Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-06-02 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Всенощное бдение на праздники Рождества Христова и Богоявления начинается великим повечерием. Великим повечерием также начинается бдение на праздник Благовещения и храмового дня, случившиеся в седмичные дни Великого поста и не следующие за праздником (например, воскресенья). На 1-й седмице поста, кроме субботы, и в Страстную седмицу не празднуется храму.
Общий порядок начала праздничного повечерия находим в Типиконе (последование 25-го декабря), где указано перед службой совершать “благовест, и потом трезвон во вся кампаны: иерей же со диаконом оболкся (облачившись) творят начало якоже во вся праздники Владычни. Диакон глаголет: “Благослови, владыко.” Иерей: “Благословен Бог наш...” и кадящу иерею, глаголем повечерие великое от начала.” То же указывается и в Месячной минее.
В начале повечерия царские врата не отверзаются и каждение не совершается.
Относительно пения “Слава в вышних Богу” перед шестопсалмием при открытых царских вратах на праздник Рождества Христова, следует заметить, что это относится к местным обычаям и в официальных церковных пособиях не указывается. В Русской Церкви имеется целый ряд музыкальных переложений этого песнопения. (см. также отд. II. 15, заключение).
Богородичны.
Нет ни одного моления, которое не имело бы богородичных песней. Стихиры, тропари, седальны, каноны — все оканчиваются богородичными.
Богородичны помещаются в богослужебных последованиях наряду. Например, в каждом каноне в конце каждой песни на “И ныне.” Также в конце седальных, тоже на “И ныне.”
Есть особые богородичны, называемые “крестобогородичны.” Они воспевают скорбь и плач Богоматери у креста Ее Сына и полагаются обычно в седмичных последованиях, в среду и пяток тоже на ряду.
|
Но есть богородичны, которые употребляются особенно часто, и чтобы много раз их не перепечатывать, их помещают в конце богослужебных книг (минеи месячной, типикона и других).
Каждый клирошанин должен знать, когда и как пользоваться этими богородичными, какой именно из этих богородичных брать.
Расскажем об этом, ибо в нашем типиконе мы не обозначаем, где какой именно богородичен брать, надеясь, что сам клирошанин или певец сумеет найти его в конце минеи.
Итак, в конце месячной минеи помещаются богородичны двух родов: одни богородичны, которые поются после стихир, а другие — после тропарей.
Те и другие богородичны еще разделяются на воскресные и вседневные.
Расположены они так:
1. Богородичны воскресные восьми гласов после стихир. Здесь на каждый глас помещаются воскресный богородичен, поемый после стихир на “Господи воззвах...” или иначе еще зовомый “догматик,” и богородичен после стихир на стиховне.
2. Богородичны после стихир в будничные дни, называемые “внегда есть слава святому.” Эти богородичны расположены тоже по гласам: на каждый день седмицы по два — один на вечерни, другой на утрени.
3. Богородичны воскресные после тропарей, на 8 гласов.
4. Богородичны после тропарей на будничные дни. Эти богородичные называются “отпустительны всего лета.” Расположены они по гласам, по два на каждый день седмицы: один на вечерни и на “Бог Господь...” другой — в конце утрени.
Когда берутся эти богородичны четырех родов?
Берутся они всегда, кроме праздников Господских и Богородичных, их предпразднеств и попразднеств. Тогда на “И ныне” после стихиры и тропарей поются особые, наряду в минеи или триоди помещенные, молитвословия праздника.
Какого гласа нужно брать богородичен?
Богородичен берется того гласа, на какой пелась последняя стихира или “Слава,” или последний тропарь.
|
Исключение составляет субботняя служба, когда после стихир и тропарей поются богородичны отдания гласа, т.е. того гласа, который был в прошлое воскресенье.
Какие же богородичны, когда нужно брать?
В воскресенье, в субботу, в праздники святым, имеющим полиелей, бдение или хотя великое (поемое, а не читаемое) славословие на утрени — берутся после стихир и после тропарей воскресные богородичны.
А на будничной службе — берутся будничные богородичны или еще иначе называемые “от меньших.”
Приведем примеры. 7 сентября, в понедельник — какой богородичен брать после стихиры и какой после тропаря? — В этот день положено предпразднество Рождества Божией Матери. Октоих отлагается и будничные богородичны заменяются предпразднественными, помещенными на ряду в службах. Также 18 сентября — попразднество Воздвижения Честного Креста: вместо обычных богородичных поются песнопения праздника.
А вот 22 сентября на вечерни на “Господи воззвах...” поем: “Слава”[3] — мученику Фоке 4 гласа. Богородичен нужно брать тоже 4 гласа, будничный “егда есть слава святому” в неделю вечера: “Радуйся, Света облаче!” На той же службе после тропарей (последний тропарь священномученику Фоке 4 гласа) “И нравом причастник,” богородичен будничный “отпустительный” в неделю вечера: “Воспитавшейся во храме.”
6 октября, понедельник — память апостола Фомы — служба полиелейная. После стихир на “Господи воззвах...” помещен еще славник: “Слава,” глас 6 “Яко слуга Слова.” Поэтому и богородичен берем воскресный 6 гласа, догматик: “Кто Тебе не ублажит.” Тропарь апостолу 3 гласа, потому и богородичен — отпустительный воскресный 3 гласа: “Тя ходатайствовавшую.”
Небольшая нужна практика, чтобы научиться избирать соответственные богородичные после стихир и после тропарей: будничные или воскресные, по гласу и по дню седмицы.
Отпусты богослужений.
Они указаны в служебнике. Но некоторые священники делают их неправильно. Потому необходимо просмотреть этот вопрос более основательно. Посему, обратимся к двум источникам: 1. “Пособие к изучению Устава богослужения,” прот. К. Никольского (стр. 234-236). 2. “Письма по Православно-Пастырскому богословию,” прот. Е. Попова (ч. 2-я, гл. 18).
|
Отпуст, или отпуск, есть благословение, произносимое священником по окончании службы — на выход из храма. Самый отпуст, всегда священник говорит, “обратився от святых дверей на запад к людям” (Служебник, понед. веч.). Прот. Никольский указывает: “по произнесении отпуста, иерею благословлять народ рукою,” но в современной практике, священник, обычно, ограничивается поклоном к народу после произнесения отпуста.
Отпусты бывают малые и великие. Малые (в одной епитрахили) положены на малой вечерне и повечериях, на полунощнице и первом часе. Говорятся они всегда так: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!” Только первые два-три слова изменяются на них, если наступает воскресный день или двунадесятый праздник, или продолжается попразднство двунадесятого праздника. Например, в таком случае прибавляется: “воскресый из мертвых... иже в вертепе родивыйся...” Великие же отпусты бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, например, во вторник: “честного, славного пророка и Предтечи...” — потом — святые храма, а затем — святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, например, святой “дня” будет выше чином “храмового” святого. Следует поминать святых на отпустах в таком именно порядке, как числит и прославляет их Православная Церковь, а не безразлично, или как бы ни случилось. Например, неправильно будет поминать “ ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников.[4] Притом, если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнести небесный чин их (“иже во святых отец наших,” или: “святых мучеников”), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, например, так бы: “иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого” и “иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского.” На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневным святым будет один из евангелистов, или из 12 апостолов, тогда в отпусте поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, например, так: “святого апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол”; а если случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде “всехвальные,” и потом уже прибавляется из числа 70, например, так: “славных и всехвальных апостол, и святого апостола Архиппа...”; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: “и иже во святых отец наших...” и 3) если после одного святителя или двух следует на отпусте “преподобный,” то, сказав: “иже во святых отец наших... епископа,” довольно затем сказать: “преподобного...” т.е. уже не повторять слова “отец,” как общего им.
|
Прибавлять каждый день на отпустах особых святых без особого основания, например, если нет на то распоряжения синодального или только епархиального, — не следует, исключая только случаи, если в том же городе, а тем более в том же храме, почивают мощи какого-либо угодника или в известный день бывает местный праздник иконе какого-то святого.
Итак, для примера, вот полный отпуст на обедне: на первое число мая, которое, предположим, что случилось в субботу, еще “до отдания” праздника Пасхи, и при службе в придельном храме во имя св. мучеников Флора и Лавра. Вот как в этом случае отпуст должен быть произнесен: “Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере; св. пророка Иеремии; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого (по литургии его); св. мучеников Флора и Лавра и прочих святых славных и добропобедных мучеников; преподобного Пафнутия Боровского и прочих преподобных и богоносных отец наших; святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!”
Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1).
Во владычные праздники положены особые отпусты, которые и печатаются в Служебнике отдельно. Именно, на следующие дни: на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий четверток, Великий пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу, на Вознесение, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе сих отпустов, отдельно печатаемых, не указано об отпусте в день Воздвижения Креста Господня (14-го сент.). Но он указан в статье об отпустах дневных во всю седмицу, ибо в день Воздвижения произносится тот отпуст, который обыкновенно говорится в среду и пяток (Служебн., отпуст. днев. во всю седмицу — в конце). Обыкновенно, этот отпуст начинается словами: “Воскресый из мертвых,” таккак в день Воздвижения, с воспоминанием о Кресте, воспоминается и о Воскресении Господнем (Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и т.д., на утрени поется: Воскресение Христово видевше и т.д.). В праздники Обрезание Господне, Сретение, случившиеся в неделю (воскресенье), служба воскресная поется с праздничною, а потому и отпуст воскресный не отменяется. В храме Спаса Христа, Рождества, Богоявления, Вознесения в седмичном отпусте не возглашаются никогда праздничные отпусты, точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпусты дневные во всю седмицу).
|
Отпусты на владычные праздники бывают краткие [5] и полные. Краткие произносятся в самые праздники.
В кратких отпустах не бывает воспоминаний: а) дней седмицы, б) святых храмовых, в) святых покровителей города, г) Иоакима и Анны и д) святых числа месяца.[6]
Полный отпуст праздника полагается произносить в дни попразднства до отдание праздника. В Служебнике сказано, что возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпуст. дневн. во всю седм. в конце).
Полные праздничные отпусты содержат воспоминания: а) дней седмицы (кроме среды и пятка), б) святых храмовых, в) святых числа месяца,[7] г) святых покровителей города и д) св. Иоакима и Анны.
О полных отпустах сказано: в попразднство же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: “силою честного и животворящего Креста,” прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга “Послед. утрени, вечерни и полунощницы,” изд. Киево-Печер. Лавры, л. 86).
В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в неделю (воскресенье), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника.
В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й седмицы по Пасхе):
Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: “Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человгколюбец” (поминовения ликов святых и отдельных их имен не положено), и осеняет предстоящих Крестом (и трисвещником) на три стороны, громко произнося при каждом осенении: “Христос воскресе!” Молящиеся отвечают: “Воистину воскресе!” и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением. Певцы поют тропарь: “Христос воскресе из мертвых...” (трижды, быстро), и конечное — “И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению.”
На пасхальных часах иерей произносит обычный малый воскресный отпуст с Крестом: “Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человгколюбец.” Когда 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, между ними отпуст не произносится, но после возгласа: “Молитвами святых Отец наших” на 3ем часе поется тропарь: “Христос воскресе” трижды и сразу 6й час с пения: “Воскресение Христово видевше.” Отпуст часов бывает на 1-м часе, на 6-м перед Литургией и на 9-м перед вечерней. (см. отдел III, 25).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!