Последование начала молебнов. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Последование начала молебнов.

2021-06-02 25
Последование начала молебнов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       В Православной Церкви искони принято служить молебны на разные случаи и духовные потребности человеческой жизни. Часто священники обобщают начала всех молебнов так:

       Священник начинает: “Благословен Бог наш,” чтец (а иногда лик): “Слава Тебе Боже наш, слава Тебе” и “Царю Небесный,” но это не соответствует различным началам, указанным в требнике.

       Так, молебен на Новый год имеет следующее начало: иерей: “Благословенно Царство,” лик: “Аминь” и сразу чтец: “Приидите, поклонимся.”

       Благодарственный молебен начинается так: священник: “Слава Святей,” лик “Аминь” и сразу чтец: “Трисвятое. Отче наш,” и т.д.

       На молебне во время бездождия начало бывает такое: священник: “Благословен Бог наш.” Чтец же абие чтет “Трисвятое.”

       На остальных молебнах: на общем и перед началом доброго дела, при начатии учения, о недужных, во время безведрия (бури), во время губительного поветрия, о путешествующих, в праздники гражданские и другие начало в требнике указано следующее: священник: “Благословен Бог наш.” Лик: “Аминь.” Чтец или лик: “Царю Небесный” и затем обычное “Трисвятое. Отче наш.”

       Добавлять: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе” на молебнах не указывается. Это молитвенное обращение ко Господу следует за возгласом священника: “Благословен Бог наш,” перед “Царю Небесный” и читается на 9-м часе, в начале полунощницы, малого повечерия, великого повечерия и, между прочим, в начале утренних молитв (по молитвослову или правильнику).

 

Припевы к тропарям канонов и катавасий на молебнах.

       Каждый клирошанин знает, что с припевами на канонах и молебнах часто бывают трудности, т.к. здесь особенно приходится иметь дело с грамматикой церковнославянского языка, мало кому знакомой. Обращаем читателя к заметке протоиерея Ростислава Гана.

       “Припевы к тропарям канонов, особенно на молебнах, к сожалению, часто делаются неправильно. Нужно обратить внимание на соблюдение:

       а) мужского и женского родов.

       б) именительного и звательного падежей (в тропарях).

 

Так, например, свв. мученикам (мужской род), припев “святии мученицы (имена), молите Бога о нас,” но свв. мученицам (женский род) — “святые мученицы (имена), молите Бога о нас”; но как звучит безграмотно, когда поют “святии (вместо святыя) мученицы Софие, Веро, Надеждо и Любы, молите Бога о нас.”

       В тропарях мученику: “мученик Твой, Господи, Мамант” или мученице: “агница Твоя, Иисусе, Евфимия” в громадном большинстве случаев имя ставится в звательном падеже, тогда как здесь должно ставиться в именительном падеже (подлежащее).

       Припев св. Иоанну Кронштадтскому (иерей): “праведне отче Иоанне, моли Бога о нас,” параллельно: “преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас,” но св. Симеону Верхотурскому (мирянин): “святый праведный Симеоне, моли Бога о нас.”

       Священномученику: “священномучениче Евфимие” (в звательном падеже), моли Бога о нас,” но не “святый священномучениче...” (см. минею за декабрь месяц, 26-го числа на повечерии).

       Св. Иоанну Предтечи: “святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас” (см. канонник, — служба св. Иоанну Предтечи).

       Ангелам: “святии архангелы и ангели, молите Бога о нас” (канонник, служба бесплотным).

       В богослужебных книгах припевы к тропарям канонов на утрени не указываются, так как на их месте должны быть стихи пророческих песен, за редким исключением, например: “слава, Господи, святому Воскресению Твоему,” т.к. к первому тропарю воскресного канона нет стиха из пророческой песни.

       Что касается катавасий на молебнах, то они приведены в “книге молебных пений” и ими нужно пользоваться так, как они напечатаны, а не по произволу. Вот они:

 

       Святей Троице: “Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве,/ яко мы усердно к Тебе прибегаем,/ к милостивому Избавителю, всех Владыце,/ в Троице славимому Богу” (Книга молеб. пений, Москва 1905 г., л. 165 на обороте).

       Спасителю: “Избави от бед рабы Твоя, Милостиве,/ яко мы усердно к Тебе прибегаем,/ к милостивому Избавителю,/ всех Владыце Господу Иисусу.”

       Пресвятей Богородице: “Спаси от бед рабы Твоя, Богородице,/ яко вси по Бозе к Тебе прибегаем,/ яко нерушимей стене и предстательству. Призри благосердием, всепетая Богородице,/ на мое лютое телесе озлобление,/ и исцели души моея болезнь” (так по часослову — “послед. общого молебна,” кн. молебн. пений и месячная минея дают немного иной вариант).

       Святому: “Моли Бога о нас, (чин и имя святого в звательном падеже) яко мы усердно к тебе прибегаем,/ скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.”

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.