Основные общие задачи обучения дошкольников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные общие задачи обучения дошкольников

2019-09-17 1776
Основные общие задачи обучения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем.

2. Развитие общего кругозора детей.

3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую,       познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.).

4. Развитие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание) и мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сериация и др.).

5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально).

6. Формирование умений ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу, сохранять произвольность в процессе обучения на занятиях.

7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей.

8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки.

9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно-познавательной, исследовательской деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к конструктивному взаимодействию с педагогом в процессе обучения.

10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению.

Эти общие задачи конкретизируются в соответствии с возрастом детей. Направленностью учебного материала, формой обучения, необходимостью его индивидуализации.

 

 

Содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения в ДОУ

Целостно раскрывая сущность процесса обучения дошкольников, мы не можем не раскрыть содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения,  составляющие  его  содержательный,  операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный

 

149


 

компоненты. Широта и значимость этих компонентов, необходимость их детального осмысления будущими педагогами дошкольного образования обусловили выделение отдельных тем лекционных и семинарских занятий по этой проблематике. В данной лекции мы лишь тезисно обозначим эти компоненты для системного и полного видения всей структуры процесса обучения.

Содержательныйкомпонентп роцессаоб учения–с о держаниеобразования – по И.Я. Лернеру – это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры.

Отметим, что в определении содержания образования фигурируют его структурные компоненты, соответствующие компонентам социального опыта. Вместе с тем, содержание образования уже, это дидактически адаптированная система. Из содержания компонентов социального опыта отбираются основы знаний, опыта, доступные и необходимые для усвоения и развития человека на определенном этапе образования.

Впроцессед ошкольногоо бразования детьми усваивается тот состав социального опыта, который необходим для полноценного их развития и вхождения в социум. В процессе освоения содержания дошкольного образования дети в этот возрастной период:

- получают систематизированные представления об окружающем мире, себе, других людях;

- осваивают способы деятельности (умения и навыки: общения, самообслуживания, игровые, познавательные, трудовые, двигательные и др.);

- приобретают опыт творческой деятельности – опыт применения имеющихся знаний, умений, навыков в разных, нетипичных ситуациях жизни;

- вырабатывают первые ценностные отношения к себе, окружающему, у них      складываются личностные качества, основы характера, опыт самопрезентации.

Содержание дошкольного образования регламентируется государственным образовательным стандартом (сегодня на этапе его создания и апробации системой требований к содержанию, методам, педагогическому взаимодействию и развивающей среде в ДОУ) и выражается в программах воспитания и обучения дошкольников.

Таким образом, смысл содержательного компонента процесса обучения состоит в освоении детьми содержания социального опыта, доступного для усвоения с позиции физиологических, психологических и индивидуальных особенностей. Содержание определяется Основной общеобразовательной программой  дошкольного  образования.  Так     же содержание дошкольного образования может быть дополнено вариативным компонентом, отражающим специфику культуры, климата, традиций региона, особенности и потенциал образовательного учреждения. Вариативная часть программы является надстройкой над основной частью образовательной

 

150


 

программы, расширяет ее в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. Основная часть подлежит обязательному освоению всеми детьми, посещающими ДОУ и является показателем качества дошкольного образования.

Операционально-деятельностныйк о мпоненто бучения – это система форм, методов и средств, используемых педагогом ДОУ на разных этапах обучения детей. Именно эти подструктуры обеспечивают динамику, процессуальность, действенность обучения, отсюда и название компонента (процессуально-деятельностный). Охарактеризуем коротко эти составляющие.

Форма – внешнее выражение деятельности. Она характеризует особенности  взаимодействия педагога  и ребенка,  определяет систему дидактических отношений. В педагогике формыорганизацииобученияделятсянаобщиеиконкретные.

К общимформамобучения детей относятся – индивидуальная, групповая, коллективная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения. Индивидуальнаяформа обучения существует с времен античности и была распространена до 18 века в целом ряде европейских стран. Суть заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируется содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Продвижения и недостатки ребенка находятся на виду взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка, не формируются умения работать в группе. Групповаяформаобучения – организуется как взаимодействие одного педагога и нескольких детей, объединенных общей дидактической целью. Плюсами формы являются: возможность организации одно и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития детей; обеспечение индивидуализации обучения через дифференциацию детей по какому-либо значимому для педагога на данный момент признаку (степень усвоенности учебного материала, тип темперамента, возраст и др.).

Коллективнаяформаоб учения – предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников, преследуя общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем, им предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности.

К конкретнымформамобучения дошкольников относятся – занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком. Так же мы должны отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта. Ведущей формой регламентированной учебно-познавательной деятельности в ДОУ являются занятия. В ходе которых происходит формирование системы знаний, умений, навыков, творчества,

 

151


 

отношений, которые актуализируются, закрепляются и пополняются в других формах, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребенка.

Методы о бучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечивается приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров рассматривают методы обучения как систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Методыобученияклассифицируются на основании структуры деятельности и делятся на:

- методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности детей (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);

- методы мотивации и стимулирования учебно-познавательнойдеятельности детей (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);

- методы контроля и оценки результатов учебно-познавательнойдеятельностидетей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдение).

Средства обучения – материальные или идеальные объекты, которые «помещены» между педагогом и дошкольниками и использованные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам обучения относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.

Идеальные с р едства составляют умственные действия и их продукты, ранее усвоенные ребенком знания и умения. Л.С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы), паралингвистические (жесты, мимика) средства. В общем, эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ так же выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога, как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.

Результативный компонент процесса обучения - в качестве результатов обучения  дошкольников выступает освоенный  детьми педагогически адаптированный отрезок общественно-исторического опыта,

 

152


 

необходимый в этот возрастной период для оптимального развития и адекватного вхождения ребенка в социум. Степень достижения результатов обучения отражает качество дошкольного образования. Отслеживание результативности этого процесса происходит в рамках текущего, периодического, итогового и опрежающего видов контроля. На основании его результатов происходит своевременная коррекция всех компонентов процесса обучения дошкольников.

Таким образом, мы целостно рассмотрели процесс обучения дошкольников в ДОУ: дали понятие процессу обучения, раскрыли его функции, структуру, движущие силы, выделили особенности обучения детей в дошкольный период. Дальнейшие практические занятия и самостоятельное выполнение заданий по теме помогут расширить рамки учебного материала и вывести усвоение темы на уровень профессиональной компетентности.

 

Тема 11. Содержание дошкольного образования. Тенденции его обновления

 

 

План

1. Содержание понятий «образование», «содержание», «содержание образования», «госстандарт образования», «образовательная программа». Структура содержания образования (В.С. Леднев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер).

2. Содержание дошкольного образования. Специфика структурных элементов содержания дошкольного образования, их общая характеристика. Взаимосвязь компонентов в структуре содержания дошкольного образования.

3. Нормативные  документы,  регламентирующие  содержание дошкольного образования (закон «Об образовании», проект Госстандарта дошкольного образования, образовательные программы).

4. Качество дошкольного образования. Основные тенденции изменения содержания дошкольного образования.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

1. Ввести в словарь по теме новые термины, выделить для себя опорные определения.

2. Повторить из курса педагогики тему «Содержание образования». Актуализировать структуру содержания образования, вспомнить авторские позиции на структуру содержания образования. Обосновать свою позицию в этом вопросе.

3. Изучить документы, регламентирующих содержание дошкольного образования, сделать опорные сигналы для устного ответа.

4. Подготовить материалы о комплексных и парциальных программах, определяющих содержание образования дошкольников. В ответе отразить значимость, цели, задачи, разделы программы, принципы ее построения,

 

153


 

диагностические материалы, представленность в образовательной программе всех 4-ех компонентов содержания образования (по И.Я. Лернеру).

5. Изучите ФГТ к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования. Определите специфичное в программах, построенных на основе ФГТ.

6. Покажите, как Образовательный стандарт дошкольного образования (июнь 2013 г.) повлиял на структуру и содержание современных программ дошкольного образования.

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

2. Евдокимова Е.С. Региональный компонент дошкольного образования // Управление в ДОУ. – 2004., № 4.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. – 1989.

4. Михайленко Н.А., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. – М., 1993.

5. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

6. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание. – 2003. № 3.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

8. Стеркина Р.Б. О ходе разработки госстандартов дошкольного образования // Вестник образования. – 1994. № 11.

9. Стеркина Р.Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации ДОУ и разработки госстандартов дошкольного образования // Дошкольное образование. – 1996. № 8.

10.Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Вестник образования. – 1996. № 6.

11.Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997. (Требования к содержанию и методам обучения и воспитания дошкольников).

12.ФГОС дошкольного образования / сайт Министерства образования РФ. 13.Федеральные государственные требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования / сайт Министерства

образования РФ

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.