Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств

2018-01-13 2306
Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Следы транспорта обнаруживают в местах дорожно-транспортных происшествий или на местах происшествий, где транспортное средство использовалось в качестве орудия или средства преступления. Для их обнаружения требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности.

Следы шин можно обнаружить при осмотре полотна дороги мес­та происшествия и предметов, обнаруженных на нем, а также обо­чин, кюветов, подъездов к месту происшествия и мест стоянки транспорта.

В большинстве случаев следы автотранспорта не удается изъ­ять в натуральном виде. Поэтому специалисту необходимо их тща­тельно изучить и фиксировать на месте их обнаружения. Для этого следы осматриваются на возможно большем протяжении в целях обнаружения участка с наиболее четким отображением признаков шин. Чтобы установить особенности шин всех колес, надо изучить следы на повороте или на месте разворота транспорта. Для выяв­ления частных признаков шин и определения их устойчивости ос­мотру подлежит каждый след колеса на протяжении не менее двух его оборотов. Для следов, оставленных шинами легковых автомо-


билей, его расстояние равно 4-6 м, для грузовиков — 6-12 м.

После осмотра места происшествия специалист проводит ис­следование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:

1. Групповая принадлежность транспортного средства:

а) тип (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);

б) вид (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);

в) модель (автомобиль грузовой ЗИЛ-130, автомобиль легковой
ВАЗ-2121 «Нива», трактор ДТ-75 и т. д.).

2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкно­
вением.

3. Повреждение, причиненное транспортному средству в резуль­
тате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).

4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови,
краска, частицы грунта).

5. Направление движения транспортного средства, которое оп­
ределяют по ряду признаков (рис. 9):


а) при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи
брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направле­
нию движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в
сторону движения, постепенно будет исчезать. Аналогичные следы
образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества;

б) в объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на его стен­
ках отображаются признаки направления вращения колеса. При
вращении колеса на стенке следа образуются дугообразные бо­
роздки и валики, расположенные в виде веера, вершина которого
обращена в сторону направления движения;

в) если ширина колеса правильно смонтирована, то некоторые
типы рисунков протектора также позволяют судить о направлении
движения. Угол, образованный деталями рисунка, раскрыт обычно
в сторону направления движения;

г) при вращении колеса со значительной скоростью пыль, песок,
снег отбрасываются назад в сторону, образуя веерообразные от­
ложения, обращенные вершиной в сторону направления движения.
Вблизи такого следа иногда появляются валики в виде уступов,
крутая сторона которых указывает направление движения;

д) при переезде колесом через тонкую ветку, отдельные не­
большие палочки, соломинки последние переламываются и обра­
зуют угол, раскрытый в сторону движения. Транспортное средство,
двигающееся по траве, оставляет след примятой травы, наклонен­
ной в сторону направления движения, а при буксировании, наобо­
рот, — в противоположную сторону. При переезде через твердый
предмет, например камень, находящийся на грунте, с противопо­
ложной направлению движения стороны обычно возникает не­
большой зазор вследствие сдвига предмета вперед;

е) в месте поворота между следами передних и задних колес
образуются углы. Более острый угол показывает направление дви­
жения.

Для решения вопроса о групповой принадлежности транспорт­ного средства по следам колес необходимо установить модель ши­ны, количество колес, их колею и базу.


Рис. 9. Определение направления движения транспортного средства по его следам




§ 5. Методика идентификации транспортных средств по следам шин

В зависимости от вида следов или других объектов, изъятых при осмотре дорожно-транспортного происшествия или при осмотре транспортного средства, на разрешение экспертизы ставят сле­дующие вопросы:

1. К какому типу (виду, модели) относится транспортное средст­
во, которым оставлены следы колес?

2. В каком направлении двигалось транспортное средство?

3. Оставлены ли следы колес или других частей колесами или
частями конкретного транспортного средства?

4. Составляли ли ранее одно целое осколки стекла или другие
объекты с частями стекла фар, подфарников, кузова или других
частей конкретного транспортного средства?

5. Оставлены ли вмятины, царапины или другие следы на кон­
кретном транспортном средстве в результате столкновения этого
средства с определенным предметом (столб, дерево, перила и т. д.)
на месте происшествия или другим определенным транспортным
средством?

6. Являются ли нитки или кусочки ткани или других предметов,
обнаруженные на транспортном средстве, частями одежды потер­
певшего или каких-либо предметов, находившихся на месте про­
исшествия.

Однако следует оговориться, что приведенный перечень не ис­черпывает всех тех вопросов, которые могут возникнуть при рас­следовании определенного события.

Трасологическая экспертиза следов шин автомототранспортных средств проводится с целью установления конкретного транспорт­ного средства, оставившего след. Как и в других идентификацион­ных экспертизах, на исследование представляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слеп­ков, фотоснимков, оттисков и, во-вторых, транспортное средство или шина — в случае, когда известно, каким колесом оставлен след. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выпол­нить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.


В соответствии с общими принципами трасологической иденти­фикационной экспертизы в данном исследовании выделяют четыре стадии:

1. Предварительное исследование.

2. Детальное исследование, включающее три этапа:

 

— раздельное исследование;

— экспертный эксперимент;

— сравнительное исследование.

 

3. Оценка результатов исследования и формулирование выводов.

4. Оформление материалов исследования.

Каждая предыдущая стадия подготавливает и способствует проведению последующей, поэтому границы между ними весьма условны.

Предварительное исследование. Получив постановление о назначении экспертизы и объекты, подлежащие исследованию, эксперт прежде всего уясняет суть заданных вопросов, проводит осмотр объектов, убеждаясь в том, что они соответствуют указан­ным в постановлении. Успешное проведение экспертизы следов шин во многом зависит от знания экспертом обстоятельств проис­шествия. В первую очередь нужно установить условия и механизм следообразования, время изъятия и способы фиксации следов.

Изучая условия образования следов, эксперту необходимо ус­тановить свойства следовоспринимающей поверхности, опреде­лить, груженым или нет было транспортное средство, изменялось ли давление в шинах. Важно знать время, прошедшее с момента образования следов до изъятия колеса или экспериментальных образцов, а также'учитывать, насколько интенсивно использова­лась шина за истекший период, не подвергалась ли она ремонту.

Предварительное исследование шины направлено на изучение ее основных конструктивных элементов (вида рисунка, шага или ширины беговой дорожки, общих размеров и т. д.), а также на уста­новление ее типа и модели.

Затем эксперт знакомится с копиями следов, представленными на исследование, читает сопроводительные надписи на бирках, определяет качество и количество копий. Если представлены фо­тоснимки следов, необходимо обращать внимание на их четкость, соблюдение правил масштабной съемки.

Первая стадия экспертизы заканчивается составлением плана дальнейшего исследования и фотографированием объектов по правилам масштабной фотосъемки.

Детальное исследование. На этой стадии наиболее трудоем­ким является этап раздельного исследования. Основные задачи


данного этапа — установление и изучение идентификационных признаков и их последующий анализ.

Как и при любом идентификационном исследовании, вначале определяют групповую принадлежность шины, оставившей след. Для этого исследуют общие признаки, отобразившиеся в следе (размеры в целом, ширину и шаг беговой дорожки, рисунок протек­тора и размеры его отдельных элементов и т. д.), позволяющие установить модель шины. В случаях когда полученные данные со­ответствуют нескольким моделям шин, перечисляют все эти модели.

Явное несоответствие выявленных общих признаков идентифи­цирующего объекта с общими признаками проверяемого дает воз­можность эксперту сделать вывод об отсутствии тождества. Если результаты сравнения общих признаков не позволяют исключить проверяемую шину, то переходят ко второму этапу раздельного исследования — изучению частных признаков. Для этого в следах выделяют наиболее четкие отображения индивидуальных особен­ностей шины (неокрашенные участки в поверхностном следе, вы­ступы и углубления в слепке), определяют их форму, размеры, местоположение относительно краев беговой дорожки и взаимо­расположение. Затем совокупность выявленных признаков оценивают с точки зрения ее индивидуальности и достаточности, что позволяет решить вопрос о пригодности следа для дальнейшего анализа.

Таким же образом исследуют шину или экспериментальные следы, присланные в качестве объектов сравнения, причем уже на этом этапе сопоставляют общие и наиболее ярко выраженные ча­стные признаки. Их различие служит основанием для вывода об отсутствии тождества и окончания исследования.

При совпадении указанных признаков приступают к локализации участка беговой дорожки, которым мог быть оставлен след. Наибо­лее простой способ поиска — это разбить поверхность шины на несколько участков и последовательно их изучить.

Дальнейшее детальное исследование локализованного участка ставит своей целью не только выявить все особенности рельефа, но и определить их происхождение (в результате изготовления, эксплуатации или ремонта). Эти особенности изучают и оценивают с точки зрения их конфигурации, размеров места положения и взаиморасположения. В заключение проводят анализ идентифика­ционных признаков исследуемой шины и дают оценку ее пригодно­сти для дальнейшего исследования.

Экспертный эксперимент. Основные задачи данного этапа за­ключаются в проверке механизма следообразования, устойчивости


отображения признаков и в получении образцов для сравнительно­го исследования. Необходимо при проведении эксперимента соз­дать условия, с одной стороны, максимально приближенные к тем, которые были в момент следообразования, а с другой — позво­ляющие наиболее четко и полно изучить отображение индивиду­альных особенностей шины. Для этого она должна быть тщательно очищена от грязи. Экспериментальные поверхностные следы полу­чают на ровной площадке, покрытой плотной бумагой. На беговую дорожку шины предварительно наносят типографскую краску, а за­тем делают не менее двух оттисков полной окружности шины (если следообразующий участок не установлен) или определенного уча­стка. При необходимости изготовления гипсового слепка использу­ется мягкий увлажненный грунт.

Вместе с тем экспериментальные следы, полученные экспертом в лабораторных условиях, не всегда удовлетворяют требованиям, предъявляемым к образцам для сравнительного исследования, так как не учитываются давление воздуха в шине и нагрузка на нее в момент следообразования. Поэтому в необходимых случаях экс­пертный эксперимент проводят в тех же условиях, при которых произошло расследуемое событие.

Сравнительное исследование является наиболее важным эта­пом рассматриваемой стадии. В основном здесь применяется ме­тод сопоставления, реже — наложения одномасштабных фото­снимков или совмещения выделенных признаков.

Метод сопоставления признаков объектов заключается в непо­средственном сравнении (его копий) с протектором покрышки или экспериментальным следом. Вначале сопоставляют одноименные общие, а затем частные признаки. Их сравнивают по форме, раз­мерам, местоположению и взаиморасположению. При этом участ­вуют возможные искажения перечисленных признаков, обуслов­ленные эластичностью шины и различными условиями следообра­зования. При сравнении можно использовать и принцип построения геометрических фигур, который заключается в следующем: одно­значные признаки соединяют прямыми линиями, после чего сопос­тавляют полученные геометрические фигуры (их форму, размеры сторон, углы между сторонами).

Используются также координатные сетки, впечатываемые в фо­тографии либо просто накладываемые на изображение во время сравнительного исследования.

Способ совмещения признаков применяют в основном для сравнения динамических следов.


Способ наложения изображений эффективен, если следы (их копии) равновелики или подобны образовавшим их объектам. Вви­ду того, что такое идеальное отображение признаков, как отобра­жение динамических следов транспорта в практике встречается редко, то методы совмещения и наложения обычно не применяются.

Оценка результатов исследования и формулирование вы­водов

Результаты раздельного и, главным образом, сравнительного исследований оцениваются исходя из общих положений трасологи-ческой экспертизы, с учетом не только признаков объектов, но и особенностей механизма следообразования.

В процессе идентификационного исследования эксперт, как правило, не устанавливает полного совпадения признаков. Наряду с совпадениями обнаруживают и ряд различий, из-за чего возника­ет вопрос о последовательности оценки признаков. Практика пока­зывает, что целесообразнее начинать с выяснения идентификаци­онного значения различающихся признаков. Эксперт должен уста­новить, появились ли они в результате видоизменения или разных условий отображения одного и того же признака либо это отобра­жения двух различных признаков. Если различия закономерны и общие признаки не совпадают либо общие признаки совпадают, но различаются частные, то следует сделать вывод об отсутствии то­ждества. Здесь очень важно отграничить различающиеся признаки от ложных (мнимых) различий, возникающих из-за деформации объекта, которая влечет за собой искажение признаков. С учетом этого, эксперт должен производить оценку различий, основываясь на признаках, характеризующихся определенной устойчивостью к ис­кажениям, например таких, как взаиморасположение особенностей.

После изучения различий эксперт переходит к оценке совпа­дающих признаков. Они рассматриваются с точки зрения достаточ­ности, устойчивости, индивидуальности выявленной совокупности совпадающих признаков.

Достаточность совокупности выявленных признаков определя­ется с учетом их идентификационной значимости (частоты встре­чаемости) и количества. Наибольшую значимость имеют местопо­ложение и взаиморасположение признаков, в то время как форма и размер деталей на шине подвержены существенным изменениям, а их отображениям свойственны отклонения.

Оценка степени устойчивости отображенных признаков являет­ся важным фактором исследования, позволяющим повысить на­дежность выводов. Так, признаки производственного происхожде-


ния (недопрессовки, отсутствие перемычек и др.) в процессе экс­плуатации шины, как правило, уменьшают свою глубину и лишь незначительно форму и размер на поверхности. Иными словами, внешнее строение их достаточно устойчиво, по сравнению с анало­гичными признаками, возникшими при эксплуатации (трещины, раз­резы и др.), изменение которых происходит быстрее.

Экспертный вывод готовится на протяжении всего хода экспер­тизы и основывается на результатах детального исследования, а также количественно-качественной характеристике совпадающих и различающихся признаков. Если формулируется общий вывод о наличии тождества, эксперт должен объяснить причины возникнове­ния тех или иных различий. При отрицательном выводе о тождестве следует давать всю возможную информацию об искомом объекте.

Вывод в категорической положительной форме формулируется таким образом: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъя­том с места происшествия (конкретно), образован протектором шины модели... установленной на левом переднем колесе автомобиля...».

При категорическом отрицательном выводе эксперт указывает: «След, зафиксированный в гипсовом слепке, изъятом с места про­исшествия (конкретно), образован не шиной, установленной на ав­томобиле... Данный след образован шиной модели... которая мо­жет быть установлена на автомобилях следующих марок...».

Оформление материалов исследования. Структурно заклю­чение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследователь­ской и выводов, которые отражают ход и результаты исследования.

Вводная часть, где излагаются обстоятельства дела, должна содержать все имеющиеся данные как о следах, так и о проверяе­мой шине (величину пробега, дорожно-климатические условия ее эксплуатации за период между событием преступления и моментом изъятия, сведения о возможном ремонте и т. д.).

В исследовательской части представлены данные, полученные экспертом в ходе предварительного и длительного исследований каждого следа, проверяемой шины или ее экспериментальных об­разцов.

От результатов исследования и формы выводов существенно зависит и содержание фототаблицы, прилагаемой к заключению эксперта.

Если сделан отрицательный вывод о наличии тождества и оп­ределена модель шины, оставившей след, то содержание фото-


таблицы такое же, как и при установлении модели шины. В случае положительного результата идентификационной экспертизы в фо­тотаблицу необходимо поместить, кроме снимков общего вида объектов, увеличенные изображения участков с наиболее важными совпадающими деталями, а на снимке шины отметить часть бего­вой дорожки, соответствующей данному следу.

Экспертиза следов колес с жесткой шиной проводится по методи­ке, принципиально не отличающейся от следов пневматических шин.

Выше отмечалось, что на местах дорожно-транспортных проис­шествий кроме следов шин остаются другие следы. Определенные следы проявляются и на самом транспортном средстве.

Следы столкновения исследуются по методике исследования следов орудий взлома. Однако в данном случае вопрос решается не по одному следу, оставленному какой-либо частью автомобиля, а по совокупности всех следов, возникших в результате столкнове­ния. Поэтому отделять какие-либо детали транспортного средства для проведения экспертизы нельзя, так как при этом уничтожается много признаков (высота, положение, взаимное расположение).

Отделившиеся от автомобиля части исследуются по методике установления целого по частям, аналогично исследуются и обрыв­ки одежды потерпевшего, обнаруженные на автомобиле.

Частицы краски и каких-либо других веществ направляются на химическое или другое исследование.

Обнаружение, фиксация и тщательное исследование всех сле­дов транспортных средств служат быстрейшему установлению со­бытия происшествия и розыска лиц, его совершивших.

Экспертиза следов гусениц,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.