Методическая служба в Д ОУ в рамках проектного метода — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методическая служба в Д ОУ в рамках проектного метода

2019-09-17 311
Методическая служба в Д ОУ в рамках проектного метода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Организация такой формы работы с детьми как проектная деятельность требует активной подготовки и мотивации всего педагогического коллектива. Формированием готовности педагогов к внедрению проектов в

 

198


 

деятельность ДОУ занимается методическая служба. Под руководством методиста происходит мотивация воспитателей и педагогов дополнительного образования к внедрению продуктивных, активных методов обучения и воспитания дошкольников, где ребенок становится активным субъектом проективной деятельности. Однако, наличие мотивации специалистов не гарантирует появление проектов в педагогическом процессе, так как специалистам необходимы конкретные знания и практические умения по ведению этой деятельности с детьми. Поэтому внедрение проектной деятельности начинается с совместной работы педагогов и всей методической службы над приобретением теоретической и практической готовности специалистов к этой деятельности.

Специалисты методической службы организуют семинары, практикумы, консультации, обмен опытом с педагогами других ДОУ по ведению проектной  деятельности.  Педагоги  в  рамках  практикумов разрабатывают поэтапно проекты разного типа, учатся эти этапы грамотно выстраивать и наполнять конкретными действиями. Не менее важным моментом в приобретении готовности педагогов к проектной деятельности становится участие педагогов в совместных проектах. Методист в качестве практического обучения проектированию организует проектную деятельность с педагогами. Это могут быть проекты по темам: «Молодые педагоги», «Перспективы развития  ДОУ в условиях  самоуправления»,  проекты воспитателей  групп  по теме  педсовета, проект «Мастер-класс» (по совершенствованию педагогического мастерства) и др.

В этой работе, отмечают Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, педагоги могут столкнуться с рядом проблем:

- несоответствиемеждутрадиционнойформойорганизацииобразовательногопроцессаихарактеромпроектнойдеятельности. В проектной деятельности не существует заранее заготовленных конспектов, в ней нет четко заданных норм деятельности. Она вариативна по своей природе. В  этой  деятельности  участники  проекта  попадают  в  ситуацию неопределенности, которую надо разрешить, изучить как можно больше вариантов решения, заранее не известных педагогу.

- неразличениесубъектнойиобъектнойпозицииребенка. Под субъектностью понимается выражение ребенком инициативы и проявление самостоятельной активности в решении задач проекта. Педагог в проектной деятельности помогает сформулировать проблему, создает проблемную ситуацию, но он не должен сам предлагать способы ее решения. Иначе ребенок из субъектной выходит на позицию объекта, который следует за логикой педагога. Здесь важно поддержание любой инициативы ребенка в решении проблемы (высказываний, действий, уточнений и дополнений идей других детей).

- необходимостьф ормированиясубъектнойпозициивзрослого – формирование у педагога гибкости в решении педагогических задач, его уход от диктата детям своего решения и логики, видение в ребенке партнера, решения которого очевидны для воспитателя, но новы для ребенка.

 

199


 

- необходимостьизмененийврежимеобразовательногопроцесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей в течение дня и выходит за рамки традиционной сетки занятий. Поэтому переход к проектной деятельности в педагогическом процессе должен быть одобряем администрацией ДОУ.

Проектная деятельность в ДОУ требует поэтапного вхождения в нее со стороны педагогического коллектива. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса выделяют несколько этаповвнедренияметодапроектоввжизньДОУ:

1) Поддержка администрацией ДОУ инициативы воспитателей по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.

2) Выделение места и времени для совместного обсуждения педагогами разных этапов проекта.

3) Создание творческой группы под руководством методической службы ДОУ, которая организует эту деятельность во всем ДОУ, проводит мониторинг проектной деятельности, выстраивает конструктивные выводы по его результатам, осуществляет рефлексивное обсуждение профессиональной деятельности специалистов в проектировании.

4) Выявление степени готовности педагогов к ведению проектной деятельности, готовности работать в ситуации неопределенности, отказаться от привычных схем деятельности.

5) Повышение уровня готовности педагогов к проектной деятельности, их мотивация.

6) Вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность, участие в совместной работе с детьми по созданию их индивидуальных проектов.

7) Непосредственное планирование и организация различных проектов в ДОУ. Их презентация.

Методическая служба в ДОУ может играть роль творческой группы или же координатора действий педагогического коллектива. Работа методической службы в рамках проектного метода имеет свою этапность.

Э т апыра б о т ыметодическойслужбыврам кахпроектногометода 1.     Составление перспективного плана проектной деятельности на год

2.  Составление схемы взаимодействия воспитателей, ПДО и специалистов различных служб в процессе работы над проектом.

3.  Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

4.  Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.

5.  Консультирование и обучение педагогов на практических тренингах. 6.     Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.

7.  Контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.

8.  Подведение итогов. Обобщение опыта работы.

Таким образом, методическая служба становится направляющим, стимулирующим фактором в процессе внедрения проектной деятельности. Эта

 

200


 

служба выполняет мотивирующую, обучающую, проектировочную (планирование), организационную, консультативную  функции, функцию создания и обогащения предметной среды ДОУ, методического кабинета, пополнения профессиональной библиотеки по проектной деятельности. В этом случае проектная деятельность становится органичной частью педагогического процесса в ДОУ и выполняет функции воспитания, обучения и развития воспитанников ДОУ.

 

Тема 14. Подготовка детей к школьному обучению в дошкольном образовательном у чреждении и семье

 

 

План

1. Содержание понятий: «подготовка», «подготовка к школе», «школьная зрелость», «готовность к школе», «преемственность».

2. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации педагогического процесса в старших группах ДОУ.

3. Общая и специальная подготовка детей к школе, их взаимосвязь.

4. Готовность к школьному обучению как результат образовательного процесса в ДОУ.

5. Преемственность в системе «семья - дошкольное учреждение -начальная школа».

6. Семья в процессе подготовки детей к школе.

7. Психолого-педагогические проблемы подготовки детей к школе.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

1. Пополните словарь новыми терминами, установите связи между ними. 2. Повторите из курса детской психологии особенности развития детей

старшего дошкольного возраста. Поясните, как их использовать для эффективной подготовки детей к школе.

3. Посетите подготовительную группу в базовом ДОУ. Составьте с помощью видео или фото полный образ среды в группе. Оцените среду с позиций представленности учебной зоны, ее наполняемости, наличия средств, «работающих» на формирование разных видов готовности к школе. Посетите занятия и выделите педагогические методы и приемы подготовки детей к школе.

4. Составьте таблицу: «Потенциал разных видов детской деятельности для подготовки детей к школе». Заполните ее, используя рекомендуемую литературу.

5. Подготовьте текст выступления на родительском собрании «Организация подготовки детей к школе в семейных условиях. Связь семьи и ДОУ». Составьте в микрогруппе материал для папки-передвижки по данной теме.

6. Представьте в виде схемы возможности взаимодействия ДОУ и начальной школы в подготовке детей к школе и обеспечении преемственности

 

201


 

в этой работе. Сформулируйте название схемы, стрелками покажите связи. Для составления схемы используйте (Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 2. Гл. 4. Формы связи детского сада и школы).

7. Составьте годовой план взаимодействия специалистов ДОУ и школы в процессе работы со старшими дошкольниками, покажите связи с родителями в этом процессе.

8. В базовом ДОУ изучите материалы, используемые педагогами для диагностики готовности детей к школе. Предварительно самостоятельно изучите этот вопрос в теории. Для выполнения задания используйте рекомендуемую литературу по диагностике.

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2000.

3. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. – М., 1951.

4. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

5. Вазина В. Я. Воспитание целеустремленности поведения у детей в игровой деятельности. — Горький, 1985.

6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.

7. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.

8. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Педагогика, 1978.

9. Готовность к школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.

10.. Демина И. В. Игра в воспитании воли шестилеток // Начальная школа. 1988.- №3.

11. Зак. А. 3. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа.1989. № 6.

12. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980.

13. Здмитрючкова О.В. Подготовка детей к школе в условиях семьи / Выпускная квалификационная (дипломная) работа. – Барнаул, БГПУ. – 2006.

14. Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

16. Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. — М., 1979.

17. Максименко С. Д. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев,, 1984.

18. Морозова Н. Г. Развитие познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1973. № 11.

19. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.

 

202


 

20. Николаев В. В., Шкода Л. З., Кузнецов А. П. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6—7 лет. Курган: 1986.

21. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

22. Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976.

23. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1999.

24. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. 1989. № 3.

25. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага,1978. 26. Шур В.Т. Методика изучения представлений ребенка об отношении к

нему других людей. — М., 1982.

 

 

1. Содержание понятий: «подготовка», «подготовка к школе», «готовность к шко ле», «школьная зрелость», «преемственность» Формирование готовности детей к школьному обучению является одним

из значимых и закономерных результатов целенаправленной педагогической деятельности специалистов ДОУ. Готовность к школе – комплексный результат целенаправленной подготовки, стихийной деятельности участников педагогического процесса.

Раскроем содержание базовых понятий темы, соотнесем их между собой. Подготовка – формирование и обогащение установок, знаний, умений,

необходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач. В нашем случае для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности (учебная).

Подготовка к школе – такая организация образовательной работы в ДОУ, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников, с другой стороны специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов.

Г о т овностькш к оле в психолого-педагогическом словаре определяется как итог воспитания и обучения детей в ДОУ и результат целенаправленной системной подготовки к школе. Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный  переход к систематическому организованному школьному обучению. Она обусловлена созреванием  организма  ребенка (нервной  системы, уровнем развития психических процессов, сформированностью личности ребенка).

Термины подготовка и готовность связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и о пределяется качеством подготовки.

В дошкольной педагогике встречается еще один термин, связанный с результатом подготовки детей к школе – школьная зрелость. Разными авторами представляются неоднозначные трактовки содержания этого понятия. Одни

 

203


 

авторы считают его синонимом готовности к школе, другие их разделяют. Чаще, под школьнойзрелостью понимают такой уровень морфологического и функционального развития, при котором ребенок может справиться с требованиями систематического обучения в школе (биологическая, функциональная зрелость, развитие физиологических функций, состояние здоровья). Школьная зрелость объединяет психические и физические стороны развития ребенка. Это основа, на которую накладываются все другие виды готовности (личностная, нравственная, социальная, интеллектуальная и др.). Школьная зрелость отражает психофизиологический аспект органического созревания.

При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – «преемственность». Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственностьр а б о т ыД ОУишколы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы; с другой, опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.