Поминовение усопших за литургией. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поминовение усопших за литургией.

2021-06-02 36
Поминовение усопших за литургией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Ектения за упокой во время литургии совершается только в будние дни и, естественно, в родительские субботы. В праздничные и воскресные дни возглашение этой ектении недопустимо, равно как и не пасхальной седмице.

Херувимская песнь.

       “Диакон окончив ектению входит в алтарь северною дверью (Служебник), покланяется горнему месту и священнику и, растворив царская врата, берет от пономаря кадильницу с фимиамом, а с нею благословение от иерея, кадит алтарь, иконостас, клир и народ, читая про себя 50-й псалом и тропари умилительные, елико изволит.

       Священник же стоя пред престолом Божиим читает про себя молитву: “Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы,” и проч.” (Метод, стр. 100).

       В служебниках говорится, что диакон кадит “святую трапезу окрест, алтарь весь, и священника” (наприм. изд. Киев 1822 г.). В архиерейском же чиновнике предписывается следующее: “диакон кадит святую трапезу округ, и святое предложение, и святые иконы и архиерея, “три по три,” и вся по обычаю.”[26]

       Пред чтением молитвы: “Никтоже достоин,” скуфьи, камилавки, митры снимаются и уже не надевается во все дальнейшее продолжение литургии, кончая последним явлением Святых Даров народу.

       После чтения молитвы “Никтоже достоин...” и каждения, совершаемого диаконом, предстоятель и диакон глаголют “Херувимскую песнь,” как указано в служебнике, причем, при соборном служении, только предстоятель воздевает руки и читает вслух: “Иже Херувимы...” Если служат несколько диаконов, то каждый из них в порядке старшинства читает “Яко да Царя...”

       По прочтении священником Херувимской песни, служебник указывает ему “отходить в предложение.” Сделав поклон народу, священник, не обходя престола кругом, прямо идет к жертвеннику, т.е. с левой стороны престола (Р.д.с.п. 1886 г., №52).

       Некоторые священники, ради поспешности, кадят “святая” на жертвеннике, произнося: “Возьмите руки ваша во святая...” Это неправильно. Служебник указывает иерею кадить с молитвой: “Боже, очисти мя, грешного.” И только когда диакон скажет: “Возьми, владыко,” иерей возлагает воздух на левое плечо диакона со словами: “Возьмите руки ваша...” Архиерей говорит: “В мире возьмите руки ваша...”

       “Применительно к указанию архиерейского служебника, и священник пред великим входом, принимая дискос с жертвенника и поставляя его на главу диакона, целует оный, а равно целует и Потир, когда берет его с жертвенника в свои руки; тоже делает священник и по великом выходе, когда принимает дискос с головы диакона и когда поставляет дискос и потир на престол” (Р.д.с.п. 1889 г., №17).

       При соборном служении предстоятель износит Св. Чашу, а крест вынести довольно одному, то-есть второму священнику. Прочие иереи, разнообразие которых будет представлять глазам назидательные напоминания, именно: копие, лжица (означающая Исаиин уголь), губка, наконец, блюдца, одно с изображением креста, а другое Божией Матери. Диакон же износит св. дискос, держа его на главе в обеих руках и в правой руке еще неся кадило. Если священник служит без диакона, тогда Потир несет в правой руке, а дискос в левой (Ц.В. 1893 г., №21).

       Остановимся еще на одном подробном изъяснении действия великого входа:

       “При соборном служении, когда предстоятель отойдет к жертвеннику, остальные священники подходят, в порядке старшинства, по два, к передней стороне престола, делают пред ним поклон, целуют антиминс и престол, снова поклоняются пред престолом, затем кланяются друг другу, народу, и в порядке старшинства разными сторонами отходят к жертвеннику. Предстоятель возлагает на главу старшого диакона дискос. Священники берут копие, лжицу, блюдце и т.д. Предстоятель идет вслед за диаконом, а за предстоятелем идут остальные священники в порядке старшинства; второй священник несет крест, третий крест же или лжицу, или копие, четвертый — копие или лжицу, пятый губку или блюдце из-под Агнцовой просфоры, причем, беря тот или другой из этих св. предметов, каждый целует его и несет его в руках, держа при персех. Если служение совершается без диакона, то одни указывает нести 1-му священнику Чашу и дискос, 2-му — крест, 3-му — лжицу и т.д., другие же — 1-му Чашу, 2-му дискос и т.д.

       Выйдя из алтаря, все становятся лицом к народу на солее в порядке старшинства, начиная от амвона (где первым стоит диакон, а рядом с ним предстоятель) до левого клироса. ***Первый священник поминает Главу Церкви и местного архиерея, второй — страну и правителей, третий — создателей и прихожан храма. В заключение предстоятель говорит “Всех вас православных христиа...” По окончании возглашений, все священники в порядке старшинства входят царскими дверьми в алтарь, каждый целует несомую им святыню и кладет на свое место, затем все становятся по своим местам, кланяются пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю” (Ц.В. 1885,48; 1886,8,41; 1889, 12,26. См. также приложение №2).

       “Некоторые из народа имеют обыкновение падать на колени, как только покажутся идущие из алтаря с дискосом и Сосудом священнослужители. На литургии Преждеосвященных Даров так и бывает, но во всякое другое время, так как Дары переносятся еще не освященные, земных поклоном не полагается. Уместно в это время только главопреклонение” (Попов, ч. 2-я, стр. 57).

       Заимствуем дальнейший порядок действий из справочника “Метод богослужебных возгласов”:

 

“Вшед же диакон внутрь св. дверей в алтарь, стоит одесную престола; и когда священник входит, тогда глаголет к нему диакон: “Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем!” — Сам же осторожно преклоняется на одно колено у южного угла святого престола и отдает священнику св. дискос, якоже и приемлет оный. И священник с осторожностью снемля с главы диакона св. дискос — тихо ответствует на привет того: “Да помянет Господь Бог священно-диаконство твое во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков!” И тогда священник поставляет Св. Потир на святую трапезу, святый же дискос взем со главы диакона поставляет и той на св. трапезу с левой стороны Потира — читая тихо положенные тропари: “Благообразный Иосиф,” и проч. При чтении означенных тропарей, иерей берет покровцы от священного дискоса и св. потира, полагает их на одной стране св. трапезы; воздух же берет с диаконского плеча и, окурив его над кадильницею, покрывает им святая, глаголя в себе: “Благообразный Иосиф, со древа снем пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи.” И прием кадильницу от диакона кадит святая трижды, глаголя в себе: “Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские; тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы,” — возвращает кадило диакону. Затем иерей опускает свою фелонь (ризу) и благоговейно склонив главу обращается к диакону с следующими словами: “Помяни мя брате и сослужителю!”

 

Диакон стоит пред иереем также склоненною главою, держа при сем орарь тремя персты правой руки, отвечает на привет священника: “Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем!” И в свою очередь просит о себе: “Помолися о мне, Владыко Святый!”

       Иерей ответствует: “Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя!”

       Диакон на сие: “Той же Дух содействует нам во вся дни живота нашего.” И повторяет прошение: “Помяни мя. Владыко Святый!”

       И священник благословляя диакона произносит: “Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков!”

       Диакон целуя десницу благословляющую его ответствует: “Аминь.” И поклонився св. престолу и священнику, исходит из алтаря северною дверью и став на обычном месте (на амвоне) возглашает ектению: “Исполним молитву нашу Господеви”“ (Метод, стр. 105-106).

       На литургии архиерейским чином этот порядок изменяется так: архиерей, после возложения воздуха и каждения, обращается к сослужащим помолиться о нем. Сослужащие (обычно это вслух от имени всего собора делает протодиакон), отвечают: “Дух Святый найдет на тя...” Архиерей: “Тойже Дух...” Протодиакон обращается к архиерею: “Помолися о нас...” Архиерей: “Да управит Господь стопы ваша...” На прошение помянуть всех, архиерей заключает: “Да помянет вас Господь Бог...”

       Священник же поклоняется святому престолу и, поцеловав воздух, покрывающий дискос и Чашу, и край престола, читает в это время тихо молитву “Господи Боже Вседержителю, едине святе,” и проч.[27]

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.