Р ебенок р а ннего и дошкольного возраста как объект педагогического исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Р ебенок р а ннего и дошкольного возраста как объект педагогического исследования

2019-09-17 380
Р ебенок р а ннего и дошкольного возраста как объект педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Рассматривая ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, мы должны отметить, что такая позиция по отношению к каждому человеку не постоянна, она сменяема в системе отношений "человек – человек". Каждый из нас может находиться в разных позициях. Понятие объект мы применили по отношению к абстрактному дошкольнику, чьи анатомо-физиологические, психологические и другие особенности являются предметом изучения различных наук (психологии, анатомии, физиологии, педагогики и др.).

Возможность отношения к ребенку как субъекту, эффективность целенаправленного формирования его свойств, качеств, способностей определяется знанием педагогами и родителями особенностей, возможностей данного возраста.  К.Д.Ушинский отмечал, что для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях.

Оптимизация образовательного процесса в дошкольном учреждении, поиск новых систем и технологий во многом определяется адекватностью научно-педагогических, психологических и др. исследований. При изучении особенностей воспитания, обучения, развития ребенка раннего и дошкольного возраста в разных видах деятельности используется целая система исследовательских методов.

Вспомните и назовите методы научно-педагогического исследования. Возникает следующий вопрос: "Какое место занимает реальный ребенок

в ходе исследований, в процессе применения педагогом различных методов с целью изучения дошкольников?" На этот и другие вопросы, связанные с данной темой нам предстоит ответить в рамках изучения курса "Дошкольная педагогика".

 

 

Самостоятельная работа к т еме лекции Характеристика возрастного развития ребенка дошкольного

Возраста

 

55


 

 

План

1. Возрастная периодизация. Критерии выделения возрастных периодов. 2. Возрастные этапы дошкольного детства

3. Общая характеристика возрастного развития детей раннего возраста. Специфичность воспитания и обучения детей на данном этапе

4. Характеристика этапов возрастного развития детей от 3-х до 7 лет. Основные направления воспитания и обучения.

 

 

Письменноезадание: подготовить таблицу, отражающую основные направления развития детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе (младенчество, ранний возраст, младший, средний, старший дошкольный возраст). Ниже предложен один из вариантов таблицы.

 

 

Основныена п равленияр азвитияд е т ейраннегоидош к о льноговозраста

 

 

Возрастно й период   Особенности развития личности   Развитие деятельности   Развитие психических процессов   Развитие общения и речи   Основные   возрастные   новообразования  

 

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1981.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.

5. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

6. Общение ребенка в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. – М., 1990.

7. Педагогика раннего возраста. / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М., 1998.

8. Ступени общения: от года до семи лет. / Под ред. Г.Н.Галигузовой, Е.О.Смирновой. – М., 1992

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1995.

10.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. // Избранные психологические труды. – М., 1978.

 

Тема 4. Д ошкольное образование в целостной системе образования РФ

 

План

 

56


 

1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования.

2. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Цели, задачи дошкольного образования.

3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе дошкольного образования (Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция дошкольного воспитания, Федеральная программа развития образования, Типовое положение о дошкольном учреждении и др.).

4. Модернизация дошкольного образования. Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования.

 

З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы

 

1. Подготовить тезисы нормативных документов к вопросу № 3 данного занятия. С помощью прочитанных материалов выстроить свою точку зрения на основные вопросы лекции.

2. Подготовить библиографию статей из журналов «Вестник образования», «Дошкольное воспитание», «Управление в ДОУ», посвященных вопросам модернизации дошкольного образования (программы, проекты модернизации, анализ  проблем и  тенденции  развития дошкольного образования). На основе прочитанного выстроить собственную позицию по этому вопросу, приготовиться отразить ее в ходе группового обсуждения.

3. Ознакомьтесь с текстами основных нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, ФГОС дошкольного образования, федеральные государственные требования к содержание основной образовательной программы дошкольного образования (сайт Министерства образования РФ). Подготовьте презентацию данных документов, отражающую основное содержание документа и вашу педагогическую точку зрения по поводу прочитанного).

 

Рекомендуемаял и т ер а т ура

 

1. Антонов Ю.Е. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании в РФ // Управление ДОУ. 2006. № 8.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

3. Венгер Л.А., А.В. Запорожец  Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1990. № 8.

4. Ворсина Н.М., Сапрыкина Л.А. Программа развития ДОУ. – Барнаул, 2003.

5. Всероссийский эксперимент "Развитие новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях". Вып.4. Сб. статей и документов. – М., 2002.

 

57


 

6. Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. 2001. № 10.

7. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

8. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003. 9. Закон РФ "Об образовании" (1992). – М., 1996.

10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001. 11.Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.

12.Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.

13.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. № 4.

14.Крулехт М.В. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2003. № 5.

15.Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 7 – 10; 1998. № 1, 4, 10.

16.Кудрявцев В.Т. еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3, 4.

17.Кулакин Г.К. Строительство будущего начинается с социального заказа на дошкольное образование // Управление ДОУ 2003. № 3.

18.Майер А.А. Модернизация дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2004, № 2.

19.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

20.О ходе разработки Госстандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10.

21.Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 11.

22.Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание.2003. № 3.

23.Парамонова Л.А. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 6.

24.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.

25.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

26.Психолого-педагогический словарь/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.

27.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999. 28.Об         утверждении государственного образовательного стандарта

дошкольного образования // Вестник образования. - № 2. – 1995.

29. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. - 1996.

 

58


 

30. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.

31.Стеркина Р.Б. Еще раз о государственных образовательных стандартах // Дошкольное воспитание. 2002. № 5.

32.Типовые положения о ДОУ. М., 2005.

33.Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 1994.

34. Федеральный закон об утверждении федеральной программы развития образования // Вестник образования № 12. - 2000.

 

 

1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Современноероссийскоео бразование – непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные,  негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации, демократизации. Право на образование является одним из конституционных прав граждан России.

Образование выполняет ряд функций:

- формирование нравственного облика человека;

- повышение культурного уровня общества, передача социального опыта; - повышение образовательного уровня общества;

- повышение профессионального уровня. Образование как личностная ценность:

- помогает человеку быстрее адаптироваться в обществе; - повышает интеллектуальный уровень человека;

- развивает способности личности;

- способствует формированию целостного образа «Я» человека, становлению личности и программированию ее саморазвития;

- удовлетворение познавательных потребностей личности во всех направлениях.

Механизмом и условием для получения человеком образования на разных его уровнях выступает система образования. Системаобразования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а так же удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

 

59


В условиях мобильного общества важна возможность для образования каждой личности, на любом возрастном этапе. Ключом к решению этой задачи является создание непрерывной системы образования.

Непрерывноео бразование – деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умений учащихся и подготовку к исполнению социальных и профессиональных обязанностей, а так же к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

Системаобразованияв   РФсоставляетсовокупностьвзаимодействующих(какотмечаетсявзаконе«Обобразовании»):

- образовательных программ и государственных стандартов;

- сети реализующих их образовательных учреждений различных форм, типов и видов;

- органов управления образованием.

Таким образом, образование является необходимой ценностью для человека, общества и государства. Оно направлено на развитие и саморазвитие личности, усвоение ею социального опыта, необходимого для адекватного вхождения в социум. Образование обеспечивается сетью образовательных учреждений разных типов и видов. Эти учреждения, органы управления ими, совокупность государственных программ и стандартов составляют систему образования. Образование должно обладать качествами: непрерывностью, интегративностью, гуманистической направленностью, вариативностью и др. Непрерывное образование направлено на удовлетворение образовательных потребностей человека на любом возрастном этапе. Получение образования является конституционным правом граждан РФ.

 

 

2. Место дошкольного о бразования в целостной системе образования. Цели, задачи дошкольного образования

 

 

Структуру системы образования составляет совокупность уровней и ступеней.

 

 

С т руктурасистемынепрерывногообразования

 


центр проф ориентации

 

школа искусств

 

спортивная школа

 

кружки по интересам

 

внеучебная деятельность в школе

 

другое


 

 

 

Допобразование

 

III ступень - среднее (полное) общее образование (1-11 класс)

 

 

 

 

II ступень - основное общее образование (5-9 класс)

 

 

 

 

 

 

I ступень - начальное образование 1-3(4) класс

 

 

 

 

 

дошкольное образование

 

   

 

Послевузовское образование

 

 

 

До п о л н ит е л ьно е профессиональноеобразование

 

 

 

 

 

Высшее проф. образование (ВУЗ)

 

 
 

 

Среднее проф. образование (колледж,техникум)

 

 
 

 

Начальное проф. Образование (профессионально-техническое училище)

 

 

 

 
 

 


 

 

60


 

Рисунок 1. Система образования РФ

 

Дошкольное образование – первое звено в системе образования, которое закладывает фундамент физического, социально-нравственного, когнитивного, психического, эстетического развития личности. Этот тезис был пропечатан еще в 1918 г. в «Положении о единой трудовой школе». Система дошкольного образования находится в постоянном изменении, связанными с интенсивными изменениями в обществе. Она выполняет социальный заказ общества, выступает одним из факторов его развития.

 

Дошкольноео б разованиевР о ссиир еализуется сетью дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, сегодня дискуссионными является вопрос о формах получения детьми дошкольного образования. Вариативными представляются: гувернерство, группы кратковременного пребывания (для детей раннего возраста, для подготовки к школе, досуговые, оздоровительные, летние); учреждения, обеспечивающе предшкольную подготовку детей, не посещающих ДОУ; Центры развития и образования и др. Не редки мысли только о семейном воспитании детей в дошкольный период. Однако, по многочисленным опросам родителей, детский сад выступает как необходимый институт воспитания, обучения, развития детей, как источник профессиональной помощи семье в осуществлении дошкольного образования. В услугах ДОУ нуждается основной процент российских семей, что актуализирует значимость развития системы дошкольного образования, подготовки профессиональных педагогических кадров для работы с детьми. Сохранение и развитие сети дошкольных учреждений сегодня является важной функцией  государства  и Управления  дошкольного  образования Минобразования.

 

Российские ДОУ предназначены для детей до 7 лет. Здесь закладываются основы личности и деятельности, происходит подготовка к дальнейшему обучению в средней общеобразовательной школе.

 

Целью дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие дошкольников в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и детьми (Концепция дошкольного воспитания». Взаконе«Обобразовании»отмечается:«Цельдошкольногообразования – обеспечить воспитание детей дошкольного возраста, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных особенностей дошкольников, коррекция возникающих нарушений в развитии».

 

ДОУ решает целый ряд образовательных задач:

 

1. Осуществление охраны жизни и здоровья детей;

2. Всестороннее воспитания личности от 0 до 7 лет.

3. Обеспечение интеллектуального, личностного, психического и физического развития дошкольников;

4. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

 

 

61


 

5. Подготовка детей к школе.

6. Взаимодействие с семьей, школой, медицинскими и досуговыми, оздоровительными центрами в интересах полноценного развития детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), затем в детских домах, интернатах. Сегодня создаются институты патронажных семей, детские дома семейного типа, где воспитание приближается к условиям семенного. Сегодня государство большое внимание уделяет вопросам семьи, усыновлению и опеки детей-сирот. Продумываются и внедряются механизмы стимулирования и помощи семьям, опекающих этих детей.

 

 

3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе дошкольного образования

Действие системы дошкольного образования регламентируется целым рядом нормативных документов:

 

- Законом «Об образовании»;

 

- Конвенцией о правах ребенка;

 

- Федеральной и региональными программами развития образования;

 

- Концепцией дошкольного воспитания;

 

- Типовым положением о дошкольном учреждении;

 

- государственным стандартом дошкольного образования;

 

- программами воспитания и обучения детей в ДОУ.

 

За к о н «О б о б р азовании» – определяет правовые основы действия системы дошкольного образования. В нем закрепляется право каждого человека на получение образования. Закон отражает государственную политику в области образования граждан, формы получения образования. В нем определены цели и задачи, структура и функции каждого звена системы образования, обозначены механизмы работы этой системы. В статье 18. Дошкольное образование отмечается, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В помощь семье действует система ДОУ, решающая задачи оздоровления, воспитания, обучения, развития, коррекции  нарушений в развитии дошкольников. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку воспитания в младенческом возрасте. Местная администрация организует и координирует финансовую, методическую, диагностическую, консультативную помощь семьям, воспитывающим детей в домашних условиях.

Конвенция о п р авах ребенка – документ, объединяющий в себе высокие социально-нравственные, правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослого с детьми, т.е. утверждают нормы

 

62


 

общечеловеческой культуры. В Конвенции указывается, что ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не установлен более ранний возраст. Документ определяет спектр прав детей, которые важно соблюдать всем окружающим взрослым для полноценного развития, сохранения и укрепления здоровья, безопасности жизни (право на жизнь, на имя, гражданство, заботу родителей и государства, на охрану здоровья, на свободу мысли, совести и религии, на защиту индивидуальности и интересов ребенка, на участие в жизни общества и др.). В этом документе ребенку с раннего возраста гарантировано право на образование. Оно включает следующие аспекты: возможность посещения образовательного учреждения; создание условий для образовательной деятельности; содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;  отношения между  участниками  образовательного  процесса, основанные на уважении достоинства ребенка.

Концепция дошкольного воспитания (1995 г.) – определяет совокупность взглядов науки, общественности на современное дошкольное образование – его место в системе образования, цели и задачи этой ступени, основные направления работы специалистов, способы взаимодействия с детьми, родителями, школой. Так же концепция отражает современные теоретические основы понимания дошкольного детства.

Основы государственной политики в области образования отражаются в целевых Федеральных программах, которые выстраиваются на основе анализа проблем в области образования и социального развития. Федеральные программы конкретизируются региональными, которые учитывают национальные, региональные, культурные, климатические и др. особенности региона. Главная цель этих программ – развитие системы образования в соответствии  с современными  потребностями  общества.  Контроль за выполнением  Федеральных и  региональных программ осуществляется Правительством РФ и местными органами управления образованием. Сегодня существуют отдельные федеральные программы «Дети России», «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Чернобыля» и др.

Типовое положение о д о школьном у чреждении имеет сегодня 3 редакции в 1989 г., 2008г. и 2012 г (дополненное, на которое мы сегодня опираемся). Оно внесло коррективы в уже имеющееся положение и регулирует деятельность государственных, муниципальных ДОУ. В нем определены задачи ДОУ:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно- речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 

 

63


 

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В Типовом Положении определены следующие типы ДОУ: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного возраста; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции отклонений в развитии детей; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным оздоровительным направлением; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка – с углубленными программами психического и физического развития, коррекцией и оздоровлением всех детей.

В Типовом положении разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии. На основании Типового положения каждое ДОУ создает свой устав, который определяет порядок его работы, права и обязанности участников педпроцесса, порядок приема специалистов, способы оказания дополнительных услуг, описывает социальные гарантии и льготы работников.

Вышеописанные документы определяют нормативно-правовые,организационныеосновы деятельности и направления развития системы дошкольного образования.

Содержание    д о школьного   образования   ре гламентируетсягосударственнымстандартоввобластидошкольногообразованияиобразовательнымипрограммами.

Стандарт (англ. - образец, основа, мерило). Образовательныйстандарт - определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В системе дошкольного образования пока стандарта нет, он находится на стадии разработки и апробации. Этот процесс начался в 1990 годы в связи с необходимостью стандартизации всех ступеней образования. Сложность возрастной ступени, специфика работы ДОУ, его задач, отсутствие учебной деятельности детей обусловливают и особую форму стандарта дошкольного образования. Сегодня действует временный стандарт дошкольного образования - Примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (утверждены Минобразования 22.08.96г.).

На сегодняшний момент утвержден ФГОС дошкольного образования (14.06.2013), определяющий нормативные и содержательные ориентиры деятельности педагогов ступени дошкольного образования. Стандарт дошкольного  образования  призван обеспечить  защиту ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, направлен на обеспечение единства образовательного пространства, обеспечение качества дошкольного образования.

 

64


 

ФГОС дошкольного образования представляет собой федеральныйкомпонентстандарта. Существуют еще два компонента стандарта образования (независимо от ступени):

1) национально-региональныйкомпонент призван отражать социально-экономические, национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности региона. Эти особенности находят свое отражение в стандарте и позволяют вносить дополнения в основную образовательную программу («Наша Родина – Алтай»).

2) вариативнныйкомпонент, позволяющий конкретным ДОУ и педагогам разрабатывать собственное содержание воспитания и обучения детей (кружковая работа, парциальные программы), которое должно быть оценено органами управления образованием с позиции качества и возрастных возможностей и потребностей детей.

Требования стандарта служат ориентиром для разработки образовательных программ для ДОУ, которые конкретизирую стандарт. Образовательная   программа  – документ, определяющий  содержание образования определенного уровня и направленности (в нашем случае образовательные программы в области дошкольного образования определяют содержание воспитания и обучения детей от 0 до 7 лет). В образовательной программе прописывается содержание разделов, тем, расположенных по возрастным группам (ступеням). Подробнее об образовательных программах для ДОУ и госстандарте смотреть в курсе «Дидактика». Требования к современной образовательной  программе  дошкольного  образования определены в ФГОС, принятом министерством образования в 2013 году. Тексты документов представлены в приложении пособия.

 

 

Таким образом, нормативные документы регламентируют нормативно-правовые, организационные, содержательные и методические основы действия системы дошкольного образования.

 

 

4.    Модернизация дошкольного образования. Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования

 

 

Современное дошкольное образование находится в неоднозначной ситуации. С одной стороны дошкольное образование является основосоздающей, значимой ступенью образования. Количество дошкольников, нуждающихся в ДОУ, превышает количество реальных мест в детских садах. Вместе с тем, финансовое положение большинства детских садов, достаточно низкий престиж профессии воспитателя, низкая заработная плата привели во многих местах к кадровому кризису. Высококвалифицированные молодые специалисты не занимают места в ДОУ. В качестве воспитателей часто работают специалисты с другой специальностью (учитель литературы, начальных классов, инженеры, работники культуры). Отсутствие специального образования во много раз увеличивает этап адаптации педагога в профессии, снижается качество образования. Работающие педагоги не всегда стремятся к

 

65


 

саморазвитию. Наряду с такой ситуацией существует значительное число дошкольных учреждений, работающих по новым программам, ведущих опытно-экспериментальную работу, изучающих и внедряющих новые технологии дошкольного образования, сохраняя позитивное из имеющегося опыта.

Сегодня много пишется и говорится о модернизации системы образования, дошкольного в том числе. Модернизация связывается с объективной потребностью в изменениях имеющейся ситуации в дошкольном образовании, в работе дошкольных учреждений.

Рассмотрим тенденции, перспективы и проблемы дошкольного образования в связи с произошедшим изменением статуса.

Дошкольноев оспитание стало дошкольнымобразованием, что является мировой тенденцией. Как следствие, дошкольное образование стало полноправной (кроме того исходной, базосоздающей) ступенью образования наряду со школьным и вузовским образованием (закон РФ «Об образовании»).

Выделим основные, на наш взгляд, проблемыдошкольногообразования.

1. Недостаточная экономическая и социальная защищенность системы образования и конкретно системы дошкольного образования. Отсюда – невысокая заработная плата воспитателей, бедность развивающей среды ДОУ, необходимость постоянного подключения финансов родителей (помимо фактической родительской оплаты и др.). Не смотря на введение новой системы оплаты труда педагогов, наличие стимульных надбавок, компенсации семье части родительской оплаты за ДОУ, появление платных образовательных услуг – ситуация далека до расцвета системы.

2. Кадровая проблема. Нестабильность педагогического коллектива, недостаточная компетентность педагогов ДОУ, недостаточная мотивация на самосовершенствование, ведение экспериментальной деятельности. Старение педагогических кадров в ДОУ.

3. Утвержденны ФГОС дошкольного образования недостаточно четко определяет содержание дошкольного образования на современном этапе. Не полная решенность этой проблемы не позволяет оценивать дошкольное образование как полноценную образовательную ступень, затрудняет отслеживание качества деятельности специалистов ДОУ, осложняет процесс установления преемственных связей со школой и др. При этом важно избежать, как отмечают многие ученые, нормирования развития ребенка, так как норма здесь категория условная. Утвержденный стандарт в качестве основной цели дошкольного  образования выделяет освоение  детьми  основной образовательной программы, что превращает ДОУ в школьное подразделение и выводит на первый план в оценке качества дошкольного образования знания и умения. Тем самым категория детства перестает иметь ценность, а это время становится очередным этапом учения. Единой нормы развития для всех дошкольников не существует, ее не может быть. Так, В.Т. Кудрявцев отмечает, что нет единой стратегии развития системы. ФГОС не стал выстроенной системой связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых,  психолого-педагогических  приоритетов. Стандарт должен

 

66


 

ответить на вопросы: чему,как,когоикомуучить. При этом не должна теряться самоценность периода дошкольного детства, его сензитивные возможности в развитии образности, воображения, творчества, видов деятельности в специфических видах детской активности.

 

 

4. Отсутствие широких возможностей для повышения квалификации педагогов и обмена опытом осуществления дошкольного образования (за пределами ДОУ, района, города, села, края, страны).

5. Проблема обеспечения единого образовательного пространства в дошкольном образовании. Обеспечение равнозначных условий для образования дошкольников в городе и на селе.

6. Слабые связи между педагогической наукой и практикой дошкольного образования. Недостаточное использование достижений сторон для развития системы дошкольного образования.

7. Недостаточное количество мест в ДОУ, которые являются востребованными большинством российских семей.

8. Недостаток учреждений, оказывающих образовательные услуги семьям, чьи дети не посещают детский сад по причинам здоровья, необходимости получения особых образовательных услуг.

9. Увеличение количества детей с проблемами в развитии, которые нуждаются в специальных условиях и коррекционно-педагогической помощи.

10. Практически отсутствие учреждений, групп для одаренных дошкольников, детей с высокими образовательными потребностями.

11. Снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Организация физкультурно-оздоровительной работы, поиск методов воспитания ценностного отношения детей и семей дошкольников к своему здоровью.

12. Смещение акцентов в сторону подготовки детей к школе, интеллектуального развития. Снижение времени на игры, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание дошкольников.

13. Слабые преемственные связи ДОУ, семьи, школы, учреждений образования и культуры, досуга.

14. Недостаточность действия психолого-педагогической диагностики на разных этапах образовательного процесса в ДОУ.

15. Слабая материальная база, бедная предментно-пространственная среда в ДОУ, ее редкая сменяемость. Нерациональность использования помещений ДОУ. Бедное, единообразное оборудование на прогулочных участках.

16. На фоне активизации инновационной деятельности в ДОУ появляются пособия, методики, программы, которые не могут быть использованы в работе с детьми по причине не учета закономерностей развития, воспитания и обучения в дошкольный период. Это является следствием недостатка контроля и экспертизы внедряемых специалистами инноваций.

17. Недостаточное внимание педагогов ДОУ к индивидуальности детей – их особенностям характера, одаренности, семейной ситуации и др.

 

67


 

18. Сокращение специалистов дополнительного образования, психологов в ДОУ.

19. Разрыв в качестве предоставляемых образовательных услуг в ДОУ и сельской местности.

Выделенные проблемы можно условно разделить на объективные и субъективные. Низкий престиж педагогической профессии в обществе, финансирование системы дошкольного образования порождают большинство кадровых проблем, проблемы мотивации и повышения квалификации и др. Выделяя эти проблемы, необходимо отметить, что не все из них имеют место в каждом ДОУ. Сегодня большой процент детских садов стремиться к самосовершенствованию, ищет дополнительные формы финансирования, внедряют новые и грамотно реализуют уже имеющиеся технологии и методики воспитания и обучения


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.