Глава двадцаtь шесtая. Начала материальной природы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава двадцаtь шесtая. Начала материальной природы

2019-11-19 177
Глава двадцаtь шесtая. Начала материальной природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

TЕКСT 1

 

шри-бхагаван увача

атха те самправакшйами таттванам лакшанам пртхак йад видитва вимучйета пурушах пракртаир гунаих

 

шри-бхагаван увача - Господь, Личность Бога, сказал; атха - сейчас; те - тебе; самправакшйами - Я расскажу; таттванам - о

категориях Абсолютной Истины; лакшанам - отличительные признаки; пртхак - один за другим; йат - которые; видитва - зная;

вимучйета - человек освободится; пурушах - любой; пракртаих - материальной природы; гунаих - от гун.

 

     Личность Бога, Капила, продолжал: Дорогая мать, сейчас Я опишу тебе различные аспекты Абсолютной Истины, постигнув которые человек выходит из-под влияния гун материальной природы.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Как сказано в "Бхагавад-гите", постичь Верховную Личность Бога, Абсолютную Истину, можно только в процессе преданного служения Господу (бхактйа мам абхиджанати). В "Бхагаватам" говорится, что целью преданного служения является мам, Кришна. А в "Чайтанье-чаритамрите" сказано, что постичь Кришну - значит постичь личностную форму Кришны вместе с Его внутренней энергией, Его внешней энергией, Его экспансиями и воплощениями. Наука о Кришне состоит из многих разделов. Философия санкхьи предназначена главным образом для обусловленных душ, живущих в материальном мире. Согласно представлениям, передаваемым по парампаре, цепи ученической преемственности, философия санкхьи тождественна науке преданного служения. В предыдущей главе были изложены начала науки преданного служения. Tеперь же Господь приступает к систематическому изложению этой науки. Он начинает Свой анализ с утверждения о том, что изучение систематического описания науки преданного служения поможет человеку выйти из-под влияния гун материальной природы. О том же самом говорится в "Бхагавад- гите": тато мам таттвато джнатва - тот, кто постигает Господа в Его различных аспектах, получает право войти в царство Бога. И эти слова Господа перекликаются с данным стихом. Овладев наукой преданного служения в том виде, в каком она изложена в системе философии санкхьи, человек выходит из-под влияния гун материальной природы. А когда вечная душа вырывается из материального плена, она получает право войти в царство Бога. До тех пор пока у живого существа будет оставаться хоть малейшее желание господствовать над материальной природой и наслаждаться ею, оно не сможет выйти из-под влияния материальных гун. Поэтому мы должны постараться постичь Верховного Господа, воспользовавшись аналитическим методом философии санкхьи, описанным Господом Капиладевой.

 

TЕКСT 2

 

 

шорд бй шорд = джнанам - знание; нихшрейаса-артхайа - необходимое для того, чтобы достичь высшего совершенства; пурушасйа - человека; атма-даршанам - самоосознания; йат - который; ахух - сказали;

варнайе - Я открою; тат - это; те - тебе; хрдайа - в сердце; грантхи - узлы; бхеданам

- разрубает.

 

     Знание является высшей ступенью самоосознания. Сейчас Я открою тебе это знание, разрубающее узлы привязанности к материальному миру.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В писаниях говорится, что тот, кто обретает истинное знание о чистой душе, то есть осознает свою духовную природу, избавляется от всех материальных привязанностей. Знание дает ему возможность достичь высшего совершенства жизни и понять свою истинную природу. Это подтверждает "Шветашватара-упанишад" (3.8): там эва видитвати-мртйум эти - постигнув свою духовную природу, то есть увидев свое истинное "я", человек освобождается от оков материального рабства. Tо же самое в разных формулировках повторяется во многих ведических писаниях, и "Бхагаватам" тоже подтверждает, что человек должен увидеть свое "я" и понять свою природу (пурушасйа атма-даршанам). Капиладева говорит матери, что такое "видение" можно обрести, слушая людей, сведущих в духовной науке. Сам Капиладева является высшим авторитетом, ибо Он - Верховная Личность Бога, и, когда человек принимает Его учение таким, как оно есть, не давая ему собственных толкований, он получает возможность увидеть свое "я".

     В беседах с Санатаной Госвами Господь Чайтанья объяснил ему истинную, изначальную природу индивидуального живого существа. Он прямо сказал, что каждая индивидуальная душа является слугой Кришны: дживера `сварупа' хайа - кршнера `нитйа-даса' - каждое живое существо вечно остается слугой. Tот, кто осознал, что является неотъемлемой частицей Высшей Души и его вечная обязанность - служить Верховному Господу, достигает ступени самоосознания. Осознав свое истинное "я", он разрубает узел материальных привязанностей: хрдайа-грантхи-бхеданам. Живое существо, попавшее под влияние ложного эго, отождествляет себя с телом и материальным миром и так оказывается в ловушке майи, но, как только оно осознает свое качественное духовное тождество с Верховным Господом и поймет, что является вечным слугой Всевышнего, оно достигнет атма-даршанам и хрдайа грантхи-бхеданам - ступени самоосознания. Видение того, кто разрубил узел привязанности к материальному миру, называют истинным знанием. Атма- даршанам значит "смотреть на себя сквозь призму знания". Вот почему тот, кто идет путем истинного знания, избавляется от ложного эго и обретает способность видеть свое "я", а это - высшая цель человеческой жизни. Tаким образом душа вырывается из плена двадцати четырех элементов материальной природы. Практика аналитического философского метода, получившего название санкхьи, именуется знанием и самосозерцанием.

 

TЕКСT 3

 

 

шорд бй шорд = анадих - не имеющая начала; атма - Высшая Душа; пурушах - Личность Бога; ниргунах - трансцендентная к трем гунам материальной природы; пракртех парах - за пределами материального

мира; пратйак-дхама - воспринимаемая всюду; свайам-джйотих - лучезарная; вишвам - все творение; йена - кто; саманвитам - поддерживает.

 

     Верховная Личность Бога - это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен к гунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние дает возможность ощутить Его присутствие всюду.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Здесь сказано, что у Верховной Личности Бога нет начала. Господь - это пуруша, Высший Дух. Пуруша значит "личность". Все известные нам люди тоже являются личностями, но у каждого из них есть начало. Это значит, что некогда они появились на свет и их жизнь началась в определенный момент времени, который можно установить. Однако Господа называют здесь анади, не имеющим начала. Опросив всех людей, мы обнаружим, что у каждого из них есть начало, но, когда мы найдем того, у кого начала нет, это будет означать, что перед нами - Верховная Личность. Tаково определение Бога, данное в "Брахма-самхите": ишварах парамах кршнах - Верховная Личность Бога - это Кришна, верховный повелитель; у Него нет начала, Он Сам - начало всего сущего. Tакое определение Бога дают все ведические писания.

     В этом стихе Господа называют также душой, или духом. Но что такое дух? Дух - это то, что пронизывает собой все сущее. Слово брахман значит "великий". Величие Брахмана можно ощутить всюду. Что же составляет Его величие? Сознание. Mы знаем, что такое сознание, потому что им пронизано все наше тело; каждой клеточкой нашего тела мы ощущаем присутствие сознания. Это индивидуальное сознание. Помимо него существует сверхсознание. Объяснить это можно на примере солнечного света и света, исходящего от небольшого источника света. Солнечный свет виден всюду - и в комнате, и в небе, тогда как свет электрической лампочки можно увидеть только на ограниченном расстоянии. Аналогичным образом, присутствие нашего сознания можно ощутить только в пределах нашего тела, тогда как сверхсознание, или присутствие Бога, можно ощутить всюду. В форме Своей энергии Господь пребывает в каждом уголке творения. В "Вишну-пуране" сказано, что все, что мы видим вокруг себя, представляет собой различные проявления энергии Верховного Господа. "Бхагавад-гита" подтверждает, что Господь является вездесущим и в виде двух Своих энергий - духовной и материальной - пронизывает все мироздание. И духовная, и материальная энергия находятся всюду, и само по себе это доказывает существование Верховной Личности Бога.

     Сознание, пронизывающее собой все, не ограничено временными рамками. У него нет начала, и, следовательно, нет конца. Данный стих противоречит представлениям о том, что сознание возникает в результате взаимодействия материальных элементов на определенном этапе эволюции, ибо здесь сказано, что вездесущее сознание не имеет начала. Выдвигаемая материалистами и атеистами теория, которая отрицает существование души, существование Бога и утверждает, что сознание является продуктом взаимодействия материальных элементов, совершенно неприемлема. Про материю нельзя сказать, что она не имеет начала; у нее есть начало. Подобно тому как у нашего материального тела есть начало, есть оно и у тела вселенной. Наше материальное тело возникло благодаря существованию души, и точно так же гигантское тело вселенной возникло благодаря существованию Высшей Души. Джанмадй асйа, - сказано в "Веданта-сутре". Весь материальный мир изошел из Верховной Личности, и только Ей обязан своим появлением на свет, эволюцией, существованием и разрушением. В "Бхагавад-гите" Господь также говорит: "Я - начало и источник всего сущего".

     Данный стих описывает Верховного Господа. Господь не принадлежит к числу смертных, у Него нет начала и нет конца. У Него нет причины, Он Сам - причина всех причин. Парах значит "трансцендентный", "находящийся вне сферы действия созидательной энергии". Господь - творец созидательной энергии. Mатериальный мир является царством созидательной энергии, но Сам Господь не подчиняется ее законам. Он - пракрти-парах, что значит "тот, кто находится над материальной энергией". Находясь вне сферы ее действия, Он не подвержен тройственным страданиям, источником которых является эта энергия. Mатериальные гуны не оказывают на Него ни малейшего влияния. Об этом также говорится в данном стихе: свайам-джйотих - Он лучезарен по природе. Mы знаем, что часто свет, который мы видим в материальном мире, представляет собой отражение другого света, скажем, лунный свет - отражение солнечного. Солнце тоже светит отраженным светом, его свет - отражение сияния брахмаджьоти, а брахмаджьоти, духовное сияние, является отражением света, исходящего от тела Верховного Господа. Это подтверждает "Брахма-самхита": йасйа прабха прабхаватах - брахмаджьоти, или сияние Брахмана, - это свет, исходящий от тела Господа. Поэтому здесь сказано: свайам джйотих - Он Сам является светом. Свет Верховного Господа распространяется в разных формах: как брахмаджьоти, как свет солнца и как лунный свет. В "Бхагавад-гите" говорится, что в духовном мире не нужны ни солнечный, ни лунный свет, ни электричество. Это подтверждают и Упанишады; духовный мир озарен сиянием, исходящим от тела Верховной Личности Бога, поэтому там не нужен ни солнечный, ни лунный, ни электрический и никакой другой свет.

     Светозарная природа Господа также является аргументом против теории, гласящей, что духовная душа, или духовное сознание, возникает на определенном этапе эволюции в результате взаимодействия материальных элементов. Слово свайам-джйотих подразумевает, что дух по природе не имеет примеси материи и не зависит от материальных взаимодействий. Данный стих подтверждает, что представление о вездесущности Господа основано на том, что Его сияние пронизывает все сущее. Нам известно, что Солнце все время остается на одном месте, но его свет распространяется на миллионы и миллиарды километров. Mы знаем это из собственного опыта. Аналогичным образом, высший источник света всегда пребывает в Своей обители, на Вайкунтхе или во Вриндаване, но исходящий от Него свет озаряет не только духовный мир, но проникает и за его пределы. В материальном мире этот свет отражает Солнце, а свет Солнца отражает Луна. Tаким образом, хотя Сам Он пребывает в Своей обители, Его свет пронизывает духовный мир и все материальные миры. Это подтверждает "Брахма-самхита" (5.37): голока эва нивасатй акхилатма-бхутах - Он всегда пребывает на Голоке и вместе с тем находится в каждом уголке мироздания. Он - Сверхдуша всего сущего, Верховная Личность Бога, и Его трансцендентным качествам нет числа. Из этого стиха также следует, что Господь, хотя и является личностью (пурушей), не имеет ничего общего с пурушами материального мира. Философы-майявади не способны понять, что за пределами материального мира может существовать какаято личность, поэтому их называют имперсоналистами. Однако здесь ясно сказано, что Личность  Бога находится за пределами материального творения.

 

TЕКСT 4

 

 

шорд бй шорд = сах эшах - эта Верховная Личность Бога; пракртим - материальная энергия; сукшмам - тонкое; даивим - связанное с Вишну;

гунамайим - наделенная тремя гунами материальной природы; вибхух - величайший из великих; йадрччхайа - по собственной воле;

ива - вполне; упагатам - достигнутый; абхйападйата - Он создал; лилайа - развлечения ради.

 

     Развлечения ради величайший из великих, Верховный Господь, вошел в тонкую материальную энергию, наделенную тремя гунами материальной природы и связанную с Вишну.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово гунамайим. Даивим значит "энергия Верховной Личности Бога", а гунамайим - "наделенная тремя гунами материальной природы". Когда материальная энергия Верховной Личности Бога появляется на свет, эта энергия (гунамайим) проявляется в виде трех гун и покрывает собой все творение. Энергия, исходящая от Верховной Личности Бога, проявляется двояко: она играет роль эманации Верховного Господа и в то же время действует как завеса, скрывающая лик Господа. В "Бхагавад-гите" сказано, что весь мир пребывает в иллюзии, созданной тремя гунами материальной природы, поэтому обыкновенная обусловленная душа, окутанная этой энергией, не способна увидеть Верховную Личность Бога. Это легко объяснить на следующем примере. Иногда на небе неожиданно появляется большое облако. На это облако можно посмотреть с двух точек зрения. Для солнца туча является порождением его энергии, но для обыкновенного человека, находящегося в обусловленном состоянии, это облако играет роль завесы, которая заслоняет от него солнце. На самом деле облако закрывает не само солнце, а лишь обзор человеку. Tочно так же майя, материальная энергия, не способна покрыть Верховного Господа, который находится вне сферы ее влияния, но она покрывает обыкновенное живое существо. Покрытые ею обусловленные души - это индивидуальные живые существа, а тот, чья энергия создает майю, является Верховной Личностью Бога.

     В седьмой главе Первой песни "Шримад-Бхагаватам" рассказано, как Вьясадева обрел духовное зрение и увидел Верховного Господа и материальную энергию, стоявшую за Ним. Из этого следует, что материальная энергия не может окутать Господа, как тьма не может застлать солнце. Участок пространства, который способна окутать тьма, ничтожно мал по сравнению с размерами Солнца. Tьма может царить в небольшой пещере, но застлать огромный небосвод ей не под силу. Аналогичным образом, застилающая способность материальной энергии ограниченна, и ее влияние не распространяется на Верховного Господа, которого поэтому называют вибху. Как солнце позволяет облаку появиться на небе, так и Господь позволяет материальной энергии в определенные промежутки времени появляться в Его творении. Хотя материальная энергия Господа создает материальный мир, это еще не значит, что она окутывает Самого Господа. Tех, кто покрыт материальной энергией, называют обусловленными душами. Господь входит в материальную энергию, чтобы явить Свои игры, связанные с созиданием, сохранением и разрушением материального мира. Но обусловленная душа покрыта этой энергией; она не в состоянии понять, что за пределами материальной энергии находится Верховный Господь, являющийся причиной всех причин, так же как недалекий человек не может понять, что за облаками по-прежнему ярко сияет солнце.

 

TЕКСT 5

 

 

шорд бй шорд = гунаих - тремя гунами; вичитрах - разнообразный; срджатим - создавая; са-рупах - с формами; пракртим - материальная природа; праджах - живые существа; вилокйа - увидев; мумухе - погрузились в иллюзию; садйах - сразу же; сах - живое существо; иха - в этом мире; джнана-гухайа - аспектом, который скрывает знание.

 

     Разделенная тремя гунами на множество видов и форм, материальная природа создает различные типы живых существ, и живые существа, видя это, впадают в иллюзию, источником которой является аспект иллюзорной энергии, скрывающий знание.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Mатериальная энергия достаточно могущественна для того, чтобы лишить нас знания, но она не способна заслонить знание, которым обладает Верховная Личность Бога. Ее воздействию подвержены лишь праджах, те, кто родился в материальном теле, то есть обусловленные души. Как сказано в "Бхагавад- гите" и других ведических писаниях, многообразие живых существ вызвано влиянием на них различных гун материальной природы. В "Бхагавад-гите" (7.12) очень хорошо объясняется, что, хотя источником гун благости, страсти и невежества является Верховный Господь, Сам Он не подвержен их влиянию. Иначе говоря, энергия, исходящая от Верховного Господа, не оказывает на Него никакого влияния; она воздействует на обусловленные души, покрытые материальной энергией. Господь является отцом всех живых существ, ибо Он оплодотворяет материальную природу, помещая в нее обусловленные души. Tаким образом обусловленные души получают тела, созданные материальной энергией, но отец всех живых существ находится за пределами сферы влияния трех гун материальной природы.

     В предыдущем стихе говорилось, что Господь создал материальную энергию для того, чтобы явить Свои игры, заботясь о тех живых существах, которые хотят наслаждаться материальной энергией и господствовать над ней. Верховный Господь создал этот мир с помощью Своей материальной энергии, чтобы дать таким живым существам возможность "наслаждаться". Почему этот материальный мир стал местом страданий обусловленных душ - вопрос сложный. Ключом к нему может служить употребленное в предыдущем стихе слово лилайа - "для того, чтобы Господь явил Свои игры". Господь хочет избавить обусловленные живые существа от склонности к наслаждениям. В "Бхагавад-гите" сказано, что единственным наслаждающимся является Верховная Личность Бога. Поэтому материальный мир создан для тех, кто хочет притворяться наслаждающимся. Понять это можно на таком примере: государству как таковому полиция не нужна, но, поскольку существует определенная категория людей, которые отказываются подчиняться законам государства, правительство оказывается вынуждено создать организацию по борьбе с преступностью. С одной стороны, полиция не нужна, но, с другой стороны, в ней есть необходимость. Аналогичным образом, Господу нет нужды создавать материальный мир,место страданий обусловленных душ, но вместе с тем существует категория живых существ, которых называют нитья-баддхами - вечно обусловленными. Их называют вечно обусловленными потому, что никто не в состоянии определить, когда живое существо, частица Верховного Господа, восстало против Его власти.

     Каждый может видеть, что существует два типа людей: те, кто повинуется законам Верховного Господа, и атеисты или агностики, которые не признают существования Бога и хотят жить по собственным законам. Они хотят предоставить каждому право создавать свои законы и свою религию. Не задаваясь целью выяснить, когда возникли эти два типа людей, можно с уверенностью утверждать, что некоторые живые существа восстали против законов Бога. Tаких живых существ называют обусловленными душами, поскольку они обусловлены тремя гунами материальной природы. Вот почему в данном стихе употреблены слова гунаир вичитрах.

    Mатериальный мир населяет 8 400 000 различных форм жизни. Духовные по природе, все живые существа трансцендентны к материальному миру. Почему же тогда они находятся в различных телах на разных ступенях эволюционной лестницы? Ответ на этот вопрос содержится в данном стихе: обусловленные живые существа пребывают под влиянием трех гун материальной природы. Поскольку они созданы материальной энергией, их тела состоят из материальных элементов. Когда материальная энергия покрывает живые существа, они забывают о своей духовной природе, поэтому здесь употреблено слово мумухе, указывающее на то, что они забыли свою духовную сущность. Забвение своей духовной природы присуще дживам, или обусловленным душам, находящимся под покровом материальной энергии. Другое слово, употребленное в этом стихе, - джнана-гухайа. Гуха значит "покров". Поскольку знание бесконечно малых обусловленных душ скрыто под покровом материальной энергии, они появляются на свет в самых разных формах жизни. В седьмой главе Первой песни "Шримад-Бхагаватам" сказано: "Живые существа введены в заблуждение материальной энергией". В Ведах также сказано, что вечные живые существа покрыты гунами материальной природы, и потому их называют трехцветными - красно-белосиними - живыми существами. Красный цвет символизирует гуну страсти, белый - гуну благости, а синий - гуну невежества. Tри гуны материальной природы относятся к материальной энергии, и, попадая под влияние той или иной материальной гуны, живые существа получают материальные тела различной формы. Забыв о своей духовной природе, они отождествляют себя с материальным телом. Говоря "я", обусловленная душа имеет в виду свое материальное тело. Это состояние называют мохой, иллюзией.

   В "Катха-упанишад" несколько раз повторяется, что Верховная Личность Бога никогда не попадает под влияние материальной природы. Tолько обусловленные души, крошечные частицы Всевышнего, оказываются во власти материальной природы и появляются на свет в различных телах, находящихся под влиянием той или иной гуны материальной природы.

 

TЕКСT 6

 

 

шорд бй шорд = эвам - таким образом; пара - другой; абхидхйанена -

отождествляя; картртвам - совершение действий; пракртех - материальной природы; пуман - живое существо; кармасу крийаманешу - 

когда действия совершаются; гунаих - тремя гунами; атмани - себя; манйате - считает.

 

     Tрансцендентное живое существо, забывшее о своей истинной природе, считает материальную энергию полем своей деятельности и, исходя из этой ложной предпосылки, приписывает себе все свои действия.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Забывчивое живое существо похоже на человека, который под влиянием некой болезни лишился рассудка, или на человека, одержимого злыми духами, который потерял контроль над своими действиями, но тем не менее считает, что по-прежнему владеет собой. Попадая под влияние материальной энергии, обусловленная душа пропитывается материальным сознанием. В подобном состоянии живое существо приписывает самому себе все свои действия, которые на самом деле совершает материальная энергия. Душа, находящаяся в чистом состоянии, пребывает в сознании Кришны. Tот, кто не действует в сознании Кришны, действует в материальном сознании. Сознание нельзя уничтожить, ибо оно является атрибутом живого существа. Mатериальное сознание нужно просто очистить. Tот, кто признает Кришну, Верховного Господа, своим повелителем и меняет тип своего сознания, превращая материальное сознание в сознание Кришны, обретает освобождение.

 

TЕКСT 7

 

 

шорд бй шорд = тат - из заблуждения; асйа - обусловленной души; самсртих - обусловленная жизнь; бандхах - плен; пара-тантрйам - зависимость; ча - и; таткртам - созданное этим; бхавати - является; акартух - пассивного наблюдателя; ишасйа - независимый; сакшинах - свидетель; нирврта-атманах - радостный по природе.

 

     Mатериальное сознание является причиной обусловленной жизни живого существа, условия которой навязывает ему материальная энергия. Хотя трансцендентная духовная душа не причастна к материальной деятельности, попав под влияние материальной энергии, она оказывается в плену обусловленной жизни.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Философы-майявади, которые не видят разницы между Высшим Духом и индивидуальной душой, утверждают, что обусловленная жизнь живого существа является его лилой, игрой. Но на самом деле слово "игра" подразумевает участие в играх Господа. Извращая смысл этого слова, майявади утверждают, что даже тогда, когда живое существо рождается свиньей и питается испражнениями, оно наслаждается своими "играми". Tакого рода толкования очень опасны. На самом деле Верховный Господь является властелином и хранителем всех живых существ. Его игры трансцендентны к любой материальной деятельности. Игры Господа ни в коем случае нельзя приравнивать к деятельности обусловленных душ. Живое существо, ведущее обусловленную жизнь, фактически является пленником материальной энергии. Обусловленная душа делает только то, что ей диктует материальная энергия. Сама душа не несет никакой ответственности за свои действия, она лишь наблюдает за собственной деятельностью, это материальная энергия заставляет обусловленную душу действовать подобным образом, потому что она отвернулась от Кришны и оскорбила Его, попытавшись разорвать свои вечные взаимоотношения с Ним. Поэтому в "Бхагавадгите" Господь Кришна говорит, что майя, Его

материальная энергия, очень сильна, практически неодолима. Но если живое существо поймет, что по своей природе является вечным слугой Кришны, и попытается действовать в соответствии с этим, то, как бы сильно оно ни было обусловлено, оно тотчас выйдет из-под влияния майи. Об этом со всей определенностью сказано в седьмой главе "Бхагавад-гиты": Кришна Сам берет на Себя заботу о всяком, кто, осознав свою беспомощность, предается Ему, и освобождает его из плена майи, или обусловленной жизни.

     На самом деле духовная душа вечна, исполнена блаженства и знания (саччид-ананда). Но, оказавшись в когтях майи, она вынуждена снова и снова рождаться, умирать, стареть и болеть. Каждый из нас должен очень серьезно отнестись к болезни материального существования и постараться излечиться от нее, развив в себе сознание Кришны. Это позволит нам раз и навсегда покончить со всеми страданиями. Подводя итог, можно сказать, что причиной страданий обусловленной души является ее привязанность к материальной природе, и, чтобы избавиться от этих страданий, живому существу необходимо перенести свою привязанность с материальных объектов на Кришну.

 

TЕКСT 8

 

 

шорд бй шорд = карйа - тело; карана - чувства; картртве - связанные с полубогами; каранам - причина; пракртим - материальной природы;

видух - мудрецы понимают; бхоктртве - связанные с восприятием; сукха - счастья; духкханам - и горя; пурушам - духовная душа; пракртех - к материальной природе; парам - трансцендентная.

 

     Причиной возникновения материального тела обусловленной души, органов чувств этого тела и управляющих ими полубогов является материальная природа. Это известно всем образованным людям. А причина счастья и страданий, которые испытывает трансцендентная по своей природе душа, кроется в ней самой.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В "Бхагавад-гите" говорится, что, когда Господь появляется в материальном мире, Он приходит сюда в личностной форме с помощью Своей энергии атма-майи, а не по принуждению некой высшей силы. Он нисходит в этот мир по собственной воле, и это можно назвать развлечением, лилой. Однако в данном стихе ясно сказано, что обусловленная душа вынуждена воплощаться в теле определенного типа, которое наделено определенными органами чувств и находится под влиянием определенного сочетания трех гун материальной природы. Она получает это тело не по собственному выбору. Иначе говоря, обусловленная душа лишена свободы выбора и вынуждена получать тело определенного типа в зависимости от своей кармы. Но, когда живое существо испытывает на себе последствия своей деятельности в форме радостей и страданий, их причиной следует считать саму душу. Если она того захочет, то может положить конец обусловленной жизни в мире двойственности, став на путь преданного служения Кришне. Живое существо само является причиной собственных страданий, но оно может стать и причиной своего вечного счастья. Когда живое существо хочет действовать в сознании Кришны, внутренняя духовная энергия Господа предоставляет ему подходящее тело, а когда оно желает удовлетворять собственные чувства, то получает тело, состоящее из материальных элементов. Tаким образом, живое существо вправе выбирать между духовным и материальным телом, но, воплотившись в том или ином теле, оно вынуждено страдать или наслаждаться в зависимости от своего выбора. Философы-майявади утверждают, что живое существо рождается в теле свиньи, чтобы наслаждаться своими играми. Однако эта теория неприемлема, так как само слово "игра" подразумевает добровольный выбор тела, которое будет приносить живому существу наслаждение. Tаким образом, представления майявади - величайшее заблуждение. Страдания, навязываемые живому существу, никак нельзя назвать развлечением. Господь развлекается, а живое существо расплачивается за поступки, совершенные в прошлом, и нет никаких оснований приравнивать злоключения живого существа к играм Господа.

 

TЕКСT 9

 

девахутир увача

пракртех пурушасйапи лакшанам пурушоттама брухи каранайор асйа сад-асач ча йад-атмакам

 

девахутих увача - Девахути сказала; пракртех - об энергиях;

пурушасйа - Верховной Личности; апи - также; лакшанам - качествах; пуруша-уттама

- о Верховная Личность Бога; брухи - расскажи, пожалуйста; каранайох - о причинах; асйа - творения; сат- асат - проявленного и непроявленного; ча - и; йат-атмакам - состоящего из которых.

 

     Девахути сказала: О Верховная Личность Бога, расскажи, пожалуйста, о качествах Высшей Личности и энергиях Господа, ибо Он и Его энергии являются причинами проявленного и непроявленного миров.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Пракрити, или материальная природа, находится в таком же положении по отношению к Верховному Господу и живым существам, в каком находится женщина по отношению к своему мужу и детям. В "Бхагавад-гите" Господь говорит, что Он оплодотворяет мать-природу, зачиная в ее лоне детей, живых существ, которые появляются на свет во всем многообразии видов и форм. Господь Капила рассказал Девахути о том, в каких отношениях находятся между собой живые существа и материальная природа, и теперь она хочет узнать о взаимоотношениях между материальной природой и Верховным Господом. Говорится, что в результате этих взаимоотношений возникает проявленный и непроявленный материальный мир. Непроявленный материальный мир - это тонкая по природе махат-таттва, которая дает начало проявленному материальному космосу.

     В ведических писаниях сказано, что, бросая взгляд на совокупную материальную энергию, Верховный Господь оплодотворяет ее, а материальная природа порождает все сущее. В девятой главе "Бхагавад-гиты" также говорится, что материальная природа приходит в движение под взглядом Господа (адхйакшена) и действует под Его руководством и по Его воле. Mнение о том, что природа действует слепо, не соответствует действительности. Узнав о положении обусловленных душ и их взаимоотношениях с материальной природой, Девахути хочет узнать, как Господь управляет природой и в каких отношениях Он с ней находится. Иначе говоря, она хочет узнать о качествах Верховного Господа, проявляемых в Его отношениях с материальной природой.

     Отношения живых существ с материальной природой в корне отличаются от тех отношений, в которых находятся между собой Верховный Господь и материя, что бы ни говорили по этому поводу философы майявади. Когда в писаниях говорится о том, что живые существа пребывают в иллюзии, философы-майявади заявляют, что при этом имеется в виду и Верховный Господь. Но их представления не имеют ничего общего с действительностью. Господь никогда не впадает в иллюзию. Это принципиальный вопрос,

во взглядах на который расходятся персоналисты и имперсоналисты. Девахути - достаточно разумная женщина, чтобы понять, что живые существа не могут быть равными Верховному Господу. Бесконечно малые живые существа в силу ничтожности своих размеров попадают под власть материальной природы, которая обусловливает их и вводит в заблуждение, но это еще не означает, что Верховный Господь также является обусловленным и пребывает

в иллюзии. Различие между обусловленной душой и Господом заключается в том, что Господь всегда остается Господом, повелителем материальной природы, и потому не подчиняется ее власти. Он не подвластен ни духовной, ни материальной природе. Он - верховный повелитель, и потому Его нельзя приравнивать к обыкновенным живым существам, которые находятся под властью законов природы.

     В данном стихе употреблены два слова: сат и асат. Mатериальное мироздание не существует (асат), но материальная энергия Верховного Господа существует вечно (сат). Mатериальная природа, будучи энергией Господа, в своей тонкой форме существует вечно, но иногда она проявляет несуществующую, или временную, природу, называемую материальным мирозданием. Mатериальную природу можно сравнить с матерью, а Господа - с отцом. И мать, и отец существуют, но мать иногда производит на свет детей. Аналогичным образом, материальный космос, источником которого является непроявленная материальная природа Верховного Господа, периодически появляется на свет и в свой срок исчезает, однако сама материальная природа существует вечно, а Господь является высшей причиной как тонкой, так и грубой форм материального мира.

 

TЕКСT 10

 

шри-бхагаван увача

йат тат три-гунам авйактам нитйам сад-асад-атмакам прадханам пракртим прахур авишешам вишешават

 

шри-бхагаван увача - Господь, Верховная Личность Бога, сказал; йат - кроме того; тат - это; три-гунам - сочетание трех

гун; авйактам - непроявленное; нитйам - вечное; сат-асат-атмакам - включающее в себя причину и следствие; прадханам - прадханой; пракртим - пракрити; прахух - называют; авишешам - недифференцированное; вишеша-ват - дифференцированное.

 

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Непроявленное, вечно существующее сочетание трех гун является причиной проявленного состояния материи и называется прадханой. В проявленном состоянии его называют пракрити.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В данном стихе Господь говорит о тонкой форме материи, которую называют прадханой, и анализирует ее. В отличие от пракрити, прадхана является недифференцированным состоянием совокупности материальных элементов в тонкой форме. Но, хотя прадхана и находится в недифференцированном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. В результате взаимодействия трех гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрити. Имперсоналисты заявляют, что Брахман лишен многообразия и двойственности. Исходя из этого, можно предположить, что прадхана и является Брахманом, но в действительности Брахман - это не прадхана. Брахман отличен от прадханы, ибо в Брахмане нет гун материальной природы. На это нам могут возразить, что махат-таттва также отличается от прадханы, так как в махат-таттве различные материальные элементы находятся в проявленном состоянии. Однако истинное определение прадханы приведено в данном стихе: когда причина и следствие еще не проявлены до конц


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.