Малый вход при служении Архиерея. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Малый вход при служении Архиерея.

2021-06-02 41
Малый вход при служении Архиерея. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Протодиакон с евангелием — ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам евангелия — рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре — диаконы и иподиаконы. Помолившись (один поклон), все кланяются архиерею. Протодиакон вполголоса говорит: “Господу помолимся.” Архиерей и иереи читают тайно молитву “Владыко Господи, Боже наш…”

       По прочтении архиереем молитвы (и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин) протодиакон, перекладывая евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: “благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход.” Архиерей, благословляя, глаголет: “Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.” Протодиакон произносит: “Аминь” и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую евангелие, и отходит с евангелием к рипидчикам — становится лицом к алтарю. Иподиаконы передают архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх евангелие (в практике — творя им крест), возглашает: “Премудрость, прости” и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно “Приидите, поклонимся…” Диаконы кадят на евангелие, затем на архиерея, когда он совершает поклонение перед евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей. Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север.

       В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит евангелие в алтарь чрез царские врата и полагает его на престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи. Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон, где осеняет — при пении певчими “Спаси ны, Сыне Божий…” — трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь. У царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.

       Архиерей при медленном пении священнослужителями “Спаси ны, сыне Божий…,” в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой стороне, священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат; исполатчики тихо и сладкозвучно поют “Ис полла эти, деспота.” Иереи целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол, иереев и протодиакона. Свещеносец и посошник возвращаются на свои места. На клиросе поют “Ис полла…” протяжное, один раз, и затем тропари по Уставу.

       Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон — кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон передает кадило пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесии — на подставки за престолом.

       Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы “Боже Святый, иже во святых почиваяй…”

       По современной практике Русской Церкви так называемая похвала на Трисвятом бывает только при патриаршем служении.

       После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго”; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: “Господу помолимся.” Певцы: “Господи помилуй.” Архиерей произносит свой первый литургийный возглас: “Яко свят еси Боже наш… ныне и присно.” Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: “И во веки веков,” наводя орарем на народ — от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: “Аминь” и затем “Святый Боже…”

       Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют “Святый Боже…” Архиерей творит дикирием крест над евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный крест за верхний и нижний концы и, обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Пред амвоном, против царских врат, становятся свещеносец и посошник.

       Архиерей, имея в левой руке крест, в правой — дикирий, при пении певчими речитативом “Святый Боже…,” выходит на амвон и произносит: “Призри с небесе, Боже, и виждь…” По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполатчики поют “Святый Боже,” на юг — “Святый Крепкий,” на север — “Святый Безсмертный, помилуй нас.” Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют “Святый Боже…” Свещеносец и посошник становятся на свои места.

       Архиерей, отдав крест (крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место.

 

Тропари и кондаки.

       Литургия ежедневно отправляется почти без изменений по установленному чину, — меняются только прокимен, апостол, Евангелие и причастен. Единственное место, где отражается круг годичный и седмичный в литургии — это пение тропарей и кондаков по малом входе. Здесь Церковь воздает хвалу и храмовому, и седмичному, и под числом месяца пришедшемуся святому или празднику. Тем тщательнее и искуснее должен певец сплести этот единственный венок хвалы на литургии.

       На малом входе после “Приидите, поклонимся” поются сначала тропари, потом кондаки — храма, седмичного дня и святого под числом месяца, а кондак еще и заупокойный. Вся эта хвала заканчивается на “И ныне” богородичным “Предстательство христиан”[17] или, если храм Господский или Богородичный, храмовым кондаком.

 

В каком порядке поются тропари и кондаки?

       Поются они по старшинству в таком чинопоследовании: Господу, Божией Матери, Безплотным, Крестителю, пророкам, апостолам, святителям, мученикам, преподобным, безсребренникам.

       Вот и нужно все тропари, т.е. храмовой, седмичного дня, минейный распределить по этой лестнице и так пропеть.

       Потом в таком же порядке поются и кондаки. Только, во-первых, в будничные дни после кондаков на “Слава” поется заупокойный кондак “Со святыми упокой.” А во-вторых, заранее нужно сообразить, что петь на “И ныне.” Обычно — “Предстательство христиан,” но если храм в честь Господа или Богородицы, то храмовой кондак поется не в начале, но покрывает на “И ныне,” а “Предстательство” не поется совсем.

       Все ли указанные тропари и на каждойли литургии поются?

       Нет. В двунадесятые праздники поются только тропарь и кондак праздника.

       В дни, когда положена бденная, полиелейная или славословная служба, а также в предпразднства и попразднства, одним словом, когда оставляется октоих, а служба поется только по минеи или триоди, опускаются тропарь и кондак седмичного круга дня и заупокойный.

       Возьмем пример. — В храме Архистратига Михаила, как петь тропари и кондаки по входе 16 января в среду?

       Тропари: седмичный — Спаси Господи: храма — “Небесных воинств”: святому апостолу Петру — “Рима не оставль.” Кондаки: седмичный — “Вознесыйся на крест”: храма — “Архистратизи Божии”: апостолу Петру — “Верховного и первого апостола”: Слава: “Со святыми упокой”: И ныне: “Предстательство христиан.”

       Для удобства приведем уставное указание пения тропарей и кондаков на литургии обычно помещаемое в церковных календарях:

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.