Стаи «уток» над полями «клюквы» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Стаи «уток» над полями «клюквы»

2022-09-01 26
Стаи «уток» над полями «клюквы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все рассмотренные нами приемы буржуазной пропаганды в конечном счете направлены на то, чтобы дезинформировать общественное мнение. Процесс создания «имиджа» — это тоже своеобразный процесс дезинформации, ибо в «имидже» объект пропаганды предстает в ином виде, нежели в реальности.

Я написал слово «дезинформация» и вспомнил пассаж из книги «Как быть чужестранцем» великолепного английского юмориста Джорджа Микеша: «Если в Европе вам рассказывают заведомо лживую историю, вы говорите: «Сэр, вы лгун, и притом довольно грязный». В Англии вы просто говорите! «О, неужели?» Или: «Это довольно странная история, не правда ли?» Так что, если называть дезинформацию «по-европейски», то — это ложь, грязное вранье, чистейший обман. «Везде обман масс, в демократической Франции, Швейцарии, Америке и Англии во сто раз шире и утонченнее, чем в других странах»[82], — писал В. И. Ленин.

Дезинформация — это способ манипулирования массовым сознанием, способ создания целенаправленных «имиджей». Ее «палитра» чрезвычайно широка — от легкого надувательства простаков до злобной, хорошо спланированной лжи, отравляющей отношения между народами. От грубого подлога — до незаметного искажения сущности факта или явления. В конце концов, одностороннее, в интересах правящего класса отображение факта или события в пропаганде — это тоже дезинформация. Впрочем, «сам» Гарольд Лассуелл, «патриарх» буржуазной пропаганды, давал такое определение в «Британской энциклопедии»: «Пропаганда — это предумышленно односторонние заявления, сделанные для массовой аудитории»[83].

Известная поговорка утверждает, что «у лжи — короткие ноги». Если бы так было! Буржуазные средства массовой информации подняли ложь на ходули. Она разгуливает по миру, прикидываясь правдой. Замечательный ученый, борец за мир Фредерик Жолио-Кюри когда-то сказал: «Правда путешествует без виз». К сожалению, ложь — тоже.

Обман масс буржуазией стал особенно изощренным в наше время, когда миллионы и десятки миллионов людей решают строить свою жизнь на социалистических путях развития. «Когда идейное влияние буржуазии на рабочих падает, подрывается, слабеет, — писал В. И. Ленин, — буржуазия везде и всегда прибегала и будет прибегать к самой отчаянной лжи и клевете»[84]. Возвращаясь к этой же теме три года спустя, В. И. Ленин снова писал: «Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь — «что-нибудь останется»[85]. Ленин приходил к выводу, что в США «политическая арена... всецело заполнена торжествующей, самодовольной буржуазией, которая по искусству обманывать, развращать и подкупать рабочих не имеет себе равной на свете»[86]. Он писал: «...буржуазия... великолепно научилась лицемерить и тысячами приемов надувать народ...»[87]. В. И. Ленин снова и снова возвращался к этой мысли, указывая, что «капитализм делал из газет капиталистические предприятия, орудия наживы для богачей, информации и забавы для них, орудия обмана и одурачения для массы трудящихся»[88].

Сами буржуазные теоретики, впрочем, так же как и практики, не только не отрицают причастность буржуазной пропаганды к дезинформации, но и благословляют пропаганду на ложь и обман.

Американский специалист в области рекламы и пропаганды Артур Мейергоф в книге «Стратегия внушения» пишет: «Пропаганда как таковая не обязательно должна искажать правду. Лучше было бы сказать, что она может основываться на разнообразных комбинациях из отобранных истин, полу-истин и заведомой лжи»[89].

Другой теоретик буржуазной пропаганды — Майкл Чукас в своей известной книге «Пропаганда становится зрелой» так писал о применении лжи в пропаганде: «...истина не годится как оружие для борьбы за интересы национального государства... Даже если пользоваться истиной, нужно, чтобы она служила некоторой пропагандистской цели. В противном случае она не будет эффективным оружием, поскольку... истина всегда плетется позади лжи»[90]. Еще более откровенно высказался Эрнст Лангендорф; в свое время руководитель радиостанции «Свободная Европа», заявив, что ложь — главное средство воздействия его радиостанции на слушателей. «Нужно позаботиться о том, — поучал он, — чтобы человек, на которого следует оказывать влияние, не обнаружил ложных утверждений, поддающихся проверке на месте. На войне следует лгать и мошенничать, но нельзя попадаться».

И чтобы «не попадаться», буржуазная пропаганда подмешивает в свое «ведьмино варево» некоторую порцию правды. Как отмечал Ф. Энгельс, для «профессии лжецов» обязательно правило, что «лгать надо правдоподобно, т. е. что ложь нуждается хотя бы в частице правды, иначе она не пустит корни»[91].

Буржуазные пропагандисты понимают, что из полуправды готовятся «лучшие сорта» лжи и что дезинформация общественного мнения тем глубже и эффективнее, чем больше во лжи использовано знакомых людям фактов и понятий. В «Наставлении по психологической войне», выпущенном в США, говорится: «Необходимо создавать впечатление, что все сообщаемое — правда, что гвоздь пропаганды, ее сущность слагаются из прямых суровых фактов. Искусство правды — не говорить прямую ложь, а избирать то, что требуется, и подмешивать ту правду, которую аудитория хочет услышать»[92].

Манипулирование фактами и фактиками, вырванными из контекста реальности, — излюбленный прием буржуазной пропаганды. Буржуазная пропаганда умело преподносит такое сочетание правды и вымысла, чтобы, с одной стороны, не потерять доверие аудитории и, с другой, обеспечить достижение своих пропагандистских целей.

Примечательный рисунок попался мне в журнале «Нью-Йоркер». На нем была изображена редакционная картотека, на ящиках надписи: «Наши факты», «Их факты», «Нейтральные факты», «Спорные факты», «Подлинные факты», «Бесспорные факты», «Голые факты» и т. д. Воистину факты можно повернуть так, что они, оставаясь фактами, могут исказить суть явления, к которому относятся.

Буржуазная пропаганда стремится оперировать фактами. Но какими? Из контекста жизни выдергиваются отдельные факты и фактики, чтобы дискредитировать нашу страну. Еще много лет назад Уолтер Липпман писал: «Когда дело доходит до сообщений о русских, никаких критериев истинности в американской пропаганде не существует». С его мыслями перекликается высказывание другого буржуазного журналиста — Джорджа Фейфера, сделанное им через несколько десятилетий после высказывания У. Липпмана. Джордж Фейфер в журнале «Нейшп» отмечал, что буржуазная пропаганда пишет об СССР как о стране, находящейся в постоянном кризисе, готовой вот-вот «треснуть по швам», в которой «неизбежны серьезные проблемы» и т. д. «Нигде не упоминается, — пишет Фейфер, — о том, что здраво в России, не говоря уже о том. что там хорошо. Ни одной фразы не посвящено силам, которые держат Советский Союз в едином целом, или «нормальностям» советской жизни, или успехам Советского Союза и энтузиазму советских граждан». Примечательно, что в одном из изданий «Общего руководства» по ведению передач радиостанции «Свобода» содержится директива: «сохраняя объективность тона», подчеркивать «теневые стороны советской жизни», вновь и вновь пережевывать «негативные явления, чтобы слушатели сами приходили к нужным нам выводам». Следует заметить, что эта директива в принципе относится ко всей буржуазной пропаганде.

Дезинформация, маскирующаяся под объективность, строится на искажении явления с помощью диспропорционального изображения различных черт явления. В этой связи можно провести такую аналогию. Если взять фотографический портрет человека, разрезать его на несколько квадратиков, увеличить одни, уменьшить другие и потом снова составить фотографию, то портрета не получится, человека нельзя будет узнать, хотя все элементы — это изображение его частей лица. Именно так довольно часто изображается и Советский Союз, и другие социалистические страны, когда случайные или нехарактерные для общества черты или просто отдельные произвольно толкуемые факты выдаются за главные, характерные.

«Документальные» фальшивки

Фальшивки наводняют рынок буржуазной прессы. Одной из самых крупных в последнее время фальшивок были так называемые «дневники Гитлера», сработанные неким Конрадом Куяу с помощью группы недобитых нацистов. Основные фальшивки направляются против СССР и других социалистических стран. Зачастую эти фальшивки популяризируются не просто бульварной прессой, с которой, как говорится, «чего взять?», а произносятся с высоких трибун, где, казалось бы, любое слово должно быть взвешено на «аптекарских весах». Вот пример. В 1983 году президент Р. Рейган в своем выступлении сослался на некие «10 заповедей Ленина», в которых Ленин якобы рекомендовал террор как метод революции, призывал игнорировать права человека и т. д. Это была сенсация, и любопытные журналисты обратились в библиотеку конгресса США: есть ли в Сочинениях В. И. Ленина что-нибудь похожее на «10 заповедей»? Специалисты заявили, что ничего подобного нет. Белый дом просто отказался дать ссылку на приведенные Рейганом «цитаты». Известный английский журналист, корреспондент Би-би-си в США Элистер Кук докопался до истины. Он выяснил, что «10 заповедей Ленина» — это фальшивка, заимствованная президентом США из книжонки, в свое время сработанной в ведомстве Геббельса.

Особой формой воздействия на массовое сознание в духе антикоммунизма и антисоветизма стали так называемые «мемуары», приписываемые известным на Западе советским политическим деятелям, художникам, писателям и т. д. Зачастую подобные «мемуары» сработаны западными спецслужбами. Именно к такой продукции следует отнести пресловутые «Мемуары Хрущева», выпущенные в США, «Мемуары Максима Литвинова», выпущенные одним из эмигрантских центров в Париже, «Завещание Варги», опубликованное первоначально во французской газете «Монд», «Записки Пеньковского» — коллективный труд ряда западных, в первую очередь английской, разведок, «Мемуары Шостаковича», изданные в США, и т. д.

В последнее время на Западе стали появляться даже фальшивые номера «советских газет». Так, в Италии появился фальшивый экземпляр советской газеты «Красная звезда», целиком посвященной Афганистану. Все в этой «газете» поставлено с ног на голову.

Наконец, некий Томас Гарэнк снабдил американское телевидение кинокадрами, якобы изображающими пожар на Чернобыльской АЭС, а на самом деле снятыми в итальянском городе Триест.

Все эти фальшивки, конечно, не безобидные мистификации. Они заряжены ядом антикоммунизма и антисоветизма. Для несведущих они выглядят «подлинными документами», очерняющими нашу страну.

В. И. Ленин справедливо подметил, что «сказать неправду — легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени»[93]. Буржуазная пропаганда широко использует эту закономерность. И здесь ее союзником выступает слабая осведомленность аудиторий, легковерие читателей, слушателей, зрителей, облегчающие формирование в массовом сознании антикоммунистических и антисоветских «имиджей».

В 1983 году западногерманский журнал «Шпигель» назвал Рейгана человеком, который «действует, не располагая истинной информацией», «смотрит на мир сквозь призму анекдотов». Может быть, президент сам время от времени становится жертвой дезинформации, исходящей из его собственных источников? Что ж, вполне возможно. Два американских автора — Дэвид Элтейд и Джон Джонсон в своей книге «Бюрократическая пропаганда» сообщили любопытнейший факт. Вот что они пишут: «Бывает, что американские официальные лица используют информацию, не подозревая, что она сфабрикована ЮСИА. Поэтому ЦРУ сегодня располагает секретным координационным комитетом, который должен предостерегать американских официальных лиц, чтобы они не были введены в заблуждение своей собственной пропагандой»[94]. Ну что тут скажешь! Заврались, одним словом.

Всех приемов буржуазной пропаганды, направленных на манипулирование массовым сознанием, не перечислить. Иные из них столь искусно замаскированы, что читатель или слушатель не ощущает скрытого воздействия на его сознание. Бывает трудно разобраться в том, насколько это сообщение достоверно, ложь это или правда, и от кого, собственно, оно исходит. В. И. Ленин дал четкое указание, как ориентироваться в подобных случаях. Он писал: «Когда не сразу видно, какие политические или социальные группы, силы, величины отстаивают известные предложения, меры и т. п., следует всегда ставить вопрос: «Кому выгодно?»[95].

Все современные антикоммунистические пропагандистские кампании — «в защиту прав человека», о «советской военной угрозе», о «поддержке» социалистическими странами «международного терроризма» и другие, большие и малые, строятся на дезинформации. И справедливо сказал Генеральный секретарь Компартии США Гэс Холл: «Главным орудием империализма в борьбе между двумя системами является антикоммунизм, основывающийся на большой лжи. Его главные элементы — антисоциалистическая и антисоветская ложь».

Но дезинформация характерна не только для внешнеполитической буржуазной пропаганды. Не в меньшей степени она характерна и для пропаганды внутренней. И эта дезинформация, искажающая реальность в интересах правящих классов, — также одно из эффективных средств формирования различных социальных иллюзий массового сознания.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.