Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-13 | 2227 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Методика экспертного исследования следов производственных механизмов базируется на общих положениях теории криминалистической идентификации.
Особенностью исследования объектов этой экспертизы является необходимость обращения к изучению производства и его отдельных элементов (технических средств, технологических процессов, материалов (изделий).
Конкретный комплект оборудования или отдельный производственный механизм (его рабочая часть) становятся объектом изучения, когда стоит задача их отождествления по следам на изготовленных изделиях.
Комплексно все элементы и стадии производства изучаются для отождествления конкретного предприятия-изготовителя.
В первом случае изучением процессов следообразования и участвующих в нем объектов занимается трасолог, иногда с участием
таких специалистов, так технологи по обработке материалов или инженеры по оборудованию.
Во втором случае требуются более разносторонние исследования, причем они должны оцениваться в совокупности, так как речь идет об отождествлении объекта, являющегося по своему характеру комплексным. В этом случае исследуются: конструкция изделий, материал, из которого они изготовлены (состав, технология обработки), примененное основное и вспомогательное оборудование, режим их работы, производственные навыки рабочих, способы транспортирования, маркировки, упаковки, хранения.
В исследованиях подобного рода участвуют трасологи, товароведы, технологи, эксперты КЭМВИ. При этом изучаются стандарты и техническая документация, технологические процессы, всевозможные отклонения, имевшие место при изготовлении тех или иных изделий и так или иначе отобразившиеся на продукции данного предприятия.
|
Исследование частей производственных механизмов и их следов осуществляется по общей методике трасологических экспертиз. Наряду с этим специфика объектов исследования и своеобразие возникновения следов машинной обработки придает особенности названному виду экспертиз. Исследование объектов экспертизы подразделяется на три стадии.
1. Предварительное исследование. Получив необходимые материалы, эксперт начинает исследование с предварительного осмотра объектов, направленных на экспертизу. Определяет характер, назначение и материал представленных изделий. Выявляет и изучает следы, образованные на изделиях частями механизмов в процессе изготовления. Для этого он должен иметь представление об устройстве механизмов, о технологическом процессе производства, особенностях взаимодействия деталей машин и механизмов. Кроме того, при производстве экспертизы устанавливают, заменялись ли отдельные узлы и детали в машине. Если заменялись, то определяется время их замены, условия непрерывной работы машин, состояние их рабочих частей, оставляющих следы на готовых изделиях при их обработке, проводятся ли операции по дополнительной обработке.
Некоторые изменения в отображении следов вносит покрытие изделий анодированным слоем, но при этом на изделиях остается достаточное количество признаков для идентификации.
Также необходимо выяснить способы упаковки и условия хранения готовых изделий, какой срок изделия находились в эксплуата-
ции и каким изменениям за это время могли подвергнуться следы, имеющиеся на них; вид материала и полуфабрикатов, используемых для изготовления изделия. Необходимо учесть и то, что изделия разных предприятий различаются между собой в большей степени, чем разные экземпляры изделий одного и того же предприятия.
Знание указанных сведений позволяет ориентироваться в подборе необходимых для сравнения объектов, правильно проводить оценку отображений идентификационных признаков в следах машинной обработки и наметить порядок проведения последующей стадии экспертного исследования, а также дает возможность эксперту правильно выбрать методы сравнительного исследования.
|
Признаки, выявленные при предварительном исследовании, отмечают либо исключают возможность идентификации машин и механизмов.
2. Детальное исследование подразделяется на раздельное исследование, экспертный эксперимент и сравнительное исследование.
Раздельное исследование. На этом этапе эксперт определяет форму, размеры и особенности строения изделий, имеющих значение вещественных доказательств по делу, изделий образцов и экспериментальных изделий со следами рабочих частей механизмов. В следах механизмов на изделиях эксперт отыскивает отображения идентификационных признаков рабочих частей и изучает их форму, размеры, вид, их положение и взаимное расположение. Необходимо также выявить признаки, свойственные материалу изделий, которые надо уметь отличать от следов, оставленных на изделии рабочими частями идентифицируемого механизма.
Проводя исследование следов механизмов, эксперт должен учитывать возможность специализации производства и отдельных предприятий, изготавливающих различные промышленные изделия. В выпуске промышленных изделий иногда принимают участие несколько специализированных предприятий, поэтому на готовой продукции могут оставаться следы механизмов нескольких предприятий. Изделия поточных линий имеют следы рабочих частей механизмов, составляющих эти линии. В обоих случаях возможно искажение следов, так как следы поздней обработки могут располагаться на следах ранней обработки. На данном этапе изучаются также особенности, присущие рельефу поверхности рабочих частей механизмов индивидуально. При этом эксперт определяет
форму и размеры рабочих частей. На участках рабочих частей, непосредственно вступающих во взаимодействие с поверхностями изготавливаемых или обрабатываемых изделий, отыскивают признаки внешнего строения в виде рельефных преобразований. Такими признаками могут быть: рисунки, геометрические фигуры, изломы линий контуров, углубления, выщербленности, выступы, царапины, заусеницы, частичные повреждения или отсутствие отдельных элементов рисунка и т. д. Изучая названные признаки, эксперт определяет их форму, размеры, положение и взаиморасположение на рабочих частях механизма.
|
Необходимо также учесть специфику данного этапа, которая заключается в том, что исследование целесообразно начинать с изучения образцов, представленных на экспертизу, место изготовления которых заранее известно.
Экспертный эксперимент. Значительное место при идентификационной экспертизе производственных механизмов занимает проведение экспериментов. Они проводятся для получения сравнительного материала и непосредственного изучения механизма возникновения следов, механизмов на изделиях и определения условий отображения в следах идентификационных признаков.
Экспертный эксперимент позволяет установить степень устойчивости признаков, отображающихся на поверхности изделий при их изготовлении. Большое значение эксперимент имеет, когда количество идентифицируемых механизмов велико. В этом случае эксперимент дает возможность точно установить конкретный механизм, на котором было изготовлено исследуемое изделие. Проведение эксперимента оказывает помощь в определении времени изготовления изделия, когда имела место замена некоторых частей или узлов механизма, вносящая изменения в следообразовании. Зная время ремонта или замены детали механизма, можно точнее определить период изготовления конкретного изделия.
Большую помощь может оказать проведение эксперимента и при расследовании дела, связанного с занятием запрещенным промыслом, а также с кустарным изготовлением изделий. В данных случаях эксперимент позволяет установить конкретный инструмент, на котором изготовлено изделие, поступившее на исследование в качестве вещественного доказательства.
Вместе с тем необходимо отметить, что экспертный эксперимент при идентификации производственных механизмов имеет
свои особенности. Если при идентификации орудий взлома для получения экспериментальных следов используется более мягкий материал (пластилин, свинец и т. д.), то при исследовании производственных механизмов для получения сравнительного материала необходимо применять такое же сырье, из которого изготовлено исследуемое изделие, т. е. физические свойства материала должны быть одинаковы.
|
Выбор более мягкого или более твердого материала внесет изменения в структуру следов, что затруднит дальнейшее исследование или может привести к неправильному выводу.
Сравнительное исследование. На основе результатов предыдущих исследований объекты, представленные на экспертизу, и образцы сравниваются по признакам, выявленным на этапе раздельного исследования. Следует учесть, что при проведении экспертизы нельзя ограничиваться сравнением изделий по отображениям лишь одного какого-либо фактора производства, исследованием отдельного свойства предмета. Необходимо подвергнуть исследованию как можно большее количество свойств изделий, отображающих различные факторы, которые в своей совокупности индивидуальны. В этом специфика данного вида экспертных исследований.
Следы механизмов на изделиях можно сравнивать по соответствующим признакам непосредственно с рабочими частями идентифицируемого механизма, со следами механизмов на изделиях-образцах и со следами на экспериментальных образцах.
Сначала сравниваются признаки группового значения для установления различий либо совпадений между следами на исследуемых изделиях и на образцах.
Различия этих признаков являются достаточными для отрицательного вывода. Если же устанавливается совпадение по признакам группового значения, то эксперт переходит к сравнению признаков индивидуального значения.
В случаях, когда провести полное сравнительное исследование по каким-либо причинам невозможно, эксперт не в состоянии сделать категорический вывод о единстве или различии. В таких случаях эксперт, констатируя выявленные признаки совпадения или различия сравниваемых объектов, объясняет в своем заключении причину невозможности решения вопроса. При наличии же совпадения и невозможности объяснения имеющихся различий эксперт отказывается от разрешения вопроса, изложив в заключении причину.
3. Оценка результатов исследования и формулирование вывода. На заключительной стадии экспертизы требуется суммарная оценка результатов сравнительного исследования, при которой внимание уделяется определению идентификационной значимости совокупности совпадающих и различающихся признаков. Оценка идентификационной значимости основывается на изучении закономерностей возникновения следов.
При оценке результатов сравнительного исследования эксперт должен убедиться в неповторимой совокупности выявленных признаков. Вместе с тем эксперт объясняет имеющиеся различия, указав на причины их возникновения. Если совокупность совпадающих признаков устойчива и неповторима, а различия объяснимы, то эксперт приходит к положительному категорическому выводу. Вывод эксперта содержит ответ на поставленный перед ним вопрос и, насколько позволяют результаты проведенных исследований, должен быть полным и определенным.
|
Результаты трасологической экспертизы следов производственных механизмов на изделиях оформляются так же, как и материалы идентификационных исследований следов инструментов.
8. Скоморохова А. Г., Майлис Н. П. Механоскопическая экспертиза
производственно-технологических следов. М., 1996.
9. Шапочкин В. И., Булгаков В. Г. Технико-криминалистическое обес
печение судебно-экспертного исследования стальных изделий // Судебная
экспертиза. Саратов, 2001. № 1.
10. Шапочкин В. И., Булгаков В. Г., Бурминская Л. Н. и др. Особенности
методики комплексного экспертного исследования разрушенных деталей
автотранспортных средств // Юристъ-Правовед. Ростов н/Д, 2000. № 1.
11. Шапочкин В. И., Котельников Б. В. Современные возможности ком
плексного экспертного исследования взрывных устройств // Современные
проблемы криминалистики. Волгоград, 1999.
12. Шлепов Ю. А. Теоретические предпосылки классификации призна
ков производственных механизмов // Сборник научных трудов ВНИИСЭ.
М., 1976. Вып. 17.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грановский Г. Л. Основы трасологии (Особенная часть). М., 1974.
2. Кантор И. В. и др. Криминалистическое исследование укупорки и
атрибутов оформления бутылок со спиртными напитками. Волгоград, 1998.
3. Колмаков А. И. и др. Исследование технологических признаков на
изделиях, изготовленных с использованием металлорежущего оборудова
ния. М., 1992.
4. Особенности исследования некоторых объектов традиционной кри
миналистической экспертизы / Под ред. В. А. Снеткова. М., 1993.
5. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов (трасологи-
ческие исследования). Волгоград, 1980.
6. Скоморохова А. Г. Механоскопическая экспертиза производствен
ных технологических следов. М., 1996.
7. Скоморохова А. Г. Экспертиза следов производственных механиз
мов на изделиях. М., 1993.
ГЛАВА 8
ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
§ 1. Трасологическое понятие следов транспортных средств
Рост парка автомобилей в нашей стране привел к тому, что очень большое количество преступлений совершается с использованием, в том или ином качестве, транспортных средств.
При совершении преступлений автомобиль или другое транспортное средство может быть использовано для доставки преступников на место происшествия и перевозки предметов посягательства. Автомобиль сам может являться таким предметом, и, кроме того, транспортные средства выступают одним из основных источников дорожных происшествий. Учитывая все вышесказанное, становится ясно, какое большое значение должно уделяться следам транспортных средств с целью скорейшего раскрытия преступлений. При этом основное внимание должно уделяться исследованию на местах происшествий, с использованием новейших достижений науки и техники.
В криминалистическом понимании к транспортным средствам относятся не только объекты, которые законодателем признаны источником повышенной опасности, а все устройства, предназначенные для перемещения в пространстве различных грузов и людей.
Для успешного исследования следов транспортных средств эксперт должен четко представлять себе закономерности отображения признаков, обусловленные как особенностями конструкций транспортных средств, так и внешними условиями.
Современные транспортные средства достаточно разнообразны, однако их можно разделить на такие группы:
— наземный транспорт;
— подземный транспорт;
— воздушный транспорт;
— водный транспорт.
Подземный транспорт является рельсовым транспортом и поэтому следов при движении не оставляет. Точно так же не оставляет следов и водный транспорт. Воздушные транспортные средства оставляют следы лишь при взлете и посадке. Наземный транспорт объединяет две большие группы транспортных средств:
— рельсовый транспорт;
— безрельсовый транспорт.
Если рельсовый наземный транспорт аналогичен подземному транспорту и его передвижение ограничено наличием рельсовых путей, то наземный безрельсовый транспорт передвигается по поверхности земли, оставляя при этом следы. Данные следы являются предметом исследования при различных происшествиях. Поэтому работникам подразделений внутренних дел чаще всего приходится встречаться с наземным безрельсовым транспортом.
Безрельсовый наземный транспорт классифицируется по способу передвижения, по устройству ходовых частей, по количеству осей и колес.
A. По способу передвижения:
1. Самоходный транспорт — все транспортные средства, приво
димые в движение различными двигателями: автомобили, мотоцик
лы, тракторы, комбайны, экскаваторы, автокраны, аэросани и т. д.
2. Несамоходный транспорт — транспортные средства, приво
димые в движение силой животных: лошадей, оленей, собак (теле
ги, тарантасы, двуколки, нарты, сани) и транспортные средства,
приводимые в движение силой человека (велосипеды, тачки, руч
ные тележки, санки и т. д.).
Б. По устройству ходовых частей:
1. Самоходный транспорт — колесный, гусеничный или на по
лозьях.
2. Несамоходный — колесный или на полозьях.
B. По количеству осей и колес:
1. Самоходный транспорт имеет две, реже — три оси (военный
транспорт имеет четыре и более осей).
2. Несамоходный транспорт обычно имеет две оси, реже — одну
ось.
На одной оси может находиться одно, два, четыре и более колес.
Все эти транспортные средства оставляют следы при дорожно-транспортных происшествиях, а также при совершении преступлений, где транспортные средства используются в качестве орудий или средств преступления или являются предметом преступного посягательства.
; Под следами транспортных средств понимают:
1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей
транспортного средства, например шин, гусениц, упора-подставки
мотоцикла, бампера автомобиля, части кузова и т. д.
2. Части, составляющие с транспортным средством одно целое
и отделившиеся от него при происшествии, например обломок руч
ки от дверцы или от бруса (доски) кузова, осколки фары и др.
3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных
средств: смазочные масла, тормозная жидкость, незамерзающая
жидкость в радиаторе.
Обобщив вышесказанное можно дать следующее определение следам транспортных средств.
Следы транспортных средств — это материально фиксированные отображения внешнего строения отдельных частей транспорта, отделившиеся части деталей транспорта и вещества, используемые при эксплуатации транспорта.
Следы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, можно условно разбить на виды по механизму образования: на статические и динамические. По событиям, обусловившим их возникновение:
1. Следы столкновения — образуются от встречного, бокового
или одностороннего движений сталкивающихся средств транспорта
и при ударе движущегося транспорта с неподвижным транспортом
или предметом. При этом на сталкивающихся объектах появляются
следы вдавливания, скольжения, разлома, наслоения, отслоения,
соскабливания. Данные следы — это следы «парные», которые
возникают одновременно на столкнувшихся транспортных средст
вах. Они соответствуют друг другу по форме, размерам, располо
жению относительно дороги и друг друга. Образуются они высту
пающими частями транспорта.
2. Описанные следы отличаются от следов переезда. Последние
образуются в результате качения колес по лежащему предмету.
Они проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания
поверхности деталей транспорта.
На нижних поверхностях транспорта, совершившего переезд, могут оставаться царапины, следы скольжения или части от объектов, по которым проехал транспорт.
3. Следы наезда — как бы объединяют следы столкновения и
неполный переезд. Если это транспортное средство и человек, то
они остаются на транспорте, совершившем наезд от удара о тело
потерпевшего в виде вмятин или следов — отпечатков рук и одеж-
ды или следов скольжения тела, одежды по поверхности транспортного средства. Обычно на транспортных средствах следы образуются на поверхности передних частей — передние крылья, капот, радиатор и т. д. На теле и одежде потерпевшего остаются следы транспортного средства — грунт с колес, краска, т. е. следы наслоения, а также образуются следы в виде разрывов, разрезов или размозжения частей тела и смятия одежды.
4. Следы качения — образуются при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса возникает при статическом контакте: в момент кратковременного покоя объектов. Однако колесо при прокатывании всегда несколько проскальзывает (особенно ведущие) по следовоспринимающей поверхности, тем самым внося в процесс самообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче участка колеса, которым след образован.
При образовании объемных следов качения происходит деформация отображения некоторых элементов рельефного рисунка, а именно поперечных углублений и выступов. Чем выше эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше они деформируются и их отображение в следе изменяется. На отображения особенностей в следе оказывают влияние и физическое состояние, и свойства следовоспринимающего объекта — его эластичность, упругость, плотность и т. д.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!