Теоретические основы спортивной тренировки и обучения — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теоретические основы спортивной тренировки и обучения

2017-06-02 397
Теоретические основы спортивной тренировки и обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

 


В тяжелой атлетике, как в никаком другом виде спорта, наиболее ярко были выражены связи науки и прак­тики, особенно в послевоенные годы. Такие ученые, как Аркадий Никитович Воробьев, Алексей Сидорович Медве­дев, Роберт Ансович Роман, Леонид Николаевич Соколов, Алексей Ивано­вич Фаламеев, Александр Александро­вич Лукашов, и многие другие внесли огромный вклад в развитие тяжелоат­летического спорта в нашей стране. Многие положения отечественных уче­ных вошли в содержание как данной главы, так и других глав.


 

Профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР Воробьев Аркадий Никитович — на фотографии 4 слева, справа — Саксонов Николай Николаевич, кандидат медицинских наук, Заслуженный мастер спорта

7.1. Основные понятия

Что такое спорт? Дать обобщенный анализ спорта очень непросто. Социо­логи рассматривают спортивную дея­тельность как одно из общественных явлений в жизни человека; физиологи - как средство сильнейшего влияния на организм человека в экстремальных условиях; педагоги - как процесс вос­питания подрастающего поколения и, главным образом, двигательных ка­честв и т.п.

Вся история спортивной науки свя­зана с познанием законов о спортивной деятельности человека, закономернос­тей роста мастерства атлетов, направ­ленных в конечном итоге на создание системы тренировочного процесса как постоянно развивающегося объекта и - на разработку эффективных способов управления этой деятельностью.

Спорт можно рассматривать как совокупность достигнутых на тот или иной исторический период жизни общества материально-духовных цен­ностей, которые позволяют направить их на развитие специализированной деятельности людей: двигательных и функциональных способностей. Причем эта деятельность имеет четко направ­ленный характер - на интенсифика­цию двигательных, морфофункцио- нальных, психических и интеллекту­альных возможностей человека с целью реализации их в соревновательной де­ятельности.

Следовательно, спорт необходимо свя­зывать прежде всего с соревнованиями, демонстрацией достижений в специали­зированной спортивной деятельности в условиях обязательной регламентации поведения соревнующихся в соответ­ствии с принципами неантагонистиче­ского соперничества и стандартизации правил соревнований. Кроме этого, к дан­ной характеристике спорта следует до­бавить черты, которые позволяют отде­лить эту деятельность человека от другой его деятельности:

— спорт непосредственно не связан с производством (однако это в полной мере можно отнести только к спорту высших достижений);

- спорт без интенсивной специаль­ной подготовки не может существовать;

- занимающиеся спортом нацелены на достижение максимальных резуль­татов, реализацию на этом же уровне своих двигательных, психических и интеллектуальных способностей;

—максимальные спортивные дости­жения сопоставляются только в срав­нимых формах соревнований (единых правил, спортивной квалификации, одинаковых условий состязаний, мате­риально-технической базы и др.).

Спортивные соревнования являют­ся ведущей функцией спортивной дея­тельности и обеспечивают выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, распределя­ют всех участников соревнований по рангу их спортивного мастерства. Толь­ко соревнования могут быть объектив­ным критерием творческой работы тре­нера и спортсмена, достижений науки и практики. Соревнования позволяют в полной мере выявить резервные воз­можности человека.

Спортивная деятельность - это ре­гламентированные с учетом определен­ных правил соревнований действия ат­лета. Она включает в себя не только характер индивидуальных действий в условиях тренировки и соревнований, но и поведение в рамках норм спортив­ной этики. Спортивная деятельность всегда направлена на достижение вы­соких спортивных результатов.

Спортивная тренировка - это уп­равляемый научно-педагогический процесс подготовки спортсменов, на­правленный на спортивное совершен­ствование через планомерное и целе­устремленное воздействие на физические, морфофункциональные и психические возможности спортсмена с целью дости­жения высоких результатов.

Спортивная подготовка в узком смысле слова понимается как тесно взаимосвязанные между собой физи­ческая, морально-волевая, психичес­кая, техническая и тактическая подго­товки, осуществляемые посредством физических упражнений.

Остановимся на данных компонен­тах спортивной подготовки более под­робно.

Физическая подготовка - это уро­вень развития физических возможностей (способностей) человека, особенно основ­ных его двйгательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ко­ординации. Показатели развития этих качеств и составляют основу спортивной работоспособности. Как правило, физи­ческая подготовка направлена в том или ином виде спорта на преимущественное развитие двигательных качеств, состав­ляющих основу избранной спортивной специализации. Например, в тяжелой атлетике - скоростно-силовые качества, а гиревом спорте - силовая выносли­вость и т.д. Физическая подготовка под­разделяется на общую (ОФП) и специ­альную физическую подготовку (СФП).

Спортивно-техническая подготовка - достижение рациональной, экономной и оптимальной техники выполнения спе­циальных и специально-вспомогатель- ных упражнений. При этом особенно большое значение имеет характеристи­ка технической подготовки атлета в ус­ловиях его выступлений на соревнова­ниях.

Тактическая подготовка - это в опре­деленной степени уровень проявления теоретических и интеллекту^игёлшх знаний в области данного вида спорта. Тактическая подготовка направлена на освоение и совершенствование тактики в избранном виде спорта, эффективно­го применения всего набора умений и навыков с учетом тех или иных усло­вий соревнований, а также других объективных факторов. Эта подготов­ка делится на общую тактическую и специальную тактическую подготовку. В первом случае спортсмен учится ис­пользовать тактику ведения спортив­ной борьбы из опыта других видов спорта, а во втором - используются тактические приемы избранного вида спорта.

Психическая подготовка - это спортивно-педагогический процесс, на­правленный на воспитание личности атлета, его морально-волевых качеств, психологической устойчивости и готов­ности к напряженной борьбе с целью победы над соперником. Эта подготов­ка осуществляется на всем протяжении многолетнего тренировочного процесса.

Спортивная форма - это такое со­стояние атлета, когда достигается оп­тимальный уровень взаимоотношения физических, психических и техничес­ких возможностей на том или ином этапе подготовки и реализованное в условиях соревнований. Как правило, такое оптимальное соотношение раз­личных компонентов тренировки дос­тигается путем специальной подготов­ки в течение длительного времени.

В этот период организм спортсмена постепенно подводится к ответственным соревнованиям. Еще более сложный процесс - это поддержание высокой спортивной формы в течение длитель­ного периода, особенно для членов сборной команды страны. Однако надо знать, что сохранение высокого состо­яния спортивной формы не только крайне сложно, но и нежелательно, так как приводит к быстрому истощению нервных и физических возможностей спортсменов.

Спортивные достижения. В тяжело­атлетических видах спорта они пред­ставляют собой демонстрацию индиви­дуальных возможностей атлетов и рассматриваются как признанный кри­терий успехов. Спортивные достиже­ния - исторически обусловленный этап человеческих возможностей, реализо­ванных в спортивной деятельности. Они оцениваются, прежде всего, в вы­игрыше у соперника, а критерий этих достижений в тяжелоатлетических ви­дах спорта (кроме бодибилдинга) выра­жен килограммах при подъеме штан­ги или в количестве подъемов гири в одной попытке.

Спортивные достижения могут быть обусловлены следующими факторами:

- индивидуальной спортивной ода­ренностью и степенью подготовленнос­ти к достижению высоких результатов;

- образом жизни;

- условиями окружающей среды;

- материальными предпосылками;

- научно-методическим обеспечени­ем подготовки спортсменов и степенью внедрения передовых научных разрабо­ток в практику спорта;

- размахом спортивного движения в данном обществе.

Спортивный результат. Он отлича­ется от понятия «спортивное достиже­ние», так как характеризует только лишь количественный и качественный показатель, достигнутый на тот или иной период тренировки и показанный в условиях соревнования. Рост спортив­ного результата находится в тесной за­висимости от методики тренировки, применения тех или иных объемов и интенсивности тренировочных нагру­зок, особенно на первых этапах много­летнего тренировочного процесса.

Спортивная квалификация спорт­смена - количественный и качественный уровень подготовленности спортсмена в данном виде спорта. Этот показатель имеет относительный характер и изме­няется в зависимости от уровня спортив­ных достижений на том или ином этапе жизни общества.

Подготовка атлетов в тяжелоатлети­ческих видах спорта рассматривается как интегральный процесс, включаю­щий в себя систему обучения, воспита­ния и повышения функциональных возможностей организма занимающих­ся. Принято различать отдельные виды тренировки, которые направлены на технику выполнения соревнователь­ных и специально-подготовительных упражнений, физических и психи­ческих способностей, тактических и те­оретических навыков.

Основной формой подготовки атле­та являются тренировочные занятия. К другим формам подготовки относят­ся участие в соревнованиях, гигиени­ческие и восстановительные меропри­ятия, теоретические занятия и т.п.

Целью подготовки атлетов является достижение высоких результатов на различных соревнованиях. Эта цель достигается на основе использования такой формы подготовки, как трени­ровка. Отсюда и исходят такие поня­тия, как тренировочное занятие или тренировочный урок.

Понятие «тренировка» весьма ем­кое. В общепринятом понимании это4 специализированный процесс, основан­ный на системном применении специфи­ческих упражнений, используемых на различных этапах подготовки атлетов. В процессе тренировки атлеты в соответ­ствии со своим уровнем спортивной под­готовки, возрастом и полом повышают уровень развития психомоторных ка­честв и улучшают функциональное со­стояние организма.

В узком смысле слова под спортив­ной тренировкой в тяжелоатлетичес­ких видах спорта понимается одна из форм занятий, направленная на совер­шенствование спортивного мастерства с целью соревновательной деятельнос­ти. Для начинающих атлетов и тех, кто находится на пути роста спортивного мастерства, когда тренировка включа­ет в себя главным образом разучивание нового и совершенствование уже осво­енного, применяется термин «учебно- тренировочное занятие». Атлеты, дос­тигшие уровня высшего спортивного мастерства и участвующие в соревно­ваниях республиканского и междуна­родного масштаба, осуществляют тренировочный процесс на уровне про­фессиональной подготовки. Следова­тельно, под тренировкой понимаются как многолетний процесс, так и отдель­ные занятия.

Термин (занятие) имеет более точ­ный смысл. В словаре С.И. Ожегова под «занятием» определяют то, что кто- нибудь занят делом, трудом, работой. Поэтому часто можно услышать и та­кой термин — «тренировочная работа» (например: «спортсмен проделал боль­шую тренировочную работу»). Место, где происходят занятия тяжелой атлетикой или другими видами спорта, называется тренировочным залом. Костюм, который используется для выполнения физиче­ских упражнений, называется трениро­вочным костюмом. Термин «трениров­ка» - специализированное понятие, которое точно говорит о характере дея­тельности человека: обучается, упражня­ется в каком-нибудь деле.

В свою очередь упражнение приуча­ет к чему-нибудь, совершенствует на­выки и умения1.


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.