Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-21 | 262 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Совершенно иной подход к самодержавию содержится в политико-правовом уче-
нии К.П. Победоносцева – человека, сыгравшего огромную роль в сохранении и укрепле-
нии монархической формы правления, а также в ее идеологической поддержке. Его кон-
цепция является одной из наиболее слабо исследованных среди апологетов самодержавия.
Будучи крупным государственным деятелем (членом Государственного Совета
Российской империи), профессором права, философом, педагогом и публицистом, зани-
мая пост Обер-прокурора Святейшего Правительственного Синода, он, безусловно, ока-
зывал значительное влияние на политическую обстановку в российском государстве вто-
рой половины XIX – начале XX столетия.
По своим взглядам Победоносцев принадлежал к русскому консервативному фи-
лософско-политическому течению, видными представителями которого были Д.А. Тол-
стой, Л.А. Тихомиров, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, хотя в начале 60-х
годов XIX столетия он исповедовал либеральные идеи.
Хотя взгляды Победоносцева не имеют систематизированного изложения, так как
они содержатся в лекциях, статьях и письмах к императорам Александру III, Николаю II и
к своим корреспондентам, можно собрать воедино все, что он писал о верховной власти,
выделяя достаточно стройную концепцию самого автора.
Наиболее удачно эту операцию осуществил И.А. Иванников, который вычленил
шесть основополагающих принципов учения Победоносцева:
1) самодержавие;
2) православие;
3) народность;
4) неотделение церкви от государства;
5) антипарламентаризм;
6) антиконституционализм2.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
1 См.: Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в
|
России в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века // Отечественная история. – 1993. – №4. – С. 40.
2 Иванников И.А. В поисках идеала государственного устройства России. – С. 64-65.
Общая теория государства
122
Принцип самодержавия – центральный постулат построения государственности в
России. Ведь освященная единоличная наследственная власть есть вершина православ-
ной монархии, ибо власть эта неделима и независима. Победоносцев всегда стоял за твер-
дую общенародную власть самодержавия, способную пользоваться доверием русского
народа. Так, в письме Александру III в 1881 году он отмечал: «Вам достается Россия смя-
тенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердой рукою, чтобы
правящая власть видела ясно и знала твердо, чего она хочет, и чего не хочет и не допус-
кает никак»1.
Ортодоксальность взглядов Победоносцева на абсолютную монархию подтверждает
также манифест от 29 апреля 1881 года, подготовленный при непосредственном его уча-
стии. Главная идея этого документа состояла в необходимости охранять самодержавие «для
блага народного», так как Россия всегда «...была сильна благодаря самодержавию, благода-
ря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем»2.
Принцип православия тесно связан с принципом самодержавия, когда каждая от-
дельная личность и семья, от крестьянина до царя, является неотрывной от жизни право-
славной церкви. Победоносцев полагал, что православная вера должна быть государст-
венной религией России во все времена, служащей созданию «...сильной монархической
России путем восстановления в русской жизни допетровской церковности»3.
По его мнению, Петр I проявил великую мудрость, когда «устройством синода за-
крепил и упрочил связь церкви с государством»4. Эту связь церкви с государством надо
«охранять для блага России: иначе, при нынешнем потрясении умов, опять пойдет смута,
гибельная и для церкви, и для государства»5.
|
Победоносцев был антогонистом законодательной политики председателя каби-
нета министров С.Ю. Витте, который стремился установить свободу вероисповеданий и
равноправие религий. Он считал, что «представление свободы действий римско-
католической иерархии и армии ксендзов дает им в руки такую власть, с которой и рус-
ской церкви, и русскому государству невозможно будет бороться, и последствия будут
гибельными и для церкви, и для государства»6.
Свобода мусульманской пропаганды – совершенно ужасная перспектива, ибо «ис-
лам – громадная сила, ни на минуту не опускающая своего оружия, и с этой силой непре-
станная борьба завещана вековою историей и опытом всякой европейской государствен-
ной власти, эта религия не имеет себе подобной по интенсивности веры и фанатизма,
объединению ее во всем мусульманском мире», поэтому «борьба с нею на духовной почве
невозможна, и всякая духовная миссия против нее бесплодна и бездейственна»7. Право-
славие в противовес этим негативным тенденциям должно было распространяться в гра-
ницах Российской империи административным путем, но при одновременном сдержи-
вании процесса распространения мусульманства и католицизма.
Принцип народности есть продолжение принципа православия. Он представляет
собой осмысление русского народа как приверженца православной веры. В этом вопросе
Победоносцев не расходился со «славянофилами», которые под народностью понимали
1 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени // Московский сборник. – М., 1996. – С. 340.
2 Речь Обер-прокурора Св. Синода Победоносцева К.П. 8 марта 1881 года на заседании особого
совещания. Былое. – 1906. – №1. – С. 193.
3 Смолярчук В.И. Кони А.Ф. и его окружение. – М., 1990. – С. 253.
4 Победоносцев К.П. Из черновых бумаг. Красный архив. Т. 5. – М.; Л., 1926. – С. 205.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
Глава 5. Учения отечественных мыслителей
о форме Российского государства
123
противопоставление русско-славянского воззрения западной науке, порожденной одно-
сторонностью католицизма и протестантизма.
Принцип неотделения церкви от государства логически вытекает из постулата Побе-
доносцева о том, что в России «церковь всегда была опорою государства, а государство
опорою церкви»1, следовательно__________, их отделение друг от друга «будет гибелью и для церк-
|
ви, и для государства в России»2, и имеет принципиальное значение для существования
этих двух институтов.
Принцип антипарламентаризма, по мнению Победоносцева, является фундаментом
самодержавия. Сам парламентаризм, выставляемый на Западе «целью и венцом государ-
ственного устройства»3, он называл «великой ложью нашего времени».
Анализируя парламентские системы Европы, Победоносцев пришел к выводу, что
всенародно избранные парламентарии не отражают воли большинства населения и не
являются гарантом защиты их интересов. «Выборы никоим образом не выражают волю
избирателей.
Представители народные не стесняются нисколько взглядами и мнениями изби-
рателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, сооб-
ражаемым с тактикою, противной партии. Министры в действительности самовластны; и
скорее они насилуют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть
и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или уст-
раняет от нее могущественное личное влияние или влияние сильной партии... Парла-
ментаризм есть высшее торжество эгоизма, высшее его выражение»4. Ведь при парламен-
таризме правителями становятся «ловкие подбиратели голосов». Доминирующее влия-
ние на результаты выборов, как считал Победоносцев, оказывают поддерживающие
кандидатов организации и их финансовая помощь. При этом одна из решающих ролей в
этом «балагане» принадлежит печати, формирующей определенные представления о
кандидате у простых обывателей, к которой он всегда относился с непримиримой крити-
кой. Выступая против свободы печати, Победоносцев всегда считал ее совершенно вред-
ной для простого русского народа. «Что касается до народа, в массе его, – писал он в 1870
г. И.С. Аксакову, – то, конечно, среда поголовной бедноты, стеснений и нужды всякого
рода, мысли его недоступны политической формуле свободы, и в народе они не отзовут-
ся»5, Ведь печать в России «разносит хулу и порицания на власть, посевает между людьми
мирными, честными и благопристойными семена раздора и неудовольствия, разжигает
|
страсти, побуждает народ к самым вопиющим беззакониям»6. Она опасна, так как нет
правительства и закона, которые бы могли противостоять ее демоническому действию в
государстве.
Принцип антиконституционализма органически вытекает из вышеперечисленных
принципов, ибо «конституция... есть орудие всякой неправды, источник всяких ин-
триг»7. Основная цель данного принципа заключается в разоблачении всех пагубных
идей и действий против самодержавной власти и ведущих к изменению существующей
государственной формы. По мнению Победоносцева, в 1880–1881 годах в российском
1 Там же. С. 205
2 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – С. 32.
3 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – С. 32.
4 Там же. С. 33–35.
5 Победоносцев К.П. Письмо Аксакову И.С. 18 декабря 1870 г. Т. 6. – Красный архив. М.; Л., 1928. –
С. 153.
6 Речь Обер-прокурора Св. Синода Победоносцева К.П. 8 марта 1881 года на заседании особого
совещания. Былое. – 1906. – №1. – С. 196.
7 Там же. С. 194.
Общая теория государства
124
обществе «началось, ввиду общего недовольства, безумное стремление к конституции,
то есть гибели России»1.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: Победоносцев безусловно болел за
свое Отечество. Так, в письме к Императору Александру III он отмечал: «И я решаюся
опять писать, потому что час страшный и время не терпит. Или теперь – спасать Россию
и себя, – или никогда». Победоносцев умолял императора «не верить и не слушать» тех,
кто будет «петь гнусные песни сирены» о необходимости продолжения либеральных ре-
форм. Наоборот, «новую политику надо заявить немедленно и решительно. Надобно по-
кончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходов, о
представительном собрании. Все это ложь пустых и дряблых людей, и ее надобно отбро-
сить ради правды народной и блага народного»2. Эту борьбу необходимо начинать на
уровне высшей государственной власти, так как только от решения Императора зависит
настроение народа российского.
Но Победоносцев сделал и ряд существенных ошибок.
Во-первых, он игнорировал силу гражданского общества, его инициативу и хотел
все проблемы решать через бюрократический механизм государства.3 Во-вторых, для не-
го церковь была безупречным и вседавлеющим носителем государственной идеологии,
хотя государство само должно вырабатывать свою национальную идею, распространяя ее
среди обывателей и осуществлять контроль за воплощением таковой в действительности.
В-третьих, отрицая патриаршество допетровской Руси, проповедуя принципы офици-
альной народности С.С. Уварова и Н.М. Карамзина, выраженные в формуле «правосла-
вие, самодержавие, народность», он слишком идеализировал эпоху Петра I, заложившую
|
основы формальной трактовки понятия законности.
К.П. Победоносцев был достойным сыном своей Родины, служил ей верой и прав-
дой. Ему удалось сделать главное: разгромить проект конституционных преобразований
М.Т. Лорис-Меликова, ибо введение парламентаризма в такой многонациональной стра-
не, как Россия, привело бы – по его мысли – к страшной трагедии, ведь при парламента-
ризме инстинкты национализма приводят к разрушению государства, так как «каждое
племя из своей местности высылает представителей – не государственной и народной
идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной
ненависти – и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все
части государства учреждению»4. Он спас Россию от гибельного разрушения. Последние
десятилетия XX века подтвердили эти опасения, примером тому служит распад СССР, цен-
тробежные тенденции в Российской Федерации, война в Чечне и т.д., поэтому его взгляды
заслуживают более детального изучения, дабы не повторять исторических ошибок.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!