Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методика экспертного исследования следов производственных механизмов

2018-01-13 2227
Методика экспертного исследования следов производственных механизмов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Методика экспертного исследования следов производственных механизмов базируется на общих положениях теории криминали­стической идентификации.

Особенностью исследования объектов этой экспертизы являет­ся необходимость обращения к изучению производства и его от­дельных элементов (технических средств, технологических процес­сов, материалов (изделий).

Конкретный комплект оборудования или отдельный производст­венный механизм (его рабочая часть) становятся объектом изуче­ния, когда стоит задача их отождествления по следам на изготов­ленных изделиях.

Комплексно все элементы и стадии производства изучаются для отождествления конкретного предприятия-изготовителя.

В первом случае изучением процессов следообразования и уча­ствующих в нем объектов занимается трасолог, иногда с участием


таких специалистов, так технологи по обработке материалов или инженеры по оборудованию.

Во втором случае требуются более разносторонние исследова­ния, причем они должны оцениваться в совокупности, так как речь идет об отождествлении объекта, являющегося по своему характе­ру комплексным. В этом случае исследуются: конструкция изделий, материал, из которого они изготовлены (состав, технология обра­ботки), примененное основное и вспомогательное оборудование, режим их работы, производственные навыки рабочих, способы транспортирования, маркировки, упаковки, хранения.

В исследованиях подобного рода участвуют трасологи, товаро­веды, технологи, эксперты КЭМВИ. При этом изучаются стандарты и техническая документация, технологические процессы, всевоз­можные отклонения, имевшие место при изготовлении тех или иных изделий и так или иначе отобразившиеся на продукции дан­ного предприятия.

Исследование частей производственных механизмов и их сле­дов осуществляется по общей методике трасологических экспертиз. Наряду с этим специфика объектов исследования и своеобразие воз­никновения следов машинной обработки придает особенности на­званному виду экспертиз. Исследование объектов экспертизы под­разделяется на три стадии.

1. Предварительное исследование. Получив необходимые материалы, эксперт начинает исследование с предварительного осмотра объектов, направленных на экспертизу. Определяет ха­рактер, назначение и материал представленных изделий. Выявля­ет и изучает следы, образованные на изделиях частями механиз­мов в процессе изготовления. Для этого он должен иметь пред­ставление об устройстве механизмов, о технологическом процессе производства, особенностях взаимодействия деталей машин и ме­ханизмов. Кроме того, при производстве экспертизы устанавлива­ют, заменялись ли отдельные узлы и детали в машине. Если заме­нялись, то определяется время их замены, условия непрерывной работы машин, состояние их рабочих частей, оставляющих следы на готовых изделиях при их обработке, проводятся ли операции по дополнительной обработке.

Некоторые изменения в отображении следов вносит покрытие изделий анодированным слоем, но при этом на изделиях остается достаточное количество признаков для идентификации.

Также необходимо выяснить способы упаковки и условия хране­ния готовых изделий, какой срок изделия находились в эксплуата-


ции и каким изменениям за это время могли подвергнуться следы, имеющиеся на них; вид материала и полуфабрикатов, используе­мых для изготовления изделия. Необходимо учесть и то, что изде­лия разных предприятий различаются между собой в большей сте­пени, чем разные экземпляры изделий одного и того же предприятия.

Знание указанных сведений позволяет ориентироваться в под­боре необходимых для сравнения объектов, правильно проводить оценку отображений идентификационных признаков в следах ма­шинной обработки и наметить порядок проведения последующей стадии экспертного исследования, а также дает возможность экс­перту правильно выбрать методы сравнительного исследования.

Признаки, выявленные при предварительном исследовании, от­мечают либо исключают возможность идентификации машин и ме­ханизмов.

2. Детальное исследование подразделяется на раздельное исследование, экспертный эксперимент и сравнительное исследо­вание.

Раздельное исследование. На этом этапе эксперт определяет форму, размеры и особенности строения изделий, имеющих значе­ние вещественных доказательств по делу, изделий образцов и экс­периментальных изделий со следами рабочих частей механизмов. В следах механизмов на изделиях эксперт отыскивает отображения идентификационных признаков рабочих частей и изучает их форму, размеры, вид, их положение и взаимное расположение. Необходи­мо также выявить признаки, свойственные материалу изделий, ко­торые надо уметь отличать от следов, оставленных на изделии ра­бочими частями идентифицируемого механизма.

Проводя исследование следов механизмов, эксперт должен учитывать возможность специализации производства и отдельных предприятий, изготавливающих различные промышленные изде­лия. В выпуске промышленных изделий иногда принимают участие несколько специализированных предприятий, поэтому на готовой продукции могут оставаться следы механизмов нескольких пред­приятий. Изделия поточных линий имеют следы рабочих частей механизмов, составляющих эти линии. В обоих случаях возможно искажение следов, так как следы поздней обработки могут распола­гаться на следах ранней обработки. На данном этапе изучаются также особенности, присущие рельефу поверхности рабочих час­тей механизмов индивидуально. При этом эксперт определяет


форму и размеры рабочих частей. На участках рабочих частей, не­посредственно вступающих во взаимодействие с поверхностями изготавливаемых или обрабатываемых изделий, отыскивают при­знаки внешнего строения в виде рельефных преобразований. Та­кими признаками могут быть: рисунки, геометрические фигуры, из­ломы линий контуров, углубления, выщербленности, выступы, ца­рапины, заусеницы, частичные повреждения или отсутствие от­дельных элементов рисунка и т. д. Изучая названные признаки, эксперт определяет их форму, размеры, положение и взаиморас­положение на рабочих частях механизма.

Необходимо также учесть специфику данного этапа, которая за­ключается в том, что исследование целесообразно начинать с изу­чения образцов, представленных на экспертизу, место изготовле­ния которых заранее известно.

Экспертный эксперимент. Значительное место при идентифи­кационной экспертизе производственных механизмов занимает проведение экспериментов. Они проводятся для получения срав­нительного материала и непосредственного изучения механизма возникновения следов, механизмов на изделиях и определения условий отображения в следах идентификационных признаков.

Экспертный эксперимент позволяет установить степень устой­чивости признаков, отображающихся на поверхности изделий при их изготовлении. Большое значение эксперимент имеет, когда ко­личество идентифицируемых механизмов велико. В этом случае эксперимент дает возможность точно установить конкретный меха­низм, на котором было изготовлено исследуемое изделие. Прове­дение эксперимента оказывает помощь в определении времени изготовления изделия, когда имела место замена некоторых частей или узлов механизма, вносящая изменения в следообразовании. Зная время ремонта или замены детали механизма, можно точнее определить период изготовления конкретного изделия.

Большую помощь может оказать проведение эксперимента и при расследовании дела, связанного с занятием запрещенным промыслом, а также с кустарным изготовлением изделий. В данных случаях эксперимент позволяет установить конкретный инструмент, на котором изготовлено изделие, поступившее на исследование в качестве вещественного доказательства.

Вместе с тем необходимо отметить, что экспертный экспери­мент при идентификации производственных механизмов имеет


свои особенности. Если при идентификации орудий взлома для получения экспериментальных следов используется более мягкий материал (пластилин, свинец и т. д.), то при исследовании произ­водственных механизмов для получения сравнительного материа­ла необходимо применять такое же сырье, из которого изготовлено исследуемое изделие, т. е. физические свойства материала долж­ны быть одинаковы.

Выбор более мягкого или более твердого материала внесет из­менения в структуру следов, что затруднит дальнейшее исследо­вание или может привести к неправильному выводу.

Сравнительное исследование. На основе результатов преды­дущих исследований объекты, представленные на экспертизу, и образцы сравниваются по признакам, выявленным на этапе раз­дельного исследования. Следует учесть, что при проведении экс­пертизы нельзя ограничиваться сравнением изделий по отображени­ям лишь одного какого-либо фактора производства, исследованием отдельного свойства предмета. Необходимо подвергнуть исследова­нию как можно большее количество свойств изделий, отображаю­щих различные факторы, которые в своей совокупности индивиду­альны. В этом специфика данного вида экспертных исследований.

Следы механизмов на изделиях можно сравнивать по соответ­ствующим признакам непосредственно с рабочими частями иден­тифицируемого механизма, со следами механизмов на изделиях-образцах и со следами на экспериментальных образцах.

Сначала сравниваются признаки группового значения для уста­новления различий либо совпадений между следами на исследуе­мых изделиях и на образцах.

Различия этих признаков являются достаточными для отрица­тельного вывода. Если же устанавливается совпадение по призна­кам группового значения, то эксперт переходит к сравнению при­знаков индивидуального значения.

В случаях, когда провести полное сравнительное исследование по каким-либо причинам невозможно, эксперт не в состоянии сде­лать категорический вывод о единстве или различии. В таких слу­чаях эксперт, констатируя выявленные признаки совпадения или различия сравниваемых объектов, объясняет в своем заключении причину невозможности решения вопроса. При наличии же совпа­дения и невозможности объяснения имеющихся различий эксперт отказывается от разрешения вопроса, изложив в заключении причину.


3. Оценка результатов исследования и формулирование вывода. На заключительной стадии экспертизы требуется суммар­ная оценка результатов сравнительного исследования, при которой внимание уделяется определению идентификационной значимости совокупности совпадающих и различающихся признаков. Оценка идентификационной значимости основывается на изучении зако­номерностей возникновения следов.

При оценке результатов сравнительного исследования эксперт должен убедиться в неповторимой совокупности выявленных при­знаков. Вместе с тем эксперт объясняет имеющиеся различия, ука­зав на причины их возникновения. Если совокупность совпадающих признаков устойчива и неповторима, а различия объяснимы, то эксперт приходит к положительному категорическому выводу. Вы­вод эксперта содержит ответ на поставленный перед ним вопрос и, насколько позволяют результаты проведенных исследований, дол­жен быть полным и определенным.

Результаты трасологической экспертизы следов производствен­ных механизмов на изделиях оформляются так же, как и материа­лы идентификационных исследований следов инструментов.


 

8. Скоморохова А. Г., Майлис Н. П. Механоскопическая экспертиза
производственно-технологических следов. М., 1996.

9. Шапочкин В. И., Булгаков В. Г. Технико-криминалистическое обес­
печение судебно-экспертного исследования стальных изделий // Судебная
экспертиза. Саратов, 2001. № 1.

 

10. Шапочкин В. И., Булгаков В. Г., Бурминская Л. Н. и др. Особенности
методики комплексного экспертного исследования разрушенных деталей
автотранспортных средств // Юристъ-Правовед. Ростов н/Д, 2000. № 1.

11. Шапочкин В. И., Котельников Б. В. Современные возможности ком­
плексного экспертного исследования взрывных устройств // Современные
проблемы криминалистики. Волгоград, 1999.

12. Шлепов Ю. А. Теоретические предпосылки классификации призна­
ков производственных механизмов // Сборник научных трудов ВНИИСЭ.
М., 1976. Вып. 17.


ЛИТЕРАТУРА

1. Грановский Г. Л. Основы трасологии (Особенная часть). М., 1974.

2. Кантор И. В. и др. Криминалистическое исследование укупорки и
атрибутов оформления бутылок со спиртными напитками. Волгоград, 1998.

3. Колмаков А. И. и др. Исследование технологических признаков на
изделиях, изготовленных с использованием металлорежущего оборудова­
ния. М., 1992.

4. Особенности исследования некоторых объектов традиционной кри­
миналистической экспертизы / Под ред. В. А. Снеткова. М., 1993.

5. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов (трасологи-
ческие исследования). Волгоград, 1980.

6. Скоморохова А. Г. Механоскопическая экспертиза производствен­
ных технологических следов. М., 1996.

7. Скоморохова А. Г. Экспертиза следов производственных механиз­
мов на изделиях. М., 1993.




ГЛАВА 8

ТРАСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

§ 1. Трасологическое понятие следов транспортных средств

Рост парка автомобилей в нашей стране привел к тому, что очень большое количество преступлений совершается с использо­ванием, в том или ином качестве, транспортных средств.

При совершении преступлений автомобиль или другое транс­портное средство может быть использовано для доставки преступ­ников на место происшествия и перевозки предметов посягатель­ства. Автомобиль сам может являться таким предметом, и, кроме того, транспортные средства выступают одним из основных источ­ников дорожных происшествий. Учитывая все вышесказанное, ста­новится ясно, какое большое значение должно уделяться следам транспортных средств с целью скорейшего раскрытия преступле­ний. При этом основное внимание должно уделяться исследованию на местах происшествий, с использованием новейших достижений науки и техники.

В криминалистическом понимании к транспортным средствам относятся не только объекты, которые законодателем признаны источником повышенной опасности, а все устройства, предназна­ченные для перемещения в пространстве различных грузов и людей.

Для успешного исследования следов транспортных средств экс­перт должен четко представлять себе закономерности отображе­ния признаков, обусловленные как особенностями конструкций транспортных средств, так и внешними условиями.

Современные транспортные средства достаточно разнообраз­ны, однако их можно разделить на такие группы:

— наземный транспорт;

— подземный транспорт;

— воздушный транспорт;

— водный транспорт.


Подземный транспорт является рельсовым транспортом и по­этому следов при движении не оставляет. Точно так же не оставля­ет следов и водный транспорт. Воздушные транспортные средства оставляют следы лишь при взлете и посадке. Наземный транспорт объединяет две большие группы транспортных средств:

рельсовый транспорт;

безрельсовый транспорт.

Если рельсовый наземный транспорт аналогичен подземному транспорту и его передвижение ограничено наличием рельсовых путей, то наземный безрельсовый транспорт передвигается по по­верхности земли, оставляя при этом следы. Данные следы являют­ся предметом исследования при различных происшествиях. Поэтому работникам подразделений внутренних дел чаще всего приходится встречаться с наземным безрельсовым транспортом.

Безрельсовый наземный транспорт классифицируется по спосо­бу передвижения, по устройству ходовых частей, по количеству осей и колес.

A. По способу передвижения:

1. Самоходный транспорт — все транспортные средства, приво­
димые в движение различными двигателями: автомобили, мотоцик­
лы, тракторы, комбайны, экскаваторы, автокраны, аэросани и т. д.

2. Несамоходный транспорт — транспортные средства, приво­
димые в движение силой животных: лошадей, оленей, собак (теле­
ги, тарантасы, двуколки, нарты, сани) и транспортные средства,
приводимые в движение силой человека (велосипеды, тачки, руч­
ные тележки, санки и т. д.).

Б. По устройству ходовых частей:

1. Самоходный транспорт — колесный, гусеничный или на по­
лозьях.

2. Несамоходный — колесный или на полозьях.

B. По количеству осей и колес:

1. Самоходный транспорт имеет две, реже — три оси (военный
транспорт имеет четыре и более осей).

2. Несамоходный транспорт обычно имеет две оси, реже — одну
ось.

На одной оси может находиться одно, два, четыре и более колес.

Все эти транспортные средства оставляют следы при дорожно-транспортных происшествиях, а также при совершении преступле­ний, где транспортные средства используются в качестве орудий или средств преступления или являются предметом преступного посягательства.


 




; Под следами транспортных средств понимают:

1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных частей
транспортного средства, например шин, гусениц, упора-подставки
мотоцикла, бампера автомобиля, части кузова и т. д.

2. Части, составляющие с транспортным средством одно целое
и отделившиеся от него при происшествии, например обломок руч­
ки от дверцы или от бруса (доски) кузова, осколки фары и др.

3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных
средств: смазочные масла, тормозная жидкость, незамерзающая
жидкость в радиаторе.

Обобщив вышесказанное можно дать следующее определение следам транспортных средств.

Следы транспортных средств — это материально фиксиро­ванные отображения внешнего строения отдельных частей транс­порта, отделившиеся части деталей транспорта и вещества, ис­пользуемые при эксплуатации транспорта.

Следы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, можно условно разбить на виды по механизму образования: на ста­тические и динамические. По событиям, обусловившим их возник­новение:

1. Следы столкновения — образуются от встречного, бокового
или одностороннего движений сталкивающихся средств транспорта
и при ударе движущегося транспорта с неподвижным транспортом
или предметом. При этом на сталкивающихся объектах появляются
следы вдавливания, скольжения, разлома, наслоения, отслоения,
соскабливания. Данные следы — это следы «парные», которые
возникают одновременно на столкнувшихся транспортных средст­
вах. Они соответствуют друг другу по форме, размерам, располо­
жению относительно дороги и друг друга. Образуются они высту­
пающими частями транспорта.

2. Описанные следы отличаются от следов переезда. Последние
образуются в результате качения колес по лежащему предмету.
Они проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания
поверхности деталей транспорта.

На нижних поверхностях транспорта, совершившего переезд, могут оставаться царапины, следы скольжения или части от объек­тов, по которым проехал транспорт.

3. Следы наезда — как бы объединяют следы столкновения и
неполный переезд. Если это транспортное средство и человек, то
они остаются на транспорте, совершившем наезд от удара о тело
потерпевшего в виде вмятин или следов — отпечатков рук и одеж-


ды или следов скольжения тела, одежды по поверхности транс­портного средства. Обычно на транспортных средствах следы об­разуются на поверхности передних частей — передние крылья, ка­пот, радиатор и т. д. На теле и одежде потерпевшего остаются следы транспортного средства — грунт с колес, краска, т. е. следы наслоения, а также образуются следы в виде разрывов, разрезов или размозжения частей тела и смятия одежды.

4. Следы качения — образуются при поступательно-вращатель­ном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму обра­зования статических следов, поскольку в каждый конкретный мо­мент отображение отдельных особенностей колеса возникает при статическом контакте: в момент кратковременного покоя объектов. Однако колесо при прокатывании всегда несколько проскальзывает (особенно ведущие) по следовоспринимающей поверхности, тем самым внося в процесс самообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько коро­че участка колеса, которым след образован.

При образовании объемных следов качения происходит дефор­мация отображения некоторых элементов рельефного рисунка, а именно поперечных углублений и выступов. Чем выше эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше они деформируются и их отображение в следе изменяется. На отображения особенно­стей в следе оказывают влияние и физическое состояние, и свой­ства следовоспринимающего объекта — его эластичность, упру­гость, плотность и т. д.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.