Изнесение Евангелия на утрени. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Изнесение Евангелия на утрени.

2021-06-02 47
Изнесение Евангелия на утрени. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       На утрени во все воскресные дни на середину храма износится для целования св. Евангелие. Исключение к этому правилу составляют Господские праздники Рождества Христова, Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Воздвижение Креста Господня, даже если они приходятся на воскресные дни. В неделю Крестопоклонную Евангелие также не износится ради имеющего быть выноса Креста. Относительно праздника Входа Господня во Иерусалим в Триоди Постной говорится: “Егда же целуют братия Евангелие, раздает игумен ваиа,” из чего можно заключить, что в сей праздник св. Евангелие износится на середину храма.

       Евангелие износится на все двунадесятые Богородичные праздники, когда таковые выпадают на воскресный день. В храмовой праздник святого, когда он приходится на воскресенье, Евангелие износится на середину церкви как обычно.

 

Как найти рядовой глас.

       1. Здесь уместно будет указать на соотношение между восемью гласами и числом недели по Пятидесятнице. Для того, чтобы определить глас недели нужно от порядкового числа недели отнять единицу и разделить на 8; остаток, получившийся от деления, укажет глас.

       Например, неделя 27-я по Пятидесятнице: 27—1 = 26. Деление 26 на 8 производит остаток 2. Глас 27-й недели будет 2-й. Если же остатка не будет, то поется 8-й глас.

       2. Для того, чтобы определить рядовое утреннее воскресное евангелие (и воскресный светилен и утреннюю стихиру евангельскую) нужно порядковое число недели разделить на 11 (столп утренних воскресных евангелий); чисто остатка будет означать рядовое евангелие.

       Например, неделя 32-я по Пятидесятнице: 32:11 = 2, остаток 10: рядовое утреннее воскресное евангелие 10-е.

       Если же число недели делится на 11 без остатка, то евангелие будет 11-е.

 

Пение “Воскресение Христово видевше.”

       На воскресном бдении воскресное евангелие читается священником на престоле, за исключением тех дней, когда положен полиелей и величание празднику. Тогда евангелие читается посреди храма. Во время чтения евангелия на престоле, прислужники со свечами стоят по обе стороны престола. По прочтении евангелия диакон, покровен, берет выносную свечу и становится перед амвоном. Туда же подходят прислужники со свечами. Священник в головном уборе и держа св. Евангелие на уровне плеч становится на амвоне, смотря на запад, в то время как поется “Воскресение Христово видевше.”

       При чтении 50 псалма, священник сходит с солеи и, в предшествии диакона и прислужников, кладет Евангелие на аналой посреди храма. Диакон ставит свечу за аналоем, вместе с прислужниками кланяется священнику и отходит на обычное место позади священника. Прислужники идут в алтарь.

       По окончании пения “Воскрес Иисус от гроба,” диакон становится правее аналоя и немного впереди его, кланяется священнику и глаголет: “Спаси, Боже, люди Твоя.” Прислужники, выйдя из алтаря, становятся позади священника.

       После целования Евангелия священник и диакон совершают поклон перед Евангелием, диакон принимает свечу и следует к солее. Священник берет Евангелие и восходит на солею, осеняет молящихся Евангелием и входит в алтарь через царские врата. Диакон возвращает свечу на обычное место у иконостаса и входит в алтарь. Священник и диакон совершают обычное поклонение перед престолом, целуют престол, после чего диакон закрывает царские врата. Завеса остается отдернутой, освещение в храме сокращается.

       Если на воскресном бдении бывает величание празднику или святому, тогда священник остается посреди храма, а диакон износит Евангелие на середину для чтения его священником, после чего следует на солею и держит Евангелие во время пения “Воскресение Христово видевше.” После пения диакон переносит Евангелие на аналой посреди храма.

       “Воскресение Христово видевше” поется в дни воскресные (исключая недели Ваий, Пятидесятницы и праздников Рождества Христова, Крещения, Преображения, хотя бы эти праздники случились и в воскресенье), в праздники: Воздвижения, Вознесения, в субботу Лазаря, и в седмичные дни со дня Пасхи до Вознесения. В день Пасхи, во всю Пасхальную седмицу и во все воскресные дни с Пасхи до Вознесения по трижды поется: “Воскресение Христово.” В прочие же дни эта песнь поется по однажды.

 

Молитва “Спаси, Боже, люди Твоя.”

       Когда на утрени было читано Евангелие, диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя.” На непраздничной утрени эта молитва бывает только в великую Четыредесятницу, кроме суббот и четверга Великого канона. Когда не бывает изнесения Евангелия на средину храма для целования, то эта молитва возглашается на амвоне перед царскими вратами, или как указано в Киевском служебнике, на солее перед образом Спасителя (местным). Сборник возгласов уточняет:

       “И диакон (буде воскресная служба) исшед из алтаря в царские врата и став пред местным образом Спасителя, держа и орарь в десной руке возглашает: “Спаси Боже люди Твоя,” и т.д.; в нарочитый же день праздника, диакон произносит сие посреди церкви пред образом праздника, лик: “Господи помилуй,” 12 раз. И настоятель возглашает: “Милостию и щедротами, и человеколюбием,” и проч. Лик “Аминь.” И поют канон воскресный, или праздника, — по указанию устава.

       В это время служащие, отдав взаимный поклон настоятелю, молятся с ним вместе пред св. образом праздника, прикладываются к нему и помазуются св. елеем — и отходят в алтарь.

       Также потом преклоняются пред св. образом и все предстоящие в храме и от настоятеля помазуются св. елеем” (Метод, стр. 277).

 

Канон.

       После молитвы: “Спаси, Боже, люди Твоя” Устав назначает петь канон. Эта часть утрени есть особенно праздничная, торжественная. Под именем канона разумеется собрание священных песнопений, составленных в честь празднуемого лица или события. Канон состоит из ирмосов (сцепление, связь), тропарей празднуемому событию или святому и песней Св. Писания, которые перемежевываются с песнями и тропарями. Канон состоит из девяти песней.

       Для того, чтобы понять содержание и смысл канонов, необходимо знать происхождение песней Св. Писания. Посему включаем в наши заметки описание построения и припевов канонов.

       “Под песнями Св. Писания разумеются гимны Господу Богу, находящиеся в Библии, — гимны, которые были воспеты, главным образом, в Ветхом Завете по случаю благодеяний Божиих, ниспосланных Иудеям. Песней Священного Писания десять.

       Содержание ирмоса первой песни заимствовано из благодарственной песни Моисея и Мариамны — сестры его, воспетой по переходе через Чермное море: “поим Господеви, славно бо прославися” (Исх. 15:1-19). Вторая песнь заключает угрозы и обличения Моисеем непокорных Иудеев, она начинается словами: “вонми небо, и возглаголю” (Втор. 32:1-43). Как песнь обличительная она поется только во время святой четыредесятницы. Содержание третьей песни заимствовано из благодарственной молитвы матери Самуила Анны, воспетой после рождения ею сына. Начальные слова этой песни: “утвердися сердце мое в Господе” (1 Цар. 2:110). Четвертая песнь заимствована из песни пророка Аввакума, который изображает явление Иисуса Христа под образом багряного солнца, восходящего из-за горы, осененной лесною чащею: “Господи, услышах слух Твой и убояхся” (Аввак. 3:1-19). Пятая песнь заимствована из песни пророка Исаии, в которой заключаются пророчества об Иисусе Христе и благодарность Богу за благодеяния, имеющие открыться чрез явление Мессии: “От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже” (Ис. 26:9-19). Шестая песнь заимствована из песни пророка Ионы бывшего три дня во чреве китове и потом выброшенного на сушу: “Возопих в скорби моей к Господу Богу” (Иона 2:17). Седьмая песнь — трех отроков в пещи: “Благословен еси Господи, Боже отец наших” (Дан. 3:26-56). Восьмая песнь — тех же отроков: “Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки” (Дан. 3:57-72).

       К этим восьми песням еще присоединяются: девятая песнь — Матери Божией: “Величит душа моя Господа,” и десятая песнь — Пророка Захарии о рождении сына его, Предтечи и Крестителя Господня: “Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим” (Лук. 1:46-55).

       Песни Священного Писания поются пред песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то пред девятою песнью канона поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь Пророка Захарии.

       Песни Священного Писания в полном составе, т.е. так, как они изложены в Библии, Устав назначает петь или читать только в седмичные дни великой Четыредесятницы” (Никольский, стр. 292).

       В Псалтири приводится последование стихословия ветхозаветных песней. Удобнее всего пользоваться порядком содержащемся в сборниках: “Службы на каждый день Первые седмицы Святого Великого Поста.”

       “В большей части храмов стихословие песней Священного Писания обыкновенно ограничивается только пением песни Богородицы: “Величит душа моя Господа.” И только в Великом посту стихословие всех песней исполняется так, как указывает Типикон. В особо печатаемых службах первой седмицы Великого поста излагается самое соединение стихов Свящ. Писания с ирмосами и тропарями канона. Во все дни же кроме Великого поста, пред тропарями канонов, вместо стихословия песен Священного Писания, поются припевы. Например, поется припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”; или: “Пресвятая Богородице, спаси нас,” или другие. При предпоследнем тропаре почти всегда бывает в каждой песни канона припев: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,” а при последнем тропаре припев: “И ныне, и присно, и во веки веков.” Пред 8-ю песнью канона поется припев: “Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа.” После же пения 8-й песни, пред пением катавасии, поется: “Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще” и проч. Таким образом, на 8-й песни канона, составленной по образцу песни отроков еврейских, славословие Пресвятой Троице возглашается теми словами, коими они славили Бога.

Обыкновенно стихи песней Священного Писания заменяются иными припевами потому, что в некоторые дни Устав назначает петь особые припевы, вместо стихов песней Священного Писания. Так, в четверток 5-й седмицы Великого поста сказано в Типиконе: “Песней не стихословим. И абие начинаем Великий канон... припевающе: ‘Помилуй мя, Боже, помилуй мя.’ К стихам канона Преподобные Марии: ‘Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.’ К стихам преподобного Андрея припев: ‘Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.’ В субботу Сырной седмицы поется 2-я песнь канона св. Отец. Вторую же песнь в Псалтири не глаголем, но припеваем: Преподобнии Отцы, молите Бога о нас” (Тип. Сырн. суб.). В Пасху Устав назначает припев: “Христос воскресе из мертвых.” В недели (воскресенья) Устав указывает пред тропарями (первыми в каждой песни канона) петь припев не из стихов Священного Писания. Во 2-й главе Типикона читаем: “к первому же тропарю припев: ‘Слава Господи святому воскресению Твоему.’” Таже припевы песней воскресных (писаны в Ирмологионе). Под “ припевами песней воскресных, кои писаны в Ирмологионе,” разумеются стихи песней Священного Писания (См. Ирмологион; Никольский, стр. 294-295).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.