Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-12-21 | 250 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Загадка возникновения государства относится к числу извечных проблем теории
государства и права, так как ее разрешение наталкивается на множество идеологических
и конкретно-практических трудностей.
Во-первых, момент зарождения государственности отделен от наших дней толщей
веков, а у отдельных народов даже тысячелетий (как у древних египтян, шумер, аккадцев,
индийцев и т.д.).
Во-вторых, любая теоретическая конструкция происхождения государства под-
вержена субъективно-историческим искажениям, возникающим под воздействием гос-
подствующих в конкретном обществе идей и мировоззренческих установок.
В-третьих, ни одна официальная доктрина, раскрывающая природу становления
государственности у отдельно взятого народа, не может быть лишена политико-
правового заказа правящего в стране социального слоя.
Поэтому совершенно очевидно, что учение о генезисе государства не только все-
гда будет пересматриваться мыслителями различных исторических эпох и держав, но и
никогда не приобретет неоспоримого аксиоматического значения, как, например, табли-
ца умножения в математике.
Исходя из вышесказанного, знания о возникновении государства целесообразно
исследовать сквозь призму доктринальной эволюции идеалистических представлений о
первопричинах государственной власти на Земле.
Так, теологическая теория (одна из древнейших, известных человечеству) базиру-
ется на том, что государство есть творение рук божьих.
По мнению А. Августина (354–430 гг. н.э.), представителя ранней патристики, Бог
создал государство в качестве орудия для наказания грешников, поэтому нет власти не от
Бога, существующие же власти от Бога установлены.
|
Основатель томизма, признанного в 1879 году единственно верным учением Рим-
ской Католической Церкви, – Фома Аквинский (1226–1274 гг. н.э.), считал, что государст-
во, ведомое властителем, предназначено Богом для спасения душ человеческих, ищущих
дорогу в Царство Небесное.
Православный богослов Иоанн Златоуст отмечает, что существование властей – все
это дело Божьей премудрости и поэтому надо «возносить великую благодать Богу и за то,
что есть цари, и за то, что есть судии»1.
В Суре 2 Корана под названием «Корова» тоже упоминается о создании публич-
ной власти. Так, в стихе 28 говорится: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я установлю
на земле наместника».
Все вышеперечисленные теологические концепции возникновения государства
основаны на вере и опровергнуть их с точки зрения науки еще никому не удалось, ибо
пока никто не доказал наличие Бога (Богов) или Его (Их) небытие. Вместе с тем, по логике
данной теории, Бог должен был создать мир совершенным и справедливым. Но вопросов
здесь больше, чем ответов. Ведь если Бог создал мир, то кто создал Бога? И, если Бог соз-
дал мир совершенным, то почему в христианстве существует эсхатологическая проблема?
1 Златоуст Иоанн. Беседы на Псалмы / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста: В 12 т. Т. 5. –
С. 551.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
43
С точки зрения представителей патриархальной теории (Платона (428–348 гг. до н.э.),
Аристотеля (384–322 гг. н.э.) и Фильмера – английского ученого XVII в. (соч. «Патри-
арх»)), процесс создания государства пошел по отцовскому типу, т.е. по пути разрастания
кровнородственной семьи, в которой отец становился царем (патриархом) всего народа.
Сторонники договорной теории (Т. Гоббс (1583–1645 гг.), Дж. Локк (1632–1704 гг.),
Ж.-Ж. Руссо (1712–1778 гг.)) и др. считают, что государство является продуктом общест-
венного договора.
Так, по Т. Гоббсу, люди отказались от суверенной свободы каждого в пользу поли-
тической власти с одной единственной целью, чтобы не уничтожить друг друга, ибо по
|
природе человек существо эгоистичное, беспощадное, стремящееся к наживе и самоудов-
летворению. Поэтому в естественном состоянии нет цивилизации, а царит «состояние
войны всех против всех».
В несколько ином ключе об общественном договоре писал Дж. Локк, для которого
сущность человека состояла в разумности и желании общаться. Таким образом, осознавая
всеобщую выгоду совместного подчинения единому началу, люди заключили союз меж-
ду собой и образовали правительства, призванные вести народы к благоденствию и про-
цветанию.
Д. Дидро, соглашаясь с Дж. Локком, отмечал: «Люди быстро догадались, что если
они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно
предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более не-
счастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно по-
ступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая пред-
ставляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом
единения всех воль и всех сил»1.
Автор ирригационной теории К. Виттфогель утверждает, что на создание госу-
дарств в Древнем Египте (дельта Нила) и Передней Азии (междуречье Тигра и Ефрата)
повлияла необходимость перманентного строительства оросительных систем, требовав-
ших иерархически систематизированного, централизованного управления, охраны и
взимания налогов.
Апологеты теории завоевания и насилия (К. Каутский (1854–1938 гг.) и Л. Гумп-
лович (1838–1909)) полагали, что государство возникает в результате завоевания одного
племени (народа) другим. В частности, они указывают, что в своем развитии государство
проходит следующие фазы:
1) покорение одного народа другим;
2) возникновение каст (классов);
3) постепенное смягчение их неравенства;
4) замена __________военного господства господством права;
5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;
6) соединение людей в однородный народ;
7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.
«Племя победителей, – пишет К. Каутский, – подчиняет себе племя побежденных,
присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически
|
работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания
возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на разные подразделения,
но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим,
другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который
создают победители для управления побежденными, превращается в государство»2.
1 Дидро Д. – Соч. М., 1939. Т. VII. – С. 123.
2 Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. II. – М., 1931. – С. 77.
Общая теория государства
44
Расовая теория Ж.П. Гобино (1816–1882 гг.) основывается на постулате о том, что
человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, ум-
ственном и других отношениях на высшие и низшие. Высшие расы призваны господ-
ствовать над низшими, поэтому государство является орудием покорения и управления
более культурных народов менее цивилизованными.
Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, К. Леви-
Стросс обосновал идею о том, что особенности воспроизводства человека, а именно вве-
дение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактором в
выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению го-
сударства, в качестве механизма надзирающего за половым отбором людей. Эта концеп-
ция в науке получила название инцестной (половой) теории.
Довольно экзотическую доктрину возникновения государства в Древней Греции
обосновал Ортега-и-Гассет (1883–1955 гг.), назвавший ее спортивной теорией. По его
мнению, рождение государства в архаической Элладе напрямую было связано с органи-
зацией Олимпийских игр и физических упражнений, для проведения которых требовал-
ся постоянно действующий специализированный аппарат управления.
Основатель патримониальной теории Галлер (1768–1854 гг.) считает, что государ-
ство произошло из поземельной собственности на землю первого титульного владельца,
установившего свою власть над сушей и водой в рамках определенной территории.
Идеологи классовой (материалистической) теории возникновения государства
|
К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) объясняют становление государст-
венности прежде всего социально-экономическими причинами:
а) разделением труда (на земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю),
б) постепенным становлением частной собственности,
в) развитием средств производства,
г) появлением излишков продуктов питания, необходимых для выживания,
д) расслоением общества на антагонистические классы: богатых и бедных.
С точки зрения материалистического подхода, государство появляется в качестве
аппарата насилия для поддержания экономического и политического господства одного
класса над другими.
Самым типичным способом возникновения государства, по мнению Ф. Энгельса,
является пример древних Афин, пришедших к рабовладельческой демократии под воз-
действием внутренних социально-экономических конфликтов.
Так, к началу VI века до н.э в Афинах сложилась революционная ситуация. Боль-
шинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и
значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигар-
хов, которые понимали, что недовольный народ может уничтожить не только их полити-
ческое господство, но и уничтожить физически.
Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с
чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осущест-
вил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и
создать фактически афинскую государственность.
Во-первых, он объявил «сисахфию» (от греч. стряхивание бремени) – полную
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!