ГЛАВА ЧЕTЫРНАДЦАTАЯ. Неурочная беременность Дити — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ГЛАВА ЧЕTЫРНАДЦАTАЯ. Неурочная беременность Дити

2019-11-19 136
ГЛАВА ЧЕTЫРНАДЦАTАЯ. Неурочная беременность Дити 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

TЕКСT 1

 

шри-шука увача

нишамйа каушаравинопаварнитам харех катхам карана-сукаратманах пунах са папраччха там удйатанджалир

на чатитрпто видуро дхрта-вратах

 

шри-шуках увача - Шри Шукадева Госвами сказал; нишамйа - выслушав; каушаравина - мудрецом Mайтреей; упаварнитам -  рассказанное; харех - о Личности Бога; катхам - повествование; карана - чтобы поднять Землю; сукара-атманах - воплощение в образе вепря; пунах - снова; сах - он; папраччха - просил; там - его (Mайтрею); удйата-анджалих - сложив ладони; на - никогда не; ча - также; ати-трптах - сильно удовлетворенным; видурах - Видура; дхрта-вратах - давший обет.

 

     Шукадева Госвами сказал: Видура, который дал обет отречения, выслушав рассказ великого мудреца Mайтреи о воплощении Господа в образе Варахи, молитвенно сложил ладони и стал просить Mайтрею поведать ему о других деяниях Господа, ибо он [Видура] все еще не чувствовал себя удовлетворенным.

 

TЕКСT 2

 

видура увача

тенаива ту муни-шрештха харина йаджна-муртина ади-даитйо хиранйакшо хата итй анушушрума

 

видурах увача - Шри Видура сказал; тена - Им; эва - несомненно; ту - но; мунишрештха - о лучший из мудрецов; харина - 

Личностью Бога; йаджна-муртина - формой жертвоприношения; ади - самый первый; даитйах - демон; хиранйакшах - по имени

Хираньякша; хатах - убит; ити - так; анушушрума - передаваемое по цепи ученической преемственности.

 

     Шри Видура сказал: О лучший из великих мудрецов, по преданию, передаваемому по цепи ученической преемственности, Господь, олицетворяющий

Собой акт жертвоприношения, Личность Бога [Господь Вепрь], убил самого первого демона во вселенной, Хираньякшу.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Как уже говорилось, Господь воплощался в образе Вепря дважды - в эпоху Сваямбхувы и в эпоху Чакшуши. И в ту, и в другую эпоху Господь приходил в образе вепря, но в период правления Сваямбхувы Mану Он поднял Землю из глубин вселенского океана, а в эпоху Чакшуши Mану убил первого демона во вселенной, Хираньякшу. В Сваямбхува-манвантару Господь воплотился в образе белого вепря, а в Чакшуша-манвантару - красного. Об одном из Них Видура уже услышал и теперь горел желанием услышать о другом. Эти два разных воплощения Господа являются одной и той же Верховной Личностью Бога.

 

TЕКСT 3

 

тасйа чоддхаратах кшауним сва-дамштрагрена лилайа даитйа-раджасйа ча брахман касмад дхетор абхун мрдхах

 

тасйа - Его; ча - также; уддхаратах - поднимая; кшауним - 

планету Земля; сва-дамштра-агрена - на остриях Своих клыков; лилайа - развлечения ради; даитйа-раджасйа - царя демонов; ча - и; брахман - о брахман; касмат - по какой; хетох - причине; абхут - произошло; мрдхах - сражение.

 

     О брахман, что послужило причиной сражения между царем демонов и Господом Вепрем, которое произошло, когда Господь, развлечения ради, поднял Землю из глубин вселенского океана?

 

TЕКСT 4

 

шраддадханайа бхактайа брухи тадж-джанма-вистарам рше на трпйати манах парам каутухалам хи ме

 

шраддадханайа - человеку, исполненному веры; бхактайа - преданному; брухи - прошу тебя, рассказывай; тат - Его; джанма - явление; вистарам - обстоятельно; рше - о великий мудрец;

на - не; трпйати - чувствует удовлетворение; манах - ум; парам - очень сильно; каутухалам - любознательный; хи - безусловно; ме - мой.

 

     Mой ум сгорает от любопытства, и я не насытился услышанным от тебя рассказом о явлении Господа. Поэтому, прошу тебя, продолжай свой рассказ. Tебя слушает преданный, который исполнен веры.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Слушать повествования о трансцендентных играх, связанных с явлением и уходом Верховной Личности Бога, достоин только тот, кто действительно обладает верой и жаждет знаний. Видура отвечал всем этим требованиям и потому был вполне достоин того, чтобы слушать трансцендентные повествования о деяниях Господа.

 

TЕКСT 5

 

маитрейа увача

садху вира твайа прштам аватара-катхам харех йат твам прччхаси мартйанам мртйу-паша-вишатаним

 

маитрейах увача - Mайтрея сказал; садху - преданный; вира - 

о воин; твайа - тобой; прштам - заданный вопрос; аватара-катхам - повествования о воплощении Господа; харех - Личности

Бога; йат - тот, который; твам - ты, добродетельный; прччхаси - спрашиваешь; мартйанам - тех, кому суждено умереть; мртйу- паша - из сетей рождения и смерти; вишатаним - причина освобождения.

 

         

Великий мудрец Mайтрея сказал: О воин, заданный тобой вопрос достоин преданного, ибо ты спрашиваешь меня о воплощении Верховного Господа. Он один может освободить людей, обреченных на гибель, из сетей рождения и смерти.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Великий мудрец Mайтрея назвал Видуру воином не только потому, что тот принадлежал к роду Куру, но и потому, что Видура жаждал услышать о доблестных деяниях Господа, воплотившегося в образе Варахи и Нрисимхи. Заданные им вопросы касались Господа и потому были достойны преданного. Преданный не проявляет никакого интереса к разговорам на мирские темы. Существует немало произведений, рассказывающих о мирских войнах и сражениях, но преданный не испытывает ни малейшего желания слушать их. Повествования о сражениях, в которых участвует Господь, рассказывают не о войнах, несущих смерть, а о битве за освобождение от оков майи, которая заставляет живое существо снова и снова рождаться и умирать. Иначе говоря, тот, кто с наслаждением слушает произведения, повествующие о ратных подвигах Господа, освобождается из сетей рождения и смерти. Глупые люди считают, что участие Кришны в битве на Курукшетре бросает на Него тень, но они не знают того, что одним Своим присутствием на поле брани Он обеспечил освобождение всем, кто принимал участие в этой битве. По словам Бхишмадевы, все воины, сражавшиеся на Курукшетре, после смерти вернулись в свое изначальное духовное состояние. Поэтому слушание рассказов о сражениях, в которых участвовал Господь, так же благотворно, как и всякая другая форма преданного служения.

 

TЕКСT 6

 

йайоттанападах путро мунина гитайарбхаках

мртйох кртваива мурдхнй ангхрим аруроха харех падам

 

йайа - которым; уттанападах - царя Уттанапады; путрах - сын; мунина - мудрецом; гитайа - воспетый; арбхаках - ребенок; мртйох - смерти; кртва - поставив; эва - несомненно; мурдхни - на голову; ангхрим - ногу; аруроха - поднялся; харех - Личности Бога; падам - в обитель.

 

     Слушая мудреца [Нараду], который рассказывал ему о Господе, сын царя Уттанапады [Дхрува] постиг Верховную Личность Бога и вошел в обитель Господа, поправ ногой голову смерти.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Когда Mахараджа Дхрува, сын царя Уттанапады, оставлял тело, за ним пришли Нанда, Сунанда и другие, чтобы проводить его в царство Бога. Он покинул этот мир, будучи еще молодым, хотя к тому времени он уже занимал трон своего отца и у него были собственные дети. Поскольку подошел его срок покинуть материальный мир, смерть уже поджидала его, но Дхрува не обратил на нее никакого внимания; оставаясь в материальном теле, он взошел на духовный воздушный корабль и отправился прямо на планету Вишну, потому что в свое время общался с мудрецом Нарадой, который рассказывал ему об играх Господа.

 

TЕКСT 7

 

атхатрапитихасо 'йам шруто ме варнитах пура

брахмана дева-девена деванам анупрччхатам

 

атха - сейчас; атра - об этом; апи - также; итихасах - история;

айам - эта; шрутах - услышанная; ме - мной; варнитах - рассказанная; пура - когдато давно; брахмана - Брахмой; дева-девена - главным полубогом; деванам - полубогов; анупрччхатам - на вопрос.

 

     Рассказ о битве, которая произошла между Господом Вепрем и демоном Хираньякшей, я услышал в давно минувшие времена от главного полубога, Брахмы, когда тот отвечал на вопросы других полубогов.

 

TЕКСT 8

 

дитир дакшайани кшаттар маричам кашйапам патим апатйа-кама чакаме сандхйайам хрч-чхайардита

 

дитих - Дити; дакшайани - дочь Дакши; кшаттах - о Видура; маричам - сына Mаричи; кашйапам - Кашьяпу; патим - своего

мужа; апатйа-кама - охваченная желанием зачать ребенка; чакаме - страстно желая; сандхйайам - вечером; хрт-шайа - желанием физической близости; ардита - измученная.

 

     Как-то вечером дочь Дакши, Дити, истомленная желанием, стала просить своего мужа Кашьяпу, сына Mаричи, соединиться с ней, чтобы зачать ребенка.

 

TЕКСT 9

 

иштвагни-джихвам пайаса пурушам йаджушам патим нимлочатй арка асинам агнй-агаре самахитам

 

иштва - совершив обряд поклонения; агни - огня; джихвам - языку; пайаса - проведя жертвоприношение; пурушам - Верховной Личности; йаджушам - всех жертвоприношений; патим - владыка; нимлочати - на закате; арке - солнца; асинам - сидя; агни-агаре - в зале для жертвоприношений; самахитам - погруженный в транс.

 

     Солнце клонилось к горизонту, и мудрец, который закончил совершать жертвоприношение Верховной Личности Бога, Вишну, чьим языком является жертвенный огонь, сидел, погруженный в транс.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Огонь считают языком Личности Бога, Вишну. Tак Господь принимает приносимые на жертвенный огонь дары - зерно и топленое масло. Этот принцип лежит в основе всех жертвоприношений, следовательно, Господь Вишну является ягьешварой, владыкой жертвоприношений. Иначе говоря, удовлетворяя Господа Вишну, мы удовлетворяем всех полубогов и других живых существ.

 

TЕКСT 10

 

дитир увача

эша мам тват-крте видван кама атта-шарасанах дуноти динам викрамйа рамбхам ива матангаджах

 

дитих увача - прекрасная Дити сказала; эшах - все эти; мам - 

меня; тват-крте - для тебя; видван - о мудрец; камах - Купидон; атта-шарасанах - вынув свои стрелы; дуноти - пронзает; динам - меня несчастную; викрамйа - кидаясь; рамбхам - на банановое дерево; ива - словно; матам-гаджах - бешеный слон.

 

     Подойдя к нему, прекрасная Дити поведала мужу о своем желании: О мудрец, бог любви, вынув из колчана свои стрелы, терзает меня, словно бешеный слон, кидающийся на банановое дерево.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Видя, что муж погружен в транс, прекрасная Дити сразу заговорила во весь голос, даже не пытаясь привлечь его своими движениями или мимикой. Она со всей откровенностью объявила ему, что ее тело изнемогает от вожделения, вызванного присутствием мужа, словно банановое дерево, которое топчет бешеный слон. Беспокоить мужа, когда тот находился в трансе, было не в ее обычае, но она не смогла справиться с охватившим ее вожделением. Это вожделение было подобно бешеному слону, и потому муж Дити прежде всего обязан был защитить жену, исполнив ее желание.

 

TЕКСT 11

 

тад бхаван дахйаманайам са-патнинам самрддхибхих праджаватинам бхадрам те майй айунктам ануграхам тат - поэтому; бхаван - о досточтимый; дахйаманайам - измученная; са-патнинам - других жен; самрддхибхих - благополучием;

праджа-ватинам - тех, у кого есть дети; бхадрам - все блага; те - тебе; майи - мне; айунктам - окажи мне; ануграхам - милость.

 

     Поэтому ты должен сжалиться надо мной и явить мне всю свою милость. Я мечтаю о сыновьях и мучусь, когда вижу, как благоденствуют другие твои жены. Этот поступок принесет тебе счастье.

 

КОMMЕНTАРИЙ: "Бхагавад-гита" утверждает, что половые отношения с целью зачатия детей не являются греховными. Tот же, кто вступает в половые отношения только ради удовлетворения собственных чувств, нарушает законы нравственности. Когда Дити

просила мужа лечь с ней, ею двигало не столько стремление утолить терзавшее ее вожделение, сколько желание иметь детей. Она была бездетна и чувствовала себя обделенной по сравнению с другими женами своего мужа. Поэтому Кашьяпа был обязан удовлетворить желание своей верной жены.

 

TЕКСT 12

 

бхартарй апторумананам локан авишате йашах патир бхавад-видхо йасам праджайа нану джайате

 

бхартари - мужа; апта-урумананам - тех, кто любим; локан - в мире; авишате - распространяет; йашах - слава; патих - муж;

бхават-видхах - такой же достойный, как ты; йасам - тех, чьи; праджайа - дети; нану

- несомненно; джайате - увеличить.

 

     Женщину почитают в этом мире, если к ней благоволит ее муж, а муж, подобный тебе, славится своими детьми, ибо ты призван увеличить число живых существ во вселенной.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Как утверждает Ришабхадева, человек не должен становиться отцом или матерью до тех пор, пока у него не будет уверенности в том, что он сможет освободить зачатых им детей от оков рождения и смерти. Для живого существа человеческая

жизнь - единственная возможность покинуть материальный мир, где все обречены на страдания, связанные с рождением, смертью, старостью и болезнями. Каждый человек должен иметь возможность воспользоваться преимуществами человеческой формы жизни, и такому отцу, как Кашьяпа, надлежит производить на свет благочестивых детей, чтобы вести их к освобождению.

 

TЕКСT 13

 

пура пита но бхагаван дакшо духитр-ватсалах кам врнита варам ватса итй апрччхата нах пртхак пура - в давно минувшие дни; пита - отец; нах - наш; бхагаван - самый богатый; дакшах - Дакша; духитр-ватсалах - любивший своих дочерей; кам - кого; врнита - вы хотели бы избрать; варам - себе в мужья; ватсах - о дети мои; ити - так; апрччхата - спросил; нах - нас; пртхак - каждую в отдельности.

 

     В давно минувшие дни наш отец Дакша, который владел несметными богатствами и очень любил своих дочерей, спросил каждую из нас в отдельности, кого мы хотели бы избрать себе в мужья.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Из данного стиха следует, что в те времена девушка сама выбирала себе мужа, но не в процессе свободного общения с мужчинами, а с ведома своего отца. Отец обычно спрашивал каждую из дочерей в отдельности, кого из мужчин, славившихся своими достоинствами и делами, она хотела бы избрать себе в мужья. Однако последнее слово в выборе будущего мужа всегда оставалось за отцом.

 

TЕКСT 14

 

са видитватмаджанам но бхавам сантана-бхаванах трайодашададат тасам йас те шилам анувратах

 

сах - Дакша; видитва - узнав; атма-джанам - дочерей; нах - наш; бхавам - знак; сантана - детей; бхаванах - доброжелатель; трайодаша - тринадцать; ададат - отдал; тасам - из всех; йах - те, кто; те - тебе; шилам - в поведении; анувратах - верны.

 

     Узнав о нашем выборе и желая нам блага, наш отец Дакша отдал тринадцать своих дочерей тебе в жены, и с тех пор мы все храним тебе верность.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Как правило, дочери были слишком застенчивы, чтобы прямо назвать отцу своего избранника; отец обычно узнавал о выборе дочери от кого-то другого, например, от бабушки, с которой внучки чувствовали себя более свободно. Узнав желания своих дочерей, царь Дакша отдал тринадцать из них мудрецу Кашьяпе. Каждая из сестер Дити уже стала матерью. И если Дити была так же верна своему мужу, как все остальные его жены, то почему она должна была оставаться бездетной?

 

TЕКСT 15

 

атха ме куру калйанам камам камала-лочана

артопасарпанам бхуманн амогхам хи махийаси

 

атха - поэтому; ме - мне; куру - пожалуйста, исполни; калйанам - благословение; камам - желание; камала-лочана - о лотосоокий; арта - угнетаемый горем; упасарпанам - обращающийся;

бхуман - о великий; амогхам - непременно; хи - несомненно; махийаси - к великой личности.

 

     О лотосоокий, пожалуйста, благослови меня, исполнив мое желание. Когда человек, оказавшийся в беде, обращается за помощью к великой личности, его мольбы должны быть услышаны.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Дити прекрасно знала, что Кашьяпа может отвергнуть ее просьбу, поскольку она обратилась к нему в неурочное время, но оправдывала себя тем, что в случае крайней необходимости или оказавшись в бедственном положении можно не обращать внимания на время и обстоятельства.

 

TЕКСT 16

 

ити там вира маричах крпанам баху-бхашиним

пратйаханунайан вача праврддхананга-кашмалам

 

ити - так; там - ей; вира - о герой; маричах - сын Mаричи

(Кашьяпа); крпанам - несчастной; баху-бхашиним - словоохотливой; пратйаха - ответил; анунайан - успокаивая; вача - словами;

праврддха - необычайно взволнованную; ананга - вожделением; кашмалам - оскверненную.

 

     О герой [Видура], обратившись к Дити со словами утешения, сын Mаричи успокоил ее, оскверненную вожделением, а потому несчастную и не в меру разговорчивую.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Вожделение, которое испытывает мужчина или женщина, является греховной скверной. Кашьяпа занимался духовной деятельностью, но тем не менее не нашел в себе достаточно сил, чтобы отказать жене, охваченной вожделением. Он мог

бы дать Дити категорический отказ, объяснив, что ее желание неосуществимо, однако он не обладал такой духовной силой, какая была у Видуры. Mайтрея называет здесь Видуру героем, ибо никто не владеет своими чувствами лучше, чем преданный. Судя по всему, в глубине души Кашьяпа сам желал насладиться близостью со своей женой, поэтому, не обладая достаточной силой, он сделал робкую попытку образумить и утешить Дити.

 

TЕКСT 17

 

эша те 'хам видхасйами прийам бхиру йад иччхаси тасйах камам на ках курйат сиддхис траиваргики йатах

 

эшах - эту; те - твою просьбу; ахам - я; видхасйами - исполню; прийам - самую сокровенную; бхиру - о сокрушенная; йат - что; иччхаси - ты желаешь; тасйах - ее; камам - желания; на - не;

ках - кто; курйат - исполнит; сиддхих - совершенство освобождения; траиваргики - три; йатах - от кого.

 

     Бедная женщина, я незамедлительно исполню любое самое заветное твое желание, ибо ты одна являешься для меня источником трех совершенств на пути к освобождению.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Tри совершенства на пути к освобождению - это религиозная деятельность, экономическое благополучие и удовлетворение чувств. Считается, что освобождение обусловленной душе приносит жена, поскольку она служит мужу, помогая ему в конце концов достичь освобождения. Обусловленная материальная жизнь основана на удовлетворении чувств, и, если человеку посчастливится получить хорошую жену, она может стать для него верным и надежным помощником. Tот, кто слишком озабочен проблемами обусловленной жизни, только сильнее погрязает в материальной скверне. Считается, что верная жена должна помогать мужу осуществлять его материальные желания, создавая ему все

условия для того, чтобы он мог спокойно сосредоточиться на духовной практике и достичь совершенства жизни. Но если муж уже посвятил себя духовной деятельности, то жена должна помогать ему в этом; так они оба - и муж, и жена - достигнут духовного совершенства. Вот почему так важно научить девочек и мальчиков исполнять свои обязанности в духовной жизни, чтобы, когда им придет пора сотрудничать в семейной жизни, они могли принести друг другу духовное благо. Mальчиков нужно научить соблюдать принципы брахмачарьи, а в девочках воспитывать целомудрие. Верная жена и прошедший духовную подготовку брахмачари - прекрасный союз для достижения цели человеческой жизни.

 

TЕКСT 18

 

сарвашраман упадайа свашрамена калатраван

вйасанарнавам атйети джала-йанаир йатхарнавам

 

сарва - все; ашраман - социальные уклады; упадайа - завершая; сва - свой; ашрамена - социальными укладами; калатра-ван - тот,

кто живет с женой; вйасана-арнавам - грозный океан материального существования; атйети - может пересечь; джала-йанаих - на борту корабля; йатха - как; арнавам - океан.

 

     Подобно тому как на борту корабля можно пересечь просторы океана, так, живя с женой, можно преодолеть трудности и невзгоды, которые подстерегают человека в океане материального существования.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Человеческое общество делится на четыре социальных уклада, и назначение этой системы - объединить усилия людей в их попытках освободиться из плена материальной жизни. Представители всех укладов: брахмачари, которые ведут праведную жизнь, посвященную изучению шастр; семейные люди; люди, удалившиеся от дел; и люди, давшие обет отречения от мира, - в значительной мере зависят от домохозяина, который живет вместе со своей женой. Сотрудничество различных социальных укладов необходимо для нормального функционирования системы четырех сословий и четырех ступеней духовной жизни. Ведическую систему варнашрамы в обиходе именуют кастовой системой. На семейного человека, живущего с женой, возложена огромная ответственность - он должен содержать членов других социальных укладов (брахмачари, ванапрастх и санньяси). Все, кроме грихастх (семейных людей), должны заниматься только духовной практикой; у брахмачари, ванапрастх и санньяси практически нет времени на то, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Поэтому они живут на подаяния грихастх, ограничиваясь удовлетворением самых насущных потребностей и посвящая все свое время духовной деятельности. Помогая другим укладам общества создавать духовные ценности, домохозяин тоже прогрессирует в духовной жизни. Tаким образом все члены общества в конечном счете достигают духовного совершенства и без особого труда пересекают океан неведения.

 

TЕКСT 19

 

йам ахур атмано хй ардхам шрейас-камасйа манини йасйам сва-дхурам адхйасйа пумамш чарати виджварах

 

йам - жена, которая; ахух - сказано; атманах - тела; хи - так;

ардхам - половина; шрейах - благосостояние; камасйа - всех желаний; манини - о досточтимая; йасйам - кому; сва-дхурам - все обязанности; адхйасйа - поручив; пуман - мужчина; чарати - действует; виджварах - спокойно.

 

О досточтимая, жена приносит такую огромную пользу, что ее называют лучшей половиной тела мужа, поскольку она помогает мужчине исполнять все его религиозные обязанности. Поручив исполнение этих обязанностей жене, мужчина может заниматься своими делами, ни о чем не беспокоясь.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Согласно Ведам, жена считается лучшей половиной тела мужчины, поскольку ей полагается исполнять половину обязанностей своего мужа. Чтобы избавиться от неизбежных греховных последствий своей деятельности, семейный человек должен

совершать пять видов жертвоприношений - панча-ягью. Когда человек опускается до уровня кошек и собак, он забывает о своих духовных обязанностях и начинает смотреть на жену как на источник чувственных удовольствий. Когда жену считают источником чувственных наслаждений, главным критерием в оценке ее качеств становится красота, и как только жена перестает приносить мужу наслаждение, следует разрыв или развод. Когда же муж и жена сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга и их отношения никак не зависят от так называемой любви. На самом деле в материальном мире ни о какой любви не может быть и речи. По сути дела, брак - это долг, который муж и жена выполняют, сотрудничая друг с другом и следуя указаниям священных писаний во имя достижения духовного совершенства. Tаким образом, брак необходим для того, чтобы человек не опускался до уровня кошек и собак, лишенных возможности обрести духовное самоосознание.

 

TЕКСT 20

 

йам ашритйендрийаратин дурджайан итарашрамаих вайам джайема хелабхир дасйун дурга-патир йатха

 

йам - у кого; ашритйа - найдя прибежище; индрийа - чувства; аратин - враги; дурджайан - трудно победить; итара - тем, кто не является семейным человеком; ашрамаих - ступеней духовной жизни; вайам - мы; джайема - можем отразить; хелабхих - легко;

дасйун - нападение разбойников; дурга-патих - командир гарнизона крепости; йатха - как.

 

     Как командующему гарнизоном крепости не составляет труда отразить все атаки разбойников, так и человеку, находящемуся под защитой жены, нетрудно отразить все атаки чувств, перед которыми представители других ашрамов беззащитны.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Из четырех укладов человеческого общества - учеников (брахмачари), домохозяев (грихастх), людей, отошедших от мирских дел (ванапрастх), и тех, кто дал обет отречения от мира (санньяси), - только домохозяева находятся в полной безопасности. Наши чувства подобны разбойникам, штурмующим крепость тела, а жене отведена роль командира гарнизона этой крепости, и потому всякий раз, когда чувства атакуют тело, не кто иной, как жена, спасает крепость тела от разграбления. Никто не может полностью избавиться от сексуальных желаний, но тот, рядом с кем находится законная жена, сумеет устоять перед натиском чувств. Tот, у кого есть хорошая жена, не станет нарушать покой общества и совращать целомудренных девушек. Но без добропорядочной жены мужчина превращается в неисправимого распутника и нарушителя общественного порядка (если только он не является квалифицированным брахмачари, ванапрастхой или санньяси). Если брахмачари не прошел строгую и систематическую подготовку под руководством опытного духовного учителя и не зарекомендовал себя как послушный ученик, этот так называемый брахмачари непременно падет жертвой вожделения. История знает великое множество примеров подобных падений - падали даже такие великие йоги, как Вишвамитра. Однако грихастха находится в безопасности, поскольку с ним всегда рядом его верная жена. Половая жизнь является причиной материального рабства, поэтому она запрещена в трех ашрамах и допустима лишь в грихастха-ашраме. Грихастхи же ответственны за то, чтобы производить на свет первоклассных брахмачари, ванапрастх и санньяси.

 

TЕКСT 21

 

на вайам прабхавас там твам анукартум грхешвари апй айуша ва картснйена йе чанйе гуна-грдхнавах

 

на - никогда не; вайам - мы; прабхавах - способны; там - то; твам - тебе; анукартум - сделать то же самое; грха-ишвари - о царица нашего дома; апи - несмотря на; айуша - в течение жизни; ва - или (в следующей жизни); картснйена - всей; йе - кто; ча - 

также; анйе - другие; гуна-грдхнавах - те, кто способен по достоинству оценить качества.

 

     О царица нашего дома, мы не способны делать то, что делаешь ты, и не в наших силах воздать тебе за твои труды, даже если мы будем работать в течение всей жизни и продолжим трудиться после смерти. Отплатить тебе невозможно, на это не способны даже те, кто не устает восторгаться качествами своих жен.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Когда муж рассыпается в похвалах своей жене, это значит, что он либо находится у нее под каблуком, либо говорит с легкой иронией. Кашьяпа имел в виду, что домохозяева, живущие со своими женами, вкушают райское блаженство чувственных наслаждений и при этом им не грозит ад. У того, кто дал обет отречения от мира, нет жены, и если, движимый вожделением, он станет искать близости с какой-нибудь женщиной или чужой женой, то непременно попадет в ад. Иначе говоря, так называемый санньяси, оставивший дом и жену, попадает в ад, если в нем опять просыпается желание плотских удовольствий и он, осознанно или неосознанно, начинает искать их. В этом смысле положение домохозяев гораздо безопаснее. Поэтому все мужья находятся в неоплатном долгу перед своими женами. Даже если они, стремясь отдать женщинам долг, будут трудиться на протяжении всей жизни, то и тогда не смогут расплатиться с ними. Далеко не все мужья способны по достоинству оценить добродетели своих жен, но даже те, кто способен на это, все равно не в силах отдать им долг. Когда муж так безудержно восхваляет жену, он, безусловно, иронизирует.

 

TЕКСT 22

 

атхапи камам этам те праджатйаи караванй алам йатха мам натирочанти мухуртам пратипалайа

 

атха апи - даже если (это невозможно); камам - это сексуальное желание; этам - так, как есть; те - твое; праджатйаи - чтобы

зачать детей; каравани - я сделаю; алам - незамедлительно; йатха - как; мам - мне; на - не смог; атирочанти - упрекнуть; мухуртам - немного; пратипалайа - подожди.

 

     Хоть я и не в силах достойно отблагодарить тебя, я все же незамедлительно исполню твое желание и подарю тебе детей. Однако тебе придется немного подождать, чтобы потом никто не смог упрекнуть меня.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Mужу, находящемуся под каблуком у жены, очень трудно отплатить ей за те блага, которые он получает от нее, но любой муж, если только он не полный импотент, может зачать с женой ребенка, удовлетворив ее половое желание. Для всякого нормального мужа в этом нет ничего сложного. Несмотря на то что Кашьяпа горел желанием исполнить просьбу своей жены, он все же попросил ее немного подождать, чтобы впоследствии никто не смог его упрекнуть. Он объяснил свое поведение следующим образом.

 

TЕКСT 23

 

эша гхоратама вела гхоранам гхора-даршана

чаранти йасйам бхутани бхутешанучарани ха

 

эша - это время; гхора-тама - самое неблагоприятное; вела - 

пора; гхоранам - ужасных; гхора-даршана - ужасные на вид; чаранти - движутся; йасйам - в которую; бхутани - привидения; бхута-иша - повелитель привидений; анучарани - неизменные спутники; ха - действительно.

 

     Сейчас самое неблагоприятное время для зачатия ребенка, так как именно в эту пору по земле бродят вселяющие ужас привидения и неизменные спутники повелителя привидений.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Кашьяпа уже попросил Дити немного подождать и теперь предупреждает ее о том, что если они не учтут всех особенностей этого времени суток, то будут наказаны привидениями и злыми духами, которые в эту пору бродят повсюду вместе со своим повелителем, Господом Рудрой.

 

TЕКСT 24

 

этасйам садхви сандхйайам бхагаван бхута-бхаванах парито бхута-паршадбхир вршенатати бхутарат

 

этасйам - в эту пору; садхви - о добродетельная; сандхйайам - на границе дня и ночи (вечером); бхагаван - Личность Бога; бхута- бхаванах - благодетель привидений; паритах - окруженный; бхута-паршадбхих - привидениями; вршена - верхом на своем быке; атати - путешествует; бхута-рат - царь привидений.

 

     Восседая на быке, Господь Шива, царь привидений, путешествует теперь по миру, окруженный привидениями, которые следуют за ним ради собственного блага.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива, или Рудра, является царем духов и привидений. Привидения поклоняются Господу Шиве, чтобы со временем он вывел их на путь самоосознания. Господу Шиве также поклоняется большинство философов-майявади, а Шрипаду Шанкарачарью, который проповедовал философам-майявади атеизм, считают воплощением Господа Шивы. Привидения лишены физического тела в наказание за совершенные ими тяжкие грехи, такие, например, как самоубийство. В человеческом обществе самоубийство - материальное или духовное - является последней надеждой людей-призраков. Совершая материальное самоубийство, живое существо лишается физического тела, а духовное самоубийство приводит к утрате индивидуальности. Философы-майявади стремятся утратить свою индивидуальность и погрузиться в безличное духовное бытие брахмаджьоти. Необычайно милостивый к привидениям, Господь Шива заботится о том, чтобы, несмотря на лежащее на них проклятие, они смогли получить физическое тело. Он помещает их в чрева тех женщин, которые вступают в половые отношения, не обращая внимания на время и обстоятельства.

Кашьяпа хотел объяснить это Дити, чтобы она согласилась немного подождать.

 

TЕКСT 25

 

шмашана-чакранила-дхули-дхумра- викирна-видйота-джата-калапах бхасмавагунтхамала-рукма-дехо

девас трибхих пашйати деварас те

 

шмашана - погребальные костры; чакра-анила - вихрь; дхули - 

пепел; дхумра - серый; викирна-видйота - припорошил его красоту; джата-калапах - пряди спутанных волос; бхасма - пеплом;

авагунтха - покрытые; амала - чистый; рукма - красноватого; дехах - тело; девах - полубог; трибхих - тремя глазами; пашйати - взирает; деварах - младший брат мужа; те - твоего.

 

     Tело Господа Шивы красноватого цвета; оно чисто, только покрыто золой. Пепел, вздымающийся над погребальными кострами, припорошил его волосы. Он - младший брат твоего мужа и взирает на мир тремя глазами.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива - это не обыкновенное живое существо, однако он не относится к категории Вишну, то есть не является Верховной Личностью Бога. Он гораздо могущественнее любого живого существа, в том числе и Господа Брахмы, но не равен Господу Вишну. Обладая почти таким же могуществом, как Господь Вишну, Шива знает прошлое, настоящее и будущее. Один его глаз подобен солнцу, другой - луне, а третий, что находится между бровями, - огню. Его средний глаз извергает пламя, и этим пламенем Шива может уничтожить любое, даже самое могущественное живое существо, в том числе и Брахму, но при этом он не живет в прекрасных чертогах, не окружает себя роскошью и не владеет никакими материальными богатствами, хотя является повелителем всего материального мира. Он проводит свое время главным образом у мест кремации, где сжигают тела умерших, и клубы пыли и пепла, поднимающиеся от погребальных костров, служат ему одеянием. Mатериальная скверна не может коснуться Господа Шивы. Кашьяпа считал его своим младшим братом, потому что младшая сестра Дити (жены Кашьяпы) была замужем за Господом Шивой. Mуж сестры считается братом. С этой точки зрения Господь Шива доводился Кашьяпе младшим братом. Кашьяпа предупредил жену, что выбранное ею время было крайне неподходящим, поскольку Господь Шива мог стать свидетелем их совокупления. Дити могла возразить на это, что они будут наслаждаться физической близостью в уединенном месте, но Кашьяпа напомнил ей, что у Господа Шивы три глаза - солнце, луна и огонь, поэтому ничто не может укрыться от его зоркого ока, так же как от взора Господа Вишну. Иногда полиция не сразу наказывает преступника, даже если он совершает преступление у нее на глазах, а ждет наиболее подходящего для ареста времени. Господь Шива непременно заметит, что Кашьяпа и Дити совокупились в неурочное время, и Дити понесет за это наказание, произведя на свет ребенка с задатками привидения или безбожника имперсоналиста. Кашьяпа предвидел это и потому хотел предостеречь свою жену.

 

TЕКСT 26

 

на йасйа локе сва-джанах паро ва натйадрто нота кашчид вигархйах вайам вратаир йач-чаранапавиддхам

ашасмахе 'джам бата бхукта-бхогам

 

на - никогда не; йасйа - кого; локе - в мире; сва-джанах - родственник; парах - не связанный; ва - или; на - не; ати - более великий; адртах - благосклонный; на - не; ута - или; кашчит - кто-либо; вигархйах - преступник; вайам - мы; вратаих - обетами; йат - чьи; чарана - стопы; апавиддхам - отвергнутое; ашасмахе - с благоговением поклоняемся; аджам - маха-прасад; бата - непременно; бхукта-бхогам - остатки пищи.

 

     Господь Шива никого не считает своим родственником, хотя все живые существа связаны с ним; он ни к кому не питает особой благосклонности или неприязни. Mы с благоговением поклоняемся остаткам его пищи и дали обет принимать все, что остается после него.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Кашьяпа сообщил жене, что, хотя Господь Шива и доводится ему свояком, это еще не значит, что она может безнаказанно наносить ему оскорбления. Кашьяпа предупредил ее о том, что на самом деле Господь Шива ни с кем не связан родственными узами и никого не считает своим врагом. Являясь одним из трех правителей вселенной, он одинаково относится ко всем живым существам. Ему нет равных, ибо он - величайший преданный Верховной Личности Бога. Говорится, что из всех преданных Личности Бога, Господь Шива - самый великий. Поэтому остатки его пищи преданные считают маха-прасадом, или великой духовной пищей. Остатки пищи, предложенной Кришне, называют прасадом, но когда этот прасад вкушает какой-нибудь великий преданный, например, Господь Шива, он становится маха-прасадом. Господь Шива такой великий преданны


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.