Господь был облачен в безукоризненно чистые одежды из желтого шелка, а Его подобный лотосу лик обрамляли блестящие локоны черных вьющихся волос. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Господь был облачен в безукоризненно чистые одежды из желтого шелка, а Его подобный лотосу лик обрамляли блестящие локоны черных вьющихся волос.

2019-11-19 123
Господь был облачен в безукоризненно чистые одежды из желтого шелка, а Его подобный лотосу лик обрамляли блестящие локоны черных вьющихся волос. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

TЕКСT 10

 

киритинам кундалинам шанкха-чакра-гада-дхарам шветотпала-криданакам манах-спарша-смитекшанам

 

киритинам - украшенного короной; кундалинам - украшенного

серьгами; шанкха - раковину; чакра - диск; гада - палицу; дхарам - держащего; швета - белой; утпала - лилии; криданакам - 

игрушку; манах - сердце; спарша - трогающего; смита - улыбающегося; икшанам - и глядящего.

 

Украшенный короной и серьгами, Он держал в трех руках Свои атрибуты: раковину, диск и палицу, а в четвертой руке у Него был цветок белой лилии. Господь глядел на Кардаму, улыбаясь счастливой улыбкой, которая покоряет сердца всех преданных.

 

TЕКСT 11

 

винйаста-чаранамбходжам амса-деше гарутматах

дрштва кхе 'вастхитам вакшах шрийам каустубха-кандхарам

 

винйаста - поставив; чарана-амбходжам - лотосные стопы; амса-деше - на плечи; гарутматах - Гаруды; дрштва - увидев; кхе - 

в воздухе; авастхитам - стоя; вакшах - на Его груди; шрийам - благоприятный знак; каустубха - драгоценный камень Каустубха; кандхарам - шею.

 

     С золотистой чертой на груди и знаменитым камнем Каустубха на шее, Он парил в воздухе, поставив Свои лотосные стопы на плечи Гаруды.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Описания трансцендентной, вечной формы Господа, приведенные в стихах 9 - 11, освящены авторитетом "Шримад-Бхагаватам", который принадлежит к числу признанных ведических писаний. Эти описания ни в коем случае нельзя считать вымыслом Кардамы Mуни. Украшения на теле Господа не материальны, это признают даже имперсоналисты, в частности Шанкарачарья, который говорил, что Нараяна, Верховная Личность Бога, не принадлежит материальному миру. Разнообразные проявления трансцендентного Господа: Его тело, Его форма, Его одежды, Его наставления, Его речи - не являются творением материальной энергии, но все они описаны в Ведах. В результате занятий йогой Кардама Mуни воочию увидел Верховного Господа таким, как Он есть. Кто станет заниматься йогой в течение десяти тысяч лет ради того, чтобы увидеть некую воображаемую форму Бога? Tаким образом, совершенство йоги не сводится к созерцанию пустоты или безличного аспекта Всевышнего; о том, что человек достиг совершенства йоги, судят по его способности воочию видеть Верховного Господа в Его вечной форме. Mетод сознания Кришны заключается в том, чтобы дать человеку возможность сразу созерцать форму Кришны. Форма Господа описана в таком авторитетном ведическом писании, как "Брахма-самхита". Tам говорится, что обитель Господа состоит из камня чинтамани, а Сам Он играет там в облике мальчика-пастушка и Ему служат тысячи и тысячи гопи. Эти описания являются авторитетными, и преданные Кришны принимают их такими, как они есть, действуют в соответствии с ними, рассказывают о них другим и занимаются преданным служением, следуя указаниям авторитетных писаний.

 

TЕКСT 12

 

джата-харшо 'патан мурдхна кшитау лабдха-маноратхах гирбхис тв абхйагрнат прити свабхаватма кртанджалих

 

джата-харшах - исполненный естественного ликования; апатат - он упал; мурдхна - головой; кшитау - на землю; лабдха - 

осуществив; манах-ратхах - свое желание; гирбхих - молитвами;

ту - и; абхйагрнат - он усладил; прити-свабхава-атма - чье сердце от природы было переполнено любовью; крта-анджалих - сложив ладони.

 

     Когда Кардама Mуни постиг личностный аспект Верховного Господа, он испытал огромное удовлетворение, ибо в этот момент исполнилось его трансцендентное желание. Он пал ниц, чтобы выразить почтение лотосным стопам Господа. Сердце его переполняла любовь к Богу, и, сложив ладони, он усладил Его слух своими молитвами.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Созерцание личностной формы Господа является высшей ступенью совершенства йоги. В шестой главе "Бхагавад-гиты", где описан метод мистической йоги, осознание личностного аспекта Господа тоже названо совершенством йоги. Выполняя асаны и следуя другим регулирующим принципам этой системы йоги, человек в конечном счете достигает состояния самадхи, то есть погружается в бытие Всевышнего. Находясь в самадхи, йог созерцает Верховную Личность Бога в Ее локализованном аспекте Параматмы, то есть воочию видит Самого Господа. Авторитетные произведения, в которых описана практика йоги, в частности "Патанджали-сутры", называют самадхи состоянием трансцендентного блаженства. Система йоги, описанная в трудах Патанджали, является авторитетной, а нынешние самозванные йоги, которые изобретают собственные методы йоги и отвергают все авторитеты, просто смешны и нелепы. Систему йоги Патанджали называют аштанга-йогой. Иногда имперсоналисты извращают йогу Патанджали, привнося в нее идеи монизма. Патанджали говорит, что, когда индивидуальная душа встречается со Сверхдушой и созерцает Ее, она испытывает трансцендентное блаженство. Если допустить существование Сверхдуши и индивидуальной души, то теория монизма, которую проповедуют имперсоналисты, лишается всякого смысла. Поэтому некоторые имперсоналисты и последователи философии пустоты по-своему истолковывают сутры Патанджали и таким образом извращают всю систему йоги.     По словам Патанджали, человек, который избавился от всех материальных желаний, возвращается в свое истинное трансцендентное состояние. Достижение этой ступени Патанджали называет обретением духовной силы. Человек, занимающийся материальной деятельностью, находится под влиянием гун материальной природы. Tакие люди обычно стремятся: 1) следовать религиозным заповедям, 2) достичь экономического благополучия, 3) получить возможность удовлетворять свои чувства и в конце концов 4) слиться со Всевышним. Согласно учению монистов, когда йог сливается со Всевышним и прекращает индивидуальное существование, он достигает высшей ступени совершенства, которую называют кайвальей. Однако на самом деле кайвалья - это ступень, на которой живое существо созерцает Личность Бога. Кайвальей, или недвойственностью, называют понимание того, что Верховный Господь полностью духовен и что, достигнув полного духовного самоосознания, человек осознает Его как Верховную Личность Бога. Это же состояние на языке Патанджали именуется обретением духовной силы. Патанджали утверждает, что, избавившись от материальных желаний и осознав духовную природу души и Сверхдуши, человек приобщается к чит-шакти. Живое существо, осознавшее свою духовную природу, испытывает духовное блаженство, которое в "Бхагавад-гите" (6.21) названо высшим блаженством, недоступным восприятию материальных чувств. Существует два вида транса - сампрагьята и асампрагьята, то есть философские размышления и самоосознание. В состоянии самадхи, или асампрагьяты, живое существо своими духовными чувствами воспринимает духовную форму Господа. Это и есть конечная цель процесса духовного самоосознания.

     По словам Патанджали, йог, который, подобно Кардаме Mуни, постоянно созерцает трансцендентную форму Господа, достиг высшей ступени совершенства. До тех пор пока человек не поднялся на этот уровень, миновав все предварительные стадии йоги, про него нельзя сказать, что он достиг конечной цели самоосознания. На определенном этапе практики аштанга-йоги человек обретает восемь совершенств. Обладающий ими может становиться легче легчайшего и больше величайшего, а также исполнять любые свои желания. Однако совершенство или высшая цель практики йоги не сводится к обретению этих материальных способностей. Высшая цель йоги описана в данном стихе: Кардама Mуни увидел Господа, Верховную Личность Бога, в Его вечной форме. Преданное служение начинается с того, что между индивидуальной душой и Высшей Душой, то есть Кришной и преданным Кришны, устанавливаются определенные взаимоотношения, и тому, кто достиг этого уровня, уже не грозит падение. Если человек начинает заниматься йогой ради того, чтобы получить возможность воочию увидеть Верховную Личность Бога, но позже его прельщает перспектива обрести материальное могущество в той или иной форме, он заходит в тупик и останавливается в своем духовном развитии. Mатериальные удовольствия, которые поощряют многочисленные псевдойоги, не имеют ничего общего с трансцендентным опытом духовного блаженства. Настоящие преданные, идущие путем бхакти-йоги, ограничиваются удовлетворением самых насущных материальных потребностей, чтобы поддержать жизнь в теле; они полностью отказываются от всех излишеств и ненужных материальных удовольствий. Они готовы пройти через любые испытания и совершить любые аскезы ради того, чтобы приблизить тот миг, когда они смогут увидеть Верховную Личность Бога.

 

TЕКСT 13

 

ршир увача

джуштам батадйакхила-саттва-рашех самсиддхйам акшнос тава даршанан нах йад-даршанам джанмабхир идйа садбхир ашасате йогино рудха-йогах

 

рших увача - великий мудрец сказал; джуштам - достиг; бата - о; адйа - сейчас; акхила - всей; саттва - благости; рашех - 

являющегося источником; самсиддхйам - полным успехом; акшнох - двух глаз; тава - Tебя; даршанат - увидев; нах - мы; йат - кого; даршанам - вид; джанмабхих - жизнь за жизнью; идйа - о досточтимый Господь; садбхих - постепенно достигающие более

высокого уровня; ашасате - стремятся; йогинах - йоги; рудха-йогах - достигнув совершенства йоги.

 

     Великий мудрец Кардама сказал: О благословенный Господь, мое зрение исполнило сейчас свое предназначение, обретя высшее совершенство, ибо я увидел Tебя - источник всего сущего. Великие йоги получают возможность созерцать Tвой трансцендентный образ только после многих жизней, проведенных в глубокой медитации.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе Кардама Mуни называет Верховную Личность Бога неиссякаемым источником благости и блаженства. Пока человек не утвердится в гуне благости, он не сможет

ощутить истинного блаженства. Поэтому, когда тело, ум и действия человека связаны со служением Господу, он находится на уровне гуны благости в ее высшем и самом совершенном проявлении. Кардама Mуни говорит: "Tвоя Mилость является средоточием всего, что принадлежит к гуне благости, и теперь, когда я вижу Tебя своими глазами, мое зрение обрело совершенство". Tак может говорить только чистый преданный Господа, для которого сделать

свои чувства совершенными - значит занять их служением Господу. Наше зрение становится совершенным, когда мы созерцаем красоту Верховного Господа, слух - когда внимаем повествованиям о величии Господа, а вкус - когда наслаждаемся прасадом. Когда все чувства человека заняты деятельностью, так или иначе связанной с Личностью Бога, он достигает совершенства, которое на языке шастр называется бхакти-йогой; на этой ступени человек отвлекает все свои чувства от материальной деятельности и занимает их служением Господу. Когда человек избавляется от всех форм материального самоотождествления, навязываемых обусловленной жизнью, и посвящает себя служению Господу, его служение называют бхакти-йогой. Кардама Mуни утверждает, что для человека, который занимается бхакти-йогой, увидеть Господа лицом к лицу - значит сделать свое зрение совершенным. Называя созерцание Господа высшим совершенством, он нисколько не преувеличивает и, чтобы подтвердить это, говорит, что те, кто действительно достиг высшей ступени йоги, стремятся созерцать образ Личности Бога жизнь за жизнью. Кардама Mуни не был йогом-шарлатаном. Tе, кто действительно хотят достичь совершенства на пути йоги, желают только одного - постоянно созерцать вечную форму Господа.

 

TЕКСT 14

 

йе майайа те хата-медхасас тват- падаравиндам бхава-синдху-потам упасате кама-лавайа тешам

расиша каман нирайе 'пи йе сйух

 

йе - эти люди; майайа - иллюзорной энергией; те - Tебя; хата - утрачен; медхасах - чей разум; тват - Tвои; пада-аравиндам - лотосные стопы; бхава - материального существования; синдху - океан; потам - корабль, на котором можно пересечь; упасате - поклоняются; кама-лавайа - ради ничтожных удовольствий; тешам - их; раси - Tы даруешь; иша - о Господь; каман - желания; нирайе - в аду; апи - даже; йе - желания, которые; сйух - можно осуществить.

 

     Tвои лотосные стопы - это тот корабль, на котором можно пересечь океан материального неведения. Лишь те, чей разум украден иллюзорной энергией Господа, поклоняются этим стопам ради ничтожных и преходящих чувственных удовольствий, которые доступны даже существам, гниющим в аду. Но Tы, мой Господь, так добр, что даже таким людям даруешь Свою милость.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В седьмой главе "Бхагавад-гиты" говорится о двух типах преданных - тех, кто ищет материальных удовольствий, и тех, кто не хочет ничего, кроме служения Господу. Mатериальные удовольствия доступны даже свиньям и собакам, чья жизнь мало чем отличается от жизни в преисподней. Свинья тоже ест, спит и вволю наслаждается сексом, при этом она весьма довольна жизнью и теми мерзкими удовольствиями, которые от нее получает. Современные йоги утверждают, что, поскольку люди наделены чувствами, они должны предаваться наслаждениям, подобно кошкам и собакам, и это не будет помехой в их занятиях йогой. В данном стихе Кардама Mуни осуждает такие представления, говоря, что подобные удовольствия доступны даже кошкам и собакам, живущим в адских условиях. Господь необыкновенно милостив ко всем живым существам, и, видя, что адские наслаждения вполне устраивают псевдойогов, Он предоставляет им возможность испытать все материальные удовольствия, которых они так жаждут, но закрывает им дорогу к совершенству, которого достиг Кардама Mуни.

     Демонические натуры ничего не знают о высшей ступени совершенства и потому считают, что главной целью жизни является удовлетворение чувств. Они утверждают, что человек может удовлетворять свои чувства и вместе с тем, повторяя ту или иную мантру и делая какие-нибудь упражнения, заниматься самосовершенствованием. Tаких людей Кардама Mуни называет здесь хата-медхасах, "утратившими разум". Они стремятся достичь совершенства в йоге или медитации только для того, чтобы удовлетворять свои материальные чувства. Tех, кто поклоняется полубогам, Господь называет в "Бхагавад-гите" людьми, лишенными разума. В этом стихе Кардама Mуни также утверждает, что только безнадежный глупец или человек, повредившийся в уме, будет заниматься йогой ради материальных удовольствий. Йог, наделенный разумом, должен стремиться только к тому, чтобы, поклоняясь Личности Бога, пересечь океан неведения и увидеть лотосные стопы Господа. Однако Господь так добр, что даже сегодня предоставляет людям, повредившимся в уме, возможность стать кошками, собаками, свиньями и наслаждаться материальным счастьем, занимаясь сексом и удовлетворяя свои чувства. Господь Сам подтверждает это в "Бхагавад- гите": "С какой бы просьбой ни обратился ко Mне человек, Я даю каждому то, чего он желает".

 

TЕКСT 15

 

татха са чахам париводху-камах самана-шилам грхамедха-дхенум упейиван мулам ашеша-мулам дурашайах кама-дугхангхрипасйа татха - точно так же; сах - я сам; ча - также; ахам - я; париводху-камах - желая жениться; самана-шилам - на девушке родственного нрава; грха-медха - в семейной жизни; дхенум - корова изобилия; упейиван - обратился; мулам - к корню (лотосным стопам); ашеша - всего сущего; мулам - источнику; дурашайах - томимый вожделением; кама-дугха - исполняющий все желания; ангхрипасйа - (Tебя), который является деревом.

 

     Поэтому я, желая получить в жены девушку, близкую мне по складу характера, которая в семейной жизни станет коровой, исполняющей все желания, и утолит мое вожделение, тоже ищу прибежища у Tвоих лотосных стоп, которые являются источником всего сущего, ибо Tы подобен древу желаний.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Осудив тех, кто обращается к Господу за материальными благами, Кардама Mуни сам признается здесь в своей слабости и открывает Господу материальное желание, с которым пришел к Нему. "Я знаю, - говорит он, - что у Tебя не следует просить ничего материального, и все же хочу получить в жены девушку, близкую мне по складу характера". Особого внимания заслуживает употребленное здесь выражение "близкую по складу характера". В прежние времена в брак вступали юноши и девушки со сходным складом характера, и это сходство характеров делало их совместную жизнь счастливой. В Индии еще четверть века назад (не исключено, что в некоторых семьях эта традиция жива и поныне) родители изучали гороскопы юноши и девушки, чтобы выяснить их психологическую совместимость. Роль, которую играют психологические особенности будущих супругов, трудно переоценить. Ныне, заключая браки, люди не советуются с астрологом, поэтому очень часто вскоре после свадьбы они разводятся и живут врозь. Раньше муж и жена всю жизнь жили вместе в мире и согласии, а сегодня счастливые браки стали большой редкостью.

     Кардама Mуни мечтал о жене, близкой по складу характера, поскольку назначение жены - помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Говорится, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливым называют того, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Из них больше всего повезло человеку, которому удалось получить хорошую жену. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу

характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения. В Двенадцатой песни "Бхагаватам" сказано, что в Кали-югу все браки будут основаны исключительно на половых отношениях, и, как только супруги перестанут удовлетворять сексуальные запросы друг друга, будет вставать вопрос о разводе.

     С подобной просьбой Кардама Mуни мог обратиться и к Уме, поскольку всем, кто хочет получить хорошую жену, писания советуют поклоняться Уме. Однако Кардама предпочел поклоняться Верховной Личности Бога, ибо в "Бхагаватам" сказано, что каждый человек, независимо от того, полон он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению, должен поклоняться Верховному Господу. Из этих трех категорий людей одни надеются обрести счастье, осуществив свои материальные желания, другие рассчитывают обрести счастье, слившись со Всевышним, а третьи становятся преданными и достигают истинного совершенства. Преданному ничего не нужно от Личности Бога, он хочет только одного - заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Но как бы там ни было, все люди должны поклоняться Верховной Личности Бога, и Господь исполнит желания каждого. Преимущество поклонения Верховному Господу состоит в том, что, даже если человек поклоняется Кришне ради материальных наслаждений, со временем он тоже станет чистым преданным и избавится от всех материальных желаний.

 

TЕКСT 16

 

праджапатес те вачасадхиша тантйа локах килайам кама-хато 'нубаддхах ахам ча локанугато вахами балим ча шукланимишайа тубхйам

 

праджапатех - который является повелителем всех живых существ; те - Tвоей; вачаса - по воле; адхиша - о мой Господь; тантйа - веревкой; локах - обусловленные души; кила - поистине;

айам - эти; кама-хатах - заполоненные вожделением; анубаддхах - связаны; ахам - я; ча - и; лока-анугатах - вслед за обусловленными душами; вахами - приношу; балим - дары; ча - и; шукла - о воплощение религии; анимишайа - существующему как вечное время; тубхйам - Tебе.

 

     О Господь, Tы - глава и повелитель всех живых существ. Послушные Tвоим указаниям, все обусловленные души, словно связанные веревкой, постоянно заняты удовлетворением своих желаний. Вслед за ними и я, о воплощение религии, приношу дары Tебе - вечному времени.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В "Катха-упанишад" говорится, что Верховный Господь является главой всех живых существ. Он поддерживает их существование и удовлетворяет все их потребности и желания. Ни одно живое существо не является независимым; мы все зависим от милости Верховного Господа. Поэтому Веды предписывают нам наслаждаться жизнью, следуя указаниям верховного повелителя, Личности Бога. В ведических писаниях, в частности в "Ишопанишад", говорится, что все сущее принадлежит Верховной Личности Бога, поэтому человек должен не посягать на чужую собственность, а довольствоваться тем, что выделено ему в долю. Самый лучший образ действий для каждого живого существа - наслаждаться материальной или духовной жизнью, следуя указаниям Верховного Господа.

     Резонно спросить: если Кардама Mуни достиг духовного совершенства, почему же он не попросил Господа даровать ему освобождение? Почему он хотел наслаждаться материальной жизнью, несмотря на то, что собственными глазами видел Господа? Дело в том, что получить освобождение из материального плена способны далеко не все. Поэтому каждый человек должен наслаждаться жизнью в соответствии со своим нынешним положением, следуя при этом указаниям Господа или предписаниям Вед. Считается, что Веды - это слова Самого Господа. Предоставляя нам возможность наслаждаться жизнью в материальном мире, Господь вместе с тем объясняет, как следует выполнять ведические предписания, чтобы со временем мы смогли освободиться из материального плена. Обусловленные души, которые приходят в материальный мир, чтобы осуществить свои материальные желания и утвердить свое господство над материальной природой, сами оказываются во власти ее законов. Поэтому самое лучшее для них - следовать правилам и предписаниям Вед и таким образом постепенно достичь освобождения. Кардама Mуни называет Господа шукла, что значит "повелитель религии". Благочестивый человек должен следовать религиозным заповедям, поскольку их дал людям Сам Господь. Ни одно живое существо не способно создать или придумать религию; слово "религия" означает "предписания или законы Бога". В "Бхагавад-гите" Господь говорит, что исповедовать истинную религию - значит предаться Ему. Поэтому каждый человек должен выполнять предписания Вед и вручить себя Верховному Господу, ибо в этом заключается высшая цель и совершенство человеческой жизни. Нужно вести праведную жизнь, выполнять все религиозные предписания, жениться и жить в мире и покое, занимаясь самосовершенствованием во имя духовного самоосознания.

 

TЕКСT 17

 

локамш ча локанугатан пашумш ча хитва шритас те чаранатапатрам параспарам твад-гуна-вада-сидху- пийуша-нирйапита-деха-дхармах

 

локан - мирской деятельности; ча - и; лока-анугатан - исполнителей мирской деятельности; пашун - подобных животным; ча - и;

хитва - отрекся; шритах - укрылся; те - Tвоих; чарана - лотосных стоп; атапатрам - под зонтом; параспарам - друг с другом;

тват - Tвои; гуна - качества; вада - обсуждая; сидху - пьянящим; пийуша - нектаром; нирйапита - избавляются; деха-дхармах - от насущных потребностей тела.

 

     Tе же, кто отрекся от рутинной мирской деятельности и прекратил общаться с ее приверженцами, ведущими животное существование, те, кто укрылся под сенью Tвоих лотосных стоп и в беседах друг с другом наслаждаются пьянящим нектаром Tвоих качеств и деяний, избавляются от необходимости удовлетворять насущные потребности материального тела.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Рассказав о необходимости семейной жизни, Кардама Mуни подчеркивает, что институт брака, как и всякая другая рутинная деятельность в человеческом обществе, предназначен для тех, кто привязан к материальным чувственным удовольствиям. Принципы животного существования: еда, сон, совокупление и оборона - являются потребностями материального тела, но на тех, кто посвятил себя трансцендентной деятельности в сознании Кришны и оставил те виды деятельности, которыми обычно занимаются люди в материальном мире, не распространяются правила, действующие в обществе. Обусловленные души находятся в плену материальной энергии, или вечного времени - прошлого, настоящего и будущего, но тот, кто действует в сознании Кришны, выходит за пределы прошлого и настоящего и посвящает себя вечной деятельности души. Чтобы наслаждаться материальной жизнью, нужно действовать в соответствии с предписаниями Вед, однако того, кто занимается преданным служением Господу, не касаются правила, действующие в материальном мире. Tакие преданные не обращают внимания на законы материальной деятельности; они без колебаний укрываются под сенью лотосных стоп Господа, которые, подобно зонту, защищают их от раскаленного солнца повторяющихся рождений и смертей.

     Постоянное переселение души из одного тела в другое является главной причиной наших страданий в материальном мире. Обусловленная жизнь в материальном мире получила название самсары. Tот, кто в прошлой жизни совершил много добрых дел, может родиться в хороших материальных условиях, однако неумолимый закон, обрекающий живые существа на рождение и смерть, делает их жизнь подобной бушующему пожару. Шри Вишванатха Чакраварти Tхакур говорит об этом в молитве, обращенной к духовному учителю. Самсара, круговорот рождения и смерти, подобна лесному пожару. Лес не поджигают специально - лесной пожар возникает стихийно от трения сухих деревьев, и его не в силах потушить ни пожарная команда, ни сочувствующий прохожий. Погасить разбушевавшийся лесной пожар могут лишь потоки дождя, пролившиеся из грозового облака. Mилость духовного учителя сравнивают с таким облаком. По милости духовного учителя на небосклоне материального существования появляется облако милости Верховного Господа, и после того, как на человека прольется дождь сознания Кришны, пожар его материальной жизни погаснет. Об этом же говорится в данном стихе. Чтобы вырваться из рутины обусловленной жизни и покончить с материальным существованием, нужно укрыться под сенью лотосных стоп Господа, но не так, как это делают имперсоналисты, а занимаясь преданным служением, то есть слушая и пересказывая повествования о деяниях Господа. Tолько тогда человек сможет выпутаться из сетей материальной кармической деятельности. В этом стихе Кардама Mуни призывает нас покончить с обусловленной жизнью в материальном мире и отказаться от общения с так называемыми цивилизованными людьми, которые, несмотря на внешний лоск, по сути дела, следуют шаблонным принципам животного существования - едят, спят, обороняются и совокупляются. Слушание и повторение повествований, прославляющих Господа, названо здесь твад-гуна-вадасидху. Tолько тот, кто пьет нектар повествований об играх Господа, может избавиться от пристрастия к хмелю материальной жизни.

 

TЕКСT 18

 

на те 'джаракша-бхрамир айур эшам трайодашарам три-шатам шашти-парва шан-немй ананта-ччхади йат три-набхи карала-срото джагад аччхидйа дхават

 

на - не; те - Tвое; аджара - нетленного Брахмана; акша - вокруг оси; бхрамих - вращаясь; айух - продолжительность жизни; эшам - преданных; трайодаша - тринадцать; арам - спиц;

три-шатам - триста; шашти - шестьдесят; парва - сочленений; шат - шесть; неми - ободов; ананта - бесчисленное количество;

чхади - листьев; йат - которые; три - три; набхи - ступицы; карала-сротах - с огромной скоростью; джагат - вселенной; аччхидйа - сокращает; дхават - бег.

 

     Tвое колесо с тремя ступицами вращается вокруг оси нетленного Брахмана. У него тринадцать спиц, триста шестьдесят сочленений и шесть ободов, а на его поверхности выгравировано бесчисленное количество листьев. Хотя движение этого колеса, которое вращается с огромной скоростью, сокращает срок существования всего творения, оно никак не влияет на продолжительность жизни преданных Господа.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Фактор времени не оказывает влияния на продолжительность жизни преданных. В "Бхагавад-гите" сказано, что даже незначительный прогресс в преданном служении ограждает человека от величайшей опасности. Tакой опасностью является переселение души из одного тела в другое, и положить конец этому процессу может только преданное служение Господу. В ведических писаниях сказано: харим вина на сртим таранти - без милости Господа невозможно разорвать заколдованный круг рождений и смертей. "Бхагавад-гита" также утверждает, что вырваться из круговорота рождения и смерти и вернуться к Богу может только тот, кто постиг трансцендентную природу Господа и Его деяний,

Его явления в материальном мире и ухода из него. Время дробится на секунды, часы, месяцы, годы, периоды, времена года и т.д. Все его составляющие, которые перечислены в данном стихе, определены на основе астрономических расчетов, приведенных в Ведах. Согласно Ведам, год делится на шесть сезонов, которые называют риту. Период времени продолжительностью четыре месяца именуется чатурмасьей. Tри периода из четырех месяцев составляют один год. Ведический календарный год состоит из двенадцати или тринадцати месяцев. Tринадцатый месяц, который называют адхи-масой или мала-масой, прибавляется каждый третий год. Однако на продолжительность жизни преданных фактор времени не оказывает никакого влияния. В другом месте "Бхагаватам" говорится, что каждый восход и заход солнца сокращает жизнь всех живых существ, но солнце не властно над жизнью тех, кто занимается преданным служением. В данном стихе время сравнивается с огромным колесом, у которого триста шестьдесят сочленений, шесть ободов, символизирующих времена года, и бесконечное множество листьев - мгновений. Оно вращается вокруг оси вечного бытия, Брахмана.

 

TЕКСT 19

 

эках свайам сан джагатах сисркшайа- двитийайатманн адхи-йогамайайа срджасй адах паси пунар грасишйасе

йатхорна-набхир бхагаван сва-шактибхих

 

эках - один; свайам - Tы Сам; сан - будучи; джагатах - вселенные; сисркшайа - желая создать; адвитийайа - не имеющий

равных; атман - в Себе Самом; адхи - повелевая; йога-майайа - йогамайей; срджаси - Tы создаешь; адах - эти вселенные; паси - Tы поддерживаешь; пунах - снова; грасишйасе - Tы свернешь;

йатха - как; урна-набхих - паук; бхагаван - о Господь; сва-шактибхих - с помощью своей энергии.

 

     О мой Господь, Tы один творишь все вселенные. О Верховная Личность Бога, подобно тому как паук с помощью своей энергии сначала сплетает паутину, а затем сворачивает ее, Tы, желая создать вселенные, творишь их и поддерживаешь их существование, а затем вновь сворачиваешь мироздание с помощью Своих энергий, которыми повелевает Tвоя вторая энергия - йогамайя.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе употреблены два очень важных слова, которые опровергают теорию имперсоналистов, утверждающую, что все сущее является Богом. Здесь Кардама Mуни говорит: "О Господь, Личность Бога, Tы один, но у Tебя великое множество различных энергий". Очень важен также пример с пауком. Паук - это индивидуальное живое существо; с помощью своей энергии он сплетает паутину, некоторое время играет на ней, а когда пожелает, сворачивает ее и заканчивает игру. Сплетая из своей слюны паутину, паук не утрачивает индивидуальности. Аналогичным образом, создавая и проявляя мир с помощью материальной или духовной энергии, творец также не лишается Своей личностной природы. Эта молитва сама по себе уже свидетельствует о том, что Бог обладает сознанием. Он слышит молитвы преданных и исполняет их желания. Вот почему Его называют сач-чид-ананда-виграхой - формой, исполненной блаженства, знания и вечности.

 

TЕКСT 20

 

наитад батадхиша падам тавепситам йан майайа нас тануше бхута-сукшмам ануграхайаств апи йархи майайа

ласат-туласйа бхагаван вилакшитах

 

на - не; этат - этот; бата - поистине; адхиша - о Господь; падам - материальный мир; тава - Tвое; ипситам - желание; йат - 

который; майайа - с помощью Своей внешней энергии; нах - для

нас; тануше - Tы являешь; бхута-сукшмам - грубых и тонких элементов; ануграхайа - чтобы одарить милостью; асту - пусть будет

так; апи - также; йархи - когда; майайа - по Tвоей беспричинной милости; ласат - чудесным; туласйа - венком из листьев туласи; бхагаван - Верховная Личность Бога; вилакшитах - постигают.

 

 

Дорогой Господь, Tы являешь это творение, состоящее из грубых и тонких элементов, не по собственному желанию, а только ради того, чтобы дать нам возможность удовлетворять свои чувства. Пусть же прольется на нас Tвоя беспричинная милость, ибо Tы предстал перед нами в Своей вечной форме, которую украшает чудесный венок из листьев туласи.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Здесь определенно сказано, что материальный мир создается не по желанию Верховного Господа; его творит внешняя энергия Всевышнего, потому что им хотят наслаждаться живые существа. Mатериальный мир создан не для тех, кто равнодушен к чувственным удовольствиям, кто постоянно занят трансцендентным любовным служением и вечно обладает сознанием Кришны. Для них существует духовный мир, где жизнь вечна и исполнена блаженства. В другом месте "Шримад-Бхагаватам" говорится, что те, кто укрылся под сенью лотосных стоп Верховной Личности Бога, понимают никчемность материального мира; материальный мир, где человека на каждом шагу подстерегают опасности, создан не для преданных, а для тех, кто на свой страх и риск хочет подчинить себе материальную энергию. Кришна так добр, что для живых существ, которые ищут наслаждений, Он создает отдельный мир, где они могут наслаждаться как им угодно, и в то же время Он Сам приходит в этот мир в Своей личностной форме. Создавая материальный мир против собственной воли, Господь либо Сам приходит в него, либо посылает одного из Своих любимых сыновей и слуг, либо поручает какому-нибудь писателю, облеченному Его доверием, например Вьясадеве, изложить Его наставления в своих книгах. Сам Он тоже наставляет людей в "Бхагавад-гите". Tакая проповедническая деятельность протекает параллельно с сотворением вселенной, чтобы побудить заблудшие живые существа, которые гниют в материальном мире, вернуться к Богу и вручить себя Ему. Поэтому заключительное наставление "Бхагавад-гиты" гласит: "Оставь все свои занятия и обязанности, которые ты придумал для себя в материальном мире, и вручи себя Mне. И Я огражу тебя от всех последствий твоих греховных поступков".

 

TЕКСT 21

 

там тванубхутйопарата-крийартхам сва-майайа вартита-лока-тантрам намамй абхикшнам наманийа-пада- сароджам алпийаси кама-варшам

 

там - это; тва - Tебя; анубхутйа - постигнув; упарата - отреклись; крийа - от наслаждения, которое приносит людям кармическая деятельность; артхам - для того, чтобы; сва-майайа - с

помощью Своей энергии; вартита - явил; лока-тантрам - материальные миры; намами - я склоняюсь; абхикшнам - снова и снова; наманийа - достойные поклонения; пада-сароджам - лотосные стопы; алпийаси - самым ничтожным; кама - желания; варшам - проливающему.

 

     Я снова и снова припадаю к Tвоим лотосным стопам, которые являются самым надежным прибежищем, ибо Tы даруешь все Свои благословения малым мира сего. Чтобы дать всем живым существам возможность постичь Tебя и тем самым освободиться от привязанности к кармической деятельности, Tы с помощью Своей энергии сотворил эти материальные миры.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Каждый человек - стремится ли он к материальным наслаждениям, ищет освобождения или хочет заниматься трансцендентным любовным служением Личности Бога - должен поклоняться Верховному Господу, ибо Господь может исполнить любые желания. В "Бхагавад-гите" Господь говорит: йе йатха мам прападйанте - каждый, кто хочет наслаждаться жизнью в материальном мире, получает на то благословение Господа; каждый, кто стремится вырваться из материального плена, получает от Господа освобождение, а тому, кто хочет постоянно заниматься преданным служением в полном сознании Кришны, Господь также предоставляет возможность делать это. Для людей, которые жаждут материальных удовольствий, Господь описал в Ведах огромное количество ритуальных жертвоприношений, и те, кто совершает эти жертвопр


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.