Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Научные основы трасологической экспертизы и ее методов

2018-01-13 1430
Научные основы трасологической экспертизы и ее методов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

При разработке теории и научных методов исследования, а так­же практических рекомендаций трасология основывается на поло­жениях диалектической теории отражения, теории криминалисти­ческой идентификации, криминалистического учения о признаках и системном подходе.

Главными принципами, положенными в основу трасологического учения о следах, являются следующие:

1. Индивидуальность объектов материального мира, в том числе внешнего строения объектов. Внешнее строение однородных объек­тов может совпадать по общим признакам (форма, размер и т. д.), но неизбежно будет различаться по частным признакам. К частным признакам в трасологии относят детали (особенности) рельефа поверхности. Деталями рельефа в следе разруба будут бороздки и валики (трассы), оставленные неровностями лезвия топора; в сле­де колеса автомобиля — частные признаки протектора (выкрошен-ность резины, трещины).

В соответствии с положениями теории криминалистической идентификации должна быть выявлена индивидуальная совокуп­ность частных признаков, способная индивидуализировать иден­тифицируемый объект. Чтобы найти и выделить эту совокупность, а также оценить ее как достаточную для целей идентификации, не­обходимо знать основы формирования внешнего строения объекта. К ним относятся условия обработки материалов и изготовления отдельных предметов, условия эксплуатации предметов, их хране­ния. С учетом этого для каждого вида объектов трасологического исследования определены комплексы общих и частных признаков, используемые для решения идентификационных задач.

2. Внешнее строение объекта, в том числе его частные призна­ки (детали), способно при определенных условиях достаточно точ­но отображаться на других объектах в виде следов-отображений. Полнота и точность отображения частных признаков зависит от ус­ловий следообразования. Главными из них являются физические


свойства материала объекта — следообразующего и восприни­мающего, а также механизм взаимодействия объектов.Чем пла­стичнее следовоспринимающий объект и чем мельче его структур­ное строение, тем более четким и выразительным в передаче де­талей получается след.

3. Отображение в следе внешнего строения объекта всегда яв­ляется обратным, зеркальным. Так, выпуклый объект (подошва обуви) оставляет углубленный след в мягком материале (в песке, мокрой глинистой почве). В зависимости от условий следообразо-вания могут наблюдаться и иные изменения, например, неровности рельефа оставляют следы в виде царапин.

Таким образом, следы-отображения, являющиеся основным объектом трасологического исследования, возникают при контакте двух объектов. Процесс, заканчивающийся возникновением следа-отображения, называют механизмом следообразования. Взаимо­действующими элементами при этом являются: следообразующий объект, следовоспринимающий объект, а также следовып кон­такт как отражение способа взаимодействия объектов в результа­те приложения к ним энергии того или иного вида. Следовый кон­такт существенным образом влияет на объем и качество информа­ции об объектах, так как обусловлен системой сил, определяющих направления взаимных перемещений.

Наиболее полная классификация и характеристики следовых контактов содержатся в работах Б. И. Шевченко. Различают следо­вые контакты активные и пассивные, непосредственные и дистан­ционные, однослойные и многослойные, односторонние и обоюд­ные. Каждый конкретный следовый контакт может совмещать в себе те или другие условия из числа перечисленных.

Основанием для деления контактов на активные и пассивные является источник энергии, вызвавший образование следа. При активном контакте энергия исходит от самих объектов (например, удар молотком); при пассивном — источник энергии находится вне объекта, и его действие не возбуждает в них самих энергии, спо­собной привести к взаимодействию (например: на лежащий на полу молоток оседает пыль, образуя след в виде контура молотка). Ка­чество отображения внешнего строения объекта в следе значи­тельно выше при активных контактах, когда исходящая от объектов энергия проявляет себя непосредственно путем воздействия объ­екта (следы удара, отжима, разреза).

Деление следовых контактов на непосредственные и дистанци­онные осуществляется в зависимости от того, прилегают ли объек-


ты следообразования друг к другу или находятся на расстоянии. Условиям непосредственного контакта свойственно неискаженное и точное в деталях отображение предмета (например, следы отжи­ма на поверхностях двери). При отсутствии непосредственного кон­такта, т. е. при дистанционном действии, энергия рассеивается за пределы истинных контуров следообразующего предмета (напри­мер, действие теплового излучения от горячего утюга, стоящего недалеко от стены).

При однослойном контакте отображение возникает только на одном следовоспринимающем объекте, а при многослойном — на нескольких, находящихся в сфере воздействия и расположенных один за другим (например, запись на листе блокнота и вдавленные следы от этой записи на нижележащих листах). На последующих слоях качество изображения, естественно, хуже, чем на первом слое. В данной категории существуют разновидности: промежуточ­ный контакт и аппликационный.

Промежуточный чаще всего возникает при механическом воз­действии, когда в результате удара через эластичный слой на нем не остается отображения, возникающего на подлежащих слоях. Аппликационным контактом называют такой, когда на последующих слоях возникает отображение как следообразующего объекта, так и вышележащего слоя, т. е. происходит наложение отображений (на­пример, след на теле потерпевшего от удара по нему через одежду какой-либо частью автомобиля).

При одностороннем контакте изображение образуется на одном объекте, при обоюдном — на обоих объектах следообразования. Применительно к обоюдному контакту имеют в виду определенную меру изменений, происходящих в большем или меньшем объеме на обоих объектах. При этом надо исходить из того, что каждый взаимодействующий объект должен до конца контакта в какой-то мере сохранить то строение, которое отобразится на другом. Если же строение отобразится, а потом изменится, то его индивидуаль­ное отождествление станет невозможным. Таким образом, мера изменений следообразующего объекта должна быть при обоюдном следовом контакте небольшой, не приводящей к потере индиви­дуализирующих признаков отображаемого объекта. Несмотря на то, что контакт обоюдный и отображения возникают на каждом объекте применительно к каждой контрпаре следов, необходимо устанавливать, какая поверхность является следообразующей, а какая — следовоспринимающей. Решающим для этого условием является существенное различие в уровне контактных поверхно-


стей взаимодействующих объектов и достаточная площадь следо­вого контакта. Эти свойства должны обеспечить в каждом конкрет­ном случае возможность четкой дифференциации объектов на следообразующий и следовоспринимающий. Например, при воз­действии металлическим стержнем на дверь сейфа следы возникают на обоих предметах. Но ввиду того, что металл воздействующего стержня, как правило, тверже, более четкие следы располагаются на сейфе, который и следует считать следовоспринимающим объектом.

Деление объектов на образующие и воспринимающие вообще основывается на соотношении их физических и иных свойств, про­являющихся в данных конкретных условиях следообразования. Так, объемные следы смогут возникнуть только при условии, что твердость следообразующего значительно выше твердости следо-воспринимающего объекта. Форма и размер трасс в следе разруба во многом зависят от твердости и структуры волокон дерева.

Наиболее информативными в трасологии признаются следы, возникающие в результате механического воздействия. Теоретиче­ской основой трасологического учения о механическом образова­нии следов являются базисные положения теоретической механи­ки, сопротивления материалов, кинематики.

Силы молекулярного сцепления и другие внутренние силы каж­дого тела оказывают сопротивление любым воздействиям, изме­няющим или нарушающим форму его поверхности, внутреннее строение и другие свойства. Причиной механического воздействия, обусловливающего формирование следов, является сила. Величи­на и направление действия сил определяют механизм следообра­зования. При этом формирование каждого следа сопровождается действием сил, имеющих различную величину и направление, это, в первую очередь, внешняя сила, под действием которой приходят в движение и соприкосновение участвующие в следообразовании объекты, а также упругие силы деформации контактирующих объ­ектов, силы трения и другие. В каждом конкретном случае, на осно­ве достаточно сложного аналитического исследования, удается определить систему сил, участвующих в формировании следа. Пу­тем сложения эти силы приводят к одной, определяющей взаимное перемещение объектов, участвующих в следообразовании. Такая сила в трасологии названа следообразующей. Она может быть представлена в виде вектора, направление которого указывает на­правление ее действия, а длина пропорциональна величине этой силы.


После того, как участвующие в следообразовании объекты всту­пают в контакт, на формирование следов влияют силы двух типов. Силы первого типа возникают вследствие упругой деформации со­прикасающихся объектов. В природе нет абсолютно твердых тел, различна лишь их способность деформироваться. Деформация одних всегда относительно велика и хорошо заметна (деформация шины колеса автомобиля при наезде на камень), деформация дру­гих незаметна или ничтожна (деформация камня, на который на­ехало колесо). Однако силы, обусловленные деформацией одного из объектов, всегда имеют место при следообразовании и оказы­вают на него свое влияние.

Силы второго типа возникают в результате трения на участках соприкасающихся поверхностей при перемещении (скольжении) одного объекта относительно другого.

Силы упругой и остаточной деформации и силы трения всегда участвуют в следообразовании. Разграничить и выделить одну из них как основную бывает очень сложно, однако, как правило, силы трения преобладают при формировании следов скольжения, а си­лы деформации — при формировании следов давления. При этом всякий следовый контакт, сопровождающийся деформацией и тре­нием, нарушает сцепление и взаимное размещение частиц объек­тов, участвующих в следообразовании.

В качестве примера, демонстрирующего как формы действия сил указанных типов, так и влияние иных факторов на образование следа, рассмотрим механизм следового контакта при формирова­нии следа каблука.

Под давлением ноги плоскость каблука входит в контакт с плос­костью воспринимающего объекта. Следообразующая сила, на­правленная по нормали (перпендикулярно) к контактной поверхно­сти, деформирует оба объекта. Если твердость каблука превышает твердость воспринимающей поверхности (глина, влажный грунт), то выступающие части каблука внедряются в воспринимающую по­верхность и деформируют ее, преодолевая силы упругой деформа­ции. В результате образуется объемный след давления, конформ­но отображающий форму и размеры (длину, толщину, высоту) каблука. Вмятины этого следа способны сохраниться, если матери­ал способен к остаточной деформации, сохранению нового разме­щения частиц воспринимающей поверхности. След исчезнет или существенно видоизменится, если вещество такой способностью не обладает (сухой песок).

Если твердость каблука менее твердости воспринимающего


объекта (паркетный пол, линолеум), то объемного следа не возник­нет. Может образоваться только поверхностный след за счет тре­ния и адгезии (прилипания) частиц вещества. Если это вещество находилось на каблуке (частицы строительной пыли) и оказалось перенесенным на поверхность пола, возникнут следы наслоения. Если каблук воспринял частицы вещества, покрывшего пол (неза-сохшая краска) — возникнут следы отслоения. Следы наслоения могут быть позитивные и негативные. Позитивным отображение будет в том случае, когда выступающие части следообразующего рельефа наслаивают вещество следа на воспринимающую по­верхность. Примером может служить след колеса, проехавшего по какому-то веществу и затем отпечатавшего на асфальте рисунок грунтозацепов. Негативным будет такое отображение, когда след возникает за счет наслоения из углубленны с участков рельефа. Предположим, что колесо прокатилось по мокрому грунту, который заполнил углубления вокруг грунтозацепов. После выезда на ас­фальт грунт может отделиться от колеса и сохранить форму углуб­лений. В этом случае след рисунка протектора будет негативным.

Описанные следы называют статическими (точечными), где од­ни и те же точки образующего объекта воздействуют на одни и те же точки воспринимающего объекта.

При перемещении каблука не перпендикулярно к воспринимаю­щей поверхности, а по касательной преобладающей силой будет сила трения, хотя в зависимости от твердости контактирующих по­верхностей также могут образовываться как поверхностные, так и объемные следы. При этом каждая неровность поверхности каблу­ка (если он тверже воспринимающей поверхности) оставляет след в виде бороздок, между которыми сохраняются валики. В результа­те образуются трассы, т. е. линейное отображение следообразующих точек рельефа, воздействующих на различные точки восприни­мающего объекта. Такие следы называют динамическими (линей­ными). Динамические (линейные) следы также могут быть следами наслоения и отслоения (например, типичные следы трения с от­слоением краски на одном транспортном средстве и наслоением ее на другом при боковом их столкновении). Таков же механизм воз­никновения динамических объемных следов, если воспринимаю­щий объект обладает меньшей твердостью и способен к остаточ­ной деформации.

В особую группу выделяют следы качения (следы колес, след подошвы обуви при ее «прокатывании» от каблука к носку). Внешне такие следы формируются так же, как следы давления: точки сле-


дообразующего объекта вступают последовательно в контакт с точками следовоспринимающего под влиянием силы, действующей по нормали. Однако из-за неравномерного распределения давле­ния выступающие детали рельефа образующего объекта в объем­ных следах качения искажаются, так как грани их, расположенные перпендикулярно направлению качения, углубляются больше, чем промежуточные части. При этом углубленные детали поверхности образующего объекта не отображаются в следах, или края их зна­чительно скашиваются.

Все рассмотренные выше следы являлись результатом прямого воздействия приложений силы, так называемые следы локального воздействия. В отличие от них возможно образование следов пе­риферического воздействия (косвенного), когда возникновение следа обусловлено действием некоторой силы вокруг следообра­зующего объекта. Например, спрыгнув на пол через пролом в по­толке, преступник оставил следы обуви за счет того, что с ботинок осыпалась строительная пыль (известь, мел, шлак), обозначив кон­туры подошв обуви.

Существенной частью теоретических основ трасологии является система методов, используемых для исследования разнообразных трасологических объектов. В настоящее время в криминалистике, как и в других науках, принята следующая структура методов, осно­ванная на их общефилософской и науковедческой классификации:

1. Диалектический метод — всеобщий метод науки, включающий
категории и законы диалектической (философской) логики и фор­
мальнологические методы познания.

2. Общие (общенаучные) методы — наблюдение, измерение,
описание, сравнение, эксперимент, моделирование, математиче­
ские методы исследования.

3. Специальные методы криминалистики, включающие как заим­
ствованные из других наук и творчески приспособленные для задач
криминалистики, так и разработанные самой криминалистикой для
своих нужд.

Все эти методы в различных их комплексах и сочетаниях приме­нимы для исследования трасологических объектов. Детализация методов 2 и 3 групп позволяет получить представление о том ши­роком спектре методов исследования, которые может использовать эксперт-трасолог. В трасологической экспертизе наряду с общена­учными методами широко используются в основном методы иссле­дования морфологических признаков. При необходимости в ком­плексе с ними могут применяться и методы исследования внутрен-


ней структуры, атомного и молекулярного состава. Главным обра­зом такие комплексные исследования проводят при экспертном (в том числе трасологическом) установлении принадлежности частей единому целому. Таким образом, методами трасологической экс­пертизы могут считаться: наблюдение, измерение, описание, экспе­римент, сравнительное исследование, моделирование, физические, фотографические, химические, математические методы.

Наблюдение — метод, с которого начинается любая трасологи-ческая экспертиза и который сопутствует любому исследованию. Наблюдение должно быть планомерным и целенаправленным, только тогда оно позволяет выделять и изучать исследуемые при­знаки. Различают наблюдение простое (невооруженным глазом) и квалифицированное с использованием различных дополнительных приемов и средств, улучшающих условия зрения и повышающих его остроту. Сюда относятся: применение лупы, микроскопа, ис­следование в косопадающем свете, окрашивание следов, исполь­зование электронно-оптических преобразователей, ультрафиоле­товых и иных осветителей и т. п.

Степень увеличения выбирается с учетом вида трасологическо-го объекта и характера решаемых экспертных задач.

Измерение применяется для получения количественных харак­теристик объекта (признаков объекта) путем сопоставления полу­ченных величин с единицами измерения, принятыми в метрологии. Количественные характеристики могут быть выражены отвлечен­ными числами (количество трасс на 1 см), а также величинами, от­ражающими линейные и угловые размеры, площадь, глубину и т. п. Точность измерений зависит от полноты отображения признаков в следах, совершенства приемов и технических средств, используе­мых для измерения (линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр, измерительная лупа, окуляр-микрометр и т. п.). Описание в трасо­логической экспертизе — это фиксация объектов и признаков, на которых основываются выводы эксперта и самого процесса экспер­тизы средствами письменной речи и с помощью таблиц, графиков, схем, фотоснимков и их разметки. При этом фиксируется и обоб­щается информация, полученная с помощью других методов ис­следования. Фотофиксация существенно повышает наглядность восприятия результатов экспертизы.

Эксперимент используют в трасологической экспертизе для по­лучения сравнительных образцов следов (при решении идентифи­кационных задач), а также проверки правильности гипотезы о ме­ханизме возникновения следов (при решении диагностических за-


дач). Эксперимент позволяет воспроизвести в следе признаки ото­бражаемого объекта, определить, в какой мере преобразуются и применяются эти признаки в момент следообразования, выбрать условия, достаточно приближенные к условиям образования следа при совершении преступления. При этом учитывают данные о га­баритах, назначении исследуемого объекта, об обстоятельствах происшествия, вызвавших формирование следов.

Сравнительное исследование как метод является ключевым в процессе идентификации трасологических объектов. Оно позволя­ет выделить совпадающие признаки, познать их содержание, опре­делить идентификационную значимость, меру их близости, выявить и объяснить различия. Метод сравнительного исследования реали­зуется с помощью приемов, которые можно объединить в две группы:

1. Приемы непосредственного сравнения; фотографические или
оптические наложения или совмещения двух сравниваемых объек­
тов (следа и экспериментального отпечатка, следа и проверяемого
объекта).

2. Приемы сравнения оценочных данных — сравнение данных,
полученных в результате измерения признаков или их оценки на
глаз.

Выбор приема сравнительного исследования зависит от вида объекта, от характера и величины искажения отобразившихся в следе признаков, от требуемой точности и быстроты исследования.

Непосредственное сравнение обеспечивает большую точность исследования и наглядность его результатов, но применимо оно только в отношении объектов, признаки которых отображаются достаточно стабильно, а возникающие искажения носят системати­ческий характер и могут быть воспроизведены при эксперименте. Непосредственное сравнение может быть нулевым и разностным. При нулевом добиваются полного совпадения признаков сравни­ваемого следа и экспериментального отпечатка (трассы при их со­вмещении сливаются в одну линию, детали рельефа при наложе­нии полностью перекрывают одна другую). Различие признаков в этом случае не улавливается глазом, т. е. равно нулю.

При разностном непосредственном сравнении считается доста­точным совмещение лишь наиболее существенных признаков. Со­храняющиеся различия, которые не удается устранить путем изго­товления соответствующих образцов, должны быть объяснены. Без этого не может быть сделан вывод о тождестве.

Для непосредственного сравнения используют сравнительные


электронно-оптический преобразователь. Для проявления следов используют механические реактивы, в состав которых входят лю­минофоры.

Исследование в рентгеновских лучах проводят для того, чтобы, используя проникающую способность этих лучей, просвечивать ве­щественные доказательства без нарушения их целостности (замки, пломбы, обувь и т. п.). Это позволяет получать представление об их внутреннем устройстве, взаиморасположении частей, внутрен­них повреждениях, следах.

Исследование с использованием радиоактивных веществ можно осуществлять применительно к трасологическим объектам в гамма-лучах. Гамма-лучи применяют по аналогии с рентгеновскими для просвечивания объектов (главным образом, массивных).

В трасологической экспертизе используются многие методы судебно-исследовательской фотографии: масштабная съемка, кон­трастирующая и цветоделительная, микросъемка, съемка в инфра­красных, ультрафиолетовых, рентгеновских лучах; стереофотогра­фия (в том числе микростерео); сравнительная фотосъемка, циф­ровая фотография.

Математические методы используют в трасологии как для ма­тематического моделирования, так и для оценки получаемых ре­зультатов.

При математическом моделировании достигается формализа­ция и упрощение сведений об объекте. Символы математики по­зволяют отобразить в модели основные признаки и связи, состав­ляющие структуру исследуемого объекта. Например, элементы до­рожки следов (длина правого и левого шагов, ширина шага, угол шага, угол разворота стопы — левой, правой).

Математические модели делятся на две большие группы: мыс­ленные (идеальные) и материальные. К первым относятся знако­вые математические модели-описания, к материальным — машин­ное распознавание образов.

К математическим методам относятся методы оценки результа­тов измерений, вероятностные методы оценки идентификационной значимости признаков.

Приведенный выше большой арсенал методов широко исполь­зуется в трасологической экспертизе для решения как идентифика­ционных, так и диагностических задач.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.