Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-09-17 | 1480 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Рассмотрение содержания понятий "субъект", "объект" и их анализ позволяют выделить основные признаки, характеризующие человека-субъекта. Так в пособии Горшковой В.В. выделяются следующие признаки субъекта: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, способность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам. Охарактеризуем эти признаки, опираясь на обобщения В.В. Горшковой.
Активность – г лавный признак, отличающий субъекта от объекта. Между тем, человек не всегда субъект. Он может выступать и в роли объекта воздействия других, но человек по своей природе субъект – всегда внутренне активен, инициативен и, вместе с тем, готов к целесообразному подчинению другому субъекту.
Активность – интегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в зависимости от изменения условий; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач; творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.
Активность – это необходимый, но не достаточный признак субъекта. Сознательный характер активности отличает субъекта от объекта. Сознательность выражается в обсуждении с самим собой своих целей, мотивов способов действий (13; С.154).
Необходимым признаком субъекта выступает свобода, сочетающаяся с личной и социальной ответственностью. Свобода, в современной философии рассматривается в качестве непременного атрибута человеческой сущности, целеполагающей, избирательной активности субъекта (Каган М.С., Никифоров А.Л., Франк В.).
Уникальность субъекта является результатирующим признаком субъекта. Унификация человека ведет к его десубъективации, к становлению безболезненно заменяемого социального объекта. Уникальность же – это свойство субъекта, выражающееся в способности отличать себя от других, от выполняемой деятельности и ее результатов. Уникален каждый ребенок, семья, образовательное учреждение, т.к. не каждый человек несет перечисленные субъектные начала. Их наличие обусловливает значимость индивидуального подхода в планировании и организации образовательного процесса, характера взаимодействия с дошкольниками.
Характеристика признаков субъекта невозможна безотносительно к творчеству. Способность к творчеству - способность не только выбирать из того, что предлагается извне, но и созидать новые возможности для удовлетворения потребности целостного самовыражения личности.
|
48
Важными чертами является способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам, улавливать новые общественные тенденции.
Таким образом, выделение основных признаков, характеризующих человека-субъекта, оценка их значимости помогают определить смысл воспитания ребенка, начиная с раннего детства. Воспитание – это не просто передача предшествующим поколением последующему социального опыта деятельности и отношений, но и формирование субъектных свойств, которые позволяют каждому последующему поколению обогащать и надстраивать этот опыт.
3. Основные направления исследований субъекта в педагогике Содержание понятий субъект и объект, раскрытие методологических
аспектов этих явлений первоначально осуществлялось в рамках философского знания. В педагогической теории появление обозначенных понятий связано с 70-ми годами 20-го столетия. Сегодня разработка проблемы развития человека– субъекта на разных возрастных этапах его становления, поиск путей (содержания, условий, технологий) формирования субъектных качеств ребенка в ДОУ и семье является важнейшей задачей педагогики. Решение этих проблем интегрированно (в теории и практике) дает возможность преодоления противоречий между ними.
Обращение к проблеме субъекта не случайно. Стремление России к переходу в иную социально-экономическую и политическую формацию обусловило необходимость развития активной личности, готовой к творческому преобразованию себя и окружающего. Такая установка привела к формулировке соответствующей цели воспитания на всех ступенях образовательной системы. Появление этой цели в дошкольной педагогике актуализировало идею значимости периода дошкольного детства как самоценного и определяющего в заложении фундамента дальнейшего развития личности.
|
Рассмотрим, какой путь прошла идея развития человека-субъекта в педагогической теории. Обратимся к рассмотрению основных направлений педагогических исследований в этой области.
1. Традиционное направление – достаточно долго являющееся единственным и сохранившееся до настоящего времени. В рамках указанного направления педагог выступает субъектом педагогического процесса. Ребенок, группа детей – объекты этого процесса, на которых направлен комплекс педагогических воздействий, преследующих обучающие, воспитательные, развивающие цели. В результате системных и целенаправленных воздействий педагога происходит развитие личности ребенка, осуществляется его образование. Под воздействием педагога также понимается процесс управления деятельностью коллектива и отдельных детей в образовательном учреждении. В качестве развивающих рассматривались воздействия на детей взрослых и сверстников. Взаимодействие с педагогом может состояться, но под
49
постоянным влиянием и на базе его воздействия. Тип отношений участников педагогического процесса в русле этого направления – субъект-объектный.
Схематично описанный тип отношений можно представить следующим образом: Sb Ob
2. Направление, раскрывающее субъект-субъектный тип отношений участников педагогического процесса. Изучение такого типа взаимодействия приводит к выводу, что каждый может быть и субъектом, и объектом, каждый в полной мере может влиять и находиться под влиянием. Педагог и дети, в этом направлении исследований, видятся как субъекты разных видов деятельности, изучаются возможности межсубъектного взаимодействия (Буре Р.С., Давыдов В.В., Лисина М.И., Маркова А.К., Поддъяков Н.Н, Щукина Г.И. и др.).
Появление этого направления в педагогической науке обусловлено противоречием между объективной потребностью общества в инициативных, личностно ответственных людях и отсутствием разработанной системы их подготовки в образовательных учреждениях. Возникающее противоречие указывает на две стороны проблемы. С одной стороны - это поиск соответствующих технологий в сфере образования, с другой - подготовка педагогов, готовых к воспитанию такой личности на разных ступенях образования.
Схематично этот тип отношений участников педагогического процесса отображается так: Sb Sb.
3. Третье направление понимания проблемы субъекта в педагогике является результатом анализа первых двух. В субъект-субъектный тип отношений участников педагогического процесса органично включается третий элемент - объект (или совокупность объектов), на который направлены исследовательские, познавательные, преобразующие и другие действия. Действия субъектов взаимосвязаны между собой и направлены на объект или их совокупность. Например, на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ педагог и дошкольники в совместной деятельности создают рисунки, подделки и др. работы. Их действия направлены на лист бумаги, картон, пластилин и др. объекты.
|
В теории субъект-субъектного взаимодействия в качестве субъектов могут выступать: ребенок, педагог, коллектив как совокупный субъект (детский, педагогический). Примером опыта организации в педагогическом процессе субъект-субъектных отношений могут стать методики педагогов-новаторов (Амонашвили Ш.А., Лысенковой С.Н. и др.)
Отобразим в виде схемы: Sb Sb
Ob
Необходимо отметить, что сегодня проблема воспитания субъектных качеств ребенка находится на этапе разработки. Недостаточно изучены механизмы перехода ребенка с позиции объекта на позицию субъекта. Проблемной областью в дошкольной педагогике выступает определение эффективных форм, методов, целостных технологий организации педагогического процесса с целью обеспечения субъектной инициативы,
50
творчества детей и педагогов. Поставленная проблема обнажает ряд вытекающих из нее частных проблем.
а) В реальном педагогическом процессе необходимо рассмотреть педагога как субъекта: возможности и условия проявления им субъектных качеств, система отношений с детьми в совместной деятельности, отношений с другими педагогами и администрацией. Существенным является вопрос: "Всегда ли педагог является субъектом в образовательном процессе?" Важным аспектом исследовательской деятельности выступает определение специфичности взаимодействий педагога в профессиональной деятельности. Неоспорим тот факт, что он находится в разной мере субъектности, в зависимости от ситуации деятельности (например, принимает указания администрации в отношении организации обучения и воспитания детей, находится в позиции оценивания со стороны детей, их родителей и т.д.).
б) Рассмотрение ребенка как субъекта педагогического процесса также не однозначно. Значительная часть педагогов, характеризующихся авторитарным стилем общения с детьми, мотивационно и технологически не готовы воспринимать ребенка как равноценного партнера (особенно в раннем и дошкольном возрасте). Другие считают, что нет необходимости вводить в систему отношений педагог – ребенок понятие субъект. Третьи, не имеют достаточно четкого представления о том, каким должно быть отношение педагога к этому субъекту и как формировать его субъектные качества. Возникает множество вопросов. Достаточно ли относится к ребенку как субъекту для формирования у него соответствующих качеств? Как строить отношения с ребенком? Как учитывать возрастные и индивидуальные особенности? Ответить на эти вопросы предстоит ответить педагогике. Мы в ходе совместной работы на лекционных и семинарских занятиях также сделаем попытку дать свой вариант решения обозначенных проблем.
|
в) Еще один блок педагогических проблем, связан с процессом организации межсубъектных взаимодействий (взаимодействий субъект-субъектного характера) – особая форма активности и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. Она дает возможность ребенку развивать субъектные качества, педагогу – приумножить их, достигая творческого уровня развития. Субъект-субъектные отношения развиваются в постоянном движении, пересечении идущих навстречу друг другу мнений, суждений, потребностей, позиций. Этот блок проблем связан с поиском новых подходов к содержанию и формам сотрудничества.
г) Область педагогических поисков связана с выявлением способов диагностики хода и результатов педагогического процесса при учете его межсубъектного характера, возможностей осознанного участия в диагностике и самодиагностике всех участников взаимодействия.
Обозначением проблем в этой области педагогики как полем для самостоятельного и совместного рассуждения закончим третий вопрос темы.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!