Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Фердинанд де Соссюр – Синтактико-семантический подход

2017-07-01 20225
Фердинанд де Соссюр – Синтактико-семантический подход 4.95 из 5.00 22 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Фердинад де Соссюр был лингвистом и в своей работе «Курс общей лингвистики» ввел термин семиология, не основываясь на работах Пирса. Включал в семиологию лингвистику и психологию. Он рассматривал естественные языки как знаковые системы, теорию значения знаков в рамках научной дисциплины, названной им семиологией. Он мыслил «семиологию» как науку, «изучающую жизнь знаков внутри жизни общества», в которую лингвистика должна входить как составная часть.

Ввел антиномию (противопоставление) язык\речь. Язык - социальное явления, речь – индивидуальное. Язык – продукт, пассивно регистрируемый индивидом, не предполагающий предварительной рефлексии. Речь представляет собой индивидуальный акт воли и понимания, составляет «комбинации», при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом. Язык существует вне нас, а когда мы им пользуемся – это речь.

Разделял языковой знак на означаемое (понятие) и означающее (акустический образ денотата, точнее психический отпечаток звучания). Он считал, что знак – это психическое явление, которые мы получаем от органов чувств.

Акустический образ – это не звучащее слово, это то выражение, которое мы хотим произнести, т.е. знак целиком ментален, он имеет психическую реальность. Процесс семиозиса (означивание) происходит в голове. Акустический образ появляется в сознании, а затем мы выражаем его каким-либо образом вовне.

Свойства знака:

-произвольность – в разных языках понятия звучат по-разному

- немотивированность

- линейный характер – сколько по времени звучит слово

- неизменчивость и изменчивость

Чарльз Пирс – Прагматизм

У Пирса был широкий подход к семиотике. Он считал, что все вокруг является знаками (пансемиотика). Пирс стремился к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он же ввёл сам термин «семиотика» для обозначения науки о знаковых системах (впрочем, некоторые, преимущественно французские авторы, предпочитают и сейчас пользоваться соссюровским термином «семиология»). Он также выделил параметры семиотического функционирования — репрезентант, интерпретант, референт (предмет знак представление)


Радикальная теория знаков Пирса: сведение сознания и человеческого поведения к сумме знаков и знаковым действиям. «Нет ни одного элемента человеческого сознания, которому не соответствовало бы что-то из мира слова. Слово, которое человек употребляет, есть сам человек. Поскольку, таким образом, мой язык есть совокупная сумма меня самого, то человек есть мышление»

 

Пирс классифицировал больше 60 типов знаков. Широко известной и используемой специалистами стала группа знаков (образы, признаки, коды). В ней же существует разница в терминологии (знаки-образы могут называться как икона, иконический знак, копия) потому что Пирса не признали при жизни и начали активно публиковать после смерти. На русский язык полностью его перевели поздно. До 1990х был издан только маленький неудачный отрывок. + Пирс писал сложным труднодоступным языком.

А) Знаки образы, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом. Пирс выделял несколько разновидностей знаков образов:

- отражения – прямое подобие (или изображения; в данном случае означающее представляет «простые качества» означаемого): фотографии, скульптура, живопись, но также и ощущения, вызываемые музыкальными произведениями (например, “Полет шмеля” или “Море” Дебюсси);

- метафоры (здесь кодификация производится по принципу параллелизма между знаком и объектом), этот подкласс активно задействован в театральной практике и литературе;

- диаграммы, схемы, чертежи и другие виды «нефигуративных» изображений, которые Пирс называл «логическими знаками-образами»

Б) Знаки - признаки, в которых означающее и означаемое тем иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает). Таковыми, например, в архитектуре являются двери — обозначение возможности входа во внутреннее пространство здания; лестница — знак подъема наверх, наличия этажа сверху, а также, например, стон является признаком ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех - признаком радости, счастья, одежда разных народов указывает на национальность, а походка на профессию человека. Знаки-признаки также могут указывать на объект (указание пальцем, стрелкой, окриком).

В) Знаки - коды находятся с объектом в ассоциативной связи, основанной на соглашении; это искусственно построенные идеографические знаки, несущие развернутую, порой концептуально нагруженную информацию. Знаки-коды — условные, не связанные причинно-следственной связью с обозначаемым, изобразительные сигналы, обобщенно передающие целую систему понятий. К этому типу знаков относятся гербы, геральдические символы, товарные (знаки фирм), билеты, флаги.

Чарльз Моррис – последователь Пирса, т. е. американской школы семиотики.

Философ-позитивист. Открыл миру идеи Пирса, развив их и привнеся свое: например, пониманием семиозиса (знаковой ситуации) и компонентами «треугольника».

 

 

Репрезентамент

У Пирса был интерпретант (представление), а у Морриса – это реакция интерпретатора на знак. Объект разводится надвое: денотат (реальный объект, который означивается) и десигнат (класс таких объектов). Таким образом у Морриса появляются два новых компонента в этой треугольной схеме.

Первым предложил разделять семантику на три раздела:

семантику (отношение знака к объекту, появление значения),

синтактику (формальное отношение знаков друг к другу),

прагматику (отношение знаков к интерпретатору, его восприятию и отношению).

 

Моррис предложил также классификацию знаков на характеризующие, оценочные, предписывающие, идентифицирующие и знаки-форматоры.

 

Далее подходы к изучению знаковых систем в рамках семиотики семиотики были развиты в работах Г. Фреге, Ч. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарского, Т. Себеока, У. Эко и других исследователей. В настоящее время семиотика представляет собой довольно развитую теорию, методы которой позволяют анализировать разнообразные сферы человеческой деятельности. Вместе с тем, едва ли приходится говорить о существовании единой науки о знаковых системах. Семиотика, скорее, представляет собой исследовательскую парадигму или методологию анализа познавательной деятельности, связанную с весьма широким спектром научных исследований как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Границы семиотики подвижны, она является пограничной дисциплиной и объединяет различные подходы.

 

39. Междисциплинарный характер семиотических идей в исследованиях XX века. Ключевые фигуры, труды, концепции и их прикладное значение в практике рекламы и PR.

Как пишет один из основоположников семиотики Ч.Моррис, “отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны, семиотика – это наука в ряду других наук, а с другой стороны – это инструмент наук”. Как метод семиотика используется практически во всех исследованиях человеческой деятельности. Так, существуют исследования семиотики городской дороги, семиотики гадания, семиотики театрального пространства, семиотики жестов, семиотики туризма, семиотики масок, семиотики часов и зеркал и др. Рассматриваемая как наука, семиотика сопоставима практически со всеми науками о человеке. Например, широко представлены исследования на тему “семиотика и психоанализ”, “семиотика и народная культура”, “семиотика и исследования литературных текстов”, “семиотика и прагматика”, “семиотика и лингвистика”, “семиотика и теория катастроф”, “семиотика и теория прототипов” и др.

Чарлз Сандерс Пирс (1837–1914) был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы, иконы, или иконические знаки и символы.

Судьба Фердинанда де Соссюра (1857–1913) сходна с судьбой Пирса – оба жили в одно время, их труды получили признание после смерти. Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ.

Чарльз Уильям Моррис (1901–1978) включил семиотику в энциклопедию знаний в 1938. Признавая, что характерной чертой человеческого интеллекта является порождение знаков, Моррис говорит о том, что семиотика призвана решить задачу унификации наук.

Школы и направления семиотики во второй половине 20 в. можно определять по доминирующему объекту исследования, по территориальному признаку (часто объединяющему сторонников одного метода) и по теоретическому кредо исследователей одной школы. Можно говорить о следующих относительно автономных семиотических направлениях: французская школа семиотики и структурализма (поэтика, литература); семиотическое направление Умберто Эко (медиакультура – с помощью его теории специалисты в рекламе и PR могут как кодировать конкретные смысла в медиа тексты, так и правильно их декадировать); Тартуская семиотическая школа; Московская семиотическая школа; Польская семиотическая школа; школа Рурского университета г.Бохума; семиотические работы российских ученых, не объединенных в группы и направления.

Французская семиотическая школа представлена прежде всего именами Р.Барта, Ф.Солерса, Ю.Кристевой, Ц.Тодорова, Ж.Деррида, Ж.Фая и др., группировавшихся в 1960-е годы вокруг журнала “Tel Quel”. Журнал этот был создан в 1960 Ф.Солерсом и его единомышленниками и сразу заявил о себе как основная трибуна французского литературного авангарда. Генезис школы определяется сложным сплавом воздействия со стороны теоретиков и практиков так называемого “нового романа”, влияния русских филологов – В.Я.Проппа, М.М.Бахтина, “формальной школы” русского литературоведения и мощной струи философско-психологического плана, представленной такими мыслителями, как Г.Башляр, Ж.Лакан, М.Фуко. В общем, занимались поэтикой, немного философией.

К началу 1960-х годов в Москве сформировалась группа исследователей, пришедших к семиотике разными путями: от структурной лингвистики и автоматического перевода, от компаративистики, общего языкознания. Именно они стали идеологами той семиотической ветви, которая впоследствии получила имя Московской семиотической школы. В эту группу вошли сотрудники сектора – А.А.Зализняк, И.И.Ревзин, Т.Н.Молошная, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян, З.М.Волоцкая и др. Они совмещали математику и лингвистику, изучали структуру знаковых систем,

на котором рассматривался не только естественный язык, но также семиотические аспекты искусства и литературы, семиотика невербальных знаков коммуникации, математические аспекты стиховедческого анализа, изучали мифы, архетипы и др. В частности, было реконструировано особое ментальное пространство древнего человека, характеризовавшееся неразличением художественного, исторического и интеллектуального. Такой способ видения мира был назван Вяч. Вс. Ивановым и В.Н.Топоровым “мифопоэтическим”.

Широко известна Тартуская школа, которую возглавлял Ю.М.Лотман.Важным моментом в творческой биографии Лотмана было знакомство в начале 1960-х годов с кругом московских семиотиков. Комплекс новых идей начала 1960-х годов – кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании и др., привлек Лотмана и заставил его пересмотреть марксистскую ориентацию. В 1964 в Эстонии была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. Сближение Москвы и Тарту воплотилось в создании серии Трудов по знаковым системам, издававшейся в Тарту (в 1998 вышел 26-й выпуск), долго существовавшей в качестве единственной свободной трибуны новых семиотических идей. А потом Лотман сказал все фигня и школа распалась.

Большую роль в развитии европейской семиотики сыграла польская семиотическая школа (М.-Р.Майенова, Е.Фарино, Ст.Жулкевский, Е.Пельц, А.Богуславский и др.), развивавшаяся в середине 20 в. Семиотика понималась здесь как структурная и формализованная. Значительное влияние на школу оказали работы Д.Чижевского, Р.Якобсона и представителей структурализма в “соседнем” чешском литературоведении – Я.Мукаржовского и И.Левого. Переход польской структурной поэтики к собственно семиотике начался в 1960 с конференций в Польше по вопросам поэтики под руководством М.-Р.Майеновой. В 1968 в Варшаве прошел Конгресс по семиотике, результатом которого явилось создание Международного семиотического общества.

В особую группу можно выделить немецких семиотиков, связанных с Рурским университетом г. Бохума (В.Кох, У.Фигге, К.Аймермахер, М.Флейшер, В.Айсман, П.Гжибек; последние два работают в г.Грац, Австрия). Эта группа издает работы теоретического и культурологического характера.

 

Семиотика рекламы: специфика рекламного дискурса, возможности различных знаковых систем культуры в кодификации рекламного сообщения. Модели семиотического анализа рекламного текста Ролана Барта и Умберто Эко.

В знаках, используемых в искусстве, нас интересует не план содержания, а план выражения. Т.е. денотат, который сразу угадывается, нам не интересен, а важно видение автора. Например, просто нарисованная женщина не важна сама по себе, но как ее видит автор становится главным. В искусстве отражаются смыслы, то, что важно для людей в каждую эпоху, художники заключают и выражают образами эти смыслы. Также в рекламе, образы не всегда выражают примитивный денотат, т.е. если показывают чайник, то это не обязательно просто чайник (ну как с синими занавесками). Но, надо понимать, что реклама – это массовая коммуникация, а массы не есть сплошь и рядом интеллектуалы, так что план содержания не должен быть слишком углублен, он должен быть понятен на уровне потребителя, но в то же время не должен быть примитивен, чтобы не оттолкнуть, «оскорбить» зрителя.

 

Для рекламы важны три аспекта знака: форма, смысл (план содержания) и информативность (способность участвовать в коммуникации)

 

!символ в рекламе предлагает «игру» - угадать его смысл. Угадав, зритель понимает, что он – целевая аудитория. Денотат знака-символа определяется коммуникативной ситуацией. Для понимания символического значения необходим социокультурный опыт. Например, то, что описывал Клотер Рапай в «Культурном коде», когда у каждой нации свои представления и их надо учитывать, или у разных поколений знак серпа и молода будет вызывать разные чувства.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.