Киноверсии «советского нападения» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Киноверсии «советского нападения»

2022-09-01 22
Киноверсии «советского нападения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологической обработке населения США и других западных стран огромная роль отводится кинофильмам, где «советское нападение» на США показывается в зрительных образах, оказывающих сильное эмоциональное воздействие на сознание. Киноэкран США, впрочем, так же как и телевизионный экран, превратился в школу ненависти ко всему советскому.

Вот в 1982 году Голливуд по заказу телевизионной сети Эн-би-си сфабриковал двухсерийный фильм «Третья мировая война». В нем был представлен такой вариант «советского нападения»: «русские десантники» высаживаются на Аляске, чтобы взорвать жизненно важный для США нефтепровод, а кончается все тем, что «Москва» нажимает на «кнопку» и начинает ядерную войну. Как и во всех подобных фильмах, американцы изображены наивными романтиками, простодушными и миролюбивыми. А вот «русские десантники» — это безжалостные, хладнокровные убийцы, роботы. Им все равно, кого убивать — стариков, женщин или детей. Этот провокационный фильм обошел телеэкраны и многих европейских государств.

О «захвате» США повествует и многосерийный телевизионный фильм «Америка», и много других фильмов. Но стоит остановиться на одном из них, особенно подлом и провокационном. Речь идет о фильме «Красный рассвет».

Этот фильм был выпущен в США в 1984 году. Первой жертвой «советской агрессии» в этом фильме становится некий провинциальный городок Калумет в штате Колорадо. В мирную жизнь Америки вторгаются «русские варвары». Действие фильма начинается с того, что школьный учитель «мирно» рассказывает своим ученикам об ордах Чингисхана (расчет на запланированные ассоциации), а в это время на городок спускается «советский воздушный десант». И начинается... «Захватчики» безжалостно убивают мирных жителей, стариков, детей, насилуют женщин. В этом фильме изображено — даже по американским стандартам — рекордное число сцен насилия — 140. Для создания негативной установки к Кубе и Никарагуа в фильме «русским войскам» помогают кубинские и никарагуанские войска.

Фильм «Красный рассвет» не просто одна из бесчисленных «проходных» лент, озвученных воплем «Русские идут!». Это, если хотите, политический акт. Прежде всею, об этом свидетельствует состав «авторского коллектива» этого фильма. Он сработан не только режиссером Джоном Милиусом, «фашистом по духу», как он сам себя характеризует, но и главными «мозговыми центрами» антикоммунизма — Гудзоновским институтом и «Рэнд корпорейшн». Фильм изготовлен голливудской кинокомпанией «Метро-Голдвин-Мейер», где видное место в качестве члена совета директоров занимает Александр Хейг, отставной генерал и бывший государственный секретарь США, заявивший в свое время, что «есть вещи поважнее, чем мир». Хейг выступил, по существу, соавтором этого фильма и организовал ему представительную рекламу.

«Пророк» Нострадам и «советская военная угроза»

Для активного воздействия на психику человека буржуазная пропаганда широко использует мистику всех направлений, иррационализм и оккультизм. Примечательно, что опросы общественного мнения на Западе регистрируют рост суеверий. В невиданных масштабах возрождается астрология, «белая» и «черная» магия, хиромантия, спиритизм, колдовство и т. д., выходят книги и журналы, ставятся пьесы, выпускаются кинофильмы, в которых оккультизм преподносится как реальность. Подобное явление имеет, бесспорно, социальные корни — это специфическая реакция на кризис буржуазных, и прежде всего буржуазных моральных, ценностей. Однако значительную роль в распространении иррационализма, отрицающего роль разума, играет буржуазная «массовая культура», насаждающая этот иррационализм с помощью средств массовой информации.

Буржуазная пропаганда, содействуя насаждению мистического сознания в широких массах, стремится использовать его в своих целях. И здесь снова широко используются психологические трюки для формирования «идеологии ужасов», приняв которую массы становятся легкой добычей империалистических авантюристов.

Пожалуй, самый яркий пример использования мистики в антикоммунистических и антисоветских целях — обращение буржуазной пропаганды к апокалипсическим предсказаниям Нострадама, врача и астролога Ренессанса (1503 — 1566), сочинившего более четырех веков назад «Астрологическую летопись столетий». В 1980 году некий француз-авантюрист Жан-Шарль Фонбрюн выпустил книгу «новейших толкований» «пророчеств» Нострадама. Только во Франции эта книга была издана тиражом в полмиллиона экземпляров и мгновенно переиздана в других странах Запада.

Как утверждает Фонбрюн, Нострадам предсказал начало третьей мировой войны в 1983 году, в которой «Советский Союз и мусульманские страны вторгнутся во Францию».

Для запугивания западного обывателя и для придания респектабельности и «достоверности» подобному шарлатанству французский журнал «Пари-матч» организовал специальный симпозиум в Центре по изучению стратегических вопросов. В этом симпозиуме приняли участие кадровые военные. На симпозиуме был составлен «сценарий третьей мировой войны», якобы изложенный в пророчествах Нострадама, а затем была разработана стратегия для отражения удара «противника», которым конечно же был определен Советский Союз. Что же касается даты начала третьей мировой войны, то специалисты из Центра по изучению стратегических вопросов не стали настаивать на 1983 годе и предложили более осторожную дату — где-то до 1987 года, продлив, таким образом, период «страшных ожиданий».

Буржуазная пропаганда сделала все возможное, чтобы туманные и двусмысленные «предсказания» Нострадама обрели четкую антикоммунистическую и антисоветскую направленность, где источник зла утрачивает мистическую неопределенность и предстает в виде социализма, ведущего к «концу света».

Примечательно, что весь этот «астрологический» шабаш состоялся накануне размещения американских ракет в Европе. И очевидной целью этой мистификации было создание такой психологической атмосферы, в которой западный обыватель охотно бы принял «для защиты» американские ракеты на территорию Западной Европы.

«Мисс Вселенная» в шлеме пилота

На миф о «советской угрозе» охотно откликнулась и буржуазная реклама. Стало модным привязывать к рекламе любых товаров хотя бы частицу антисоветизма.

Вот итальянский журнал «Эпока». Размещенная там реклама «Московской водки» сопровождается таким текстом: «Без хлеба. Без молока. Всегда с ружьем и водкой». Этот текст сопровождался снимком, изображающим марширующих женщин, одетых в мужскую военную форму, с ружьями в руках. Под фотографией подпись: «Киев, октябрь 1925 г.». На самом же деле здесь был изображен сформированный буржуазным Временным правительством женский «батальон смерти».

Даже реклама безобидных бутербродов фирмы «Уэндлис», показываемая по американскому телевидению, начинена антисоветизмом. Ну а когда рекламируется американская или английская армия или продукция военно-промышленных корпораций, то здесь антисоветизм приобретает откровенно милитаристский характер. В английском журнале «Санди таймс мэгэзин» навстречу английскому истребителю «Торнадо» устремляются три советских истребителя. И подпись «Качество против количества» должна внушить англичанину милитаристский восторг по поводу рекламируемых преимуществ английского истребителя и вдохновить его на радостную уплату налогов, значительная часть которых и идет на подобные «Торнадо».

Победительница конкурса красоты «мисс Вселенная» на американском телевидении демонстрирует не свои достоинства, которые очевиднее в купальном костюме, а достоинства истребителя фирмы «Локхид» и, надев шлем пилота, выглядывает из кабины самолета.

Да, реклама, похоже, охотно нарушает свой же собственный закон: «приятные впечатления от ассоциации с приятными вещами». Какие уж тут приятные вещи! Истребитель всегда истребитель, даже если в нем и «королева» красоты.

Комиксы готовят к войне

Немалую роль в формировании антикоммунистических и антисоветских пастроений играют комиксы. Не следует думать, что комиксы рисуются только для детей. Как показали опросы общественного мнения, комиксы в капиталистических странах, и особенно в США, потребляет и значительная часть взрослого населения. Особенно интенсивно комиксы читаются американскими солдатами — для них выпускаются специальные сборники комиксов. Влияние комиксов на американскую армию всегда было значительным. Десять лет назад во Франции вышла книга «Беседы о паралитературе» под редакцией Ноэля Арно, Франсиса Лакассена и Жана Тортеля. В ней приводится следующий эпизод: «Во время второй мировой войны герой «Терри и пираты» (один из самых популярных американских комиксов, существующий и в наше время. — О. Ф.), служивший, как и его читатели, в Тихоокеанском флоте США, по капризу автора был изгнан японцами с острова, который он занимал. Президент Рузвельт сейчас же попросил Милтона Кэнифа (автора комиксов. — О. Ф.) вернуть остров Терри, потому что его неудача могла ухудшить моральное состояние американского солдата».

Не менее симптоматично и то, что в свое время американский президент Джонсон устроил прием в Белом доме в честь Национальной ассоциации американских рисовальщиков, то есть создателей комиксов. На этом приеме Джонсон сказал: «Я знаю, что разговариваю сейчас с влиятельнейшими журналистами Америки. Редакторы и хроникеры пишут свои статьи, политические деятели произносят речи. Вы отличаетесь от них: то, что вы нарисуете, останется в умах и памяти публики значительно дольше — когда все слова обычно забываются». И далее Джонсон сказал: «Именно по этой причине я набросал здесь кое-какие заметки, чтобы обсудить с вами одно важное событие, которое вы должны отразить в ваших рисунках: это война во Вьетнаме».

И мир захлестнуло наводнение комиксов, в которых бравые янки беспощадно и ловко расправлялись с жестокими, подлыми, коварными вьетнамскими коммунистами-вьетконговцами.

Такие комиксы, как «Железный капрал», или комиксы о капитане ВВС США Генри Лэнге, по прозвищу Барон, и многие другие воспевают американскую военщину, милитаризм, агрессию, откровенно фашистский культ насилия. Во время антивоенных демонстраций США был выпущен рассказ в комиксах «Золотой трус», в котором парни и девушки, протестовавшие против войны во Вьетнаме, изображались как трусливые и грязные саботажники, подкупленные «русскими коммунистами».

Канадские комиксы «Либерийская миссия» избирают местом действия шпионов и разведчиков молодые африканские страны. Здесь платные агенты Советского Союза и других социалистических стран организовывают всеобщую экономическую разруху с целью спровоцировать беспорядки и создать обстановку, в которой можно было бы совершать государственные перевороты. Или еще: приключения Дэна Купера, «космического пилота». Хотя комикс называется «Пункт назначения — Марс», здесь тоже на первом плане совсем «земные» коммунистические агенты, цель которых — «взять под контроль Солнечную систему».

В последнее время действия комиксов все чаще и чаще стали переноситься в космос, где доблестные «защитники демократии» продолжают борьбу с «космическими агрессорами», которые обычно оказываются «русскими коммунистическими агентами».

«Русский медведь на пороге»

Похоже, мы привыкли к тому, что нашу страну за рубежом представляют в образе медведя, и сами не прочь поддержать эту символику — вспомним хотя бы «олимпийского мишку». Впрочем, медведь и на гербе Берлина, и на гербе Берна. Но у американцев медведь очень прочно ассоциируется с понятиями «русский», «Россия». Они убеждены, что у нас в стране даже в городах бродит великое множество этих зверей. Мне самому довелось однажды отвечать на вопрос: правда ли, что по ночам «медведи из тайги» заходят на Красную площадь...

На Западе с образом «русского медведя» связывают отнюдь не цирковые номера, когда медведь пляшет «калинку-малинку» или играет на балалайке. С ним связывают злобу, дикую, слепую силу, агрессивность. Символы эти используются издавна. Так, например, еще в 1919 году на одном из плакатов Веймарской республики был изображен вставший на задние лапы медведь. Надпись на плакате гласила: «Родина в опасности! Волна большевизма угрожает нашим границам...» И это было в то время, когда молодая Советская республика напрягала все силы, чтобы изгнать войска интервентов со своей территории.

Издающийся в Париже журнал общества «Франция — СССР» опубликовал три выразительных свидетельства, подтверждающих постоянство символов, помогающих формировать «имидж» Советского Союза как агрессивной страны. В этой связи журнал рассказал о расклеивавшемся еще в 1919 году на стенах западноевропейских городов плакате, изображавшем «русского мужика» с ножом в зубах; о выпущенной гитлеровцами в 1942 году марке, на которой СССР был изображен в виде злого полярного медведя с пятиконечной звездой и мечом; и наконец, о помещенном не так давно на обложке издаваемого английской фирмой во Франции журнала «Экспресс» рисунке, изображающем опять-таки медведя со страшными клыками в красноармейской шапке с серпом и молотом.

Символ «разъяренный русский медведь» в последнее время особенно активно используется буржуазной пропагандой. В 1979 году Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си) показала многосерийный фильм «Медведь на пороге». Телефильм этот открывается такой заставкой: огромный зверь охватывает лапами Северное полушарие. Разговор шел о соседях Советского Союза, на которых якобы и собирается напасть этот «русский медведь». Вскоре американский журнал «Тайм» изобразил на своей обложке все того же алчного медведя, который на сей раз нависает над картой той части мира, которая включает Пакистан, Афганистан, Иран, Эфиопию.

Конечно, медведь не единственный символ, которым буржуазные пропагандисты стремятся обозначить нашу страну. Другой распространенный вариант — «дикий», нечесаный «мужику в сапогах и с ножом в зубах. В буржуазных газетах и журналах «русского коммуниста» — «комиссара» изображают обычно как осовремененные вариации на ту же тему «неотесанного русского мужика» с бородой, в папахе или картузе со звездой и непременно держащего в руках либо нож, либо топор, либо бомбу с дымящимся запалом.

Нельзя недооценивать влияния этих повторяющихся изо дня в день устрашающих символов на сознание американцев, особенно молодых.

Провокационные забавы

На Западе антикоммунизму учат с детства Американские дети редко играют в бессмысленные настольные игры вроде «летающих колпачков». Популярна игра «Монополия», где можно потренироваться будущим бизнесменам. Популярны игры, рассчитанные на то, что навыки, установки, впечатления, полученные еще в детстве, пригодятся во взрослой жизни. В еще большей степени это относится к играм для подростков.

В этой связи обращает на себя внимание милитаризация детских игр на Западе. Я не ханжа и понимаю, что какой же это мальчишка, если у него нет пластмассового пистолета! К сожалению, конечно. Но игры отражают нашу жизнь. И мы живем не только среди друзей. Но речь пойдет о других играх — играх в принципе аморальных, поскольку они способствуют натравливанию одного народа на другой. Речь пойдет о видеоиграх.

Япония является одним из крупнейших производителей электронных видеоигр, то есть игр, в которые играют с помощью персональных компьютеров, а они есть почти в каждой третьей семье в США. Учитывая спрос и у себя в стране, и в других западных странах и одновременно формируя этот спрос, японские компании выпускают игры, названия которых не требуют комментариев: «Третья мировая война», «Б-1, или Разбомбим Советы», «Операция Барбаросса» и даже «Блокада Ленинграда». Во всех этих играх побеждает тот, кто «больше уничтожит русских».

Как-то мне в руки попался «Электрик компани магазин» — американский журнал для детей, посвященный целиком этим видеоиграм. Я прочитал там ответ одного американского мальчика 13 лет на вопрос редакции: «Что вам нравится в электронных играх?» — «Играя, — отвечал юный читатель, — я чувствую себя героем — будто я спасаю свою страну».

Задавать дополнительный вопрос: «От кого?» — было бы излишне. Ясно и так.

Эскадрилья «Агрессор»

Взрослые, конечно, играют в другие игры. Порой это игры с огнем. Опасные игры. Ещё в 1976 году Пентагон начал осуществлять, мягко говоря, необычную программу подготовки своих военных летчиков под названием «Красный флаг». В этой программе, в нарушение всех военных традиций, в учебных воздушных боях принимают участие переодетые в советскую форму американские летчики, пилотирующие самолеты с советскими опознавательными знаками. Эскадрилья, имитирующая советскую, называется «Агрессор».

Американские газеты сообщили, что создание этой эскадрильи началось еще в 1972 году в обстановке строжайшей секретности. А в 1976 году «выступление» по программе «Красный флаг» впервые было показано по американскому телевидению. Напомню, что это было сразу же после заключения хельсинкских соглашений, под которыми стояла подпись и американского президента. Видимо, понадобилось слегка успокоить американских «ястребов».

«Выступления» эскадрильи «Агрессор» широко популяризируются. Был сделан фильм, показанный по телевидению. В этом фильме диктор объявлял: «Стрельба ведется по русским самолетам», «вот сбит русский самолет». Стремились как можно полнее дезориентировать зрителя и заставить его представлять этот воздушный маскарад как сцену реальной войны.

Затея Пентагону понравилась. К советским опознавательным знакам на бортах американских самолетов прибавились знаки вооруженных сил и других стран Варшавского Договора. Сегодня эскадрилья «Агрессор» значится как 527-я эскадрилья американских ВВС, базирующаяся в городе Неллис в штате Невада. В последнее время части этой эскадрильи «гастролируют» в странах НАТО и участвуют в «показательных боях», тренируя летчиков этих стран. Репортажи об этих провокационных учениях показывают по телевидению, обычно «забывая» оповещать зрителей, что на телевизионном экране всего лишь маскарад. Опасный маскарад.

Сухопутные американские силы тоже стараются не отставать. Недавно американское телевидение показало, как по калифорнийской пустыне Мохаве идут «русские» танки. Во всяком случае, на танках — красные звезды, а танкисты одеты в военную форму Советской Армии.

Цель всех этих пентагоновских затей очевидна — американская армия, а с ней и все американцы и их союзники по НАТО должны прочно связать в своем сознании понятия «агрессор», «враг» с понятиями «русский», «советский». А в такой эмоционально напряженной атмосфере, после соответствующей психологической обработки, массам можно подсовывать любую дезинформацию о «русских» и рассчитывать на то, что в нее поверят. Ведь заявила же газета «Нью-Йорк пост»: «Доблестные джи-ай (то есть американские солдаты) наголову разгромили отборные войска русских на Гренаде».

Этой же цели — воспитанию ненависти ко всему советскому — служат и книги, и фильмы, и телепередачи, о которых мы говорили, и те же видеоигры. Только в такой атмосфере ненависти и могли появиться значки с девизами «Убей русского!», «Убей красного!».

Оценивая обстановку в США, бывший посол США в СССР, а ныне профессор университета Джордж Кеннан сказал: «У нас имеет место опаснейшее явление: происходит милитаризация мысли».

Милитаризация мышления

В чем же выражается «милитаризация мысли»? Или, говоря по-иному, каков же результат неутихающего шквала психологических атак на массовое сознание?

Конечно, если выйти на улицы американских городов и проводить мимолетные интервью, то можно услышать слова, как подтверждающие успех милитаристской пропаганды, так и слова, свидетельствующие о ее бессилии.

Ну а как все же обстоит дело в целом или «в среднем»?

Полагаю, что целесообразно обратиться к данным опросов общественного мнения, проведенных в США в 1983 году. Конечно, эти данные мы с вами будем воспринимать критически, учитывая и политические цели этих опросов.

Итак:

В 1983 году тотальную ядерную войну в течение ближайших десяти лет считали вероятной 38% опрошенных (среди молодежи таковых было еще больше — 50%); 55% американцев (а среди них молодых 72%) заявили, что они думают о возможности ядерной войны больше, чем пять лет назад[205].

Вооруженные силы США не только подняли свой престиж, потерянный в ходе войны во Вьетнаме, но и достигли довольно значительных результатов в деле вербовки новобранцев. Вербовщики, которых студенты, настроенные против войны, раньше не допускали в университетские кемпусы, активно действуют даже в университетах.

Продолжим рассказ о данных опросов общественного мнения, проведенных в 1983 году:

82% американцев верят в то, что «Советы постоянно испытывают силу США и готовы воспользоваться любым их ослаблением для обеспечения своих интересов», 74% полагают, что «СССР угрожает религиозным и моральным ценностям американцев», 69% считают Советский Союз врагом, потому что он «постоянно пытается распространить коммунизм на другие страны».

65% опрошенных согласны с мнением: «Если мы станем слабее, Советский Союз в удобный для него момент нападет на нас и наших союзников в Европе или в Японии». 61% американцев думают, что СССР «не будет брезговать никакими средствами для продвижения дела коммунизма в мире», 56% готовы поддержать клеветнические заявления об СССР как «империи ала», которая будто бы «пытается подчинить себе мир».

Конечно, данные о том, как американцы относятся к Советскому Союзу, полученные в ходе опросов, нельзя воспринимать как абсолютно достоверные, учитывая хотя бы то обстоятельство, что эти опросы обычно проводятся в так называемые «драматические» моменты, то есть тогда, когда буржуазная пропаганда, используя соответствующий предлог, нагнетает антисоветские настроения. Так было, например, после инцидента с южнокорейским самолетом, после различных кампаний, связанных с Афганистаном, и т. д.

Запуганность «советской военной угрозой» делает сознание многих американцев неустойчивым, проявляются резкие колебания как в направлении антисоветской истерии, так и в направлении сохранения мира. Так, в июле 1984 года 90% опрошенных американцев поддерживало идею заключения соглашения с СССР о двустороннем сокращении ядерных вооружений, 80% — соглашения о запрещении всех подземных испытаний ядерного оружия; 82 % — соглашения о запрещении использования вооружений в космическом пространстве[206].

Но при этом необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: если антиракетное движение в Европе и Америке проявило себя вполне очевидно, то движение против СОИ, против планов «звездных войн» тогда еще не приобрело массового характера. Интересную мысль в этой связи высказал английский писатель Джеймс Олдридж. «Движение за ядерное разоружение, — писал он, — возникло лишь после того, как Советский Союз стал ядерной державой, так что возникновение данного движения объясняется вовсе не совестью или чувством долга христиан или интеллигентов. Они просто осознали реальность, собственные интересы и необходимость обеспечить себе выживание. Сегодня опасность состоит в том, что программа «звездных войн» может опять породить нежелание действовать, ибо многие видят в них возврат к старому положению, при котором угроза создается якобы только для Советского Союза, но не для Запада»[207].

Стремясь заморозить массовое движение против СОИ, буржуазная пропаганда внушает американцам, что для «стратегической обороны» нужны «антиракеты», которые «спасут мир от ядерной катастрофы». И еще. Многие американцы думают, что СОИ способна перенести ядерный конфликт в космос, оставив нетронутой нашу планету, что они — если, конечно, дело дойдет до войны — будут наблюдать ее на экране своего цветного телевизора, мирно пожевывая сандвичи и посасывая через соломинку кока-колу.

Политические мошенники

«Есть глупые люди, — писал В. И. Ленин, — которые кричат о красном милитаризме; это — политические мошенники, которые делают вид, будто бы они в эту глупость верят, и кидают подобные обвинения направо и налево, пользуясь для этого своим адвокатским умением сочинять фальшивые доводы и засорять массам глаза песком»[208].

Как современно и актуально звучат эти ленинские слова сегодня!

Страх и шовинизм, страх, с одной стороны, и шовинизм, с другой, — вот два крыла, на которых парит над миром старый стервятник, вскормленный прежде всего военно-промышленным комплексом, — ложь о советской военной угрозе.

Заключение

В этой книге я старался прояснить вопрос о том, почему немало людей на Западе еще верят в социальные иллюзии и антикоммунистические мифы, представляющие собой серьезное препятствие не только на пути социального прогресса, но и на пути к взаимопониманию между народами, на пути к миру.

Мы с вами рассмотрели объективные предпосылки существования этих иллюзий и мифов, видели чудовищное психологическое давление буржуазного пропагандистского комплекса. Сегодня, как никогда, актуальны слова Маркса: «...все репрессивные мероприятия, которые был способен изобрести объединенный разум правительств Европы, меркнут перед клеветнической войной, поднятой силами лжи цивилизованного мира... Эта война, ведущаяся посредством клеветы, не имеет себе равной в истории ни по масштабу военных действий, театр которых охватил все страны, ни по тому единодушию, с которым в ней участвуют представители всех оттенков господствующего класса»[209].

И снова хотелось бы подчеркнуть, что социальные иллюзии и антикоммунистические мифы не просто видения, миражи, которые исчезают, если протереть глаза и тряхнуть головой. В буржуазном обществе они выполняют определенные функции, непосредственно связанные с практической, повседневной жизнью людей. Они функциональны. В равной степени функциональна и вера в антикоммунистические иллюзии и мифы. Эта вера обеспечивает члену буржуазного общества статус «благонадежного», что в свою очередь дает ему преимущественное право на работу, учебу, продвижение по службе, на определенное место в социальной структуре общества. При этом подобные иллюзии поддерживаются психологией буржуазного индивидуализма. В ее свете коммунизм предстает как сила, посягающая на основы частного предпринимательства и, «следовательно», на «равные возможности», на «свободу» и соответственно на «свободу предпринимательства», «лишая» человека шанса на то, чтобы «выбиться в люди». На определенном уровне развития массового сознания вообще и классового сознания в частности идеи коммунизма отвергаются без попытки понять их историческую значимость и необходимость. В свете этого буржуазия не без основания рассматривает всю массу мелких предпринимателей и вообще всех, зараженных духом предпринимательства, как носителей и выразителей буржуазной идеологии и идеологии антикоммунизма в особенности.

«Социализм давно бы победил в ряде капиталистических индустриально развитых стран, если бы существовали лишь непримиримые классовые противоречия и не было бы наряду с ними мнимых или действительных точек пересечения и соприкосновения интересов различных групп и классов, а также конфликтов между их краткосрочными и долгосрочными интересами, — пишет Э. Виммер, член Политбюро ЦК Компартии Австрии. — Ведь существуют не только процессы разорения, пролетаризации промежуточных слоев: мелкие производители испытывают новую зависимость от крупного капитала, связывают с ним возможности своего подъема, разделяют иллюзии «индивидуального продвижения». Ведь существует не только расширение отношений эксплуатации: наряду с ним происходит дифференциация и затушевывание этих отношений. Эти противоположные тенденции не являются, конечно, решающими. Однако они, их изменчивая действенность обусловливают трудность, сложность борьбы, необходимость того, что часто называют «позиционной войной»[210].

Массы в капиталистических странах обмануты видимостью, «кажимостью» определенного совпадения интересов буржуазии и интересов трудящихся. Еще более века назад Маркс писал, что капитал «создает видимость, будто он дает, тогда как на самом деле он берет, будто он выпускает, тогда как на самом деле он тащит к себе, и т. д.»[211].

Сегодня искусство создания этой «видимости» достигло небывалого уровня. И в результате определенная часть трудящихся пока еще поддерживает буржуазную политику. Напомню мысль Ленина: «...как ни странно звучат эти слова, а в капиталистическом обществе буржуазную политику может вести и рабочий класс, если он забывает о своих освободительных целях, мирится с наемным рабством и ограничивается заботами о союзах то с одной, то с другой буржуазной партией ради мнимых «улучшений» своего рабского положения»[212]. И еще: «Никогда не бывало и никогда не может быть такой классовой борьбы, когда бы часть передового класса не оставалась на стороне реакции»[213].

Каковы же условия для того, чтобы иллюзии перестали существовать? Говоря о религиозных иллюзиях, Маркс писал: «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях»[214].

«Отказ от такого положения, которое нуждается в иллюзиях», неразрывно связан с изменением социально-экономической системы, с заменой буржуазного общества социалистическим. Социальные иллюзии исчезнут лишь с исчезновением искаженных общественных отношений, порожденных основным противоречием капитализма.

Однако для достижения этих целей, для изменения социально-экономической системы капитализма, порождающей социальные иллюзии, прежде всего необходимо изменение массового сознания и становление классового самосознания. Разрушение капиталистической формаций начинается с разрушения надстройки, буржуазной идеологии в первую очередь. «Человеческий мозг — не чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно, — отмечал Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл. — Освободить место для новых представлений — значит устранить некоторые старые, враждебные пролетариату идеи. На рабочих обрушивается водопад утверждений, оправдывающих классовую эксплуатацию. Им навязывается мысль о том, будто ничего изменить нельзя. Поэтому, чтобы способствовать развитию классового сознания, необходимо одновременно и выступать против неправильных концепций, и внедрять в умы новые идеи. Это — наиболее важная черта классовой борьбы. Именно замена старой идеологии новым мышлением помогает пролетариату в его деле»[215].

Как актуально звучат сегодня ленинские слова: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов»[216].

Конечно, происходит и «естественная», неизбежная эрозия и даже распад социальных иллюзий в результате изменений в бытии масс. Кризисы, следующие и накатывающиеся один на другой в буржуазном обществе, приводят к острейшим столкновениям социальных иллюзий с действительностью, ожидания, порождаемые этими иллюзиями, оказываются на поверку несбыточными мечтами. Происходит распад «иллюзорного сознания», крушение усвоенных «имиджей» и стереотипов «под давлением материальных жизненных коллизий»[217].

Райские кущи «общества благоденствия», все еще фигурирующие в посулах буржуазных социологов, за последнее время значительно поредели. Вместо обещанных тенистых рощ в реальной жизни все явственнее проступают плешины каменистых пустынь. Реальность безжалостно отметает навязываемые буржуазией иллюзии «интеграции рабочих в средний класс», «примирения труда и капитала», разлетаются в прах «имиджи» «неограниченных возможностей», «равных возможностей», «общности интересов предпринимателей и рабочих» и т. д. Социально активные слои масс, изверившись в этих «имиджах», вступают на путь классовой борьбы. Подтверждается правота ленинских слов: «...гигантское большинство населения земли в конце концов обучается и воспитывается к борьбе самим капитализмом»[218].

Нисколько не умаляя роль и значение идеологической борьбы, мы должны всегда иметь в виду, что проблемы человечества, борьба между двумя мировыми системами по принципу «кто — кого» в конечном счете будут решаться и решаются не только и не столько в сфере идеологии, сколько в материальной сфере, в сфере материального производства. Об этом с предельной четкостью сказано у Ленина: «Сейчас главное свое воздействие на международную революцию мы оказываем своей хозяйственной политикой»[219].

Придавая серьезное значение «ложному сознанию», социальным иллюзиям в структуре массового сознания, не следует преувеличивать их значение. Любая степень их абсолютизации была бы искажением взаимосвязей между материальным и идеальным.

Но и крушение социальных иллюзий не всегда приводит к политическому прозрению, к борьбе за социализм, организованной на принципах марксизма-ленинизма. Следствием крушения социальных иллюзий, особенно в молодежной среде буржуазного общества, может стать и порой становится слепая ненависть к этому обществу и вытекающая отсюда агрессивность, тяга к насилию, что, в свою очередь, питает различные виды асоциальных движений, и прежде всего терроризм.

Поэтому мало убедиться в том, что иллюзия — действительно иллюзия и что миф — действительно миф. Необходимо еще понять свой классовый интерес. А это возможно лишь при развитом классовом сознании.

 

 

Оригинал книги:

https://sheba.spb.ru/za/agressia-lzhi-1987.htm

 


[1] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с. 6.

[2] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с. 13.

[3] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с. 11.

[4] In: Jordan V. War Aims in War Propaganda.— Propaganda Analysis, 1941, 27 March.

[5] Здесь и далее перевод автора

[6] Boorstin D. Democracy and Its Discontents. N. Y., 1974, p. 27.

[7] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 17.

[8] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 10—11.

[9] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41, с. 85.

[10] СССР — ГДР: дружба и сотрудничество. Документы и материалы об участии делегации КПСС во главе с М. С. Горбачевым в работе XI съезда СЕПГ. Берлин, 16—22 апреля 1986 года. М., 1986, с. 32.

[11] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 131.

[12] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 11.

[13] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 64.

[14] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 12.

[15] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 176, 11.

[16] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 237.

[17] Ortega-y-Gasset. The Revolt of the Masses. N. Y., 1960, p. 7.

[18] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 93.

[19] Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959, с. 417, 423.

[20] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 237.

[21] Marcuse G. One-Dimentional Man. Boston, 1964, p. 9.

[22] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 176.

[23] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 45, 46.

[24] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 366—367.

[25] Choukas М. Propaganda Comes of Age. Wash., 1965, p. 14.

[26] Franke H. W. Der Manipulierte Mensch. Wisbaden, 1964, S. 7.

[27] Хо<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.