Организационно-педагогические условия при переходе к новой о бразовательной программе — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организационно-педагогические условия при переходе к новой о бразовательной программе

2019-09-17 605
Организационно-педагогические условия при переходе к новой о бразовательной программе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам.

2. Изучение раздела «Предметно-развивающая среда», оценка возможностей ДОУ.

3. Подбор методического и дидактического материала по выбранной программе – подборка пособий, игр, дидактических игр, предусматриваемых программой.

4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе с целью выяснения возможностей детей по усвоению разделов программы.

5. Проведение теоретических и методических семинаров для педагогов по вопросам реализации программы.

6. Консультации и открытые мероприятия для родителей.

7. Переход к новой программе необходимо начинать с младшего возраста (или с того, который предусмотрен программой).

Материалы, раскрывающие цели, содержание и особенности программ дошкольного образования, представлены в сборнике (7).

Таким образом, мы рассмотрели нормативные документы, регламентирующие содержание  дошкольного  образования.  Необходимо отметить, что это содержание раскрывается и реализуется с помощью методических материалов, рекомендаций, пособий по воспитанию, обучению и

 

168


 

развитию детей на всех этапах дошкольного детства. В выборе этих материалов проявляется профессионализм и творчество педагогов дошкольного образования, их отношение к профессиональной деятельности.

 

 

4. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения

Дошкольные образовательные учреждения сегодня находятся на пути выбора, обоснования и развития собственной образовательной траектории. Как следствие, появление Программ развития ДОУ, разработка специалистами собственных парциальных программ, появление новых направлений работы детского сада с детьми и семьей, проведение опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении и т.д. В ДОУ прослеживаются тенденции к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих обрести собственное лицо. Появляются частные образовательные учреждения для дошкольников, группы кратковременного пребывания, выполняющие адаптационные, воспитательные, обучающие, развивающие, коррекционные и др. задачи.

Однако, отмечает Н.Н. Кудрявцев, позитивные тенденции в изменении содержания и форм дошкольного образования имеют ряд проблемных полей:

1. самостоятельный поиск ДОУ в обновлении содержания, форм и методов образования часто сводится к беспорядочному поиску программ или попыткам разработать свои программы. При этом педагоги часто не способны адекватно оценить их качество;

2. изменение содержания образования сводится к расширению объема предметов для усвоения, необоснованному расширению или сужению требований стандарта (астрология, йога в ДОУ);

3. увеличение умственной нагрузки и снижение двигательной активности; 4. приоритет  интеллектуального  развития  над  художественным,

физическим, нравственным, эстетическим в связи с повышением требований школы к подготовке дошкольников;

5. излишняя эксплуатация образцов, готовых рецептов в выборе способов усвоения содержания образования;

6. недостаточное внимание формированию опыта творческой деятельности как одному из важных элементов содержания дошкольного образования и др.

Таких полей может быть выделено много. Их наличие выводит нас на противоречие между стремлением специалистов ДОУ соответствовать требованиям времени, конкурировать с другими, проявлять профессиональное творчество и снижением качества образования за счет необдуманного отбора содержания дошкольного образования. Стремление решать это противоречие в науке и практике выступает движущей силой развития дошкольного образования.

С обновлением содержания дошкольного образования, прежде всего, связано повышение его качества. В то же время, по мнению Л.А. Парамоновой, это использование новых методов и перестройка традиционных. Это и

 

169


 

ориентация на личностно-ориентированную модель взаимодействия в обучении и воспитании детей, а отсюда индивидуализация и дифференциация педагогического процесса. Отбор содержания образования связан и с определением стандарта, необходимого и достаточного для полноценного развития детей. Важным является и обеспечение детям равного старта для их дальнейшего образовательного продвижения.

? На каких же принципах сегодня должно отбираться базисное содержание дошкольного образования.

 

 

Принципы построения содержания дошкольного образования (Л.А. Парамонова)

1. Содержание должно иметь развивающий характер, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Этот тезис Л.С. Выготского признан во всем мире. Однако на современном этапе его толкование значительно расширено. Одни исследователи (В.В. Рубцов, А.Г. Асмолов) считают: дети многому учатся не только от взрослого, но и в процессе взаимодействия друг с другом; другие (А.П. Усова. Н.Н. Поддъяков, А.Н. Поддьяков) убедительно доказывают: дети успешно развиваются и самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Но, как мы знаем, содержательное взаимодействие и взаимодействие с развивающими объектами в детском сообществе организует взрослый. С его помощью создаются и объекты. Педагог должен знать, какое содержание образования – непосредственное или опосредованное - лучше развивает каждого воспитанника.

2. Содержание дошкольного уровня образования должно носить системный характер, т.е. обеспечивать взаимосвязь тех объектов и явлении, которые ребенок познает, которые "выступают" не сами по себе, а в системе других объектов и явлений. Тем самым существенно расширяется информационное поле его познания, и, как результат, уже к старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением встраивать новые объекты в уже имеющиеся системы. Это умение выступает как средство познания, т.е, позволяет выходить  за пределы  конкретики,   делать  обобщения, предположения и даже прогнозировать некоторые результаты. Системный подход позволяет педагогу реализовывать на практике важный дидактический принцип «от общего к частому". Для дошкольника каждое частное явление выступает как проявление чего-то общего, что способствует выстраиванию некой целостной картины.

3. Системность содержания дошкольного уровня образования позволит педагогу реализовать интеграцию в процессе обучения чувственного и рационального познания на уровне, соответствующем возрасту  (заметим,  что чувственное восприятие  более значимо для дошкольника, так как его деятельность многоаспектна). Это составляет основу его дальнейшего абстрактного познания. При таком подходе у педагога есть возможность:

 

170


 

а) не только обогащать осваиваемые детьми области действительности, но и сохранять целостность каждой;

б) добиваться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время.

Однако механизмы интегрирования содержания дошкольного уровня образования (ни теоретические, ни методические) пока серьезно не проработаны и находятся в стадии изучения. На сегодня, как правило, в качестве единицы интеграции выступает тематизм, что, к сожалению, в основном захватывает лишь ассоциативный пласт.

4. Содержание дошкольного уровня образования должно вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов, обеспечивать мультикультурное воспитание. Приобщая детей к собственной культуре и традициям, мы воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Понятие «малая Родина» в дошкольный период детства особенно значимо. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого. Мультикультурное воспитание, основанное не на ассимиляции (когда культура меньшинства растворяется), а на интеграции, приобщает к культуре большинства, сохраняет традиции малого народа. Это одна из важнейших задач воспитания.

Процесс воспитания ныне все более связывают с социальным развитием ребенка, с овладением им правилами и нормами поведения в обществе. Именно они должны быть сформированы в дошкольном учреждении, в детском сообществе. Осознание своего «я», своих возможностей, умение понять партнера, его возможности и выстроить на этой основе отношения - все это происходит в детском сообществе и благодаря детскому сообществу. Если ребенок налаживает контакт с кем-либо из группы (диада) - это одно обстоятельство, и совсем другое, когда он вписывается в группу играющих. Это значительно сложнее. В этом контексте нельзя не сказать о толерантности по отношению к окружающему, сверстникам, культурам и параллельном принятии и узнавании другого.

5. В базисном содержании дошкольного уровня образования должны быть представлены разные виды деятельности, а также сама деятельность в развитии ее основных компонентов: цель, выбор средства, нахождение способов, контроль и т.п. Деятельностный подход обеспечит детям субъективность освоения  социокультурного  содержания, связь  знаний, источником которых будут и взрослый, и партеры. Роль развивающей предметной  среды  безгранична. Функционально моделируя развитие деятельности, она не только обеспечивает ее исполнение, но и инициирует творческое взаимодействие ребенка с этой средой (С.Л. Новоселова).

6. Стержнем содержания дошкольного образования должен стать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику. В понятие «особый подход» входит не только формирование у детей здорового образа жизни, гигиенических навыков - потребности умываться, чистить зубы

 

171


 

утром и вечером, мыть руки перед едой, не забывать о водных процедурах, систематически заниматься физкультурой. Речь идет и об укладе жизни дошкольного учреждения, где созданы комфортные условия для созидательной деятельности, где каждый ребенок уверен, что он защищен потому, что вся атмосфера детского сада проникнута добротой.

Принцип отбора содержания образования, оберегающего здоровье ребенка, - это, прежде всего, положительная направленность во всем. Так, давая детям представления о правильном питании, педагог рассказывает только о том, что полезно организму; отправляясь на прогулку, привлекает внимание группы к ухоженности сада, парка, к тому, как легко дышится в тени деревьев. Отрицательная информация может вселить в ребенка чувство тревоги. В этой связи, когда речь идет о здоровье ребенка, возникает вопрос: а должен он знать о своих правах? Скажите, как ими может воспользоваться дошкольник? Права, защищающие ребенка, неукоснительно должны выполнять взрослые -родители, педагоги, государственные руководители разных уровней.

Таким образом, мы выделили шесть основных подходов к обновлению и отбору содержания дошкольного уровня образования. Они тесно взаимосвязаны. Их реализация потребует от педагога полной самоотдачи, овладения мастерством. Не секрет, уровень работы в дошкольных учреждениях несколько снизился. Есть тому и объективные причины. Какие?

Однако, от нас, будущих специалистов, зависит возможность усилить и расширить позитивные тенденции в изменении содержания и качества дошкольного образования. Дошкольное образование, став первой ступенью образования, имеет свою "детскую" специфику, которую важно не устранять, а учитывать во взаимодействии с детьми, в организации всех видов их деятельности.

 

 

Тема 1 2. Результаты процесса обучения в дошкольном образовательном учреждении

 

 

План

1. Понятие о результате обучения детей в дошкольном образовательном учреждении.

2. Оценка результатов обучения детей в педагогическом процессе.

3. Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОУ.

 

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

1. Составить библиографию статей на основе журналов «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ» за последние 5 лет по теме лекции.

2. Представить в виде схемы собственное понимание результатов дошкольного образования на современном этапе.

 

172


 

3. Подготовить педагогически обоснованное мини сочинение по теме «Качество процесса обучения в дошкольном учреждении. Пути повышения качества дошкольного образования».

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1976.

2. Дошкольное образование в России. – М., 1996.

3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.

4. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 1972.

5. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. - № 2. – 1995.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. 7.    Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

8. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. - 1996.

9. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

10. Усова А.П. обучение в детском саду. – М., 1981.

 

 

1. Понятие о результате обучения детей в дошкольном образовательном учреждении

Результат обучения – важный компонент процесса обучения. Он соотносим с целью и задачами обучения и зависит от:

- адекватного цели выбора содержания, форм, методов и средств;

- имеющихся условий в ДОУ (организационных, педагогических, психологических, кадровых, научно-методических, материально-технических и др.);

- компетентности педагогического коллектива;

- мотивации, активности и личного опыта детей;

- от характера взаимодействия педагога, детей, родителей;

- от готовности педагогов отслеживать не только итоговый результат, но и ход процесса обучения и своевременно осуществлять коррекцию деятельности в этом процессе;

- от возможностей индивидуализации обучения (для достижения дидактических целей всеми детьми).

Взав исимостио то пределенияпр ио р и т е т н ыхп едагогическихцелейопределяетсяирезультатобучения. Цель может быть определена как освоение некоторого объема содержания социального опыта; как система необходимых для данного возраста знаний, умений, навыков или личность в ее многообразии проявлений, обладающая личностным опытом как основным результатом образования; как целостная готовность выпускников ДОУ к школьному обучению и др. Каждая из этих формулировок имеет место на современном этапе развития системы дошкольного образования и является ориентиром и критерием оценки результативности педагогического процесса.

 

173


 

Утвержденный ФГОС дошкольного образования (2013 г.) определяет результат дошкольного образование через качество освоения всеми детьми содержания основной образовательной программы. Степень усвоения и количество детей, справившихся с требованиями программы дошкольного образования, определяют качество дошкольного образования. При этом важная роль отводится специфическим видам детской деятельности и индивидуализации в педагогическом процессе.

Цели обучения задаются социальным заказом общества; системой дошкольного образования; государственным образовательным стандартом. Они конкретизируются в образовательных программах и индивидуализируются специалистами ДОУ с учетом специфики внутренних и внешних условий.

А.П. Усова утверждает, что результатобучения – факт усвоения детьми знаний, умений, навыков, изменения в личности детей, происходящие под влиянием обучения. При этом значение имеет тот результат, который достигается умениями самого ребенка. Как следствие, педагогическое правило о дозировании взрослой помощи в познавательном процессе. Ценным является труд самого ребенка, его усилия и изменения в нем происходящие. Ребенок получает новое и в игре и другой деятельности, но именно целенаправленное обучение                  предполагает  специфическое   волевое,  произвольное, целенаправленное усилие ребенка, готовит его к школьному обучению.

Сегодня, в рамках личностно-ориентированной парадигмы в дошкольном образовании, основным результатом обучения и воспитания выступают именно личностные изменения, ее достижения, индивидуальность и потребность в дальнейшем развитии. Усваиваемые ребенком знания и умения являются средством, инструментом для формирования структур личности и личностного опыта дошкольников. Эта позиция является центральной в современной личностно-ориентированной парадигме образования.

Результат обучения детей (помимо образовательной парадигмы), так же как цели и задачи, определен каждой комплексной программой дошкольного образования. Достижение целей и их соответствие результату является основным критерием эффективности процесса обучения. Соотношение цели и результата в процессе обучения не однозначно. Цель может полностью или частично совпадать с полученным результатом, а может вступать в прямое несоответствие.

 

 

2.     Оценка р езультатов обучения в педагогическом п роцессе Оценка результатов процесса обучения является обязательным его

компонентом, имеет место на всех этапах обучения. Комплексная оценка проводится в ДОУ в начале, в середине и конце года. Текущее отслеживание эффективности образовательной деятельности ведется педагогом ежедневно в ходе взаимодействия с детьми. Оценка важна для изучения степени усвоения детьми содержания образования в соответствии со стандартом, для понимания результативности педагогического процесса, динамики продвижения каждого ребенка. Полученные результаты служат основанием для коррекции и индивидуализации работы с воспитанниками.

 

174


 

Оценкарезультатовобучения осуществляется в трех направлениях:

1) Объективная диагностика с помощью специальной системы форм и методов контроля деятельности специалистов ДОУ.

2) Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам.

3) Самооценка дошкольников в процессе обучения.

Остановимся на характеристике каждого из направлений оценки в обучении.

1)П едагогическаядиагностика – измерение уровня усвоения детьми образовательной программы, уровня обученности, развитости и воспитанности. Ее результаты указывают на эффективность педагогического процесса, деятельность педагогического коллектива, характер продвижений каждого ребенка. Контроль и диагностика являются функцией управления. Педагоги ДОУ испытывают затруднения в оценке результатов образования и процесса обучения в частности. Ряд педагогов делают это формально, не владеют инструментарием, не делают выводов по результатам оценки. Авторы современных комплексных образовательных программ для снижения этих затруднений разрабатывают диагностический инструментарий для педагогов с целью объективной оценки ими уровня усвоения содержания дошкольного образования.

Диагностика в процессе обучения дошкольников выполняет ряд функций: диагностическую, дидактическую, воспитательную, развивающую. Функции обучения справедливы по отношению к диагностике, так как ее методы (тесты, практические задания, анализ продуктов деятельности и др.) аналогичны обучающим, но вместе с тем, выполняют диагностическую функцию. Она является ведущей.

Диагностика результатов процесса обучения в ДОУ осуществляется в разных видахконтроля.

Текущий контроль – систематическая проверка усвоения детьми социального опыта в обучении (знания, умения, навыки, опыт творчества, опыт отношений к окружающему). Он гибок, оперативен, системен, разнообразен по форме, методам и средствам.

Периодический контроль – осуществляется по завершению крупных тем, разделов образовательной программы, по итогам большого периода в обучении. При этом учитываются данные текущего контроля.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (май). Его цель – подведение итогов обучения за год, изучение обученности и изменений в личности детей. Оценка уровня усвоения программы, возможного успеха дальнейшего обучения становится основой оценки педагогического процесса в целом.

На основе данных всех видов контроля делаются выводы, рекомендации, определяются задачи коррекции, индивидуальной работы с детьми, вопросы для самообразования педагогов, направления взаимодействия с родителями.

Примером  системной  диагностики  результатов  обучения  может послужить схема Б. Блума. В качестве критериев результативности процесса

 

175


 

обучения он выделяет следующие: ребенок знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает. Эти действия подлежат проверке, так же оценивается социальное и общепсихологическое развитие детей. Области оценки – когнитивная, социальная, психологическая.

Оценка результатов процесса обучения детей в ДОУ осуществляется с помощью специфических методов. Методыконтроля – способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в обучении с целью получения данных об успешности обучения. Методы контроля за результатами обучения детей можно условно разделить на методы устного контроля, письменного контроля, выполнение практических заданий, работ, наблюдение, специально разработанные,  научно  обоснованные диагностические методики.

А) Методы устного контроля – его основа монологический ответ ребенка или вопросно-ответная система. Методы могут быть применены в индивидуальной, групповой, фронтальной форме. К этим методам относятся – рассказ, беседа, объяснение, пересказ, сообщение из опыта дошкольников. Средства – дидактические игры, карточки, картины, вопросы, ТСО, предметы, серии картинок.

Б) Методы письменного контроля – в классическом виде в дошкольном учреждении с детьми не используются. В старшем дошкольном возрасте детям могут быть даны специальные задания – написание печатных букв, графические диктанты, обведение контуров предметов, штриховка и др. Эти методы позволяют оценить умения детей действовать по заданию, рисовать, штриховать, развитость мелкой моторики рук и др.

В) Практические работы и задания – выявляют уровень освоения детьми практических умений, способность воспринимать, выполнять задание, планировать ход его выполнения, умение действовать по образцу и без него, оценивать свою работу и других детей. Это может быть выполнение математических действий, выполнение опытов, трудовых операций, действий с дидактическими игрушками и материалами.

Г) Наблюдение з а деятельностью детей с целью оценки уровня усвоения разделов образовательной программы. Педагог наблюдает за ребенком в естественной свободной и самостоятельной деятельности детей. Оценивается способность ребенка применять полученный опыт, творчески адаптировать его в повседневной жизни, использование полученных знаний и умений в разных видах детской активности, способность детей к само и взаимообучению.

Д) Специально разработанные диагностические методики выявляют уровень развития психических процессов, мыслительных операций, компонентов учебной деятельности, объем, полноту и прочность усваиваемых знаний, умений, способностей и др.

Важно отметить, что эти методы используются во взаимосвязи с целью получения объективных результатов и возможности своевременной коррекции процесса обучения.

2) Оценка учебно-познавательной деятельности детей в процессе обучения и по его результатам

 

176


 

Оценка педагогом деятельности детей в процессе обучения выполняет рад задач:

- стимулирование познавательной активности детей;

- создание благоприятной атмосферы в процессе обучения посредством одобрения и создания ситуации успеха для детей в процессе обучения;

- формирование у детей оценочных умений.

Для ребенка в процессе обучения важно оценочное отношение взрослого, одобрение его действий, поощрение усилий, анализ правильности его действий в соответствии с заданием, качество работы. Педагог сравнивает результат ребенка с заданием, с образцом, с требованиями к этой деятельности на данном возрастном этапе. Детальность оценки возрастает с возрастом детей, возрастают и требования к их деятельности и ее результатам.

Важной является форма оценки. Например, «дом нарисован не правильно» - такая оценка не приемлема. Почему? Выделим рекомендациипооценкедеятельностид етейвпроцессеобучения.

1) В оценке отражаются сначала положительные, затем отрицательные стороны, которые могут быть поправимы в дальнейшем.

2) Оценка должна быть отнесена к результату деятельности, отношению к ней, а не к самой личности ребенка.

3) Она может быть выражена в словесной и символической форме (знак, цвет, фишка и др.).

4) Необходимо формировать у детей правильное, конструктивное отношение к недостаткам и неточностям в своей деятельности.

5) Вопрос о результативности обучения связываются с фактическими возможностями детей.

6) Педагог оценивает учебно-познавательную деятельность детей и ее результат с позиции правильности и последовательности действий; соответствия результата требованиям к нему.

7) Не допустима формальная оценка работы ребенка.

Показателем результативности обучения является овладение программным содержанием обучения всеми детьми; изменения, происходящие в личности ребенка, его творческом и отношенческом опыте. Степень достижения целей обучения детьми различен, так как это зависит от первоначального личного опыта ребенка, его способностей, условий развития за пределами ДОУ. Этот уровень может быть выше, соответствовать, быть ниже.

Результаты обучения на занятиях используются детьми в других видах деятельности (игре, труде, общении и др.), так как результат всегда имеет практическое значение. Способность детей использовать полученный в обучении опыт является еще одним показателем успешности обучения.

Факт получения результата оказывает значительное воспитательное влияние на детей. Их интересует не только процесс, но и результат. Дети с 4-ех лет начинают устанавливать связи между деятельностью, ее результатом и источником получения знаний. Целевая деятельность детей формируется в целенаправленном обучении.

 

177


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.