Методы исследования дошкольной педагогики – науки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методы исследования дошкольной педагогики – науки

2019-09-17 778
Методы исследования дошкольной педагогики – науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Дошкольная педагогика использует в своем арсенале педагогические методы исследования. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С помощью методов наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в

 

43


 

систему известных знаний. Темп и уровень развития науки во многом зависит от применяемых в ней методов исследования.

Совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели составляют методику педагогического исследования (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров). Комплекс методов с наибольшей достоверностью позволяет исследовать сложные педагогические объекты, разносторонне провести исследовательскую работу.

Методы исследования в педагогике взависимости от аспекта рассмотрения делятся на:

- общенаучные (применимые в любой науке), собственно педагогические и методы смежных наук, информация которых важна для решения педагогических проблем (методы исследования психологии, физиологии, медицины и др.);

- констатирующие и преобразующие; - эмпирические и теоретические;

- качественные и количественные; - частные и общие;

- методы описания, объяснения и прогноза;

- методы обработки результатов исследования и др.

Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Так, эмпирические методы создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т.п.

Задача исследователя – определить оптимальный комплекс методов для каждого этапа исследования. Важно отобрать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива и др. объектах.

Применяемые методы исследования, отмечается в Российской педагогической энциклопедии,  должны обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы, улавливать динамику развития определенных качеств, в определенный промежуток времени, в течение которого проводится эксперимент. Необходимо предполагать смену методов с учетом изменения объекта изучения. Анализу подвергаются не только ход и результаты процесса, но и условия в которых он протекает.

Педагогические процессы в ДОУ требуют системного изучения. Системный подход применяется к явлениям, имеющим множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Исследователь должен выявить компоненты и связи пед. явления; определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы; оценить роль и место системы в системе других явлений и процессов; выделить объекты изучения и преобразования; изучить процессы управления изучаемым явлением; создать систему с

 

44


 

улучшенным функционированием; внедрить полученные результаты в практику.

Фундаментальные  исследования  требуют  целостного  применения теоретических методов. В прикладных исследованиях превалируют методы эмпирического исследования (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы самооценки и экспертной оценки). Однако, в любом исследовании имеют место методы теоретического и эмпирического характера, методы обработки экспериментальных данных, т.е. они применяются в системе. В дошкольной педагогике используются собственно педагогические методы, а так же методы, позволяющие получить информацию о ребенке, процессах воспитания, обучения и с точки зрения психологии, физиологии, медицины и др. наук. Имеют место в дошкольной педагогике - науке теоретические методы (анализ, сопоставление, дедукция, индукция, обобщение, моделирование и др.). В комплекс эмпирических методов входят эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический консилиум, изучение  продуктов  деятельности  детей,  документации,  сопоставление

независимых характеристик.

? Самостоятельно рассмотрите цели, содержание и методику применения, фиксации и обработки данных каждого из названных методов. Выполните практические задания по методам (задания 2 – 5), используйте рекомендуемую литературу и учебники по курсу «Дошкольная педагогика», «Педагогика».

 

 

Таким образом, педагогические исследования направлены на описание, объяснение, прогнозирование хода и развития педагогических явлений и процессов. Исследования осуществляются в соответствии с четко определенной логикой и с помощью специального инструментария – методов исследования. Независимо от направленности исследования (фундаментальное, прикладное) исследовательские методы важно использовать комплексно, охватывать все стороны изучаемого явления (процесса), факторы и условия, влияющие на его протекание и развитие.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.