С п ецифика педагогического процесса в ДОУ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

С п ецифика педагогического процесса в ДОУ

2019-09-17 737
С п ецифика педагогического процесса в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

81


 

Специфика ЦПП в ДОУ определяется:

 

- возрастом детей, т.е. особенностями их развития в разные возрастные периоды дошкольного детства;

 

- закономерностями и принципами воспитания и обучения;

 

- режимом дня детей в каждой возрастной группе;

 

- законом «Об образовании», госстандартом дошкольного образования (проектом), образовательными программами;

 

- типом ДОУ (санаторного, комбинированного, семейного типа, центр развития, для детей с отклонениями в развитии);

 

- организационными, психологическими, педагогическими, бытовыми, кадровыми условиями;

 

- спецификой целей, содержания, форм, методов и средств организации воспитания и обучения дошкольников;

 

- контингентом педагогов, детей, родителей в конкретном ДОУ;

 

- способами организации жизни детей.

 

Дошкольное детство не должно рассматриваться как подготовка к школьной ступени образования, тем самым ограничивая значимость и самоценность этого периода развития человека. Этот период уникален своими ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном детстве.

 

ДОУ – уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром, опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям.

 

В дошкольном возрасте дети открывают мир для себя и одновременно раскрывают себя миру.

 

Цели педагогического процесса в ДОУ в первую очередь связаны с раскрытием целостной природы ребенка и ее своеобразия. Педпроцесс становится комплексом условий, направленных на развитие личности ребенка, его деятельности, накопления опыта общения и взаимодействия с миром людей и миром культуры. Цели определяются социальным заказом общества, ценностной позицией педагога, целевыми установками образовательного учреждения, при учете интересов и склонностей ребенка, потребностей детей и социальных запросов родителей.

 

 

82


 

Целостность педагогического процесса в ДОУ определяется как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развитие в культуре, обогащение индивидуального культурного опыта. Целостность должна просматриваться:

 

- в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка;

 

- в единстве воспитательных, образовательных, развивающих задач;

 

- в целостности жизнедеятельности ребенка, т.е. обогащения развития ребенка должно происходить при опоре на имеющийся опыт, индивидуальную субкультуру ребенка;

 

- во взаимодействии ребенка с миром взрослых;

 

- в организации образовательного пространства, создающего условия для всех видов деятельности ребенка.

 

Важной особенностью педагогического процесса в ДОУ является характер связей между его участниками. Он может быть охарактеризован, отмечают А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская как воз – действие, без – действие, со – действие. Содействие в этом случае предполагает личностную ориентацию в образовании. Этот процесс наиболее сложен в практической реализации.

 

Педагогический процесс в ДОУ представляет собой систему меняющихся видов деятельности, педагогических задач.

 

Такимобразом,ППвДОУзадаетосновывоспитанности,обученности,развитостидошкольников,создаетбазуипредпосылкидлядальнейшего   развития,обеспечивает   преемственностьс         семьей                    иследующимзвеномсистемыобразования,разностороннераскрываетличностьребенка,социализируетего,вводитвмиркультуры,учитсамопрезентации,взаимодействиюсмиромлюдейиприроды.

 

83


 

Тема 6. Сущность игры как деятельности дошкольника

 

 

План

1. Содержание понятия «игра». Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры.

2. Особенности детской игры. Значение игры в развитии, воспитании, обучении дошкольников.

3. Функции игры как феномена человеческой культуры. Классификации детских игр.

4. Структура игровой деятельности дошкольников. Характеристика ее элементов.

5. Место игры в режиме дня дошкольников.

 

 

З а д аниядлясамостоятельнойработы

1. Выписать в словарь трактовки понятия «игра». Выделить в них общее и отличное.

2. Сделать в виде схем 2-3 классификации детских игр, используя рекомендуемую литературу по разделу. Выделите признаки, лежащие в основе классификаций. Ответьте на вопрос: «Почему нет ни одной законченной (однозначной) классификации?». Предложите свой вариант классификации детских игр. Для выполнения задания используйте учебники Дошкольная педагогика, статью Новоселовой С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.

3. Покажите на примерах значение детской игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

4. Сделайте конспект «Функции детской игры». Для выполнения задания используйте источник Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. – М., 1994.

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.

7. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.

8. Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.

9. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! – М., 1992.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1979.

 

84


 

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.

12. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, 2.

13. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.

14. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1988.

15. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975. 16. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988. 17. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1991.

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000. 19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996.

20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.

22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990. 23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в

детском саду. – М., 2000.

24. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.

25. Нечаева В.Г., Корзакова Е И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966.

26. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

27.Новоселова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование

28. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

29. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

30. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

31. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. – М., 1966.

32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.Михайленко. – м., 1987.

33. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1986.

34. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.

35. Умственное развитие дошкольника в игре / Сост. Богуславская З.М., Смирнова Б.О. – М., 1990.

36. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1996.

37. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981. 38.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

 

85


 

39.Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. – М., 1991.

40. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М., 1994. 41.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.. 1978.

 

 

1. Содержание понятия «игра». Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Что такое игра? Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.

Словарь русского языка слово "игра" определяет как "деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения".

Что такое «игра» с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: " Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними …, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания".

И г р а рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С древних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Вопрос об историческом происхожденииигры, проливая свет на ее природу, является одним из главных.

Фрейд З. в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими     причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую  постоянный, внеисторический характер. В той или иной степени его теория оказала влияние на многих психологов (Коффка К., Левин К., Пиаже Ж. и др.). Она и в настоящее время достаточно широко распространена. По мнению Куликовой Т.А., несостоятельность таких взглядов подтверждают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В начале ХХ века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением, что «игра – это дитя труда» выступил немецкий психолог и философ Вундт В., а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Плеханов Г.В. в работе «Письма без адреса». Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему

 

86


 

возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит сове отражение трудовая деятельность людей. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, Плеханов Г.В. пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда.

В жизни отдельного человека игра, по мнению Плеханова Г.В., предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», готовит детей к труду.

Мысли Плеханова Г.В. получили развитие в трудах новых поколений ученых, которых волновал вопрос: «Всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?»

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человечества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и т.д.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: он уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т.д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан и т.д.). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями (из маленького лука можно также попасть в цель).

Затем, как отмечает Эльконин Д.Б., с возникновением различных ремесел, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, то ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия.  Поведение,  взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

Таким образом, современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом

 

87


 

происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Исследования психологов (Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б. и др.); педагогов (Басова М.Я., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Ушинского К.Д. и др.) показали, что играсоциальнапосвоиммотивам,происхождению,содержанию,структуре,функциям.

Ушинский К.Д. в своей работе «Человек как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира». Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

Как показывают исследования Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., развитиеигры на протяжении дошкольного возраста происходитвнаправленииотигрыпредметной,воссоздающейдействиявзрослых,кигреролевой,воссоздающейотношениямеждулюдьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Содержанием возникающих у ребенка игр, по мнению авторов, является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям и т.д. Эльконин Д.Б. писал, что в игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

Игра, отмечают исследователи, социальнатакжеипосредствамотображенияокружающейдействительностиипоспособамосуществления. Игровая деятельность, как показано Давыдовым В.В., Запорожцем А.В., Коротковой Н.А., Менджерицкой Д.В., Михайленко Н.Я., не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Таким образом, игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, С.А. Шмакова и др. Значение и пути развития разных видов игр рассматривались В.Н. Аванесовой, Н.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Н.Я. Михайленко, Е.Н. Радиной. И. Сорокиной и др., Значение игры в художественном воспитании – Н.А. Ветлугина. Н.П. Сакулина и др. В зарубежной психологии и педагогике особенности игры раскрывали Э. Берн, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Фромм, И Хейнзорге и др. В их трудах

 

88


 

обоснованы различные концепции понимания сущности игры как деятельности, ее роль в онтогенезе личности, в процессах социализации – усвоении и использовании человеком общественного опыта.

 

 

2. О собенности детской игры.

З начение игры в развитии, воспитании, обучении дошкольников Игра – свободная, самостоятельная деятельность, возникающая по личной

инициативе ребенка, отличающаяся активным, творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью.

Игра как деятельность дошкольников имеет свои о собенности: 1) Свободаисамостоятельность детей в игре – предпринимается по

желанию ребенка. В игре ребенок исходит из непосредственных интересов. Потребностей. Игра предпринимается для удовольствия. мотив игры – переживание значимых для него сторон действительности (С.Л. Рубинштейн). Свобода и самостоятельность проявляется:

- в выборе игры, ее содержания, ролей;

- в добровольности объединения с другими детьми; - в свободе вхождения и выхода из игры.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными требованиями и правилами. В разных играх правила различны (порядок игровых действий, правила поведения, связанные с ролью, правила взаимоотношений).

2)Творческий характер игровой деятельности – игра связана с инициативой, творчеством ребенка в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов – заместителей.               Активно работает мышление и воображение ребенка в создании игры, игрового образа.

3)Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре реально переживает, проживает обыгрываемые события. Ребенок получает удовольствие в игре, снимает напряжение. Передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. В игре переживаются и отрицательные эмоции – обида. Неудовлетворенность, личные негативные переживания, которые тоже важно актуализировать и избавиться от них. Однако, общий заряд игры – положительный.

4)Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой, музыкальной и др.). Ценность игры в возможности развития вней всех возрастных новообразований дошкольников. Она значима как воспитательное, диагностическое, психотерапевтическое, развлекательное средство.

5)В игре прослеживается два вида отношений детей:

- игровыеотношения, которые определяются содержанием, правилами игры;

- реальныеотношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь, делает игру формой организации их жизни.

 

89


 

6)Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

7)В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию.

Таким образом, мы выделили общие особенности игры дошкольников как деятельности. В каждом виде игр содержится свой потенциал и специфические черты, которые отличают его от других. Вместе с тем, общие черты позволяют педагогам и родителям ориентироваться в способах организации и развития игровой деятельности вместе с детьми.

В педагогической науке игра рассматривается как ведущийвиддеятельностидошкольников (Аникеева Н.П., Выготский Л.С., Коломенский Я.Л., Усова А.П., Эльконин Д.Б. и др.). Ведущий вид деятельности определяет главные изменения в психике ребенка и готовит переход его на новую ступень развития.

Говоря о ведущем виде деятельности, Леонтьев А.Н. отмечает: «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процесса и психологических особенностях личности на данном этапе ее развития».

Ведущая деятельность проходит определенный путь становления, а не проявляется сразу в развитой форме; ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Ведущее положение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; она в наибольшей мере способствует психическому развитию.

Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др. отмечали, что в игре находят выражение основные потребности детей: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.

В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, такие как труд, умение. А.С. Макаренко говорил о том, что в игре формируются качества личности и навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др. отмечали, что игравнаибольшейстепениспособствуетформированиюновообразованийпсихикиребенка,егопсихическихпроцессов (мышления, воображения, памяти и т. д.).

В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания дошкольников. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра служит важнейшим средством воспитания и развития детей. Но это происходит лишь при включении игры в организуемый и управляемый педагогический процесс.

Руководствуясь  требованиям  образовательной  программы,  педагог планирует программное содержание, определяет задачи, действия, т.е.

 

90


 

проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

По мнению Козловой С.А., Куликовой Г.А. и др., д ляигрыдолжнобытьхарактерно:

- воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность, творческий характер игровых действий;

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых действий материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей. Значениеигрыввоспитании,обучении,развитиидошкольников

1. В игре с детьми педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.

2. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем. Чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия. Однако игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослых овладевают новыми знаниями.

3. В игре у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей действительности, способности к созданию нового. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (например, кресло – космическая ракета). Следствием этих процессов является развитие воображения и творчества.

Взяв на себя какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности другой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не всякая игра имеет положительное значение. Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, полезного обществу.

4. При правильном, тактичном взаимодействии с детьми в игре (с целью ее развития), она содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи.

5. Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. Организуя совместные игры, педагог воздействует на

 

91


 

коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Ребенок приобретает не только игровой опыт, но и опыт самопрезентации, самоутверждения, коммуникативный опыт.

6. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании ролей, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюмов. В игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни.

7. Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

8. Широко используется игра как средство физического, эстетического. трудового. умственного воспитания.

Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, тесно связана с другими видами активности в ДОУ. Игра как деятельность дошкольников является ведущей, в которой формируются все новообразования дошкольного детства. Детская игра имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности дошкольников в ДОУ и вне его.

 

 

3.Функцииигрыкакфеноменачеловеческойкультуры.Классификациидетскихигр.

Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль, совокупность действий.

Игровая деятельность, по мнению С.А. Шмакова, удивительный феномен человеческого существования. В человеческой практике игра выполняет целый ряд ф ункций:

1) Социокультурная функция. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка. Она оказывает влияние на:

- становления личности, ее качеств, свойств, черт характера, воли; - усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.

Освоение социального опыта в игре позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена любого сообщества (детей, взрослых). Игра – эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытность национальности, ее традиции. Игра формирует типовые навыки социального   поведения,    специфические    системы    ценностей, соревновательность, кооперацию, ориентацию  на групповые или индивидуальные      действия.  Например, итальянцы реализуют  свои национальные черты в карнавалах, театрах. Испанцы снимают напряжение в корриде.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры – банк общечеловеческих ценностей. Они универсальны, легко усваиваются разными национальными общностями. Это общепринятый язык, позволяющий осуществлять общение друг с другом. Игры дают возможность моделировать

 

92


 

разные жизненные ситуации, выходить из конфликтов, учат разнообразию эмоций, прививают целую гамму чувствований.

3) Функция самореализации ребенка в игре. Одна из основных. Игра – это реализация плана, намерения, исполнения желания самим ребенком. Это сфера реализации себя как личности. При этом ребенку важен процесс игры, а не ее результат. Игра предоставляет возможность деятельности, практики как способа применения и проверки своего опыта. Результаты игровых открытий переносятся на совершенствование практической деятельности ребенка. Для действительной активной жизни у дошкольников мало опыта, поэтому игра -возможность активно действовать в игровой, воображаемой ситуации, выполнять роли, присущие взрослым. Роль взрослого в этом процессе – организация игрового пространства для ребенка, стимулирующего активное усвоение предметов и явлений окружающего мира, желание внести эти предметы в свой игровой контекст.

4) Коммуникативная функция. Функция организации общения в детском сообществе. Игра – деятельность коммуникативная. Она имеет два плана коммуникации – реальный и игровой. Игра позволяет ребенку усваивать нормы общения и отношений, стимулирует его коммуникативную активность ребенка. В игре дети быстро сходятся, обмениваются опытом. Общение, по О.С. Газман, – основной энергетический источник игры. Игры формируют в ребенке непосредственность, общительность, обаяние. В игровой деятельности существуют реальные общественные отношения. Игра способствует развитию коллектива детей. В игре каждый реализует свой личностный, творческий, деятельностный потенциал и учится согласовывать свою деятельность и поведение с другими участниками игры.

Коллективный игровой опыт уходит в опыт трудовых, организаторских, коммуникативных умений.

Положение ребенка «вне игры», непринятие его играющими является сигналом для внимания и индивидуальной работы педагога ДОУ с этим дошкольником. Такая работа основывается на диагностике причин сложившейся  ситуации  и ее  целенаправленном, последовательным и корректным изменением.

5) Диагностическая функция игры. В игре прослеживается максимум информации о качествах, активности, знаниях, умениях ребенка, его отношениях к другим и других людей к нему, семейной ситуации, страхах, волнениях, эмоциональных состояниях и др.

Ребенок в игре осуществляет самодиагностику своих сил, способностей, возможностей самовыражения. Игра побуждает ребенка к самопознанию. Большое количество игр построено на принципе «познай себя» (дидактические, подвижные, коллективные игры, компьютерные игры). А.С. Макаренко утверждал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. В игре наглядно видны качества ребенка, то, что он берет из жизни, чего ему не достает, над чем трудиться воспитателю».

 

93


 

6) Игротерапевтическая функция. Функция снятия в игре переживаний, напряжения, страхов ребенка. Игра – средство преодоления возникающих трудностей в общении с другими, в поведении, в учении. Так, страшилки, дразнилки, считалки, говорилки являются мощным средством игротерапии и транслятором культурных традиций. Д.Б. Эльконин указывал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Практика новых отношений приводит ребенка к решению своих проблем. Игротерапевтическая функция включает релаксационную функцию – функцию снятия (или уменьшения) эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему (вследствие эмоциональных переживаний, напряженного умственного труда и др). Сегодня существуют специальные игровые тренинги («поющие кровати», успокаивающие игрушки).

7) Функция коррекции в игре. Функция внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида. Игра выступает как средство коррекции (познавательной, эмоционально-волевой, деятельностной, личностной сфер), средство развития психических процессов и коррекции речи, мыслительных процессов, двигательной деятельности.

Эксперты показывают, что 96 % педагогов ДОУ не придают значения психокоррекции, не используют игру в этих целях. Сегодня ДОУ посещают дети с ЗПР, испытывающие страхи, нервные состояния, агрессивность, являющиеся следствием нарушений семейных отношений, родовых травм, экологических, экономических и др. проблем. Этот факт еще раз доказывает важность игры во всех ее функциях и проявлениях.

8) Развлекательнаяфункция. Функция доставления удовольствия, радости, положительных эмоций, средство удовлетворения потребности в общении, взаимодействии. Это средство воодушевления, пробуждения интереса к чему-либо. Функция связана с созданием комфорта, благоприятной эмоциональной атмосферы. Игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта. Игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечений к развитию. Игра дает пищу фантазии, выводящей ребенка на развлекательность.

Дж. Локк отмечал: «Дети должны жить счастливо и весело. Развлечения так же необходимы как труд и пища. Развлечения не возможны без удовольствий, которые чаще зависят не от разума, а от воображения. Поэтому необходимо позволять детям делать так, как им нравится, устраняя только вред здоровью и другим людям». В остальных случаях не нужно связывать игры запретами.

Э. Фромм утверждал: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра то же, что работа для взрослых, и то и другое в равной мере плодотворно. Играя, дети прежде учатся, а затем развлекаются».

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию  и  организации,  правилам,  характеру  проявлений  детей,

 

94


 

воздействию на ребенка, используемым приемам, происхождению и т.п. Многообразие детских игр делает сложным их классификацию. Существует множество подходов и оснований классификации.

 

 

Классификации детских игр

1. Ф.Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр:

- на развитие ума – у мственныеигры;

- на развитие внешних органов чувств – сенсорныеигры; - на развитие движений – моторныеигры.

2. К.Гросс рассматривает виды игр по их педагогическому значению:

- «игрыобычныхфункций» - подвижные, умственные, сенсорные, развивающие;

- «игрыспециальныхфункций» - игры-упражнения с целью совершенствования инстинктов – семейные игры. игры в охоту, ухаживание.

3. Ж.Пиаже раскрывал игру как фактор умственного развития. В структуре игры он выделял упражнение, символ, правила. Все игры он разделил на6

- игры-упражнения или сенсорно-двигательныеигры; - символические(вымышленные)игры;

- игрысправилами.

4. П.Ф.Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры; подвижныеигры (игры с правилами).

5. Н.К.Крупская обозначает:


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.