Научное обоснование применения изометрических методов тренировки — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Научное обоснование применения изометрических методов тренировки

2017-06-02 1148
Научное обоснование применения изометрических методов тренировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

17.5.1. Применения изометрических (статических) напряжений в тренировке спортсменов

В настоящее время в тренировке тя­желоатлетов значительное место отво­дится упражнениям статического ха­рактера. Это связано с тем, что успеш­ное выполнение тяжелоатлетических упражнений зависит от качественной работы мышц как в динамическом, так и в изометрическом режиме. Известны исследования, указывающие на поло­жительное воздействие статических напряжений на функциональное состо­яние сердечно-сосудистой системы не только взрослых спортсменов, но и юношей. Многие авторы отметили большую пользу применения статичес­ких напряжений для развития силы в юном возрасте.

Ряд авторов предлагал применять статические напряжения с максималь­ным усилием продолжительностью 5- 6 сек и с задержкой дыхания, отмечая при этом, что силовые статические уп­ражнения длительностью по 5 сек каж­дое сказываются положительно на разви­тии основных физических качеств у юных легкоатлетов: силы, быстроты и выносливости. По В.П. Филину, B.C. Топ- чияну и П.З. Сирису, статические напря­жения длительностью в 5 сек и мощнос­тью в 50 и 75 % от максимального дают положительные результаты при подготов­ке юных спортсменов. Несколько позднее П.З. Сирис применил в эксперименталь­ных исследованиях статические напря­жения длительностью не в 5, а в 6 сек, и также получил положительные результа­ты в тренировке юных спортсменов.

В настоящую работу вошли данные исследований 36 юных штангистов 13- 14 лет, 20 атлетов — 15-16 лет и еще 20 атлетов - 17-20 лет. В каждой воз­растной группе были созданы две под­группы - экспериментальная и конт­рольная. В группу подростков 13-14 лет входили тяжелоатлеты юношеского и третьего разряда, 15—16 лет — второго и первого разрядов и 17-20 лет — от вто­рого разряда до мастера спорта СССР.

Сравнительный анализ изменения мышечной силы в контрольной и экс­периментальной группах делался по данным контрольных испытаний в приседании со штангой на плечах. Все­го было проведено пять таких испыта­ний: перед началом эксперимента и затем на 3-м, 6-м, 9-м и 12-м месяцах тренировок.

Для определения интегральной ве­личины статической выносливости и силы была использована формула вели­чины статического напряжения А: A=f х t,

где f — сила, развиваемая мышцами при статическом напряжении; f - вре­мя ее действия. Эта формула была пре­образована в наших исследованиях в следующую:

Кн = Р х t /100,

где Кн - коэффициент нагрузки при статических усилиях; Р - вес груза в кг, удерживаемый в статической позе; t - время удержания данного груза в статической позе до отказа в секундах.

Объем тренировочной нагрузки в КПШ при выполнении приседания составлял в контрольной группе - 54 (18+36) в неделю, в эксперименталь­ной - 18 и через неделю - 36. КПШ за месяц составило соответственно в кон­трольной группе - 216-234 и в экспе­риментальной - 72-144.

17.5.2. Результаты педагогического эксперимента

Исследования в группе 13-14-лет- них тяжелоатлетов. Первые конт­рольно-педагогические испытания позволили определить исходные ре­зультаты в приседании со штангой на плечах. Средний результат в этом уп­ражнении составил в контрольной группе 87,5 кг, а в экспериментальной - 90 кг. Следовательно, юные штангис­ты обеих групп по уровню спортивной подготовленности были примерно рав­ны. Наблюдения в течение года пока­зали, что результаты в данном упраж­нении увеличивались во всех группах, однако динамика прироста и его коли­чественный уровень были различными. Так, через 3 месяца тренировок при­рост спортивного показателя в присе­дании составил в экспериментальной группе 15,2 кг, а в контрольной - 8 кг; через 6 месяцев - соответственно 17 и 10 кг; через 9 - 33,3 и 15 и через 12 месяцев - 37,2 и 18 кг.

Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе наблюдается в первые три и между шестым и девя­тым месяцами тренировок. В конт­рольной же группе значительных пере­падов в приросте результатов не наблю­далось. Изменение результатов в приседании со штангой на плечах было достоверным в экспериментальной груп­пе на всем протяжении годичного цикла (при Р<0,05), в контрольной же группе существенные сдвиги стали наблюдать­ся только с шестого месяца тренировок.

Исследования в группе 15-16-лет- них тяжелоатлетов. После первого контрольного испытания результаты в приседании составили в эксперимен­тальной группе 125, а в контрольной - 127,5 кг. Через 3 месяца тренировок в экспериментальной группе наблюдает­ся более выраженный прирост резуль­татов в приседании, чем в контрольной (соответственно 12,5 и 7,5 кг).

Относительный показатель прирос­та результатов в приседании на всем протяжении годичного цикла был выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (табл. 17.22), однако межгрупповое различие оказа­лось в этом возрасте не столь выра­женным, как у подростков 13-14 лет. В этой возрастной группе наблюдалось положительное воздействие статичес­ких напряжений на прирост мышечной силы. Это видно из того, что даже отно­сительный показатель прироста в кон­це года оказался выше контрольного на 3,6%. В целом выполнение лишь од­них динамических напряжений штан­гистами 15-16 лет привело к достовер­ному приросту результатов на всем протяжении годичного цикла.

Исследования в группе 17-20-лет­них штангистов. Результаты исследо­вания эффективности применения ста­тических напряжений в тренировке тяжелоатлетов более старшего возрас­та и более высокой спортивной квали­фикации позволяют говорить о том, что она не имела выраженного характера. По нашему мнению, наблюдается есте­ственный прирост мышечной силы в результате регулярных тренировок. В то же время, выполнение статических напряжений в первые три месяца тре­нировок позволило увеличить спортив­ные результаты на относительно более высокую величину (табл. 17.22). В ос­тальные же периоды годичного цикла достоверных различий в приросте ре­зультатов между экспериментальной и контрольной группами не отмечалось.

Таблица 17.22 Показатели прироста результатов в приседании в течение годичного цикла, %
Группа Месяцы контрольных испытании
       
13-14 лет
Экспериментальная 16,6 19,0 36,6 42,0
Контрольная 9,1 11,4 17,1 20,5
15-16 лет
Экспериментальная 10,0 11,5 14,4 18,0
Контрольная 6,2 10,0 12,5 14,4
17-20 лет
Экспериментальная 6,1 7,5 8,1 10,6
Контрольная 2,8 6,3 7,9 8,8

Итак, динамика прироста результа­тов в контрольных испытаниях пока­зала, что применение статических на­пряжений во всех возрастных группах в целом приводит к более выраженно­му приросту мышечной силы ног по сравнению с теми штангистами, кото­рые не применяли в своих тренировках таких напряжений. Однако наиболь­шее воздействие статического напря­жения на прирост мышечной силы на­блюдается в группе подростков 13-14 лет и в меньшей степени - у спортсме­нов 17-20 лет. Выявился также и наи­более благоприятный период примене­ния статических напряжений: во всех группах таким периодом являются, главным образом, первые 3 месяца тре­нировок, а у 13-14- и 15-16-летних штангистов - еще и между 6-м и 12-м месяцами спортивной подготовки.

17.5.3. Изменение величины статического напряжения в годичной тренировке

Статическая сила и выносливость оценивались по результатам изменения коэффициента статического напряже­ния (Кн), в котором учитываются, как отмечалось выше, вес удерживаемого груза, равный 30-40% от максималь­ного результата в приседании со штан­гой на плечах, и время удержания дан­ного груза в статической позе. Юные штангисты 13-14 лет удерживали груз в статической позе весом в 30% от мак­симального, а остальные штангисты, т.е. 15-20 лет - весом в 40%.

Коэффициент нагрузки подсчиты- вался при первом исследовании и через год тренировок. Исследования показа­ли, что вес отягощения в статическом упражнении у подростков 13-14 лет увеличился через год с 36 до 50,8 кг, а время удержания этого груза до отказа - с 28,5 до 34,5 секунд. Кн увеличился соответственно с 10,3 до 17,5 о.е., что говорит о возрастании как статической выносливости, так и мышечной силы (табл. 17.23).

Статическая сила в группе 15-16- летних штангистов увеличилась через год по сравнению с первоначальными результатами на II кг, а выносливость - на 1,7 секунды. Коэффициент нагруз­ки при статическом напряжении воз­рос в этой группе с 11,25 до 14,7.

В группе 17-20-летних спортсменов вес отягощения, удерживаемого в ста­тической позе, увеличился с 66 до 74 кг, а время удержания - с 22 до 25 секунд. Коэффициент нагрузки у них увели­чился в среднем на 4,0 относительных единиц.

По итогам данных исследований была предложена следующая схема применения статических напряжений в тренировке 13-14-летних подростков:

I- 3 (С+Д), 4-5 (Д), 5-9 (С+Д), 10 (С),

II- 12 (Д), где 1-3, 4-5 и т.д. - месяцы тренировок; С и Д - соответственно статические и динамические напряже­ния.

Таким образом, проведенные иссле­дования показателей изменения величи­ны статического напряжения в трени­ровке штангистов различного возраста говорят о том, что при специальной спортивной подготовке уровень стати­ческой силы и статической выносливо­сти возрастает независимо от возраста и спортивной квалификации. В то же время более выраженное увеличение показателя статической выносливости наблюдается в группе подростков 13- 14 лет. Следовательно, подростки более эффективно реагируют на применение статических напряжений в тренировке, чем тяжелоатлеты более старшего воз­раста.

Таблица 17.23

Возрастные изменения показателей статического напряжения в группах штангистов

Возраст 13-14 лет (п - = 18) 15-16 лет (п - = 10) 17-20 лет (п =10)
Показатели Р, кг t, с Кн Р, кг t,c Кн Р, кг t, с Кн
До начала эксперимента 36,0 28,5 10,3   22,5 11,25     14,52
Через год 50,8 34,5 17,5   24,2 14,7     18,5
Прирост 14,8 6,0 7,2   1,7 3,45     3,98

Тем не менее, очевидно, следует очень осторожно подходить к результатам дан­ных исследований и не делать оконча­тельного вывода о большей эффективно­сти данных статических напряжений в тренировке тяжелоатлетов 13-14-летне­го возраста по отношению к старшим возрастным группам. Хотя по условию эксперимента груз, подвешенный на по­ясничном ремне, был у всех испытуемых относительно равным (30-40% от мак­симального результата в приседаниях со штангой на плечах), его абсолютный показатель был значительно выше у старших по возрасту спортсменов. Так, абсолютный вес груза в начале экспе­римента в группе 15-16-летних тяже­лоатлетов был на 38% больше, чем в группе 13-14-летних, а у спортсменов 17-20 лет по сравнению с последними - уже на 83%.

Поэтому следует говорить лишь о том, что такая величина статических напряжений (30% от максимального результата в приседаниях со штангой на плечах) привела к более выражен­ной реакции двигательного аппарата только в группе 13-14-летних подрос­тков и, следовательно, рекомендуется широко применять такую нагрузку для развития силовых возможностей юных спортсменов именно этого возраста.

Таким образом, интенсивная сило­вая подготовка осуществляется с боль­шим эффектом тогда, когда основной тренировочной нагрузкой является для школьников 13-14 лет - 70, а 15- 16 лет - 80% от максимального при 3-4 подъемах штанги в одном подходе и не менее 24 - за тренировку. В этих возрастных группах в качестве альтер­нативных нагрузок будут 50-60% от максимального при 6 подъемах штан­ги в одном подходе и не менее 36 - за тренировку; 80-90% от максимально­го при 1-2 подъемах в одном подходе и до 12 - за тренировку. В более стар­шем возрасте (17-20 лет) интенсив­ность тренировок возрастает до преиму­щественного применения нагрузок в 80-90% от максимального при 2-4 подъемах в одном подходе и до 12-24 - за тренировку.

Специально разработанные для юных атлетов технические средства трениров­ки позволяют в значительной степени повысить качество учебно-тренировочно- го процесса, обеспечить безопасность тяжелоатлетических занятий при подъе­ме тяжестей предельного и субпредель­ного веса в различных упражнениях, в том числе и классических; реализовать максимальные физические возможности и технические навыки; снизить влияние отрицательных психологических факто­ров, нередко возникающих у юных ат­летов при тренировках со штангой пре­дельного или субпредельного веса, таких как боязнь веса, неуверенность в своих силах и др.

Максимальные силовые возможности подростков и юношей значительно воз­растают, если в их тренировке применя­ются в равном сочетании динамические и альтернативные им статические напря­жения с локальным воздействием на от­дельные мышечные группы. При этом общий объем нагрузки (по времени вы­полнения упражнения) в этих видах на­пряжений должен быть одинаковым. Это условие выполняется, если использовать в упражнениях динамического характе­ра 6 подъемов штанги в одном подходе (60-70% от максимального веса), а в уп­ражнениях статического характера - удержание груза в 30-40% от макси­мального результата в альтернативном динамическом упражнении до отказа без задержки дыхания.


 

 


Темы семинарских занятий

Тема 1. Планирования тренировочной нагрузки при занятиях с тяжестями

1. Совершенствовании силы тяжелоатлетов посредством применения различ­ных тренировочных нагрузок.

2. Вариативность тренировочной нагрузки (данные литературы).

Тема 2. Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов

1. Особенности планирования тренировочного процесса атлетов-подростков.

2. Исходный уровень физической подготовленности атлетов-подростков.

3. Динамика прироста показателей общей физической подготовленности под­ростков.

4. Динамика общесиловой подготовленности 11-12- и 13—14-летних атлетов.

5. Педагогические факторы, необходимые для участия в соревнованиях.

6. Ранжирование показателей прироста физической подготовленности школь­ников с педагогической целью.

Тема 3. Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов

1. Методические аспекты тренировки в изокинетическом режиме.

2. Планирование тренировочной нагрузки.

3. Изокинетический метод при выполнении рывка.

4. Изокинетический метод тренировки при подъеме штанги на грудь.

5. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штан­гой на плечах

6. Изокинетический метод тренировки при выполнении толчка от груди.

7. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штан­гой на плечах.

8. Контрольно-педагогические испытания.

9. Результаты участия молодых атлетов в спортивных соревнованиях.

Тема 4. Научное обоснование применения изометрических методов трени­ровки

1. Применения изометрических (статических) напряжений в тренировке спорт­сменов.

2. Анализ результатов педагогического эксперимента.

3. Изменение величины статического напряжения в годичной тренировке.

Литература

1. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяже­лая атлетика: Ежегодник-1981. М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 117-131.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

3. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учеб­ное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.

4. Роман РА. Тренировка тяжелоатлета. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 175 с.

5. Дворкин JI.C. Силовые единоборства. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 76-84.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

7. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии спортив­ной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 206 с.

8. Дворкин JI.C. Юный тяжелоатлет. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 160 с.

9. Лукашов АА. Анализ техники выполнения рывка тяжелоатлетами высо­кой квалификации: Автореф. дис....канд. пед. наук. М., 1972. - 35 с.

10. Наталов Г.Г. Проблема классификации физических упражнений // Тео­рия и практика физической культуры. - 1968. - № 8. - С. 64-67.

11. Л any тин Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1973. - 136 с.

12. Черняк А.В. Методика планирования тренировки тяжелоатлетов. М.: - Физкультура и спорт, 1978. - 136 с.


Глава 18

Всесторонняя физическая подготовка

Тяжелоатлетов


 

 


18.1. Проблема физической подготовки тяжелоатлетов

Хотя ведущим качеством тяжелоат­летов и является мышечная сила, тем не менее способность развивать макси­мальную силу и умение проявлять ее в течение короткого промежутка време­ни не связаны между собой. Можно обладать значительной силой и в то же время не суметь ее реализовать. Следо­вательно, важно уже с первых шагов в тяжелоатлетическом спорте развивать скоростно-силовые способности при подъеме штанги не только малых и средних, но и больших весов, т.е. вы­рабатывать «взрывную» силу. По дан­ным А.С. Медведева, Л.С. Дворкина, А.Н. Воробьева, Р.А. Романа, А.В. Чер­няка, тренировки со штангой весом в 80-95% эффективно развивают скоро­стно-силовые качества, 50-80% - скоростные, а более 95% - силовые. В тренировке тяжелоатлетов, как ни в каком другом виде спорта, четко прослеживается проявление различ­ных мышечных напряжений: динами­ческих (в преодолевающих и уступаю­щих), статических режимах. Однако, по мнению А.С. Медведева, статичес­кие напряжения при их выполнении без сочетания с другими видами напря­жений не приводят к заметному при­росту силы. Ю.И. Иванов рекомендует использовать статические напряжения с максимальным усилием и длительно­стью 6 с. Наши исследования показа­ли, что в подростковом возрасте на на­чальном этапе подготовки спортсменов эффективно применять статические на­пряжения для развития отдельных групп мышц длительностью в 20-25 с с нагрузкой в 25-30% от альтернатив­ных динамических упражнений.

Для эффективного развития скорос­тно-силовых качеств не обязательно все время тренироваться на околопредель­ных или предельных весах штанги. Более высокого результата можно дос­тичь, используя в спортивной подготов­ке преимущественно малые (до 70%), средние (до 80%) веса штанги в соче­тании с большими и максимальными отягощениями (не более 16% от обще­го объема). Для улучшения подвижно­сти в суставах, эластичности мышц и связок А.А. Зейналов предлагает уде­лять внимание не только занятиям со штангой (приседаниям), но и кроссам, ускорениям, прыжкам в высоту и дли­ну с места и с разбега, спортивным иг­рам. Наиболее оптимальное отношение достижений в приседаниях к толчку составляет 134%.

Высокая корреляция между спортив­ными и специальными скоростно-сило- выми упражнениями свидетельствует о сопряженном влиянии на развитие скоростно-силовых качеств и координа­ционных механизмов центральной не­рвной системы и периферического не­рвно-мышечного аппарата. Развитие скорости подъема штанги достигается прежде всего путем уменьшения веса штанги до 60—80% от предельного.

Для характеристики показателя скоростно-силовой подготовленности А.С. Медведев, В.И. Фролов, А.Н. Фу- раев использовали результаты анализа высоты прыжка в зависимости от веса или роста спортсмена. Исследования показали, что соотношение высоты прыжка и веса спортсмена уменьшает­ся по мере увеличения последнего, а показатель соотношения высоты прыж­ка и роста, наоборот, увеличивается (за исключением тяжелоатлетов весом свыше 90 кг) (табл. 18.1).


Исследования А.С. Медведева с сотр. позволили выявить, что наиболее информативным критерием скоростно- силовых качеств являются показатели соотношения высоты прыжка и роста тяжелоатлета. Эту тему исследования развили В.Н. Денискин, Ю.В. Верхо- шанский, А.С. Медведев, которые изу­чали эффективность прыжков в глуби­ну на развитие взрывной силы мышц. Исследования показали, что прыжки в глубину дают существенный прирост абсолютной взрывной силы мышц. По мнению авторов, оптимальная дозиров­ка прыжков в глубину в одном трени­ровочном занятии - 4 серии по 10 от­талкиваний. Это упражнение целе­сообразно включать в тренировку за 4 недели до соревнований и выполнять в течение первых трех недель 3 раза в неделю. Оптимальный объем прыжков в глубину - 310 отталкиваний.

Один из выводов исследований В.Н. Денискина, К).В. Верхошанско- го, Е.А. Красова состоял в том, что на современном этапе развитию относи­тельной и, главное, взрывной силы мышц тяжелоатлета уделяется недо­статочное внимание.

В последние годы в системе управ­ления подготовкой спортсменов полу­чило распространение моделирование различных сторон подготовки спорт­сменов. М.П. Михайлюк и П.П. Баш- киров разработали модельные характе­ристики подготовки мастеров спорта. Они установили, что для достижения, например, в классическом рывке 125 кг в весовой категории до 67,5 кг необхо­димо показать в рывке с полуподседом 87±5,2%; в подъеме штанги на грудь с полуподседом - 111 ±1,2%; в приседа­нии со штангой на плечах - 166±7,1% по отношению к рывку; в толчке 155 кг необходимо показать результаты в швунге толчковом, подъеме штанги на грудь с полуподседом и приседании со штангой на плечах соответственно 86±4,6%; 89±3,4 и 134+6,5%.

Исследования В.Г. Олешко подтвер­дили более ранние выводы А.С. Медве­дева с сотр. о том, что результат прыж­ка в высоту с места у тяжелоатлетов высокой квалификации изменяется с переходом в более тяжелую весовую категорию от 54 см (52 кг) до 68 см (100 кг). У большинства тяжелоатле­тов отмечаются высокие результаты прыжков в высоту, что свидетельству­ет о хорошем уровне развития взрыв­ной силы мышц ног. Наименьшая ско­рость прыжка наблюдалась у атлетов в весовых категориях 52 кг и свыше 110 кг (1,50 и 1,60 м/с), а наибольшая - 67,5 и 100 кг (1,81 и 1,83 м/с). Пока­затели мощности прыжка вверх также изменяются с увеличением весовой категории от 87,7 кгм/с (52 кг) до 210,6 кгм/с (свыше 110 кг).

Итак, в последние годы накоплен большой опыт использования различ­ных средств и методов скоростно-сило­вой подготовки тяжелоатлетов. Систе­матизированное обобщение проблемы развития силы и скоростно-силовых качеств спортсменов нашло свое отра­жение в монографиях Ю.В. Верхошан- ского, З.В. Кузнецова, В.П. Филина, А.Н. Воробьева и других авторов. С ро­стом спортивного мастерства скорост- но-силовая подготовка атлетов приоб­ретает все более специализированный характер, ибо в противном случае на­ступает противоречие между сред­ствами силовой и скоростно-силовой подготовки и процессом становления спортивного мастерства. Это противо­речие может стать тормозом для даль­нейшего роста достижений в спорте.

Показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов в различных весовых категориях (по А.С. Медведеву с сотр.)
Весовая категория, кг Отношение высоты прыжка к весу атлета Отношение высоты прыжка к росту атлета
52,5-60 1,125 0,416
67,5-75 1,041 0,453
84,5-90 0,954 0,473
Свыше 90 0,711 0,437

В связи с тем, что организм подрос­тка находится в стадии формирова­ния, необходимо применять строго до­зированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двига­тельной деятельности. Следовательно, подготовка юных атлетов, направлен­ная преимущественно на развитие фи­зических качеств, должна строиться с учетом не только требований, предъяв­
ляемых к тяжелоатлетическим видам спорта, но и возрастных особенностей занимающихся.

Развитие быстроты

Для тяжелоатлета одним из важ­нейших качеств является быстрота — способность человека совершать дви­гательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Важ­ную роль в проявлении быстроты иг­рает подвижность нервных процессов (Н.В. Зимкин, B.C. Фарфель и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основ­ных физических качеств у детей и под­ростков (B.C. Фарфель). Так, показате­ли быстроты движения круто возрастают у детей с 7-8 до 13-14 лет (скорость од­нократного движения, высота подпры­гивания, частота постукиваний). Со­вершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня разви­тия к 13-14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необ­ходимо уделять особое внимание. Лю­бое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредель­ном темпе (для данного момента трени­ровки).

Исключительное значение на этапе начальной подготовки атлетов имеет обучение технике выполнения упраж­нений. По B.C. Филину, формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных дви­жений, созревания двигательного ана­лизатора.

В тренировочный процесс включа­ются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, ле­вой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, много­кратные приседания с тяжестями и без них и др. Исследования, проведенные Н.А. Бернштейном и B.C. Филиным, показали, что в возрастной период 8- 12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений. У 13-15-летних уровень развития быстроты повышается в ос­новном за счет развития скоростно-сило- вых и силовых качеств. В тренировках атлетов 12-13 лет быстроту целесообраз­но развивать путем использования уп­ражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Особенно эффективно совершенствуется это каче­ство, если упражнения даются в соревно­вательной и игровой форме.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.