Когда поются на литургии антифоны, а когда изобразительные. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Когда поются на литургии антифоны, а когда изобразительные.

2021-06-02 41
Когда поются на литургии антифоны, а когда изобразительные. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Об этом точно указано в 21 главе Типикона. Мы перепечатываем ее полностью, только для удобопонятности поясним названия.

       Изобразительными называется пение в начале литургии, после ектении, псалом “Благослови, душе моя, Господа,” и “Хвали, душе моя, Господа” и “Во Царствии Твоем” (блаженны).

       Антифоны различаются на праздничные, положенные на великие Господские праздники (Рождество, Крещение, Воздвижение, Преображение и т.п.) и вседневные (будничные): “Блого есть исповедатися,” “Господь воцарися” и т.д.

 

Глава 21: О еже когда глаголются изобразительные и когда антифоны

       “Изобразительные глаголются во дни воскресные во весь год, и во Владычни и Богородични праздники, в нихже несть антифонов. Такожде в предпразднствах и попразднствах, и во всю 50-цу. Подобне же и святых, имущих бдение п полиелей, и выход, и славословие, и емуже указует песнь во уставе на литургии. Антифоны же глаголются септембрия в 14 день: Декембрия в 25 день: Ианнуария в 6 день: Августа в 6 день: В неделю Ваий; в неделю Пасхи, и во всю Светлую седмицу: В четверток Вознесения Господня: В неделю 50цы, собственные праздников. Во все же лето по вся дни, в нихже не указует святого на Блаженнах песни, глаголются антифоны повседневныя: Блого есть: с прочими. Аще же и указует коему святому прокимен, апостол, Евангелие и причастен, кроме песни, и в те дни глаголются антифоны же вседневныя.”

       Итак, в великие Господские праздники поются особые праздничные антифоны, помещенные на ряду службы в минеях и сборнике.

       Если в минеи на литургии для какого дня не указана песнь на блаженны, то в тот день поются повседневные антифоны.

       А на какой день указана в минеи на литургии на блаженны песнь канона, в тот поются изобразительныя.

 

О молитвах на антифонах литургии.

       Молитвы трех антифонов — общия для литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста — священник произносит тайно, т.е. про себя, во время пения антифонов и ектений, сказываемых диаконом. (Такова современная практика принятая повсеместно в Православной Церкви, хотя мы знаем, что в древности эти молитвы произносилис во всеуслышание предстоящого и молящагося народа). Эти молитвы нельзя читать после возгласа, ибо возглас есть заключительная фраза данной молитвы. Необходимо понять важность и смысл этого правильного порядка.

       Некоторая трудность вносится в этот распорядок различными редакциями служебников. Так, в изданиях КиевоПечерской Лавры 1822 г., Московском синодальном 1894 г. и СвятоТроицкого монастыря, Джорданвилл, 1954 и 1982 гг. молитвы антифонов помещены после своего же возгласа, что не соответствует требованию связи молитвы и заключении ея. Такое несоответствие было отмечено и исправлено уже в последующих изданиях — Московском синодальном 1905 г. и Киевском 1907 г. и 1909 г. (это то, что имеется у автора). В этих редакциях молитва антифона следует за прошением ектении: “Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную” и “Тебе, Господи,” а затем указан возглас. Как видим, после третьяго антифона следует возглас: “Яко благ и человеколюбец Бог еси” и по нем сразу же отверзаются царския врата на малый вход — без задержки, которая получается в первом случае.

       Лучше всего, это разясняется в “Чиновнике архиерейского священнослужения,” где тайные молитвы антифонов, ектении и возгласы поставлены в логическом порядке. Между прочим, интересно здесь отметить, что во время мирной ектении архиерей читает молитву предложения: “Боже, Боже наш, Небесный Хлеб,” а за ней молитву первого антифона перед возгласом: “Яко подобает Тебе всякая слава,” произносимым старшим из сослужащих иереев.

 

Малый вход.

       Не всегда все детали священнодействий можно найти в служебнике. Для точного исполнения малого входа необходимо знать некоторые тонкости всего этого действия. Малый вход на литургии совершается следующим порядком: в конце “Блаженных” священник и диакон пред святою трапезою творят три поклона. Священник лобызает св. Евангелие и престол, диакон целует престол только. Приняв с претола св. Евангелие, священник передает его диакону. Диакон, принимая Евангелие, целует десницу иерея. Оба обходят престол с правой стороны, диакон предшествуя с Евангелием, и исходят северными вратами из алтаря. Евангелию предносятся лампады, тоесть предшествуют прислужники с зажженными свечами. Евангелие представляет Самого Иисуса Христа, шествие изображает выход Христа на проповедь, лампады означают явление Предтечи Иоанна. Если служат два диакона, младший, после целования престола, берет от священника благословение на кадило, и идет впереди Евангелия, постоянно окаживая оное.

       Став перед царскими вратами, иерей и диакон преклоняют главы. Диакон произносит тихим голосом: “Господу, помолимся,” священник читает тайно тихим голосом молитву входа: “Владыко, Господи Боже наш.” Так указывает служебник. На практике, отходя от престола, диакон сразу же возглашает тихо: “Господу, помолимся,” священник начинает читать молитву входа при шествии. В царских дверях диакон, переложив Евангелие на левое плечо и держа орарь в правой руке, показывает орарем на Восток и говорит тихим голосом: “Благослови, Владыко, святый вход.” Священник благословляет рукой на Восток, произнося: “Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.” Следует заметить, что в большинстве служебников ни после возгласа молитвы входа “Яко подобает,” ни после благословенной молитвы, не указано произносить “Аминь.” Диакон подходит к священнику держа Евангелие в обеих руках прямо. Иерей, перекрестившись, целует Евангелие, полагая на него правую руку, которую в свою очередь целует диакон. Диакон, поцеловав десницу иерея и оборотясь к Востоку, становится перед священником, возвышает несколько руки и, “показуя” св. Евангелие (служебник), делает им неболыиой крест (Ц.В. 1890 г., №44; в чиновнике архиерейского священнослужения сказано очень определенно: мало крествуя) и произносит: “Премудрость, прости.” И священник, если служит сам, без диакона, также перекладывает Евангелие на левое плечо, правой рукой благословляет на Восток, а затем, благословляя Евангелием, произносит: “Премудрость, прости.”

       Диакон, а за ним иерей входят в алтарь, причем, иерей, перекрестившись, целует в царских вратах икону Спасителя, благословляет свещеносцев, перекрестившись, целует икону Божией Матери и, войдя в алтарь, целует св. Евангелие, положенное на престол диаконом, и сам престол.

 

Примечание: В литургиях, отправляемых с вечернею, малый вход бывает с Евангелием, хотя и служится вечерня. Священник читает молитву входа вечерни: “Вечер, и заутра, и полудня.” Молитвы антифонные и входная литургийная опускаются (Ц.В. 1880 г., №11).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.