Устав колокольного звона в седмичные дни Четыредесятницы. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Устав колокольного звона в седмичные дни Четыредесятницы.

2021-06-02 39
Устав колокольного звона в седмичные дни Четыредесятницы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       В седмичные дни Великого поста, когда в них не случается никакого праздника, положен особый порядок колокольного звона согласно Типикону (см. понедельник Первой седмицы). Следует прежде всего заметить, что устав в некоторых случаях указывает ударять в “било,” как было издревле принято на Востоке, в других “звонить в кампан,” т.е. колокол. В применении к современной приходской практике, когда била уже вышли из употребления, звон распределяется следующим порядком:

       Перед полунощницей, утреней и 1-м часом — благовест в один колокол.

       Перед 3-м часом бывает особый благовест (“ударяет кандиловжигатель в било довольно”), затем 3 удара в колокол. Так благовестить на часах называется “часить.”

       Перед 6-м часом ударяют в колокол 6 раз.

       Перед 9-м часом (если не расходятся из храма после 6-го часа) ударяют в колокол 9 раз. Если же расходятся из храма, тогда сначала бывает благовест, а по 1-м Трисвятом — 9 ударов в колокол.

       Перед вечерней — благовест.

       Перед великим повечерием ударяют в колокол 12 раз. В пятницы, к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост.

       Касательно праздников, Типикон предписывает следующее: “В день Благовещения Пресвятые Богородицы, также и в праздник с полиелеем в Великом посту, егда поем полиелей, на часах в кампан не ударяем” (Последование 25-го марта, 24-го февраля; понедельник 2, 3, 4-й седмиц Великого поста).

 

Вечерня.

 

Виды вечерни.

 

Вечерня бывает: а) малая, б) повседневная, в) великая.

       1. Малая вечерня совершается только перед бдением, которое начинается вечерней, но не повечерием.

       2. Повседневная вечерня (кроме Великой Четыредесятницы) совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также — на праздники с полиелеем (24 февраля — Обретение главы Предтечи), или бдением (30 января — Трех Святителей, в четверг Сырной недели), если они случатся в седмицу Сырную.

       3. Вседневная вечерня (в дни св. Четыредесятницы), совершается в воскресенье, понедельник, вторник и четверг, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургией Преждеосвященных Даров.

       4. Великая вечерня отдельно от утрени совершается:

· накануне тех дней, в которые на утрени поется полиелей (от недели Фоминой до недели Мясопустной);

· в день св. Пасхи, во все дни пасхальной седмицы и в воскресенье св. ап. Фомы;

· в самые Господские праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня;

· в навечерия, т.е. сочельники Рождества Христова и Богоявления;

· в Великий Пяток.

       5) Великая вечерня в соединении с утреней, т.е. на всенощном бдении, совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (68), причем, предстоятелю, или настоятелю, предоставляется некоторая свобода в расширении этого числа бдений. Так, например, ради чтимой иконы настоятель может заменить полиелейную службу всенощным бдением. Кроме того, местные церкви имеют право предписывать совершение бдения особо чтимым святым. На храмовой праздник всегда должно совершаться бдение, разве кроме редких уставных исключений. (Типикон, гл. 6).

 

Порядок вечерни.

       Согласно указаниям авторитетного журнала “Руководство для сельских пастырей” общий порядок повседневной вечерни составляется следующим образом:

       Вечерня начинается возгласом: “Благословен Бог наш...” Во время чтения на клиросе предначинательного псалма священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает 7 светильничных молитв. По окончании чтения псалма и молитв он говорит великую, или мирную ектению и возглас после нее, а затем входит южными вратами в алтарь, становится пред престолом. При начале пения стихов “Господи воззвах,” священнику подают кадило; священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: “Кадило Тебе приносим...” берет кадило в руку и начитает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре (См. отд. 1.7; II. 4.) и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит чрез эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Став затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику.

По окончании стихир на “Господи воззвах,” когда на клиросе вслед за “Богородичным” запоют “Свете тихий,” священник выходит северными вратами на солею, становится пред царскими вратами, произносит прокимен дня, предваряя его положенными возгласами: “Вонмем, мир всем, премудрость, вонмем,” при чем “мирствуя” обращается лицом к народу. Ектению “Исполним вечернюю молитву,” возглас по ней священник произносит здесь же на солее, затем при пении или чтении стихир на стиховне входит в алтарь и становится пред престолом. После возгласа на “Отче наш,” тропаря и богородична, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению “Помилуй нас, Боже...” и говорит полный отпуст, обратившись после пения “благослови” лицом к народу. При произнесении слов: “Христос истинный Бог наш...” (а в среду и пятницу при словах: “силою честного и животворящего Креста”) священник истово полагает на себе крестное знамение. По окончании пения “Благочестивейшего...” священник начинает повечерие возгласом: “Благословен Бог наш...” и по трех поклонах на “приидите, поклонимся” уходит в алтарь, где, закрыв завесу, полагает поклон пред престолом, крестится, целует лежащее на престоле Евангелие и край престола и, покрывает престол пеленою и снимает фелонь.

 

Начало всенощного бдения.

       По облачении священника в епитрахиль и фелонь, а диакона в стихарь, священнику подают кадило, а диакону — свечу. Поблагословивши кадило с молитвой: “Кадило Тебе приносим” (тайно), священник с диаконом молча окаживают сначала св. престол, потом горнее место, жертвенник и прочие иконы в алтаре. Затем диакон выходит пред царские врата и возгласивши: “Востаните! Господи, благослови”! снова возвращается в алтарь, и здесь, ставши позади престола, лицом к священнику, или рядом со священником, где как принято, поет вместе с ним: “Приидите, поклонимся.” По пропении последнего: “Приидите, поклонимся и припадем Ему,” когда певцы начнут петь: “Благослови, душе моя, Господа,” диакон исходит снова пред царские врата, а священник, обратившись к ним, кадит оные, при чем к той части врат, которая окаживается, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем совершается остальное каждение, по обычаю. По возвращении в алтарь диакон закрывает царские врата, идет и произносит великую ектенью на обычном месте, а священник, снявши фелонь, читает в это время светильничные молитвы.”

 

Общие замечания.

       Если вечерня следует сряду за “изобразительными,” тогда она начинается без возгласа, например: в среду и пятницу Сырной седмицы или в понедельник, вторник, четверг великой Четыредесятницы. Вечерню, совершаемую пред литургией, иерей начинает возгласом литургии, именно: “Благословенно Царство...” (и крест начертывается на престоле св. Евангелием).

       Вечерня, совершаемая в соединении с утреней, т.е. на бдении, начинается возгласом: “Слава Святей...”

       После возгласа читается сряду “Приидите, поклонимся...” — трижды, и читается предначинательный псалом “Благослови, душе моя, Господа.” На бдении порядок бывает другой. После возгласа: “Слава Святей...” священнослужители в алтаре (после каждения престола и всего алтаря), поют “Приидите, поклонимся...” Причем, поется это тройное приглашение особым образом, теперь редко где точно исполняемым, а именно: сперва, “Приидите, поклонимся” низким и тихим голосом; второе, мало повыше: “приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу”; третие, высшим голосом: “приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.” Потом, “приидите, поклонимся и припадем Ему.” От Пасхи до Вознесения, вместо: “Приидите, поклонимся,” поется “Христос Воскресе,” трижды. На бдении предначинательный псалом “Благослови, душе моя, Господа,” не читается, а поется.

       Если вечерня совершается не вслед за другою службою, но ею начинается ряд служб (кроме вечерни на бдении), то после возгласа священника бывает полное последование: Царю Небесный, Трисвятое, Отче наш, Господи помилуй (12 раз), и тогда — “Приидите, поклонимся.” Так бывает, например, в навечерие Рождества Христова и Богоявление и в Великий пяток.

       На всенощном бдении, т.е. на великой вечерни в соединении с утренею, псалом 103-й поется и при отверстых царских вратах совершается полное каждение храма, начиная от престола. Диакон с зажженной свечей предшествует кадящему священнику. Но если священник служит без диакона, нет основания ему совершать каждения с зажженной свечей. Тогда каждение творит иерей одним кадилом и без свечи.

 

Стихиры на “Господи воззвах.”

       После мирной ектеньи и положенных кафизм лики правого и левого клиросов поют стихиры на “Господи воззвах.”

       “Помимо воскресных дней: в Господские и Богородичные праздники, вместо “Догматиков”: “Слава, и ныне” всегда поется праздника. Так например: в день Благовещения Пресвятые Богородицы, или в другой какой-либо Господский праздник, сошедшеся оба лика вкупе на солее пред царскими вратами и канонарх, стоя посреди их — глаголет: “Слава и Ныне, глас 2-й.”

 

Вход на вечерне.

       Когда на вечерне полагается вход, он совершается следующим порядком: При пении стихиры (на “Господи воззвах”) на “И ныне” отверзаются царские врата. Священник в фелони и диакон совершают обычное поклонение и целование престола. Диакон испрашивает благословение на кадило и тихим голосом произносит: “Господу помолимся.” Иерей читает тайно молитву входа: “Вечер и заутра, и полудне...” при обхождении престола, в предшествии диакона и двух свещеносцев. Типикон (гл. 2) собственно предписывает священнику читать молитву входа уже перед царскими вратами, но практически молитва может читаться при шествовании от престола к царским вратам. Выходят через северные двери к царским вратам. Священник стоит прямо против царских врат, диакон же одесную священника (на правой стороне), мало откосвенно (несколько наискось) и приник (наклонясь), держа орарь свой тремя персты десные руки, показывает на восток и глаголет тайно (тихим голосом): “Благослови, Владыко, святый вход,” на что иерей крестообразно благословляет к востоку, говоря: “Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков.” Диакон тихо дополняет: “Аминь” и, покадив местные иконы и иерея, становится у иконы Спасителя, и, дожидая окончания пения стихиры, продолжает медленно кадить местную икону Божией Матери, т.к. на “И ныне” обычно поется или догматик или богородичен.

По окончании пения, начертав кадильницею крест по середине царских врат, диакон возглашает: “Премудрость прости” и входит в алтарь. Певчие начинают петь вечерний гимн Иисусу Христу: “Свете тихий.” Священник целует икону Спасителя (целовальную, на дверях), благословляет свещеносцев, целует икону Богоматери на вратах, входит в алтарь и становится перед престолом. (Следует заметить, что, если священник служит без диакона, он также целует иконы на вратах).

       В то время, когда иерей исполняет последние действия, диакон совершает каждение престола. Существует две практики этого каждения. Окадив престол с четырех сторон, диакон возвращается к переднему южному углу престола, где вместе со священником целует престол. Оба обходят престол справа, диакон идя с кадилом впереди священника. С левой стороны горняго места диакон кадит его, затем священника. Оба кланяются на горнее место, диакон священнику и становятся у горняго места, священник с правой стороны, как обычно, а диакон слева, смотря на запад. По окончании пения гимна “Свете тихий,” диакон произносит прокимен.

       Нигде не указано диакону выпевать прокимен, хотя это может быть и допускаемо, поскольку не придается этому театральности, не совместимой со святостью богослужения. После прокимна диакон закрывает царские врата, кланяется священнику и выходит на произношение ектеньи (или возглашает потребное для чтения паремий).

       Когда вечерний вход совершается с Евангелием, тогда чинопоследование идет по порядку малого входа литургии.

 

Молитва “Свете тихий.”

       На будничной вечерне, когда не бывает входа, молитва “Свете тихий” обычно читается. Когда бывает вход — “Свете тихий” всегда поется.

Прокимен.

       Прежде всего, общее замечание: на малой и вседневной вечерне, когда не бывает входа, а также на великой вечерне, порядок требует, чтобы “Вонмем” и “Премудрость прости” произносились неизменно священнослужителем, на малой и вседневной иереем, а на великой диаконом.

       На великой вечерне всегда бывает вход при открытых царских вратах, и диакон произносит прокимен с горняго места (собственно, из-за престола, с угла его).

       В существующей практике, прокимен со стихами глаголет диакон, или священник (если он служит без диакона).

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.