Самооценка ребенком с воих р езультатов в обучении — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Самооценка ребенком с воих р езультатов в обучении

2019-09-17 429
Самооценка ребенком с воих р езультатов в обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценивать процесс и результат любой деятельности нужно учить. Дети начинают оценивать себя в том случае, если имеют опыт оценки своей деятельности взрослыми. Дети оценивают себя, сравнивая свой результат с образцом, с требованиями к деятельности, с продуктами деятельности других детей. Дошкольники чаще подвергают оценке результаты продуктивной деятельности, имеющие материальное выражение (рисунок, поделка, постройка и др.).

В процессе оценки результатов обучения педагог оценивает не только продвижения ребенка, степень достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Он подвергает оценке свою дидактическую грамотность, характер построения процесса обучения, соответствие его структурных компонентов друг другу, созданные организационные, психологические, педагогические условия.

 

 

3.   Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОУ

К старшему дошкольному возрасту, ребенок многое знает и умеет. В этот период дети готовятся к переходу на новый возрастной период (младший школьный возраст), у них складывается новая социальная позиция школьника. Важным приобретением в процессе обучения дошкольников является овладение компонентами учебной деятельности (познавательная мотивация, целеполагание, планирование, учебные умения и навыки, способность к оценке результатов учебно-познавательной активности). Эти компоненты продолжают формироваться в младшем школьном возрасте. Их сформированность служит показателем и важным условием успешной адаптации детей к новым условиям школьного обучения.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого учебнаядеятельность раскрывается как один из видов деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, в приобретении общеучебных умений и навыков, способности самостоятельно учиться (познавать) и применять полученные знания в практике и самостоятельном познании.

Ведущим видом деятельности детей в дошкольном учреждении является игра. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте. Вместе с тем, важно понять: «Откуда появится учебная деятельность у детей в школе, если не создавать условия для формирования ее компонентов в предшествующий возрастной период?» Учебно-познавательная деятельность непосредственно не вытекает из детских игр. Она должна иметь место в педагогическом процессе  дошкольного учреждения. Воспитатель целенаправленно при обучении детей на занятиях создает предпосылки для формирования и проявления компонентов учебной деятельности.

Конечно, в процессе обучения в ДОУ на регламентированных занятиях дети включаются в учебно-познавательную деятельность. В детском саду педагог учитдетейучиться: развивает произвольность, учит слушать, отвечать, задавать вопросы, принимать и выполнять учебную задачу,

 

178


 

планировать действия, готовить и убирать рабочее место, действовать по инструкции, по плану. Эти умения складываются постепенно в процессе каждодневного их применения на занятиях. Занятие – форма обучения детей, близкая к уроку. Эта форма позволяет педагогам органично формировать компоненты учебной деятельности, а детям проявлять их в процессе познания. Таким образом, устанавливается преемственность в детской деятельности, складывается готовность к следующей ступени образования. Педагогическая практика показывает, что в дошкольном учреждении необходимо организованное, целенаправленное обучение детей в соответствии с возрастом. С одной стороны, это позволяет формировать знания, умения, навыки, обогащать личностный и отношенческий опыт детей, а с другой, - обучение готовит к школе, новому типу взаимодействия в системе «учитель – ученик».

Учение – особая деятельность, которая формируется на организованных занятиях. В форме игры нельзя решать все учебные задачи, так как возникает противоречие между содержанием обучения и формой усвоения. Еще К.Д. Ушинский утверждал значимость отделения игры от учения. Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка, познавательного отношения к действительности. В учебной деятельности ребенок усваивает основы знаний об окружающем, учится учиться, овладевает обобщенными способами получения знаний, умений, навыков, опыта, формируется личность.

Рассмотрим, какпроисходитстановлениекомпонентовучебно-познавательнойдеятельностивдошкольныйпериод, ккакомурезультатунеобходимоприйтипедагогамкконцудошкольногообучения.

Учебная деятельность имеет специфическую структуру, которая отличает эту деятельность от других (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Учебнаядеятельность включает в себя следующие компоненты: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку.

Мотивация – совокупность различных побудителей деятельности (потребности, чувства, интересы). В учебной деятельности присутствует познавательная мотивация (хочу узнавать новое), оценочные мотивы (заслужить одобрение взрослых), социальные мотивы (учусь для того, чтобы стать врачом, стать как папа), мотивы достижения (быть лучше всех), внешние мотивы (привлекательность внешней атрибутики школьного обучения).

Учебнаяз а д ача – дает представление о результате, который должен быть получен. Задача, данная в определенной учебной ситуации в форме определенного задания (научиться пересказывать, конструировать из бумаги, измерять предметы и др.).

Учебныед ействия – способы решения учебных задач; действия обучающихся по получению и нахождению научных понятий и способов действий, а так же их применение к решению конкретных задач (действия по анализу ситуации, моделирующие действия, экспериментирование, классификация и др.).

 

179


 

Контроль, переходящий в самоконтроль – действия, направленные на обобщение результатов учебных действий и их сравнение с заданными образцами. Функция компонента – отслеживание результатов усвоения.

Оценка, переходящая в самооценку – действия оценки фиксируют окончательное качество усвоение знаний, общих способов решения задач. Функция оценки – подведение итогов деятельности.

Все компоненты учебной деятельности взаимосвязаны. Дошкольники в процессе обучения овладевают всеми компонентами к этапу перехода на школьную ступень обучения. Целью и результатом учебной деятельности является усвоение знаний и обобщенных способов деятельности (умений и навыков, необходимых в любой деятельности) – умение читать, считать, отбирать рациональные способы решения задач и др.

Учебнаядеятельность в дошкольный период не выступает в чистом виде. Мы говорим об учебно-познавательной деятельности. Она имеет спецификуразвитияипроявления.

 

 

Спецификаучебныхзадачвдошкольномобучении

Напервыхэ т а п а хо бучения(младшийдошкольныйвозраст) – для учебной деятельности характерна слитность учебной и практической задачи (нарисовать дом – научиться рисовать с помощью геометрических фигур). Учебная задача воспринимается ребенком как практическая, не имеющая учебного значения. Задание воспринимается как разрешение на деятельность, прослеживается уход от содержания темы. Отдельные вопросы, указания к деятельности (берем краски на кисточку немного, что делает птичка) большинством детей может не восприниматься, они «не слышат» указаний на этапе деятельности. Умение принимать учебную задачу складывается постепенно в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу наблюдения, беседы.

Педагогические условия формирования учебной задачи у детей: - оценка результата деятельности (при продуктивных занятиях);

- совпадение вопроса, задания с обследовательскими или преобразующими действиями (сожми бумагу, скажи, какая она …);

- совпадение вопроса с конкретными проявлениями объекта восприятия (наблюдение за птичкой: что она делает, когда клюет – обращает на момент действия).

Всреднемдошкольномвозрасте – происходит постепенная дифференцировка учебных и практических задач, но связь отчетлива. В содержание учебной задачи  включается  знание, усвоение способов деятельности (дети внимательно слушают рассказ, чтобы пересказать). В начале занятия, в этом возрасте, дети принимают учебную задачу, но по ходу занятия требуется ее дробление на ряд конкретных заданий, вопросов. Дети учатся переносить учебные задачи в повседневные похожие ситуации.

Педагогические условия формирования учебной деятельности: - связь учебной и практической задачи;

- связь обучения с детским личным опытом.

 

180


 

Вс т аршемдошкольномв о зрасте учебные задачи имеют ярко выраженный учебно-познавательный характер (мы будем учиться стоить предложения с использованием схемы). Основное место имеют задачи на усвоение знаний, овладение способами продуктивной и умственной деятельности, используются задачи творческого, проблемного характера.

Детям трудно держать целиком учебную задачу на протяжении всего занятия. Поэтому постепенно усложняются учебные задачи, их логика, объем, от единичных задач педагог переходит к их системе. Необходимо четкое выделение в учебной задаче способов умственной и практической деятельности, подлежащих усвоению детьми. Педагог анализирует результаты учебной деятельности, устанавливает связи с пониманием учебной задачи, применением заданных способов деятельности. Учебная задача подкрепляется в ходе занятия дополнительным выдвижением учебной задачи. В решении учебной задачи важно сохранение опоры на личный опыт детей, их познавательный интерес.

Спецификаучебныхдействийдошкольников

В дошкольном возрасте дети постепенно осваивают планирование учебной деятельности: отбор средств и способов деятельности, установление последовательности действий. так же дети учатся готовить рабочее место, слушать, отвечать, говорить, взаимодействовать в решении учебной задачи, анализировать и т.д.

В младшем и среднем дошкольном возрасте планирование деятельности и многие учебные действия осуществляются по образцу воспитателя. Дети действуют по плану воспитателя. Затем педагог подключает детей к планированию.

В старшем дошкольном возрасте дети успешно овладевают планированием продуктивных  видов деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.). им доступно планирование несложного рассказа, пересказа. Овладев планированием на занятиях, дети переносят эти умения в повседневную жизнь.

 

 

Спецификаконтроля,оценки,самоконтроляисамооценкивучебно-познавательнойдеятельности

В развитии этого компонента важно умение детей сопоставлять результат выполнения учебной задачи поэтапно с предлагаемым образцом конечного результата. Проще и раньше появляется оценка в продуктивных видах учебной деятельности. Педагогические условия формирования компонента у дошкольников:

- анализ педагогом хода выполнения задачи и его сопоставление с полученными результатами в конце занятия;

- постановка перед детьми задач самооценки, самоконтроля;

- приобретение детьми опыта сопоставления своего результата с образцом (эталоном) или требованиями к деятельности;

-  дифференцированная  оценка  педагогом  результатов  учебной деятельности каждого ребенка, совместный анализ всех работ, выделение

 

181


 

лучших по определенным критериям (в младшем и среднем дошкольном возрасте).

Спецификамотивовучебнойдеятельностивдошкольныйпериод

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладают мотивы эмоционального отношения к содержанию занятий. К процессу деятельности с предметами. Динамичность, яркость материала, его новизна так же являются стимулом к познанию. Мотивы, связанные с интересами для практической, игровой деятельности (научиться клеить, чтобы сделать игрушку). Имеют место мотивы престижности (я сделаю лучше всех), внешние (привлекательность самой деятельности). К старшему дошкольному возрасту появляются социальные, познавательные, оценочные мотивы.

Спецификаусвоенияучебныхуменийинавыков

В дошкольном детстве закладываются необходимые учебные умения и навыки, которые позволяют детям принимать и решать учебные задачи. Эти умения условно разделяют на две группы – индивидуальные учебно-познавательные умения и умения взаимодействия со сверстниками в обучении.

Индивидуальные учебно-познавательные умения (сенсомоторные, мнемонические, речевые, интеллектуальные  действия),  обеспечивающие усвоение знаний, формирование практических умений и навыков. Они формируются в процессе усвоения знаний, умений и навыков. К ним относятся: умение наблюдать; перцептивные, обследовательские умения; поисковые действия; преобразующие  действия; операции  сравнения, обобщения, сериации, классификации; восприятие речи взрослого и ее понимание (слуховое внимание, умение сосредотачиваться на звуковых комплексах, дифференцировать их, опредмечивать); умение воспринимать и понимать художественное слово; умение действовать по словесному указанию; умение точно отражать в речи результаты познавательной деятельности. Эти умения и навыки нестойки и утрачиваются при отсутствии упражнений.

Умения взаимодействия со сверстниками. К ним относятся:

- умение соотнести к себе учебную задачу, поставленную перед всеми детьми. В младшем возрасте общую задачу персонализируют – все будут рисовать снег: Миша, Оля, Толя и т.п.;

- умение слушать и слышать речь других детей, понимать ее (приемы: привлечение детей к дополнению, исправлению ошибок говорящего ребенка, продолжение высказываний друг друга, повтор и др.);

- умение совместно планировать решение учебной задачи;

- умение работать в общем темпе, ритме, успевать делать со всеми (отсутствие этих умений часто являются причиной неуспеваемости).

Таким образом, в дошкольный период происходит формирование компонентов учебной деятельности. Учебная деятельность непосредственно не вытекает из игры. Она проходит свое становление и развитие на всех этапах дошкольного детства. Развитие учебно-познавательной деятельности детей осуществляется в процессе включения детей в эту деятельность в разных формах. Учебно-познавательная деятельность дошкольников имеет четкую структуру (единую для любого возрастного периода). Вместе с тем компоненты

 

182


 

учебной деятельности детей и их формирование в процессе обучения имеет свою специфику. Учебно-познавательная деятельность складывается при организации целенаправленной педагогической работы воспитателей на занятиях с детьми на протяжении всего дошкольного периода. Преемственность в этом процессе смягчает и ускоряет адаптацию детей к новым условиям школьного обучения. Сформированность компонентов учебно-познавательной деятельности является важным результатом обучения детей в ДОУ.

Обобщая тему о результатах процесса обучения дошкольников в детском саду важно отметить, что результат обучения – воплощенная цель этого процесса. Именно цели задают предполагаемый результат обучения, на достижение которого направляется совместная деятельность участников педагогического процесса. Видимым критерием эффективности обучения выступает степень совпадения поставленных педагогических целей и итоговых результатов. Результат обучения представляет собой факт усвоения детьми знаний, умений, навыков, изменения в личности детей, происходящие под влиянием обучения. Все эти изменения происходят во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в процессе регламентированного обучения и свободной, самостоятельной деятельности детей, в повседневной жизни.

 

 

183


 

Тема 13. Метод проектов в современной системе дошкольного образования

Проектная деятельность в ДОУ План

1. Содержание понятий «проект», «метод проектов», «проектная деятельность». Значимость проектной деятельности в современном дошкольном образовании.

2. Метод проектов в педагогике: краткая история развития явления.

3. Типология проектов. Основные требования к использованию метода проектов в образовании.

4. Классификация проектов, используемых в ДОУ. Типы проектной деятельности.

5. Этапы в организации проектной деятельности в ДОУ.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработыс т у дентов

1. Сделайте собственную схему «Классификация проектов, используемых в ДОУ» на основе прочтения рекомендуемых к теме источников.

2. подготовьте анализ одного из готовых проектов, реализованных в практике деятельности ДОУ. Работу провести в базовом ДОУ. При анализе рассмотреть вопросы:

- название и тип проекта, его продолжительность

- актуальность проекта для дошкольного образования

- решаемые воспитательные, развивающие и обучающие задачи

- соответствие задач проекта возрастным возможностям детей, опора на ЗБР дошкольников данной возрастной группы

- представленность всех этапов проектной деятельности - степень самостоятельности участников проекта

- взаимосвязи с другими проектами, реализуемыми в ДОУ, его место в образовательной системе ДОУ

- функции педагогов и других взрослых при реализации проекта - достоинства и недостатки в реализации проекта

- предложения по совершенствовании проекта, возможностях его развития

3. В пе   риод практики подготовьте по выбору творческий (исследовательский) проект с участниками педагогического процесса в ДОУ. Оформите план-конспект основного содержания проекта. Для выполнения задания используйте как ориентир варианты проектов, источник 1 к теме данной лекции.

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001, № 4. – С.11-13.

3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию// Дошкольное воспитание. – 2003, № 3. – С. 20-24.

 

184


 

4. Заир-Бек Е.С. Педагогические ориентиры успеха. – СПб.: РГПУ. – 1995. – 147 с.

5. Килпатрик У. Метод проектов. – М.: Просвещение. – 1925. – 217 с.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. Сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2004. – 96 с.

7. Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и метода // Дошкольное воспитание. – 2000, № 2. – с.29-34.

8. Савенков А.И. маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. – Ярославль. – 2001. – 160 с.

9. Штанько И.В. проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. – 2004, № 4. – С. 99-101.

 

 

1.Сод е ржаниеп о нятий«проект»,«методпроектов»,«п роектнаядеятельность».Значимостьпроектнойдеятельностив

современномдошкольномобразовании

Ребенок дошкольного возраста с самых первых дней своего рождения становится «открывателем мира». При этом каждодневно он делает множество субъективных открытий, т.е. открытий для себя. Его познавательная деятельность находится на пике активности и параллельного развития. В процессе изучения себя и окружающего мира перед ребенком-дошкольником встает значительное количество проблем разной сложности. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Степень развития интеллектуальной сферы дошкольников во многом зависит от их познавательной активности, инициативы, познавательной мотивации, которые в будущем могут стать чертами личности и сформировать устойчивый познавательный интерес «ко всему новому и неизведанному».

Проектная деятельность интуитивно становится для детей инструментом успешного познания. Так исследователи Н.Е. Вераксы и А.Н. Веракса доказали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом происходит развитие познавательной сферы ребенка, его личностный рост, появляется стремление к выполнению оригинальных творческих работ, дети приобретают навыки продуктивного взаимодействия друг с другом, способность слушать и выражать собственное отношение к окружающему. Дети становятся так же интересными партнерами для родителей в совместной деятельности.

В последнее десятилетие вдошкольномобразованиивозникинтерескметодупроектов, который обусловлен многими причинами. В их ряду:

- стремительные изменения, происходящие в социуме, стране на рубеже 20-21 века;

- постановка обществом перед системой образования цели: воспитание инициативной, активной, самостоятельной, мобильной и образованной личности, готовой к саморазвитию и творческому поиску в течение жизни;

 

185


 

- потребность педагогов к инновационной деятельности, поиску собственных вариантов построения педагогического процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов;

- поиск педагогами активных методов образования детей;

- стремление педагогов дошкольных учреждений к обновлению и равноправной интеграции с последующими ступенями образования;

- появление значительного числа исследований, посвященных изучению экспериментальной,  поисковой  деятельности  детей,  возможностей использования методов проблемного обучения в дошкольном образовании и др. Спектр этих причин может быть расширен. Однако и этот ряд показывает, что значимость развития познавательной деятельности детей вывела  специалистов  на  изучение  прошлого  и  современного  опыта

продуктивного решения этой педагогической задачи.

В целях четкого понимания заявленной темы рассмотрим основные понятия. В широком понимании проектом называется все, что задумывается или планируется. Проект означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объекта.

Метод п р оектов – совместная деятельность педагога и детей по созданию прототипа, прообраза предполагаемого объекта. Предполагает групповую и индивидуальную работу. Основой метода является развитие познавательных умений детей. Чаще метод использовался в системе среднего и профессионального образования. Сегодня является актуальным методом воспитания и обучения детей в ДОУ.

Методпр ое к т ов, по определению Г.М. Коджаспировой, - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

В логике этой системы обучения, сегодня в педагогике используется термин проектнаядеятельность. В самом общем виде под ней понимают деятельность по индивидуальному или совместному созданию проектов любого уровня и в любой сфере действий человека. Проектная деятельность в образовании рассматривается как вид продуктивной деятельности участников проектирования, в ходе которого происходит их интеллектуальное и деятельностное развитие, совершенствование личности, ее личностного и социального опыта.

Опираясь на словарь Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, отметим, что проектнаядеятельность – одна из активных форм учебной и внеучебной деятельности субъектов образования, предполагающая совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность детей и педагогов, имеющую общую цель, согласованные способы действий, направленные на достижение общего результата. Эта деятельность рассматривается как способ творческого саморазвития личности.

Проектную деятельность, отмечает Л.С. Киселева, можно представить как     способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога  и воспитанника,  способ  взаимодействия  с

 

186


 

окружающей средой, как поэтапную практическую деятельность по достижению исследовательской цели. Метод проектов не является новым в сегодняшней дошкольной педагогике. Он имеет свою историю появления и развития. Остановимся кратко на некоторых исторических аспектах «работы» этого метода в обучении и воспитании детей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.