сказание о нартах описывает обычно один момент из жизни героя, один эпизод его эпической «биографии». Такая «одноэпизодичность» представляется весьма существенной и устойчивой чертой рассматриваемых сказаний.
Правда, встречаются случаи, когда в пределах одного текста герой выступает поочередно и в нескольких эпизодах. В частности, некоторые современные сказители знают сказание о Сосруко, где излагаются один за другим все основные сюжеты, составляющие обычно цикл сказаний об этом герое[436]. Ряд подобных текстов был записан также Ж. Дюмезилем у адыгов, проживающих в Турции[437].
Нередко современные сказители исполняют как еди-
иое сказание всю эпическую историю Батареза, т. е. объединяют все основные сюжеты, составляющие цикл сказаний об этом герое (рождение, богатырское детство,? месть за отца, состязание у чудесной кадки сано).
Тенденция к объединению нескольких сказаний наблюдается, в основном, у современных и особенно у зарубежных сказителей-адыгов (т. е. в условиях оторванности от почвы, на которой сказания возникли). С другой стороны, при ознакомлении с этими записями, легко заметить, что изложение каждого эпизода дано очень бегло, скороговоркой; сказитель воспроизводит сюжет без детальной художественной его разработки. Все это показывает, что встречаемая иногда «многосоставность» — результат поздней контаминации. Как правило, она свидетельствует о разрушении жанра.
Аналогичные явления наблюдаются и в эпосе других народов Северного Кавказа, в частности у осетин[438]. Однако такие факты вряд ли являются доказательством того, что многосоставность — исконная черта нартского эцоса, как можно было бы предположить, если учесть, что она весьма характерна для эпоса дофеодальных времен [439].
Объединенное одним сюжетом, единой идеей, каждое сказание в адыгском эпосе предстает замечательно цельным и стройным. Этому способствует и то, что ни одна из сцен эпизода не выводит повествования в сторону; мы никогда не теряем из виду основного героя.
Вторичных сюжетных линий в сказаниях, как правило, нет. Чередование различных планов действия, обычное в эпосе многих народов, не свойственно адыгскому эпосу. В сказании о возвращении Сосруко огня, например, есть эпизод, когда герой хочет вызвать сильный мороз, чтобы обезвредить своего противника. Обычно он сам обращается к тхъэ — язычеству верховному божеству, и тот посылает сильный мороз.
Но в одном из адыгских текстов в повествование вклинивается описание того, как мать Сосруко, Сатаней, узнав, что ее сын не может убить иныжа, обращается с просьбой к богу, и тот посылает мороз [440]. Аналогичную ситуацию видим и в одном из абхазских сказаний [441].
Однако подобные случаи принадлежат к числу крайне редких. Будучи строго подчиненным задаче показать конкретный эпизод из жизни героя, сюжет обычно отличается сжатостью и динамичностью. Правда, темп повествования бывает различным в разных частях сказания. Рассказывая о борьбе Сосруко с чудовищем (в сказании о возвращении огня), сказитель как бы замедляет действие,, показывая, как шаг за шагом герой выполняет одну за другой труднейшие задачи и выходит победителем. Аналогичную картину наблюдаем и в сказании об Ашамезе, где герою приходится одолеть целый ряд препятствий — узнать имя убийцы отца, получить его доспехи, укротить богатырского коня — это еще до встречи с противником; дважды встречается Ашамез в поединке с врагом и побеждает его не только физической силой, но и хитростью.
Сюжетное построение сказаний характеризуется тем, что герой, как правило, всегда побеждает врага. Сосруко уничтожает иныжа, убивает Тотреша: Бадыноко всегда возвращается после победы над своими врагами — кинтами; Ашамез и Батарез наказывают убийцу своего отца и т. д.
Другое дело — когда сюжет воспроизводит борьбу богатырей между собою; Сказание о богатырском соперничестве Сосруко и Бадыноко в единичных вариантах заканчивается гибелью одного из героев. В большинстве случаев говорится о дружбе этих достойных богатырей, их помощи друг другу.
В адыгском эпосе известны и сюжеты сказаний о гибели героя — чаще всего о ней говорится в применении к Сосруко. Это и понятно. Отразив определённый этап народных представлений, эпический герой в новых исторических условиях уступает место иным богатырям.
Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что сказание о гибели Сосруко разработано так подробно, в то время как Бадыноко, Батарез и Ашамез в адыгском Эпосе бессмертны, что, вероятно, отразило укрепление патриархата в жизни адыгов.
Отличительная особенность сюжетосложения адыгского эпоса — своеобразный сюжетный параллелизм. Этот прием особенно настойчиво употребляется в цикле сказаний о Сосруко. Сюжетный параллелизм видим в сказании о бое Сосруко с Тотрешем, где совершенно идентично описание встречи Сосруко с Сатаней и его рассказ о встрече с противником и описание встречи Тотреша с его матерью и их разговор.
В сказании о гибели Сосруко сюжетный параллелизм состоит в том, что смерть Сосруко и смерть его верного коня Тхожея происходят одновременно и нередко взаимно обусловлены. Кроме того, известны самостоятельные сказания о гибели Тхожея или об его исчезновении п.
Заметим, что в сказаниях о других нартских богатырях адыгского эпоса этот прием не употребляется...
Характеристика героя в действии, т. е. средствами сюжетосложения — основной прием в сказаниях о Сосруко. Здесь нет подробных описательных характеристик внешности героя, его поступков и пр. Динамичный рассказ о делах богатыря — встреча с нартами, просьба добыть огонь, встреча с иныжем, богатырские «игры» и победа — вот что создает облик Сосруко.
В сказаниях о других богатырях приемы сюжетосложения сочетаются с описательными характеристиками. Так, в цикле Бадыноко главное место занимают описательные характеристики, которые обрисовывают образ эпического богатыря с разных сторон — его портрет, воинские доблести и пр. и только во второй части сказания, когда описывается встреча Бадыноко с нартами и богатырское состязание в танце, верность этих характеристик как бы подтверждается развитием эпического сюжета.
* *
Нартские сказания вообще и адыгские в частности отличаются от эпических произведений, имеющих устойчивую композиционную структуру. Число повторяющихся композиционных элементов в них весьма ограничено. В адыгских сказаниях о нартах нет, например, постоянных, устойчивых зачинов и концовок, характерных для русских былин, эпических сказаний народов Средней Азии и т. д.
Чаще всего сказание преподносится как очередной эпизод из жизни хорошо известных слушателям персонажей. Таким образом^ «представление» героев аудитории, которым начинаются иногда эпические произведения, здесь отсутствует.
Ряд сказаний открываются словами: «Нартхэ сэнэху- афэ щы1эти» («У нартов было санопитие») [442]. Иногда эта фраза расшифровывается — санопитие описывается подробно [443]. Эта начальная сцена принадлежит к числу повторяющихся, отчасти — дословно. Вместе с тем она все-таки встречается в ограниченном круге сказаний, а в современных записях, как правило, вообще отсутствует.
Некоторые исследователи предполагают, что в прошлом подобное постоянное начало составляло характерную черту всех нартских сказаний. М. И. Мальцев пишет, например: «Нужно полагать, что традиционное начало, свойственное вообще эпическим героическим сказаниям, было когда-то обязательным элементом в нартском эпосе [444].
Последующее исчезновение стабильного зачина и других традиционных формул М. И. Мальцев объясняет так: «Когда героические сказания переставали быть предметом торжественных публичных песнопений, во времена преследования их исламом, становились, надо полагать, лишними и традиционные формулы, замедлявшие рассказ» [445].
Такое объяснение нам кажется излишне прямолинейным и поэтому неубедительным; переход из репертуара «публичного» в репертуар аудитории более узкой (кстати сказать, положение о том, что такой переход имел место [446] и тем более — что он объяснялся преследованием ислама, не принадлежит к числу бесспорно доказанных) вряд ли мог сам по себе так радикально и непосредственно сказаться на композиции эпоса.
Причину исчезновения некоторых традиционных элементов следует искать прежде всего в эволюции и видоизменении художественной традиции (разумеется, сама эта эволюция обусловлена объективными причинами), в постепенном забвении эпоса в позднейшие времена.
С другой стороны, рассматривая вопрос об устойчивых компонентах и формулах нартскогр эпоса, нельзя не считаться с его жанровыми особенностями. Вряд ли верно думать, что когда-то нартский эпос обладал совсем иной композиционной структурой, имел совершенно другие жанровые признаки, иными словами, что существующие записи не могут быть основой для суждений о его подлинных жанровых признаках и качествах. Несомненно, что к XIX в. (когда начались записи) эпос не мог не измениться. Сомнительно, однако, чтобы изменения эти сделали эпос совершенно неузнаваемым. Во всяком случае такое представление не сообразуется с тем вниманием и бережностью, с которыми народ всегда относится к своим сказаниям.
Скорее всего, свободная, естественная композиция, небольшое число постоянных формул представляют исконный жанровый признак адыгского нартского эпоса.
Характерным признаком композиционного строения нартских сказаний является членение их на отдельные сцены17, что можно проследить на примере эпической истории о поединке Сосруко с Тотрешем, сыном Альбека.
В большинстве случаев это сказание состоит из ряда сцен:
Выезд Сосруко на охоту;
Встреча его с Тотрешем, первый поединок и уговор встретиться вновь на следующий день;
Разговор Сосруко с Сатаней;
Разговор Сатаней с верным конем Сосруко — Тхо- жеем;
Подготовка богатыря к поединку;
Встреча Сосруко с Тотрешем и победа над ним.
Каждая из сцен отличается известной законченностью.
Более того, имеются случаи, когда отдельные сцены рассказывались без остальных частей. В частности, некоторые тексты, зафиксированные в наши дни в Кабарде, Адыгее, Черкесии, а также у адыгов, проживающих в Турции, из всего сказания воспроизводят только сцену второго, решающего поединка с Тотрешем.
Таким образом, видоизменение нартских сказаний идет как бы по двум руслам. Одни сказители, не излагая сказание в целом, рассказывают только отдельные его эпизоды, делая это со всей подробностью 18, другие, сохраняя всю сюжетную канву, передают ее схематично, не вдаваясь в какие-либо детали 19,
Аналогичный характер сюжетного и композиционного строения сказаний видим и в эпической истории о юном богатыре Ашамезе или в сказании о богатырском соперничестве Сосруко и Бадыноко.
Следует особо подчеркнуть, что членение сказания на сцены не приводит к сюжетной рыхлости, поскольку все сцены подчинены выявлению одной, главной темы. Так, в сказании об Ашамезе все повествование подчинено цоказу силы и храбрости юного героя.
Постоянные формулы в адыгском эпосе немногочисленны. Могут быть выделены так называемые общие или типические места (loci communes), имеющие относительно устойчивый вид и не связанные с определенным сюжетом, и постоянные, или устойчивые, части одного сказания, повторяющиеся в большинстве вариантов этого сказания.
В эпических историях о Батарезе и Ашамезе «общими местами» являются описание богатырского детства героя, получение ими боевого снаряжения и чудесного коня.
Сходно описывается богатырская сила героев, проявляемая уже во младенчестве, У обоих героев необыкновенно прочные колыбели. Особенно подробно описана колыбель Батараза:
1энейм и быдэхэр и гущэ нат1эщ,
Чэщейм и къабзэр и гущэ дзажэщ,
Бланэ тхыц1афэр а зи гущэпсу Шамбырым и дахэр зи гущэ баш20.
В некоторых случаях выделенным и детально описанным оказывается не поединок, а разговор Сосруко с его матерью Сатаней, или разговор Тотреша с матерью.
G. D u ш ё z i 1. Указ. соч., стр. 91—96.
Архив КЕНИИ, фонд нарт, эпоса, пасп. № 13.
Перед его люльки — из самого крепкого ясеня,
Низ его люльки —из чешея,
Лямки люльки —из шкуры со спины оленя,..
Палочки для люльки — из красивого шамбура.
Иногда упоминается только какая-то одна деталь, которая должна свидетельствовать о необычности богатырской колыбели: «Домбеяфэр зи гущэпс»[447] — «лямки его люльки — из шкуры зубра».
Но стоит только юному богатырю потянуться, и эта колыбель не выдерживает. Выйдя из нее, младенец сразу отправляется на игры. Особенно подробно этот эпизод разработан в цикле Батареза: «Потянулся Патараз и выбил перед люльки, разломал бока люльки, присев, разорвал лямки и, круйкась, вышел на середину комнаты» [448] .
В сказаниях об Ашамезе этот эпизод излагается обычно очень кратко:
Хывыфэ гущэпсыр нызэпиудри Порвав лямки колыбели из ПЦалэ к1эн джэгум ар кожи буйвола,
яхыхьащ. Он пошел к мальчишкам,
игравшим в альчшш[449].
Весьма близко в обоих сказаниях описание того, как сын узнает у матери имя убийцы своего отца. В сказании о Батарезе говорится:
«Притворился он больным и лег в постель. Мать спросила его:
Чего бы ты поел?
Не хочу ничего, — ответил Батарез, — но я бы поправился, если бы поел немного горячей ячменной мамалыги с твоей ладони.
Мать приготовила ячменную мамалыгу и принесла ему на своей ладони. Батарез схватил руку матери, где лежала ячменная мамалыга, и сжал ее»[450].
Этот же эпизод в сказаниях об Ашамезе описан более кратко: «Когда принесла ему мать горячую мамалыгу на своей ладони, Ашамез схватил руну матери и сжал ее» [451].
Совпадает в обоих сказаниях и описание того, как герой играет в альчики с нартскими мальчишками или молодцами. Показательно, что текстуальными совпадения бывают лишь в стихотворных текстах; в прозаических наблюдается значительная вариативность деталей.
Встречаются в эпосе адыгов и такие «общие места», которые повторяются в сказаниях о разных героях. Но их совсем немного; это клятва всадника и коня в верности Друг другу: «Уашхо, мой кан, если ты будешь настоящим мужчиной, я буду достойным тебя конем, — сказал (конь)» [452].
Или вот описание одной из нартовских «игр» — испытания, которому обычно подвергаются враги нартов. (Нарты скатывают с высокой горы огромные камни — абрэ — мывэхэр, а стоящий внизу богатырь должен посылать их обратно в гору). Описание этой игры содержится, например, в ранних записях сказания о возвращении Сосруко огня[453]. Встречается оно и в различных вариантах другого сказания — о гибели Сосруко, где испытание проходит сам герой[454]. Сходное описание «игр» находим также в сказаниях о других героях — например, о Бадыноко[455].
Основное место занимают постоянные, или устойчивые, части, одного сказания; нередко они воспроизводятся почти буквально в большом числе вариантов (в.стихотворном тексте).
Цикл сказаний о каждом из нартских героев имеет свой специфический круг устойчивых описаний или характеристик. В цикле Сосруко это — обращение к богатырю.
Сосрыкъуэу си къан, Сосруко, наш воспитанник,
Сосрыкъуэу си нэху, Сосруко, наш свет,
Зи мэ1ухур дыщафэ, Чей щит — золотистый,
Афэр зи джанэ куэщ!. Чья рубашка — кольчуга [456]
Обычно это обращение бывает развернутым, но иногда оно ограничивается только первыми двумя строками:
Сзусырэкъоу тикъан, Сосруко, наш воспитанник,
Саусырэкъоу тинэф. Сосруко, наш свет.
Почти без изменений воспроизводятся в многочисленных вариантах описание силы Тотреша («Сказание о бое Сосруко с Тотрешем»), богатырских «игр» («Сказание о возвращении огня»), эпизод о борьбе Сосруко с отцом невесты («Сказание о героическом сватовстве»), испытание Сосруко и так называемые этиологические мотивы («Сказание о гибели Сосруко»).
Особый интерес в этом плане представляет эпическая история о богатырском соперничестве Сосруко и Бадыноко. Каждый ее эпизод детально разработан и стабилен даже в мельчайших деталях. Особенно наглядно это прослеживается на стихотворных текстах. Но даже в тех случаях, когда сказитель излагает сказание прозой (а записи последних лет в большинстве своем прозаические), стихотворные отрывки совпадают нередко буквально.
Одно из главных мест в этом сказании занимает описание Бадыноко в богатырском снаряжении:
Абы и шыфэ — л1ыфэр арщ: Коня и всадника вид таковы:
Япэк1э ншагъуэ гуэрэнщ, Впереди (него) клубится туман,
Иужьымк1э къуанщ1эр бэуэ Позади птицы — грачи летают,
щолъатэ, На спине коня раскинут шатер,
Шы гу щ1ы1ум щэтырыр Искра за искрой, исходящие щеухуэ, от него,
Маск1эгуэрэ. къы1урихым Опаляют обочины дороги,
Гъуэгу напщ1ит1ыр елыгъуэ, По бокам играют собаки —
И бгьуит1ымк1э хьэ самырыр самыры[457].
щоджэгу.
Нередко это сказание варьируется в пределах одного варианта:
Шы лъэгум <
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!