Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-08-20 | 401 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Известно, что адыгские сказания о нартах бытуют в прозаической, смешанной (стихотворно-прозаической) и стихотворной форме. Сказания от начала до конца стихотворные, как правило, имеют свою мелодию и поются. Уже по внешним признакам нартские и историко-героические песни сходны. Много общего обнаруживается в поэтике нартского и исторического эпоса адыгов (сюжетостроении, композиции, системе художественных средств). Не ставя своей целью осветить все стороны взаимодействия этих жанров адыгского фольклора, мы остановимся только на следующих моментах: общность терминологии нартских и историко-героических песен, конь как персонаж в нартских и историко-героических песнях, военные доспехи, образ Тлепша — покровителя кузнечного ремесла и воинов в нартских и историкогероических песнях, общность и различие их поэтики.
Исключительная устойчивость эпоса, художественные и идейно-тематические его особенности оказали огромное влияние на тематику и поэтику многих жанров адыгского фольклора, особенно историко-героических песен. И в нартском эпосе, и в историко-героических песнях в художественной форме отражена действительность, сознание народа на разных этапах исторического развития общества. Однако содержание их, разумеется, совершенно разное.
Если традиционные герои адыгского эпоса Сосруко, Бадыноко, Шэбатнуко, Сатаней, Акуанда, Ашамез и др. представляют собой художественно-обобщенные образы, то персонажи адыгских историко-героических песен восходят чаще всего к конкретным историческим лицам.
Адыгские историко-героические песни, как и нартские, строятся по биографическому принципу, так что совокупность песен, посвященных герою, воспроизводит всю «биографию» песенного персонажа. В центре внимания таких героических песен, как «Об Айдемкркане», «ОХатхе Кочасе», «О Коджебердове Магомете», «О Темиркане и Орзамесе» и др., находится один главный герой, жизни и деятельности которого дается полное описание. Адыгский ученый, этнограф. и историк С. Хан-Гирей такие песни назвал «жизнеописательными» [631] . Наряду с «жизнеописательными» в адыгском фольклоре известны собственно исторические песни, которые по терминологии Хан-Гирея называются «Песни о войне, или О многих мужах» [632] . Они несколько отличаются от героических. В исторических песнях речь идет о каком-либо важном историческом событии, имеющем общественное значение, и чаще всего героем такой песни выступает весь народ: описываются подвиги почти всех участников того или иного сражения. Как в русских или абхазских исторических песнях, в адыгских не содержится подробного описания жизни героев и его подвигов. Судить о достоинствах воспеваемых богатырей слушатель должен, основываясь прежде всего на той эмоциональной характеристике, которую дает им певец.
|
Нартские песни и сказания называются обычно по имени героя, о котором в них повествуется: («Плач Сатаней»), («Песня Шэбатнуко»), («Песня Сосруко, исполняемая на пщынэ»)[633].
Аналогичным образом называются и историко-героические песни. Например: «Плач об Айдемиркане»,
«Песня о Хатхе Кочасе», «Песня о Еченуковых, исполняемая на пщынэ», «Песня о славном тфокотле» [634]. Но нередко, в отличие от нартских сказаний, название историко-героической песни связано с названием места, где происходили воспеваемые в ней события: «Плач о Бзиюкской битве»5, «Песня о битве у устья реки Фарс»6, «Плач о Чужкуапе».
В нартском эпосе адыгов, как и в сказаниях других народов («Манас», «Кёр-Оглы» и др.), огромную роль играет конь героя, который, как правило, рождается в один день с героем и умирает вместе с ним. Ни один из нартов не добивается победы без помощи коня. Сказочный конь у нартов — это верный кудесник, умный советчик, добрый помощник и преданный друг. Кони нартов обычно имеют собственные имена, которые даются им либо по масти, либо по сходству с различными предметами. Так, конь Сосруко называется Тхъожъый («Маленький буланый»), конь Орзэмеджа—Шъоехъук1 («Крысиный хвост»), конь Ашамеза Къэтран («Черный как смоль»), конь Шэбатнука — Чэгый («Пегий»), конь Пэтэрэза — Къэрапц1э ц1ык!у («Маленький вороной»), или Дуль-дуль, конь Шауея — Чэмыдэжъ («Темногнедой»).
|
Коням героев нартских сказаний обычно присущи человеческие свойства: они могут не только разговаривать, но и советовать, рассуждать, поучать. Так, когда нарт Шауей едет на скачки, где он должен обязательно завоевать первенство, его конь советует ему: «Давай вернемся и пойдем к Тлетпу, попросим его сделать три подпруги для живота, а то, когда приедем на скачки, я буду должен летать по небу, чтобы догнать нартов» 7.
В другом сказании, о бое Сосруко с Тотрешем, говорится о том, как нарт Сосруко, побежденный Тотрешем, возвращается домой и мать его, Сатаней, разгневанная поражением сына, упрекает коня в том, что он дал в обиду своего хозяина. Она говорит Тхожею:
Тхъожъыеу хьажъымэ Буланый, которого чтоб собаки ашхын! Тхъожъыеу хьэцэ к1эк1ахь,
съели!
Буланый с собачьими зубами и длинным хвостом,
Тхъожъыеу шыхэр зыкТэмыхьажьын!
Буланый, которого лошадям не догнать,
В ответ на упреки Сатаней Тхожей обещает помочь хозяину победить Тотреша, но ставит определенные УСЛОВИЯ!
Укъязгъэушъхьак1умэ еплъ! Посмотришь, если дам тебя
(Сосруко) в обиду! Атэкъэлъ-гулъ уцым сегъэгъу Только отборной травой (меня)
корми,
Шхо1ур гъурэу сфягъэш1, Уздечку тонкую прикажи
для меня сделать,
Чэсэеу уиджэнэ гъупаэр Белоснежными рукавами
платья своего
Сынэп1ашъо щыгъэлъэраз, По морде моей покружи
(т. е. побей меня)
Псы чъы1эми силъэрэзахьэу, Водой холодной обмытый,
Пчэдыжьым сегъэчэпау. Позволь, чтобы утром били
меня по боку.
Черты антропоморфизма, свойственные нартским коням, традиция боевого содружества коня и всадника, а также наделение их кличками наблюдается и в историко-героических песнях. Но здесь клички даются коням чаще всего не по таким признакам, как в нартском эпосе:.они нередко связаны с какими-то событиями в жизни героя или его коня. Так, например, Айдемиркан называет своего коня Джэманщэрыкъ, т. е. «Сыромятные чувяки» (герой выменял себе коня за пару чувяк).
|
Джэманщэрыкъ, как и нартские кони, принадлежит к сказочной породе альпов и обладает некоторыми из черт, присущих коням нартских героев. Он, как, например, и конь Сосруко, всегда обладает чувством «долга», по отношению к своему хозяину. Когда Айдемиркан был предательски убит, Джэманщэрыкъ, почуяв беду, вырвался из конюшни, куда он был заключен, и понесся к месту гибели хозяина. «Подошел к изголовью лежавшего Айде- миркана, схватил его зубами, перекинул тело на спину, привез к тому месту* где ой родплся, к его родной матери [635]». А в другом варианте говорится, что «Джэман- щэрыкъ плакал так, что слезы сыпались (лились) из его глаз» и. В песнях, отражающих более поздние исторические события, кони уже лишены черт антропоморфизма.
Сравнивая роль коней в эпосе и дальнейшее развитие этой темы в исторических песнях, можно заметить, что фантастические элементы, сказочность, черты антропоморфизма, которыми наделены нартские кони в ранних циклах героических песен, ослабляются в исторических, где конь героя все больше приобретает бытовые черты.
Несомненным отражением более поздних обычаев следует объяснить тенденцию именования коней по имени владельцев табунов:
Бго конь бечкан играл под ним,
А он не считал удары меча своего Ягубок Хаджимуков[636].
Бэрэ умыхьакъу гущэу Долго не лая,
Мы хьагъундэкъожъы На круп этого старого Хагундоко
гущами къек1эса. садись.
Трамэу шы зык1эмыхьэрэр Трама, которого лошадям
не догнать,
Хы 1ушъом къыщызэращэ. По берегу моря водят (взад
и вперед).
В историко-героических песнях кони чаще всего называются: Трам, Лоо, Шеолух (Шолох), Бечкан, Хагундоко и т. д. Существование коннозаводчиков с такими фамилиями засвидетельствовано историками. «В 1889 году из 48212 лошадей Кабарды у коннозаводчиков сосредоточивалось 24656 голов... К тому времени по всему Кавказу славились имена коннозаводчиков Лоова, Трамова, Кудашева, Дандурова, Куралеева, позже Лафишева, Там* биева и многих других, имевших до 1000 голов лошадей и свои тавра» [637].
|
Приемы характеристики коней в нартских и историкогероических песнях существенно различаются. Если в нартском эпосе коням дается.обстоятельная и полная характеристика, то в историко-героических песнях певец обычно характеризует коня, как и его хозяина, одним штрихом, назвав либо масть, породу, либо акцентируя внимание на поведении коня, или отношении воина-всад- ника к нему во время боя:
Нэк1э зытеплъэрэр На кого бросит свой взор
Жэманщэрыкъым Жэманшэрык, тот никогда
1эк1эк1ырэп от него не уйдет.
или:
Шхъонт1эжъыер шхоми Серенькой уздечкой
рэджэгу,. забавляется,
Зэошхор джэгукэ зэхещэ. Великий бой, играя, начинает.
или:
Шы къолэнэр копкъык1э Пегого бедром гоняет,
зэрефэ,
Чэтацэм пыфэрэр рек1ыхы, Попадающих на острие меча
сбрасывает.
Бжыхьакъок1э Борэкъу. Из Бжегаковых Бороко.
Къодымыхьэр егъалъэ, Кодэмыха[638] заставляет
прыгать,
Хьадэмэ ялъэзэ мэзао. Через трупы перепрыгивая,
сражается.
В нартском эпосе значительное внимание уделяется описанию вооружения. Предметы вооружения нартских богатырей (кольчуга, шлем, лук, стрела* копье, меч, изготовленные знаменитым кузнецом Тлепшем) упоминаются и в разных циклах историко-героических песен («Об Айдемиркане», «О братьях Ечаноковых», «Об Ощ- нэуской и Бзиюкской битвах»).
Оружие нартских героев нередко обладает магической силой. Например, в сказании «Стрела, сделанная Тлепшем» [639] говорится о том, как один из нартов, по имени Ерьпцкеу, обидевшись за что-то на Сосруко, Пшэтыкчеча и Блипкчеча, решил их убить. Он пошел к Тлепшу и
попросил его сделать три стрелы. Тлепш сказал, что можно обойтись и одной стрелой. На вопрос недоумевающего нарта Ерыщкеу, 'как можно одной стрелой убить троих, Тлепщ ответил: «Навожу стрелу на Сосруко, наставляю на Блипкчеча, пускаю на Пшэтыкчеча,—скажи и пусти стрелу». Таким образом, особенность этой магической стрелы состоит в том, что она не| упадет на землю, пока преследуемые ею враги живы, а когда упадет, то больше не поднимется.
Виды оружия, упоминаемые в историко-героических песнях, магическими свойствами не обладают, в этом состоит их отличие от нартских.
Общим для нартских и историко-героических песен адыгов является образ кузнеца Тлепша. Он всегда рисуется искусным мастером оружия. В «Песне об Айде- миркане» Тлепш изображен как великий мастер, который отлил и закалил меч героя: «Рукоять меча его (Айде- миркана) Тлепш наш кан закаляет» [640].
В другом варианте этой песни говорится: «Меч его острый Тлепш наш кан отливает».
В приведенных примерах обращают на себя внимание слова «найг кан», которыми называют кузнеца Тлепша адыгские сказители.
Известно, что в нартском эпосе адыгов Тлеппг выступает как искусный кузнец и покровитель всевозможных ремесел. В образе Тлепша отразилось развитие материальной культуры народа, а именно — возникновение железной металлургии. «Циклы нартских сказаний о Курда- лагоне, о Сафе, о Тлепше, — пишет Е. И. Крупнов, — это гимны, певшиеся предками центрального Кавказа железному веку, веку топора и меча, определившему их дальнейшее развитие в условиях уже железоделательного производства» [641].
|
По справедливому замечанию JI. И. Лаврова, почитание Тлепша связано не только с кузнечным ремеслом. Это был культ вообще всякого ремесла, требующего специальных знаний [642].
Наделение же Тлепша словом «кан» в историко-героических песнях отразило другой, более поздний этап истории народа. Оно связано, на наш взгляд, с возникновением института аталычества у адыгов [643]. По обычаю аталыче- ства, воспитанник назвался «къан» (nlyp), а воспитатель — «аталыком» [644]. Закрепившийся в адыгском языке термин «къан» — тюркского происхождения, наряду с прямым значением приобрел и другое значение — «милосердный», что можно объяснить тем, что на кана смотрели как на священное существо, а на воспитателя как на милосердного человека. Подобно тому, как воспитатель проявляет милосердие по отношению к своему воспитаннику, так и Тлепш из сострадания и человеколюбия готов помочь всем, поэтому он называется в песнях «тикъан» — «наш кан».
Тлепш занимает несравненно большее место в нартском эпосе, нежели в историко-героических песнях, особенно в поздних, где он почти не упоминается.
В разных жанрах адыгского фольклора Тлепш играет различную роль. Так, вечер, устраиваемый для раненого, обычно открывался традиционной песней в честь Тлепша. В ней воспевается его мастерство искусного лекаря, выражается пожелание больному скорого выздоровления. Вот песня, записанная в Шапсугии:
Лъэпшъэу тикъан уи1азэ 1эзэ мафэ тхьэм феш1.
Тхьэщыр япхъу уипэсак1у Сымаджэр псаоу зэпэщэу Тхьэм егъэхъужь,
Псынк1эу ухъужьныэу етэ1уал1[645]
Тлепш наш милосердный — твой лекарь, Счастливым лекарем да сделает его бог,
Дочь Тхащира — сиделка твоя,
Больного целым Бог да вылечит,
Быстрейшего выздоровления желаем.
В нартских сказаниях и сказках Тлепш наделен магическими свойствами. Он, например, мог вызвать мороз[646]. В историко-героических песнях он не обладает средствами магии и рисуется прежде всего как искусный кузнец. Такая эволюция образа Тлепша исторически обусловлена; известно, что эпос и историко-героические песни отразили разные этапы истории народа и потому один и тот же герой играет в них разную роль.
Нартские и историко-героические песни связаны с музыкальной мелодией, и исполняются они под аккомпанемент древних национальных инструментов — шичеп- шине [647] и камыле [648] — соло или в сопровождении хора. До революции они исполнялись в своего рода народных школах — хачеще (специальное помещение для гостей), на чапще[649], в хороводе и на различных сходках только мужчинами. В наши же дни иногда нартские песни исполняют и женщины.
Следует отметить, что в зависимости от характера исполнения форма стиха нартских и историко-героических песен несколько видоизменяется. Народные певцы исполняют нартские и историко-героические песня речитативом и напевом.
При речитативном исполнении стих почти не изменяется. При напевном же меняется и форма стиха, и его размер: при напевном исполнении певцы для усиления эмоционального воздействия добавляют к песенному тексту различные частицы и даже слова. Таковы, например, «гущэк1э», «сэрмафэ», «ра», «оо-орэ-орэда», «сиорэд», «ей-pa» и др., так что увеличивается количество слогов в каждой строке и соответственно число стоп.
Напевное исполнение песни о Шэбатнуко:
Орэдэ, орэдэ,
Нарт Шэбатныкъоу Орэдэ, орэдэ,
Хьагъу-шъугъу бэшТэу...
Она же в другом варианте:
Ой, ой, ой, оу,..
Нарт Шэбатныкъуа, орэда,
Чинты инэкокъогъуа.
Или:
A-а, нарт Шэбатныкъуа,
Ай-ой натмэ ялэпкъэгъуя A-а ябгэхэр зишХыхьафа,
Ай-ой хьафынчэ щыуа.
А вот речитативное исполнение песни об Ашамезе:
О си 1ащэмэзэу Зянэ гущэ тхъэн,
Наты исы к1алэмэ Шэны уакъыдеш!э.
Напевное исполнение этой же песни:
О си 1ащы-1ащэу
О си 1ащэмэза орэ-да, оооо, орэдэ-ра Зянэ гущэ тхъэн орэда оооо, орэдэ-ра,
Наты исы к1алэмэ орэдэ-ра, оооо, орэдэ-ра Шэны уакъыдеш1э орэда-ра, оооо, орэда.
Аналогичные изменения наблюдаются и в историкогероических песнях. Например:
Хъуарэр щэк1э къябгъэд,
Нэджыдэр хьадэк1э къябгъажъу,
Хьаджэмыкьо Бахъчэрый.
(речитатив)
Хъуарэ гущэр щэджэ къябгъэды гущэшъи, оооо си орэд, Иэджыдэ хьадэкГэ ябгъахъо гущэшъы, Бахъчэрый.
(напев)
Как видно, в* результате напевного исполнения песня из трехстишия превращается в двустишие. •
Мы уже говорили,. что адыгские нартские сказания бывают не только стихотворными, часто в них чередуются проза и стихи. Историко-героические же песни всегда имеют только стихотворную форму.
В системе изобразительных средств и приемов характеристики героев в нартских и историко-героических песнях обнаруживается значительное сходство.
В нартских песнях, посвященных нарту Шэбатнуко, нередки гиперболы. Вот как описывает сказитель коня Шэбатнуко:
От его коня грязь отстающая,
Словно стая серо-черных галок,
Взлетает до небес.
Пар, исходящий от его коня,
Опаляет траву,
Пена, падающая с его коня,
Становится (на земле), подобно раскрытому шатру;
В историко-героических песнях гиперболы встречаются сравнительно редко. Наиболее употребительны здесь сравнения и эпитеты:
Къызэрэнэсэу шцэгъо коренэу мэуцу,
Ибзэ дыджыжъыми Айдэмыркъан рэгушхо.
По прибытии (Айдемиркан) скученным туманом
становится,
Луком своим горьким (т. е.: обжигающим) Айдемиркан гордится.
(«Песня об Айдемиркане»)
Или:
Его (Кочаса) Машуко[650] тонкое,
Подобно весеннему грому, гремит.
Пуля, выскочившая из него,
Словно полярное сияние сверкает. ✓
(«Песня о Хатхе Кочасе»)
Царя поганого войска, о горе.
Словно снопы спелого проса, о горе, лежат (рядом). Хытыку Болет, о горе,
Сражается так, что с него кости сыпятся.
(«Песня о Тфыщатлевых»)
Известное сходство обнаруживается и в композиции нартских и историко-героических песен. В частности, диалог как композиционный прием весьма характерен и для эпоса, и для историко-героических песен. Для наглядности приведем отрывок из разговора Акуанды с Сатаней:
Мать наша, Сатаней,
Что-то темное я вижу,
За войско принять его — маловато,
За гостей — многовато.
Аналогично обращение и Хатхе Кочаса (героя одноименной песни) к своим друзьям:
Темную точку, которую я вижу,
Принять за стадо диких животных — маловато, За гостей *—многовато,
За войско — слишком мало.
Бели сможете мне быть друзьями,
То приведите себя и ваши доспехи В боевую готовность.
В приведенных примерах наблюдается и текстологическое совпадение, что позволяет говорить о существовании «loci communes», общих для эпоса и историко-героических песен.
Для характеристики героев нартских и историко-героических песен певец употребляет нередко одинаковые слова и выражения. Например, чтобы выделить героя и обратить внимание на его действия, называет его фамилию:
Ходит, словно голова его к небу подвешена, Походка его наводит страх,
Меч вынимает и /рубит Сын Аледжа Тотреш27.
А вот как такой же прием используется в историкогероических песнях:
Дзэжъит1ор хьажъэу зэрэшх,
«Сышхэщтэр» е1уй къегъаз,
Къегъази зы щэжъыр гъахедз, ТыгъургъунэкъокГэ Гъолай.
Два войска, словно, собаки, грызутся,
«Буду кушать», говоря, поворачивается, Поворачивает и пулю им бросает Из Тугургуноковых Голай.
Еще пример:
Хьэплъэкъо ихьэдэ 1уплъэ гуих,
Чатэр зырихыкГэ Тхьаркъохъо Нэгъой нэпапПу.
Вид мертвого Хаплоко наводит страх,
Когда меч вынимают,
Тхаркахо Нэгой сияет.
(«Песня о Бзиюкской битве»)
Обращает внимание и то, что некоторые термины и собственные имена нартских героев перешли из эпоса и прочно закрепились в историко-героических песнях. Это прежде всего слово «нарт» и собственные имена эпических героев — Хымыш, Шэбатнуко, которые употребляются для определения достоинств песенных героев:
Мы дзэшхо зэогъум Л1ыхъур нарт Хъымыщ.
В этом войске большом сражающемся Герой (Орзамес) — нарт Хъымыщ.
Фэдэ нарт ипГэшхьагъэу Дунэй нэфым ехыжьыгъэр ЕкГэныкъо Орзэмэс.
Подобного себе нарта положив себе под голову,
С белого света ушел Еченуко Орзэмэс.
Характерно, что слово «нарт» в историко-героических песнях употребляется для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя. Вот почему в историко-героических песнях многие герои именуются «нартами».
Таким образом, сравнительное изучение нартских и историко-героических песен свидетельствует о наличии в них ряда общих черт, являющихся результатом взаимодействия этих жанров и известного сходства их эпической природы. В то же время вполне ощутимо видовое, тематическое их различие.
К. Л Цхурбаева
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!