Педагогические оценки интегральных показателей физического развития — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Педагогические оценки интегральных показателей физического развития

2017-06-02 512
Педагогические оценки интегральных показателей физического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

16.2.1. Методы оценки интегральных показателей физического развития

В системе многолетней подготовки молодых тяжелоатлетов педагогичес­кий контроль за физическим развити­ем занимает исключительно важное место. Это связано с тем, что уже с пер­вых шагов в спорте штангисту необхо­димо постоянно следить за изменени­ем веса и длины своего тела. Как правило, тяжелоатлеты неохотно пере­ходят в новую для себя более тяжелую весовую категорию из-за необходимо­сти выполнения более высоких норма­тивных требований. Нередко такое нежелание приводит к тому, что неко­торые спортсмены стараются удержи­ваться в той или иной весовой кате­гории только благодаря сгонке веса. В конечном итоге это приводит к сдер­живанию роста спортивных достиже­ний, ухудшает здоровье спортсменов, особенно если сгонка веса происходит в молодом возрасте.

Тяжелая атлетика — это такой вид спорта, где высоких результатов доби­ваются лишь атлеты с оптимальным соотношением веса тела и его длины. При подготовке юных штангистов, осо­бенно в период полового созревания (пубертатный период), необходимо учи­тывать возрастные особенности разви­тия организма подростков и юношей. В возрасте от 12 до 17 лет наблюдается интенсивный прирост длины тела, ко­торый по своим темпам опережает уве­личение его веса. Поэтому ориентиро­ваться в этот возрастной период на мо­дельные характеристики физического развития ведущих спортсменов было бы неправильно. Так, тяжелоатлеты до 15-16 лет по своему росту нередко зна­чительно превосходят взрослых атле­тов в одной и той же весовой катего­рии. В дальнейшем, когда прирост длины тела заканчивается, начинает интенсивно нарастать мускулатура, и они переходят в более тяжелую весо­вую категорию. Принимая во внимание данный факт, нами разработаны норма­тивы педагогических оценок физичес­кого развития с использованием интег­ральных показателей. Один из них - весо-ростовой показатель физического развития человека (индекс Кетле):

jj = Обшая масса тела Свес тела) в г ^ в Длина тела (см) '

где Ик - индекс Кетле в г/см. Ис­пользование данного показателя фи­зического развития с педагогической целью позволяет в соответствии с по­казателями отношения веса к росту тела объективно определить оптималь­ную весовую категорию, подходящую спортсмену данного возраста.

Для тяжелоатлета важно постоянно следить за развитием своих силовых возможностей, так как в этом виде спорта данное физическое качество яв­ляется определяющим. Так же, как и в первом случае, показатель развития мышечной силы оценивался не по аб­солютным значениям в том или ином упражнении, а по отношению к весу тела (по относительной силе, в %). С этой целью были разработаны педагогичес­кие оценки и нормативы индекса руч­ной и становой силы (соответственно ИРС и ИСС), которые рассчитываются следующим образом:

Ручная сила (показатель ручного

ирг =______ дрнаддаметра) Р КГ---- у i по

xxjtv^ Масса тела (вес тела в кг) '

где ИРС - индекс ручной силы в процентах.

Между массой тела и силой есть изве­стное соотношение: чем больше мышеч­ная масса, тем больше мышечная сила.

Становая сила (становая

ИГТ1 = динамометрия) в кг___________ v 10п

.rxv^ Масса тела (вес тела в кг) '

где ИСС - индекс становой силы в процентах. Этот показатель физическо­го развития так же, как и предыдущий, указывает на прямую зависимость мы­шечной силы от величины данного со­отношения.

Педагогическая оценка физическо­го развития тяжелоатлетов определя­лась следующим образом. Наиболее оптимальный количественный показа­тель физического развития, соответ­ствующий данной возрастной группе и весовой категории, оценивался отлич­ной оценкой и находился из средней арифметической плюс квадратическое отклонение (М±ст), хорошим считался показатель, равный средней арифмети­ческой (М), удовлетворительным — рав­ный средней арифметической минус квадратическое отклонение (М-ст).

В связи с тем, что в тяжелой атле­тике только за последние 10-15 лет несколько раз видоизменялись весовые категории, мы в своих исследованиях разделили всех испытуемых на следу­ющие весовые группы: до 40 кг, 41-45, 46-50, 51-55, 56-60, 61-65, 66-70, 71-75, 76-80, 81-85 кг. Такое разде­ление значительно облегчает задачу внедрения в практику результатов на­учных исследований в общеобразова­тельных школах и училищах, где используются средства тяжелоатлети­ческого спорта в силовой подготовке учащихся.

16.2.2. Весо-ростовые показатели молодых тяжелоатлетов

Исследование в розрастной динамике изменений веса и^лины тела показыва­ет, что они увеличиваются на протяже­нии периода 10-17 лет неодинаковыми темпами (глава 5). Отсюда и конт­рольные уровни индекса Кетле в нашей работе также имели волнообразный характер. Эта изменчивость отчетливо наблюдается как у лиц одного возрас­та, так и в пределах одной весовой ка­тегории (табл. 16.1).

Так, наиболее оптимальный показа­тель Ик оказался у юных тяжелоатле­тов 10-11 лет, имеющих собственный вес до 40 кг (315 г/см), в весовой кате­гории до 45 кг он составил 336 г/см, до 50 - 340, до 55 - 356, до 60 - 365 и до 65 кг - 378 г/см. Как видно из при­веденного примера, Ик в пределах од­ной возрастной группы возрастает с увеличением весовой категории. Это возрастание Ик не находится в прямой зависимости от величины интервала между весовыми категориями.

С другой стороны, с возрастом в пре­делах одной весовой категории уровень Ик повышается, но это увеличение ме­нее выраженно. Например, в весовой категории до 50 кг для детей 10-11 лет отличной оценке физического развития соответствует показатель Ик, равный 340, 12-13 лет - 350, 14-15 - 352 и 16-17-летних - 356 г/см. Та же самая тенденция отмечается и в других весо­вых категориях.

Таким образом, педагогическая ха­рактеристика физического развития тяжелоатлетов с использованием весо- ростового показателя позволяет, на наш взгляд, более объективно контро­лировать изменение его как в пределах одной весовой категории у лиц раз­личного возраста, так и в пределах од­ной возрастной группы. При этом весо- ростовой показатель имеет более выраженную тенденцию к изменениям у тяжелоатлетов одного возраста, но различной весовой категории.

16.2.3. Педагогические оценки мышечной силы молодых тяжелоатлетов по отношению к весу тела

Как было указано выше, силовые возможности тяжелоатлетов оценива­лись в нашей работе с применением интегральных показателей: индексов ручной и становой силы (ИРС и ИСС), выраженных в процентах к весу тела.

Результаты проведенных исследова­ний говорят о том, что ИРС изменяет­ся с увеличением веса тела и возраста спортсменов (табл. 16.1).

В пределах одной возрастной группы колебание показателей ИРС наиболее выражено у лиц различной весовой ка­тегории, причем у 14-15- и 16-17-лет­них это отмечается в большей степени, чем у 10-11- и 12-13-летних тяжелоат­летов. Так, у тяжелоатлетов 10-11 лет оптимальный показатель ИРС колеблет­ся в среднем от 50 до 67%, 12-13 - от 66 до 73%, 14-15 - от 72 до 93 и 16- 17 лет - от 78 до 108%. Следовательно, наблюдается отчетливая тенденция уве­личения ИРС с возрастом.

У атлетов весовой категории до 50 кг оптимальный показатель ИРС возра­стает в период с 10 до 17 лет с 67 до 98%, 55 кг - с 62 до 100%, 60 кг - с 65
до 108% и 65 кг - с 62 до 104%. Вы­шеизложенные данные свидетельству­ют о том, что для эффективного педа­гогического контроля физического развития тяжелоатлетов важно учиты­вать как весовую категорию, в которой они закрепились и выступают на сорев­нованиях, так и их возраст. По этому принципу были разработаны педагоги­ческие оценки силовой подготовки тя­желоатлетов, которые отражены в табл. 16.2 и 16.3. Например, отличной оценки заслуживают лишь те юные штангисты в возрасте 12-13 лет, у кото­рых показатель ИРС в весовой категории до 45 кг будет составлять не менее 62%.

Таблица 16.1 Педагогические оценки весо-ростовых показателей физического развития юных тяжелоатлетов (Ик — индекс Кетле), г/см
Вес тела атлета, кг Оценка Возраст тяжелоатлетов, лет
10-11 12-13 14-15 16-17
До 40 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 315 295-315 ниже 295 Свыше 320 300-320 ниже 300 - -
41-45 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 336 316-336 ниже 316 Свыше 340 325-340 ниже 325 - -
46-50 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 340 325-340 ниже 325 Свыше 350 330-350 ниже 330 Свыше 352 340-352 ниже 340 Свыше 356 344-356 ниже 344
56-60 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 356 340-356 ниже 340 Свыше 369 340-369 ниже 340 Свыше 370 356-370 ниже 356 Свыше 376 360-376 ниже 360
61-65 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 365 350-365 ниже 350 Свыше 375 348-375 ниже 348 Свыше 393 375-393 ниже 375 Свыше 390 378-390 ниже 378
66-70 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 378 360-378 ниже 360 Свыше 385 365-385 ниже 365 Свыше 426 406-426 ниже 406 Свыше 427 416-427 ниже 416
71-75 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 395 375-395 ниже 375 Свыше 453 440-453 ниже 440 Свыше 458 450-458 ниже 450
76-80 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 425 390-425 ниже 390 Свыше 463 455-463 ниже 455 Свыше 488 470-488 ниже 470
81-85 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 450 430-450 ниже 430 Свыше 483 470-483 ниже 470 Свыше 525 495-525 ниже 495
Примечание. Более высокие цифры данного индекса указывают на преобладание уровня разви тия массы тела (веса) по отношению к длине тела и наоборот.

В других весовых категориях ИРС достоверно не отличался, наблюдается тенденция к его увеличению у атлетов большего веса. Та же самая тенденция отмечается и в других возрастных группах, в среднем у всех испытуемых ИРС имеет более высокие величины в весовой категории от 50 до 80 кг.


Таблица 16.2
Вес тела Оценка Возраст тяжелоатлетов, лет
атлета, кг   10-11 12-13 14-15 16-17
ДО 40 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 50 45-50 ниже 45 Свыше 79 70-79 ниже 70 - -
41-45 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 62 56-62 ниже 56 Свыше 83 77-83 ниже 77 - -
46-50 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 67 60-67 ниже 60 Свыше 80 72-80 ниже 72 Свыше 92 87-92 ниже 87 Свыше 98 92-98 ниже 92
56-60 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 62 55-62 ниже 55 Свыше 78 70-78 ниже 70 Свыше 92 86-92 ниже 86 Свыше 100 96-100 ниже 96
61-65 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 65 60-65 ниже 60 Свыше 78 72-78 ниже 72 Свыше 93 88-93 ниже 88 Свыше 108 97-108 ниже 97
66-70 Отлично Хорошо Удовлетв. Свыше 62 58-62 ниже 58 Свыше 74 69-74 ' ниже 69 Свыше 89 82-89 ниже 82 Свыше 104 96-104 ниже 96
71-75 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 69 62-69 ниже 62 Свыше 86 80-86 ниже 80 Свыше 100 94-100 ниже 94
76-80 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 68 64-68 ниже 64 Свыше 85 79-85 ниже 79 Свыше 97 92-97 ниже 92
81-85 Отлично Хорошо Удовлетв. - Свыше 66 60-66 ниже 60 Свыше 83 75-83 ниже 75 Свыше 91 85-91 ниже 85
86-90 Отлично Хорошо Удовлетв. _ Свыше 77 68-77 ниже 68 Свыше 85 79-85 ниже 79

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.