Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-08-07 | 287 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Латюшин, В. В.
Биология: Животные. 7 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шап- кина «Биология. Животные. 7 класс» / В. В. Ла- тюшин, Г. А. Уфимцева. — М.: Дрофа, 2016. — 186, [6] с.
ISBN 978-5-358-16246-4
Методическое пособие подготовлено к изданному в соответ- ствии с ФГОС учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Био- логия. Животные. 7 класс».
Пособие содержит соответствующее извлечение из Програм- мы основного общего образования «Биология. 5—9 классы», примерное тематическое планирование и поурочные разработ- ки, которые включают в себя указания задач урока, планируе- мых результатов (предметных, метапредметных, личностных), основных понятий урока, деятельности учащихся и методиче- ские рекомендации по организации учебного процесса.
УДК 372.859
ББК 74.262.86
ISBN 978-5-358-16246-4 © ООО «ДРОФА», 2016
Предисловие
Данное методическое пособие написано в соответ- ствии с государственным стандартом основного об- щего образования для 5—9 классов, принятым в де- кабре 2010 г.
В соответствии с новой образовательной парадиг- мой Федеральный государственный образователь- ный стандарт основного общего образования стро- ится на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся должны овладеть такими познавательными учебны- ми действиями, как умение формулировать пробле- му и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выво- ды и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овла- деть учебными действиями, позволяющими им до- стичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных но- вым стандартом. Решение этих задач необходимо на- чинать с первых уроков биологии.
Методическое пособие написано в соответствии с содержанием авторской программы по биологии и учебника В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Био- логия. Животные. 7 класс».
Вместе с учебником единую информационно-об- разовательную среду линии формируют:
— Рабочая программа. Биология. 5—9 классы.
— Пособие для ученика: Рабочая тетрадь для 7 класса.
— Пособие для учителя: Методическое пособие к учебнику 7 класса.
— Электронная форма учебника для 7 класса.
В 7 классе учащиеся получают общие представле- ния о структуре зоологической науки, ее истории и методах исследования, царстве животных, средах их обитания, нравственных нормах и принципах от- ношения к природе; узнают, как обезопасить себя от заражения паразитическими животными, как избе- жать укуса ядовитых животных, какую помощь не- обходимо оказать до прибытия врача, как необхо- димо охранять животных, занесенных в Красную книгу.
|
Учащиеся узнают о многообразии животного ми- ра, расширяются их знания об условиях жизни и связи со средой обитания, о значении животных в природе и жизни человека.
Пособие раскрывает требования ФГОС и планиру- емые результаты, основные концептуальные идеи курса, содержит поурочные рекомендации, которые включают в себя:
— задачи урока;
— планируемые результаты (предметные, мета- предметные, личностные);
— основные понятия;
— деятельность учащихся;
— методические рекомендации по проведению уроков.
В пособии даются конкретные методические ре- комендации по проведению различных типов уро- ков, лабораторных работ, экскурсий. Глубокому ус- воению знаний способствует целенаправленное и по- следовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается при- менение различных методов, приемов и средств обу- чения. Целесообразно обучение, при котором уча- щиеся сами делали бы правильные выводы, что
способствует переходу их знаний в убеждения и фор- мированию биологического мышления.
Важным структурным компонентом урока явля- ется анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью учителю необходимо си- стематически подводить итоги урока, комментиро- вать работу учащихся по усвоению знаний и овладе- нию умениями.
В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного мате- риала; методика его изучения, проверки и закрепле- ния знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в каче- стве приложения к названному выше учебнику.
Следует учитывать, что учащиеся 7 класса сохра- няют любознательность, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, прово- дить самостоятельные исследования. Учителю важ- но поддержать и развить интерес к зоологии. Сде- лать это можно лишь в том случае, если учитель включит учеников в активную познавательную дея- тельность. Содержание и методический аппарат учебника, задания рабочей тетради открывают для этого большие возможности.
|
В пособии приводится один из возможных вари- антов планирования тем и проведения уроков. Учи- тель по своему усмотрению может уменьшать или увеличивать число часов, отводимых на изучение от- дельных тем. В зависимости от имеющегося учебно- го оборудования, а также особенностей класса учи- тель может внести необходимые коррективы в мето- дику проведения уроков.
Методические рекомендации по проведению уроков
Введение (2 ч)
Задачи тем ы:
— сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных;
— продолжить формирование понятия о единстве живой природы;
— раскрыть роль животных в природе и в жизни человека;
— показать необходимость охраны животного мира.
Планирование темы
Урок 1. История развития зоологии. Урок 2. Современная зоология.
Урок 1
История развития зоологии
Задачи урок а:
— сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее развития;
— познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;
— познакомить с методическим аппаратом учеб- ника, правилами работы с ним, с учебной литерату- рой.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны уметь характе- ризовать зоологию как науку о животных, являю- щуюся частью науки биологии, знать основные эта-
пы ее развития, могут назвать основные системати- ческие категории.
Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с учебником.
Личностные: у учащихся формируется интерес к познанию природы.
Основные понятия урока: биология; зоология; систематические категории.
Деятельность учащихся: знакомство с учеб- ником и его методическим аппаратом, сотрудниче- ство с учащимися класса при обсуждении; заполне- ние схемы.
Методические рекомендации
I. Актуализация знаний о царствах живой при- роды. (Фронтальная беседа с заполнением схемы
«Царства живой природы».)
Царства живой природы |
II. Изучение нового материала
1. Введение понятия «зоология» и раскрытие его содержания и связи с понятием «биология». (Беседа с учащимися.)
2. Основные этапы развития зоологии. (Рассказ учителя с использованием рисунков 1, 2, 3 учебни- ка, демонстрацией портретов Аристотеля, К. Лин- нея, Ч. Дарвина.)
3. Многообразие животных. (Беседа с учащимися с демонстрацией живых животных, коллекций, чу- чел, таблиц.)
4. Введение понятия «систематические катего- рии», работа над его усвоением. (Объяснение учите- ля с использованием текста учебника на с. 7.)
|
5. Знакомство учащихся с учебником. (Самостоя- тельная работа учащихся с учебником с последую-
щим обсуждением вопросов: «Из каких основных компонентов (частей) состоит учебник?», «На что необходимо обращать внимание при чтении текста учебника?», «Каково значение вопросов и зада- ний?», «Как вы думаете, нужны ли в учебнике ри- сунки?», «Почему учебник считают основным сред- ством обучения?».)
III. Задание на дом
Изучить § 1, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, выполнить задания в рабочей тетради.
Подготовить сообщения о значении животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности чело- века.
Урок 2
Современная зоология
Задачи урок а:
— сформировать у учащихся знания о сходстве и различии животных, растений, грибов и бактерий;
— раскрыть роль животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;
— познакомить учащихся со структурой науки зоологии, с успехами современной зоологии.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь первона- чальные представления о единстве живой природы, уметь охарактеризовать структуру зоологической науки, знать сходства и различия между животны- ми, растениями, грибами и бактериями.
Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с учебником; давать определение понятиям на основе полученной из текста информации.
Личностные: у учащихся формируется ответствен- ное отношение к животному миру, его сохранению, восстановлению и рациональному использованию.
Основные понятия урока: единство живой природы; этология; зоогеография; энтомология; ихтиология; орнитология; эволюция животных.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении; составление схемы.
Методические рекомендации
I. Проверка и актуализация знаний
1. Фронтальная беседа по вопросам в конце § 1.
2. Обсуждение вопроса: «Нужны ли человеку зна- ния зоологической науки в век информатизации и компьютеризации?»
II. Изучение нового материала
1. Сходство и различие между растениями, жи- вотными, грибами и бактериями. (Беседа, самостоя- тельная работа учащихся по составлению таблицы
«Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий».)
2. Структура науки зоологии. (Работа учащихся с текстом § 2 и составление схемы «Структура науки зоологии»; обсуждение вопроса: «Почему наука зоо- логия подразделяется на отдельные науки?»)
3. Достижения зоологии. (Работа учащихся с тек- стом § 2 и обсуждение вопроса: «Какое значение имеет развитие науки зоологии для сохранения и восстановления животных в природе?»)
4. Значение животных в природе, жизни и хозяй- ственной деятельности человека. (Обсуждение сооб- щений учащихся.)
|
5. Охрана животного мира. (Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием материалов Конституции РФ, Красной книги РФ, Красной кни- ги края, области.)
III. Задание на дом
Изучить § 2, ответить на вопросы (устно) в конце параграфа.
Собрать материал и подготовиться к обсуждению вопросов: «Какие меры способствуют сохранению видового разнообразия в твоем районе, области, крае?», «Как связаны между собой сознание челове- ка и охрана животного мира?».
Составить «Кодекс защитника животного мира».
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (36 ч)
Тема 1
Простейшие (2 ч)
Задачи тем ы:
— сформировать у учащихся представление о многообразии животного мира;
— сформировать понятия о строении, жизнедея- тельности простейших;
— раскрыть роль простейших в природе и жизни человека;
— продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты.
Планирование темы
Урок 3. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.
Урок 4. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
Урок 3
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
Задачи урок а:
— познакомить учащихся с характерными при- знаками простейших, их строением, жизнедеятель- ностью, ролью в природе и жизни человека;
— научить находить черты сходства и отличия в строении и жизнедеятельности простейших и расте- ний;
— научить распознавать простейших;
— продолжить формирование умения работать с микроскопом.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны знать о строе- нии и жизнедеятельности простейших, о вызывае- мых ими заболеваниях, уметь характеризовать от- личия простейших от растений, уметь работать с микроскопом.
Метапредметные: учащиеся должны уметь ра- ботать с текстом, иллюстрациями учебника и други- ми источниками информации, сравнивать живые объекты, относящиеся к разным таксономическим группам.
Личностные: у учащихся формируется интерес к изучению живой природы, научное мировоззрение.
Основные понятия урока: простейшие; корне- ножки; радиолярии; солнечники; споровики; циста; раковина.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, с микроскопом, сотруд- ничество с учащимися класса при обсуждении; за- полнение таблицы.
Методические рекомендации
I. Актуализация знаний
1. Значение открытия микроскопа в развитии зоо- логической науки. (Беседа.)
2. Устройство микроскопа и правила работы с ним. (Инструктаж по работе с микроскопом и техни- ке безопасности во время работы с ним.)
II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика простейших. (Объясне- ние учителя с использованием рисунков 3, 4, 5, 6, 7 учебника, видеоматериалов.)
2. Сходства и различия бактерий, простейших и растений. (Беседа, заполнение соответствующей та- блицы. Обсуждение вопроса: «О чем свидетельству- ют сходства и различия в строении бактерий, про- стейших и растений?»)
|
Тема 2
Многоклеточные животные (34 ч)
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (16 ч)
Задачи тем ы:
— познакомить учащихся с многообразием мно- гоклеточных беспозвоночных животных;
— сформировать знания об особенностях строе- ния, жизнедеятельности, приспособленности к сре- де обитания многоклеточных беспозвоночных;
— познакомить с систематическими группами многоклеточных беспозвоночных животных;
— показать значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека;
— обосновать необходимость охраны редких и ис- чезающих беспозвоночных;
— научить распознавать беспозвоночных и вести наблюдения за ними;
— познакомить с мерами первой помощи при уку- се опасных беспозвоночных.
Планирование темы
Урок 5. Тип Губки. Классы: Известковые, Стек- лянные, Обыкновенные.
Урок 6. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидро- идные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
Урок 7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
Урок 8. Тип Круглые черви.
Урок 9. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы.
Класс Многощетинковые, или Полихеты.
Урок 10. Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки
Урок 11. Тип Моллюски.
Урок 12. Классы моллюсков: Брюхоногие, Дву- створчатые, Головоногие.
Урок 13. Тип Иглокожие. Классы: Морские ли- лии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры.
Урок 14. Тип Членистоногие. Классы: Ракообраз- ные, Паукообразные.
Урок 15. Класс Насекомые.
Урок 16. Отряды насекомых: Таракановые, Пря- мокрылые, Уховертки, Поденки.
Урок 17. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
Урок 18. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокры- лые, Двукрылые, Блохи.
Урок 19. Отряд насекомых: Перепончатокрылые. Урок 20. Обобщающий урок по теме «Беспозво-
ночные животные».
Урок 5
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
Задачи урок а:
— познакомить учащихся с особенностями строе- ния и жизнедеятельности представителей типа Губ- ки;
— показать значение животных в природе и жиз- ни человека;
— развить понятие «ткань».
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны знать особенно- сти строения губок.
Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать животных разных таксономических групп между собой; работать с различными источни- ками информации.
Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес к изучению животных.
Основные понятия урока: губки; скелетные иглы; специализация клеток; слои клеток: наруж- ный, внутренний.
Деятельность учащихся: работа с текстом, рисунками учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении; заполнение таблицы.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Общие сведения о многоклеточных беспозво- ночных животных. (Объяснение учителя с использо- ванием оглавления и рисунков учебника, таблиц с изображением губок, кишечнополостных, червей, членистоногих.)
2. Общая характеристика типа Губки. (Рассказ учителя с использованием рисунка 14 учебника, та- блиц.)
3. Образ жизни губок. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнения таблицы
«Характерные черты строения губок».)
Обобщающий урок по теме
«Беспозвоночные животные»
Задачи урок а:
— обобщить и систематизировать знания уча- щихся о строении и жизнедеятельности многокле- точных беспозвоночных животных;
— подвести учащихся к выводу об усложнении строения и жизнедеятельности членистоногих в про- цессе эволюции.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь первона- чальное представление о развитии животного мира; уметь определять систематическую принадлежность беспозвоночных.
Метапредметные: учащиеся должны уметь обобщать и систематизировать знания.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение.
Основные понятия урока: повторение всех по- нятий темы.
Деятельность учащихся: выполняют тесто- вые задания; формулируют выводы; заполняют та- блицы; осуществляют самооценку усвоения матери- ала.
Методические рекомендации
I. Контроль знаний по теме
1. Выполнение тестовых заданий на знания строе- ния и жизнедеятельности беспозвоночных животных.
2. Выполнение заданий на знания отличительных особенностей таксономических групп беспозвоноч- ных, уровня их организации.
II. Контроль умений по теме
Определение таксономической принадлежности беспозвоночных (тип, класс, отряд) с использовани- ем коллекций, влажных препаратов, таблиц, рисун- ков.
III. Систематизация и обобщение знаний по те-
ме
Фронтальная беседа, в результате которой учащи-
еся подводятся к выводу об усложнении строения и жизнедеятельности членистоногих в процессе эво- люции.
ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОЗВОНОЧНЫЕ (18 ч)
Задачи тем ы:
— познакомить учащихся с особенностями строе- ния, жизнедеятельности хордовых животных, их систематикой;
— показать значение хордовых в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; обосновать необходимость рационального использования, охра- ны и воспроизводства хордовых животных;
— сформировать умение распознавать представи- телей хордовых животных.
Планирование темы
Урок 21. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.
Урок 22. Позвоночные. Классы рыб: Хрящевые, Костные.
Урок 23. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.
Урок 24. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетро- образные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпо- образные, Окунеобразные.
Урок 25. Класс Земноводные, или Амфибии. От- ряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.
Урок 26. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Отряд Чешуйчатые.
Урок 27. Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы.
Урок 28. Класс Птицы. Отряд Пингвины.
Урок 29. Отряды птиц: Страусообразные, Нанду- образные, Казуарообразные, Гусеобразные.
Урок 30. Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.
Урок 31. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голе- настые.
Урок 32. Экскурсия «Изучение многообразия птиц».
Урок 33. Класс Млекопитающие, или Звери. От- ряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
Урок 34. Отряды млекопитающих: Грызуны, Зай- цеобразные.
Урок 35. Отряды млекопитающих: Китообраз- ные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.
Урок 36. Отряды млекопитающих: Парнокопыт- ные, Непарнокопытные.
Урок 37. Отряд млекопитающих Приматы.
Урок 38. Обобщающий урок по теме «Хордовые животные».
Урок 21
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
Задача урок а:
— познакомить учащихся с характерными при- знаками животных типа хордовых, подтипов бесче- репных и черепных, классов ланцетников и кругло- ротых.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление о характерных признаках животных типа Хордовые, подтипов Бесчерепные и Черепные, клас- сов Ланцетники и Круглоротые.
Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать и сопоставлять животных разных таксо- номических групп; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении жи- вотных.
Личностные: у учащихся формируется познава- тельная самостоятельность и интерес к познанию природы; представление о развитие живой природы на основе установления черт сходства таксономиче- ских групп.
Основные понятия урока: хорда; череп; позво- ночник; позвонок; бесчерепные; черепные или по- звоночные; ланцетники.
Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунком учебника, заполнение таблицы и составле- ние схемы.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1.
Тип Хордовые |
Подтип |
Подтип |
Класс Пресмыкающиеся,
или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
Задачи урок а:
— познакомить учащихся с общей характеристи- кой класса пресмыкающихся, отряда чешуйчатых;
— показать значение пресмыкающихся в приро- де, необходимость их охраны.
Планируемые результаты обучения Предметные: учащиеся должны знать признаки
класса пресмыкающихся, отряда чешуйчатых, их роль в природе.
Метапредметные: учащиеся должны уметь устанавливать признаки сходства и различия изуча-
емых таксономических групп, находить биологиче- скую информацию в различных источниках.
Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес к природе; научное мировоззрение на примере изучения происхождения пресмыкаю- щихся.
Основные понятия урока: пресмыкающиеся; чешуйчатые.
Деятельность учащихся: работа с рисунками и текстом учебника, обсуждение сообщений, сотруд- ничество с учащимися класса; заполнение таблицы.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
Характерные признаки класса земноводных, от- рядов безногих, хвостатых, бесхвостых. (Выполне- ние учащимися текстовых заданий и взаимокон- троль результатов в парах; обсуждение сообщений учащихся.)
II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика класса пресмыкающих- ся. (Учащиеся выполняют задание «Используя текст учебника, выпишите в тетради признаки пресмыка- ющихся и объясните, как они связаны с наземным образом жизни».)
2. Древние пресмыкающиеся. (Сообщения уча- щихся, комментарий сообщений.)
3. Характеристика отряда чешуйчатых. (Само- стоятельная работа учащихся с текстом и рисунка- ми 106, 107, 108 учебника.)
III. Закрепление знаний
Родство пресмыкающихся и древних земновод- ных. (Беседа, которая подводит учащихся к выво- дам об эволюционном развитии животного мира.)
IV. Задание на дом
Изучить § 25, ответить на вопросы в конце пара- графа.
Выполнить задание «Используя знания из курса ОБЖ, перечислите меры первой помощи при укусах опасных пресмыкающихся».
Заполнить таблицу «Сравнительная характери- стика земноводных и пресмыкающихся».
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРЯДОВ ПТИЦ
Отряды птиц | Места гнез- дования | Особенности строения | Представи- тели отря- дов |
Урок 32
Экскурсия
«Изучение многообразия птиц»
Задачи экскурси и:
— познакомить учащихся с многообразием мест- ных птиц; их приспособлениям к среде обитания;
— показать особенности гнездования птиц, обита- ющих в разных ландшафтах;
— отметить значение птиц в природе и хозяй- ственной жизни человека.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление о многообразии местных птиц; знать, что стро- ение и образ жизни птиц связаны со средой обита- ния; знать правила поведения в природе.
Метапредметные: учащиеся должны уметь про- водить наблюдения в природе, фиксировать их, объ- яснять, оформлять результаты.
Личностные: у учащихся формируется ответ- ственное отношение к природе, элементы экологиче- ской культуры, навыки наблюдения и исследования в «полевых условиях».
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия птиц, сотрудничество с уча- щимися в группе при обсуждении результатов на- блюдения и составлении отчета по экскурсии.
Методические рекомендации
I. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Содержание экскурсии:
Краткая характеристика птиц местной фауны: их многообразие, систематическая принадлежность; объединение птиц разных видов в экологические группы как результат приспособленности к прожи- ванию в сходных местах обитания; экологическая специализация птиц; редкие и исчезающие виды птиц.
II. Самостоятельная работа учащихся по груп- пам. (Работа проводится группами учащихся по за- данию учителя.)
Примерное содержание заданий
Задание 1.
1. Составить список видов птиц, обитающих в ле- сах.
2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.
3. Распределить птиц леса по местам и особенно- стям их гнездования, рассмотрев коллекции гнезд в соответствии с ярусами леса, в которых птицы оби- тают.
4. Описать особенности строения птиц, обитаю- щих в лесу; их величину, особенности перьевого по- крова, его окраски; строение клюва и ног, их при- способленность к образу жизни, способу питания.
5. Указать значение птиц в жизни леса; назвать редкие и исчезающие виды лесных птиц данного ре- гиона.
Задание 2.
1. Составить список видов птиц, обитающих в по- лях.
2. Указать общие черты внешнего строения поле- вых птиц.
3. Отметить особенности гнездования полевых птиц.
4. Указать названия птиц, обитающих сразу в не- скольких ландшафтах — городском и полевом; от- метить особенности питания этих птиц по сезонам года; изменения их численности в сравнении с на- стоящими полевыми птицами; описать особенности поведения этих птиц.
5. Отметить значение полевых птиц в природе и хозяйственной деятельности человека; указать ред- кие и исчезающие виды полевых птиц данного реги- она.
Задание 3.
1. Составить список видов птиц, населяющих пре- сноводные водоемы и их побережья.
2. Определить, что общего во внешнем строении всех водоплавающих птиц.
3. Описать особенности внешнего строения птиц, связанные с их местообитанием: форма тела, распо- ложение ног, особенности строения пальцев ног; ха- рактер развития копчиковой железы; особенности оперения, строения клюва.
4. Перечислить черты приспособленности водо- плавающих птиц к жизни в воде: предохранение пе- рьев от намокания; приспособление к плаванию и добыванию пищи в воде.
5. Назвать редкие и исчезающие виды водоплава- ющих и прибрежных птиц данного региона
Задание 4.
1. Составить список видов хищных птиц.
2. Указать общие особенности строения хищных птиц.
3. Описать особенности строения хищных птиц, связанные с их местообитанием: величина и форма клюва, характер оперения и его расположения на теле; особенности развития пуховых перьев; особен- ности строения клюва и пальцев конечностей.
4. Указать черты приспособленности птиц к хищ- ному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.
5. Отметить роль хищных птиц в природе; ука- зать редкие и исчезающие виды хищных птиц дан- ного региона.
Задание 5.
1. Составить список видов птиц, населяющих бо- лота и их побережья.
2. Указать особенности мест обитания и гнездова- ния этих птиц.
3. Описать общие особенности внешнего строения птиц, связанные с обитанием на болотах и их побере- жьях (передвижением по вязкому мелководью); раз- мер шеи и головы в сравнении с телом; особенности строения клюва; размеры ног и строение пальцев.
4. Отметить значение птиц болот и побережий в природе; указать редкие и исчезающие виды птиц болот данного региона.
III. Задание на дом
Каждой группе учащихся подготовить отчет об экскурсии.
Урок 33
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
Задачи урок а:
— познакомить учащихся с общей характеристи- кой отрядов однопроходных, сумчатых, насекомо- ядных, рукокрылых;
— показать прогрессирующие черты организации млекопитающих;
— обосновать необходимость охраны млекопита- ющих.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны знать черты сходства и отличительные особенности представите- лей подклассов первозверей и зверей; уметь объяс- нить, почему подкласс яйцекладущих относят к классу млекопитающих.
Метапредметные: учащиеся должны уметь сравнивать животных подклассов первозверей и на- стоящих зверей; использовать индуктивные и де- дуктивные подходы при изучении млекопитающих. Личностные: у учащихся формируется познава- тельная самостоятельность, научное мировоззрение на основе знаний о происхождении млекопитаю-
щих.
Основные понятия урока: первозвери или яй- цекладущие; настоящие звери; однопроходные; сум- чатые.
Деятельность учащихся: работа с текстом и рисунками учебника; заполнение таблицы.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Общая характеристика класса Млекопитаю- щие. (Беседа с элементами объяснения.)
2. Характеристика подкласса Яйцекладущие, от- рядов Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. (Са- мостоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ками 127—130 учебника.)
II. Закрепление знаний
Характеристика древних млекопитающих, при- митивных млекопитающих. (Фронтальная беседа, заполнение таблицы «Сравнительная характеристи- ка пресмыкающихся и млекопитающих».)
ЗНАЧЕНИЕ ГРЫЗУНОВ
Название грызуна | Особенности строения, образа жизни | Значение в при- роде и в жизни человека |
2. Характеристика отряда зайцеобразных. (Само- стоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ком 134 учебника.)
III. Закрепление знаний
Отличительные признаки животных отрядов гры- зунов и зайцеобразных. (Фронтальная беседа.)
IV. Задание на дом
Изучить § 32, ответить на вопросы в конце пара- графа.
Используя информацию из разных источников, подготовить сообщения об особенностях поведения и образа жизни грызунов и зайцеобразных региона.
Урок 35
СИСТЕМАТИКА КИТООБРАЗНЫХ
Подотряд |
Подотряд |
Семейства: Семейства:
2. Характеристика отряда ластоногих, их отли- чие от китообразных. (Самостоятельная работа уча- щихся с текстом и рисунком 136 учебника.)
3. Характеристика отряда хоботных. Особенно- сти строения в связи со средой обитания и образом жизни. (Самостоятельная работа с текстом и рисун- ком 137 учебника.)
4. Характеристика отряда хищных, разнообразие строения и образа жизни. (Самостоятельная работа с текстом и рисунком 138 учебника; заполнение таблицы «Особенности строения и образа жизни хищных».)
СЕМЕЙСТВО ЛОШАДИ
Представители семейства | Распростране- ние | Особенности строения и образа жизни |
III. Закрепление знаний
Характеристика семейств парнокопытных и не- парнокопытных. (Выполнение тестовых заданий, взаимопроверка в парах.)
IV. Задание на дом
Изучить § 34, ответить на вопросы в конце пара- графа.
Используя разные источники информации, под- готовить сообщение «Удивительные обезьяны — из- вестные и неизвестные факты их жизни».
Урок 37
Отряд млекопитающих: Приматы
Задачи урок а:
— познакомить учащихся с характерными при- знаками отряда Приматы;
— показать черты их высокой организации по сравнению с другими млекопитающими.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны знать особенно- сти строения и образа жизни приматов, выявлять признаки их сходства с человеком.
Метапредметные: учащиеся должны уметь устанавливать черты сходства и различия приматов и человека.
Личностные: у учащихся формируется познава- тельный интерес, ответственное отношение к приро- де на основе выявления значения животных в при- роде, на примере изучения приматов, занесенных в Красную книгу.
Основные понятия урока: приматы; человеко- образные обезьяны.
Деятельность учащихся: работа с рисунка- ми, текстом учебника, обсуждение сообщений уча- щихся.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Признаки строения, характеризующие класс Млекопитающие. (Ответ учащегося у доски.)
2. Млекопитающие — самая распространенная группа животных на планете. (Ответ учащегося у до- ски.)
3. Признаки строения, отличающие млекопитаю- щих от других высших хордовых. (Выполнение те- стовых заданий, взаимопроверка, исправление оши- бок.)
II. Изучение нового материала
1. Общая характеристика приматов. (Беседа, объ- яснение учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 141, 142 учебника. Сообще- ния учащихся.)
2. Характеристика подотряда полуобезьян. (Са- мостоятельная работа учащихся с текстом и рисун- ком 141 учебника.)
3. Характеристика подотряда обезьян. (Самостоя- тельная работа учащихся с текстом и рисунком 142 учебника.)
4. Характеристика человекообразных обезьян. (Сообщения учащихся.)
III. Закрепление знаний
1. Признаки, отличающие приматов от других млекопитающих.
2. Отличие обезьян от полуобезьян.
3. Сходство и отличия человека и человекообраз- ных обезьян. (Фронтальная беседа.)
IV. Задание на дом
Изучить § 35, ответить на вопросы в конце пара- графа, выполнить задания в рабочей тетради.
Урок 38
Обобщающий урок по теме
«Хордовые животные»
Задачи урок а:
— систематизировать и обобщить знания уча- щихся об особенностях организации хордовых жи- вотных, их роли в природе и жизни человека;
— показать необходимость охраны хордовых жи- вотных;
— проверить умения учащихся давать морфоло- го-анатомические характеристики классов хордо- вых животных.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся должны иметь представ- ление об эволюции животных на основе установле- ния черт сходства хордовых и знать условные уров- ни их организации.
Метапредметные: учащиеся
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!