Поминовение святых, живых и мертвых. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поминовение святых, живых и мертвых.

2021-06-02 33
Поминовение святых, живых и мертвых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       В разных изданиях служебника указан неодинаковый порядок совершения “ходатайственной молитвы,” то-есть поминовения святых, живых и мертвых во время пения “Достойно есть” (или “Задостойника”). И не только порядок! В служебниках указывается поминание в предложном падеже: “О святем Иоанне пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем имярек, его же и память совершаем, и о всех святых Твоих: ихже молитвами посети нас, Боже” (Московский служ., 1905 г.; Киевский, 1909 г.).

       Надо сказать, что воспоминание святых при священнодействии Евхаристии исходит из того значения литургии, что на ней совершаемое жертвоприношение, есть не только умилостивительное (которое умоляет Бога об отпущении грехов живым и мертвым), но также и благодарственное. Какие же суть причины благодарения? Святые! В них Церковь обрела искомое, получила желаемое, то-есть Царство Небесное (Николай Кавасила в “Толковании литургии,” гл. 10 и 33). Исходя из того, что это воспоминание начинается молитвенно еще до пения “Достойно есть,” именно: “Еще приносим Ти словесную сию службу о еже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, Апостолех... изрядно (особенно же) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и приснодеве Марии,” думается, что логичнее держаться именно этой падежной формы: “О святем Иоанне пророце и т.д.”

       После поминания всех святых и во время пения “Достойно есть” священник тайно поминает по именам усопших по диптиху, то-есть помяннику, затем епископство, пресвитерство, диаконство, весь священнический чин, всю Церковь и предлежащие власти. По “Достойно есть” священник вслух поминает патриархов, главу поместной Церкви и правящего архиерея, и опять, тайно, град, страну жительства, нуждающихся в умилостивительной жертве, только что принесенной, и, наконец, живых, кого он считает нужным помянуть по именам. В это время диакону указано поминать усопших и живых “аще хощет,” опятьтаки по диптиху храма (служ. Моск., 1905 г. и Киевск., 1909 г.)

       После возглашения “В первых помяни, Господи...” хор поет: “И всех (мужеского пола), и вся (женского пола)” предстоящих, поминаемых и отсутствующих.

       “Певцы протяжно поют: И всех и вся! А затем, как и пред выходом на солею, молитвенно покланяются св. алтарю и взаимно друг другу — расходятся в порядке по клиросам. Священник же за пением: И всех и вся! читает тайно молитву: Помяни Господи град сей; и проч. Поминает и своих близких живых и умерших” (Метод, стр. 132).

       “Прием кадило, священник возглашает: “Изрядно о Пресвятей...” и кадит пред святою трапезою трижды. Таже диакон кадит святую трапезу окрест.”

       На литургии свят. Василия Великого предписывается священнику поминать, после святых, сначала живых: “О спасении, посещении, оставлении грехов рабов Божиих имярек, ” и сразу же усопших: “О покои и оставлении душ раб Твоих имярек,” затем Церковь, и т.д., а диакону поминать только живых после “В первых помяни, Господи...”

           

Молитва Господня.

       “Существует в Церкви обычай, что пред началом пения молитвы Господней священник, по произнесении возгласа: “И сподоби нас, Владыко,” покланяется до земли пред св. престолом. А за ними, в этот момент, благоговейно покланяются до земли и все предстоящие в храме” (Метод, стр. 140).

           

Возношение святого Хлеба.

       В сослужении диакона священник на ектениях имеет возможность прочесть положенные тайные молитвы. Посему, хор на такой службе поет ровно, то-есть без протяжных “Господи, помилуй,” “Подай, Господи” и “Тебе, Господи.” Но бывают моменты, когда и при сослужении диакона хору необходимо петь протяжно, чтобы дать возможность священнику не торопясь прочесть тайную молитву. Так, после пения “Отче наш,” когда диакон возгласит: “Главы ваша Господеви приклоните,” хор должен петь “Тебе, Господи” медленно, ибо в это время священник читает молитву главопреклонения. Также после возгласа: “Благодатию и щедротами” хор должен петь “Аминь” протяжно, давая возможность священнику прочесть молитву “Вонми, Господи...” а диакону в это время препоясаться орарем крестообразно (тем изображая крылья Серафимов). По прочтении молитвы, священник поклоняется трижды пред Св. Дарами, говоря: “Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.” Такое же поклонение с той же молитвой выполняет на амвоне (на “немже стоит месте”) диакон.

       Когда священник прикоснется к Святому Хлебу, чтобы сотворить возношение, диакон возглашает: “Вонмем.” Священник, вознося Св. Агнец, возглашает: “Святая святым!” (то-есть освященные Тайны должны быть подаваемы одним только чистым от грехов, достойным “святым”). Возносить Св. Агнец нужно просто, то-есть, не делая им креста, так как Он выше креста (Р.д.с.п. 1886 г., №40).

       При возглашениях “Вонмем! Святая святым!” завеса закрывается и перед вратами ставится зажженная свеча.

           

Раздробление Святого Агнца.

       После возношения Св. Агнца с возгласом: “Святая святым!” священник или архиерей раздробляет Агнец на четыре части, по начертанному на Нем в проскомидии крестообразному пожрению, со словами: “Раздробляется и разделяется Агнец Божий...” Словом “раздробляется” обозначается преломление, а словом “разделяется” — раздаяние, в память того, как Господь передал ученикам Своим воспоминание сей тайны, сперва благословил хлеб, потом преломил и, наконец, дал святым ученикам Своим, Апостолам. Священник в этом действии изображает Иисуса Христа. Нечего и говорить, что диаконам входить в это положение ни под каким условием неуместно. Диакон говорит: “Раздроби, Владыко, Святый Хлеб.”

       О раздроблении Агнца подробно повествуется в служебнике и даже схематически изображается расположение частиц на дискосе. По раздроблении, части Св. Агнца полагаются на дискосе так: ИИС — горе (на восток), ХРС — низу (на запад), НИ — десно (на север), КА — лево (на юг). Полагаются части “крестным знамением,” буквами долу ко святому дискосу — в середину “закланием,” мяготию, же горе — к краям дискоса. Некоторые понимают под словами “знамением долу” ставить частицы буквами вниз к престолу, а мякотью вверх к потолку. Так, например, сборник “Метод” указывает: “Прежде всего Св. Агнец полагается долу крестным знамением (т.е. печатью вниз) ко святому дискосу, закланием же — горе, как это делалось в начале проскомидии при слове: “Жрется Агнец Божий...” И, отделив от Агнца частицу ИИС, полагай на вышней стране св. дискоса (т.е. на востоке), частицу ХС от долу (на западе), а частицу НИ от северные страны, частицу КА с полуденные страны (южные) по прилагаемому изображению” (Метод, стр. 151).

       Опыт показывает, что положение частей Св. Агнца буквами вниз, а мякотью вверх, небезопасно, т.к. это положение менее устойчиво, чем, когда эти части лежат на дискосе — знамением к центру его.

       Раздробив Св. Хлеб, священник берет с дискоса горнюю часть Его, содержащую начертание слова: “Иисус” и сотворив ею сверх Потира (Чаши) изображение креста, опускает ее в растворение Крови, и тем творит соединение Таинств, произнося притом эти таинственные слова: “Исполнение Духа Святаго,” подтверждая, что Св. Евхаристия совершается под Его Божественным наитием. Диакон говорит: “Аминь.”

       Итак, св. Агнцем творится три креста: 1) При возвышении Св. Хлеба (возвышение или поднятие Христа на крест для распятия), 2) При расположение Его на дискосе на 4 части, 3) При опускании частицы “Иисус” в Чашу.

           

Вливание теплоты.

       Соединив Тело и Кровь, священник благословляет поднесенную в сосуде теплоту (в церковных книгах называемую “укропом”), освящает ее крестообразным осенением и призывает на сие Божие благословение: “Благословенна теплота Святых Твоих... Аминь” (“Аминь” произносит сам священник, а не диакон). Диакон вливает теплоту в Потир крестообразно со словами: “Теплота веры исполнь Духа Святого.Аминь,” свидетельствуя, что вливание теплоты означает символически сошествие Духа Святого на Церковь.

       Относительно качества теплоты, прот. Евгений Попов в своих “Письмах по Пастырскому Богословию” пишет: “Вливать теплоту в Чашу перед приобщением нужно не столь много, чтобы вино могло потерять свой естественный вкус, а вода сделалась преобладающим составом, и не слишком мало (в первом случае, несоразмерность допускается чаще тогда, когда служит один священник и вина влито в сосуд мало, а во втором — при сослужении нескольких священников и особенно при архиерейском). Вливаемая вода должна быть настолько горяча, чтобы тотчас от себя сообщила теплоту Святой Божественной Крови в Чаше. Это требуется по следующим соображениям: после погружения первой частицы Агнца в Потир, Тело Христово соединяется с Кровью, и тем видимо изображается жизненность состава Христова. Кроме того, теплотою воды здесь изображается теплота веры. Итак, не настоять, чтобы приготовлялась горячая вода для теплоты и вливать в Потир в это время воду только полу-согретую — непростительное невнимание священника. Особенно в зимнюю пору вода тщательно должна быть согреваема, да и самый ковшичек, как вещь металлическую, нужно сначала согреть, слив из него первую горячую воду” (Попов, ч. 2-я, стр. 60-61).

           

Приготовление к причащению.

       Раздробив св. Агнец на четыре части, соединив Таинства и влив теплоту в Потир, предстоятель заготовляет частицы Св. Тела Христова для причащения духовенства в алтаре и для мирян. Для причащения служащих предстоятель берет западную часть Св. Агнца, содержащую начертание слова “ХРИСТОС,” и дробит ее на частицы, соответственно числу служащих. В случае недостатка (при соборном служении) для приобщения всего собора служителей этой части Св. Агнца, можно разделить и части “НИ—КА,” как об этом и указывает чиновник архиерейского священнослужения, одно временно наблюдая, чтобы оставались частицы этих двух частей (НИ-КА) для приобщения и мирян. В случае множества причастников из мирян (например, в Великий пост), когда бы вдруг для причащения их всех заготовленных Св. Даров оказалось недостаточно, то священник не должен ни под каким предлогом подливать в Чашу воду или вино, а тем более прибавлять к частицам Божественного Хлеба другой хлеб не освященный (Учит. Извест.), не исключая при этом даже частиц, вынимаемых в честь святых или за живых и умерших и т.п. (Дополнение к Учит. Извест.) Поступающий иначе, согрешит смертно и должен подлежать низвержению, по правилам церковным. Особенно нуждающихся священник может причащать запасными Дарами, подливая для этого неосвященное вино в Чашу, и причащая их вообще, как и других по обычаю.

       В случае недостатка частиц, получаемых от раздробления известных частей Агнца с надписанием НИ и КА для причащения мирян, можно употребить для той же цели частицы из частей ИС или ХС.[29] Вообще следует заготовлять Агнец достаточной величины, особенно для соборной службы.

       Как было указано выше, раздробление Св. Агнца есть прямая обязанность предстоятеля, и раздробление Св. Агнца на какие-либо частицы диаконам отнюдь возбраняется. Единственное, чем могут вспомоществовать в этом случае диаконы священнику, — это собирание нарезанных частиц и погружение их в Св. Чашу.

           

Причащение духовенства.

       При служении одного священника диаконы причащаются Св. Тела Христова одновременно со священником (см. служебник). На соборных служениях диаконы причащаются Пречистого Тела Христова после священников.

       При соборном служении соблюдается следующий порядок: пред причащением предстоятель, сотворив молитву “Боже, очисти мя, грешного,” трижды с тремя поясными поклонами, прочитав: “Ослаби, остави...” кланяется сослужащим и произносит: “Благословите мя, отцы святии, и простите мне грешному.” Сослужащие также кланяются предстоятелю. Предстоятель, обратившись к западу, теми же словами испрашивает прощение у молящихся (Р.д.с.п. 1886 г., №3). Затем предстоятель со словами: “Се, прихожду к безсмертному Царю и Богу моему,” совершает земной поклон, целует край престола и полагает себе на ладонь правой руки Пречистое Тело Христово со словами: “Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога... и в жизнь вечную” (без “Аминь”) и отходит на правую сторону престола, где стоял второй священник. Каждый священник и диакон, когда готовится подойти к Св. Тайнам, одновременно на своих местах делает поклонения пред ними и подходит к дискосу уже без поклона, приложившись только к святому престолу.

       Тогда все священники, стоящие на правой стороне, переходят на левую и становятся по старшинству для принятия Пречистого Тела по тому же чину, по которому действовал предстоятель. Второй священник, принявший в руки Пречистое Тело, не обходит предстоятеля за его спиной, но возвращается обратно по левой стороне престола и становится рядом с предстоятелем. Идти за спинами священников, имея в своих руках Пречистое Тело, не полагается. Поэтому священники, готовящиеся принять Пречистое Тело, должны отступить с левой стороны от престола на такое расстояние, которое нужно для прохождения священников, уже принявших в свои руки Пречистое Тело. Принятую часть Св. Тела целовать не уместно, равно как не нужно прикрывать ее левой рукой или очень сжимать на ладони. Когда все священники примут в свои руки Пречистое Тело и встанут вокруг всего престола, предстоятель возвращается на свое место пред престолом и во услышание сослужащих читает молитву св. Иоанна Златоуста: “Верую, Господи, и исповедую...”[30] (архиерей читает молитву про себя и отдельно от всех). Еще лучше, если ради братского духовного единения, все священники будут читать эту молитву вместе “единеми устами и единем сердцем.” Невозможно переоценить великую пользу от такой общей молитвы! (На архиерейской службе каждый, принявший Св. Тело, должен пройти с Ним на свое место и, наклонившись к престолу, читать самостоятельно про себя положенную молитву). По прочтении молитвы, причащаются все священники одновременно с предстоятелем.

       По причащении всех священников, предстоятель призывает диаконов для вручения им Пречистого Тела, которые для принятия Св. Тела подходят с левой стороны престола и, по принятии, отходят опять влево — левой стороны престола. Диаконам предстоятель преподает часть Св. Тела просто, а не делая над приемлющим ее и ею же изображение креста; причина этого требования заключается в том, что Самое Тело Христово выше крестного изображения, или знамения. Преподавая, произносит предстоятель слова: “ Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога... и в жизнь вечную” (без “Аминь”).

       В некоторых местах укоренился обычай при соборном служении не откладывать причащение диаконов (по причащении всех священников), а преподавать им Пречистое Тело сразу после священников. В таком случае сослужащие иереи принимают Св. Тело в порядке старшинства, затем предстоятель преподает Св. Тело диаконам и последним берет сам маргарит (частицу) Св. Агнца для причащения. Тогда все — иереи и диакона — вместе читают молитву пред причащением (Сравни с архиерейской службой на которой архиерей, причастившись Св. Тела и Крови, преподает Св. Тело священникам и сразу же диаконам).

       В наше время укоренился обычай священникам, принимающим в руки Св. Тело Христово, лобызаться с предстоятелем в правое плечо со словами: “Христос посреде нас” (от старшего)... “И есть и будет” (от младшего), а в пасхальный период: “Христос воскресе” — “Воистину воскресе.” Ни в служебниках, ни в руководствах этот обычай не упоминается, да он и мало удобен, если даже не опасен, в смысле большей возможности обронить частичку.

       Вкусив часть, каждый из священников и диаконов должен осмотреть ладонь своей руки, чтобы не осталась на ней хоть малейшая крупинка от Св. Хлеба.

       Для причащения Крови Христовой все священники по старшинству подходят к Св. Чаше с правой стороны, совершают поясной, а не земной поклон и произносят: “Се, прихожду... Честные и Святые Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз... и в жизнь вечную. Аминь” (Из двух молитв, читаемых себе и двух диакону, эта единственная молитва, заключающаяся словом “Аминь”). При причащении всегда следует верхний конец плата подлагать под ризу (фелонь), а не под воротник подрясника. Священнослужители в алтаре поодиночке приступают к Чаше; каждый пьет трижды и из благоговения все при первом разе говорят: “Святый Боже; — при втором: — Святый Крепкий; — при третьем: — Святый Бессмертный, — и наконец: — помилуй нас,” что относится к Триипостасному Божеству (Новая Скрижаль, стр. 219). Причастившись Св. Крови, каждый дочиста обтирает платом свои уста, а потом край сосуда, чтобы на сосуде не осталось ни частиц Тела, ни капли Крови, и касается устами края Потира, как бы самого пронзенного ребра Спасителева, источившего на кресте Кровь и воду. Посему и произносит здесь священник слова, которые Серафим, в таинственном видении пророка Исаии, взяв клещами из горнила (печи) жертвенного угль горящий и коснувся им уст пророческих, отемля грехи его, изрек: “Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит” (Ис. 6:7). Это прикосновение уст наших к Св. Чаше установлено в знамение отъятия и очищения наших грехов (Дмитревский, стр. 343). Для причащения священнослужители обычно употребляют плат на правой стороне престола, левый же износится с Чашей для причащения мирян.

       После всех священников предстоятель причащает Св. Кровью диаконов со словами: “Причащается раб Божий, диакон имярек, Честные и Святые Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную” (без “Аминь”). По приобщении присовокупляет и сие: “Се, прикоснуся устнам твоим, и отимет беззакония твоя и грехи твоя очистит.”

       Теплоту и антидор после причащения принимают все священники (кроме имеющих потреблять Св. Дары), предварив сие омовением уст.

       Таким образом, составляется чин святого причащения служителей на соборной службе. Когда священник служит один с диаконом, все действия остаются те же, только диаконы, как уже было замечено, причащаются одновременно со священником. Принимая Св. Тело из рук священника, диакон лобызает десницу его. Приняв частицу, диакон отходит “созади святые трапезы” и ожидает общей со священником молитвы перед причастием. Диакон читает молитву вместе с предстоятелем, но, все же, ждет, чтобы священник начал читать ее первым. Ни в коем случае диакон не должен потреблять частицу Св. Тела прежде священника. Существует также благочестивый обычай, — когда священник причащается Св. Крови, диакон произносит вслух: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас,” выражая тем почтение предстоятелю.

       Непосредственно после причащения, священник вслух читает молитву благодарения: “Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, благодетелю душ наших...” Эту молитву священник читает для себя и для диакона, почему она и составлена во множественном числе, как обращение ко Господу от обоих их. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы диакон произносил эту молитву вместо священника.

           

Поклоны на литургии.

       На литургии полагаются следующие земные (в будние дни) поклоны: “Один после освящения Св. Даров, другой на “Отче наш,” третий при чтении “Ослаби остави,” пред причащением Св. Таин, и четвертый при словах: “Се, прихожду к Безсмертному Царю”... Обычай некоторых священников полагать поклоны в продолжение всей литургии не заслуживает никакого одобрения ” (Р.д.с.п. 1885 г., №5253).

           


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.