Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов

2017-06-02 365
Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этом этапе решались задачи, на­правленные на изучение в возрастном аспекте интенсивных методов силовой подготовки молодых атлетов 11-14-лет- него возраста.

Что же понимается под интенсивной силовой подготовкой, включая изоки- нетический режим мышечной работы? Под интенсивной силовой подготовкой понимается такая, в которой применя­ются отягощения не менее 50-60 % от максимального результата, поднимае­мые оптимальное количество раз (до 6 в одном подходе). Подъем таких и еще больших по величине отягоще­ний связан со значительной концент­рацией нервных центров (выраженных кратковременных волевых проявле­ний). В этом случае происходит эф­фективное развитие максимальных силовых возможностей человека. Отя­гощения меньшего веса (в 40, 30, 20% и т.д. от максимального результата) при их оптимальном повторении (т.е. до отказа) оказывают больший эффект на процесс совершенствования силовой выносливости.

В эксперименте была поставлена за­дача выявить возможность оказания в условиях общеобразовательной школы эффективного воздействия на развитие силовых возможностей без ущерба для всестороннего физического развития школьников 11-14 лет. Для этой цели эксперимент проводился в двух возрас­тных группах 11-12 (36 человек) и 13- 14 лет (43 человека). Контрольная груп­па состояла из учеников той же школы, не занимающихся в спортивных секци­ях (соответственно 44 и 48 человек).

17.2.1. Особенности планирования тренировочного процесса атлетов 11—14-летнего возраста

Итак, экспериментальные группы комплектовались из школьников 12- 14 лет, занимающихся в спортивной секции атлетизма или тяжелой атлети­ки, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья и допущенных врачом к проведению исследователь­ской работы.

В общеобразовательной школе, где проводился эксперимент, были органи­зованы три такие группы в соответствии с тремя периодами силовой подготовки школьников в годичном цикле. В пер­вую группу входили школьники-нович- ки, не имеющие большого опыта заня­тий с тяжестями. Для них основным содержанием программы тренировки была общая силовая подготовка с при­менением различных облегченных отя­гощений (гантелей, набивных мячей, металлических палок и т.п.). Кроме это­го, осуществлялось обучение технике выполнения соревновательных упраж­нений в силовых видах спорта (в тяже­лой атлетике, силовом троеборье).

Занятия первого периода обучения проводились в течение трех месяцев. Наши исследования показали, что это­го срока вполне достаточно, чтобы юные атлеты полностью освоили основ­ные силовые упражнения и научились их выполнять самостоятельно под при­смотром тренера. Это было очень важ­но сделать с педагогической точки зре­ния, так как в силовых видах спорта большое значение имеет индивидуаль­ная форма тренировки даже при груп­повых занятиях.

После прохождения периода перво­начальной силовой подготовки и сдачи контрольных нормативов по технике выполнения соревновательных упражне­ний (первые три месяца) юные атлеты переходили во вторую группу и присту­пали к выполнению программы второго периода силовой тренировки. На этом этапе тренировочная нагрузка с отягоще­ниями становилась более интенсивной, вес штанги достигал 50-70% от веса тела занимающегося. Кроме того, в данный период отводилось значительное время на освоение техники подъема штанги в рывке, толчке, а также в других сило­вых упражнениях (приседание, жим лежа и сидя на наклонной спинке тре­нажера и т.д.).

Предварительные результаты таких тренировок показали, что наибольший эффект в освоении силовых упражне­ний достигается именно тогда, когда школьники уверенно овладевают тех­никой тяжелоатлетических упражне­ний. Кроме того, школьники второй группы хорошо знали, что в третью группу для прохождения третьего пе­риода годичного цикла более интенсив­ной силовой подготовки они могут попасть только в том случае, если ус­пешно освоят технику выполнения ос­новных упражнений из тяжелоатле­тического спорта, силового троеборья и атлетизма.

Надо отметить, что занятия в спортив­ной секции общесиловой подготовки продолжались и в летний период на базе городского спортивного лагеря, органи­зованного при той же школе. Следова­тельно, тренировочный процесс в лет­ние каникулы не прерывался, что имело большое значение в сохранении контин­гента занимающихся спортом, тем бо­лее, что многие школьники не могли выехать в оздоровительные лагеря из- за материального положения родителей.

Продолжительность тренировочного урока составляла в первые три месяца 60-90 мин (первый период), в последу­ющие месяцы - 110-120 мин. Юные атлеты, зачисленные в спортивную сек­цию, не освобождались от обязатель­ных занятий физкультурой в школе.

Тренировочные занятия исключали форсированную силовую подготовку школьников. Для всестороннего физи­ческого совершенствования юных атле­тов подбирались такие упражнения, которые наилучшим образом могли бы содействовать развитию основных фи­зических качеств, причем характерных не только для занятий силовыми вида­ми спорта.

Например, скоростно-силовые воз­можности оценивались по показателям прироста результатов в таких упраж­нениях, как прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, беге на 30-60 м с максимальной скоростью; гибкость и координация — по выполне­нию акробатических упражнений (ку­вырок вперед через препятствие, вы­полнение «моста» наклоном назад и через стойку на руках); ловкость - во время различных поединков.

Итак, занятия в спортивной секции общесиловой подготовки по своему со­держанию были направлены на приоб­щение школьников к регулярным тре­нировочным занятиям по силовой подготовке с применением дозирован­ных отягощений, на укрепление здоро­вья, воспйтание любви к таким заняти­ям, развитие уверенности в своих силах и раскрытие спортивных способностей.

Чтобы яснее представить содержа­ние силовой подготовки в подготови­тельной группе школьников, приведем примеры тренировочных занятий.

Первый вариант

I часть. Разминка — 20 мин (спортив­ная ходьба, бег - 5 мин, гимнастиче­ские упражнения в движении и на ме­сте - 10 мин; групповая имитация выполнения рывка: стартовое положе­ние и тяга - 10-12 раз, подрыв и под­сед - 12-15 раз - 5 мин).

II часть. Рывок 3 х 51 (12 мин). При­седание 4x5 (12 мин). Бег с низкого старта в максимальном темпе на 10, 20 м 8-10 раз (6-7 мин). Прыжки в длину с места 12-15 раз (6 мин), последние 3 прыжка - на максимальный резуль­тат. Соревнования по бросанию двумя руками набивного мяча (10 мин). Игра в баскетбол - 2 тайма по 10 мин (25 мин). Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с усилием в 70—80% от максимального на гимнастической скамейке - 4-5 под­ходов (10 мин).

III часть. Гимнастические упражне­ния в движении и на месте для восста­новления дыхания (5 мин). Построе­ние, замечания по пройденному уроку, задание на дом (повторить выполнение подрыва с уходом в подсед для рывка и толчка) - 3 мин.

Итого: 110 мин.

Второй вариант

I часть. Разминка - 20 мин (спортив­ная ходьба, бег - 3 мин; гимнастические упражнения в движении и на месте - 5 мин; акробатические упражнения - кувырок вперед через препятствие (вере­вочка на высоте 40-50 см, скамейка, на­бивной мяч и др.) — 5 мин; выполнение стойки на руках - 3 мин; имитация вы­полнения толчка с гимнастической пал­кой 15 раз - 4 мин.

II часть. Толчок 3 х 6 (12 мин). Жим лежа 4 х 5 (8 мин). Толкание ядра 4 кг - 10 раз (10 мин). Прыжки в высоту с места через планку 10-12 раз (6 мин). Прыжки в длину с места 5-6 раз (3 мин). Бег на скорость 30 м — 3 раза (5 мин). Игра в ручной мяч - 2 тайма по 10 мин (25 мин).

III часть. Гимнастические упражне­ния на восстановление дыхания (3 мин). Построение, замечания по пройденному уроку, задание на дом (повторить выпол­нение рывка и толчка от груди) - 3 мин.

Итого: 95 мин.

17.2.2. Исходный уровень физической подготовленности

Исследованиям различных показа­телей, характеризующих состояние физической подготовленности юных атлетов и их нетренированных сверст­ников, придавалось большое значение. В первые три месяца эксперимента были выявлены исходные показатели физического состояния спортсменов (табл. 17.1). Основной формой его оцен­ки является исследование у них инди­видуальных особенностей, спортивных задатков, двигательных и функцио­нальных возможностей организма при выполнении различных по тренирую­щему воздействию нагрузок (силового, скоростно-силового характера и общей выносливости).

На первом контрольном испытании даже среди сверстников с одинаковы­ми показателями физического разви­тия полученные результаты весьма от­личались друг от друга (табл. 17.1).

Это хорошо видно по данным коэф­фициента вариации (табл. 17.2). Одна­ко достоверных различий уровней об­щей физической подготовленности в той и другой группе школьников мы не обнаружили ни в одном из конт­рольных упражнений (при р>0,01). Отсюда можно было предположить, что школьники в 11-12-летнем возрасте, активно не занимающиеся спортом, раз­виваются в физическом отношении в большей степени в соответствии с воз­растными особенностями, чем под вли­янием занятий физкультурой в школе.


 

 


Таблица 17.1

Исходные показатели общей физической подготовленности юных атлетов (экспериментальная группа)

Упражнения 11-12 лет (п=36) 13-14 лет (п=43)
М ±ш   V,% М ±т   V,%
Бег 30 м, с 5,8 0,12 0,7 12,4 5,6 0,1 0,65 11,6
Прыжки в высоту с места, см 36,5 0,51 3,0 8,2 39,2 0,48 3,06 7,8
Прыжки в длину с места, см 148,9 2,4 14,4 9,7 153,4 2,1 12,9 8,4
Бег 500 м, с 112,0 2,3 13,4 19,9 108,0 3,3 21,2 19,7
Бег 1000 м, с 258,0 7,3 43,3 16,8 253,0 7,3 46,5 18,4

Исходные показатели общей физической подготовленности школьников (контрольная группа)

Упражнения 11-12 лет (п=36) 13-14 лет (п=43)
М ±т   V,% М ±т   V,%
Бег 30 м, с 5,9 0,11 0,7 11,8 5,7 0,1 0,6 10,7
Прыжки в высоту с места, см 37,8 0,53 3,5 9,3 40,5 0,6 4,1 10,1
Прыжки в длину с места, см 150,0 2,4 15,6 10,4 152,7 2,1 14,3 9,4
Бег 500 м, с 106,0 2,1 13,8 13,1 104,0 2,13 14,7 14,2
Бег 1000 м, с 262,0 6,03 39,8 15,2 251,0 5,6 40,4 16,1

 

Для нас представлялось весьма важ- подставке высотой 30 % от длины тела,

ным с профессиональной точки зрения отжимание (максимальное число раз в

исследовать также и исходный уровень упоре лежа в горизонтальном положе-

общей силовой подготовленности нии за 10 с), удержание туловища в

школьников. С этой целью были подо- статической позе лежа на «козле» го-

браны в качестве контрольных следу- ловой вниз и вверх (табл. 17.3, 17.4). ющие упражнения общесилового ха- Как видно из последующих таблиц,

рактера: сгибание и разгибание рук до некоторые школьники значительно

отказа в упоре лежа, с упором ног на опережали своих сверстников по ре-

Таблица 17.3

Исходные показатели общей силовой подготовленности юных атлетов (экспериментальная группа)

Упражнения 11-12 лет (п=36) 13-14 лет (п=43)
М ±т     М ±т   V,%
Отжимание в упоре лежа до отказа (ноги на подставке высотой в 30% от длины тела), количество раз 10,8 0,24 1,4 12,8 12,6 0,3 1,8 14,3
Отжимание в упоре лежа в горизонталь­ном положении за 10 с, количество раз 9,0 0,22 1,3 14,1 9,6 0,23 1,46 15,2
Отжимание в упоре лежа в горизонталь­ном положении до отказа, количество раз 19,3 0,37 2,2 11,5 18,9 0,36 2,32 12,6
Удержание туловища в статической позе, в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вверх, с 8,3 0,14 0,8 10,2 7,6 0,15 0,97 12,8

 

Упражнения 11-12 лет (п=36) 13-14 лет (п=43  
М ±т   V,% М ±т   V,%
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вниз, с 7,9 0,13 0,77 9,8 8,1 0,14 1,11 13,7
Таблица 17.4

 

Исходные показатели общей силовой подготовленности школьников (контрольная группа)

Упражнения 11-12 лет (п=36) 13-14 лет (п=43)
М ±т   V,% М ±т   V,%
Отжимание в упоре лежа до отказа (ноги на подставке высотой в 30 % от длины тела), количество раз 11,0 0,24 1.6 14,6 12,4 0,25 1,64 13,2
Отжимание в горизонтальном положении за 10 с, количество раз 8,7 0,18 1,2 13,8 9,4 0,17 1,2 12,6
Отжимание в упоре лежа в горизонтальном положении до отказа, количество раз 18,6 0,48 3,2 17,2 17,4 0,5 3,34 19,2
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вверх, с 7,6 0,17 1,15 15,1 8,4 0,19 1,33 15,8
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вниз, с 8,1 0,18 1,21 14,9 8,9 0,22 1,5 16,7

 

 


зультатам первых контрольных испы­таний (данные коэффициента вариа­ции). Отсюда возник вопрос: окажутся ли эти более сильные по первым испы­таниям школьники и в дальнейшем более способными к занятиям спортом по сравнению со своими менее физичес­ки подготовленными сверстниками?

Это предстояло выяснить в последую­щие периоды тренировочного процесса годового цикла.


По данным литературы известно, что степень полового созревания под­ростков, особенно на ранних стадиях, оказывает существенное влияние не только на темпы физического разви­тия, но и на уровень физической под­готовленности школьников.

Специалисты настоятельно рекомен­дуют более тщательно осуществлять поиск способных к занятиям спортом детей и подростков на основе длитель­ных наблюдений.

Так, по мнению В.П. Филина, если тренер на первом этапе подготовки оста­новит свой выбор лишь на победителях первых контрольных испытаний, то он может оставить за пределами внимания спортивных специалистов по-настоя­щему одаренных детей и подростков.

17.2.3. Динамика прироста показателей общей физической подготовленности

Проведенный анализ уровня приро­ста результатов говорит о том, что спортивная тренировка с силовой на­правленностью уже через 3 месяца при­вела к повышению уровня общей физи­ческой подготовленности юных спорт­сменов по сравнению с контрольной группой (табл. 17.5).

Так, если в группе юных атлетов прирост результатов в беге на 60 м со­ставил через 3 месяца 3,5%, то в конт­рольной - 1,7%. При последующих контрольных испытаниях у спортсме­нов отмечалось достоверное возраста­ние результатов во всех упражнениях (рис. 17.1).

В группе их сверстников, не занима­ющихся спортом, также наблюдалось улучшение результатов, но в значитель­но меньшей степени. Следовательно, уже в первый год занятий спортом у юных атлетов 11—14 лет отмечается бо­лее выраженный прирост результатов по ОФП, чем у их сверстников, не зани­мающихся спортом.

Таблица 17.5

Динамика абсолютных показателей общей физической подготовленности школьников с 11—12 до 13—14 лет

Упражнения Статисти­ческие показатели Эксперименталь группа (п=75 ная Контрольная группа (п=92)
в 3 мес. в 6 мес. в 9 мес. в 12 мес. в 3 мес. в 6 мес. в 9 мес. в 12 мес.
Бег 30 м, с М 5,6 5,4 5,2 5,1 5,8 5,6 5,7 5,6
  ±т 0,09 0,06 0,06 0,05 0,08 0,08 0,07 0,08
    0,72 0,54 0,5 0,44 0,8 0,79 0,73 0,78
  V, % 12,9 10,9 9,7 8,7 13,4 14,2 12,8 13,9
Прыжки в высо­ М 38,0 39,0 41,0 43,0 38,0 38,5 39,3 39,7
ту с места, см ±т 0,45 0,43 0,46 0,5 0,4 0,46 0,48 0,44
  3,7 3,5 3,8 4,2 3,9 4,35 4,6 4,2
  V, % 9,7 8,9 9,2 9,8 10,2 11.3 11.8 10,7
Прыжки в длину М 149,6 155,0 158,0 169,0 152.0 153,0 154,0  
с места, см ±т 2,4 2,37 2,9 2.6 1,73 1.8 1.6 1.6
    19,7 19,8 23,8 21,5 16,6 17.1 15,1 15,1
  V, % 13,2 12,8 15,1 12.7 10,9 11.2 9,8 9,7
Бег 1000 м, с М ___ 252,0 _ 244,0 ____ 253,0 ____ 251,0
  ±т 3,9 3,45 4,0 3,6
    32,3 28,3 38,2 34,6
  V, % - 12,8 - 11,6 - 15,1 13,8
Бег 500 м М ±т 8 V, % 108,0 1.3 10,4 9,7 - 102,0 1,26 10,4 10,2 - 105,0 1.8 17,0 16,2 - 107,0 1,6 15,7 14,7 -

Это свидетельствует о хорошей ин­формативности оценки изменения фи­
зической подготовленности подростков по уровню прироста результатов для ха­рактеристики их способности к спортив­ному прогрессу.

В целом способность к спортивному прогрессу оценивалась по интегрально­му показателю, который находился по сумме прироста спортивных результа­тов каждого контрольного испытания.

Приведем пример определения сум­мы прироста спортивного результата в течение учебного года. При поступле­нии в школьно-подготовительную груп­пу подросток А. (13 лет) показал в прыжках в длину с места результат 175 см, через 3 месяца после начала за­нятий он прыгнул в длину на 185, че­рез 6 - на 192 см, через 9 - на 200 см и через 12 месяцев - на 210 см.

Рис. 17.1. Показатели прироста результатов по общей физической подготовке школьников с 11-12 до 13-14 лет, %

Прирост результата при выполне­нии данного упражнения составил со­ответственно 10, 17, 25 и 35 см. Его сверстник В. за этот же временной пе­риод прыгнул в длину с места соответ­ственно на 200, 205, 212, 210 и 219 см.

Прирост показателей у данного атлета составил соответственно 5, 12, 10 и 19 см. Отсюда сумма прироста этих ре­зультатов в первом случае была 87 см, а во втором - 46 см, что со всей оче­видностью говорит о более выраженном прогрессе школьника А. по сравнению с его сверстником В.

Из приведенного примера видно, что нередко «слабые» новички по данным первых испытаний проявляют в про­цессе последующих целенаправленных тренировок большие способности.

Однако даже этих параметров ха­рактеристики физического состояния спортсменов оказывается недостаточно, чтобы окончательно сделать объектив­ный вывод об эффективности той или иной методики тренировки юных спортсменов. Поэтому в сочетании с предложенной нами методикой сило­вой тренировки интенсивного характе­ра мы использовали целый комплекс наблюдений и исследований. Для этой цели на каждого подростка были заве­
дены специальные индивидуальные карты динамики физической подготов­ленности как по ОФП, так и по СФП, которые позволяли дать каждому зани­мающемуся более объективную харак­теристику в процессе тренировки.

17.2.4. Динамика общесиловой подготовленности 11-12- и 13—14-летних атлетов

Таблица 17.6

Динамика абсолютных показателей общей силовой подготовленности школьников с 11—12 до 13—14 лет

    Экспериментальная Контрольная группа
  Стати­ группа (п=75)   (п= 92)  
ческие            
упражнения                
показатели в 3 в 6 в 9 в 12 в 3 в 6 в 9 в 12
    мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес.
Отжимание в М 13,5 15,4 16,7 18,9 12,8 13,2 13,4 13,1
упоре лежа до ±т 0,2 0,24 0,25 0,26 0,18 0,08 0,19 0,2
отказа (ноги на   1,9 2,10 2,2 2,3 1,8 1,9 1,8 1,9
подставке V, % 14,0 13,6 13,1 12,0 14,2 14,1 13,8 14,6
высотой в 30%          
от длины тела),                  
количество раз                  
Отжимание в м 9,8 10,1 11,3 11,8 9,7 9,8 9,6 9,9
горизонтальном ±т 0,15 0,13 0,1 0,1 0,14 0,13 0,14 0,15
положении за   1,3 1,16 1,0 1,0 1,3 1,3 1,3 1,4
10 с, количе­ V, % 14,5 13,9 12,3 12,4 13,2 12,5 13.8 13,9
ство раз                  
Отжимание в м 22,0 24,0 24,0 27,0 19.0 18,4 19,1 19,3
упоре лежа в ±т 0,3 0,32 0,3 0,3 0,35 0,3 0,3 0,36
горизонтальном   2,7 2,80 2,6 2,9 3,4 3,2 3,2 3,45
положении до V, % 12,4 11,8 10,7 10,6 18,1 17,2 16,8 17,9
отказа, количе­                  
ство раз                  
Удержание м 9,2 12,1 12,8 13,6 7,8 7,7 7,1 8,3
туловища в ста­ ±т 0,12 0,15 0,14 0,17 0,13 0,12 0,12 0,16
тической позе в   1,07 1,30 1,27 1,47 1,2 1,14 1,14 1,4
горизонтальном V, % 11,6 10,70 9,9 10,8 15,4 14,8 16,1 16,9
положении,                  
лежа на «коз­                  
ле», лицом                  
вверх, с                  
Удержание ту­ м 8,5 9,2 10,2 10,8 8,4 8,6 9,1 8,9
ловища в ста­ ±т 0,1 0,1 0,1 0,13 0,15 0,14 0,15 0,14
тической позе в   0,9 1,0 1,0 1,13 1,4 1,32 1,44 1,3
горизонтальном V, % 10,8 11,2 9,8 9,4 16,2 15,4 15,8 14,7
положении,                  
лежа на «коз­                  
ле», лицом                  
вниз, с                  

Еще более выраженные изменения в уровне общесиловой подготовленнос­ти произошли у юных атлетов за год тренировки (табл. 17.6). Отдельные по­казатели прироста результатов у под­ростков экспериментальной группы достигали к концу года 60% (в отжи­мании в упоре лежа до отказа, ноги опираются на подставку высотой до 30% от длины тела), в то время как в экспериментальной - 20%. Динамика прироста общей силовой подготовлен­ности показана также и в табл. 17.6. Итоги данной подготовки оценивались, как и в предыдущем случае, не только
по приросту отдельных результатов, но и по интегральному показателю. Одна­ко во всех случаях у юных атлетов уве­личение силовых показателей (силово­го, скоростно-силового характера и силовой выносливости) за год было до­стоверным во всех силовых упражне­ниях. Это говорит о том, что силовая подготовка интенсивного характера дает исключительно большой эффект в развитии силовых качеств школьников в 11-12- и 13-14-летнем возрасте и не снижает при этом (подчеркиваем осо­бо) уровня общей физической подготов­ленности.

Если судить по относительным по­казателям прироста результатов в об­щесиловой подготовке школьников (рис. 17.2), то можно сделать заключе­ние о том, что интенсивная силовая подготовка в течение года дает исклю­чительно достоверный прирост сило­вых качеств в подростковом возрасте. По средним данным прироста силовых возможностей школьники эксперимен­тальной группы достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы во всех упражнениях.

Вместе с тем, если обратить внима­ние на показатели внутригрупповых индивидуальных различий, то как в той, так и в другой группах отмечают­ся выраженные отличия между более сильными и слабыми сверстниками. Это говорит о том, что, очевидно, одно­го года еще недостаточно, чтобы уровень силовой подготовки всех зани­мающихся не отличался столь значи­тельно (рис. 17.2).

17.2.5. Педагогические факторы, необходимые для участия в соревнованиях

Рис. 17.2. Показатели прироста общесиловой подготовленности школьников с 11-12 до 13-14 лет, %. Отжимание в упоре лежа до отказа: 1-е подставки; 2 - за 10 с; 3 - без подставки; статические напряжения: 4 - удержание туловища, лицом вверх; 5 - то же, лицом вниз.

Физические и спортивные качества юных атлетов особенно наглядно про­являлись на различных соревнованиях. Одним из важнейших показателей при определении этих качеств является способность спортсменов показывать высокие личные результаты в борьбе с равным по силе соперником. Наши ис­следования и многолетний практичес­кий опыт позволяют говорить о том, что характерные спортивные качества атлетов силовых видов можно доста­
точно объективно установить уже в подростковом возрасте.

Для этой цели особенно эффектив­ны спортивные игры (например, бас­кетбол, ручной мяч или футбол). По­ведение школьника во время игр, проявление желания бороться до побе­ды, умение стойко переносить пораже­ние, уважение к противнику и к своим менее подготовленным товарищам по команде и т.п. давали огромный мате­риал для анализа не только физичес­ких, но и, что не менее важно, психо­логических возможностей того или иного юного спортсмена. Подобные на­блюдения во время соревнований по подъему тяжестей сравнивались с фак­тами поведения этого же спортсмена на тренировке, что позволяло выявить общую картину спортивных способно­стей юных атлетов (табл. 17.7).

Наблюдая за поведением подростка во время спортивной игры, мы могли с высокой степенью достоверности опре­делить положительные и отрицатель­ные стороны характера юного атлета, составить себе представление о его во­левых качествах. Кроме того, наблюде­ния за школьником во время игр по­зволяли оценить и проявления его ловкости, координации, выносливости и других физических качеств в есте­ственных условиях двигательной ак­тивности. Если в спортивной игре по­беда достигалась за счет командных усилий всех спортсменов, то в таких видах спорта, как борьба, тяжелая ат­летика и др., каждый спортсмен само­стоятельно решал целый ряд спортив­но-психологических задач, чтобы добиться победы над соперником. По­этому мы не допускали слишком боль­шой опеки над испытуемыми во время соревнований, чтобы они могли как можно ярче самостоятельно проявить все свои природные, волевые и мораль­ные качества.

Таким образом, только в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов можно было с более или менее достоверной точностью опреде­лить эффективность предложенной ме­тодики тренировки. Именно этот фак­тор, как нам кажется, является одним из важнейших в процессе спортивной подготовки юных атлетов.

17.2.6. Ранжирование показателей прироста физической подготовленности школьников с педагогической целью

Пример характеристики спортивных способностей юных атлетов по данным их участия в различных состязаниях
Таблица 17.7
Ф.И. Соревнования по ОФП, баллы Соревнования по СФП, баллы
        £         £
А.И.                    
О.И.                    
Т.М.                    
С.К.                    
Д-И.                    
и.ю.                    
Б.Л.                    
Е.Г.                    
Примечание. 1 - бойцовские качества; 2 - отношение к сопернику; 3 - отношение к своему товарищу по команде; 4 - отношение к собственным неудачам. Оценка давалась по 10-балльной си­стеме. Чем выше сумма баллов, тем выше оценивались психологические качества юного спортсмена.

Как известно, по средним показате­лям можно оценить только групповой эффект тренировки. Однако дать объек­тивную качественную характеристику с целью выявления индивидуальных способностей к занятиям спортом от­дельно взятого испытуемого даже по коэффициенту вариации не всегда удается. Чтобы более эффективно ис­пользовать на практике полученные среднестатистические данные, мы при­менили метод интегрального ранжиро­вания выборки исследования. Это де­лалось следующим образом. Все пока­затели прироста результатов (в процен­тах) по общей физической и силовой подготовке были объединены для каж­дого спортсмена. Сумма делилась на число тестов, в данном случае на 8:

ИПФП = [(М.+ М„+ М_ + М.(ОФП) + М.+М^Мз+МДСФП)] / 8

Следовательно, определялся один (усредненный) интегральный показа­тель физической подготовленности (ИПФП) по данным всех контрольных испытаний как по ОФП, так и по СФП (табл. 17.8).

Используя данную таблицу, каждый тренер или учитель физкультуры может по данным годичного наблюдения изме­нений физической подготовленности его учеников делать более или менее объек­тивные выводы об эффективности сво­ей педагогической деятельности, прини­мая во внимание тот факт, что прирост результатов у спортсменов во многом зависит от тех методик и педагогичес­ких приемов, которые используются в педагогической работе.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.