Причащение Мирян, заключительные действия. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Причащение Мирян, заключительные действия.

2021-06-02 36
Причащение Мирян, заключительные действия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       По открытии Царских врат и возглашении: “ Со страхом Божиим и верою приступите,” не воспоминаются — установление таинства Причащения, ни Воскресение Господа, ни вознесение Его на небо. Вместо “Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам,” поется “ Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих.” И бывает приобщение мирян. Прот. А. Неаполитанский отмечает. “Приобщаться могут из возрастных мирян, готовые приобщаться Св. Таин, а младенцы грудные не могут” (Неаполитанский, стр. 61). Что касается отроков, принимающих обычную пищу, но не достигших семилетнего возраста, таких приобщать не возбраняется. За тем священник, поставив на престол Потир и благословляя народ, говорит. “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.” Лик поет. “Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите, и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.”

       Священник при каждении Святых Даров не произносит (как на литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого): “Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.” И лик не поет: “Видехом Свет истинный,” но священник, покадив Святые Дары трижды, отдает кадило диакону: и взем св. дискос поставляет на голову диаконю, и диакон, взем и его со благоговением, зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит ко предложению и поставляет и. Священник же, поклонився, взем Св. Потир и обращься ко дверем, зрит к людем, глаголя тайно: Благословен Бог наш, и возгласно: Всегда, ныне и присно, и во веки веков, относит Святая к жертвеннику.

       Певчие же поют: “Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи.” Диакон произносит обычную ектению по причащении: “Прости приимше,” памятуя отметить “Вечера всего совершенна...”

       Священник, сложив антиминс, творит над ним св. Евангелием крест, возглашая: “Яко Ты еси освящение наше.”

       “После заамвонной молитвы лик поет трижды: “Буди имя Господне благословенно: Слава и ныне: и псалом 33-й: “Благословлю Господа” (Чиновн.). В Великую среду, после “Буди имя Господне,” полагается три великих поклона (Тип., послед. Вел. среды). За тем священник читает молитву пред потреблением Св. Даров.

       Отпуст литургии преждеосвященных Даров, кроме дней Страстной седмицы, такой же, какой и на литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, т.е. “Христос истинный Бог наш молитвами Пречистые Своея Матере.” Далее, на нем следуют воспоминания, смотря по дню седмицы, за тем воспоминается святой, его же есть день. Не должно при этом забывать, что служба вечерни и следующей за нею литургии относится к последующему дню. На литургии преждеосвященных Даров, совершаемой в 24-й день февраля и 9-го марта, священник на отпусте поминает прежде празднуемого святого, потом наставшего (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник 2-й, 3-й или 4-й седмиц Великого поста, и послед. 9-го марта). Наконец, на отпусте священник воспоминает “Иже во святых отца нашего Григория Двоеслова” — составитя литургии преждеосвященных Даров (Служебн., литургия преждеосвященных Даров). В Страстную седмицу произносится особый отпуст (там же), именно в начале его прибавляются слова: “Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш” и т.д. (Служебн., отпусты Владычних праздников)” (Никольский, стр. 480).

       По ходу службы антидор (см. отдел IV.42) раздается верующим при пении 33-го псалма. Практически, в это время потребляются Св. Дары (диаконом или священником, если он служит сам), а антидор раздается мирянам после отпуста, который, по сему случаю, произносится без креста, как это обычно бывает на литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого.

       После благодарственных молитв читается тропарь свят. Григорию Двоеслову: “Яко от Бога свыше Божественную благодать восприем.” В некоторых служебниках, вместо сего тропаря указывается общий тропарь святителям: “Правило веры и образ кротости.”

       Священник или диакон, потребляющий св. Дары, должен проявить внимание к вымытию теплой водой Дискоса, в виду того, что на нем лежал св. Агнец, напоенный Кровью Христовой. Вода с Дискоса сливается в Чашу, а затем уже Потир высушивается дочиста.

 

Разные богослужения и пояснения.

Особенности Воскресных Богослужений всего года.

Общие понятия

       Церковный богослужебный год, относительно счета недель, начинается днем Светлого Христова Воскресения и разделяется на ТРИ КРУГА. Первый круг заключает в себе восемь недель (на церковнославянском языке неделя — воскресный день), от Пасхи до Пятидесятницы. Второй круг заключает в себе тридцать две недели, начиная с недели Всех Святых до недели о Закхее включительно. Третий круг заключает в себе десять недель, от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. Церковный год начинается 1-го сентября по старому стилю (Церковное Новолетие).

       К понятию о недельных кругах необходимо добавить, что в первом круге дни седмиц начинаются воскресными днями и оканчиваются субботою, во втором и третьем — понедельниками и оканчиваются воскресеньем, за исключением Страстной седмицы, оканчивающейся субботою.

       В Церковном Уставе неподвижные дни года разделяются на дни праздничные: на праздники великие, на праздники средние двух родов и на праздники малые двух родов. Более подробные пояснения о церковных праздниках дадим ниже.

       В течение всего года Церковь пользуется рядом богослужебных книг, в зависимости от времени года. Так, богослужения первого круга служатся по книге, которая носит название “ Триодь Цветная ” (“Пентикостарион”), второй круг служится по книге “ Осмогласник ” (“Октоих”), третий круг служится по книге “ Трипеснец или Триодь Постная ” (“Триодион”). В то же время все эти службы связаны между собою праздниками Господскими, Богородичными и святых, которые содержатся в двенадцати книгах “ Минеи Месячной ” (“Анфологион”), по одной книге на каждый месяц года, и “ Минеи Общей. ”

       Божественная литургия является основным богослужением Церкви и в течение года распределяется следующим образом: литургия св. Иоанна Златоустого совершается ежедневно, за исключением седмичных дней в Великом посту. В субботние дни Великого поста, кроме Великой субботы, также совершается литургия св. Иоанна Златоустого. Литургия св. Василия Великого совершается десять раз в году, а именно: 1-го января, в день памяти св. Василия Великого, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий четверток, в Великую субботу и в навечерие праздников или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, смотря по тому, в какие дни означенные праздники прилучатся. Например, если навечерие (сочельник) Рождества Христова или Крещения Господня случится в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток — литургия в навечерие св. Василия Великого, а в праздник — св. Иоанна Златоустого; если навечерие случится в субботу или воскресенье — литургия в навечерие св. Иоанна Златоустого, а в праздник св. Василия Великого.

       Теперь перейдем к изъяснению некоторых особенностей Воскресных Богослужений, сосредоточивая наше внимание на отдельных кругах церковного богослужебного года.

           

Первый Круг

       Первый круг богослужебного года заключает в себе восемь недель Цветной Триоди, начиная от Пасхи до Пятидесятницы: неделя св. Пасхи, Фомы, Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни, Слепого, свв. Отец 1-го Вселенского собора и св. Пятидесятницы.

       На всех воскресных литургиях этого круга положено читать Евангелие от Иоанна, за исключением недели о мироносицах, когда читается Евангелие от Марка.

       В период пасхального празднования (от Пасхи и до Отдания Пасхи) недельные службы носят пасхальный характер. Это как бы один непрерывный чин в честь Воскресшего Спасителя. Некоторое исключение составляет служба в неделю Фомину или Антипасхи (т.е. “вместо Пасхи”). Надо сказать, что неделя Антипасхи является Новою Неделею, заменяющей собой как бы Пасху и, вместе с тем, открывающей новый ряд воскресным дням в году. Это как бы “праздник в празднике,” так что служба в этот день в значительной мере опускает пасхальный элемент, который соблюдается в остальных недельных службах этого периода. Мы наблюдаем, например, что на великой вечерни опускаются стихиры Пасхи, а вместо них поются стихиры на стиховне Триоди. На утрени опускается канон Пасхи — “Воскресения день” — и заменяется особыми ирмосами — “Поим вси, людие” (Пасхальная катавасия сохраняется), по 3-ей песни опускается пасхальный кондак — “Аще и во гроб” — и заменяется ипакоем праздника (в неделю Самаряныни этот кондак заменяется кондаком Преполовения), также опускается светилен Пасхи — “Плотию уснув” — и заменяется эксапостиларием праздника. На литургии вместо причастна — “Тело Христово” — поется причастен — “Похвали, Иерусалиме.”

       Неделя св. Пасхи открывает собою 1-й глас, так что 2-й глас в порядке последовательности должен был бы совпасть с 2-й неделею после Пасхи, или неделею Антипасхи. Однако, согласно характера этого дня, выделяющего его на особое место праздника, 2-й глас переносится на следующую неделю — св. Жен Мироносиц. Таким образом, на вечерни и утрени в неделю Антипасхи мы наблюдаем отсутствие некоторых воскресных гласовых стихир, тропарей, и т.д. Вся служба ведется по Триоди. На вечерни опускаются воскресные стихиры на Господи воззвах, воскресный догматик, воскресная стихира на стиховне и тропарь на благословение хлебов — “Богородице Дево.” На утрени опускается воскресный тропарь на Бог Господь, воскресные тропари по непорочных

       — “Ангельский собор,” степенна и прокимен гласа, воскресные стихиры на хвалитех и тропарь гласа по великом славословии.

       Одновременно присовокупляется элемент чисто праздничный, как например: лития, величание, степенны 4-го гласа — “От юности моея” и праздничный прокимен.

       Есть особенности недельных служб пасхального круга, которые соблюдаются во всех случаях. Так, все богослужения начинаются победным тропарем “Христос Воскресе.” На утрени “Воскресение Христово” поется трижды (вместо одного раза, как это бывает в остальные воскресные дни года). На литургии бывают прокимны дня вместо гласовых, Апостол же читается из Деяний Св. Апостол. Вместо “Достойно есть” поется “Ангел вопияше” с ирмосом — “Светися, светися.” Вместо “Видехом свет истинный” лик поет “Христос Воскресе” единожды, а по возгласе иерея “Слава Тебе, Христе Боже” лик поет “Христос Воскресе” трижды. (“Христос Воскресе” перед отпустом всенощной не поется).

       Следует отметить, что последования, имеющие полное начало (от — “Слава Тебе, Боже наш” — “Царю Небесный,” например: 3-й или 9-й часы) начинаются следующим образом: По — “Аминь” — “Христос Воскресе” трижды, далее

       — “Трисвятое,” по “Отче наш” и проч. обычно, а на своем месте — “Приидите поклонимся” (например, вечерня после 9-го часа, бдение, 1-й час после утрени) “Приидите поклонимся” не бывает, но — “Христос Воскресе” трижды. Вообще же “Царю Небесный” не читается до самого праздника Пятидесятницы.

       При чтении Шестопсалмия, начальный стих “Слава в вышних Богу” не опускается, как это некоторые ошибочно думают, заменяя его тропарем “Христос Воскресе.” По правилу, начиная утреню, лик поет “Христос Воскресе” трижды, и затем чтец начинает Шестопсалмие “Слава в вышних Богу” и проч.

       Особенность службы в неделю свв. Отцов 1-го Вселенского собора заключается в том, что в этот день приходится попразднство Вознесения Господня. Потому служба посвящена воскресному дню (6-го гласа), памяти свв. Отцов и празднику Вознесения. На вечерни — по “Ныне отпущаеши” тропарь “Богородице Дево” опускается. На утрени поется задостойник — “Величай, душе моя” и ирмос — “Тя паче ума,” а вместо “Видехом Свет истинный” поется тропарь Вознесению.

       В неделю Св. Пятидесятницы или Святые Троицы вся служба посвящена исключительно этому великому торжеству. Приходящийся в порядке очереди седьмой глас опускается.

           

Второй Круг

       Второй круг богослужебного года заключает в себе тридцать две недели, начиная с недели Всех Святых до недели о Закхее включительно (в некоторые церковные годы число недель по Пятидесятнице бывает более означенного — от 33 до 37-ми). Чтение Евангелия за воскресной литургией в этом кругу распределяется следующим образом: от недели Всех Святых до 17-й недели включительно читается Евангелие от Матфея; от 18-й недели до 32-й недели включительно читается Евангелие от Луки; недостающие евангельские чтения от 33-й до 37-й недели берут из предыдущих предпразднственных и попраздственных недель, имеющих свои чтения, т.е. делают в таком случае “отступку.”

       Этот круг является самым продолжительным в году, так что большинство церковных праздников приходится именно на этот период. Остановимся на понятии о праздниках.

       Как уже было замечено, праздники разделены на великие, средние и малые. Опознаются праздники в Типиконе (т.е. Уставе) и в Месячной Минее особыми знаками, именно:

  • великие праздники имеют крест в круге;
  • средние первого разряда — крест с полукружием;
  • средние второго разряда — один крест;
  • малые первого разряда — красный знак с тремя точками, не совершенно окруженными;
  • малые второго разряда — черный знак с тремя точками, не совершенно окруженными.

 

О великих праздниках в Типиконе сказано: “имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу.” Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24-го июня) и Усекновение (29-го августа) и обоих верховных Апостолов, Петра и Павла (29-го июня). К этому разряду принадлежат девять праздников, так называемых двунадесятых, а именно: Рождество Богородицы (8-го сентября), Воздвижение Креста Господня (14-го сентября), Вход во храм Пресвятые Богородицы (21-го ноября), Рождество Христово (25-го декабря), Богоявление Господне (6-го января), Сретение Господне (2-го февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25-го марта), Преображение Господне (6-го августа), Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа). Три же из числа двунадесятых праздников, именно Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Пятидесятница, суть подвижные. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, есть высочайший: он не в числе двенадцати. Праздник Покрова Пресвятые Богородицы (1-го октября) имеет знак великого праздника, но не принадлежит к числу двунадесятых.

       Когда в воскресный день приходится один из четырех Господских праздников — Воздвижения, Рождества Христова, Богоявления и Преображения — вся служба носит исключительно праздничный характер, а воскресный элемент целиком опускается (“воскресно ничтоже поем”).

       Относительно великих праздников Предтечи и Апостолов в Уставе сказано: “Аще случится праздник сей в неделю, предваряет вся служба воскресна.” Иными словами, служба распределяется подобно службе святому, имущему бдение, т.е. службе среднего праздника первого разряда (крест с полукружием), о чем речь будет дальше.

       Когда один из остальных великих праздников приходится на воскресный день, служба бывает насыщена праздничным элементом, но и воскресная служба в значительной мере сохраняется. В основном служба праздничная сочетается с воскресной службой следующим образом: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и праздника 6; Слава, и ныне: праздника. Прокимен дня и чтения праздника 3. На литии стихиры праздника; на стиховне воскресны; Слава, и ныне: праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды. На Утрени на Бог Господь тропарь воскресный дважды; Слава, и ныне: праздника. Кафизмы обычные, седальны с богородичными воскресны. Затем полиелей и величание праздника. Ангельский собор: ипакои гласа и седальны все праздника, по единожды; Слава, и ныне: праздника, иже по полиелеи седален. Степенна гласа. Прокимен и евангелие праздника. Таже Воскресение Христово; Слава: припев праздника; И ныне: тойже, и стихира праздника. Канон воскресный с ирмосом на 4; и Богородицы 2; и праздника оба канона на 8. Катавасия праздника, или особо положенная. По 3-й песни кондак и икос воскресны, и седален праздника дважды. На 6-й песни кондак и икос праздника. На 9-й песни припевов не поем, но Честнейшую. Светилен воскресен; Слава, и ныне: праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4; и праздника 4 с праздничными стихами; Слава: праздника; И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево. Славословие великое. По Трисвятом, тропарь воскресен. На Часах читается тропарь праздника на Слава, а кондак праздника на первом и шестом часах. На Литургии, по входе, тропарь воскресен и праздника; Слава: кондак воскресный; И ныне: праздника. Кроме того второй прокимен, второй апостол, второе евангелие и второй причастен праздника, а вместо “Достойно” поется припев и ирмос 9-й песни.

       Здесь необходимо упомянуть об особых днях и периодах времени, предшествующих и последующих двунадесятым праздникам. На церковном языке предпразднство означает преддверие или канун праздника, когда Церковь в своих песнопениях начинает прославлять наступление священного дня. (Предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня начинаются несколькими днями ранее означенных праздников, а именно — Рождественское с 20 дек., Крещенское — со 2 января). Попразднство — препроводительные дни праздника, когда Церковь некоторое время продолжает прославлять событие минувшего праздника до его отдания. Отдание праздника — последний день попразднства того или другого двунадесятого праздника и Св. Пасхи, когда служба в своих песнопениях бывает подобна празднику.

 

В течение года отдания праздников приходятся на следующие дни:

       Св. Пасхи — канун Вознесения Господня.

       Вознесения Господня — пяток 7-й седмицы по Пасхе.

       Св. Пятидесятницы — первая суббота по Пятидесятнице.

       Преображения Господня — 13 августа.

       Успения Пресвятые Богородицы — 23 августа.

       Рождества Божией Матери — 12 сентября.

       Воздвижения Креста Господня — 21 сентября.

       Введения во храм Пресвятые Богородицы — 25 ноября.

       Рождества Христова — 31 декабря.

       Крещения Господня (Богоявления) — 14 января.

       Сретения Господня — 9 февраля или. если праздник соприкасается с предварительными днями поста, ранее означенного дня.

       Благовещения Пресвятые Богородицы — 26 марта или, если праздник случится в Лазареву субботу и позднее, отдания не бывает.

       У праздника Входа Господня во Иерусалим, как у праздника, предваряющего Страстную седмицу, не бывает ни попразднства ни отдания.

       Если в период от двунадесятого праздника до отдания праздника приходится воскресный день, таковой носит наименование попразднства, и служба в этот день, равно как и служба предпразднетва и служба отдания праздника, совпадающих с воскресным днем, носит особый отпечаток. Общими правилами такой службы являются: на великой вечерни, на благословении хлебов, Богородице Дево поется дважды, затем тропарь праздника. На литургии, вместо “Достойно есть” поется припев и ирмос 9-й песни праздника.

       О средних праздниках первого разряда с знаком креста в полукружии сказано в Типиконе: “имже бдение совершается, прилагается же канон Богородицы на утрени.” Под заглавием “О святем имущем бдение, аще прилучится в неделю” Устав предусматривает следующее сочетание служб праздничной и воскресной: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4 и святого 6; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен — Господь воцарися: Чтения святого 3. На литии стихира храма и стихиры святого; Слава: святого; И ныне: богородичен в тойже глас, от стиховных недели. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен в тот же глас. На благословении хлебов: Богородице Дево 2-жды и тропарь святого 1-жды.

       На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресен 2-жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный по гласу тропаря святого. По кафизмах седальны воскресны. Полиелей и величание святому. Ангельский собор. Ипакои гласа, и седальны оба святого; Слава: полиелейный седален; И ныне: богородичен его. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно. Воскресение Христово и прочее обычно. Канон воскресен с ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и святого на 8. Катавасия по уставу, о чем смотри ниже. По 3-й песни кондак святого, по 6й воскресный. На 9-ой песни поем Честнейшую. Светилен воскресен; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святого со славным 4, с припевы их вечерними; Слава: стихира евангельская; И ныне: Преблагословенна еси. И прочее обычно. На Часах, тропарь святого на Слава, а кондак его следует на 1-м и 6-м часах. На литургии, по входе тропарь воскресен и храма Богородицы (где храм Ее), и святого. Кондак воскресен; Слава: святого; И ныне: Богородицы храма. Аще ли ни; И ныне: Предстательство христиан. (В эти дни тропари и кондаки храмов святых не поются). Прокимен, апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен прежде воскресен, таже святого.

       Средние праздники второго разряда с знаком креста в Типиконе обозначены так: “имже бдение не совершается...” Святые, которые имеют этот знак, называются “святыми с полиелеем.” Сочетание службы полиелейного святого и воскресной службы Устав предусматривает в следующем порядке: На Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 4, и святого 6; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен — Господь воцарися: Чтения святого 3. На стиховне стихиры воскресны гласа; Слава: святого; И ныне: богородичен по гласу святого. По Ныне отпущаеши: Богородице Дево 3-жды. На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресный 2-жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен по гласу тропаря святого. По кафизмах седальны воскресны. Полиелей и величание святому. Ангельский собор. Ипакои, степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно. Воскресение Христово и прочее воскресно обычно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святого на 6. Аще святого два канона: оба канона на 8, а крестовоскресен оставляем. По 3-й песни кондак святого, по 6-й воскресный. На 9-й Честнейшую. Светилен воскресный; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен гласа. На хвалитех стихиры воскресны гласа на 4, и святого на 4, со славным, с припевы его вечерними; Слава: стихира евангельская; И ныне: Преблагословенна еси. И прочее обычно. На Часах, тропарь святого на Слава, кондак его на 1-м и 6-м часах. На Литургии, то же, что и для среднего праздника первого разряда.

       К средним праздникам с знаком креста принадлежат праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятые Богородицы.

       Малые праздники первого разряда, которые имеют красный знак с тремя точками, отличаются в Типиконе следующим образом: “На вечерне кафизма обычная, на Господи воззвах стихиры на 6, на утрени канон на 6, и славословие великое, и прочая служба по Уставу.” Эти празднуемые святые именуются “святыми со славословием.” Когда поется (а не читается) великое славословие, тогда поются и стихиры на хвалитех.

       Малые праздники второго разряда, которые имеют черный знак с тремя точками, отличаются тем, что они “имеют на Господи воззвах стихиры на 6, и на утрени канон на 6.” Эти святые называются “шестеричными святыми” или “святыми на шесть” (Стихиры на 6 именуются “шестерик”).

       В описании малых праздников первого разряда сказано “на вечерни кафизма обычная.” Здесь подразумевается вся первая кафизма. На вечерне же великих и средних праздников полагается первый антифон первой кафизмы: Блажен муж. Однако, на вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господский двунадесятый праздник, стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию Воскресения Христова. Правда, в приходской практике, в воскресные дни всегда поется “Блажен муж.”

       Малые праздники сочетаются с воскресной службой следующим образом: на Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 6, и святого 4; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен: Господь воцарися. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен по гласу святого. По Ныне отпущаеши: Богородице Дево 3-жды. На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресен 2-жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Прочее до канона воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святого на 6. По 3-й песни кондак святого, по 6-й воскресный. На 9-й Честнейшую. Светилен воскресен; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен гласа. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святого со славным 4 (т.е. поются 4 стихиры на “Хвалите” святому из Минеи, включая в это число четырех стихир и ту стихиру, которая в Минее положена на “Слава”). Аще ли не имать святый на хвалитех стихир, поем стихиры воскресны по обычаю. Слава: стихира евангельская; И ныне: Преблагословенна еси. И прочее обычно. На Часах, тропарь святого на Слава. Кондак воскресен. Если святой славословный, кондак его на 1-м и 6-м часах. На Литургии, по входе тропарь воскресен, и храма Богородицы (идеже храм Ее), таже храма святого, посем рядового святого. Аще ли есть другий святый, и тропарь ему прилучится: глаголем тропарь и другого святого. Таже кондак воскресен и храма; Слава: кондак дневного святого; И ныне: Богородицы храма. Аще ли храма Богородицы несть; Слава: кондак рядового святого; И ныне: Предстательство христиан. Прокимен, апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен, прежде воскресен, и потом святого.

       Помимо пяти основных разрядов праздников, рассмотренных нами, есть еще шестой разряд дней, который, собственно, не причислен к праздникам и не имеет знака вообще. В эти дни поются стихиры на Господи воззвах на 3, канон же на утрени на 4. Часто в Месячной Минее под одним числом находятся два последования, и оба тем святым, которым нет знака в Месяцеслове. Оба последования отправляются при богослужении вместе, как бы одно. В Типиконе эти числа, в которые служба поется двум святым, не имеющим знака, не причисляются к праздникам средним, а об них говорится только: “аще два святых” и указывается, как следует отправлять службу. Если же вспоминаются два таких святых, из коих празднество одного принадлежит средним праздникам, а другого — меньшим, то праздник причисляется к числу средних.

       Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных одинаково совершается как во всех церквах, так и в той церкви, где храмовой праздник. В храмовой праздник святого, хотя бы святой не принадлежал к великим святым, служба храмовая отправляется торжественнее, нежели служба великому святому, и не перелагается на другой день (за исключением первой седмицы Великого поста, Страстной седмицы и дня Св. Пасхи). О совершении службы в храмовые праздники при совпадении их с воскресными днями находятся указания в Типиконе в так наз. Храмовых главах. Так, например, в 3-й храмовой главе читаем: “Аще случится храм святого, или святые в неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившегося святого, имущего бдение в неделю.” О чтении на утрени Евангелия в храмовые праздники, случившиеся в воскресные дни, в Типиконе содержатся указания не одни и те же. Прот. К. Никольский приходит к след. выводу: как в праздники великие Господские и Богородичны, случившиеся в воскресенье, так и в храмовой праздник в воскресение читается на утрени Евангелие праздника, т.е. храма (Никольский, стр. 286).

       Святая Церковь отмечает еще особые празднования, нарочито связанные с воскресными днями. Сюда относятся следующие недели в году:

  • Неделя 1-я по Пятидесятнице — Всех Святых;
  • Неделя 2-я по Пятидесятнице — Всех Святых в земле Российстей просиявших;
  • Воскресенье между 13 и 19 июля — Память Свв. Отец Шести Вселенских Соборов;
  • Воскр. между 7 и 13 сент. — Неделя перед Воздвижением;
  • Воскр. между 15 и 21 сент. — Неделя по Воздвижении;
  • Воскр. между 11 и 18 окт. — Свв. Отец 7-го Вселенского Собора;
  • Воскр. между 11 и 17 дек. — Неделя Святых Праотец;
  • Воскр. между 18 и 24 дек. — Неделя пред Рождеством Христовым, Святых Отец;
  • Воскр. между 26 и 31 дек. — Неделя по Рождестве Христовом, Святых Богоотец;
  • Воскр. между 1 и 5 янв. — Неделя пред Богоявлением (Просвещением);
  • Воскр. между 7 и 13 янв. — Неделя по Богоявлении (Просвещении).

           

Круг Третий.

       Третий круг богослужебного года заключает в себе десять недель, из которых первые четыре являются неделями подготовительными к Великому посту, а последние шесть являются неделями Святой Четыредесятницы. Вот наименования подготовительных недель: неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном Сыне, неделя Мясопустная и неделя Сыропустная (изгнание Адамово). Названия недель Святой Четыредесятницы: неделя Первая — Торжество Православия, неделя Вторая — Светотворная (память Святителя Григория Паламы), неделя Третья — Крестопоклонная, неделя Четвертая — память преподобного Иоанна Лествичника, неделя Пятая — память преподобной Марии Египетской, неделя Шестая — Ваий, Вербная или Цветная (Вход Господень во Иерусалим).

       Богослужения этого круга насыщены молитвословиями, подготовляющими верующих к подвигу покаяния. Особенно это отражается в будничных службах, но и в воскресные дни богослужению присущ скорбный и умилительный отпечаток покаяния, причем, по мере того, как мы возвышаемся по лествице подвига поста, начиная от подготовительных недель и переходя к неделям Великого поста, этот отпечаток проявляется все более и более.

       От недели Мытаря и Фарисея и до 5-й недели включительно на утрени на “Воскресение Христово” поется “Покаяния отверзи ми двери.” В недели о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную после полиелея поется умилительный псалом “На реках Вавилонских.” Если в один из воскресных дней, в промежуток времени от недели Мытаря и Фарисея до 5-й недели поста, случится праздник Сретения Господня, праздник Благовещения или храмовой, песнь “Покаяния отверзи ми двери” не поется, но поется псалом “На реках Вавилонских.”

       Если Сретение Господне случится в Чистый Понедельник, то тогда служба праздника переносится на канун сего дня, на Сырное воскресенье.

       От недели Мясопустной до недели 5-й Великого поста на хвалитех последняя стихира Триоди по Уставу поется дважды, со стихом “Воскресни Господи Боже мой”: и на Слава. Тогда предпоследними стихами бывают “Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим”: и “Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний”: (в недели 2-ю и 3-ю особые стихи).

       В добавление к вышеизложенным особенностям, к богослужению четырех подготовительных недель, помимо воскресной службы, прибавляется следующий постный элемент: На великой вечерни поются стихиры Триоди на Господи воззвах и на стиховне. На утрени добавляется канон Триоди, по 3-й песни седален Триоди, по 6-й песни кондак Триоди, светилен и богородичен Триоди. На часах воскресный кондак опускается и заменяется кондаком Триоди. На литургии поется кондак Триоди, а Апостол и Евангелие подготовительной недели.

       В первые пять недель Святой Четыредесятницы, в добавление к рядовой воскресной службе и вышеуказанным особенностям, служба имеет следующие дополнения: На великой вечерни поются стихиры Триоди. На утрени по 3-й песни седален Триоди, по 6-й песни кондак Триоди, также светилен Триоди. На часах, Слава: тропарь Триоди, и вместо кондака гласа читается кондак Триоди. Литургия в недели 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю служится св. Василия Великого. По входе тропарь и кондак Триоди, прокимен, Апостол и Евангелие недели поста, вместо “Достойно есть” поется “О Тебе радуется.” Второй причастен Триоди.

       Особенностью литургии 1-й недели Великого поста является умилительный по содержанию и грозно-увещевательный по значению чин Торжества Православия, который в сей день совершается архиерейским служением в кафедральных соборах.

       Особенность утрени 3-й недели заключается в том, что в этот день Евангелие для целования по обычаю не износится, ввиду того, что после великого славословия при протяжном пении Трисвятого совершается особый чин выноса Св. Креста, с пением тропаря Кресту, молитвы “Кресту Твоему покланяемся Владыко” трижды и особых стихир. На литургии этой недели вместо Трисвятого поется “Кресту твоему покланяемся Владыко.”

       К службам в 2-ю, 4-ю и 5-ю недели Великого поста прибавляется память святым дня — Свят. Григория Паламы (2-я нед.), преп. Иоанна Лествичника (4-я нед.) и преп. Марии Египетской (5-я нед.) Добавляются стихиры святым, тропари и

кондаки святым, светильны святым, а на литургии 2-й прокимен, 2-й апостол, 2-е евангелие и 2-й причастен, все памяти святых.

       В неделю Ваий двунадесятый праздник “Вход Господень во Иерусалим,” вся служба носит исключительно праздничный характер, а гласовый элемент целиком опускается. Вот некоторые особенности этой службы: На великой вечерни поем дважды тропарь, поемый в Лазареву субботу — “Общее Воскресение,” затем тропарь “Спогребшеся Тебе.” На утрени поем величание празднику, но “Воскресение Христово” не поем. Совершается чин освящения вербы (ваия). Канон и катавасия праздника, вместо “Честнейшую” поется ирмос 9-й песни — “Бог Господь.” На литургии св. Иоанна Златоустого поются антифоны праздника, а вместо “Достойно есть” поется ирмос 9-й песни “Бог Господь.”

       Начиная с утрени Лазаревой субботы “Честнейшую” не поем во все дни до понедельника по недели Фоминой, а по воскресеньям и далее до недели Всех Святых.

      

Заключительные Замечания.

       Для полноты понимания воскресного богослужения нам следует остановить внимание на нескольких общих понятиях и положениях, затронутых в нашем толковании трех кругов богослужебного года.

 

1. Канон. В воскресные дни каноны поются на 14, т.е. положено читать 13 тропарей в каждой песни, предварять ее ирмосом первого канона и оканчивать соответствующей дню катавасией. На праздничные и воскресные дни катавасия поется по каждой песни канона, а на простые дни по 3, 6, 8 и 9 песням. Каноны следуют в следующем порядке: сначала читаются из Октоиха воскресный, крестовоскресный и Богородицы, затем из Минеи — святому, предпразднству или попразднству. Воскресный канон отменяется только в Господские двунадесятые праздники, крестовоскресный канон опускается, если в недели случится святой с бдением или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой с бдением, или предпразднство или попразднство, или два великих святых, вообще когда из Минеи указывается брать каноны на 10, то отменяется и Богородицы канон из Октоиха. Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в неделю празднуется малый святой, которому положен канон на 4, или святому канона нет совсем, тогда как случилось предпразднство или попразднство.

 

2. Катавасия. Согласно главе 19 Типикона катавасия распределяется по временам года так:

       • От 1 сентября до 21 сент., до отдания праздника Воздвижения Честного Креста: “Крест начертав Моисей” (Воздвижения).

       • От 22 сентября до 20 ноября: “Отверзу уста моя” (Всего лета).

       • От 21 ноября до 31 декабря, до отдания Рождества Христова: “Христос Раждается” (Рождества Христова).

       • От 1 января до 14 января,


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.