Опросы общественного мнения в США. Можно ли им верить? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опросы общественного мнения в США. Можно ли им верить?

2022-09-01 32
Опросы общественного мнения в США. Можно ли им верить? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американские социологи считают, что состояние массового сознания с достаточной степенью достоверности отражается в результатах опросов общественного мнения.

В США существует огромное количество организаций, занимающихся изучением общественного мнения. Это прежде всего специальные организации, как, например, организация Джорджа Гэллапа, Луиса Харриса, фирма «Янкелович, Скелли энд Уайт» и им подобные. Но опросами общественного мнения занимаются не только специальные организации, ими занимаются и газеты, и журналы, радио- и телекомпании. Кроме того, в США существует множество рекламных фирм и агентств, и они тоже принимают заказы на проведение опросов общественного мнения по любой проблеме, интересующей заказчика.

В США очень любят статистику, социологический подход. И не случайно. Порой «магия цифр», как покрывало фокусника, утаивает классовую суть противоречий американского общества, которая стоит за этими цифрами.

Можно ли верить данным этих опросов? Вопрос об этом ставится в связи с тем, что нам предстоит познакомиться с результатами некоторых из них. И вопрос этот непростой.

В свое время мне довелось беседовать с одним из «столпов» этого своеобразного бизнеса — с руководителем уже упоминавшейся мной фирмы «Служба Луиса Харриса». В этой беседе (дословно я ее не помню) Л. Харрис дал понять, что искусство постановки вопроса в анкете, с помощью которой и проводятся опросы, достигло в США высочайшего уровня. В этом вопросе может быть столь тонко «встроена» социально-психологическая установка восприятия, что она, по существу, стимулирует желаемый ответ на заданный вопрос.

Вот «подсказка» без всяких тонкостей — вопрос, который был задан американцам накануне встречи в верхах в Женеве в 1985 году: американцев спрашивали, как они относятся к положению, когда «русским позволяют иметь ядерный арсенал, обладающий большим потенциалом, чем арсенал Соединенных Штатов?» Естественно, что большинство опрошенных, не ведая о наличии примерного паритета между СССР и США, ответили отрицательно.

Манипуляция с опросами может проходить и более замаскированно. Скажем, та же телекомпания Си-би-эс, которая сама проводит опросы общественного мнения, может «запрограммировать» американца на определенный тип ответа, показав накануне опроса ту или иную тенденциозную передачу, скажем, о той же «советской военной угрозе». И на нейтрально поставленный вопрос американец даст ответ, «подсказанный» характером телепередачи. А поскольку американские средства массовой информации постоянно внушают американцам такое отношение к Советскому Союзу, которое помогало бы оправдывать американскую политику, то американец постоянно «программируется» в соответствующем направлении.

Что же думают американцы?

Так что же думают американцы, как они видят себя в «зеркале» опросов? Я приведу лишь некоторые данные опросов общественного мнения, чтобы «с цифрами в руках» подтвердить глубокую веру американцев в социальные иллюзии, касающиеся буржуазного общества, и прежде всего веру в возможности капиталистической системы. Судя по опросам, 79% американцев считают, что система свободного предпринимательства — лучшая и наиболее эффективная, 60% верят традиционному лозунгу, согласно которому — что хорошо для бизнеса, хорошо и лично для них[99].

Данные опроса общественного мнения, проведенного совместно Си-би-эс и «Нью-Йорк таймс» в начале 1983 года, показали, что и после глубочайших в послевоенное время кризисов — 1973 — 1975 годов и 1981 — 1983 годов — 57% американцев по-прежнему считали, что «все еще возможно в нашей стране начать бедным и благодаря упорному труду стать богатым» [100].

А вот результаты опросов общественного мнения, проведенных в 1984 году. При самой общей постановке вопроса, когда оцениваются возможности рядового человека достичь достаточно высокого уровня жизни и положения в обществе, обычно срабатывают стереотипы буржуазной идеологии и традиционные индивидуалистические оценки и стандарты. Так, с положением анкеты «в целом в Америке можно жить хорошо» согласились 85% опрошенных. 82% считали, что уровень достигнутого человеком в жизни не зависит от его происхождения, а является результатом его способностей и образования. При другой постановке вопроса поддержка этой идеи несколько снижается, но все же большинство полагает, что личные усилия «сильнее» социального происхождения и проблем общества[101]. 56% против 41% не согласились со следующим положением анкеты: «То, что человек достигает в жизни, зависит не столько от его личных усилий, сколько от экономической ситуации, возможности трудоустройства, коллективных договоров, заключенных профсоюзами, и социальных программ правительства»[102].

Когда в ходе опросов общественного мнения вопросы ставятся таким образом, что подталкивают опрашиваемых к использованию привычных абстракций, символов и стереотипов, тогда эти ответы, как правило, содержат гораздо меньше критицизма, чем обычно, и гораздо больше апологетических суждений в отношении существующей системы в целом. Политическая система в умах большинства американцев все еще рассматривается как «воплощение демократии». Соответственно «коммунизм» и «социализм» понимаются как противоположности «демократии» и «свободному предпринимательству» и при этом оцениваются отрицательно.

Нельзя, конечно, забывать, что данные опросов общественного мнения, проводимых буржуазными институтами, помимо информирования правящего класса о состоянии массового сознания, используются для целенаправленного пропагандистского воздействия на массы по принципу «bandwagon», о котором мы уже говорили.

При всем том, критически анализируя приведенные и другие данные опросов общественного мнения в США, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство населения США придерживается традиционного мнения о том, что частная собственность «священна» и что экономическая система капитализма сохраняет свою жизнеспособность, хотя и нуждается в «совершенствовании».

2. Кризисные ситуации в развитых капиталистических странах, проявляющиеся прежде всего в увеличивающихся масштабах экономической стагнации, безработицы и инфляции, с одной стороны, подтачивают и разрушают социальные иллюзии, с другой стороны, способствуют смещению центра массового сознания в сторону консерватизма: «Главное, чтобы не было хуже».

3. Осознавая общественное неравенство и социальную несправедливость, многие трудящиеся в капиталистических странах не в состоянии связать это с критической оценкой социально-экономического и общественно-политического устройства в целом.

Суммируя, можно сказать, что большинство населения США пока еще верит в возможности капиталистической системы. Этот вывод подтверждают и американские коммунисты. «Мы, — заявил член Политбюро ЦК Компартии США Джеймс Уэст, — не можем еще сказать, что подавляющая часть рабочего класса США настроена антикапиталистически»[103].

И это сказано о рабочем классе. А если взять все население США? К этому надо добавить и то обстоятельство, что кризисы, потрясшие США в 70-х и начале 80-х годов, хотя и открыли многим американцам глаза на социальные реальности, в то же время актуализировали ряд консервативных ценностей, социальных иллюзий, в том числе и такие, как «общая гармония», «социальный консенсус» и т. д., закрепили «антиконфликтные» установки в сознании значительных слоев трудящихся. Все это свидетельствует о том, что становление классового сознания, даже в условиях кризиса, идет медленно, преодолевая значительные трудности.

Как показывает наш краткий обзор состояния массового сознания в США, в этом сознании значительное место продолжают занимать различные социальные иллюзии, и становление классового сознания прямо пропорционально преодолению социальных иллюзий.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.