С т р у ктура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

С т р у ктура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов

2019-09-17 775
С т р у ктура сюжетно-ролевой игры. Характеристика структурных элементов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра – вид детской деятельности и как всякая деятельность имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на ее структурные компоненты.

Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурныекомпоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города и т.п.).

Одним из основных средств реализации сюжета являются игровыедействия. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – "как будто".

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов Д.В. Менжерицкой, П.Г. Саморуковой и Д.Б. Эльконина и др. показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т.д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или

 

104


 

иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д.Б. Эльконин. На основе исследований, он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли (появляется критическое отношение к изображению взятой на себя роли или выполнению ролей товарищами по игре), изменяется содержание роли - от отображения действий к изображению отношения между людьми.

В.И. Ядэшко, В.Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила.

Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в "детский сад" и т.д.

Правила (в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх взрослыми) призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

 

 

4. Этапы и уровни развития сюжетно-ролевой игры дошкольников Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она

проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии. Т.А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этапо знакомительнаяигра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительнаяигра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета  и  на достижение с его  помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, т.е. переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

 

105


 

Третий этап - с ю жетно-отобразительнаяи гра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.).

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3 – 7 лет, Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый у ровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

Второй у р овень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е.   их   последовательностью в   реальной действительности.

Третий у ровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью.

Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, по иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.

Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразные действия того лица, которое изображает ребенок.

Для того, чтобы дети достигли высокого уровня сформированности сюжетно-ролевой игры, необходимо систематическое и умелое развитие

 

106


 

игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых.

Как отмечают Т.А. Куликова, П.Г. Саморукова, развитиесюжетно-ролевыхигр осуществляется в двух на правлениях:

- формирование игры как деятельности;

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Подробнее рассмотрим первое направление - формирование игры как деятельности, так как второе направление рассматривалось нами в первой лекции о сущности игры дошкольников.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Жуковская Р.И., Комарова Н.Ф., Менжерицкая Д.В., Михайленко Н.Я., Саморукова П.Г. и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников. Понимая, что игра творческая и самостоятельная деятельность детей, педагоги так же четко осознают необходимость развития игровых умений детей при участии взрослых. Только в этом случаи игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей в этот возрастной период. Вместе с тем, влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Предложенные авторами приемыразвитияигры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямыеп едагогическиепр и емы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь (в распределении ролей; подборе игрушек, атрибутов и т.п.), обучение ролевому поведению и т.д.

Перечисленные   приемы   руководства  дают   возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д.

Приемыкосвенноговоздействия на ход детских игр (без непосредственного вмешательства в игру) очень разнообразны: обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни (на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картин, иллюстраций и т.д.); формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности (ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношение людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей); внесение игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре и т.д.

 

107


 

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно больше использовать косвенных приемов. Чем младше дети, тем больше педагог внимания уделяет организации игры.

С.А. Шмаков, рассматривая основные принципыорганизацииигры педагогом, выделил ряд принципов, соблюдение которых обеспечивает реализацию игрой присущих ей функций. К этим принципам он отнес:

- отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру (авторитаризм противоречит сущности игры, важно поддерживать взаимоуважение, предполагать только добровольное вовлечение детей в игру);

- принцип развития игровой динамики (реализуется через правила игр, она стимулируют развитие сюжета, его динамику; важно поощрять игровую инициативу, которая дает динамику игре);

- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей в игре, снятие моментов, провоцирующих конфликты, расширение игровых аксессуаров, проведение тренингов на неудачи, обогащение репертуара детских игр и др.);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (являясь «ускорителем» многих процессов развития детей, игра должна отступать на второй план в деятельности, которая ценна сама по себе – труд, экспериментирование; в ДОУ – игра средство перехода к другой деятельности);

- принцип перехода от простейших игр к более сложным (задержка ребенка в сфере одномерных, простых игр опасна, необходимо движение к более сложным моделям игр, которые помогают реализовать себя, устанавливать контакты и др.).

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.