История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-21 | 252 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Современные явления социальной жизни во многом обусловлены «генетическими»
стереотипами первобытной истории человечества, занимающей огромный период време-
ни с момента появления людей на Земле (около 3–5 млн лет назад) до образования ими
первых государств (примерно в IV тыс. до н.э.)1. Архаические механизмы коллективных и
индивидуальных реакций правителей и подданных, как правило, черпают свои истоки в
инстинктивных началах дикой природы. Вследствие этого биологические законы, регули-
рующие иерархическое поведение стадных животных, зачастую прослеживаются в поли-
тически организованных союзах людей (государствах, партиях и т.д.). Например, популя-
ции оленей, волков, зубров, обезьян имеют строгую вертикаль управления, базирующуюся
на доминировании сильнейших особей2. Аналогичным образом организовывалась соци-
альная жизнь первобытных сообществ охотников и рыболовов. Но в отличие от животных
человеческие деяния постепенно стали ограничиваться морально-религиозными предпи-
саниями. Так, запрет инцеста смоделировал новую систему брачно-семейных и межпле-
менных отношений, заставив мужчин искать себе женщин на стороне, а не в своем роде3.
Однако на заре исторического развития первобытного общества господствовали
биологические константы человеческой эволюции. Полагаем, что рассмотрение некото-
рых из них поможет объяснить происхождение монархического государства.
1 См.: Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М., 2000. –
С. 11; Гуськов Е.П. К 100-летию генетики: от истока до устья – впереди океана. – С. 16–29.
2 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 2004. – С. 16; Честнов И.Л. Акту-
|
альные проблемы теории государства и права: Исторические предпосылки и эволюция государст-
ва и права: Учебное пособие. – СПб., 2005. – С. 15.
3 См.: Васильев Л. Становление политической администрации // Народы Азии и Африки. –
1980. – №1. – С. 175.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
47
Миллионы лет борьбы за выживание толкнули целые популяции зверей, птиц, рыб,
насекомых и т.д. перейти к иерархическому построению внутривидовых связей. Инстинкт
самосохранения уничтожил равенство среди коллективных животных, установив жесткую
пирамиду единоличного управления прайдами, стаями и стадами1. Результатом таких ме-
таморфоз стало воздействие естественной агрессии диких животных, которая служит им
способом замены физических стычек психологическими. В последних далеко не всегда по-
беждает более сильный телом или интеллектом. А тот, кто легко приходит в ярость, мо-
жет долго и часто угрожать сам, оставаясь устойчивым к чужому давлению2. Убийство
представителей своего вида в животном мире является исключением, происходящим из-
за перенаселенности – ведь одним из законов биологической эволюции является прин-
цип: «Не убивай тех, кто несет ту же генетическую информацию, что и ты»3. Однако этот
принцип нарушен в человеческом обществе, так как в силу социокультурной эволюции
представители различных групп (профессиональных, родовых, национальных, религи-
озных и т.д.) являются носителями неодинаковой информации. «Вот почему человек, –
утверждают Ю.Г. Волков и В.С. Поликарпов, – единственное среди животных существо –
приобрел способность проводить войны в рамках своего вида»4. Поэтому «человечество
никогда не реализует благородную идею уничтожить национальную обособленность,
установить братство между различными народами, потому что это несовместимо с эле-
ментарными законами генетики популяции»5, – отмечает профессор Е.П. Гуськов.
Кроме того, внутривидовая конкуренция homo sapiens чрезвычайно обострена тем
|
фактом, что около 40 тыс. лет назад кромальонцы (неоантропы), т.е. современные люди,
остались на Земле единственными гоминидами, вытеснившими с планеты родственный
вид – неандертальцев6.
Таким образом, борьба за выживание, половое соперничество, стремление к само-
утверждению индивидов рождают доминантную, т.е. самую агрессивную личность, по-
давляющую других7. Она усиливает свое положение в обществе, провоцируя конфликты
с соседями, терроризирует их и угнетает. Постепенно создается социальная иерархия,
жесткая, но эффективная, позволяющая нескольким особям одного вида совместно охо-
титься и обороняться8. «Если доминантная личность отличается не только волей, но и
умом, – пишет Т.В. Кашанина, – то возглавляемый ею коллектив способен быстро про-
грессировать»9, расширяя ареал своего обитания.
Практически всегда твердыми, решительными, агрессивными и инициативными
лидерами человеческих сообществ были мужчины. Женщины предпочитали не конку-
рировать в борьбе за иерархический ранг по той простой причине, что они выполняли
важнейшую биологическую обязанность по воспроизводству людей. Лишь современная
европейская цивилизация позволила всему «прекрасному __________полу» прикоснуться к скипетру
государственной власти, хотя «на высшем политическом Олимпе даже сегодня мы очень
1 См.: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –
М., 1994. – С. 148.
2 См.: там же. – С. 67.
3 См.: Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественный и гуманитар-
ный аспекты. – Ростов-н/Д, 1994. – С. 82–83.
4 Там же.
5 См.: Гуськов Е.П. К 100-летию генетики: от истока до устья – впереди океана. С. 17.
6 См.: Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Мартыновой. С. 13; Есте-
ствознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая Российская энцикло-
педия, 2002. – С. 194, 256, 447.
7 См.: Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002. – С. 135–142.
8 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. С. 67.
9 Там же. С. 17.
Общая теория государства
48
редко встречаем женщин, – отмечает Т.В. Кашанина, – причем это имеет место в про-
мышленно развитых странах (Маргарет Тетчер – в Великобритании, Хиллари Клинтон –
в США и др.)»1.
Данные факты ставят под сомнение классическую теорию матриархата, описанную
|
Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи частной собственности и государства»2.
Кроме того, многие социальные животные не допускают доминирование самок в
своих сообществах (например, зубры, олени, бизоны и т.д.). В.Р. Дольник считает матри-
архат ловкой выдумкой кабинетных ученых XIX в. и утверждает, что женское управление
наблюдалось лишь у некоторых деградировавших племен, оказавшихся в крайне небла-
гоприятных условиях и зашедших в тупик исторического развития3. В пользу этой пози-
ции говорят простейшие математические расчеты. Так, один мужчина, выживший на
войне, при наличии в племени десяти свободных (незамужних) женщин, теоретически
через девять месяцев может удвоить количество людей в поселении; в противном же слу-
чае, если одна женщина приходится на любое количество мужчин, то, скорее всего, мак-
симальное число новорожденных составит всего два человека.
Следовательно, закономерно, что мифические амазонки и сарматы пали жертвами
патриархальных греков и скифов4.
В конечном итоге матриархат не создал государственность, не устранил беспоря-
дочные половые связи, не запретил инцест, не обеспечил воспроизводство человеческого
рода и не воспитал чувство частной собственности. Его вытеснила более перспективная
система социального общежития – патриархат; и лишь в далеких недоступных джунглях
Африки и горах Тибета сохранились дикие поселения, управляемые материнской властью.
Основу мужской иерархии древних племен в первую очередь составляли возрас-
тные и индивидуальные характеристики людей5. Однако доминантной личности (вождю,
сахему, главарю и т.д.), помимо природных волевых качеств, важно было обладать симво-
лическими атрибутами превосходства и управления (специальная повязка на теле, высо-
кий головной убор, наличие в руках особого предмета, занятие более высокой точки в
пространстве и т.д.)6.
Вокруг племенных лидеров постепенно сложилась простейшая система органов
первобытной власти, состоящая из единоличных (вождь, жрец, старейшина) и коллек-
тивных (совет старейшин, собрание соплеменников, совет вождей) институтов публично-
|
го управления7.
Старейшина – это глава семьи или рода. Им становился волевой, зрелый, опыт-
ный, мудрый, авторитетный, умеющий предвидеть события и организовывать важные
предприятия человек. Старейшину выбирали8 или признавали фактически, т.е. все соро-
дичи считали, что он выделяется среди них особыми качествами9. Его боялись, уважали,
1 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. С. 18.
2 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследо-
ваниями Л.Г. Моргана. – М., 1951. – С. 57.
3 См.: Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компетенции птиц и
зверей. – М., 1994. – С. 148.
4 См.: Геродот. История // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. – Ростов-н/Д, 1990. –
С. 50.
5 См.: Токарев С.А. Родовой строй Меланезии. // Советская этнография. – 1033. – №5–6. – С. 51, 54–56.
6 См.: Кашанина Т.В. Там же.
7 См.: там же. С. 19.
8 См.: Энгельс Ф. Указ. соч. С. 87, 102, 124; См.: Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материа-
лы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. – Одесса, 1883. – С. 79.
9 См.: Кашанина Т.В.; Ганбаев Т.В. Там же. Власть старейшин в Осетии в XV–XVIII веках // Право-
ведение. – 2005. – №5. – С. 155.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
49
слушались и даже почитали. Старейшина руководил повседневной жизнью рода, рас-
сматривал споры между сородичами и представлял их интересы в общественном произ-
водстве1. Такая организация социальной жизни длительное время позволяла успешно
развиваться народам мира. Так, взаимовыручка исландских родовых общин обеспечила
выживание викингов в суровых условиях северных широт2. По свидетельству Ф. Энгельса,
родовой строй Шотландии и Ирландии процветал еще в XVIII в. и был уничтожен «толь-
ко оружием, законодательством и судами англичан»3. Устойчивые родоплеменные отно-
шения по-прежнему играют ведущую роль у народов Северного Кавказа4, Африки, Си-
бири, Океании и т.п.
Одним из важнейших органов управления первобытным сообществом являлся ин-
ститут военного предводителя (вождя), способного защитить племя от нападения врагов.
Обычно эту должность занимал самый сильный, храбрый, смелый и решительный чело-
век, авторитет и влияние которого особенно возрастали во время военных действий либо
угрозы вооруженного вторжения со стороны соседей5.
Религиозно-идеологическая власть родовых общин принадлежала жрецам, шама-
нам, колдунам, ведунам, волхвам, гадателям, знахарям и т.д.6 Эти люди формировали
мировоззрение соплеменников, внушали им надежду на будущий день, лечили больных,
отпевали мертвых, осуществляли связь с предками и богами, умиротворяли небесных ду-
|
хов и боролись с потусторонним злом. Благодаря астрономическим наблюдениям жрецы
научились предсказывать погоду, затмения солнца, наводнения и другие природные яв-
ления. Знания __________и опыт позволили им монополизировать право на общение с потусторон-
ними силами. Поэтому они были бесспорными властителями человеческих душ. Религи-
озные лидеры первобытных общин также считались блюстителями родовых обычаев и
традиций. Например, кельтские жрецы друиды еще во времена Г.Ю. Цезаря (I в. до н.э.),
принимали деятельное участие в делах богослужения, наблюдали за правильностью об-
щественных жертвоприношений, истолковывали все вопросы, относящиеся к религии,
обучали наукам молодежь и вообще пользовались у галлов большим почтением. По сви-
детельству римлян, они осуществляли правосудие по всем спорным делам и преступле-
ниям, могли приговорить виновного к смертной казни или отлучить от жертвоприноше-
ний7. Последний вид наказания считался самым страшным, т.к. отлученный от культа
признавался безбожником, человеком вне закона, все его сторонились, избегали встреч и
разговоров с ним, чтобы не нажить беды. Иногда жрецы проклинали целые народы и их
решения неукоснительно соблюдались кельтскими племенами. Во главе друидов стоял
единоличный духовный лидер, пользовавшийся среди них величайшим авторитетом.
Жрецы не принимали участия в войне и не платили податей8. Г.Ю. Цезарь писал, что
больше всего друиды старались укрепить убеждение галлов в бессмертии души, которая
1 См.: Ганбаев Т.В. Там же.
2 См.: Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа: Родовой строй и государство в Исландии. –
М., 1957. – С. 95.
3 Энгельс Ф. Указ. соч. – С. 135.
4 См.: Верещагин В.Ю., Гавриш Г.Б., Нечепуренко П.Я. Чеченская этнонациональная государст-
венность: от самобытности к сепаратизму. – Ростов-н/Д, 2003. – С. 28.
5 См.: Соколова З.П. Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у
народов Северной Сибири. – М., 1970. – С. 108; Косарев М.Ф. Предпосылки сложения и специфики
раннеклассовых обществ в таежном Обь-Иртышье // От доклассовых обществ к раннеклассовым.
– М., 1987. – С. 123.
6 См.: Радько Т.Н. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 35.
7 См.: Цезарь Г.Ю. Записки о галльской войне. – М., 1991. – Ч. I. – С. 111–112.
8 См.: там же.
Общая теория государства
50
«по их учению, происходит по смерти одного тела в другое»1. Эта вера должна была уст-
ранять страх и возбуждать храбрость воинов2.
Там, где функции вождя и шамана совмещались в одном лице, племенная власть
приближалась к монархическому правлению.
На более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая
популяция разрослась, а роды объединились во фратрии и кланы, появился круг вопро-
сов, общих для всех соседствующих групп людей3. Для решения межплеменных и меж-
родовых проблем стали собираться советы старейшин, вождей и всех способных держать
в руках оружие4.
Известный исследователь социальной жизни северо-американских индейцев
Л.Г. Морган, характеризуя такую систему общественного строя, отмечал, что «это была
особая организация, не имеющая параллели в современном обществе, и она не может быть
описана в терминах, принятых для монархических учреждений. Военная демократия с се-
натом, народным собранием и назначенным полководцем – таково приблизительное, хотя
и не совсем точное, определение этой столь своеобразной формы правления, принадле-
жащей исключительно древнему обществу и покоившейся на чисто демократических уч-
реждениях»5, – утверждал он.
Восхищаясь выводами Л.Г. Моргана, Ф. Энгельс писал: «И какая чудесная органи-
зация этот родовой строй при всей ее наивной простоте! Без солдат, жандармов и поли-
цейских, без дворянства, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без
процессов – все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения
разрешаются коллективом тех, кого они касаются, – родом или племенем, или отдельны-
ми родами между собой; и лишь как крайнее, редко применяемое средство грозит кров-
ная месть, цивилизованную форму которой только со всеми положительными и отрица-
тельными сторонами цивилизации представляет наша смертная казнь…. Рабов еще нет.
…А каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывает восхищение всех
белых, соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, чувством собственного достоин-
ства, прямодушием, силой характера и храбростью этих варваров»6.
Вместе с тем первобытное сообщество вовсе не представляло собой управленче-
ской идиллии, основанной на демократических началах народоправства. Ведь на собра-
ниях вождей, старейшин, воинов племени или рода доминировали самые сильные лич-
ности, способные навязывать свою волю остальным. Сахемы не спрашивали мнения про-
стых людей. Они были довольны, когда слышали одобрительные крики соплеменников,
но если беспорядок становился велик, самый сильный и строгий старейшина или вождь
начинал орудовать палкой налево и направо. Особенно доставалось тем смельчакам, кто,
разойдясь, чересчур уж оскорблял военных лидеров. Насколько простой народ был при-
нижен и оттеснен в коллективных органах управления первобытным обществом, видно
из произведения легендарного древнегреческого писателя Гомера «Илиада», во второй
песни которой Одиссей – правитель Итаки, окриками и ударами скипетра обуздывает
ораторов из толпы. В частности и Терсита, вздумавшего в общем собрании воинов дер-
зить базилевсам7.
1 Цезарь Г.Ю. Записки о галльской войне. Ч. I. – С. 111–112.
2 См.: там же.
3 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 20.
4 См.: Алексеенко Е.А. Социальная организация кетов // Общественный строй у народов Север-
ной Сибири. – С. 171–175.
5 Морган Л.Г. Древнее общество. – Л., 1934. – С. 182.
6 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследования-
ми Л.Г. Моргана. – М., 1951. – С. 99.
7 См.: Гомер. Илиада. – М., 2004. – С. 19–20.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
51
«Можно ли назвать это народовластием? Пожалуй, это пародия или, в лучшем
случае, самая примитивная его форма»1, – пишет Т.В. Кашанина.
Таким образом, следует сделать вывод, что первобытное общество, управляемое
как индивидуальными (вождь, старейшина, жрец), так и коллективными (совет старей-
шин и вождей, собрание соплеменников) органами власти в силу естественных законов,
определяющих условия борьбы за доминирование в простейших группах людей, стреми-
лось подчиниться конкретному человеку.
Прогрессивная организация патриархального родового строя привела к «демо-
графическому взрыву». Растущая плотность населения вынудила людей к более тесному
сплочению как внутри локальных групп, так и по отношению к внешнему миру2. Благо-
даря расширяющимся брачно-семейным связям, близлежащие племена стали сближаться
и образовывать союзы. Появилась потребность в субординации их деятельности. Вследст-
вие этого произошла консолидация автономных первобытных сообществ вокруг выде-
лившихся племенных центров, главенствующих в рамках определенной территории3.
По мнению Ф. Энгельса, в данный период вождь (rex, basileus и т.д.) был признан
необходимым и постоянным должностным лицом, а ведение войны стало главной функ-
цией общественной жизни4. Существуя параллельно с советом старейшин и народным
собранием, он принимал решения в условиях военной демократии, пропагандировавшей
грабительские набеги на богатых соседей5. Поэтому созидательный труд перестал быть
привлекательным, появилось рабство, а разбой превратился в почетный промысел6.
Отечественная наука длительное время (практически весь XX в.) рассматривала
данный этап исторического развития первобытного общества в качестве переходного к
государству, считая его высшей стадией эволюции родового строя.
Вместе с тем такой подход не давал ответа на два ключевых вопроса:
1. Как в условиях военного управления вождя может существовать демократия, ведь
армия всегда строится на основе жесткой субординации, беспрекословном исполнении
приказов, дисциплине и единоначалии?
2. Почему многие воинственные племена, скопившие несметные богатства на про-
тяжении столетий, так и не создали государства (например, скифы, гунны и т.д.)?
Зарубежные авторы (Р.Л__________. Карнейро, М.Д. Сахлинс и др.) решали эти проблемы в
рамках теории вождества, базирующейся на исследовании специфических особенностей
военного руководства доисторическими сообществами людей7.
В СССР одним из первых ученых, попытавшихся проанализировать институты во-
енной демократии с позиции, отличавшейся от взглядов Ф. Энгельса, был А.М. Хазанов8.
1 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 2004. – С. 21.
2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследования-
ми Л.Г. Моргана. – М., 1951. – С. 169.
3 См.: там же С. 99; Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – М., 2004. – С. 23–24; Гуля-
ев В.И. Структура власти в древнейших государствах Мезоамерики: генезис и характерные осо-
бенности // От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М., 1987. – С. 116.
4 См.: Энгельс Ф. Указ. соч. – С. 169.
5 См.: там же.
6 См.: там же. С. 169–170.
7 См.: Sahlins M.D. Notes on the Original Affluent Society. Man the hunter. I Ed by R.B. Lee and I. De
Vore N.Y.: Aldine. 1968. P. 85–89. Carneiro R. L. The Chiefdom: Precursor of the state // The Transition
to State hood in the New World / Ed. by G. D. Jones and R. R. Kantz. Cambridge etc.: Cambridge University
Press. 1981. P. 37–79.
8 См.: Хазанов А.М. Военная демократия и эпоха классообразования // Вопросы истории. – 1968. –
№12. – С. 87–97.
Общая теория государства
52
Он предложил использовать термин вождество (как перевод с английского chiefdom) для
характеристики первобытных поселений, в которых большинство соплеменников от-
странялось от публичного управления, но еще отсутствовали классические признаки го-
сударства (территориальное разделение народа, налоги и займы, профессиональная ар-
мия, право и т.д.)1.
Поддерживая данную идею, Л.С. Васильев сформулировал теорию протогосудар-
ственных образований, возглавляемых сакрализованными правителями с наследственной
властью, основанными на нормах генеалогического родства, знакомых с социальным и
имущественным неравенством, разделением труда и обменной деятельностью2.
Опираясь на выводы своих предшественников, Т.В. Кашанина попыталась разгра-
ничить периоды военной демократии и вождества в истории первобытного общества3.
По ее мнению, основные отличия этих форм власти сводятся к следующим особенностям.
1. Военная демократия не обожествляет племенного правителя, вождество же, на-
оборот, стремится к сакрализации его функций.
2. В противовес военной демократии вождество отстраняет широкие слои населения
от реального управления.
3. Для вождества характерна четкая иерархия поселений и стратификация общества.
4. Только в условиях вождества рождается первая аристократия, состоящая из жре-
цов, воинов и управленцев4.
Наряду с этим, нельзя забывать, что глава военной демократии или вождества по-
прежнему обладает лишь «консенсуальной властью», реализуемой посредством автори-
тета, а не легитимного насилия5.
Вместе с тем возрастающая концентрация власти в одних руках приводит к выра-
ботке единой идеологии с общими культами и ритуалами для всех союзных племен6.
Таким образом, вождество превращается в социально-политическую организацию,
объединяющую группу поселений, иерархически подчиненных одному из них, в кото-
ром проживает верховный правитель7.
Внутри некогда самостоятельных племенных образований происходят необрати-
мые процессы концентрации и персонификации публичной власти по вертикали. Так, во
главе восточных славян (IV–VI вв. н.э.) стоял великий князь (Хакан–Рус), ему подчинялись
лидеры региональных союзов племен – Светлые князья, господствующие в свою очередь
над князьями отдельных родовых общин8. Такая система вассальной зависимости явля-
лась прообразом будущего государственного механизма, отвергающего принципы соци-
ального равенства для подавляющего большинства населения.
В силу своей значимости, вождь выделился из общества, возглавил его и перестал
непосредственно участвовать в воспроизводстве материальных благ. Одновременно, во-
енные лидеры племен присвоили себе различные привилегии, связанные с возможностью
изымать часть продуктов, произведенных общинниками, для удовлетворения собствен-
ных потребностей9.
1 См.: там же.
2 См.: Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. – М., 1994. Т. 1. – С. 65.
3 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 24
4 См.: там же.
5 См.: Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. – Ростов-н/Д,
2004. – С. 78.
6 См.: Кардин Н.Н. Политическая антропология. – М., 2001. – С. 131.
7 См.: Кашанина Т.В. Указ. соч. – С. 23.
8 См.: Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М., 2003. – С. 108.
9 См.: Дьяконов И.М. Пути истории. – М., 1994. – С. 23; Гуляев В.И. Структура власти в древнейших
государствах Мезоамерики: генезис и характерные особенности. – С. 109.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
53
Но единоличная власть не могла существовать без выполнения ею особых социаль-
ных функций, направленных на поддержание мира, порядка и безопасности. По мнению
Т.В. Кашаниной, главными среди них были: 1) организаторская; 2) перераспределитель-
ная; 3) функция контроля за ресурсами, обменом и торговлей; 4) военная1.
Организаторская функция вождя возникла вследствие усложнения иерархической
системы межплеменного управления. Сегментарная специализация некогда автономных
сообществ людей нуждалась в едином центре, координирующем общие усилия для дос-
тижения конкретной цели, как правило, связанной с решением проблемы выживания и
воспроизводства человеческого рода.
Поэтому, используя властные рычаги, главы первобытных общин монополизиро-
вали прерогативы по перераспределению материальных благ между рядовыми членами
поселений. Нередко вожди поощряли одних и сдерживали других, особенно в условиях
голода, стихийного бедствия или войны.
Перераспределительная функция позволила удачливым руководителям устано-
вить контроль за продуктообменом, торговлей и пользованием общинными природными
ресурсами: землей, водой, лесом и т.д.
Так, вождь получил в свои руки стабильную экономическую базу, позволяющую
ему заниматься хозяйственной деятельностью, содержать при себе преданные отряды
вооруженных соплеменников, организовывать завоевательные походы или вести оборо-
нительные войны.
Победоносные грабительские набеги на соседние поселения «усиливают власть
верховного военачальника, равно как и подчиненных начальников, – пишет Ф. Энгельс, –
соответствующее обычаю избрание их преемников из одних и тех же семейств мало-
помалу переходит в наследственную власть, которую сперва терпят, затем требуют и, на-
конец, узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти …»2.
Вместе с тем становление монархической государственности на фундаменте вож-
дества имело специфические особенности у различных племен и народов. В самом об-
щем виде можно выделить пять вариантов происхождения единоличной политической
власти: 1) восточный; 2) романский, 3) германский, 4) славянский и 5) степной3.
Суть восточного пути, конституирующего власть племенного вождя в царские
прерогативы, состояла в необходимости ведения постоянного строительства и ремонта
ирригационных систем в жарких странах Междуречья, а также в дельте Нила. Кроме то-
го, оросительные каналы и дамбы должны были охраняться от разрушения4.
Природа вышеобозначенных задач (военной и строительной) не терпит коллек-
тивного управления, поэтому власть вавилонских, шумерских, египетских и т.д. правите-
лей базировалась на организации ирригационной деятельности и войне5. Вокруг фарао-
нов, энси, лугалей и т.д. сложился специальный механизм публичного господства, непо-
средственно не участвующий в материальном производстве6. Таким образом, власть
общинного вождя переродилась в компетенцию «всемогущего» государя.
1 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 27–28.
2Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследования-
ми Л.Г. Моргана. – С. 170.
3 См.: Серегин А.В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного
общества // Правоведение. – 2006. – №1. – С. 204.
4 См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 47; Андрианов Б.В. Роль ирригации в
становлении древних государств // От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М., 1987. – С. 85.
5 См.: Кашанина Т.В. Указ. соч. – С. 47.
6 См.: там же.
Общая теория государства
54
Возвышение __________единоличного правления в Древнем Риме проходило под влиянием
борьбы патрициев и плебеев за обладание политическими правами. Это противостояние
завершилось объединением квиритских родов и пришельцев в единый народ под эгидой
монархического государства во главе с пожизненно избираемым рексом1. Цари «вечного
города» разделили население по имущественному признаку, сняв острые социальные
противоречия2.
Германские народы, ставшие господами римских провинций (V–VI вв. н.э.), столкну-
лись с довольно развитым государственным механизмом. Их родовые учреждения не могли
впитать массы покоренного населения. Поэтому институты первобытного вождества были
приспособлены к выполнению новых политических функций, направленных на поддержа-
ние господства в рамках завоеванных территорий. Ближайшим представителем народа-
победителя являлся его военачальник, а защита покоренных областей требовала усиления
его положения в обществе. Так, по словам Ф. Энгельса, «наступил момент для превращения
власти военачальника в королевскую власть и это превращение совершилось»3.
Особой самобытностью характеризуется становление монархической государст-
венности у восточных славян4. В VI–X вв. н.э. племена полян, древлян, бужан, кривичей,
радимичей и т.д. жили родами и общинами, занимались сельским хозяйством, охотой и
рыболовством в рамках определенных территорий5. Находясь между Европой и Азией,
они постоянно подвергались военным набегам и грабежам со стороны степных кочевни-
ков (хазар, половцев, печенегов и т.д.) и северных пиратов (викингов), поэтому требова-
ния обеспечения безопасности вынудили их выбирать или нанимать князей с дружина-
ми для самообороны и поддержания внутреннего порядка. На содержание профессио-
нальных воинов и вождей пришлось платить налоги и сборы.
Таким образом, из территориальной сельской общины, имеющей специальные
вооруженные отряды и управленческие органы, действующие на постоянной основе,
возникла __________Древнерусская держава, базирующаяся на двух политических началах коллек-
тивного общежития: 1) единоличном или монархическом в лице князя, и 2) земском –
представленным вечевым собранием народа.
Степной способ образования монархической власти характерен для формирова-
ния обширных кочевых империй пастушеских племен Евразийского континента (гуннов,
монгол, хазар и т.д.). Вожди номадов, чтобы поддержать политическое единство своих
народов, были вынуждены организовывать поступление прибавочного продукта извне с
помощью военной силы. Как правило, это достигалось постоянными грабительскими на-
бегами на соседей, целью которых являлось вымогательство подарков, обложение земле-
дельцев данью с заключением с ними неэквивалентных торговых договоров6.
Обобщая сказанное, следует сделать вывод, что царская власть возникла одновре-
менно с государством, ее предшественницей являлось первобытное вождество, характе-
ризующееся возросшей ролью военного лидера, выполняющего роли организатора за-
1 См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследо-
ваниями Л.Г. Моргана. – С. 132–135.
2 См.: там же.
3 См.: там же. С. 157.
4 См.: Платонов О.А. Терновый венец России. – М., 2001. – С. 21–22; Юшков С.В. История государст-
ва и права СССР. Ч. I. – М., 1961. – С. 76; Филиппов А.Н. История русского права. Ч. I. – Юрьев,
1907. – С. 25; Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кон-
чины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года… // ПСС. Т. 6. Изд-во Академии наук
СССР. – М.; Л., 1952. – С. 203–206.
5 См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. – М., 2002. – С. 50–53.
6 См.: Крадин Н.Н. Империя Хунну. – М., 2001. – С. 45–46.
Глава 3. Основные теории происхождения государства
55
воевательных или оборонительных кампаний, арбитра (судьи) разрешающего социаль-
ные противоречия, и хозяйственного управленца, возглавляющего работы по сооруже-
нию ирригационных систем, прерогативы которого передавались по наследству и под-
держивались сакральными представлениями древнейших верований.
Исключение составляют лишь древние Афины, создавшие свою государствен-
ность в рамках республиканского принципа, умаляющего власть базилевсов. Произошло
это из-за острого внутриклассового противостояния, приведшего общество на грань гра-
жданской войны. Устранить возникшие социальные противоречия удалось лишь в про-
цессе развития демократических институтов власти.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!