Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-08-07 | 259 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Типы взаимодействий между организмами в биоценозе | Примеры |
2. Типы взаимосвязей в аквариуме. (Наблюдение за живыми организмами в аквариуме, объяснение результатов.)
III. Закрепление знаний
Взаимосвязи в биоценозе, определение его устой- чивости. (Фронтальная беседа.)
IV. Задание на дом
Изучить § 56, ответить на вопросы в конце пара- графа.
Повторить тему «Биоценозы».
Урок 61
Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»
Задача экскурси и:
— познакомить учащихся с типами взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны знать типы взаи- мосвязей животных с другими компонентами биоце- ноза, владеть правилами поведения в природе, уметь распознавать взаимосвязи животных в природе.
Метапредметные: учащиеся должны уметь про- водить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, систематизировать био- логические объекты разных биоценозов.
Личностные: у учащихся формируется ответ- ственное отношение к природе, элементы экологиче- ской культуры.
Основные понятия экскурсии: биоценоз; ярус- ность; экологическая группа; трофические связи.
Деятельность учащихся: работа учащихся в группах по изучению взаимосвязей в биоценозе, со- трудничество с учащимися в группе при составлении отчета по итогам экскурсии.
Методические рекомендации
I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
II. Содержание экскурсии
1. Краткая характеристика биоценоза: рельеф местности, структура и состав почвы, освещение, влажность воздуха; видовой состав растительного сообщества, наличие разных жизненных форм, вер- тикальная и горизонтальная ярусность; влияние сложной структуры растительного сообщества на
распределение остальных компонентов биоценоза; разнообразие связей животных с другими компонен- тами биоценоза.
2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям.
Примерное содержание заданий
Задание 1.
1. Определить число ярусов растений биоценоза. Какой фактор является определяющим в распреде- лении растений по ярусам? Каким образом растения разных ярусов и их обитатели взаимодействуют между собой?
2. Определить, жизнь каких животных приуроче- на к тому или иному ярусу. Какие обстоятельства влияют на распределение животных в наземных ярусах? Что обеспечивает такое распределение жиз- ненного пространства в биоценозе?
3. Описать животных одного из ярусов, указать черты их приспособленности к жизни в этом ярусе.
|
Задание 2.
1. Осмотреть поверхность листьев, стволов дере- вьев, пней, трещины коры. Найти обитающих там насекомых.
2. Понаблюдать, чем питаются насекомые. К ка- кому отряду относят этих насекомых? В чем приспо- собленность этих насекомых к питанию раститель- ной пищей?
3. Осмотреть трещины коры упавших деревьев. Найти яйца насекомых, их личинок, куколок, взрос- лых особей. Определить, к какому отряду принадле- жат взрослые насекомые. Выяснить, конкурируют ли друг с другом эти насекомые. Как при этом на- секомые используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?
4. Выяснить, какие животные питаются насеко- мыми. Составить цепи питания по результатам на- блюдений.
Задание 3.
1. Найти места поселений животных в биоценозе. Какие факторы среды влияют на выбор животными
мест проживания? Как часто животные служат ме- стом проживания для живых организмов и наоборот?
2. Определить систематическое положение на- блюдаемых животных и их приспособленность к живому месту проживания в биоценозе.
3. Найти места проживания, которые используют животные разных систематических групп. Почему, несмотря на совместное обитание, животные не кон- курируют друг с другом за жизненное пространство? Как в этом случае они используют биотические и абиотические ресурсы биоценоза?
Задание 4.
1. Найти в биоценозе активно летающих насеко- мых. Понаблюдать, как часто эти насекомые посе- щают цветущие растения.
2. Описать этих насекомых, определить черты их приспособленности к питанию. Какую роль выпол- няют эти насекомые в биоценозе?
3. Понаблюдать за птицами и млекопитающими, питающимися семенами и плодами. В чем проявля- ется приспособленность животных к определенному виду пищи? Как часто в покровах одних животных обитают другие? Какова в связи с этим дополнитель- ная роль животных в биоценозе?
Задание 5.
1. Измерить толщину лесного опада. Какова роль опада в биоценозе?
|
2. Разложить на белой бумаге несколько горстей опада. Найти животных, обитающих в опаде.
3. Определить систематическое положение этих животных: тип, класс. Указать черты их приспосо- бленности к жизни в напочвенном ярусе. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каж- дым годом?
4. Разложить на белой бумаге несколько горстей верхнего слоя почвы. Найти в нем обитающих жи- вотных. Какую роль выполняют почвенные живот- ные и микроорганизмы в биоценозе?
III. Задание на дом
Каждой группе учащихся подготовить отчет по экскурсии.
Урок 62
Обобщающий урок по теме
«Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»
Задачи урок а:
— систематизировать и обобщить знания уча- щихся о факторах и результатах эволюции; о биоце- нозе, компонентах, их взаимосвязях как результате эволюции;
— проверить умения учащихся определить роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с другими компонентами;
— подвести учащихся к выводу об объективном характере процесса эволюции.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление об объективном характере эволюции на при- мере доказательств эволюции и ее результатов.
Метапредметные: учащиеся должны уметь ана- лизировать и обобщать имеющиеся у них знания.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение с учетом развития представлений об эволюции животного мира.
Основные понятия урока: эволюция; филоге- нез; онтогенез; наследственность; изменчивость; борьба за существование; естественный отбор; био- ценоз; ареал; продуценты; консументы; редуценты; цепи питания; сети питания; поток энергии.
Методические рекомендации
I. Контроль знаний по теме
Развитие и закономерности размещения живот- ных на Земле. Биоценозы. (Выполнение учащимися тестовых заданий, их взаимопроверка.)
II. Обобщающая беседа по вопросам
1. Как доказать, что причины эволюции животно- го мира находятся в самом животном мире?
2. К каким последствиям приводит эволюция жи- вотного мира?
3. Почему размножение животных происходит с определенной периодичностью у каждого вида?
4. Приведите доказательства в пользу того, что биоценоз — результат эволюции.
5. Какие закономерности «управляют» биоцено- зом?
III. Фронтальная беседа, в ходе которой учащие- ся подводятся к выводу об объективном характере эволюции, ее причинах и следствиях.
Тема 6
Животный мир
и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
Задача тем ы:
— познакомить учащихся с воздействием челове- ка и его деятельности на животный мир, с методами рационального использования животного мира.
Планирование темы
Урок 63. Воздействие человека и его деятельности на животный мир.
Урок 64. Одомашнивание животных.
Урок 65. Законы России об охране животного ми- ра. Система мониторинга.
|
Урок 66. Охрана и рациональное использование животного мира.
Урок 67. Экскурсия «Посещение выставки сель- скохозяйственных и домашних животных».
Урок 63
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!