Сидение во время чтений паремий. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Сидение во время чтений паремий.

2021-06-02 34
Сидение во время чтений паремий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       В “Последовании утрени, вечерни и полунощницы,” изд. в Киеве, сказано: “иерей во время чтения паремий сидит на горнем месте одесную страны престола” (1861 г., лист 3 и 66 обор.). Но о паремиях читаемых из Нового Завета (26 сентября в день св. апостола Иоанна Богослова и 29 июня — в день свв. Апостолов Петра и Павла), в одном рукописном уставе 1645 г. (Московской Троицкой Лавры) сказано: “на велицей вечерни на паремиях не сидят (Ц.В. 1894 г., №50).

 

Молитва “Сподоби Господи.”

       На Великой вечерне после сугубой ектении следует молитва: “Сподоби Господи,” которая является продолжением славословия Триединому Богу в песне: “Свете тихий,” почему и оканчивается славословием: “Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.” На будничной вечерне эта молитва читается после прокимна.

       Устав указывает молитву “Сподоби Господи” читать: “глаголет настоятель, или учиненный чтец” (Типикон, глава 2). Также указывается и в Часослове. Между прочим, молитва “Сподоби Господи” читается и на утрени, в соединении с великим славословием. На Пасху эта молитва, как и все прочее, поется.

 

Каждение на литии.

       В Служебнике и Уставе сказано: “Исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию. Священник же и диакон с кадильницею исходят вместе северною страною (северными дверями), предидут же им со двема лампадама (свечами), святым же дверем (царским вратам) затворенным сущим. И тамо (т.е. в притворе) кадит диакон святые иконы, и настоятеля, и лики по чину.” В Уставе сказано также: “исходит иерей со диаконом, нам же последующим, и поем стихиру храма.” Из сего нужно заключить, что в притвор на литию следует выходить и певчим. В современной практике, диакон обычно кадит иконостас, настоятеля и клиросы, посколько притворы теперь устраиваются малые и практически не приспособлены для служения (см. также Ц.В. 1892 г., №№15 и 28).

 

Стихиры на стиховне... “Ныне отпущаеши.”

       Пение стихир на стиховне на вечерне бывает при закрытых царских вратах. В пасхальный период на воскресном бдении после первой воскресной стихиры поются стихиры Пасхи с припевами их. “Слава” — праздника недели, “И ныне” — Пасхи: “Воскресения день.” В конце слова “Христос воскресе из мертвых...” поются единожды. (Порядок меняется, когда совпадает память великого святого). Хотя в некоторых храмах принято отверзать врата на стихиры Пасхи, в обычной практике царские двери остаются закрытыми на пении стихир Пасхи и только отверзаются на пение тропаря Пасхи перед следующей за вечернею утрени.

       В некоторых приходах укрепился обычай петь “Ныне отпущаеши” на всякой вечерне, но это неправильно. Оно поется только на всенощном бдении.

 

Благословение хлебов.

       Благословение хлебов бывает только на всенощном бдении.

       После стихир на стиховне, поется: “Ныне отпущаеши,” “Трисвятое” и “Отче наш” и поется тропарь. Тогда диакон, взяв благословение от священника, кадит трижды вокруг стола, на котором на блюде лежат пять хлебов и сосуды с пшеницею, вином и елеем, также священника и, наконец, снова кадит стол только спереди (Служебник). Протоиерей К. Никольский указывает после троекратного каждения столика, кадить икону праздника на аналое среди церкви, потом иерея и, наконец, опять стол спереди (Никольский, стр. 227).

       В монастырях, по Типикону, каждение бывает так: “Диакон кадит окрест стола, таже предстоятеля токмо, на месте его (т.е. стоящого на своем игуменском месте), и иерея, и паки хлебы спреди токмо” (гл. 2).

       При словах: “Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей,” священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их: причем, т.к. хлебы лежат вверху, пшеница внизу, вино слева, а елей справа, то рука иерея, делая указания на означенные предметы, движется крестообразно (Булгаков, стр. 852; Ц.В. 1897 г., №28).

       Освящаются 5 хлебов в воспоминание чуда, совершенного Спасителем. Если собралось много богомольцев, то хлебы следует делать больших размеров.

 

Пение 33-го псалма.

       После благословения хлебов, священник (при соборном служении — первенствующий) идет к алтарю и становится перед царскими вратами, зря на запад, ожидая окончания пения “Буди имя Господе” (или 33-го псалма “Благословлю Господа на всякое время,” который поется не весь, как на литургии, а только до слов: “Не лишатся всякого блага”) благословляет народ, гороря: “Благословение Господне на вас …” (При произнесении этих слов священник благословляет народ с солеи одинажды, а не на три страны, что делается только архиереем).

       После этого.

       Настоятель и служащие священнослужители уходят чинно в алтарь, приложившись к краю Св. Престола, и отдав взаимный друг другу поклон, каждый служащий иерей читает тихо светильничные молитвы “со всяким умилением и сокрушением сердца, — яко самому собеседующу Христу Богу нашему невидимо, и моляще о гресех наших.

       После этого чтец посреди храма читает шестопсалмие — неспешно, но со вниманием и страхом Божиим. При произношении в начале Ангельских слов: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, трижды осеняет себя крестным знамением.

       В это время кандиловжигатель должен тушить свечи, ибо полумрак способствует сосредоточенности и молитвенному настроению. По прочтении же шестопсалмия, снова свечи возжигаются перед иконами.

       По триех псалмех, иерей выходит северною страною из алтаря, по обычаю с откровенною главою, в эпитрахили, становится пред святыми вратами и тихо читает светильничные утренния молитвы.

       По окончании же шестопсалмия и диакон в северную дверь выходит из алтаря и, поклонившись св. алтарю и священнику, становится на обычное место (на амвоне) и возглашает ектенью. А иерей тогда уходит южною дверью в алтарь и становится пред Престолом.

       От недели Антипасхи до Вознесения после благословения народа священник входит в алтарь. В это время лик поет “Христос Воскресе” трижды, а затем — шестопсалмие.

 

Открытие царских врат на тропаре.

       На вопрос: “правильно-ли поступают некоторые священники, не отверзая царских врат при пении тропаря “Богородице Дево, радуйся,” “Церковный Вестник” говорит следующее: “По уставу отверзание царских врат в это время всенощного бдения не положено” (Ц.В., 1898 г., №26).

 

Отпуст.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.