Литургия Преждеосвященных Даров. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Литургия Преждеосвященных Даров.

2021-06-02 34
Литургия Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общие понятия.

       “Литургия преждеосвященных Даров, как самое название ее оказывает, отличается от литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (Евхаристии).

       Литургия преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста (Лаодик. соб. прав. 49, 51. Трульск. соб. прав. 52) потому, что приношение Даров и освящение Даров — Евхаристия — несовместны с строгостью поста.

       По Уставу, литургия преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток великой Четыредесятницы. Также в понедельник, вторник, четверток, если в них случится праздник с полиелеем или храмовый, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

       В связи с тем, что литургия преждеосвященных Даров не является полной литургией, есть обычай на седмисвечнике зажигать не все семь лампад, а только три.

           

Время совершения Литургии.

       Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу (Тип., гл. 8 и послед. понед. и сред. 1-й седм. Вел. поста), то литургия преждеосвященных Даров совершается после 9-го часа и вечерни. Пред литургиею совершаются великопостные 3-й, 6-й и 9-й часы с Изобразительными и вечерня (Никольский, стр. 460).

       В настоящее время литургия преждеосвященных Даров обычно служится с утра, как и другие литургии. То — дань времени, о чем красноречиво говорит архиеп. Аверкий: “Согласно нашему Уставу, во дни поста (кроме суббот и дней воскресных) христиане могут принимать пищу только однажды в день притом лишь после вечерни. А вечерня должна совершаться, по Уставу, по совершении девятого часа, время совершения коего соответствует, по нашему 3-м часам пополудни. Отсюда естественно, что и совершение Божественной литургии в будничные дни Великого поста, на коей происходит причащение Св. Христовых Таин, также должно происходить после вечерни. Вот почему литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с вечерней и притом именно после нее. И, конечно, само собой разумеется, что эта литургия, по Уставу, должна совершаться в вечерние часы, а вовсе не утром, но только не поздно вечером, а вскоре после 3-х часов дня. Само собою ясно при этом, что все верующие до этого времени должны воздерживаться от вкушения пищи, чего требует и самый пост и предстоящее за этой литургией причащение Св. Христовых Таин.

           

Приготовление Агнца.

       “ Дары, которые преподаются верным на литургии преждеосвященных Даров, освящаются прежде — при совершении литургии или св. Иоанна Златоустого (в неделю Сыропустную, в неделю Ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в недели 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста).

       При литургиях, на коих освящаются Дары и для литургии преждеосвященных Даров, употребляется в проскомидии большее число просфор, нежели обыкновенно. Ибо Агнец для каждой литургии изъемлется из особой просфоры (Служебн., Чиновн., литург. преждеосв. Даров и Сим. Сол., отв. 60): хлеб для Агнца должен быть не частица, но целый, чтобы, по обыкновению, мог быть разделен на части и, по преломлении, раздаваем.

       Святый хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и Агнец для литургии. Когда на проскомидии священник вырежет первый хлеб для Агнца, пожрет и прободет его, тогда точно также он режет другой хлеб и также жрет его и прободает. И какие слова говорил при этих священнодействиях над первым хлебом, те же произносит и над вторым, именно: “В воспоминание Господа” и пр., “Яко овча.” То же совершает и над третьим хлебом, если он приготовляется для преждеосвященной литургии. Потом вливает в Чашу вино с водою и произносит слова, какие всегда произносятся на проскомидии при этом священнодействии; наконец, покрывает дискос и Потир покровами и кадит, произнося молитву предложения. Во время освящения Даров священник, по призывании Св. Духа, без всякой перемены произносит слова: “сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего,” а не говорит во множественном числе: “сотвори хлебы сия,” потому что един есть Христос (Служебн.) как в том, так и в другом хлебе. Когда священник делает возношение Даров, он возносит и Агнец, назначенный для литургии преждеосвященных Даров. Когда потом священник раздробит первый святый хлеб, частицу его вложит в Потир и вольет в Потир теплоту, тогда он полагает на левую руку (на губу) другой Агнец, приготовляемый для преждеосвященной литургии, не раздробляя его, правою рукою берет лжицу и, омочив ее в Пречистой Крови, прикасается ею святому хлебу крестообразно, “во страну, на ней же начертася крест, под мягкостью,” т.е. прикасается той стороне святого хлеба, которая крестообразно надрезана. Пречистое Тело, соединенное с Пречистою Кровию, полагается в хлебоносец (ковчег) и хранится до литургии преждеосвященных Даров” (Никольский, стр. 459).

       Служить преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) не полагается (Ц.В. 1896 г., №40). Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце (Ц.В. 1892 г., №12).

       Литургия преждеосвященных Даров совершается на Агнце, освященном прежде — на литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Отсюда понятно, что на литургии преждеосвященных Даров не должны быть вынимаемы частицы из просфор. Опускать эти частицы в Чашу и произносить: “Отмый, Господи, Кровию,” нельзя, потому что в Чаше вино “не пресущественно в Кровь Божественную.” Равным образом и хранение таковых частиц до следующей литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого не следует (Хойнацкий, “О Литургии,” пар. 178; Р. д. с. п. 1888, №46; Ц.В. 1890 г., №48; 1892 г., №12; 1895 г., №47; 1899 г., №15).

       Прот. Е. Попов объясняет: “Приготовляющий для литургии преждеосвященных Даров Святой Агнец должен с большим обилием напаять Св. Кровию ту часть (ХС), от которой, обыкновенно, причащаются служащие, иначе (ближе к поверхности этой части) не будет Крови, между тем как принимающий ее будет говорить: “преподается... Пречистое Тело и Кровь...” Если же предполагаются за этой литургией и причастники из мирян, то Святой Агнец в предыдущий воскресный день нужно делать больше и напаять его Святою Кровию уже до того, чтоб по разделении его на малые части оказалось на каждой разделенной частице несколько Крови. (Теми же частицами, на которых не окажется совсем Святой Крови, и нельзя будет приобщать; они останутся для потребления после литургии). Разрезывать в таком случае Агнец за проскомидией нужно с особенною предосторожностью, чтоб разрезанные части, обращенные при сушении мягкостью к верху, не могли от своей тяжести распасться. Полагать его вообще в кивот следует так, чтоб он не был видим для входящих в алтарь, даже и в то время, когда (как за службой) открывается крышка или дверка кивота для влияния на него сухого воздуха (а иной раз для ударения на него солнечного света). Но сохрани Бог забыть затворить кивот с Агнцами и так-то оставить его от одной службы до другой, тем более на ночь: в продолжение этого времени могут быть и метение в алтаре и большой дым от печки и может что случиться еще опаснее. Чтоб вернее избегнуть этой забывчивости, нужно затворять кивот каждый раз в одно время при окончании службы. Великая заботливость требуется, чтоб сохранить от повреждения Св. Агнцы, особенно последний, или для обедни в пятницу. На сей раз критический особенно день — четверток: в этот особенно день надобно иметь открытым кивот со Св. Дарами. Чтоб не могло быть повреждения и на поверхности Агнца, которою будет лежать Агнец на дне кивота, удобным представляется переменять на разные стороны положение в кивоте Агнцов. Если некаждодневная служба, для освежения Агнцов в о здухом следует нарочито приходить в церковь. Если и за всем тем, так или иначе, повредятся Св. Дары для литургии преждеосвященных Даров, и даже до того, что не удобно будет употребить их для службы, в таком случае литургия преждеосвященных Даров пропускается. Поврежденные Св. Дары нельзя ни сожечь, не иначе как-либо истребить. Дождавшись литургии св. Златоуста или св. Василия Великого, нужно потребить их со сладким вином (Номокан. прав. 160), притом — особо или после потребления литургийных Даров дня. Тяжкую же вину своей неосторожности или незаботливости по этому делу надобно поспешить — очистить глубоким покаянием пред духовником и эпитимиею” (Попов, ч. 2-я, стр. 6667).

           

Входные Молитвы.

       Во время 9-го часа иерей и диакон, где есть, тихо читают пред Царскими вратами входное литургии. Молитвы читаются те же, какие и как на литургии св. Иоанна Златоуста, только не читается молитва: “Господи, низпосли руку” (чтение каковой молитвы было бы не уместно, потому что в ней священник испрашивает у Господа укрепление на совершение бескровного священнодействия). Войдя в алтарь, священник трижды поклоняется пред св. трапезою, целует престол, крест на нем и Евангелие, а затем облачается в священные одежды” (Р. д. с. п. 1869 г., №9; 1896 г., №6; Ц.В. 1890 г., №15; 1892 г., №11; 1893 г., №20).

       При облачении в каждую одежду священник творит над нею крест, целует и ничего не говорит, кроме “Господу помолимся” Также и на омовение рук священник и диакон ничего не произносят. Облачение совершается до отпуста изобразительных.

       Когда литургия преждеосвященных Даров служится отдельно от часов и изобразительных, в более поздний час, тогда входные читаются непосредственно перед началом вечерни.

           

Начало Литургии.

       “Перед началом литургии молитвы: “Царю Небесный,” “Слава в вышних,” и проч. не читаются, равно как и “Время сотворити” и проч. (как на полной литургии); но, после троекратного поклонения пред св. трапезою со словами: “Боже, очисти мя, грешного,” священник и диакон целуют престол (а в иных местах — священник целует св. Евангелие, диакон же целует св. престол и св. крест на престоле), после чего диакон, приняв (молча благословение у священника и поклонившись ему, исходит на обычное место пред Царскими вратами и возглашает: “Благослови, владыко” (Ц.В. 1890 г., №15).

       У Никольского читаем: “Священник произносит начальный возглас литургии. “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков” (Служебн.) При этом творит Евангелием крест над престолом (Чиновн.)” (Никольский, стр. 461).

       В отношении ношения священниками головного убора руководствоваться следует следующими правилами:

       “Священники снимают скуфьи или камилавки во время пения “Во Царствии Твоем” и т.д., как и пред началом полной литургии. Потом надевают их и стоят с покрытою головою до перенесения Св. Даров с престола на жертвенник. Окадивши здесь, т.е. у жертвенника Св. Дары следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения “Да исправится.” На “Да исправится” скуфьи и камилавки опять снимаются. Начиная с сугубой ектеньи, скуфьи и камилавки могут быть надеваемы до “Ныне силы небесныя”; затем они снимаются и не полагается надевать их до “Да исполнятся уста” и т.д., как и на полной литургии” (Риж. Е.В. 1891 г., №12).

       Во время чтения 103 псалма иерей пред Царскими вратами читает светильничные молитвы (см. их в чине вечерни), начиная “с четвертые молитвы “Немолчными песньми,” потомучто три первые читаются после малых ектений” (Служебник).

           

Кафизмы.

       “Пред литургиею преждеосвященных Даров стихословие кафизмы бывает не так, как за вечернею без литургии, именно: после “Слава” клир поет: “И ныне и присно, и во веки веков. Аминь; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже” (3-жды). И только после сего тотчас ектения малая, причем иерей в алтаре тайно читает одну из молитв вечерних — светильничных на каждой ектении, которых бывает три, по числу слав кафизмы” (Неаполитанский, стр. 60).

           


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.