Раздел 5. Теория и м етодика обучения детей дошкольного — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 5. Теория и м етодика обучения детей дошкольного

2019-09-17 388
Раздел 5. Теория и м етодика обучения детей дошкольного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возраста

 

 

Тематика и планы с еминарских занятий по разделу 5

 

Тема1.Организацияпроцессаобучениявдошкольномучреждении

 

 

1. Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОУ. Единство воспитательной и дидактической функций в педагогическом процессе.

2. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста.

 

3. Цели, задачи обучения дошкольников, их возрастная специфика.

 

4. Индивидуализация и дифференциация в обучении дошкольников. Индивидуальная программа развития дошкольника.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Обоснуйте место обучения в педагогическом процессе, покажите возможности режима дня для обучения дошкольников в разных формах.

2. Раскройте базовые психолого-педагогические идеи, лежащие в основе организации обучения дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В.

 

 

306


 

Давыдов, И.Я. Лернер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова. А.М.

 

Леушина, Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.). Подготовьте сообщение – обзор этих идей, покажите их роль в дидактике. Для выполнения задания используйте учебники по дошкольной педагогике, Российскую педагогическую энциклопедию, монографии персоналей.

3. Проанализируйте цели и задачи обучения дошкольников, раскройте возрастную специфику задач. Для выполнения задания используйте программы дошкольного образования.

4. Раскройте возможности и пути индивидуализации и дифференциации обучения дошкольников. Подготовьте выступление на педсовете «Пути обеспечения индивидуализации (дифференциации) обучения дошкольников в ДОУ». В выступлении раскройте сущность индивидуализации (дифференциации) обучения детей в ДОУ, покажите формы, методы, средства ее практической реализации в педагогическом процессе. Для выполнения задания используйте Российскую педагогическую энциклопедию, словари, пособие А.Н.Давидчук Индивидуально-ориентированное обучение. – М., 2000.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

 

2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

3. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

 

4. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

5. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.. 1990.

6. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

7. Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. 8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

 

 

307


 

Тема2.Содержаниедошкольногообразования.

 

Егоо т ражениевнормативныхдокументах

 

 

1. Структура содержания дошкольного образования, его специфика.

 

Современные тенденции изменения содержания дошкольного образования.

 

2. Госстандарт дошкольного образования. Значимость. Характеристика проекта, действующего в рамках аттестации ДОУ

3. Современные образовательные программы в области дошкольного образования. Способы построения программ. Комплексные и парциальные программы.

4. Обзор современных программ воспитания и обучения дошкольников. Заданиядлясамостоятельнойработы

 

1. Прочитайте проект стандарта дошкольного образования, выделите его основные разделы, сделайте выводы о требованиях к содержанию и методам дошкольного образования, покажите, что определяет данный проект, какие требования закладывает к организации образовательного процесса.

2. Подготовьте индивидуальные или микрогрупповые сообщения о современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данные об образовательных программах зафиксируйте в ходе занятия в виде таблицы. Таблицу постройте на основе ниже предложенного плана. При представлении программы пользуйтесь опорным п ланом:

1) Название программы, авторы-разработчики; 2) Базовые идеи, лежащие в основе программы;

3) Цели, задачи обучения, воспитания и развития детей в рамках данной программы, их специфичность;

4) Основные разделы программы, их содержание и особенности; 5) «Плюсы» и «минусы» программы;

6) Условия реализации программы в практике деятельности специалистов ДОУ;

 

 

308


 

7) Презентация издания программы в виде краткой аннотации (внешний

 

вид, объем, глубина, адресность, системность, четкость изложения текста, наличие пояснений, содержание приложений, методических и диагностических материалов, рекомендаций).

3. Сделайте обзор парциальных программ в системе современного дошкольного образования. Покажите их значимость, направленность, объясните причины их  возникновения.  Проанализируйте, по каким направлениям таких программ больше, почему.

4. Ознакомьтесь с рекомендуемой литературой по теме, изучите публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Дошкольная педагогика» (за последние три года) и сделайте выводы о современных тенденциях изменения содержания дошкольного образования. Выстройте свои выводы в виде кратких письменных тезисов.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

Смотрите список литературы к лекции по данной теме.

 

Тема3.Формыорганизацииобучениядетейвдошкольномучреждении

 

1. Содержание понятий: «форма», «форма организации обучения».

 

2. Основные подходы к классификации форм организации обучения дошкольников.

3. Характеристика основных  форм  организации обучения дошкольников:

а) индивидуальная, групповая, коллективная;

 

 

б) занятия, экспериментирование, экскурсии, свободная и самостоятельная детская деятельность.

 

4. Виды деятельности в обучении дошкольников. Обучение детей в повседневной жизни.

309


 

5. Проблема оптимального выбора форм организации обучения детей в

 

разных возрастных группах.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Заполните словарь по теме.

 

2. Составьте схему «Формы организации обучения», опирайтесь на разные подходы к классификации. Дайте краткую письменную характеристику каждой формы в схеме(значение в обучении, основное назначение, структура, плюсы и минусы, интеграция с другими формами).

3. Напишите план-проспект по теме «Использование разных видов деятельности в обучении дошкольников» (объем 2-3 стр.).

4. Подберите к занятию примеры конспектов проведения разных форм обучения дошкольников. Раскройте цели, структуру, специфичность проведения, варианты предварительной подготовки, возможности развития этой темы в других формах обучения. Определите факторы, влияющие на выбор педагогом представляемой формы обучения детей.

5. Составьте конспект проведения с детьми старшего дошкольного возраста экскурсии в парикмахерскую. Укажите в конспекте тему экскурсии, ее цели и задачи, необходимое оборудование, пропишите все этапы подготовки и проведения экскурсии, основные методы и приемы педагогической работы, деятельность детей и взрослых.

 

Тема4.Организациязанятийвд ошкольномобразовательном

 

 

учреждении

 

 

1. Занятие как основная форма целенаправленного обучения детей в ДОУ. Значение занятий в обучении, их связь с другими формами обучения.

2. Современные взгляды на организацию занятий в ДОУ. 3. Структура занятия. Типы занятий с дошкольниками.

 

310


 

4. Организация детей на занятии. Специфика деятельности на разных

 

типах занятий. Сетка занятий.

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. На основе прочитанной литературы, выскажите свою позицию о роли регламентированных занятий в процессе обучения детей в ДОУ.

2. Отразите в схеме структуру занятия в ДОУ и способы ее изменения в связи с типом занятия (занятие по сообщению новых знаний, закрепляющие, итоговые, комбинированные, комплексные занятия).

3. Проанализируйте конспект занятия по обучению детей одному из видов деятельности (конструктивной, изобразительной, речевой и др.). Для анализа используйте общую схему.

Схема анализа занятия в ДОУ

 

 

1) Общие сведения о возрастной группе.

 

2) Тема занятия, его место в системе занятий по теме, разделу.

 

3) Цели занятия, их полнота, комплексность. Наличие дидактических, развивающих, воспитательных задач. Связь целей и задач занятия с целями изучения темы, раздела.

4) Оптимальность отбора содержания в соответствие с целями, образовательной программой. Соответствие содержания возрасту детей, его вариативность, связь с предыдущим и последующим учебным материалом.

5) Тип занятия, рациональность избранной структуры занятия, ее соответствие целям, задачам и содержанию.

6) Адекватность методов и средств обучения и воспитания целям и содержанию занятия.

7) Этапы занятия, их последовательность и взаимосвязь. Четкость построения логики занятия, длительность его структурных частей (вводная, основная, заключительная).

 

 

311


 

8) Характер дидактического взаимодействия на занятии. Технологии

 

реализации сотрудничества участников занятия, обеспечение продуктивной детской деятельности.

9) Возможности коррекции повторного занятия по теме.

 

4. Проанализируйте на практике 3 занятия товарищей по данной схеме. 5. Ознакомьтесь с документами о разработке нормативов оптимальной

нагрузки в педагогическом процессе дошкольного учреждения (за последние пять лет). Сделайте обзор этих документов, проанализируйте изменения их содержания, причины изменений.

6. Составьте таблицу «Организация занятий в ДОУ». Включите в нее следующие колонки: возрастная группа, нормативное количество занятий в день, количество занятий в неделю, продолжительность занятий во всех возрастных группах. Составьте образец «сетки занятий». Для выполнения работы используйте программу М.А. Васильевой раздел «Обучение на занятиях» (1985).

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981. 2. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

3. Груба Г.В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.

4. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

5. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995. 6. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

7. Формы обучения в детском саду// Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

312


 

9. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А.С.

 

Алексеевой. – М.. 1990.

 

10.Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

11.Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987. 12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 13.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.

Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

 

14.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

 

 

Тема5.Методыисредстваобучениядетейдошкольноговозраста

 

 

1. Содержание понятий: «метод», «метод обучения». Взаимосвязь форм, методов и средств обучения.

2. Классификации методов обучения в дошкольном учреждении. Характеристика основных групп методов обучения дошкольников.

3. Средства обучения детей в дошкольном учреждении и семье.

 

4. Проблема оптимального выбора методов и средств обучения педагогом дошкольного образования в разных возрастных группах ДОУ.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Выстройте таблицу «Методы обучения детей дошкольного возраста». За основу возьмите классификацию Ю.К. Бабанского, наполните ее методами, известными из разных источников (В.И. Логинова, И.Я. Лернер, О.М. Дьяченко и др.).

2. Составьте схему «Средства обучения детей дошкольного возраста», покажите возрастную специфику применения этих средств в работе с детьми.

3. Напишите проспект по проблеме «Методы обучения детей дошкольного возраста: возможности активизации умственной деятельности».

4. Из рекомендуемой литературы выпишите примеры использования проблемно-поисковых методов в обучении детей. Покажите возможности

 

313


 

использования этих методов для развития познавательной активности и

 

самостоятельности детей (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и др. – М., 1989; Силаева М.Н., МышьяковаИ.Т. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления старших дошкольников // Воспитываем дошкольников самостоятельными. – СПб., 2000; Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2001 и др.).

5. Подготовьте выступление на педагогическом совете по теме «Использование репродуктивных и продуктивных методов в процессе обучения дошкольников». Покажите их значимость, возможности, способы интеграции.

6. Подберите материалы и сделайте папку-передвижку для базового ДОУ по теме «Обучение ребенка-дошкольника в семье. Средства. Условия. Возможности».

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.. 1992.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1994.

4. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – М.. 1991.

5. Дидактика детского сада// Дошкольная педагогика. В 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 7. Зак А.З Различия в мышлении детей. – М., 1992.

8. Зак А.З. Познавать играя. – М., 1994.

 

9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003.

 

 

314


 

10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации

 

образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. № 9.

11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

12. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

13. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

 

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 15. Симановский    А.Э. Развитие творческого мышления детей. –

Ярославль, 1998.

 

16. Страунинг А.М. Программа "Росток". – Обненск, 2000.

 

17. Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

18. Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. – 1996. № 3.

19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

20. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

21. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1992.

 

Тема6.Формированиепредпосылокучебнойдеятельностидетей

 

 

дошкольноговозраста

 

 

1.Содержание понятий «деятельность», «учебная деятельность».

 

Значение и место учебной деятельности в системе деятельностей дошкольников.

 

315


 

2.Структура учебной деятельности. Становление элементов учебной

 

деятельности в дошкольном возрасте, их характеристика.

 

3.Организационно-педагогические условия формирования учебной деятельности детей в ДОУ.

4.Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста (А.П. Усова). Особенности освоения детьми учебных умений и навыков.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1.Пополните индивидуальный словарь новыми терминами.

 

2.Выстройте структуру учебной деятельности, дайте характеристику ее компонентов, опишите их особенности в старшем дошкольном возрасте.

3.Докажите, что основные компоненты учебно-познавательной деятельности складываются в дошкольном детстве в процессе включения ребенка в регламентированную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Ответьте на вопрос: «Нужно ли формировать компоненты учебной деятельности в дошкольный период?»

4.Изучите монографию А.П. Усовой, выпишите в тетрадь уровни развития учебной деятельности дошкольников.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1.Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

 

2.Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 2001.

 

3.Освоение учебной деятельности детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. в 2 ч., - Ч. 2 / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

4.Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.

5.Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968. 6.Особенности обучения и воспитания дошкольника. – СПб., 1987.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

 

 

316


 

8.Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под

 

ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

 

9.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1988.

10. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981. – Гл 2. Формирование учебной деятельности ребенка и ее характерные черты. – С. 62-93.

 

Тема7.Современныетеориииконцепцииобучениядетей

 

 

дошкольноговозраста

 

 

1.Содержание понятий: «теория», «концепция».

 

2.Обучение дошкольников как процесс в зарубежных дидактических теориях и концепциях.

3.Обучение дошкольников в отечественных теориях и концепциях. 4.Возможности развития и интеграции психолого-педагогических теорий

и концепций в практике дошкольного образования.

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойра б о т ы

 

 

1.Раскройте в словаре содержание понятий «теория», «концепция». Сравните их между собой, установите связи между понятиями.

2.Подготовьте реферат, раскрывающий одну из теорий (концепций) обучения дошкольников. Приготовьтесь представить его основное содержание в учебной аудитории.

3.Порассуждайте на тему о возможностях интеграции отечественного и зарубежного опыта обучения дошкольников. Представьте свою аргументированную точку зрения.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

 

2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1985.

 

 

317


 

3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //

 

Психология развития ребенка. – М., 2003. - С.349-366.

 

4. Демина Е.С. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и методика дошкольного образования. – Барнаул, 2002. С. 92 – 106.

5. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М., 2000.

6. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986. 7. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995.

8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996.

9. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.

 

10. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960.

11. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1991.

 

12. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. – М., 1950. – С. 9-32.

 

13. Максимов Л.К. Психологические основы новых педагогических технологий. // Психология. 1991. № 2.

14. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М.. 1970. – С. 3-35.

15. Монтессори М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.

16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1993.

17. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.

18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. 19. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

20. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственноеразвитие. – М., 1967. 21. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.

 

318


 

22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

 

23. Социально-ситуативная модель  деятельности  дошкольных учреждений // Т.В. Фуряева Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999. С. 34-64.

24. Тихомиров Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

25. Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. З.М. Богуславская, Б.О. Смирнова. – М., 1990.

26. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.,1982.

 

27. Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Ленинград, 1987.

28. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. – М.. 1995.

29. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.

 

 

319


 

Тема8.Формированиеготовностидетейдошкольноговозраста

 

 

кобучениювшколе

 

 

1. Содержание понятий «готовность», «готовность к школе», «школьная зрелость».

2. Готовность к школе как результат системной работы специалистов ДОУ.

3. Виды готовности детей к школе. Анализ различных подходов. Значение, уровни готовности детей к школе.

4. Диагностика готовности детей к школьному обучению. Значимость, направления, сроки, возможности коррекции.

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

 

1. Заполните индивидуальный педагогический словарь. Установите логические связи между понятиями «подготовка к школе», «готовность к школе», «школьная зрелость».

2. Используя рекомендуемую литературу, предложите в виде схем несколько подходов к определению видов готовности детей к школе, укажите их авторство, оцените «плюсы» и «минусы» каждого подхода. Предложите свой вариант содержания готовности.

3. Напишите проспект «Направления диагностики готовности детей к школьному обучению» Подберите методики диагностики мотивационной, личностной, социальной, физической, интеллектуальной готовности детей к школе.

4. Составьте текст и проведите беседу с воспитателями подготовительной группы в базовом ДОУ о методах диагностики готовности детей к школе. В беседу включите аспекты: понимание значимости диагностики, знание направлений и методик диагностики, распределение обязанностей с психологом, частота проведения диагностик, промежуточные диагностики по направлениям развития детей, способы коррекции полученных

 

320


 

результатов в педагогическом процессе. Результаты беседы зафиксируйте в

 

протоколе.

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

 

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М., 2000.

3. Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. – М., 1951.

4. Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.

6. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. – М., 1992.

7. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М.: Педагогика, 1978.

8. Готовность к школе/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.

9. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики. – М., 1980.

10.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

11.Максименко С. Д. Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев,, 1984.

12.Николаев В. В., Шкода Л. З., Кузнецов А. П. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6—7 лет. Курган: 1986.

13.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

14.Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976.

15.Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага,1978. 16.Шур В.Т. Методика изучения представлений ребенка об отношении к

нему других людей. — М., 1982.

 

321


 

Список основной литературы

 

Дошкольная педагогика

 

  Название  

 

Автор

 

Вид издания (учебник, учебное пособие)

 

М е сто издания, издательств о, годиздания, кол-востраниц

 

К о лич-во экземп ляров   М е сто  

а) Основная литература

 

1.              Теория воспитания дошкольников  

Микляева Н. В., Микляева Ю. В.

 

учебное пособие

 

М.              : Академия, 2010. - 207 с.

 

10   Библиотека АлтГПА   2. Дошкольная педагогика: курс лекций  

Сазонова Н. П.

 

учебное пособие для студентов педагогически х факультетов

 

Барнаул     : БГПУ, 2008. – 160 с.

 

50   Библиотека АлтГПА   3. Дошкольная педагогика: курс лекций  

Сазонова Н. П.

 

учебное пособие для студентов педагогически х факультетов

 

СПб.: Детство-Пресс., 2010. – 265 с.

 

7   Библиотека АлтГПА   4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие  

сост. Демина Е. С.

 

учебно-методическое пособие

 

М.  : Сфера, 2009. – 192 с.

 

30   Библиотека АлтГПА  

5. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики [Электронный ресурс]

 

 

Микляева Н. В., Микляева Ю. В.; под ред. В.И. Селиверстова

 

 

  учебное пособие    

 

М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 263 с.

 

 

Неогра ниченн ый доступ

 

ЭБС http://www. biblioclub.r u/book/558 45/

 

 

 

 

б) Дополнительная литература

 

1. От рождения до школы  

[А.            В. Антонова  и др.]; под ред. Н. Е. Вераксы, Т.               С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

примерная основная общеобразовате льная программа дошкольного образования

 

Изд. 2-е [3-е], испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 332 с.

 

30   Библиотека АлтГПА   2.      Программа  

Виноградова,

 

программа

 

М.            :

 

3   Библиотека                            

 

322


обучения          и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».   Н.Ф., Журова, Л.Е., Козлова, С.А.     Вентана– Граф, 2007. — 32 с.     АлтГПА  
3.      Программа воспитания      и обучения в детском саду   под редакцией М.            А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой   программа   М.: Мо-заика-Синтез, 2005. — 208 с.   5   Библиотека АлтГПА  
4.      Программа воспитания      и обучения в детском саду   отв. ред. М. А. Васильева   программа   М.            : Просвещени е, 1987. — 192 с.   46   Библиотека АлтГПА  
5. Образовательное пространство на рубеже веков:   Вульфсон Б.Л   учебное пособие   М.: Б.и. – 2006. – 231 с.   1   Библиотека АлтГПА  
6. Семьеведение   Лукьянова И. Е.   учебное пособие для студентов вузов   М.: ИНФРА-М, 2010. – 265 с.   15   Библиотека АлтГПА  
7. Дошкольная педагогика   Логинова В. С., Саморукова П. Г.   учебное пособие для студентов пединститутов.   М.            : Просвещени е, 1988. – в 2 ч. Ч. 1 Ч. 2       163 149   Библиотека АлтГПА  
8. Дошкольная педагогика   Болотина, Л. Р.,   Комарова, Т. С., Баранов, С. П.   учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений   М.            : Издательски й       центр «Академия», 2005. – 240 с.   52   Библиотека АлтГПА  
9. Педагогика раннего детства   под. ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д.             В. Сергеевой   учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений   М.            : Издательски й       центр «Академия», 1998. – 336 с.   42   Библиотека АлтГПА  
10. Дошкольное воспитание за рубежом   Фуряева, Т. В.   учебное пособие   Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 224 с.   50   Библиотека АлтГПА  
11. Психология игры   Эльконин Д.Б.   монография   М.            : Гуманитарны й издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.   24   Библиотека АлтГПА  
12 Словарь по педагогике   Коджаспирова Г.             М., Коджаспиров А. Ю.   словарь   М.; Ростов н/Д, 2005. – 448 с.   13   Библиотека АлтГПА  

 

323


13. Диагностика психологических особенностей дошкольника   Урунтаева Г. А.   практикум   2-е изд. — М.            : ACADEMIA, 1997. — 95 с   3   Библиотека АлтГПА  
14. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]   авт.-сост. В. А. Титов   (конспект лекций)   М.: Приор-издат, 2005. -192 с.   Неогра ниченн ый доступ   ЭБС http://www. biblioclub.r u/catalog/46 1/  
15. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования [Электронный ресурс]   Виноградова Н. И., Улзытуева А. И., Шибанова Н. М.   монография   М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 256 с.   Неогра ниченн ый доступ   ЭБС http://www. biblioclub.r u/103492_ Akmeologi ya_professi onalnoi_dey atelnosti_pe dagogov_do shkolnogo_i _nachalnog o_obschego _obrazovani ya.html  

 

 

Образовательные порталы

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/defaultx.asp; 2. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/

3. Университетская информационная система "Россия" http://www.cir.ru/index.jsp 4. ЭК НПБ АлтГПА h t tp:// w w w. u ni - a l t ai. r u

5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно») http://window.edu.ru/window

6. Электронный        каталог        Российской         государственной        библиотеки http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/

7. http://www.edu.ru/ – портал «Российское образование».

8. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

9. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

10. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа».

11. http://nsc.1september.ru/ – электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа». 12. http://psylist.net/pedagogika/ – сайт, посвященный науке «Педагогика».

13. http://psylist.net/pedagog/ – сайт, посвященный психологии ребенка.

14. http://stranamasterov.ru – сайт, посвященный прикладному творчеству, мастерству во всех его проявлениях и окружающей среде и др.

15.  Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА) 16.       Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА)

 

324


 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Дошкольная педагогика как наука выполняет следующие функции:

 

а) образовательную, воспитательную, развивающую

 

б) адаптационную, валеологическую, интегративную

 

в)      описательную,     объяснительную,     проективно-конструктивную, прогностическую, мировоззренческую *

 

2. Предметом изучения дошкольной педагогики являются

 

а) закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста *

 

б) особенности профессионально-педагогической деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

 

в) закономерности воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста

 

3. Становление дошкольной педагогики в качестве самостоятельной науки связано с именем

 

а) Я.А.Коменского

 

б) Аристотеля

 

в) Ф.Фребеля *

 

4. Основоположником русской дошкольной педагогики считается…

 

а) Н.К.Крупская

 

б) А.П.Усова

 

в) Е.И. Тихеева

 

г) К.Д.Ушинский *

 

5. Установите соответствие между теориями и их авторами:

 

Авторы теорий   Теории  
1) Е.И. Тихеева   А, Методика развития речи и мышления дошкольников в детском саду, семье и школе  

 

 

325


2) Е.А. Флерина   Б Целостная система обучения родному языку на основе принципа народности  
3) К.Д. Ушинский   В.Общие основы эстетического воспитания, классификация детских игрушек  
4)А.П. Усова   Г.Научная система физического воспитания дошкольников  
5) П.Ф. Лесгафт   Д. Теоретические основы дошкольной дидактики  

 

1) …2)… 3)… 4)… 5)…

 

Ответ: 1 А, 2 В, 3 Б, 4 Д, 5 Г

 

6. Обучение – это…

 

а) процесс целенаправленного взаимодействия педагога и ребенка с целью усвоения им некоторого отрезка содержания социального опыта *

 

б) процесс качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка

 

в) процесс и результат приобретения субъектом системы научных знаний, способов деятельности и формирования на этой основе опыта творческой деятельности и системы отношений к окружающему

 

7. О каком научном понятии идет речь: личность, характеризующаяся осознанной активностью, индивидуальностью, целенаправленностью и творчеством определяется как

 

а) личность

 

б) субъект *

 

в) объект

 

8. Разработка теоретических проблем воспитания, обучения, образования; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; внедрение результатов исследования в практику; прогнозирование разв


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.372 с.