Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-12-21 | 341 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В начале 90-х годов XX века монархические постулаты получили свое возрождение
в работах Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладож-
ского, предложившего собственный путь восстановления самодержавия в России.
Анализируя его произведения, можно выделить ряд принципов, которым должно
соответствовать русское государство.
Во-первых, это принцип патриотизма, не имеющий ничего общего с самолюбова-
нием, национальной спесью и эгоизмом. «Любовь к Родине столь же естественна для
нормального, нравственно здорового человека, – пишет Иоанн, – как естественная лю-
бовь сына к своим родителям. Люди, отвергающие патриотизм, – нравственно ущербны и
духовно опустошены. Они обкрадывают самих себя, лишаясь одного из самых светлых
чувств, одного из самых глубоких и ярких душевных переживаний»1.
Во-вторых, одним из важнейших оснований русской государственности является
принцип соборности. «Соборное самодержавие, предполагающее осмысление державно-
го строительства как общенационального церковного послушания, всенародного рели-
гиозного долга»2, представляет собой форму проявления государственного суверенитета.
Так, «...соборным путем была пресечена разгулявшаяся смута, восстановлена государст-
венная независимость России, установлена новая династия. Далее последовал период ис-
торического расцвета соборной российской государственности, когда под покровом бла-
годатной соборности Россия доросла до размеров мировой державы, став не только по
духу, но и по форме преемницей и наследницей христианского империализма римской
и византийской империи»3.
Иоанн считает, что такая организация политической системы наилучшая. Но «с
|
точки зрения внутреннего «регламента» соборные решения принимаются подлинными,
если приняты всем Собором единогласно и не противоречат догмам церкви. Этот прин-
цип коренным образом отличает соборы от иных представительных собраний, на кото-
рых вопросы решаются арифметическим большинством голосов... Иначе говоря, Собор
не может принять законного решения, поправ при этом мнения сколь угодно незначи-
тельного меньшинства несогласных»4.
Однако в условиях имеющейся поляризации социальных слоев общества, такая
модель представительного органа не приемлема. Более того, по точному замечанию С.М.
Соловьева, падение Польши в конце XVIII столетия было предопределено существовани-
ем Сейма, решения которого принимались единогласно делегатами, выбираемыми
шляхтой, где даже представители одного сословия не могли достигнуть согласия. Так бы-
ли сорваны более тридцати сеймов5, чем и воспользовалась Екатерина II, возвратившая
1 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная.
Очерки христианской государственности. – СПб, 1995. – С. 182–183.
2 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие
духа. Очерки русского самосознания. – С. 11.
3 Там же. С. 12.
4 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная.
Очерки христианской государственности. – С. 21.
5 Соловьев С.М. История падения Польши // Собр. соч. в XVIII книгах, кн. XVI. – М., 1995. – С. 412.
Общая теория государства
136
Российской Империи Земли Белоруссии и правобережной Украины. Поэтому следует
отказаться от предоставления депутатам абсолютного права veto при решении любых го-
сударственных вопросов.
В-третьих, соборное начало органически связано с принципом самодержавия, ко-
торый со времен Владимира Мономаха рассматривается как религиозный долг.
Митрополит Иоанн положительно оценивает деятельность Андрея Боголюбского,
|
упразднившего родовой строй перемещения князей по стольным городам1. Кроме того,
он оправдывает репрессивные меры Ивана Грозного, т.к. труды его, «завершили сложе-
ние России –...столь прочное, что и восемь лет злополучной Смуты (1605–1613 гг.), новые
измены боярские, походы самозванцев, католическая интервенция и раскол церковный
не смогли разрушить его»2. Это свидетельствует в пользу монархической формы правле-
ния на Руси, где «носитель и хранитель России после Бога есть Государь – Царь Само-
державный, без него Россия, не Россия!»3, – пишет Иоанн.
В-четвертых, монархическое правление невозможно без воплощения в жизнь
принципа православия, которому свойственно олицетворять государство с большой
семьей, а его главу с отцом. Православная церковь не стремится подчинить власть мир-
скую, она выступает за плодотворное сотрудничество с ней, стремясь к гармоничному
равновесию, именуемому симфонией властей, где религия поддерживает самодержавие,
а государь охраняет духовенство от притеснений извне4.
В-пятых, Иоанн постоянно говорит о принципе антидемократизма. «Все идеи де-
мократии замешаны на лжи, – утверждает он. Уже в определении – ложь! Слово это пере-
водится на русский язык как «власть народа» или «народоправство», но ни в одной из
стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод госу-
дарственной власти всегда в руках узкого слоя, не многочисленной и замкнутой корпо-
рации людей, чье ремесло – политика, профессия – жестокая и беспощадная борьба за
эту власть»5. Демократия порочна во всех проявлениях. Например, демократический
принцип «всеобщего прямого избирательного права – явление аморальное и разруши-
тельное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ
объектом бесчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств
массовой информации, поистине безудержный размах»6. Развивая эту мысль, митропо-
лит пишет: «Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего
голосования хирурга или следователя, шофера или летчика. А разве управляться со
скальпелем, машиной, самолетом труднее, чем с гигантской страной, отягощенной слож-
нейшими проблемами?
Это не значит, что принцип выборности должен быть вообще исключен из политиче-
|
ской жизни страны. Более того, в некоторых ситуациях он не заменим, ибо является инстру-
ментом становления соборной общности народа и государства»7.
Экономической основой демократии, по мнению архипастыря, является финансо-
вый спекулятивный капитал, открывающий прямую дорогу во власть олигархии, которая
1 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие
духа. Очерки русского самосознания. – С. 87.
2 Там же. С. 134.
3 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная.
Очерки христианской государственности. – С. 103.
4 См.: Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодер-
жавие духа. Очерки русского самосознания, «Надежда». – Саратов, 1995. – С. 307.
5 Там же. С. 308.
6 Там же.
7 Там же. С. 309.
Глава 5. Учения отечественных мыслителей
о форме Российского государства
137
почитает богатство и богачей больше, чем общественную добродетель1. Как правило, на-
копление материального блага осуществляется за счет общественного достояния.
«Поэтому, – делает вывод митрополит, – в России... государственный распад неиз-
бежное следствие практического применения принципов демократии в практике госу-
дарственного строительства»2. Более того, «либерально-демократическая идея для того,
собственно говоря, и предназначена, чтобы подточить, ослабить устои крепкого, тради-
ционного общественного устройства, разрушить его духовные, религиозные опоры, раз-
ложить национальные государства и – постепенно, незаметно, неощутимо для одурма-
ненного демократическим хаосом общества – передать бразды правления над ними
транснациональной «мировой закулисе», тем ловким политическим механикам, о кото-
рых предупреждал Победоносцев»3.
Иоанн полагал, что российская государственность начиная с момента падения са-
модержавия находится в кризисном состоянии. Источник смуты он видел в дореволюци-
онном периоде развитии нашего отечества, так как еще со времен Петра I «дворянство
перестало быть опорой престола... узурпировало политическую жизнь государства и ста-
|
ло претендовать на завоевание новых прав»4. Это закономерно привело к богоотступни-
честву – главной причине падения России5.
Нынешняя смута «представляется потерей естественного иммунитета против раз-
рушительных, всесмесительных космополитических воздействий извне и внутренних бо-
лезненных тенденций распада. С точки зрения государственной – утерей державной
крепости и независимости от внешних влияний иных стран»6.
Несмотря ни на что, Иоанн оставался оптимистом и верил в возрождение русского
государства. Грядущая Россия ему представляется могущественной державой, сочетаю-
щей достижения современной науки с самобытностью духовной жизни русского народа.
В ее состав должны входить все части разъединенной русской нации: великороссы, бело-
русы и малороссы, а также все те, кто искренне готов связать с ней свою судьбу. Форму
российского государства следует строить на самодержавно-унитариских началах, с силь-
ной централизованной властью и реальным самоуправлением граждан7. «Национально-
государственный принцип, – пишет Иоанн, – предполагающий наличие «государств в
государстве», таких как Чечня, Татарстан или Чувашия, – совершенно исчерпал и дис-
кредитировал себя... Страна, как это и было раньше, должна делиться на администра-
тивно-территориальные районы (назовите их губерниями или краями – безразлично), а
национальная самобытность всех российских народов при этом должна бережно сохра-
няться в рамках национально-культурной автономии»8.
Для достижения цветущего состояния нашего отечества следует открыто при-
знать, что Россия есть государство русского народа, отстоявшего собственную свободу и
независимость в течение более чем тысячелетнего исторического развития. В его состав
безоговорочно должны входить все земли, где русские составляют большинство, это свя-
1 См.: там же. С. 310.
2 Там же. С. 312.
3 Там же.
4 Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная.
Очерки христианской государственности. – СПб, 1995. – С. 121.
5 См.: там же. С. 9.
6 Там же. С. 40.
7 См.: там же. С. 84.
8 Там же. С. 244.
Общая теория государства
138
зано с реализацией права русского народа на объединение. Но все эти меры бессмыслен-
ны, если не будет остановлен геноцид великороссов1.
Кроме того, следует вернуться к имперской политике с расширением полномочий
местного самоуправления и решительным изъятием в пользу центральных органов госу-
дарственной власти всех вопросов общегосударственного значения2 – каких именно, ар-
химандрит не указал.
Резюмируя вышесказанное, необходимо согласиться с митрополитом Иоанном в
том, что возрождение российского государства связано с восстановлением жизненной силы
|
русского народа – его объединением и сплочением на основе патриотической идеологии.
Также разумно использовать разработанную им схему взаимодействия церкви и
государства: взаимодополняющего сосуществования самостоятельных духовной и свет-
ской властей в целях обеспечения общенародного блага.
Наряду с этим очень важно усовершенствовать самодержавную систему соборного
представительства, отказавшись от принципа персонального права veto каждого депутата,
используя советский вариант многоступенчатого формирования законодательных органов
сверху донизу, с предоставлением императивного мандата народным представителям.
Главное же достижение митрополита Иоанна заключается в том, что он доказал
утопичность демократической идеи, поставив ее в один ряд с такими мечтами о рае на
земле, как коммунизм или правовое государство. Поэтому при построении политиче-
ской системы российского общества разумно использовать опыт развития монархиче-
ской формы правления русского государства, строившегося на началах унитаризма и
единодержавия3.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!