Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-13 | 1430 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
При разработке теории и научных методов исследования, а также практических рекомендаций трасология основывается на положениях диалектической теории отражения, теории криминалистической идентификации, криминалистического учения о признаках и системном подходе.
Главными принципами, положенными в основу трасологического учения о следах, являются следующие:
1. Индивидуальность объектов материального мира, в том числе внешнего строения объектов. Внешнее строение однородных объектов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным признакам. К частным признакам в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в следе колеса автомобиля — частные признаки протектора (выкрошен-ность резины, трещины).
В соответствии с положениями теории криминалистической идентификации должна быть выявлена индивидуальная совокупность частных признаков, способная индивидуализировать идентифицируемый объект. Чтобы найти и выделить эту совокупность, а также оценить ее как достаточную для целей идентификации, необходимо знать основы формирования внешнего строения объекта. К ним относятся условия обработки материалов и изготовления отдельных предметов, условия эксплуатации предметов, их хранения. С учетом этого для каждого вида объектов трасологического исследования определены комплексы общих и частных признаков, используемые для решения идентификационных задач.
2. Внешнее строение объекта, в том числе его частные признаки (детали), способно при определенных условиях достаточно точно отображаться на других объектах в виде следов-отображений. Полнота и точность отображения частных признаков зависит от условий следообразования. Главными из них являются физические
|
свойства материала объекта — следообразующего и воспринимающего, а также механизм взаимодействия объектов.Чем пластичнее следовоспринимающий объект и чем мельче его структурное строение, тем более четким и выразительным в передаче деталей получается след.
3. Отображение в следе внешнего строения объекта всегда является обратным, зеркальным. Так, выпуклый объект (подошва обуви) оставляет углубленный след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве). В зависимости от условий следообразо-вания могут наблюдаться и иные изменения, например, неровности рельефа оставляют следы в виде царапин.
Таким образом, следы-отображения, являющиеся основным объектом трасологического исследования, возникают при контакте двух объектов. Процесс, заканчивающийся возникновением следа-отображения, называют механизмом следообразования. Взаимодействующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовып контакт как отражение способа взаимодействия объектов в результате приложения к ним энергии того или иного вида. Следовый контакт существенным образом влияет на объем и качество информации об объектах, так как обусловлен системой сил, определяющих направления взаимных перемещений.
Наиболее полная классификация и характеристики следовых контактов содержатся в работах Б. И. Шевченко. Различают следовые контакты активные и пассивные, непосредственные и дистанционные, однослойные и многослойные, односторонние и обоюдные. Каждый конкретный следовый контакт может совмещать в себе те или другие условия из числа перечисленных.
Основанием для деления контактов на активные и пассивные является источник энергии, вызвавший образование следа. При активном контакте энергия исходит от самих объектов (например, удар молотком); при пассивном — источник энергии находится вне объекта, и его действие не возбуждает в них самих энергии, способной привести к взаимодействию (например: на лежащий на полу молоток оседает пыль, образуя след в виде контура молотка). Качество отображения внешнего строения объекта в следе значительно выше при активных контактах, когда исходящая от объектов энергия проявляет себя непосредственно путем воздействия объекта (следы удара, отжима, разреза).
|
Деление следовых контактов на непосредственные и дистанционные осуществляется в зависимости от того, прилегают ли объек-
ты следообразования друг к другу или находятся на расстоянии. Условиям непосредственного контакта свойственно неискаженное и точное в деталях отображение предмета (например, следы отжима на поверхностях двери). При отсутствии непосредственного контакта, т. е. при дистанционном действии, энергия рассеивается за пределы истинных контуров следообразующего предмета (например, действие теплового излучения от горячего утюга, стоящего недалеко от стены).
При однослойном контакте отображение возникает только на одном следовоспринимающем объекте, а при многослойном — на нескольких, находящихся в сфере воздействия и расположенных один за другим (например, запись на листе блокнота и вдавленные следы от этой записи на нижележащих листах). На последующих слоях качество изображения, естественно, хуже, чем на первом слое. В данной категории существуют разновидности: промежуточный контакт и аппликационный.
Промежуточный чаще всего возникает при механическом воздействии, когда в результате удара через эластичный слой на нем не остается отображения, возникающего на подлежащих слоях. Аппликационным контактом называют такой, когда на последующих слоях возникает отображение как следообразующего объекта, так и вышележащего слоя, т. е. происходит наложение отображений (например, след на теле потерпевшего от удара по нему через одежду какой-либо частью автомобиля).
При одностороннем контакте изображение образуется на одном объекте, при обоюдном — на обоих объектах следообразования. Применительно к обоюдному контакту имеют в виду определенную меру изменений, происходящих в большем или меньшем объеме на обоих объектах. При этом надо исходить из того, что каждый взаимодействующий объект должен до конца контакта в какой-то мере сохранить то строение, которое отобразится на другом. Если же строение отобразится, а потом изменится, то его индивидуальное отождествление станет невозможным. Таким образом, мера изменений следообразующего объекта должна быть при обоюдном следовом контакте небольшой, не приводящей к потере индивидуализирующих признаков отображаемого объекта. Несмотря на то, что контакт обоюдный и отображения возникают на каждом объекте применительно к каждой контрпаре следов, необходимо устанавливать, какая поверхность является следообразующей, а какая — следовоспринимающей. Решающим для этого условием является существенное различие в уровне контактных поверхно-
|
стей взаимодействующих объектов и достаточная площадь следового контакта. Эти свойства должны обеспечить в каждом конкретном случае возможность четкой дифференциации объектов на следообразующий и следовоспринимающий. Например, при воздействии металлическим стержнем на дверь сейфа следы возникают на обоих предметах. Но ввиду того, что металл воздействующего стержня, как правило, тверже, более четкие следы располагаются на сейфе, который и следует считать следовоспринимающим объектом.
Деление объектов на образующие и воспринимающие вообще основывается на соотношении их физических и иных свойств, проявляющихся в данных конкретных условиях следообразования. Так, объемные следы смогут возникнуть только при условии, что твердость следообразующего значительно выше твердости следо-воспринимающего объекта. Форма и размер трасс в следе разруба во многом зависят от твердости и структуры волокон дерева.
Наиболее информативными в трасологии признаются следы, возникающие в результате механического воздействия. Теоретической основой трасологического учения о механическом образовании следов являются базисные положения теоретической механики, сопротивления материалов, кинематики.
Силы молекулярного сцепления и другие внутренние силы каждого тела оказывают сопротивление любым воздействиям, изменяющим или нарушающим форму его поверхности, внутреннее строение и другие свойства. Причиной механического воздействия, обусловливающего формирование следов, является сила. Величина и направление действия сил определяют механизм следообразования. При этом формирование каждого следа сопровождается действием сил, имеющих различную величину и направление, это, в первую очередь, внешняя сила, под действием которой приходят в движение и соприкосновение участвующие в следообразовании объекты, а также упругие силы деформации контактирующих объектов, силы трения и другие. В каждом конкретном случае, на основе достаточно сложного аналитического исследования, удается определить систему сил, участвующих в формировании следа. Путем сложения эти силы приводят к одной, определяющей взаимное перемещение объектов, участвующих в следообразовании. Такая сила в трасологии названа следообразующей. Она может быть представлена в виде вектора, направление которого указывает направление ее действия, а длина пропорциональна величине этой силы.
|
После того, как участвующие в следообразовании объекты вступают в контакт, на формирование следов влияют силы двух типов. Силы первого типа возникают вследствие упругой деформации соприкасающихся объектов. В природе нет абсолютно твердых тел, различна лишь их способность деформироваться. Деформация одних всегда относительно велика и хорошо заметна (деформация шины колеса автомобиля при наезде на камень), деформация других незаметна или ничтожна (деформация камня, на который наехало колесо). Однако силы, обусловленные деформацией одного из объектов, всегда имеют место при следообразовании и оказывают на него свое влияние.
Силы второго типа возникают в результате трения на участках соприкасающихся поверхностей при перемещении (скольжении) одного объекта относительно другого.
Силы упругой и остаточной деформации и силы трения всегда участвуют в следообразовании. Разграничить и выделить одну из них как основную бывает очень сложно, однако, как правило, силы трения преобладают при формировании следов скольжения, а силы деформации — при формировании следов давления. При этом всякий следовый контакт, сопровождающийся деформацией и трением, нарушает сцепление и взаимное размещение частиц объектов, участвующих в следообразовании.
В качестве примера, демонстрирующего как формы действия сил указанных типов, так и влияние иных факторов на образование следа, рассмотрим механизм следового контакта при формировании следа каблука.
|
Под давлением ноги плоскость каблука входит в контакт с плоскостью воспринимающего объекта. Следообразующая сила, направленная по нормали (перпендикулярно) к контактной поверхности, деформирует оба объекта. Если твердость каблука превышает твердость воспринимающей поверхности (глина, влажный грунт), то выступающие части каблука внедряются в воспринимающую поверхность и деформируют ее, преодолевая силы упругой деформации. В результате образуется объемный след давления, конформно отображающий форму и размеры (длину, толщину, высоту) каблука. Вмятины этого следа способны сохраниться, если материал способен к остаточной деформации, сохранению нового размещения частиц воспринимающей поверхности. След исчезнет или существенно видоизменится, если вещество такой способностью не обладает (сухой песок).
Если твердость каблука менее твердости воспринимающего
объекта (паркетный пол, линолеум), то объемного следа не возникнет. Может образоваться только поверхностный след за счет трения и адгезии (прилипания) частиц вещества. Если это вещество находилось на каблуке (частицы строительной пыли) и оказалось перенесенным на поверхность пола, возникнут следы наслоения. Если каблук воспринял частицы вещества, покрывшего пол (неза-сохшая краска) — возникнут следы отслоения. Следы наслоения могут быть позитивные и негативные. Позитивным отображение будет в том случае, когда выступающие части следообразующего рельефа наслаивают вещество следа на воспринимающую поверхность. Примером может служить след колеса, проехавшего по какому-то веществу и затем отпечатавшего на асфальте рисунок грунтозацепов. Негативным будет такое отображение, когда след возникает за счет наслоения из углубленны с участков рельефа. Предположим, что колесо прокатилось по мокрому грунту, который заполнил углубления вокруг грунтозацепов. После выезда на асфальт грунт может отделиться от колеса и сохранить форму углублений. В этом случае след рисунка протектора будет негативным.
Описанные следы называют статическими (точечными), где одни и те же точки образующего объекта воздействуют на одни и те же точки воспринимающего объекта.
При перемещении каблука не перпендикулярно к воспринимающей поверхности, а по касательной преобладающей силой будет сила трения, хотя в зависимости от твердости контактирующих поверхностей также могут образовываться как поверхностные, так и объемные следы. При этом каждая неровность поверхности каблука (если он тверже воспринимающей поверхности) оставляет след в виде бороздок, между которыми сохраняются валики. В результате образуются трассы, т. е. линейное отображение следообразующих точек рельефа, воздействующих на различные точки воспринимающего объекта. Такие следы называют динамическими (линейными). Динамические (линейные) следы также могут быть следами наслоения и отслоения (например, типичные следы трения с отслоением краски на одном транспортном средстве и наслоением ее на другом при боковом их столкновении). Таков же механизм возникновения динамических объемных следов, если воспринимающий объект обладает меньшей твердостью и способен к остаточной деформации.
В особую группу выделяют следы качения (следы колес, след подошвы обуви при ее «прокатывании» от каблука к носку). Внешне такие следы формируются так же, как следы давления: точки сле-
дообразующего объекта вступают последовательно в контакт с точками следовоспринимающего под влиянием силы, действующей по нормали. Однако из-за неравномерного распределения давления выступающие детали рельефа образующего объекта в объемных следах качения искажаются, так как грани их, расположенные перпендикулярно направлению качения, углубляются больше, чем промежуточные части. При этом углубленные детали поверхности образующего объекта не отображаются в следах, или края их значительно скашиваются.
Все рассмотренные выше следы являлись результатом прямого воздействия приложений силы, так называемые следы локального воздействия. В отличие от них возможно образование следов периферического воздействия (косвенного), когда возникновение следа обусловлено действием некоторой силы вокруг следообразующего объекта. Например, спрыгнув на пол через пролом в потолке, преступник оставил следы обуви за счет того, что с ботинок осыпалась строительная пыль (известь, мел, шлак), обозначив контуры подошв обуви.
Существенной частью теоретических основ трасологии является система методов, используемых для исследования разнообразных трасологических объектов. В настоящее время в криминалистике, как и в других науках, принята следующая структура методов, основанная на их общефилософской и науковедческой классификации:
1. Диалектический метод — всеобщий метод науки, включающий
категории и законы диалектической (философской) логики и фор
мальнологические методы познания.
2. Общие (общенаучные) методы — наблюдение, измерение,
описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математиче
ские методы исследования.
3. Специальные методы криминалистики, включающие как заим
ствованные из других наук и творчески приспособленные для задач
криминалистики, так и разработанные самой криминалистикой для
своих нужд.
Все эти методы в различных их комплексах и сочетаниях применимы для исследования трасологических объектов. Детализация методов 2 и 3 групп позволяет получить представление о том широком спектре методов исследования, которые может использовать эксперт-трасолог. В трасологической экспертизе наряду с общенаучными методами широко используются в основном методы исследования морфологических признаков. При необходимости в комплексе с ними могут применяться и методы исследования внутрен-
ней структуры, атомного и молекулярного состава. Главным образом такие комплексные исследования проводят при экспертном (в том числе трасологическом) установлении принадлежности частей единому целому. Таким образом, методами трасологической экспертизы могут считаться: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, сравнительное исследование, моделирование, физические, фотографические, химические, математические методы.
Наблюдение — метод, с которого начинается любая трасологи-ческая экспертиза и который сопутствует любому исследованию. Наблюдение должно быть планомерным и целенаправленным, только тогда оно позволяет выделять и изучать исследуемые признаки. Различают наблюдение простое (невооруженным глазом) и квалифицированное с использованием различных дополнительных приемов и средств, улучшающих условия зрения и повышающих его остроту. Сюда относятся: применение лупы, микроскопа, исследование в косопадающем свете, окрашивание следов, использование электронно-оптических преобразователей, ультрафиолетовых и иных осветителей и т. п.
Степень увеличения выбирается с учетом вида трасологическо-го объекта и характера решаемых экспертных задач.
Измерение применяется для получения количественных характеристик объекта (признаков объекта) путем сопоставления полученных величин с единицами измерения, принятыми в метрологии. Количественные характеристики могут быть выражены отвлеченными числами (количество трасс на 1 см), а также величинами, отражающими линейные и угловые размеры, площадь, глубину и т. п. Точность измерений зависит от полноты отображения признаков в следах, совершенства приемов и технических средств, используемых для измерения (линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр, измерительная лупа, окуляр-микрометр и т. п.). Описание в трасологической экспертизе — это фиксация объектов и признаков, на которых основываются выводы эксперта и самого процесса экспертизы средствами письменной речи и с помощью таблиц, графиков, схем, фотоснимков и их разметки. При этом фиксируется и обобщается информация, полученная с помощью других методов исследования. Фотофиксация существенно повышает наглядность восприятия результатов экспертизы.
Эксперимент используют в трасологической экспертизе для получения сравнительных образцов следов (при решении идентификационных задач), а также проверки правильности гипотезы о механизме возникновения следов (при решении диагностических за-
дач). Эксперимент позволяет воспроизвести в следе признаки отображаемого объекта, определить, в какой мере преобразуются и применяются эти признаки в момент следообразования, выбрать условия, достаточно приближенные к условиям образования следа при совершении преступления. При этом учитывают данные о габаритах, назначении исследуемого объекта, об обстоятельствах происшествия, вызвавших формирование следов.
Сравнительное исследование как метод является ключевым в процессе идентификации трасологических объектов. Оно позволяет выделить совпадающие признаки, познать их содержание, определить идентификационную значимость, меру их близости, выявить и объяснить различия. Метод сравнительного исследования реализуется с помощью приемов, которые можно объединить в две группы:
1. Приемы непосредственного сравнения; фотографические или
оптические наложения или совмещения двух сравниваемых объек
тов (следа и экспериментального отпечатка, следа и проверяемого
объекта).
2. Приемы сравнения оценочных данных — сравнение данных,
полученных в результате измерения признаков или их оценки на
глаз.
Выбор приема сравнительного исследования зависит от вида объекта, от характера и величины искажения отобразившихся в следе признаков, от требуемой точности и быстроты исследования.
Непосредственное сравнение обеспечивает большую точность исследования и наглядность его результатов, но применимо оно только в отношении объектов, признаки которых отображаются достаточно стабильно, а возникающие искажения носят систематический характер и могут быть воспроизведены при эксперименте. Непосредственное сравнение может быть нулевым и разностным. При нулевом добиваются полного совпадения признаков сравниваемого следа и экспериментального отпечатка (трассы при их совмещении сливаются в одну линию, детали рельефа при наложении полностью перекрывают одна другую). Различие признаков в этом случае не улавливается глазом, т. е. равно нулю.
При разностном непосредственном сравнении считается достаточным совмещение лишь наиболее существенных признаков. Сохраняющиеся различия, которые не удается устранить путем изготовления соответствующих образцов, должны быть объяснены. Без этого не может быть сделан вывод о тождестве.
Для непосредственного сравнения используют сравнительные
электронно-оптический преобразователь. Для проявления следов используют механические реактивы, в состав которых входят люминофоры.
Исследование в рентгеновских лучах проводят для того, чтобы, используя проникающую способность этих лучей, просвечивать вещественные доказательства без нарушения их целостности (замки, пломбы, обувь и т. п.). Это позволяет получать представление об их внутреннем устройстве, взаиморасположении частей, внутренних повреждениях, следах.
Исследование с использованием радиоактивных веществ можно осуществлять применительно к трасологическим объектам в гамма-лучах. Гамма-лучи применяют по аналогии с рентгеновскими для просвечивания объектов (главным образом, массивных).
В трасологической экспертизе используются многие методы судебно-исследовательской фотографии: масштабная съемка, контрастирующая и цветоделительная, микросъемка, съемка в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских лучах; стереофотография (в том числе микростерео); сравнительная фотосъемка, цифровая фотография.
Математические методы используют в трасологии как для математического моделирования, так и для оценки получаемых результатов.
При математическом моделировании достигается формализация и упрощение сведений об объекте. Символы математики позволяют отобразить в модели основные признаки и связи, составляющие структуру исследуемого объекта. Например, элементы дорожки следов (длина правого и левого шагов, ширина шага, угол шага, угол разворота стопы — левой, правой).
Математические модели делятся на две большие группы: мысленные (идеальные) и материальные. К первым относятся знаковые математические модели-описания, к материальным — машинное распознавание образов.
К математическим методам относятся методы оценки результатов измерений, вероятностные методы оценки идентификационной значимости признаков.
Приведенный выше большой арсенал методов широко используется в трасологической экспертизе для решения как идентификационных, так и диагностических задач.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!