Взаимодействие компонентов в биоценозе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Взаимодействие компонентов в биоценозе

2017-08-07 222
Взаимодействие компонентов в биоценозе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы взаимодействий между организмами в биоценозе Примеры
   

2. Типы взаимосвязей в аквариуме. (Наблюдение за живыми организмами в аквариуме, объяснение результатов.)

III. Закрепление знаний

Взаимосвязи в биоценозе, определение его устой- чивости. (Фронтальная беседа.)

IV. Задание на дом

Изучить § 56, ответить на вопросы в конце пара- графа.

Повторить тему «Биоценозы».


Урок 61

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Задача экскурси и:

— познакомить учащихся с типами взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны знать типы взаи- мосвязей животных с другими компонентами биоце- ноза, владеть правилами поведения в природе, уметь распознавать взаимосвязи животных в природе.

Метапредметные: учащиеся должны уметь про- водить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, систематизировать био- логические объекты разных биоценозов.

Личностные: у учащихся формируется ответ- ственное отношение к природе, элементы экологиче- ской культуры.

Основные понятия экскурсии: биоценоз; ярус- ность; экологическая группа; трофические связи.

Деятельность учащихся: работа учащихся в группах по изучению взаимосвязей в биоценозе, со- трудничество с учащимися в группе при составлении отчета по итогам экскурсии.

Методические рекомендации

I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

II. Содержание экскурсии

1. Краткая характеристика биоценоза: рельеф местности, структура и состав почвы, освещение, влажность воздуха; видовой состав растительного сообщества, наличие разных жизненных форм, вер- тикальная и горизонтальная ярусность; влияние сложной структуры растительного сообщества на


распределение остальных компонентов биоценоза; разнообразие связей животных с другими компонен- тами биоценоза.

2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям.

Примерное содержание заданий

Задание 1.

1. Определить число ярусов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распреде- лении растений по ярусам? Каким образом растения разных ярусов и их обитатели взаимодействуют между собой?

2. Определить, жизнь каких животных приуроче- на к тому или иному ярусу. Какие обстоятельства влияют на распределение животных в наземных ярусах? Что обеспечивает такое распределение жиз- ненного пространства в биоценозе?

3. Описать животных одного из ярусов, указать черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.

Задание 2.

1. Осмотреть поверхность листьев, стволов дере- вьев, пней, трещины коры. Найти обитающих там насекомых.

2. Понаблюдать, чем питаются насекомые. К ка- кому отряду относят этих насекомых? В чем приспо- собленность этих насекомых к питанию раститель- ной пищей?

3. Осмотреть трещины коры упавших деревьев. Найти яйца насекомых, их личинок, куколок, взрос- лых особей. Определить, к какому отряду принадле- жат взрослые насекомые. Выяснить, конкурируют ли друг с другом эти насекомые. Как при этом на- секомые используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?

4. Выяснить, какие животные питаются насеко- мыми. Составить цепи питания по результатам на- блюдений.

Задание 3.

1. Найти места поселений животных в биоценозе. Какие факторы среды влияют на выбор животными


мест проживания? Как часто животные служат ме- стом проживания для живых организмов и наоборот?

2. Определить систематическое положение на- блюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе.

3. Найти места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не кон- курируют друг с другом за жизненное пространство? Как в этом случае они используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?

Задание 4.

1. Найти в биоценозе активно летающих насеко- мых. Понаблюдать, как часто эти насекомые посе- щают цветущие растения.

2. Описать этих насекомых, определить черты их приспособленности к питанию. Какую роль выпол- няют эти насекомые в биоценозе?

3. Понаблюдать за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявля- ется приспособленность животных к определенному виду пищи? Как часто в покровах одних животных обитают другие? Какова в связи с этим дополнитель- ная роль животных в биоценозе?

Задание 5.

1. Измерить толщину лесного опада. Какова роль опада в биоценозе?

2. Разложить на белой бумаге несколько горстей опада. Найти животных, обитающих в опаде.

3. Определить систематическое положение этих животных: тип, класс. Указать черты их приспосо- бленности к жизни в напочвенном ярусе. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каж- дым годом?

4. Разложить на белой бумаге несколько горстей верхнего слоя почвы. Найти в нем обитающих жи- вотных. Какую роль выполняют почвенные живот- ные и микроорганизмы в биоценозе?

III. Задание на дом

Каждой группе учащихся подготовить отчет по экскурсии.


Урок 62

Обобщающий урок по теме


«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Задачи урок а:

— систематизировать и обобщить знания уча- щихся о факторах и результатах эволюции; о биоце- нозе, компонентах, их взаимосвязях как результате эволюции;

— проверить умения учащихся определить роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с другими компонентами;

— подвести учащихся к выводу об объективном характере процесса эволюции.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление об объективном характере эволюции на при- мере доказательств эволюции и ее результатов.

Метапредметные: учащиеся должны уметь ана- лизировать и обобщать имеющиеся у них знания.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение с учетом развития представлений об эволюции животного мира.

Основные понятия урока: эволюция; филоге- нез; онтогенез; наследственность; изменчивость; борьба за существование; естественный отбор; био- ценоз; ареал; продуценты; консументы; редуценты; цепи питания; сети питания; поток энергии.

Методические рекомендации

I. Контроль знаний по теме

Развитие и закономерности размещения живот- ных на Земле. Биоценозы. (Выполнение учащимися тестовых заданий, их взаимопроверка.)


II. Обобщающая беседа по вопросам

1. Как доказать, что причины эволюции животно- го мира находятся в самом животном мире?

2. К каким последствиям приводит эволюция жи- вотного мира?

3. Почему размножение животных происходит с определенной периодичностью у каждого вида?

4. Приведите доказательства в пользу того, что биоценоз — результат эволюции.

5. Какие закономерности «управляют» биоцено- зом?

III. Фронтальная беседа, в ходе которой учащие- ся подводятся к выводу об объективном характере эволюции, ее причинах и следствиях.

 

Тема 6

Животный мир

и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

Задача тем ы:

— познакомить учащихся с воздействием челове- ка и его деятельности на животный мир, с методами рационального использования животного мира.

 

Планирование темы

Урок 63. Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

Урок 64. Одомашнивание животных.

Урок 65. Законы России об охране животного ми- ра. Система мониторинга.

Урок 66. Охрана и рациональное использование животного мира.

Урок 67. Экскурсия «Посещение выставки сель- скохозяйственных и домашних животных».


Урок 63


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.