История з арубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История з арубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании

2019-09-17 772
История з арубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольнаяпедагогика – наука о сущностных свойствах и закономерностях воспитания, обучения детей в дошкольный период. Эта наука зарождалась в рамках педагогической науки, из которой выделилась в относительно самостоятельную отрасль, оставаясь в системе педагогических наук (наряду с вузовской, школьной, социальной, военной, инженерной, логопедией и др.). Еевыделениеизруслапедагогикипроизошлов30-ыегодыXIXвекаисвязаносименемФридрихаФребеля. Он утвердил идею о развивающейся личности ребенка с самого раннего возраста. Это развитие должно протекать в разнообразной деятельности, доступной ребенку по возрасту. Самой естественной для детей деятельностью считал игру. Ф. Фребель создал первый детский сад, разработал содержание занятий с детьми, дидактические материалы, создал учреждения для подготовки воспитателей детских садов.

 

17


 

Вместе с тем, история педагогической мысли о воспитании дошкольников берет свое начало в рамках философии. Педагогическая теория зарождалась в трудах ученых – философов, просветителей Древнего Востока, Кита, Греции, Египта, России с 470 г. до н.э. (IV и III в. до н.э.). Философские суждения, трактаты педагогического содержания Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля связаны с мыслями о воспитании граждан, их обучении и развитии. В их трудах просматривались идеи организации общественного воспитания детей, которые реализовывались в собственной практике.

 

Так, древнегреческий мыслитель Платон (427 – 348 гг. до н.э.) в своих трактатах «Государство» и «Законы» изложил педагогическую систему образования граждан. Идеи воспитания и обучения рассматривались им в соотнесении с потребностями общества. Предлагаемая им система образования граждан включала 5 этапов:

 

1 этап (3 – 6 лет) – дети собираются для совместных игр под руководством женщин. Просматриваются идеи: воспитания детей в обществе; социализации – усвоения норм и правил взаимодействия, принятых в обществе; развития речи, физического развития детей и др.

 

2 этап (6 – 12 лет) – обучение элементарной грамоте, письму, чтению, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в государственных школах.

 

3 этап (12 – 16 лет) - юноши обучаются в палестре – школе, где основное место уделялось физическому развитию.

 

4 этап (с 16 лет) – обучение юношей основам наук.

 

5 этап (16 – 18 лет) – специальная военно-физическая подготовка.

 

Обучение девочек осуществлялось в домашних условиях, и было направлено на подготовку к семейной жизни, ведению хозяйства.

 

Аристотель (384–322гг. до н.э.) – автор теории воспитания свободнорожденных граждан. Аристотель являлся воспитателем Александра Македонского. Он понимал воспитание как единый трехсторонний процесс физического, нравственного, умственного воспитания. Большое внимание уделял дошкольному воспитанию, выделял игру как ведущее средство воспитания в дошкольный период. Он отмечал, что в дошкольном возрасте должно быть домашнее воспитание. Аристотель является автором возрастной периодизации, в которой выделяет 3 основных периода:

 

- от рождения до 7 лет;

 

 

18


 

- от 7 лет до наступления половой зрелости;

 

- от 14 лет до 21 года.

 

Он считал, что на основе этой периодизации должно строиться природосообразное воспитание.

 

Между тем при наличии прогрессивных педагогических идей вплоть до 17 века обучение и воспитание детей регламентируется законами божьими. Ребенок рассматривается как раб божий, направляемый извне, не являющийся самоценным для общества. Взгляды на ребенка. человека как ценность появляются в XVI I веке в эпоху возрождения. Педагогические идеи в этот период связан с именами Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы и др. Мысли о воспитании и обучении детей в эту эпоху носят явно выраженный гуманистический характер. Прослеживаются идеи: обучения на родном зыке, отрицания механического заучивания, обучения всех детей независимо от пола, класса, индивидуального подхода к детям, обучение вблизи природы (организация образовательных учреждений на лоне природы). Большое значение при воспитании уделялось физическому развитию, красоте тела. Именно в эпоху Возрождения педагогика выделяется из философии в самостоятельную науку о воспитании, обучении и образовании человека. Дошкольная педагогика в этот период времени выступает как органичная часть педагогики.

 

Выделение педагогики в самостоятельную науку, обобщение в систему педагогического знания связано с XVII веком, с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592- 1670гг.). Он отмечал, что «из всякого ребенка можно сделать человека» с помощью воспитания и развития, которые должны быть природосообразным, т.е. соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. он высказывал требование всеобщего образования, обосновал необходимость и эффективность классно-урочной системы обучения.

 

Говоря о становлении дошкольной педагогики акцентируем внимание на труде Я.А. Коменского «Материнская школа». Он был одним из первых педагогов, глубоко изучавших вопросы дошкольного воспитания, которое по его пониманию являлось первой ступенью воспитания, реализующейся в семье. В  материнской школе должны закладываться основы физического, нравственного, умственного развития детей. Он давал конкретные указания по уходу за ребенком, призывая родителей внимательно относиться к здоровью и физическому развитию ребенка с первых дней жизни. Я.А. Коменский

 

 

19


 

рассматривал игру как необходимую форму деятельности ребенка, давал указания родителям о руководстве играми детей с целью их развития, рекомендовал поощрять совместные детские игры, понимая их воспитательное значение. Нравственное воспитание Я.А. Коменский ставил на религиозную основу и связывал с трудом, посильным ребенку и сочетающимся с игрой. Средствами воспитания считал убеждение, наставление, пример взрослых. Физические наказания указывал применять в крайних случаях.

 

В системе умственного воспитания детей ставил задачи накопления чувственного опыта, развитие мышления и речи как основы для обучения в школе. Важно в дошкольном возрасте дать ребенку представление об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения за ними. Выделил систему умений, которой должен овладеть ребенок в дошкольном возрасте последовательно от года к году.

 

Ценны указания Я.А. Коменского по развитию речи дошкольников на разных возрастных этапах; по подготовке детей к школе (идеи возбуждения интереса к школе, выработке авторитета будущего учителя).

 

Таким образом, учение Я.А. Коменского о материнской школе представляет первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, предложить четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 

Особое место в дошкольной педагогике занимает теория свободного воспитания Жан-Жак Руссо (1712-1772 гг.). он выделил три источника воспитания: природу, людей, окружающие вещи – все они должны быть взаимосвязаны. Если эти источники противоречат друг другу, то человек получается  дурно  воспитанный.  «Воспитание  должно  быть природосообразным, соответствовать естественному ходу его развития. Надо считаться с интересами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослого должно быть тактичным, продуманным, - отмечает Руссо в труде «Эмиль или о воспитании» Он дает возрастную периодизацию, которая не стала популярной.

 

Значительный вклад в развитие дошкольной педагогики 19 века внес Р.Оуэн (1771-1858 гг.) – английский общественный деятель, социалист-утопист. В 1816 г. создал систему образовательных учреждений, где воспитывались дети от 1 до 10 лет. Дети от 1 до 5 лет воспитывались в детской школе, которая явилась первым учреждением для детей дошкольного возраста. Задача детской школы заключалась в расширении представлений ребенка об окружающем,

 

 

20


 

развитии взаимоотношений с другими детьми. Здесь уделяется внимание играм, гимнастике, танцам, пению. Он высказывал идеи о значении наглядности в обучении детей, прогулках и занятиях на воздухе, создания специальных детских площадок, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях с ними.

 

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог. Внес свой вклад в историю дошкольной педагогики. Он раскрывал идеи семейного воспитания. роль матери в развитии и воспитании ребенка. Им разработана методика элементарного обучения детей языку, письму, счету, которой могла бы пользоваться любая мать, занимающаяся с ребенком в домашних условиях.

 

Официальное в ыделение дошкольной п едагогики в самостоятельную науку произошло в XIX веке и это событие связано с именем ФридрихаФребеля (1782-1852 гг.). Им была создана система воспитания детей дошкольного                      возраста, организованы учреждения для воспитания дошкольников. В 1837 г. В Германии он создал дошкольное учреждение, которое в 1840 г. назвал «детский сад». Целью воспитания он считал развитие природных способностей. В детском саду воспитание происходит через включение ребенка в разные развивающие виды деятельности – эта идея ценна и сейчас, оформившись в рамки деятельностного подхода в воспитании, обучении и развитии человека.

 

Ядром педагогики детского сада считал игру, через которую выражается и развивается внутренний мир дошкольника. Фребель рекомендовал комплексно использовать игру как средство воспитания. Для развития ребенка предложил 6 «даров»: 1) мяч, 2) шар, кубик, цилиндр. 3) куб, разделенный на 8 кубиков. 4) куб, разделенный на 8 плиток, 5) и 6) дары – кубик, разделенный на 27 кубиков, отдельные из которых еще разделены на части. Использование этих материалов, - по мнению Ф. Фребеля позволит развивать строительные навыки и одновременно создает представление о времени, величине, форме, числе, пространстве. Фребель является автором методики работы с этими дарами. Им проработаны методики развития речи через песни, игры, речевые занятия. Он ввел в детский сад множество занятий. которые проводятся в ДОУ сегодня. После его смерти появился журнал «Детский сад», тогда как при его жизни идеи детского сада общественностью не разделялись. В дальнейшем идеи Фребеля легли в основу организации детских садов для пролетариата. Значительным поводом для критики идей Ф. Фребеля являлось его увлечение своими «дарами» и недооценка других средств обучения детей.

 

 

21


 

Конец 19 начало 20 века в зарубежной дошкольной педагогике связывается с Марией Монтессори 91870-1952 гг.) – итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания. доктор медицинских наук. Она открыла ДОУ - «Дом ребенка». Активно провозглашала роль самовоспитания и отрицала активную воспитывающую роль педагога. Критиковала детские сады Ф. Фребеля за оторванность от реальных объектов среды в развитии ребенка. Необходимым считала изучение ребенка в ДОУ, учет этого в организации жизни. Ее заслугой стали систематические антропометрические измерения, отслеживающие характер физического развития детей в ДОУ. Для обеспечения самостоятельной деятельности дошкольников провела реформу оборудования здания и комнат ДОУ: появились легкие столы и стулья, шкафчики для пособий и вещей по росту детей, внесено гигиеническое оборудование – детские умывальники, специальные столы для мытья посуды, полочки для принадлежностей и др. она требовала научного образования от педагогов детского         сада.              Культивировала           идеи детской активности и дух экспериментаторства педагогов.

 

Между тем, при всех плюсах – обучению отводилось 4-5 часов, значительное место  занимало религиозное воспитание. Строго разграничивались игры и занятия, педагогу отводилась роль наблюдателя за детской деятельностью. Игре не придавалось должного значения. Исключала из своей теории рассмотрение вопросов развития речи. Что обедняет детский интеллект. Не дифференцировала этапы дошкольного детства, что являлось ошибкой ее теории.

 

Основной формой воспитания и обучения она считала самостоятельные занятия детей. Разработала форму обучения – индивидуальный урок в ДОУ, основанный на принципах сжатости и простоты. Допускала коллективные музыкальные и гимнастические занятия. Все психические процессы по ее мнению развиваются в сенсорной деятельности. Отмечала, что развитие осязательно-мышечного чувства особенно требует упражнения в дошкольном детстве. Для этой цели был специально создан дидактический материал, не включающий природные объекты и игрушки, которые можно использовать в крайних случаях. Как следствие, повтор ошибки Фребеля – абсолютизация созданных дидактических материалов.

 

Таким образом, зарубежная педагогическая мысль развивалась постепенно, содержа в себе много рациональных, прогрессивных мыслей, которые легли в основу современной педагогики дошкольного детства. Анализ и учет позитивного и негативного педагогического опыта, теоретических

 

 

22


 

позиций позволяет науке развиваться дальше, прогнозировать дальнейшие пути совершенствования научного и практического знания.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.