Вечерня накануне Рождества и Богоявления. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вечерня накануне Рождества и Богоявления.

2021-06-02 28
Вечерня накануне Рождества и Богоявления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       В некоторые дни года вечерня соединяется с Божественной литургией. Так, в навечерие Рождества Христова и Богоявления, если оно случится в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, а также в Великий четверток и Великую субботу, вечерня соединяется с литургией Св. Василия Великого (в праздник Благовещения особый устав). Тогда в самый день праздника служится литургия св. Иоанна Златоуста. По указанию Типикона вечерня в соединении с литургией служится в 1-м часу (по церковному в 7-м) в навечерие Рождества Христова, а в навечерие Крещения Господня в 11 ч. (по церковному в 5) ч. дня. Между прочим, в таких случаях царские часы служатся в 8 ч. утра, т.е. до вечерни и литургии.

       Когда навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления падает на субботу или воскресенье, в те дни служится литургия св. Иоанна Златоуста, а потом особо около 1 часа пополудни (по церковному в 7-м) служится великая вечерня. В этих случаях в самый день праздника служится литургия св. Василия Великого, а царские часы совершаются накануне в пятницу (когда литургия вовсе не совершается).

       Праздничную вечерню, совершаемую отдельно от литургии, иерей начинает в епитрахили, как обычно. На вход с Евангелием иереи облачаются в фелони и остаются в фелонях до конца службы (ради того, что будут отверзаться царские врата). После прокимна бывает чтение паремий, которое дважды прерывается возглашением чтецом праздничных тропарей с пением певчими припевов к каждому стиху (в конце чтец поет весь тропарь), при отверстых царских вратах. По чтении, царские двери отверзаются. Ектения малая и возглас: “Яко свят еси.” Трисвятое не поется, не произносится и “Господи, спаси благочестивыя.”

       Далее, следуют прокимен, Апостол и Евангелие. Ектения “Рцем вси.” Сподоби Господи. Исполним вечернюю. Премудрость.” Лик: “Благослови” и прочее обычно. Отпуст праздника.

       Вечерня, совершаемая в соединении с литургией, служится в полном облачении, поскольку до начала ее совершается проскомидии.

       На такой вечерне, после чтения положенных паремий, отверзаются царские врата и следует малая ектенья с возгласом: “Яко свят еси” и “Господи, спаси благочестивыя.” Затем Трисвятое, прокимен, Апостол, Евангелие, ектения: “Рцем вси” и поряду литургия. Отпуст праздника.

       По отпусте зажигается свеча на выносном подсвечнике и поставляется посреди церкви, обычно с выносом также и иконы праздника. Для сего, перед выносом свечи, на престоле поставляется аналойная икона праздника. Предстоятель, а, если собор служащих, тогда предстоятель и второй священник, без каждения, износят образ через царские двери, в предшествии свещеносца и диакона со свечей и кадилом. Икона полагается на предуготовленном аналое среди храма. Предстоятель с диаконом совершают тройное каждение иконы. Певчие, сойдя на средину, поют торжественно тропарь праздника, Слава, и ныне: кондак. Верующие прикладываются к образу и поздравляют друг друга с наступившим праздником.

 

 

Утреня.

 

 

Виды утрени.

       Соответственно различию праздников, кои бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня бывает на бдении, с полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На бдении утреня служится в соединении с вечерней.

       “Если по каким-либо обстоятельствам с вечера не была совершена вечерня, утреннее богослужение нужно начинать прямо с утрени. О всенощном бдении в этих случаях не может быть и речи” (Ц.В. 1891 г., №8).

 

Начало утрени.

       Перед началом утрени открывается завеса на царских вратах. Священник, стоя перед престолом, возглашает: “Благословен Бог наш,” берет кадило и совершает каждение всего храма, начиная с престола. Чтец читает: Начальные молитвы, “Приидите, поклонимся” и псалмы 19-й и 20-й. С. Булгакова (Настольная книга) и в сборниках “Службы на каждый день первой седмицы св. Великого поста” тоже указывается начинать с “Царю Небесный.” Два псалма читаются медленно, для того, чтобы дать священнику возможность не торопясь окадить весь храм.

       После псалмов следует опять “Трисвятое,” “Отче наш” и тропари из Часослова. Священник, войдя в алтарь южною дверью, стоит с кадилом перед престолом и после тропарей произносит сокращенную сугубую ектению, состоящую из трех прошений. После того, как хор пропоет: “Именем Господним благослови отче,” священник, начертывая кадилом крест перед престолом, произносит: “Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и нераздельней Троице” (Типикон, гл. 7 и 9).

       Прот. А. Неаполитанский указывает священнику кадить во время этой ектении (Устав, стр. 7). За возгласом следует чтение шестопсалмия.

       На Светлой седмице начало бывает с трехсвечником и кадилом и со стихами Пасхи, как указано в начале бдения (см. выше отд. II. 3).

       От недели Антипасхи до Вознесения вседневная утреня начинается с возгласа: “Слава Святей,” а не с обычного: “Благословен Бог наш.” Не читаются и вступительные псалмы и тропари. “Типикон” указывает: “Повнегда сотворити иерею начало: “Слава Святей,” глаголем: “Христос Воскресе” трижды тихим гласом, и абие: “Слава в вышних Богу” и обычное шестопсалмие” (“Типикон,” понедельник 2-ой седмицы Антипасхи). На пение тропаря Пасхи царские двери отверзаются.

Шестопсалмие.

       Как вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные, так утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир и Его славное Воскресение, что особенно выявляется на воскресном бдении.

       Торжественная часть всенощного бдения предваряется умилительным молитвенным последованием, заключающимся в шести дивных, проникающих вглубь души грешника, псалмах Шестопсалмия.

       В Шестопсалмии, при выявлении скорбных чувств грешной души человеческой, вспоминается время пришествия Спасителя, возвестившего необходимость покаяния в деле нашего спасения и даровавшего утешение скорбящей душе в Слове Божием, в мире душевном и в освящающих Таинствах Святой Церкви. Поэтому-то этим шести псалмам предшествует троекратное славословие, воспетое Ангелами, явившимися пастухам в Вифлееме в ночь Рождества Христова: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.”

       Об исключительном значении Шестопсалмия свидетельствует церковный устав, предписывающий читать Шестопсалмие “со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и молящеся о гресех наших” (Служебник, Типикон, гл. 9-я).

       Соответствующим образом устанавливается и церковная обстановка, перенося нас мысленно к торжественно тихой Вифлеемской ночи Рождества Христова. Свечи гасятся, светят только мерцающие, как звезды, лампады (почему в Типиконе сказано, что затем на “Бог Господь” подобает возжигать свечи, гл. 24-я). Водворяется полнейшая тишина, изображающая ночь ветхозаветного, подзаконного пребывания людей, долженствующих быть просвещенными светом благодати Христовой. Присутствующие с великим благоговением внимают чтению: “подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления” (Типикон, гл. 9-я). И в последовании понедельника 1-ой седмицы Великого поста говорится: “...и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную” (Типикон).

       Во время чтения Шестопсалмия настоятель перед престолом читает тайно и с откровенною главою утренние молитвы. В этих молитвах вкратце заключается содержание молитвословий и песнопений утрени.[8] По трех псалмах совершается славословие во славу Святой Троицы: “Слава, и ныне,” “Аллилуиа”... без поклонов. В это время священник выходит к царским вратам и читает вторую половину 12 утренних молитв, Шестопсалмие оканчивается вторичным славословием Святей Троице, уже с поклонами поясными.

       В течение года Шестопсалмие никогда не опускается, кроме Пасхальной седмицы. От недели Антипасхи до отдания Пасхи на всенощном бдении после благословения священника в конце вечерни: “Благословение Господне на вас...” хор поет “Христос Воскресе” 3-жды и чтец начинает чтение Шестопсалмия со слов: “Слава в вышних Богу,” а не сразу с псалмов. В день Отдания Пасхи начальное “Христос Воскресе” поется со стихами, как в самый день Пасхи, затем: “Слава в вышних Богу” и Шестопсалмие.

 

“Бог Господь.”

       При служении без диакона, великую ектению говорит иерей перед царскими вратами, также и “Бог Господь” и стихи на “Бог Господь”; затем он входит в алтарь южною дверью, кланяется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочее произносится диаконом.

       “Бог Господь” поется четырежды, по числу стихов, как и указывает служебник. В некоторых местах укоренился обычай петь “Бог Господь” трижды, причем указывают на вполне авторитетный “Обиход нотного церковного пения придворной певческой капеллы” (Санкт-Петербург, 1914 г.) Это досадная ошибка! Служебник ясно указывает петь “Бог Господь” четырежды, а не трижды. Стихи следует читать, дожидаясь конца пения каждого “Бог Господь,” равно и хор должен дожидаться произношения целого стиха и не перебивать его пением. Это же правило относится и к произношению ектений вообще.

 

“Аллилуиа.”

       Когда вместо “Бог Господь” положено петь “Аллилуиа,” оно в дни поста поется четырежды со стихами, а в службе за упокой оно поется трижды со стихами: 1. “Блажени яже избрал и приял еси Господи”; 2. “Память их в род и род”; 3. “Души их во благих водворятся” (Триодь и Устав, гл. 13-я).

       В виду того, что великопостные стихи на “Аллилуиа,” певаемого вместо “Бог Господь” весьма трудны для понимания, т.к. некоторые слова в русском языке имеют иной смысл, думается, будет не безполезно истолковать подлинный смысл этих стихов на “Аллилуиа.”

       Стихи эти взяты дословно из Библии, именно из 26-ой главы книги пророка Исаии и, в переводе на русский язык, звучат так:

 

1. “От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли” (ст. 9): “Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей (во всем моем внутреннем существе) с ранняго утра” (ибо заповеди Твои, это — свет на земле).

2. “Правде научитеся живущии на земли” (ст. 9): “ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде” (праведности).

3. “Зависть приимет люди ненаказанные” (ст. 11): “устыдятся ненавидящие народ Твой” (Ревность — забота о народе Божием покарает людей ненаученных, несклонных вразумляться действиями попечения о них Божия и знамениями от Бога. Они должны будут признать свое заблуждение и это приведет их в стыд.

4. “Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли” (ст. 15): “Ты умножил народ, Господи, умножил народ, — прославил Себя, распространил все пределы земли” (Приумножь им бедствий, которые бы вразумили нечестивых).

 

Полиелей.

       В некоторые дни года на утрени поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 и называемое полиелей, по-русски “многомилостивое.” Пение полиелея имеет тесную связь с чтением Евангелия на утрени. В дни памяти святых, которым не положено Евангелия на утрени, не бывает полиелея. Полиелей полагается в праздники, имеющие крест в кругу, в полукружии или один только крест, т.е. великие, имущие бдение или только полиелей. В дни, когда на утрени полагаются полиелей и Евангелие, на те дни бывает великая вечерня. Когда же на праздник бывает великая вечерня, но, как исключение, не читается Евангелие на утрени, например: 1-го сентября, 30-го июня, тогда не поется и полиелей.

       В современной практике укрепился обычай петь полиелей на всех воскресных службах. Однако Уставом положено петь полиелей во все воскресные дни только по отдании Воздвижения и до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления, т.е. с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до Сырной недели. Но с Сырной недели до отдания Воздвижения (21 сентября) пение полиелея положено только в те воскресные дни, в которые случится праздник Господский, Богородицы или великого святого.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.